Переломы пальцев у пианистов

Переломы пальцев у пианистов thumbnail
Сегодня — 10 лет со дня преждевременной смерти гениального пианиста АЛЕКСЕЯ СУЛТАНОВА
(7 августа 1969-30 июня 2005)
Он умер, как и Моцарт, в 35 лет.

Для начала — краткие сведения из сети.

Судьба Султанова яркой кометой пересекает историю классической музыки 80-х и 90-х годов, искрой затухая в 2000-х. Вот основные вехи недолгой, но необычной жизни этого человека.

  • Подобно Гленну Гульду и Святославу Рихтеру, Алексей родился в семье профессиональных музыкантов.  Его родители были преподавателями консерватории Ташкента – города, который и стал малой родиной будущего виртуоза.

  • Уже в два года Султанов продемонстрировал талант к музыке, проявив интерес к домашнему пианино и очень быстро научившись извлекать из него не только звуки, привлекающие внимание, но и настоящие мелодии. Как и канадец Гленн Гульд, Султанов почти с младенчества был избран музыкой.
  • В пять лет Алексей уже сумел найти ошибку в партитуре концерта Хиндемита, который репетировал его отец к аспирантскому экзамену. Ребенок поразил профессиональных музыкантов, проявив тонкое врожденное понимание предмета.

    Уже с двух лет Султанов занимался музыкой

  • Первой учительницей Султанова стала Тамара Попович. Она стала самым чутким педагогом в жизни Алексея, проявив к нему внимание, которого юноше так потом не хватало от «ремесленников» из московской консерватории. К восьми годам вундеркинд уже играл Баха, Моцарта, Бетховена, поражая манерой исполнения маститых специалистов.
  • Султанов так и не сумел победить на конкурсе Чайковского 1986 года. Шансы на победу разрушила случайность: крышка инструмента, на котором тренировался юный гений, упала, сломав ему пальцы на одной руке. Но Алексей не сдался: получив минимальную медицинскую помощь, парень решил играть под анестезией, сломанными пальцами. Превозмогая боль. Он был фаворитом, но жюри «очень сочувствовало мальчику со сломанными пальцами» и «для его же безопасности» не пустило Алексея в финал.
  • Султанов был одним из самых молодых дебютантов конкурса Чайковского, но из-за травмы не сумел повторить триумф «старшего товарища» – виртуоза Григория Соколова, сумевшего в шестнадцать лет одержать победу на этом конкурсе. Поражение, возможно, стало для Султанова самым трагическим событием в жизни, событием, помешавшим ему прославиться на родине.
  • Учась в московской консерватории, Алексей Султанов узнал о визите в Россию Владимира Горовица – кумира своего детства. Пианист обладал довольно авантюрным складом ума: поняв, что бедным студентам (и ему в том числе) просто не хватит денег на билеты, он сагитировал весь курс пробраться в концертный зал через чердак. «Надо всего-то перепрыгнуть с одной крыши на другую», – сказал Султанов друзьям.

    Кумиром Султанова в мире музыки был Владимир Горовиц

  • Добравшись до чердака и взглянув вниз, сокурсники Султанова побоялись прыгать, отважилась лишь одна девушка – виолончелистка Даце Абеле. Но она поскользнулась. «Я оглянулся назад, увидел, что девушка падает, ну и схватил ее, другой рукой взялся за антенну и вытянул». Так начался роман, который превратился в крепкую супружескую связь Алексея и Даце, продлившуюся до конца жизни пианиста.
  • Слава пришла к Алексею за пределами России: в 1989 году он выиграл престижный конкурс Вэна Клайберна в США. Гениальный пианист Алексей Султанов не просто взорвал зал, играя «Мефисто-вальс» Листа, он сумел порвать две рояльных струны.
  • После победы на конкурсе Султанов получил множество концертных приглашений и совершил, возможно, роковой шаг, приняв предложение провести 400 концертов за два года. Возможно, именно этот график – бесконечные перелеты, смена часовых поясов, жизнь на ногах, буря эмоций, сопровождающая каждый концерт, привела пианиста к первому инсульту в 26 лет.
  • Султанов бросил консерваторию в Москве и переехал в США в начале 90-х, а в России его тем временем искали с повестками – никому не известного на родине пианиста пытались «забрить» в армию.
  • В 1995 году Султанов стал победителем конкурса Шопена в Варшаве, но жюри отказалось присуждать ему первое место, а от второго пианист отказался. Тут и пришел инсульт. Эмоциональная нагрузка оказалась чрезмерной.
  • 1998 год стал еще одной страшной датой для пианиста: он вновь участвовал в конкурсе Чайковского – и вновь проиграл. «Излишне вольным и темпераментным» назвало жюри исполнение Султановым Седьмой сонаты Прокофьева, композиции, которой в его исполнении 20 минут аплодировал зал.
  • Возрастные ограничения не позволили Султанову в третий раз попытаться одержать победу на престижном, но полностью дискредитировавшем себя конкурсе.
  • «Его бунтарская душа пронеслась под сводами конкурсного зала – в облике ли Шопена или Бетховена, Чайковского или Прокофьева, оставив гипнотический след музыкального инакомыслия и щемящую печальную мысль о том, что конкурс Чайковского уже никогда не назовет Султанова в числе своих победителей», – писала в 1998-м «Литературная газета».
  • В 2001 году Султанов перенес второй инсульт, уже в США, куда уехал, навсегда покинув Россию. Но, как и в случае со сломанными пальцами, Алексей не сдался – он играл на благотворительных концертах, играл одной рукой, а вместо второй играла его супруга, верная Даце Абеле, во всем поддерживающая избранника.
  • Прогорев ярким костром до самого неба, Алексей умер в 2005 году, так и не сумев победить последствия инсульта.

Тут подробно рассказывается история борьбы, триумфа, поражения и воскресения:
https://www.classicalforum.ru/index.php?topic=6871.0
Однако не принимайте текст за чистую монету. Если вчитаться, нельзя не ощутить тенденциозности этого «журналистского расследования», завершаемого «разоблачительным» комментарием.
А здесь брат пианиста, Сергей Султанов рассказывает о том, что произошло на Одиннадцатом конкурсе Чайковского

https://youtu.be/-REggH1lZ5M
Пресса об исполнительстве Султанова:
Мацуев на втором туре ограничился выполнением весьма скромной зада­чи сыграть программу (довольно несложную) с верными нотами, ровненько от начала до конца.
скандал у пианистов. В списке восьми участников третьего тура не оказалось того, чье присут­ствие там для публики было неос­поримым, Алексея Султанова.

Объявляя итоги, председатель фор­тепьянного жюри Андрей Эшпай не скрывал своего заупокойного настрое­ния. «Чем утешаться срезавшимся?» В дело пошел Равель, трижды не удосто­енный Римской премии. Последняя подпитка, совершенная им в 1905 году, «поверьте, тоже ни к чему не привела, но ведь мы-то знаем Равеля, а не тех, кто выиграл у него эту премию».

Забавно и— ничего не скажешь — культурно. Вроде и себя полили, а без ущерба для «общего дела». Собственно, в возможностях жюри, где роль «серого кардинала» по-прежнему иг­рает профессор Сергей Доренский, ничтоже сумняшеся «протянувший» на третий тур четырех своих учеников (ровно половину финалистов), никто не сомневался. Разве престижу и репу­тации конкурса может помешать такая мелочь, как приватные договореннос­ти тех,кто нужен финалу (даже если очевидно плохо играл, как Вадим Руденко), а кто и вовсе не нужен? Ни фи­налу. Ни конкурсу им. Чайковского. Ни публике, которую, как присягал на от­крытии тот же Андрей Эшпай, обма­нуть невозможно.
Итак, в третьем туре у пианистов — восемь спортсменов. Пятеро наших (Денис Мацуев,.Виктория Корчинская-Коган, Вадим Руденко, Максим Филип­пов, Сергей Тарасов). Еще один — ук­раинец (Олег Полянский). На закус­ку — британец (Фредерик Кемпф), ко­торому наверняка дадут вторую пре­мию, и японка (Мика Сато) — так, для балласта. Почему-то на «итогах» бур­ных аплодисментов удостоили выле­тевшего американца Роберта Тиса. А на Султанове все осеклись. Повисло неловкое молчание.
Очевидно, что на первом месте ока­жется Денис Мацуев — питомец «Но­вых имен», достойный игрок в амплуа Вана Клиберна. Высокий, уверенный в себе, техничный и предсказуемый во всем. Уже сегодня очевидно, что на его последующих сольниках никому никогда не будет предложено ничего нового, интересного и нестандартного. Кроме выправки, посадки — под углом в 130 градусов назад— и холодного виртуозно-лирического шика. Разуме­ется, с долей нервячки, которая ощу­щалась, когда Мацуев во втором туре играл «Мефисто-вальс», был зажат, но которую успешно ликвидировал в медленной части Седьмой сонаты Про­кофьева.
Слушая и наблюдая такого пианис­та, можно было предположить увлека­тельную интригу в финале между ним, стандартным музыкальным клерком, и Алексеем Султановым, коренастым странником. Чем занимала бы эта ин­трига? Для жюри и публики это озна­чало бы борьбу за выбор исполнитель­ского стандарта или нестандарта. За поиски очередного чемпиона или, нап­ротив, «сверхэнергетика, почти непри­лично завораживающего зал своей нервически-импульсивной тайной. У’ жюри от этой тайны, похоже, у первого сдали нервы. А может, Сергей Дорен­ский вдруг сильно забоялся, что у стер­того лица его спортсменского класса будет хоть один противоположного свойства конкурент. В любом случае то, чем можно было бы оживить фи­нал, судорожно выкинули на помойку.
Теперь у пианистов мы будем иметь дело только с цифрами, секундомера­ми; двигательно-мускульными презен­тациями и растягиваемыми, как на эс­пандере — плюс-минус сантиметр в темпе, в громкости, в точности,— фортепьянными концертами. Чайковско­го—Прокофьева. Чайковского-Рахма­нинова. Чайковского—Прокофьева. Чайковского—Шопена. Сверните уши, вынимайте ноги. Считайте пальцы и баллы, баллы. Viva Доренский — gaudeamus igitur боксеров от музыки. Русская сборная победила в коман­дном зачете. Зачем финал?
Елена Черемных, Коммерсантъ
 *
…Были преданы лучшие традиции жюри Конкурса Чайковского, всегда стремившегося к поощрению ЛИЧНОСТЕЙ ИНТЕРЕСНЫХ МУЗЫ­КАНТОВ. А здесь было проявлено именно пренебрежение к личности ярчайшего музыкального таланта. В результате в финал конкурса пианистов оказалась образцово-показательная «спортивная» команда конкурсных бойцов с явным дефицитом талантов художественной интерпретации…
А об участнике второго тура конкурса пианистов Алексее Султанове позаботилось лишь… Московское купеческое общество, присудив ему свой приз «За артистизм». Ответом зала была громовая про­должительная овация, больше похожая на. демонстрацию…

  Тамара Грум-Гржимайло
  «Литературная газета», 08.07.98

      Если звезды гасят, -это кому-нибудь нужно

Выступая на открытии XI Международного конкурса им. Чайковского, Тихон Николаевич Хренников по­обещал, что все будет по-другому. Что престиж конкурса надо срочно поднять (обронили его), и мы его подни­мем на небывалую высоту.
И подняли! В финале 5 русских пианистов: 4 ученика Доренского, четвертый — Филиппов, пятый — Тара­сов. Все хорошие (хуже — лучше) пианисты. А выдающийся, талантливый, вызвавший своим «магическим» ис­полнением «бурю в зале» и ураган в Москве (так писали газеты) — Алексей Султанов не удостоился этой чес­ти!
На объявлении результатов Андрей Эшпай, смущенно извинялся из-за электронной системы подсчета баллов. А где Вы были, Господа, российские музыканты? Машина выдала Вам результат! Результат Вашей по­средственности, трусости, мелочности и, пожалуй, бездарности, человеческой и профессиональной. Во все века, что не укладывалось в Прокрустово Ложе обывателя, фарисея, подвергалось издевательствам, гонени­ям. Можно поздравить Андрея Эшпая, — он умыл руки классически.
Мы не верим, что иностранные члены жюри Вас, душителей талантов, поддержали! Скорее всего, поль­зуясь идиотской системой подсчета баллов, наш прославленный «Крестный отец» мэтр Доренский, как всегда, обвел всех вокруг пальца (Браво, Сережа, ты, как всегда, на высоте. Вечно жил, вечно жив, вечно будешь жить).
Зачем нам яркие звезды? Зачем нам слава? Хотели как лучше, а получилось как всегда, даже хуже. Бо­же! Спаси и сохрани нашу бедную Россию.
Что сделал этот гений? Он дотронулся до наших душ, он заставил всех затаить дыхание на целый час: Он открыл Вам, что Вы живы.
Его выступление ни разу не было показано на телеканале «Культура» — полная блокада. Так называе­мый критик — ведущий (а скорее ведомый) Тернявский (Латунский), или как его там еще зовут, высасывал из пальца глупости про форте и пиано и ни разу не дал послушать Алексея. Грязно и гадко. Грязная статья в «Вечерней Москве».
Позор! А когда-то Вы тоже были известны своей игрой на рояле, а не «игрой в баллы». Стыдно, Господа!

   «Независимый музыкант»
   5 августа 1998 г.
В конце первого тура конкурса пианистов член его жюри, профессор Сергей Доренский сказал:
—          Многие конкурсы перешли на эту систему, когда все решают цифры, а не мнения членов жюри. У
меня как члена жюри опыт огромный: это мой 65-й международный конкурс. И я утверждаю: ни одно
обсуждение не было никогда плодотворным.
Но закончился второй тур у пианистов, и все ахнули, узнав решение жюри и имена «победительной» восьмерки, вышедшей на финишную прямую: четверо пианистов из восьми были учениками Сергея Доренского. И на голову профессора обрушилась глыба «уличений» и «разоблачений» в прессе, не стесняющейся, как известно, в выражениях. Кто-то даже предложил назвать этот конкурс именем Доренского…
Первая досталась  Денису Мацуеву, одаренному, но слишком увлеченному псевдоромантической «трепетностью» трактовок и «вдохновенным» закатыванием глаз (что,похоже, понравилось публике).
*
Приведу главку из умопомрачительного интервью Мацуева, данного им  в 2009-м году одному полуглянцевому журналу:

-ЛЕМ!
*

Такой откровенный  «расстегайчик»…
Разговор профессионалов —
Мацуев:  — «замочить?» Дорен в ответ:»фиг с тобою, мочи!»

Ещё из прессы 98-года. Спорно, но прислушаться стоит:
Совершенно очевидно, что в контексте современной музыкальной жизни нынешние принципы конкурса Чайковского архаичны, если не пагубны для российских молодых исполнителей. Они поддерживают иллюзию востребованности устаревших ориентиров нашего му­зыкального воспитания, готовящего не столько специалистов, сколько лидеров-бойцов неопределенного на­значения, причем без истинных лидерских качеств
Сейчас победа на конкурсе Чайковского не является даже критерием профессионализма. Его между­народность формальна: мировых художественных тенденций он не отражает. Да и картина современной российской музыкальной жизни предстает на нем неполной и искаженной: многие интересные молодые му­зыканты обходятся без участия в этом состязании. Таким образом, исчерпав свои «проектные возможности», конкурс Чайковского остается лишь памятником советской эпохи. Дорогим и практически бесполезным.
*

Однако вернёмся к Алексею Султанову.
Его пиано и нюансировка в 13-м Ноктюрне стали темой исследования

Самобытная интерпретация Четвёртой шопеновской Баллады:

https://www.youtube.com/watch?v=177avjdU2K0
https://www.myfreemp3.re/mp3/Chopin+Sultanov
Исполнение бетховенской «Аппассионаты»:

Скрябин, 12-й этюд:

Я не заканчиваю свой пост.
Я ещё продолжу.

Источник

ДУХ МУЗЫКИ БУДЕТ ЖИТЬ

Даце Султанова подкатила кресло мужа к электропианино в их доме в Форт-Уорте и Алексей начал репетировать сложнейшие музыкальные произведения.

Оказавшись парализованным в результате инсульта, перенесенного в 2001 г., получивший международную славу и признание пианист потерял способность самостоятельно передвигаться и разговаривать. Однако его правая рука уже заново научилась играть фрагменты фортепианных концертов Шопена, сонат Моцарта, пьес Чайковского, написанных для детского репертуара, а также массу другой музыки.

Июньским утром 2004 г, Султанов показал указательным пальцем на Концерт № 3 Рахманинова, произведение, которое множество пианистов опасаются играть.

В своей интерпретации Концерта Султанов оставил лишь мелодию, убрав всю наполняющую ее фактуру.

Для ортодоксальных поклонников искусства его усилия показались бы насмешкой над этим гениальным творением. Султанов был вынужден по-своему интерпретировать произведения, шаг, на который он никогда бы не решился, если бы был здоров.
Алеша перераспределил роли каждого из своих пяти пальцев, некогда летавших по клавиатуре. В то время как рука перемещалась по клавишам, ум пытался выбрать ноты, необходимые для рождения музыки, которую он слышал через внутренний слух.

Он перераспределил монументальную поступь основной темы концерта в несколько мотивов, которые он был в состоянии сыграть.

На вопрос жены о том, хочет ли он попробовать импровизацию, он жестом ответил ей «да» и она поставила запись композиции Эллы Фицжеральд «My Funny Valentine.» Алеша начал подбирать мелодию на электропианино, сразу определив тональность и нужные ноты, что являлось доказательством сохранности его абсолютного слуха.

Но это было еще не все.

Звучание мягкого и вместе с тем прозрачного голоса Эллы Фицжеральд, исполнявшей песню на печальные стихи Лоренца Харта «Your looks are laughable, unphotographable, yet you’re my favorite work of art.»

Под звуки голоса Эллы Фицжеральд две слезинки скатились по щекам Алеши, которые сразу зарумянились.

Музыка всегда была частью его души.

ПРАЗДНИК РАЗУМА

Неподготовленному человеку практически невозможно понять, каким образом частично парализованный Алексей Султанов может одной рукой играть на фортепиано. Невероятно, но факт: Алексей, утративший способность говорить и ходить, одной рукой, сохранившей подвижность, способен заново раскрывать музыкальный замысел.

Для ответа на этот вопрос необходимо лучше понять картину происходившего.

«Несмотря на изменения во внешности, его внутренний мир пострадал значительно меньше», объясняет доктор Марк Трамо, директор Института изучения мозга Гарвардского Университета. За ответом на вопрос, каким образом музыкант, невзирая на ограниченные возможности, продолжает занятия музыкой, мы обратились к доктору Трамо с просьбой изучить результаты компьютерной томографии мозга Султанова, а также данные ядерно-магнитного сканирования.

Инсульты разрушили ту часть мозга Султанова, которая несет ответственность за получение сигналов от рецепторов тела. Также получила повреждения мозговая ткань, посылающая сигналы нервным рецепторам. Нарушения в этих областях мозга приводит к практически полной потере моторных способностей.

«Однако его кортикальная регуляция, то есть регуляция функций корой головного мозга, осталась неповрежденной после перенесенных в 2001 г. инсультов; эта регуляция заключена в области мозга, которая, по мнению ученых, позволяет нам воспринимать мир», объясняет доктор Трамо.

«Музыкальные способности, способности к эмоциональному восприятию и абстрактное мышление сохранились, поскольку те области мозга, которые отвечают за интеллект и художественное восприятие мира, остались неповрежденными», рассказывает доктор Трамо. «Также сохранилась его музыкальная память».

На клеточном уровне область мозга, в которой сосредоточены музыкальные способности, считается «террой инкогнита». Гибель мозга Султанова в результате инсультов показала, насколько быстро может произойти потеря выдающихся способностей, и как мучительно тяжело дается их восстановление.
Наука все еще пытается постигнуть тайну музыкального мышления. Согласно одной из последних гипотез музыкальные способности заложены в слуховой зоне коры головного мозга, расположенной в области ушей. Томография головного мозга Султанова показала, что эта область, а именно правая ее часть, оказалась непострадавшей. Лобная доля головного мозга, ответственная за планирование, концентрацию внимания и способность рассуждать, также осталась без повреждений.

С точки зрения последних достижений науки, представляется возможным предположить, что успехи Султанова в процессе реабилитации, настолько удивившие врачей, связаны с отличиями мозга музыканта от мозга человека, не связанного с музыкой.

Согласно данным исследований выявлено, что у людей, занимающихся музыкой, особым образом развиты отдельные области полушарий головного мозга, ответственные за музыкальные способности. Эти части мозга, в случае необходимости, способны дублировать функции поврежденных областей.

«Мозг – это система со многими неизвестными. У нас нет четкого представления о механизме ее функционирования», говорит Питер Кариани, ученый медицинского центра в Туфтце, несколько десятилетий изучающий взаимосвязь мозга и музыки. «Нам до сих пор неизвестны ни механизмы организации мозговых процессов, ни природа вычислительных процессов, происходящих внутри него».

«Хотя последние исследования в этой области установили, что за мелодическую линию отвечает правое полушарие мозга, а за ритмическую основу — левое, остается немало вопросов, требующих ответа», говорит доктор Готфрид Шлауг, директор исследовательской лаборатории изучения взаимосвязи нейропроцессов и музыки в научно-исследовательском медицинском центре Бет Диконесс в Израиле.

«Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, в каких областях мозга протекают музыкальные процессы», рассказывает доктор Шлауг. Не установлено, какая область мозга отвечает за определение высоты звука, также остается неразгаданным механизм восприятия гармонии»

Способность Султанова к игре на фортепиано после перенесенных инсультов послужила доказательством восстановления ряда музыкальных функций его головного мозга. Он оказался не только в состоянии вспомнить старую вещь, пусть в сокращенном изложении, но и по слуху подобрать новую.

Доктора верили в то, что с помощью музыкальных занятий и публичных выступлений, Султанов заставит собственный мозг вернуть утраченные рубежи.

Несмотря на то, что судьба отказала ему в полном восстановлении двигательных функций, сознание великого музыканта оставалось живым.

ПРЕКРАСНАЯ АМЕРИКА

Даце вкатила инвалидное кресло своего мужа в огромный Конференц-Зал в Форт Уорте, где больше 1000 человек должны были стать свидетелями долгожданного музыкального события.

Даце и Алексей Султановы, давно мечтавшие об этом дне, как и другие люди, собравшиеся в зале, собирались стать законными гражданами США. Алексей Султанов успешно прошел тест на получение гражданства, жестами отвечая на вопросы «да» или «нет», поэтому чета решила отметить музыкой это важное событие своей жизни.

За пару недель до Дня Благодарения 2004 г, они сделали запрос на разрешение музыкального исполнения в ходе церемонии.

Судья Магистратуры Чарлз Блейл, ответственный за церемонию, рассказал публике в своей вступительной речи об инсультах, перенесенных Алексеем, и частичном параличе.

После окончания вступительной речи Блейла, Даце Султанова включила электропианино и дуэт начал исполнять патриотическую композицию «Прекрасная Америка». Даце исполняла вторую партию с торжественными аккордами, а Алексей играл мелодию своей правой рукой.

В ярко красной рубашке с изображением национального американского флага, закрепленного на инвалидном кресле, впервые после болезни, Султанов выступал перед многочисленной аудиторией.

Во время игры публика постепенно оживилась, люди принялись медленно вставать со своих мест, чтобы лучше увидеть Алексея со звездно-полосатым флагом и Даце, также в одежде с изображением национальной символики США. Из толпы стали подниматься видеокамеры на вытянутых руках, и, прежде, чем Даце и Алеша завершили свое исполнение национального гимна, бригада телерепортеров уже ворвалась в зал, заливая Султановых яркими потоками света.
Файзулхак Абдулхакович Султанов, специально прилетевший из Москвы на церемонию получения Султановыми американского гражданства, также снимал выступление на видеокамеру. Даце плакала, по ее лицу катились слезы.

Не успел дуэт доиграть заключительные аккорды, как вся аудитория разразилась бурей аплодисментов, люди вставали и стоя устроили овацию. Больше всех радовалась и аплодировала Донна Уиттен, физиотерапевт, которая настояла на возобновлении музыкальных занятий.

Мало кто из присутствовавших помнил о том, что в этом же месте, но 15 годами ранее, Султанов был удостоен таких же оваций, когда завоевал свою первую премию и золотую медаль на международном конкурсе имени Вана Клиберна.

Когда телерепортеры направились к чете Султановых чтобы взять интервью для показа в вечерних новостях, пианист поднял свою правую руку и медленно помахал публике в знак приветствия – в том же месте, но в другой час.

Музыка Султанова по-прежнему никого не оставляла равнодушным.

КОНЕЦ БОРЬБЫ

В течение нескольких месяцев после этого торжественного события, Алеша и Даце выступили с рядом концертов в больницах и домах престарелых. Они постоянно расширяли свой репертуар, состоявший из произведений классической музыки, а также пополняли его своими обработками популярных мелодий, например, Скотта Джоплина «Maple Leaf Rag», и композицией, ставшей у них хитом, «Deep in the Heart of Texas».

На отдых Султановы обычно ездили на машине в местечко Галвенстон, расположенное в пяти часах пути от дома. Дувший с моря бриз чудесным образом избавил Алешу от аллергии. Пара морских раковин, отполированных морем, навевали чете Султановых мечты о приобретении собственного дома на побережье.
28 июня 2005 г к ним в очередной раз из Риги приехала мама Даце, Бенита Абеле. Втроем они жарили шашлыки, Алеша собственноручно переворачивал мясо на гриле.
На следующий день после плотного завтрака Даце повезла Алешу на плавание в местный Христианский Молодежный центр. Вечером они собрались в зале, чтобы посмотреть финал конкурса «The Real Gilligan’s Island,» реалити-шоу, который любил смотреть Алеша, потому что, по словам Даце, ему не терпелось узнать, кто выиграет главный приз размером в 250 тысяч долларов.

Около 10 вечера Даце уложила Алешу спать, напомнив ему, что утром следующего дня им нужно рано встать, около 7 утра, чтобы успеть погулять на озере до солнцепека.

Около 4:30 утра Алеша почувствовал дискомфорт, и Даце помогла ему повернуться: как правило, она делала это каждые полтора часа. Потом она закрыла глаза, заснула и проспала до 9 утра.

«Алеша, просыпайся, нам пора на озеро», сказала она мужу. Но ответа не последовало. Она дотронулось до него, чтобы разбудить, но он не проснулся. Тогда Даце поняла, что он не дышит. Стала звать свою маму.

Направлявшаяся в сад Бенита Абеле, поспешила войти в дом.
Когда она вбежала в спальню, то увидела Алешу, лежавшего на кровати, Даце уже делала ему непрямой массаж сердца, плечом зажав телефонную трубку у уха.

«Вызывай скорую!». Даце набрала номер службы спасения 911 в 9:25 утра. «Мой муж не дышит, он посинел, я проснулась и увидела, что он не дышит».

Оператор записал адрес, велел положить пострадавшего на пол и продолжать реанимационные мероприятия. С маминой помощью Даце положила Алешу на деревянный пол.
Даце делала мужу искусственное дыхание, но безрезультатно. Сердцебиения не было.
«У него было удивительно спокойное выражение лица, глаза были закрыты», вспоминает она.
Несколько минут спустя прибыла бригада скорой помощи, пульс не прощупывался. «Раз или два они надавили ему на грудь», вспоминает Даце.

Врачи бригады скорой помощи сказали, что ничем помочь уже нельзя. В 9.34 медики констатировали смерть и удалились.

Увидев карету скорой помощи возле дома, соседи и друзья стали приходить в дом.

«Даце со своей мамой молча сидели на коленях около тела Алеши, они были убиты горем», вспоминает Шерри Крамер, жена невропатолога, лечившего Алешу.

Бригада медиков накрыла тело Алеши тонкой голубой тканью. В свидетельстве о смерти доктор Крамер констатировал остановку сердечно-дыхательной деятельности в период с 4:30 до 9 утра.

Сердце Алеши остановилось в результате сбоя в регуляции сердечно-дыхательной деятельности, произошедшей в стволе головного мозга. Нарушение функций ствола головного мозга было вызвано перенесенными инсультами.
Доктор Крамер объяснил, что точные причины смерти останутся неизвестными, даже вскрытие вряд ли покажет их.

По мнению доктора Крамера, булимия, от которой Алексей страдал в течение многих лет, могла послужить поводом для возникновения инсульта, однако ее нельзя считать виновной в смерти пианиста.

«У него было не одна, а несколько проблем, связанных с угрозой здоровью», вспоминает доктор. «Мне хочется верить, что он умер во сне».

После консультации с патологоанатомом, Крамер и Даце решили, что вскрытие производиться не будет.
«Мы множество раз делали томографию головного мозга Султанова, и были готовы к самому худшему», вспоминает Крамер.

Прежде чем тело Султанова забрали в морг, Даце взяла ножницы и отрезала прядь волос мужа, спрятав ее в ящик тумбочки.

Потом она позвонила в Москву, чтобы передать родным скорбное известие о кончине. Трубку поднял отец Алеши, но как только Даце сказала ему о случившимся, он выронил трубку, и Даце услышала плач и крик на другом конце провода.

Два дня спустя из Москвы прилетел Файзулхак Абдулхакович, папа Алеши, Наталия Михайловна была не в состоянии приехать от навалившегося на нее горя.

Позже Даце выполнила давнюю волю Султанова о кремации его тела. Урна с прахом заняла место на полке в гостиной их дома, в окружении множества собранных ими мягких игрушек, которые, возможно, символизировали детские радости, которых Султанов был практически лишен в детстве.

В дом приходили посетители, чтобы отдать дань уважения усопшему.
Для участия в траурной церемонии прощания более сотни поклонников таланта Алеши съехались в Форт-Уорт в Музей Современного искусства. Ван Клиберн, прославленный пианист, произнес траурную речь в память об Алеше. Другие знаменитости также воздали почести Алеше, а Даце, погрузившись в свое горе, оставалась сидеть в заднем ряду. Она была одета так же, как и на церемонии получения американского гражданства. Если бы не смерть, разлучившая их, День Независимости они встретили бы вместе как граждане США.

После завершения траурной церемонии, Айлин Хаммель, врач, на практике применяющий целительное воздействие музыки, а по совместительству пилот, высказал Даце сожаление, что он не успел выполнить обещание, данное Алеше: покатать его на самолете. С начала болезни Султанов ни разу не поднимался в воздух, хотя ему очень хотелось снова оказаться в небе.

Хаммель сказал Даце, что готов выполнить свое старое обещание.

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ

Практически все, кто близко был знаком с семьей Султановых, в начале августа собрались в местечке Гальвестон для участия в церемонии прощания с Алешей. Даце сопровождала урну с прахом своего мужа до Гальвенстона на борту легкого самолета Сессна-172, пилотируемого Хаммелем.

С воздуха она решила развеять прах Алексея Султанова над местом, в котором ему очень нравилось бывать. Вечером 5 августа она остановилась на ночлег в мотеле Гальвенстона, захватив с собой несколько алых роз из их домашнего сада.

На заре дня, который мог бы стать 36-летием Алеши, Даце смешала лепестки алых роз с прахом своего мужа, чтобы с земли могли наблюдать его последний полет.
В 9 утра Даце и Браун отправились на машине на маленький частный аэродром, где их ждал легкий самолет, на котором они поднялись в воздух. Накануне Даце приготовила контейнер красного цвета, любимого цвета Алеши, и наполнила его прахом, перемешанным с лепестками роз.
Все собрались на берегу моря.

Доктор Крамер открыл дверь машины, прибавил громкость и включил воспроизведение 7-летним Алешей Моцартовского концертного Рондо ре мажор, произведения, которое ознаменовало начало его головокружительной, но безвременно оборванной карьеры.

Когда запись закончилась, все пропели: «С днем рождения, тебя, Алеша» и направились к морю.

Вскоре в небе показался самолет. Он возник на фоне ослепительно синего неба, группа людей на земле приветствовала его, нацелив на него объективы видео и фото камер.
Самолет сделал круг почета и через три минуты вернулся, опустившись до высоты 100 метров.
В кабине Сессны Даце смотрела на землю в окно, ей не хотелось расставаться с прахом мужа.

«Я не знаю, захочу ли я это сделать», прошептала она.

Слезы потекли ручьями по ее лицу, но потом она словно почувствовала присутствие мужа.
«Я знала, что он этого хотел», призналась она потом.

Быстрым движением, она поднесла контейнер к окну, и порыв ветра выполнил за нее волю мужа.

Приземлившись, Даце обняла каждого их присутствовавших и раздала всем красные бумажные стаканчики.

Она достала приготовленное шампанское и медленно вошла в воду. Потом открыла бутылку, наполнила свой стаканчик, выпила его до дна.

Потом вышла из воды и налила шампанское каждому.

«Теперь Алеша снова сможет играть», тихо произнесла она, обращаясь к небесам, «двумя руками».

(конец послесловия)

Источник

Читайте также:  Сколько заживает локтевая кость после перелома