Переломы нижней конечности при дтп

Нижние конечности постоянно подвергаются большой нагрузке и воздействию опасных факторов. Их травмы наиболее распространены среди всех повреждений опорно-двигательного аппарата. Это могут быть как обычные синяки и повреждения кожного покрова, так и вывихи, разрывы мышц и серьезные переломы.
Травмы ног редко представляют угрозу для жизни, но всегда характеризуются резкой, сильной болью и способны привести к инвалидности. Своевременная и грамотно оказанная помощь поможет сократить период восстановления, а также предотвратить серьезные неотвратимые последствия для опорно-двигательного аппарата.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся травмы нижних конечностей, их характерные симптомы, и как можно помочь пострадавшему до приезда медицинской бригады.
Перелом шейки бедра
Эта травма характерна для людей пожилого возраста, чаще всего женщин. Может возникнуть при падении иили получении несильного ушиба. Такой перелом часто возникает из-за наличия у пострадавшего остеопороза. Часто требуется хирургическое лечение в течение года после получения перелома. Если операция не проведена, то травма приводит к лежащему образу жизни, и смерти.
О травме сигнализируют следующие симптомы:
- При покое болевой синдром не сильный. Он может возникать только при движении.
- Похлопывание по пятке вызывает боль в паху или бедре.
- Форма бедра может измениться. Нога со стороны травмы слегка укорачивается за счет смещения кости.
- При попытке перевернуться, можно услышать хруст в месте перелома бедра.
Доврачебная помощь заключается лишь в обезболивании и обеспечении неподвижности нижней части тела. Для предотвращения болевого шока и снятия паники у пострадавшего подойдут любые анальгетики. Однако помните, что у пожилых людей могут быть сопутствующие заболевания, и аллергия на те или иные препараты. Если человек в сознании, узнайте, какие таблетки ему противопоказаны.
Обездвижить травмированную конечность нужно путем наложения шины. Ее можно сделать из длинной палки или доски. Во избежание повреждения кожи рекомендуется обернуть ее любой мягкой тканью. С внешней стороны накладывать шину следует начиная с подмышечной впадины, и заканчивая щиколоткой. С внутренней стороны бедра накладываем по всей длине ноги, начиная с паховой области.
Не давайте человеку делать резких движений. Транспортировку осуществляйте только лежа.
Перелом таза
Перелом тазовых костей характеризуется тем, что пострадавший вынужден находиться в позе «лягушки» (с разведенными в сторону полусогнутыми ногами). Движения значительно ограничены. Резкая боль в области таза, которая усиливается при попытке свести или развести ноги. Часто при такой травме возникает заметная гематома, значительная припухлость.
Перелом таза может осложняться повреждением внутренних органов: мочевого пузыря, уретры. На это указывают боли в животе, кровь в моче, болезненное иили неконтролируемое мочеиспускание.
Шок от боли и травмы приводит к крайне тяжелому состоянию пострадавшего. До приезда врачей необходимо уменьшить болевой синдром любыми обезболивающими медикаментами. Под таз следует подложить валик, который можно сделать из одежды или одеяла. Также можно стянуть тазовую область полотенцем, но не переусердствуйте. Это поможет уменьшить возможное внутреннее кровотечение и боль.
При необходимости перемещения, перенос возможен только в позе «лягушки». При этом человека следует положить на круглый жесткий предмет (щит). Транспортировать только в лежащем положении.
Перелом лодыжки
Перелом лодыжки
Как распознать этот вид травмы нижних конечностей? Прежде следует обратить внимание на такие симптомы:
- Боль может возникнуть как в момент травмы, так и спустя несколько часов. Однако ели потрогать травмированное место, то возникнет сильная, резкая боль. Такой признак характерен только для небольших переломов, которые возникают без смещения кости.
- Также при пальпации лодыжки легкий хруст является достоверным признаком перелома. Он сопровождается сильным болевым синдромом.
- Изменение кожного покрова − припухлость, отек, синяк и потеря чувствительности.
Опасность такой травмы заключается в том, что если не оказать помощь, то у пострадавшего спустя времени возникнет травматический шок. Он характеризуется бледностью кожи, скачками давления, «тяжелым» дыханием.
Чтобы предотвратить это состояние нужно дать пострадавшему анальгетики. Обездвижить травмированную конечность любыми подручными средствами. Для уменьшения боли разрешается приложить холодный компресс или лед. Следить, что человек не совершал резких движений и не пытался встать.
Если перелом открытый, то накрыть рану чистой тканью. Наложить жгут, выше травмы, при артериальном кровотечении. Подложив под ногу валик, вы обеспечите возвышенное положение. Оно уменьшит кровотечение, снизит боль.
Пытаться самостоятельно вправить перелом лодыжки запрещается. Правильно это может сделать только травматолог.
Перелом бедренной кости
Перелом бедренной кости
Такая травма характеризуется шоковым состоянием. Обычно оно соответствует 1-2 степени тяжести. В области травмы возникает отек, гематома и деформация. Болезненность при нагрузке, ухудшается кровоснабжение, что приводит к снижению температуры конечности. При пальпации бедра можно обнаружить подвижность костей или их отломков. Двигательные функции полностью нарушаются. На стопе пульсация артерий становится хуже.
Доврачебная помощь заключается в том, чтобы вывести человека из состояния шока. Для этого проводят обезболивающую терапию медикаментами и иммобилизацию (обездвижение) травмированной конечности. Болевой шок способен вызвать нарушения сердечного ритма. В таком случае можно дать человеку сердечные препараты (валидол, пустырник).
Фиксацию следует проводить сразу 3 суставов. Начинаем накладывать шину с тазобедренной области, затем фиксируем коленный сустав, и заканчиваем голеностопным. Если под рукой ничего подходящего для шины нет, то можно прибинтовать больную ногу к здоровой. Перемещать пострадавшего можно только, используя жесткие носилки.
Вывих голени
Под вывихом понимается смещение или разъединение суставных концов костей. Он может быть полным и неполным. К нему может привести резкое движение, удар, травма или движение, выходящее за нормальное функционирование этого сустава.
К основным признакам относятся:
- Резкая, сильная боль.
- Ограничение подвижности.
- Припухлость в области травмы.
- Деформация голени.
Вправлять вывихи может только врач. До обращения в трампункт рекомендуется сделать фиксацию сустава и приложить лед.
Разрыв мениска
Разрыв мениска
Мениск представляет собой хрящевое образование, которое необходимо для стабилизации коленного сустава. Такой диагноз, как разрыв мениска часто ставят у спортсменов. Однако такая травма возможна и у пожилых людей из-за артроза. Она возникает при резком движении или постоянном сгибании – разгибании колена.
При его повреждении возникает резкая боль и отек. Подвижность колена сильно ограничивается. Кроме того, на ощупь поврежденный участок может иметь более высокую температуру, а также при движении слышится щелчок. У молодых людей может возникнуть блокада сустава, при которой невозможно изменить положение колена. Человек может испытывать болезненный дискомфорт при пользовании лестницей или занятиях спортом.
Облегчить состояние можно при помощи холодного компресса, который рекомендуется держать около получаса. Коленный сустав также следует обездвижить или ограничить его подвижность. При неполном разрыве вполне подойдет эластичный бинт. Если вовремя не обратиться к специалисту, то запущенный разрыв мениска может потребовать проведения операции и длительного периода реабилитации.
Источник
Следует иметь в виду, что любой случай травмы обладает своими особенностями, локализация и характер повреждений во многом зависят от типа и марки автомобиля.
Травмы нижних конечностей (деформация кузова ТС, удар об элементы кузова, педали, приборную панель и т.д.);
Переломы костей тазового кольца и бедренных костей при ударе об элементы кузова, приборную панель и т.д.
Повреждения передних поверхностей коленных суставов и верхних третей голеней от удара о щиток управления.
Перелом лодыжек в результате взаимодействия стоп с педалями и полом.
Травмы верхних конечностей
Повреждения от взаимодействия частей тела водителя с рулевым колесом
Повреждения больших пальцев кистей и соответствующей межпальцевой складки.
Травмы плечевого пояса
Повреждения от ремней | Повреждения плеча от удара |
Ремни безопасности могут причинять повреждения: у водителей — в области левой половины груди и левого плечевого пояса, у пассажиров — в области правой половины груди и правого плечевого пояса.
Травмы грудной клетки (удар о рулевое колесо, спинку переднего сидения т.д.);
Травма внутренних органов (удар о рулевое колесо, спинку переднего сидения т.д.)
Более чем у 50% пострадавших повреждения сопровождаются шоком, искажающим клиническую картину и создающим значительные диагностические трудности. Наиболее часто повреждаются печень, селезенка, тонкая кишка, реже — толстая кишка.
Черепно-мозговые травмы
Сотрясение головного мозга
Сотрясение мозга происходит при прямом ударе или резком замедлении движения головы. При сотрясении мозга происходит временное нарушение функций мозга, но мозг не получает физических повреждений.
Ушиб головного мозга
При такой тяжёлой черепно-мозговой травме (ЧМТ) как ушиб головного мозга возможен перелом костей свода черепа, либо перелом основания черепа с ликвореей (истечение спинномозговой жидкости из уха или из носа).
Вдавление головного мозга
Чаще всего головной мозг сдавливается излившейся под твердую мозговую оболочку кровью (внутричерепная гематома), реже костными отломками при вдавленном переломе.
Травмы позвоночника
Травмы шейного отдела позвоночника
При резком изменении скорости у водителя и пассажиров наблюдается хлыстообразные переломы шейных позвонков. Шейный отдел позвоночника является наиболее уязвимым по отношению к травме, что объясняется слабым мышечным корсетом, небольшими размерами и низкой прочностью шейных позвонков.
Травма шейных позвонков чаще, чем в других отделах, может сопровождаться повреждением спинного мозга и нервных корешков.
Травмы пояснично-грудного отдела позвоночника
Повреждения от выпадения из салона/кузова автомобиля аналогичны повреждениям при падении с большой высоты. В данном случае, можно говорить о компрессионном переломе позвоночника. Чаще всего компрессионные переломы позвоночника случаются в нижнегрудном и поясничном отделах позвоночного столба.
Ранения мягких тканей лица и туловища
Чаще всего у пострадавших встречаются множественные рвано-ушибленные, резаные раны мягких тканей головы, лица, кистей и предплечий от осколков ветрового или бокового стекол. Кроме этого, выступившие внутрь кабины поврежденные части автомашины способны причинить дополнительные повреждения в виде «штампованных» ушибленных ран, рваных, глубоких колотых, резаных и колото-резаных ран.
Термическая травма
Иногда ДТП может сопровождаться пожаром и взрывом, что и определяет характер повреждений в виде комбинированной травмы: термические ожоги и механические повреждения.
Внутренние и наружные кровотечения
Травмы, как правило, сопровождаются кровотечением. Различают внутренние и наружные кровотечения. Из наружных кровотечений наибольшую опасность представляет венозные и артериальные кровотечения.
Наибольшую сложность в определении представляют скрытые внутренние кровотечения.
Одна из причин клиническая смерть в результате ДТП — массивная кровопотеря при травме. Характерно, что при темпе кровопотери более 150 мл/мин. смерть наступает через 15-20 минут, если кровотечение не будет остановлено немедленно.
Источник: «Проведение аварийно-спасательных работ
при дорожно-транспортных происшествиях»
Часть I «Организация и тактика проведения работ»,
Учебно-методическое пособие, Архангельск 2010г.
Источник
Вследствие ДТП пострадавшие нередко получают различные переломы. Переломом считается нарушение целостности кости. В области перелома пострадавший ощущает резкую боль, усиливающуюся при попытке изменить положение. Переломы бывают открытые и закрытые, тяжелые.
Если повреждена кожа и в ране видны обломки кости, есть кровотечение, патологическая подвижность — это открытый перелом. Если наблюдается только изменение формы конечности без раны, гематома, отек в области повреждения, нарушение функций конечности, то это закрытый перелом.
Для закрытого перелома характерны видимая деформация и припухлость места повреждения, невозможность пошевелить поврежденной конечностью, появление боли при движении.
Необходимо :
— Иимобилизировать место перелома.
— Наложить шину.
— Дать пострадавшему обезболивающее (при наличии такового).
— На место перелома положить холод для снижения боли и отека.
— Вызвать бригаду экстренной «скорой помощи» по телефону 103 или доставить пострадавшего в ДТП другим транспортом в лечебное учреждение.
Нельзя :
— Двигать поврежденной конечностью.
— Снимать одежду с поломанной конечности.
— Прикладывать тепло к месту перелома.
— Транспортировать пострадавшего при ДТП, не наложив шину.
Открытый перелом сопровождается нарушением кожного покрова и появлением раны. Такие переломы опасны для жизни человека из-за возможности развития шока, потери крови и инфицирования раны.
Необходимо :
— Проверить наличие пульса и дыхания.
— В случае необходимости очистить дыхательные пути пострадавшего.
— Обеспечить неподвижность поломанной конечности.
— Разрезать одежду на месте раны таким образом, чтобы можно было наложить повязку.
— Остановить кровотечение, обработать раны и наложить стерильную повязку.
— Наложить шину.
— Вызвать бригаду экстренной «скорой помощи» по телефону 103 или доставить пострадавшего в ДТП другим транспортом в лечебное учреждение.
Нельзя :
— Не останавливать кровотечение.
— Накладывать шину на оголенную конечность непосредственно на рану.
— Двигать поврежденной конечностью.
— Притрагиваться к ране, вправлять или удалять обломки костей и чужеродные тела.
Один из признаков перелома таза — вынужденная поза пострадавшего, при которой он меньше всего ощущает боль, «лягушка», когда человек не может изменить положение ног. Его стопы вывернуты наружу, колени немного подняты и также вывернуты наружу. При этом вероятны повреждения бедренного сустава, бедренных костей, позвоночника. Различают также изолированные (одной кости), множественные (одной кости в двух местах, двух и более костей), объединенные (одной и нескольких костей с одновременным повреждением внутренних органов) переломы.
При переломах необходимо обеспечить иммобилизацию (неподвижность) поврежденного участка тела. Это снижает боль, предотвращает дальнейшее смещение костных обломков и повторное ранение ими кровеносных сосудов и мягких тканей. При иммобилизации используются стандартные шины или любые подручные средства (узкие доски, палки и т. п.). При их отсутствии обездвижить поврежденную верхнюю конечность можно, привязав ее к туловищу, а нижнюю — к здоровой ноге. Шины приматываются к поврежденной конечности при помощи бинтов.
Перелом руки.
Руку проще всего обездвижить, подвесив ее на перевязь из бинтов или треугольной косынки, которая завязывается на шее. При переломе костей предплечья применяются две шины, которые накладывают с обеих сторон — ладонной и тыльной.
Перелом пальца.
При переломе пальца его нужно плотно прибинтовать к соседнему здоровому пальцу.
Перелом ноги.
Привяжите травмированную ногу к здоровой в области выше и ниже перелома. Если же транспортировать пострадавшего в положении лежа не получится, наложите шину, накрывающую минимум два сустава ноги. Основная шина накладывается на заднюю поверхность ноги, чтобы предотвратить сгибание суставов.
Перелом ребра.
Главная задача при переломе — обездвижить сломанные кости, а так как ребра при дыхании двигаются, на грудную клетку необходимо наложить фиксирующую повязку. Тогда человек будет дышать при помощи мышц живота, и ему будет не так больно. Если нет достаточного количества бинтов, грудную клетку плотно обматывают простыней, полотенцем, шарфом или другим большим куском ткани. Не позволяйте человеку ложиться, т. к. острые отломки ребер могут повредить внутренние органы. Транспортировать при переломе ребер тоже нужно в положении сидя.
Перелом таза.
Переломы костей таза часто сопровождаются повреждением внутренних органов, кровотечениями и шоком. Пострадавшему необходимо придать такое положение, при котором возникает минимум болевых ощущений. Лучше всего положить на спину, подложив под ноги валик, и слегка развести бедра в стороны. Валик можно сделать из одежды. Транспортировка пострадавшего производится на твердом щите после проведения различных противошоковых мероприятий (снятия боли, остановки кровотечения).
Обратите внимание — в состав автомобильной аптечки шины не входят, поэтому медики советуют водителям самостоятельно доукомплектовать ее данными средствами. Шины выпускаются в трех размерах: для иммобилизации кисти и предплечья, для стопы и голени, для коленного сустава и бедра.
При наложении шины необходимо соблюдать следующие правила.
— Шина всегда накладывается не менее чем на два сустава (выше и ниже места перелома). Если повреждена плечевая или бедренная кость, фиксируют все три сустава конечности.
— Шина не накладывается на обнаженную часть тела (под нее обязательно подкладывают вату, марлю, одежду и т. д.).
— Накладываемая шина не должна болтаться, прикреплять ее следует прочно и надежно.
По материалам ВОА «Украинский медицинский центр безопасности дорожного движения».
Юлий Максимчук.
Источник
Считается, что кузов и системы безопасности автомобиля даже в самой тяжелой аварии должны спасти человека. Но и в относительно новых машинах после удара ноги водителя оказываются в паутине педального узла, ребра сломаны о рулевое колесо, а на лобовом стекле — характерная вмятина. Какие травмы чаще всего получают автомобилисты? И можно ли как-то уберечься? А насколько оправданна позиция многих очевидцев происшествия — «я не медик и помогать не буду, чтобы не сделать хуже»? Мы обратились за комментарием к тем, кто обычно первым прибывает на место аварий, — спасателям МЧС.
«Когда видишь на лобовом стекле характерную отметину…»
— ЧМТ — это самая частая травма в автомобильных авариях. Когда приезжаешь и видишь на лобовом стекле характерную отметину, то даже спрашивать не надо — был водитель пристегнут или нет. Все и так ясно, — говорит врач скорой медицинской помощи Республиканского отряда специального назначения МЧС Сергей Журавлев. — Часто водители ударяются головой о рулевое колесо. Особенно в тех автомобилях, где оно расположено практически горизонтально. Как, например, в старых ВАЗах. Во время бокового столкновения (которое на самом деле более опасное, чем лобовое, особенно если нет боковых подушек безопасности) нередко удар головой приходится в боковую стойку или дверь. Такие травмы, как правило, изолировано не случаются: у людей разбито лицо, повреждены мягкие ткани головы, наблюдается кровотечение. Может быть поврежден головной мозг, что повлечет за собой тяжкие последствия для здоровья.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Если человек получил ЧМТ, то максимум, чем могут помочь очевидцы, это обработать рану. Но внимание: крайне осторожно — без активных действий, чтобы не нанести больший вред, например в случае повреждения шейного отдела позвоночника. Впрочем, кровотечение в таких случаях обычно жизни не угрожает и не требует вмешательства со стороны очевидцев, — предупреждают спасатели. — Ну а чтобы предупредить ЧМТ, нужно пристегиваться, даже если вы едете на маленькое расстояние. Ошибочно считать, что на скорости в 60 км/ч невозможно получить тяжелую травму. Запросто!
Есть еще один нюанс — получить черепно-мозговую травму можно уже после ДТП. Иногда подушки безопасности, не сработавшие в момент аварии, могут «выстрелить» чуть позже и травмировать человека. На этот случай у МЧС есть так называемый анти-airbag, который блокирует подушку.
Во время переворота машины водитель получает целую серию сильных ударов
— Во время опрокидывания автомобиля непристегнутый водитель получает множество ударов о крышу, приборную панель, кресла, рулевое колесо и т. д. Обычно в сводке в таких случаях пишут: «у пострадавшего многочисленные травмы различной степени тяжести». Медицинские работники называют это сочетанной травмой, то есть комбинацией травм, когда затронуты сразу несколько анатомических областей, — рассказывают представители МЧС. — Речь о переломах, повреждениях позвоночника и внутренних органов, опять же ЧМТ и др. Очень часто в таких случаях непристегнутого водителя выбрасывает из салона — через лобовое или даже боковое окно.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Основной принцип у очевидцев должен быть «не навреди», но исходить нужно из конкретной ситуации. Если человек абсолютно уверен, что может сделать лучше, то пусть действует. Не уверен — надо дождаться профессионалов, — считает Сергей Журавлев. — В моей практике был случай, когда свидетели аварии, пытаясь сделать непрямой массаж сердца, сломали ребра и грудину пострадавшему. Что называется, спасали как могли. Это одна крайность. Другая — безразличие окружающих. Хотя бы подойти к машине в случае ДТП и поинтересоваться, чем можно помочь, ведь не сложно. Моя знакомая в прошлом году на трассе М1 попала в аварию — ее Renault Scenic перевернулся на крышу. Сама она была пристегнута ремнем безопасности, ее ребенок находился в детском автокресле. У женщины был перелом руки, малыш не пострадал. Но никто из очевидцев не подошел, и они так и провисели до прибытия наших коллег из районного отдела МЧС.
Кстати, перерезать ремни безопасности, замки которых в результате ДТП часто блокируются, не так-то просто, а обычно ножа под руками нет. У спасателей на этот случай есть специальный инструмент.
От резкого кивка ломается шейный отдел позвоночника
— Риск получить серьезную травму есть даже в попутном столкновении. Например, перелом шейного отдела позвоночника. Во время удара тело водителя подается вперед. Происходит резкий кивок головы, а потом ее отбрасывает назад. Это все случается за доли секунды по инерции, — рассказывает оперативный дежурный РОСН МЧС Алексей Новицкий. — В результате водитель получает так называемую хлыстовую травму.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Когда пострадавший водитель жалуется на боль в области шеи, ни в коем случае нельзя его трогать — можно повредить спинной мозг, так как болевой синдром может быть вызван переломом позвоночника, — объясняет Сергей Журавлев. — Такому пострадавшему накладывается воротник Шанца, который жестко фиксирует шею. Затем человека отправляют в больницу, где устанавливают клинический диагноз.
По словам спасателей, уберечь от так называемой хлыстовой травмы может правильно отрегулированный подголовник. Многие считают, что он придуман исключительно для комфорта водителя и пассажиров, но это не так. К хлыстовой травме также может привести неправильная посадка за рулем. Бóльшая часть водителей, обратите внимание, едет сгорбившись. Спина автомобилиста неплотно прилегает к спинке кресла, а голова — к подголовнику. Это дает свободу перемещения, которая в случае ДТП может сыграть злую шутку с водителем.
Ноги оказываются зажаты педалями
— Иногда водители оказываются заблокированными в автомобиле, особенно при лобовом столкновении, — говорит Алексей Новицкий. — Как правило, педальным узлом и элементами обшивки салона зажимает ноги. Причем многое зависит от конструкции машины: если ее кузов эффективно гасит энергию удара, а двигатель «уходит» вниз, не влетая в салон, то последствия будут менее тяжелые. Типичные травмы в таких ситуациях — переломы костей голени, бедра, таза. Может доходить до ампутации нижних конечностей. Так было с совсем юной пассажиркой Mercedes на ул. Алтайской, где этот автомобиль врезался в столб. Самое сложное — подобраться к педалям и перерезать их, они буквально скручиваются в паутину. Вся сложность в том, что нужно работать предельно осторожно, не причиняя вреда пострадавшему. Обычно используется небольшой гидравлический инструмент.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— В случаях когда человек зажат в машине и освободить пострадавшего не получается, очевидцам нужно заглушить автомобиль (если двигатель еще работает) и обесточить его, то есть отсоединить клеммы аккумулятора, — объясняет первый заместитель начальника РОСН Семен Сак. — У боевого расчета МЧС есть четкий порядок действий. Один отключает АКБ. Второй разрезает стойки или крышу, облегчая доступ к пострадавшему. Третий выясняет состояние и пытается определить пульс, проверить дыхание, сердцебиение. Но прежде чем спасать человека, нужно обезопасить место проведения работ. Это правило. Во время аварии, в которой автомобиль получает значительные повреждения, происходит разлив технических жидкостей и есть риск возгорания: изоляция проводки частенько нарушена. Любая искра — и пары топлива вспыхнут. Это не преувеличение: несколько лет назад на МКАД возле бизнес-центра «XXI век» заживо сгорел водитель, попавший в аварию. Поблизости не нашлось никого, кто догадался бы отключить аккумулятор.
Ребра ломаются о рулевое колесо
— Еще одна характерная травма для водителя — перелом ребер и грудины, — продолжает Сергей Журавлев. — Удар приходится в рулевое колесо, которое часто в аварии даже деформируется. А представьте, что происходит с костями человека! Есть риск образования травматического пневмоторакса (скопление воздуха в области легких). Обычно на месте ДТП пострадавшему накладывают специальный фиксатор УШС (устройство шина складная). Потом несколько человек переносят водителя на носилки, которые подносят максимально близко к автомобилю, чтобы причинить как можно меньше дискомфорта травмированному.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Снова повторимся, нужно исходить из ситуации. Если окружающие не знают, что предпринять, то лучше ничего не делать, — напоминают спасатели. — Но, например, дать человеку обезболивающее вполне можно. Необходимость в срочной помощи есть только в случае открытого кровотечения. Остановить его можно наложив жгут — это то немногое, что осталось в водительской аптечке. Но многие не знают, как это правильно делать. Жгут накладывается только на бедро или плечо. В случае артериального кровотечения (цвет крови алый, и она пульсирует) — выше раны, а венозного (кровь темная, и давление не такое сильное) — ниже раны.
Задний пассажир наносит сокрушительный удар
— У шведов была агитационная кампания, во время которой они заявляли: «Вы возите за собой слона», — приводят пример сотрудники МЧС. — Имелся в виду, конечно, не настоящий слон, а пассажир с заднего сиденья, тело которого в аварии получает резкое ускорение и обрушивается на кресло впереди сидящего с силой в несколько тонн. Таким образом водитель получает еще один удар и, как следствие, повреждения позвоночника, ЧМТ, переломы ребер и т. д.
Что делать очевидцам и как уберечься?
— Опять-таки очевидный совет: следить не только за своими ремнями безопасности. Непристегнутые пассажиры мало того что сами могут травмироваться, так еще и нанесут вред другим людям, находящимся в салоне, — обращают внимание представители МЧС. — Нас часто спрашивают: а бывали ли случаи, когда ремень, наоборот, мешал выжить? Сказать однозначно сложно, но в нескольких ситуациях действительно водителей выбрасывало из салона и это скорее можно было счесть за благо. Удалось бы им выжить в обратном случае — большой вопрос. Но, повторимся, это скорее исключения.
У пристегнутого водителя обычно синяк от ремня и перелом ключицы
— В области грудной клетки пострадавшего в ДТП можно при осмотре увидеть проявления подкожной гематомы. Это следы от ремня безопасности, — рассказывает Сергей Журавлев, который долгое время работал реаниматологом в больницах. — А поскольку пристегнутый человек жестко зафиксирован в кресле, есть риск также получить перелом ключицы. В случае если бы водитель не воспользовался ремнем безопасности, он мог бы вылететь через лобовое стекло.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Если человек понимает, что столкновение неминуемо, то нужно сгруппироваться, — советуют сотрудники МЧС. — В этом случае мышцы тела сокращаются и риск получить травму снижается. Только не нужно полагать, что таким образом можно избежать травмы вовсе. Нет, просто ее последствия будут не такими тяжелыми.
Все лицо водителя в царапинах
— К числу мелких травм, которые можно получить во время аварии, также относятся многочисленные порезы. Например, от осколков стекла, разбившегося во время ДТП, — замечает Сергей Журавлев. — Иногда водители и пассажиры даже получают травму глаза. Мой приятель, попавший в аварию, случайно избежал таких повреждений. Он носит очки, и в момент ДТП они спасли ему зрение.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Тут можно лишь стереть кровь с лица, но только с соблюдением норм безопасности — в перчатках и с дезинфицированием ранок, — советуют спасатели. — Угрозы для жизни в данном случае нет.
Сотрудникам МЧС нередко самим приходится разбивать стекла в автомобилях (как правило, в результате аварий двери блокируются). Для этого используется еще один специальный инструмент размером с обычный фломастер. Пружинку оттягивают, металлический стержень ударяется в боек, кончик которого сделан из сплава твердых металлов. Несмотря на миниатюрность инструмента, с его помощью можно довольно быстро получить доступ к пострадавшему, находящемуся в машине.
Подытоживая, спасатели напомнили: «Не во всех случаях советы позволят избежать травм в автомобильных авариях, но минимизировать последствия помогут обязательно».
Источник