Переломы литература

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Список литературы

1. Алексей, Прокопьев Золотая пропорция применительно к переломам костей голени и диалектика / Прокопьев Алексей , Светлана Марьинских und Николай Прокопьев. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. — 240 c.
2. Бабовников, Алексей Лечение переломов дистального отдела плечевой кости пластиной Краб 3D / Алексей Бабовников. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 140 c.
3. Владимир, Алексеевич Щуров und Илья Владимирович Щуров Лечение переломов костей голени по Илизарову / Владимир Алексеевич Щуров und Илья Владимирович Щуров. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 176 c.
4. Гамильтон, Лорел Кровавые кости / Лорел Гамильтон. — М.: АСТ, Транзиткнига, 2005. — 384 c.
5. Дубров, Я. Г. Внутрикостная фиксация металлическим стержнем при переломах длинных трубчатых костей / Я.Г. Дубров. — М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2012. — 196 c.
6. Жаколио, Луи Берег черного дерева и cлоновой кости / Луи Жаколио. — М.: Капик, 1993. — 412 c.
7. Захарова, Г. Н. Лечение открытых переломов длинных трубчатых костей / Г.Н. Захарова, Н.П. Топилина. — М.: Медицина, 2016. — 220 c.
8. Каплан, А.В. Гнойная травматология костей и суставов / А.В. Каплан, И.Е. Махсон, В.М. Мельников. — М.: Медицина, 1985. — 384 c.
9. Ковер-самолет, трубочка из слоновой кости и волшебное яблоко. — М.: Терра, 1998. — 753 c.
10. Кэрролл Кости Луны / Кэрролл, Джонатан. — М.: Эксмо, 2009. — 304 c.
11. Лечение переломов трубчатых костей у животных. — М.: Лань, 2007. — 194 c.
12. Натела, и др. Здоровые суставы, кости и мышцы / ред. Ярошенко, Натела и др.. — М.: Ридерз Дайджест, 2008. — 352 c.
13. Оганесян, И.А. Лечение переломов костей и повреждение суставов (на английском языке): моногр.
/ И.А. Оганесян. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. — 659 c.
14. Огнев, Н. Дневник Кости Рябцева / Н. Огнев. — М.: Советская Россия, 1989. — 304 c.
15. Родионова, О. Н. Лечебные диеты при остеопорозе, переломах и других заболеваниях костей / О.Н. Родионова. — М.: Вектор, 2011. — 128 c.
16. Роллинс, Джеймс Кости волхвов / Джеймс Роллинс. — М.: Эксмо, 2002. — 580 c.
17. Сан, Сунг Кость пространства. Стихи Дзен Мастера Сунг Сана / Сунг Сан. — М.: Языки славянской культуры, 2003. — 110 c.
18. Сахно, Н.В. Лечение переломов трубчатых костей у животных. Гриф УМО ВУЗов России / Н.В. Сахно. — М.: Лань, 2007. — 772 c.
19. Солодов, Роман Белая кость / Роман Солодов. — М.: Время, 2007. — 352 c.
20. Стюарт Башня из слоновой кости / Стюарт, Мэри. — М.: Эксмо, 2009. — 224 c.
21. Сулейман, Исраилович Яндиев Интрамедуллярный остеосинтез у детей с переломами бедренной кости / Сулейман Исраилович Яндиев. — М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. — 252 c.
22. Суэнвик Кости Земли / Суэнвик, Майкл. — М.: АСТ, 2005. — 332 c.
23. Суэнвик, Майкл Кости земли / Майкл Суэнвик. — М.: АСТ, Люкс, 2005. — 336 c.
24. Тосунян, Г.А. Год великого перелома (Идея банкизации России от замысла до воплощения) / Г.А. Тосунян. — М.: Банк Пресс, 2007. — 120 c.
25. Уэллс, Марта Город костей / Марта Уэллс. — М.: АСТ, 1997. — 608 c.
26. Хаггард, Г. Р. Дитя из слоновой кости / Г.Р. Хаггард. — М.: Невское время, 1991. — 304 c.
27. Хаггард, Райдер Копи царя Соломона. Священный цветок. Дитя из слоновой кости / Райдер Хаггард. — М.: Терра, 1992. — 528 c.
28. Харингтон, Роланд Золотая кость, или Приключения янки в стране новых русских / Роланд Харингтон. — М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 456 c.
29. Чевновой, Владимир Кость поперек горла / Владимир Чевновой. — М.: Маркарт, 2006. — 288 c.
30. Эпплтон Здоровые кости. Что необходимо знать при остеопорозе / Эпплтон, Нэнси. — М.: Крон-Пресс, 1998. — 160 c.

Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными!

Книги, использованные при создании данного списка литературы:

Алексей Прокопьев, Светлана Марьинских und Николай ПрокопьевЗолотая пропорция применительно к переломам костей голени и диалектика

Бабовников АлексейЛечение переломов дистального отдела плечевой кости пластиной Краб 3D

Владимир Алексеевич Щуров und Илья Владимирович ЩуровЛечение переломов костей голени по Илизарову

Гамильтон ЛорелКровавые кости

Дубров Я. Г.Внутрикостная фиксация металлическим стержнем при переломах длинных трубчатых костей

Жаколио ЛуиБерег черного дерева и cлоновой кости

Захарова Г. Н., Топилина Н. П.Лечение открытых переломов длинных трубчатых костей

Каплан, А.В.; Махсон, И.Е.; Мельников, В.М.Гнойная травматология костей и суставов

ArrayКовер-самолет, трубочка из слоновой кости и волшебное яблоко

Кэрролл, ДжонатанКости Луны

ArrayЛечение переломов трубчатых костей у животных

ред. Ярошенко, Натела и др.Здоровые суставы, кости и мышцы

Оганесян И.А.Лечение переломов костей и повреждение суставов (на английском языке)

Огнев Н.Дневник Кости Рябцева

Родионова О. Н.Лечебные диеты при остеопорозе, переломах и других заболеваниях костей

Роллинс ДжеймсКости волхвов

Сан СунгКость пространства. Стихи Дзен Мастера Сунг Сана

Сахно Н.В.Лечение переломов трубчатых костей у животных. Гриф УМО ВУЗов России

Солодов РоманБелая кость

Стюарт, МэриБашня из слоновой кости

Сулейман Исраилович ЯндиевИнтрамедуллярный остеосинтез у детей с переломами бедренной кости

Суэнвик, МайклКости Земли

Суэнвик Майкл Кости земли

Тосунян, Г.А.Год великого перелома (Идея банкизации России от замысла до воплощения)

Уэллс МартаГород костей

Хаггард Г. Р.Дитя из слоновой кости

Хаггард РайдерКопи царя Соломона. Священный цветок. Дитя из слоновой кости

Харингтон РоландЗолотая кость, или Приключения янки в стране новых русских

Чевновой Владимир Кость поперек горла

Эпплтон, НэнсиЗдоровые кости. Что необходимо знать при остеопорозе

Источник

6.2. ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ ÏÐÈ ÏÅÐÅËÎÌÀÕ

Ïåðåëîìû — ïîâðåæäåíèÿ êîñòè ñ íàðóøåíèåì åå öåëîñòè. Ðàçëè÷àþò ïåðåëîìû òðàâìàòè÷åñêèå è ïàòîëîãè÷åñêèå. Ïîñëåäíèå îáóñëîâëåíû ïàòîëîãè÷åñêèìè ïðîöåññàìè â êîñòè (òóáåðêóëåç, îñòåîìèåëèò, îïóõîëè), ïðè êîòîðûõ îáû÷íàÿ íàãðóçêà ïðèâîäèò ê ïåðåëîìó. Òðàâìàòè÷åñêèå ïåðåëîìû äåëÿò íà çàêðûòûå (áåç ïîâðåæäåíèÿ êîæè) è îòêðûòûå, ïðè êîòîðûõ èìååòñÿ ïîâðåæäåíèå êîæè â çîíå ïåðåëîìà (ðèñ. 55). Îòêðûòûå ïåðåëîìû îïàñíåå çàêðûòûõ, òàê êàê î÷åíü âåëèêà âîçìîæíîñòü èíôèöèðîâàíèÿ îòëîìêîâ è ðàçâèòèÿ îñòåîìèåëèòà, ÷òî çíà÷èòåëüíî çàòðóäíÿåò ëå÷åíèå ïåðåëîìà.

Переломы литература
Ðèñ. 55. Âèäû ïåðåëîìîâ, à — çàêðûòûé; á — îòêðûòûé.

Ïåðåëîì ìîæåò áûòü ïîëíûì è íåïîëíûì. Ïðè íåïîëíîì ïåðåëîìå íàðóøàåòñÿ êàêàÿ-íèáóäü ÷àñòü ïîïåðå÷íèêà êîñòè, ÷àùå â âèäå òðåùèíû êîñòè.

Ïî ëèíèè ïîâðåæäåíèÿ ïåðåëîìû áûâàþò ïîïåðå÷íûìè, êîñûìè, ñïèðàëüíûìè, ïðîäîëüíûìè, îñêîëü÷àòûìè. Ïîñëåäíèé âèä ÷àùå âñòðå÷àåòñÿ ïðè îãíåñòðåëüíûõ ðàíåíèÿõ. Ïåðåëîì, âîçíèêàþùèé îò ñæàòèÿ èëè ñïëþùèâàíèÿ, íàçûâàåòñÿ êîìïðåññèîííûì.

Îáû÷íî ïåðåëîìû ñîïðîâîæäàþòñÿ ñìåùåíèåì îòëîìêîâ, ÷òî îáóñëîâëåíî íàïðàâëåíèåì ìåõàíè÷åñêîé ñèëû, âûçâàâøåé ïåðåëîì, è òÿãîé ïðèêðåïëÿþùèõñÿ ê êîñòè ìûøö âñëåäñòâèå èõ ñîêðàùåíèÿ ïîñëå òðàâìû. Ñìåùåíèÿ êîñòíûõ îòëîìêîâ ìîãóò áûòü ðàçëè÷íûõ âèäîâ: ïîä óãëîì, ïî äëèíå, áîêîâûìè. Âñòðå÷àþòñÿ âêîëî÷åííûå ïåðåëîìû, êîãäà îäèí èç îòëîìêîâ âíåäðÿåòñÿ â äðóãîé.

Äëÿ ïåðåëîìà õàðàêòåðíû ðåçêàÿ áîëü, óñèëèâàþùàÿñÿ ïðè ëþáîì äâèæåíèè è íàãðóçêå íà êîíå÷íîñòü, èçìåíåíèå ïîëîæåíèÿ è ôîðìû êîíå÷íîñòè, íàðóøåíèå åå ôóíêöèè (íåâîçìîæíîñòü ïîëüçîâàòüñÿ êîíå÷íîñòüþ), îòå÷íîñòü è êðîâîïîäòåê â çîíå ïåðåëîìà, óêîðî÷åíèå êîíå÷íîñòè, ïàòîëîãè÷åñêàÿ (íåíîðìàëüíàÿ) ïîäâèæíîñòü êîñòè. Ïðè îùóïûâàíèè ìåñòà ïåðåëîìà âîçíèêàåò ðåçêàÿ áîëü; îïðåäåëÿþòñÿ íåðîâíîñòü êîñòè, îñòðûå êðàÿ îòëîìêîâ è õðóñò (êðåïèòàöèÿ) ïðè ëåãêîì íàäàâëèâàíèè. Îùóïûâàíèå êîíå÷íîñòè íàäî ïðîâîäèòü îñòîðîæíî, äâóìÿ ðóêàìè, íå ïðè÷èíÿÿ áîëè è íå âûçûâàÿ ïîâðåæäåíèé îòëîìêàìè êîñòè êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, íåðâîâ, ìûøö, êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê.

Ïðè îòêðûòîì ïåðåëîìå â ðàíó âûñòóïàåò îòëîìîê êîñòè, ÷òî ïðÿìî óêàçûâàåò íà ïåðåëîì.  ýòîì ñëó÷àå äàëüíåéøåå îáñëåäîâàíèå îáëàñòè ïåðåëîìà íåöåëåñîîáðàçíî.

Ïåðâàÿ ïîìîùü âî ìíîãîì îïðåäåëÿåò çàæèâëåíèå ïåðåëîìîâ, ïîçâîëÿåò ïðåäóïðåäèòü ðàçâèòèå ðÿäà îñëîæíåíèé (êðîâîòå÷åíèå, ñìåùåíèå îòëîìêîâ, øîê).

Îñíîâíûìè ìåðîïðèÿòèÿìè ïåðâîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ÿâëÿþòñÿ: 1) ñîçäàíèå íåïîäâèæíîñòè êîñòåé â îáëàñòè ïåðåëîìà; 2) ïðîâåäåíèå ìåð, íàïðàâëåííûõ íà áîðüáó ñ øîêîì; 3) áûñòðåéøàÿ äîñòàâêà ïîñòðàäàâøåãî â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå.

Ñîçäàíèå íåïîäâèæíîñòè êîñòåé â îáëàñòè ïåðåëîìà — èììîáèëèçàöèÿ — óìåíüøàåò áîëü è ÿâëÿåòñÿ ãëàâíûì ìîìåíòîì â ïðåäóïðåæäåíèè øîêà.

Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè ïðåäóïðåæäàåò ñìåùåíèå îòëîìêîâ, óìåíüøàåò óãðîçó ðàíåíèÿ ìàãèñòðàëüíûõ ñîñóäîâ, íåðâîâ è ìûøö îñòðûìè êðàÿìè êîñòè è èñêëþ÷àåò âîçìîæíîñòü ïîâðåæäåíèÿ êîæè îòëîìêàìè (ïåðåâîä çàêðûòîãî ïåðåëîìà â îòêðûòûé). Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè äîñòèãàåòñÿ íàëîæåíèåì òðàíñïîðòíûõ ñòàíäàðòíûõ øèí èëè øèíû èç ïîäðó÷íîãî òâåðäîãî ìàòåðèàëà.

Øèíû íàêëàäûâàþò íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ, è òîëüêî ïîñëå ýòîãî ìîæíî òðàíñïîðòèðîâàòü áîëüíîãî. Ïðè íàëîæåíèè øèíû èçáåãàþò ñìåùåíèÿ îòëîìêîâ. Âïðàâëåíèå îòëîìêîâ íå ðåêîìåíäóåòñÿ. Ïåðåíîñèòü áîëüíîãî íóæíî îñòîðîæíî, êîíå÷íîñòü è òóëîâèùå ñëåäóåò ïîäíèìàòü îäíîâðåìåííî, óäåðæèâàÿ èõ íà îäíîì óðîâíå.

Ïðèîòêðûòîì ïåðåëîìå ïåðåä èììîáèëèçàöèåé êîæó âîêðóã ðàíû îáðàáàòûâàþò ñïèðòîâûì ðàñòâîðîì éîäà èëè äðóãèì àíòèñåïòè÷åñêèì ñðåäñòâîì è íàêëàäûâàþò àíòèñåïòè÷åñêóþ ïîâÿçêó. Ïðè îòñóòñòâèè

Переломы литература
Ðèñ. 56. Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòåé ïðè ïåðåëîìàõ ñ ïîìîùüþ ïîäðó÷íûõ ñðåäñòâ. à — ïðè ïåðåëîìå áåäðåííîé êîñòè ñ ïîìîùüþ äâóõ ïàëîê; á — ïðè ïåðåëîìå áåäðåííîé êîñòè è êîñòè ãîëåíè — ôèêñàöèåé ê çäîðîâîé íîãå; ⠗ ïðè ïåðåëîìå êîñòåé ãîëåíè.

ñòåðèëüíîãî ìàòåðèàëà ðàíó çàêðûâàþò ëþáîé õëîï÷àòîáóìàæíîé òêàíüþ. Íå ñëåäóåò óäàëÿòü èëè âïðàâëÿòü â ðàíó òîð÷àùèå êîñòíûå îòëîìêè: ýòî ìîæåò âûçâàòü êðîâîòå÷åíèå è èíôèöèðîâàíèå êîñòè è ìÿãêèõ òêàíåé. Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç ðàíû ïðèìåíÿþò ñïîñîáû âðåìåííîé îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ: äàâÿùóþ ïîâÿçêó, íàëîæåíèå æãóòà, çàêðóòêè.

Èììîáèëèçàöèþ íèæíåé êîíå÷íîñòè óäîáíåå âñåãî îñóùåñòâëÿòü ñ ïîìîùüþ òðàíñïîðòíîé øèíû Äèòåðèõñà, âåðõíåé — ñ ïîìîùüþ ëåñòíè÷íîé øèíû Êðàìåðà èëè ïíåâìàòè÷åñêîé øèíû. Åñëè òðàíñïîðòíûõ øèí íåò, òî èììîáèëèçàöèþ ïðîâîäÿò ïðè ïîìîùè èìïðîâèçèðîâàííûõ øèí èç ëþáûõ ïîäðó÷íûõ ìàòåðèàëîâ (äîñêè, ëûæè, ðóæüÿ, ïàëêè, ïðóòüÿ, ïó÷êè êàìûøà, ñîëîìà, êàðòîí). Äëÿ ïðî÷íîé èììîáèëèçàöèè êîñòåé êîíå÷íîñòè íåîáõîäèìî èñïîëüçîâàòü íå ìåíåå äâóõ òâåðäûõ ïðåäìåòîâ èëè òðàíñïîðòíûõ øèí, êîòîðûå ïðèêëàäûâàþò ê êîíå÷íîñòè ñ äâóõ ïðîòèâîïîëîæíûõ ñòîðîí. Ïðè îòñóòñòâèè ïîäñîáíîãî ìàòåðèàëà èììîáèëèçàöèþ ïðîâîäÿò ïóòåì áèíòîâàíèÿ ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ê çäîðîâîé ÷àñòè òåëà: âåðõíåé êîíå÷íîñòè — ê òóëîâèùó ïðè ïîìîùè áèíòà èëè êîñûíêè, íèæíåé — ê çäîðîâîé íîãå (ðèñ. 56)..

Ïðè ïðîâåäåíèè òðàíñïîðòíîé èììîáèëèçàöèè ñîáëþäàþò ñëåäóþùèå ïðàâèëà: 1) øèíû íàäåæíî çàêðåïëÿþò è ôèêñèðóþò îáëàñòü ïåðåëîìà; 2) øèíó íåëüçÿ íàêëàäûâàòü íà îáíàæåííóþ êîíå÷íîñòü, ïîñëåäíþþ ïðåäâàðèòåëüíî îáêëàäûâàþò âàòîé èëè òêàíüþ; 3) äëÿ íåïîäâèæíîñòè â çîíå ïåðåëîìà ôèêñèðóþò äâà ñóñòàâà âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà (íàïðèìåð, ïðè ïåðåëîìå ãîëåíè — ãîëåíîñòîïíûé è êîëåííûé ñóñòàâû) â ïîëîæåíèè, óäîáíîì äëÿ áîëüíîãî è äëÿ òðàíñïîðòèðîâêè; 4) ïðè ïåðåëîìàõ áåäðà ôèêñèðóþò âñå ñóñòàâû íèæíåé êîíå÷íîñòè (êîëåííûé, ãîëåíîñòîïíûé, òàçîáåäðåííûé).

Ïðîôèëàêòèêà øîêà îáåñïå÷èâàåòñÿ ôèêñàöèåé ïîâðåæäåííîãî îðãàíà â ïîëîæåíèè, ïðè êîòîðîì ìåíüøå âñåãî âîçíèêàåò áîëåâûõ îùóùåíèé. Îõëàæäåíèå ïðåäðàñïîëàãàåò ê ðàçâèòèþ øîêà, ïîýòîìó áîëüíîãî íåîáõîäèìî òåïëî óêðûòü. Áëàãîïðèÿòíîå äåéñòâèå îêàçûâàåò ïðèåì íåáîëüøîãî êîëè÷åñòâà ýòèëîâîãî ñïèðòà, âîäêè, âèíà, ãîðÿ÷åãî êîôå è ÷àÿ. Óìåíüøèòü áîëè ìîæíî íàçíà÷åíèåì 0,5—1 ã àìèäîïèðèíà, àíàëüãèíà. Ïðè âîçìîæíîñòè íåîáõîäèìî ââåñòè îáåçáîëèâàþùèå ñðåäñòâà.

Òðàíñïîðòèðîâêó áîëüíîãî â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå ëó÷øå îñóùåñòâëÿòü íà ñïåöèàëüíîé ñàíèòàðíîé ìàøèíå, ïðè îòñóòñòâèè åå ìîæíî èñïîëüçîâàòü ëþáîé âèä òðàíñïîðòà. Áîëüíûõ ñ ïåðåëîìàìè âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé ìîæíî ïåðåâîçèòü â ïîëîæåíèè ñèäÿ. Ïîñòðàäàâøèõ ñ ïåðåëîìàìè íèæíèõ êîíå÷íîñòåé ñëåäóåò òðàíñïîðòèðîâàòü íà íîñèëêàõ â ïîëîæåíèè ëåæà íà ñïèíå. Êîíå÷íîñòü óêëàäûâàþò íà ìÿãêîå â íåñêîëüêî ïðèïîäíÿòîì ïîëîæåíèè. Òðàíñïîðòèðîâêà è ïåðåêëàäûâàíèå ïîñòðàäàâøåãî äîëæíû áûòü ùàäÿùèìè, òàê êàê ìàëåéøåå ñìåùåíèå îòëîìêîâ ïðè÷èíÿåò ñèëüíóþ áîëü. Ñìåñòèâøèåñÿ êîñòíûå îòëîìêè ìîãóò ïîâðåäèòü ìÿãêèå òêàíè è ïðèâåñòè ê íîâûì òÿæåëûì îñëîæíåíèÿì.

Ïîâðåæäåíèÿ ÷åðåïà è ìîçãà. Ïðè óøèáàõ ãîëîâû íàèáîëüøóþ îïàñíîñòü ïðåäñòàâëÿþò ïîâðåæäåíèÿ ìîçãà. Âûäåëÿþò ñëåäóþùèå âèäû ïîâðåæäåíèé ìîçãà: ñîòðÿñåíèå, óøèá (êîíòóçèÿ) è ñäàâëåíèå. Ïðè ñîòðÿñåíèè íàáëþäàþòñÿ îòåê è íàáóõàíèå ìîçãà, ïðè óøèáå è ñäàâëåíèè, êðîìå òîãî, ÷àñòè÷íîå ðàçðóøåíèå ìîçãîâîé òêàíè.

Äëÿ òðàâìû ìîçãà õàðàêòåðíû îáùåìîçãîâûå ñèìïòîìû: ãîëîâîêðóæåíèå, ãîëîâíàÿ áîëü, òîøíîòà è ðâîòà, çàìåäëåíèå ïóëüñà. Âûðàæåííîñòü ñèìïòîìîâ çàâèñèò îò ñòåïåíè è îáøèðíîñòè ïîðàæåíèÿ ìîçãà. Îñíîâíûå ñèìïòîìû ñîòðÿñåíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà — ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ (îò íåñêîëüêèõ ìèíóò äî ñóòîê è áîëåå) è ðåòðîãðàäíàÿ àìíåçèÿ (ïîñòðàäàâøèé íå ìîæåò âñïîìíèòü ñîáûòèÿ, êîòîðûå ïðåäøåñòâîâàëè òðàâìå). Ïðè óøèáå è ñäàâëåíèè ìîçãà ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû î÷àãîâîãî ïîðàæåíèÿ: íàðóøåíèÿ ðå÷è, ÷óâñòâèòåëüíîñòè, äâèæåíèé êîíå÷íîñòåé, ìèìèêè.

Ïåðåëîì êîñòåé ÷åðåïà âîçìîæåí ïðè òÿæåëûõ òðàâìàõ. Ïîâðåæäåíèÿ ìîçãà âîçíèêàþò îò óäàðà è âíåäðåíèÿ îòëîìêîâ êîñòåé, îò èçëèâàþùåéñÿ êðîâè (ñäàâëåíèå ãåìàòîìîé). Îñîáóþ îïàñíîñòü ïðåäñòàâëÿþò îòêðûòûå ïåðåëîìû êîñòåé ñâîäà ÷åðåïà ââèäó èñòå÷åíèÿ ìîçãîâîãî âåùåñòâà è èíôèöèðîâàíèÿ ìîçãà.

 ïåðâûé ìîìåíò ïîñëå òðàâìû òðóäíî îïðåäåëèòü ñòåïåíü ïîâðåæäåíèÿ ìîçãà, ïîýòîìó âñå áîëüíûå ñ ñèìïòîìàìè ñîòðÿñåíèÿ, óøèáà è ñäàâëèâàíèÿ äîëæíû áûòü íåìåäëåííî äîñòàâëåíû â áîëüíèöó. Ïåðâàÿ ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ â ñîçäàíèè ïîêîÿ. Ïîñòðàäàâøåìó ïðèäàþò ãîðèçîíòàëüíîå ïîëîæåíèå, äàþò íàñòîéêó âàëåðèàíû (15—20 êàïåëü), êàïëè Çåëåíèíà, ê ãîëîâå ñëåäóåò ïðèëîæèòü ïóçûðü ñî ëüäîì èëè õîëîäíûé êîìïðåññ. Åñëè ïîñòðàäàâøèé áåç ñîçíàíèÿ, íåîáõîäèìî î÷èñòèòü ïîëîñòü ðòà îò ñëèçè, ðâîòíûõ ìàññ, ïðèäàòü åìó ôèêñèðîâàííî-ñòàáèëèçèðîâàííîå ïîëîæåíèå è ïðîâîäèòü âñå ìåðîïðèÿòèÿ, íàïðàâëåííûå íà óëó÷øåíèå äûõàíèÿ, ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè.

Переломы литература
Ðèñ. 57. Èììîáèëèçàöèÿ ãîëîâû. à — ôèêñàöèÿ ïðàùåâèäíîé ïîâÿçêîé ê íîñèëêàì; á — ôèêñàöèÿ ïðè ïîìîùè ìåøî÷êîâ ñ ïåñêîì.

Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ ñâîäà ÷åðåïà çàùèùàþò ðàíó îò èíôèöèðîâàíèÿ àñåïòè÷åñêîé ïîâÿçêîé.

Âî âðåìÿ òðàíñïîðòèðîâêè íåîáõîäèìî íàáëþäàòü çà áîëüíûì, òàê êàê âîçìîæíà ïîâòîðíàÿ ðâîòà, à ñëåäîâàòåëüíî, àñïèðàöèÿ ðâîòíûõ ìàññ â òðàõåþ è àñôèêñèÿ.

Òðàíñïîðòèðîâêó ïîñòðàäàâøèõ ñ ðàíåíèÿìè ãîëîâû, ïîâðåæäåíèÿìè êîñòåé ÷åðåïà è ãîëîâíîãî ìîçãà îñóùåñòâëÿþò íà íîñèëêàõ â ïîëîæåíèè ëåæà íà ñïèíå.

Ãîëîâó èììîáèëèçóþò ïðè ïîìîùè âàòíî-ìàðëåâîãî êðóãà (áàðàíêà), íàäóâíîãî ïîäêëàäíîãî êðóãà èëè ïîäñîáíûõ ñðåäñòâ (îäåæäà, îäåÿëî, ñåíî, ìåøî÷êè ñ ïåñêîì), ñîçäàâàÿ èç íèõ âàëèê âîêðóã ãîëîâû. Èììîáèëèçàöèþ ãîëîâû ìîæíî îñóùåñòâèòü ïðàùåâèäíîé ïîâÿçêîé, ïðîâåäåííîé ïîä ïîäáîðîäêîì è ôèêñèðîâàííîé ê íîñèëêàì (ðèñ. 57). Ïðè ðàíå â çàòûëî÷íîé îáëàñòè èëè ïåðåëîìå êîñòåé â ýòîé çîíå ïåðåâîçÿò ïîñòðàäàâøåãî íà áîêó. Ó ïîäîáíûõ áîëüíûõ ÷àñòî íàáëþäàåòñÿ ðâîòà, ïîýòîìó çà íèìè íåîáõîäèìî ïîñòîÿííîå íàáëþäåíèå, ÷òîáû íå äîïóñòèòü àñôèêñèè ðâîòíûìè ìàññàìè.

Ïðè òðàâìå ãîëîâû ïîñòðàäàâøèå ÷àñòî íàõîäÿòñÿ â áåññîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè. Òðàíñïîðòèðîâêà òàêèõ áîëüíûõ äîëæíà îñóùåñòâëÿòüñÿ íà áîêó â ôèêñèðîâàííî-ñòàáèëèçèðîâàííîì ïîëîæåíèè. Ýòî îáåñïå÷èâàåò õîðîøóþ èììîáèëèçàöèþ ãîëîâû è ïðåäóïðåæäàåò ðàçâèòèå àñôèêñèè îò çàïàäåíèÿ ÿçûêà è àñïèðàöèè ðâîòíûìè ìàññàìè (ñì. ðèñ. 16).

Ïåðåëîì êîñòåé íîñà ñîïðîâîæäàåòñÿ íîñîâûì êðîâîòå÷åíèåì. Áîëüíûõ ñ ýòîé òðàâìîé ñëåäóåò òðàíñïîðòèðîâàòü íà íîñèëêàõ â ïîëóñèäÿ÷åì ïîëîæåíèè, ò.å. ñ ïîäíÿòîé ãîëîâîé.

Òðàíñïîðòèðîâêó ðàíåíûõ ñ ïîâðåæäåíèåì ÷åëþñòåé îñóùåñòâëÿþò â ïîëîæåíèè ñèäÿ, ñ íåêîòîðûì íàêëîíîì ãîëîâû âïåðåä. Ïîñòðàäàâøåãî â áåññîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè ñëåäóåò ïåðåâîçèòü â ïîëîæåíèè ëåæà íà æèâîòå ñ ïîäëîæåííûìè ïîä ëîá è ãðóäü âàëèêàìè èç îäåæäû, îäåÿëà è äðóãèõ âåùåé. Ýòî íåîáõîäèìî äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ àñôèêñèè êðîâüþ, ñëþíîé èëè çàïàâøèì ÿçûêîì. Ïåðåä òðàíñïîðòèðîâêîé ñëåäóåò ïðîèçâåñòè èììîáèëèçàöèþ ÷åëþñòåé: ïðè ïåðåëîìàõ íèæíåé ÷åëþñòè — ïóòåì íàëîæåíèÿ ïðàùåâèäíîé ïîâÿçêè, ïðè ïåðåëîìàõ âåðõíåé ÷åëþñòè — ââåäåíèåì ìåæäó ÷åëþñòÿìè ïîëîñêè ôàíåðû èëè ëèíåéêè è ôèêñàöèåé åå ê ãîëîâå.

Ïåðåëîì ïîçâîíî÷íèêà. Äàííîå ïîâðåæäåíèå îáû÷íî âîçíèêàåò ïðè ïàäåíèè ñ âûñîòû, ñäàâëåíèè òÿæåñòÿìè, ïðè ïðÿìîì è ñèëüíîì óäàðå â ñïèíó (àâòîòðàâìà); ïåðåëîì øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà ÷àñòî íàáëþäàåòñÿ ïðè óäàðå î äíî ïðè íûðÿíèè. Ïðèçíàêîì òðàâìû ÿâëÿåòñÿ ñèëüíåéøàÿ áîëü â ñïèíå ïðè ìàëåéøåì äâèæåíèè.

Ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíî÷íèêà âîçìîæíà òðàâìà ñïèííîãî ìîçãà (ðàçðûâ, ñäàâëåíèå), ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèåì ïàðàëè÷à êîíå÷íîñòåé (îòñóòñòâèå â íèõ äâèæåíèé, ÷óâñòâèòåëüíîñòè).

Ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà íåáîëüøèå ñìåùåíèÿ ïîçâîíêîâ ìîãóò âûçâàòü ðàçðûâ ñïèííîãî ìîçãà, ïîýòîìó êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùàåòñÿ ïîñòðàäàâøåãî ñ ïîäîçðåíèåì íà ïåðåëîì ïîçâîíî÷íèêà ñàæàòü, ñòàâèòü íà íîãè. Ïîñòðàäàâøåìó ñîçäàþò ïîêîé, óêëàäûâàþò åãî íà ðîâíóþ òâåðäóþ ïîâåðõíîñòü — äåðåâÿííûé ùèò, äîñêè. Îñóùåñòâëÿþò òðàíñïîðòíóþ èììîáèëèçàöèþ (ðèñ. 58). Ïðè îòñóòñòâèè äîñêè ïîñòðàäàâøåãî òðàíñïîðòèðóþò íà íîñèëêàõ â ïîëîæåíèè ëåæà íà æèâîòå ñ ïîäëîæåííûìè ïîä ïëå÷è è ãîëîâó ïîäóøêàìè.  ñëó÷àå ïåðåëîìà øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà òðàíñïîðòèðóþò íà ñïèíå ñ èììîáèëèçàöèåé ãîëîâû, êàê ïðè

Переломы литература
Ðèñ. 58. Èììîáèëèçàöèÿ ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíî÷íèêà, à — âèä ñïåðåäè; á — âèä ñçàäè.

ïîâðåæäåíèÿõ ÷åðåïà. Òðàíñïîðòèðîâàòü ïîñòðàäàâøèõ ñ òðàâìàìè ïîçâîíî÷íèêà ñëåäóåò îñòîðîæíî. Ïåðåêëàäûâàíèå, ïîãðóçêó è òðàíñïîðòèðîâêó ïðîèçâîäÿò îäíîâðåìåííî 3—4 ÷åëîâåêà, óäåðæèâàÿ âñå âðåìÿ íà îäíîì óðîâíå òóëîâèùå ïîñòðàäàâøåãî, íå äîïóñêàÿ ìàëåéøåãî ñãèáàíèÿ ïîçâîíî÷íèêà; ïåðåêëàäûâàòü ïîñòðàäàâøåãî ëó÷øå âìåñòå ñ äîñêîé èëè ùèòîì, íà êîòîðîì îí ëåæèò.

Ïåðåëîì êîñòåé òàçà. Îäíà èç íàèáîëåå òÿæåëûõ êîñòíûõ òðàâì, ÷àñòî ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîâðåæäåíèåì âíóòðåííèõ îðãàíîâ è òÿæåëûì øîêîì. Âîçíèêàåò ïðè ïàäåíèÿõ ñ âûñîòû, ñäàâëåíèÿõ, ïðÿìûõ ñèëüíûõ óäàðàõ.

Ïðèçíàê òðàâìû — ðåç÷àéøàÿ áîëü â îáëàñòè òàçà ïðè ìàëåéøåì äâèæåíèè êîíå÷íîñòÿìè è èçìåíåíèè ïîëîæåíèÿ ïîñòðàäàâøåãî. Ïîñòðàäàâøèé íå â ñîñòîÿíèè ñàìîñòîÿòåëüíî ïåðåäâèãàòüñÿ.

Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé òàçà èììîáèëèçàöèÿ ïðè ïîìîùè øèí íåâîçìîæíà, ïîýòîìó ïîñòðàäàâøåìó ïðèäàþò ïîëîæåíèå, ïðè êîòîðîì óìåíüøàþòñÿ áîëè è ìåíåå âåðîÿòíû ïîâðåæäåíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ êîñòíûìè îòëîìêàìè. Áîëüíîãî ñëåäóåò óëîæèòü íà ðîâíóþ òâåðäóþ ïîâåðõíîñòü, íîãè ñîãíóòü â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ, áåäðà íåñêîëüêî ðàçâåñòè â ñòîðîíû (ïîëîæåíèå ëÿãóøêè), ïîä êîëåíè ïîäëîæèòü òóãîé âàëèê èç ïîäóøêè, îäåÿëà, ïàëüòî, ñåíà âûñîòîé 25—30 ñì.

Переломы литература
Ðèñ. 59. Èììîáèëèçàöèÿ ïðè ïåðåëîìå ïðåäïëå÷üÿ (à) è êëþ÷èöû (á).

Ïðîâîäÿò âîçìîæíûå ïðîòèâîøîêîâûå ìåðîïðèÿòèÿ.

Òðàíñïîðòèðóþò ïîñòðàäàâøåãî íà íîñèëêàõ èëè òâåðäîì ùèòå íà ñïèíå, ïðèäàâ åìó îïèñàííîå âûøå ïîëîæåíèå (ñì. ðèñ. 16, á). Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ ñîñêàëüçûâàíèÿ áåäåð ñ âàëèêà èõ ôèêñèðóþò ÷åì-íèáóäü ìÿãêèì (ïîëîòåíöå, áèíò).

Ïåðåëîì ðåáåð. Âîçíèêàåò ïðè ñèëüíûõ ïðÿìûõ óäàðàõ â ãðóäü, ñäàâëåíèè, ïàäåíèè ñ âûñîòû è äàæå ïðè ñèëüíîì êàøëå, ÷èõàíüå. Äëÿ ïåðåëîìà ðåáåð õàðàêòåðíû ðåçêèå áîëè â îáëàñòè ïåðåëîìà, óñèëèâàþùèåñÿ ïðè äûõàíèè, êàøëå, èçìåíåíèè ïîëîæåíèÿ òåëà. Ìíîæåñòâåííûé ïåðåëîì ðåáåð ñîïðîâîæäàåòñÿ íàðàñòàþùåé äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ. Îñòðûå êðàÿ îòëîìêîâ ïîâðåæäàþò ëåãêîå ñ ðàçâèòèåì ïíåâìîòîðàêñà è âíóòðèïëåâðàëüíîãî êðîâîòå÷åíèÿ.

Ïåðâàÿ ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ â èììîáèëèçàöèè ðåáåð — íàëîæåíèè òóãîé öèðêóëÿðíîé ïîâÿçêè íà ãðóäíóþ êëåòêó.

Ïðè îòñóòñòâèè áèíòà äëÿ ýòîãî ìîæíî èñïîëüçîâàòü ïîëîòåíöå, ïðîñòûíþ, êóñêè òêàíè. Äëÿ óìåíüøåíèÿ áîëåé è ïîäàâëåíèÿ êàøëÿ ïîñòðàäàâøåìó äàþò òàáëåòêó àíàëüãèíà, êîäåèíà, àìèäîïèðèíà. Òðàíñïîðòèðîâêà â ñòàöèîíàð — â ïîëîæåíèè ñèäÿ. Ïðè òÿæåëîì ñîñòîÿíèè òðàíñïîðòèðîâêó îñóùåñòâëÿþò íà íîñèëêàõ ñ ïðèäàíèåì ïîñòðàäàâøåìó ïîëóñèäÿ÷åãî ïîëîæåíèÿ.

Ïåðâàÿ ïîìîùü è òðàíñïîðòèðîâêà â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå ïðè îñëîæíåííûõ ïåðåëîìàõ ðåáåð (ïíåâìîòîðàêñ, ãåìîòîðàêñ) òàêèå æå, êàê ïðè ïðîíèêàþùèõ ðàíåíèÿõ ãðóäíîé êëåòêè.

Ïåðåëîì êëþ÷èöû. Õàðàêòåðèçóåòñÿ áîëüþ â îáëàñòè òðàâìû, íàðóøåíèåì ôóíêöèè ðóêè íà ñòîðîíå ïîâðåæäåíèÿ. ×åðåç êîæó ëåãêî ïðîùóïûâàþòñÿ îñòðûå êðàÿ îòëîìêîâ.

Ïåðâàÿ ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ â ïðîâåäåíèè èììîáèëèçàöèè îáëàñòè ïåðåëîìà, ÷òî äîñòèãàåòñÿ ïóòåì ôèêñàöèè ðóêè ñ ïîìîùüþ êîñûíî÷íîé ïîâÿçêè (ñì. ðèñ. 35), áèíòîâîé ïîâÿçêè Äåçî (ñì. ðèñ. 44) èëè ïðè ïîìîùè âàòíî-ìàðëåâûõ êîëåö (ðèñ. 59).

Источник

Читайте также:  Лечение после перелома смещение кисти