Переломы конспект занятия
План-конспект
проведения занятия по «медицинской подготовке»
Тема: ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ.
Цели:
Ознакомить учащихся с видами переломов;
Научить учащихся оказывать первую помощь при различных видах переломов;
Место проведения: класс 9 «А».
Метод проведения занятия: теоретическо-практическое
Время: 40 мин
Учебные вопросы:
1. Виды переломов;
2. Первая медицинская помощь при переломах;
Ход занятия:
І. Вводная часть.
Проверка наличия личного состава;
Проверка готовности к занятию;
Объявление цели и темы занятия.
ІІ. Основная часть.
1.Вопрос:
Виды переломов.
Перелом – это полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета. Переломы могут возникать как вследствие травмы, так и в результате различных заболеваний, сопровождающихся изменениями в прочностных характеристиках костной ткани. Травмы чаще встречаются в детском и пожилом возрасте, что связано с анатомо-физиологическими особенностями организма. У ребенка кости более эластичные и менее прочные, чем у взрослых. Это вызывает уязвимость скелета к действию травмирующих факторов. Высокий риск формирования переломов у детей связан с подвижностью ребенка и слабым развитием навыков самосохранения. У пожилых людей в силу возрастных изменений из костей вымываются соли кальция, что приводит к явлению остеопороза и снижению прочности скелета. Нарушение мозгового кровообращения, приводящее к ухудшению равновесия и головокружениям, вызывает неустойчивость походки и частые падения. У молодых людей риск деформации костей связан с сезонностью (гололед), профессиональной деятельностью (интенсивные физические нагрузки), занятиями спортом (профессиональные спортсмены).
Переломы костей у человека возникают при резких движениях, ударах, падении с высоты. Они могут быть закрытыми и открытыми. При закрытых переломах не нарушается целость кожных покровов, при открытых — в месте перелома имеется рана. Более опасны открытые переломы. Различают переломы без смещения и со смещением костных отломков.Переломы, при которых образуется только два отломка, называются единичными, переломы с образованием нескольких отломков — множественными. При авариях, катастрофах, землетрясениях и в очагах поражения у человека могут быть множественные переломы нескольких костей. Наиболее тяжело протекают переломы, сочетающиеся с ожогами и радиационными поражениями. Переломы, возникающие в результате воздействия пули или осколка снаряда, гранаты, мины, называются огнестрельными. Для них характерны раздробление кости на крупные или мелкие осколки, размозжение мягких тканей в области перелома или отрыва части конечности. Основные признаки огнестрельного перелома: боль, припухлость, кровоподтек, ненормальная подвижность в месте перелома, нарушение функции конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны отломки костей. Переломы костей конечностей сопровождаются их укорочением и искривлением в месте перелома. Повреждение ребер может затруднять дыхание, при ощупывании в месте перелома слышен хруст (крепитация) обломков ребра. Переломы костей таза и позвоночника часто сопровождаются расстройствами мочеиспускания и нарушением движений в нижних конечностях. При переломах костей черепа может возникнуть кровотечение из ушей. В тяжелых случаях переломы костей сопровождаются шоком. Высока вероятность развития шока при открытых переломах с артериальным кровотечением.
2.Вопрос:
Первая медицинская помощь при переломах.
Человек, оказывающий первую помощь может: 1. Оценить тяжесть состояния пострадавшего и локализацию повреждений. 2. При наличии кровотечения – остановить его. 3. Определить, возможно ли перемещение пострадавшего, до прибытия квалифицированной медицинской помощи. Не рекомендуется переносить или передвигать больного при травмах позвоночника и множественных переломах. 4. При отдельной травме на повреждённый участок наложить шину. Шиной может служить любой предмет, который предотвратит движение в повреждённой конечности, захватывая суставы выше и ниже места перелома. 5. При отсутствии противопоказаний к перемещению пострадавшего транспортируют в медицинское учреждение. 6. Если доступ медицинского персонала затруднён или невозможен и имеются противопоказания к перемещению пострадавшего, обеспечивают по возможности полную иммобилизацию повреждённых участков, после чего используются носилки с твёрдым основанием, к которым надёжно фиксируется пострадавший.
Задача первой помощи — уменьшить боль, обеспечить раненому полный покой и, главное, не допустить повреждение мягких тканей мышц, сухожилий, окружающих место перелома. Пострадавшего следует уложить, успокоить, создать неподвижность поврежденной конечности. Оказывая помощь при закрытых переломах, не следует без особой необходимости снимать одежду, обувь с поврежденной части тела. Их лишь разрезают в нужном месте. При открытых переломах после остановки кровотечения на рану накладывается стерильная повязка. Вправление перелома допускается лишь в том случае, если кто-либо из спутников владеет техникой этой процедуры.
ІІІ. Заключительная часть
подвожу итог занятия;
напоминаю тему и цель занятия;
отправляю на другое учебное место.
Руководитель занятия: Грачёв Сергей Александрович
Источник
Тема урока: Оказание первой помощи при переломах.
Урок по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс
Тема урока: Оказание первой помощи при переломах
Цель урока: научить отличать переломы от других механических повреждений и разработать алгоритм оказания первой помощи при различных видах переломов.
Задачи урока:
Стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета.
Повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых.
Развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.
Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Место урока:
Предыдущий урок по теме: «Кровотечения и способы остановки кровотечений» необходим для качественного овладения темой «Переломы и оказание первой помощи при них». Данный урок – урок изучения нового материала (теоретических основ). Следующий урок – урок практикум по теме: «Иммобилизация конечностей при переломах».
Используемые педагогические технологии:
Интерактивное обучение с использованием технологии КСО
Здоровьесберегающие технологии
ИКТ технологии
В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают, 26% от того, что слышат, 30% от того, что видят, 50% от того, что они видят и слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими, 80% от того, что основано на личном опыте, 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами.
Мотивация – основное условие интерактивного обучения. На уроке использованы следующие методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
Эмоциональные: создание ситуации успеха;
Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситруаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий;
Волевые: формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей деятельности
Социальные: поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, создание ситуации взаимопомощи.
Интерактивные формы организации учебного процесса на уроке (это оргформы, основанные на принципах интерактивного обучения – опору на опыт, активность учащихся, позицию учителя — консультанта-фасилитатора):
Статичные пары;
Пары сменного состава;
Статичные группы;
Творческие мастерские.
Интерактивные методы:
Диалог;
Полилог;
Круг идей;
Минипроект.
Приемы работы на уроке:
«Карусель»;
«Броуновское движение»;
«Дерево решений»;
«Рука».
Преимущества данных приемов работы:
Детям легче и приятней работать общаясь;
Работа получает цель, подключаются социальные навыки (навыки общения)
Организация работы в парах сменного состава подчинена алгоритму, организована и выстроена с помощью специальных карточек-посредников, которые имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме, на основе которых ученики ведут свой сочетательный диалог.
Фасилитаторская позиция учителя на уроке(консультант-фасилитатор создает условия для самореализации личности, побуждает к поиску истины, к решению проблем, к сбору новых данных).
достоинства
недостатки
Обращение к личному опыту учащихся
Активность учащихся
Разумное сочетание теории и практики
Легкость восприятия, усвоения
Творчество участников
Многообразие точек зрения
Взаимопонимание участников
Шлифовка мастерства учителя
Низкая возможность вносить готовую структуру в опыт
Сужено изложение теории
Сложно соблюсти временные рамки
Сложность точного планирования
Высокие энергозатраты ведущего (учителя)
Учтен и дифференцированный подход на уроке. Так информационный материал на карточках-посредниках имеет разный уровень сложности. Учащиеся с высокой степенью развития познавательного интереса готовили к уроку минипроекты по здоровьесбережению, провели исследовательскую работу по теме «Интересные факты о скелете и костях», участвовали в подготовке презентации к уроку. Внутри малых групп роли распределены между сильными и слабыми учениками.
Формы отчета работы групп:
Презентация;
«Дерево решений»
Использование в работе технологий интерактивного обучения дает
Ученику:
Развитие личностной рефлексии;
Осознание включенности в общую работу;
Становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
Развитие навыков общения;
Повышение познавательной, социальной и физической активности;
Классу:
Формирование класса как групповой общности
Учителю:
Нестандартное отношение к организации образовательного процесса.
Вводная часть урока.
Ребята, давайте вспомним какими знаниями, умениями и навыками мы овладели с вами на прошлых занятиях.
Как вы думаете, эти знания нам сегодня пригодятся? Почему?
Учитель обращает внимание на тему урока «Переломы и оказание первой помощи при них» СЛАЙД №1 Презентации. <Приложение №1>
Действительно, переломы достаточно часто сопровождаются кровотечениями. И те и другие являются самыми распространенными механическими повреждениями, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Уметь оказывать первую помощь при этих травмах – обязанность каждого человека.
Проверка домашнего задания.
Прежде чем мы перейдем к теме сегодняшнего урока, давайте вспомним основные изученные нами вопросы по теме «Кровотечения». И поможет нам в этом известный вам прием «Карусель».
Каждый из вас дома подготовил вопрос для проверки изученного материала. Я предлагаю вам проверить свои собственные знания и знания товарищей по классу. Смена партнера в паре будет происходить каждые 30 секунд. Переход осуществляем по моей команде против часовой стрелки.
Учащиеся в центре класса образуют внутренний и внешний круги «Карусели».
<Приложение № 2>.
Основная часть урока. Изучение нового материала.
Как вы думаете, что нового вы должны узнать сегодня на уроке. Какими знаниями и навыками должны овладеть?
Используйте для этого приемы игры «Рука». Протяните руку своему соседу по парте, работайте вместе и дружно.
<Приложение № 2>.
Учитель предлагает одной из пар вслух прочитать свои предположения. Затем обращает внимание учащихся на план урока. СЛАЙД №2
Ребята, как по — вашему, легко ли быть учителем? Сегодня на уроке каждый из вас попробует себя в роли педагога. Овладеть знаниями по теме сегодняшнего урока вы попробуете самостоятельно, а я вам в этом постараюсь помочь. Ваша задача – правильно организовать свою совместную деятельность в соответствии с алгоритмом, который лежит у вас на парте. Познакомьтесь с ним <Приложение № 3 >. Задайте вопросы, если вам что-то не понятно.
Работа с карточками-посредниками.
Карточки – посредникиподготовлены с учетом индивидуальных особенностей учащихся, но количество карточек разных цветов в классе должно быть одинаковым. Они имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме. На основе этих карточек ученики ведут свой сочетательный диалог.
Примерное содержание карточек <Приложение № 4>
Прием «Броуновское движение» <Приложение №2>
О времени смены деятельности предупреждает учитель. Учитель наблюдает за ходом работы учащихся на уроке, корректирует ее по мере необходимости, помогает.
Выход из работы (настроение, продуктивность, с кем понравилось работать больше).
Четыре ученика (выбираются малыми группами) излагают материал урока по своим карточкам перед классом.
Учащиеся сопровождают свой ответ слайдами, которые были подготовлены заранее вместе с учителем. Эти учащиеся отличаются высоким уровнем познавательной активности. А 4-й ученик представляет первый исследовательский проект, подготовленный к уроку группой учащихся.
1-й ученик СЛАЙДЫ №3,4,5,6,7
2-й ученик СЛАЙДЫ №8
3-й ученик СЛАЙДЫ №9,10,11
4-й ученик СЛАЙДЫ №12,13,14,15,16
Применение знаний в новой нестандартной ситуации.
А теперь я предлагаю каждой группе применить полученные сегодня на уроке знания в нестандартной ситуации, которая может произойти с каждым из вас. Я дам вам время на обдумывание ваших действий, по истечении которого каждая рабочая группа предложит свой вариант решения данной задачи.
Нестандартная проблемная ситуация
В лыжном походе один из твоих одноклассников неудачно спустился с горы и сломал бедро. При осмотре пострадавшего выяснили, что перелом открытый , на месте перелома рана, из которой вытекает пульсирующей струей кровь ярко-алого цвета. Аптечку в поход не взяли, до города далеко. Обсудите сложившуюся ситуацию и предложите свой вариант действий по оказанию первой помощи товарищу.
Вы можете спорить, сомневаться, высказывать свое мнение, доказывать свою правоту, но помните, что необходимо УВАЖАТЬ МНЕНИЕ КАЖДОГО – это основное правило построения нашего «Дерева решений» <Приложение №2>
Заключительная часть урока.
Группа ребят представляет 2-й исследовательский проект, подготовленный к уроку учащимися по теме: «Интересные, удивительные и занимательные факты. Кости».
Проблема лечения переломов всегда являлась значимой, как для отдельного индивида, так и для социума. Во всех человеческих цивилизациях есть аналог профессии «костоправа» — человека, который профессионально занимается восстановлением сломанных конечностей людей и животных. Так, при анализе 36 скелетов неандертальцев, имеющих переломы, только у 11 результаты лечения перелома признаны неудовлетворительными. Это показывает, что уже на таком уровне развития эффективность медицинской помощи при переломах превышала 70 %, первобытные люди знали о переломах и умели их лечить.
Презентация. < Приложение № 1>
СЛАЙДЫ №18,19,20,21,22,23
Рефлексия.
Ребята, легко ли быть учителем?
Какой вид деятельности на уроке вам понравился сегодня больше всего?
Какую оценку вы заработали сегодня на уроке?
Что оказалось сложным для вас?
Заполнение карточки самоконтроля и самооценки учащегося. < Приложение № 5>
Домашнее задание.
Доклад на тему: «История изобретения иммобилизационных шин» или пополнить копилку интересных фактов о костях.
Параграф учебника.
Используемая литература и информационные ресурсы:
[1]. Смирнов А.Т. ОБЖ учебник 7 класс – Москва: Просвещение, 2010г.
[2]. Журнал ОБЖ №9, 2004г. Инновационные технологии в преподавании курса ОБЖ.
[3]. Никишина И.В. Интерактивные формы обучения, 2007г.
[4]. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя, 2002г.
[5]. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы» Москва, 2005г.
[6]. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. Москва: Народное образование, 2004г.
[7]. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах. Школьные технологии, 2006г.
[8]. Козина Е.В. доцент кафедры образовательных технологий ВИПКРО. Лекция «Интерактивное обучение. Интерактивные формы организации учебного процесса».
[9]. Вишневская Е.Л. Учебное пособие по основам оказания первой помощи для учащихся 4-11 классов.
[10]. https://www.zanyatiya.ru/index.htm
[11].https://www.poznovatelno.ru/child/man/arrangement/11857.html
[12]. https://anatomia2011.narod.ru/
[13]. https://oz-moll.ru/10-sposobov-ukrepit-kosti/
[14]. https://ladymoon.ru/kak-ukrepit-kosti.html
[15].https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5&stype=image&noreask=1&lr=192
[16].https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D1%8B&stype=image&noreask=1&lr=192
Источник
Тема : « Мероприятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах груди, живота, в области таза.»
Первая помощь при травме груди.
Причинами травмы груди бывают:
· удар по грудной клетке или ушиб о твердый предмет;
· падение с высоты;
· сдавливание между двумя плоскостями;
· падение на вытянутую руку (перелом ключицы);
· падение на выступающие предметы (перелом грудины).
Общими характерными признаками травмы груди являются следующие признаки: вынужденное положение тела (сидя или полусидя)
· локализованная боль в месте травмы, усиливающаяся при глубоком вдохе, кашле, движении;
· болезненное ощущение при ощупывании грудной клетки или надавливании на нее;
· изменение цвета кожных покровов (бледные) и губ (синюшные); затрудненное, поверхностное, учащенное дыхание;
· ограничение подвижности и отставание в активности дыхания поврежденной половины грудной клетки. Общие требования к оказанию помощи при травме груди:
□ придать пострадавшему положение тела, облегчающее дыхание, — сидя, полусидя, лежа;
□ обеспечить приток воздуха и расстегнуть или расслабить стесняющую дыхание одежду;
□ протереть виски ваткой, смоченной нашатырным спиртом, и дать понюхать его;
□ ограничить речевой режим;
□ дать 15-20 капель сердечного средства и 2 таблетки обезболивающего средства;
□ приложить холод к месту травмы;
□ обеспечит полный покой пострадавшего;
□ при необходимости провести иммобилизацию (ограничить подвижность) травмированного участка грудной клетки;
□ доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение
Первая помощь при переломе ребер. Выполнение вышеуказанных мероприятий, проводимых при
травме груди с учетом иммобилизации перелома ребер. Ограничение подвижности отломков ребер проводится наложением на область перелома
нескольких полос (10-15 см) лейкопластыря.
Первая помощь при переломе ключицы. Отличительными признаками перелома ключицы являются следующие признаки:
□ деформация ключицы;
□ отек и кровоизлияние в области ключицы;
□ сглаженность надключичной ямки и укорочение надплечья с поврежденной стороны; о небольшое отклонение головы пострадавшего в сторону сломанной ключицы;
□ затрудненные движения руки со стороны травмы;
□ усиление болезненности и хруст при движении в плечевом суставе.
Выполнение вышеуказанных мероприятий, проводимых при травме груди с учетом иммобилизации перелома ключицы и транспортировки посградавшст в медицпяское учреждение.
Первая помощь при повреждении костей таза.
Повреждения костей таза — опасная для жизни травма из-за всегда сопровождающих ее болевого шока и значительной внутренней кровопотери. Подобные травмы наблюдаются при сдавливании таза, при падении с высоты и т.п.
Признаками, позволяющими, предположить повреждение костей таза являются признаки:
вынужденное положение — пострадавший может лежать только на спине;
резкая боль в области перелома при попытке активных и пассивных движений;
пострадавший не может поднять выпрямленную ногу на стороне повреждения;
болезненные ощущения в области крестца и промежности;
усиление болезненности при легком надавливании на отделы таза.
Неотложные мероприятия при повреждении костей таза:
■ уложить пострадавшего на спину с полусогнутым положением ног, для чего под колени положить валик из одежды – положение «лягушка» ;
■ дать 2 таблетки обезболивающего срества;
■ приложить холод к месту травмы;
■ обеспечить полный покой и общее согревание (тепло укрыть);
■ при наличии раны наложить асептическую повязку;
■ срочно транспортировать в ближайшее медицинское учреждение на жестких носилках
Первая помощь при переломе костей.
Перелом — полное или частичное нарушение целостности кости, вызванное действием силы. Переломы конечностей происходят от
■ прямой травмы — приложения силы действующей по типу сдвига,
■ непрямой травмы — действующей по типу сдвига или скручивания;
■ комбинированной травмы, когда падению предшествует вынужденное положение тела.
Все переломы делятся на две группы: открытые и закрытые. Наиболее опасны открытые переломы, характеризующиеся наличием раны, наружным кровотечением, микробным загрязнением. Закрытые переломы сопровождаются внутренним кровотечением. Характерными признаками переломов являются признаки:
· значительная припухлость, обусловленная кровоизлиянием в подкожную клетчатку или кровоподтеки;
· возможны наличие раны с торчащими отломками костей в области перелома и наружное кровотечение;
· резкая, но ограниченная болезненность (местные болевые точки);
· наличие неровностей, иногда трещин и костных выступов;
· деформация конечностей;
· патологическая подвижность в области перелома и хруст костных отломков;
· нарушение функции конечности.
Неотложные мероприятия при переломах костей:
□ при открытом переломе необходимо остановит кровотечение, обработать рану и наложить стерильную повязку (нельзя производить вправление отломков костей);
□ дать принять 2-3 таблетки обезболивающего средства и 15-20 капель сердечного средства;
□ провести иммобилизацию травмированной конечности — создать неподвижность костей в области перелома не менее чем в двух суставах;
□ приложить холод на область травмы;
□ согреть пострадавшего (дать выпить горячего чая, тепло укрыть),
□ срочно транспортировать в ближайшее медицинское учреждение с учетом требований транспортной иммобилизации.
Средствами для транспортной иммобилизации служат табельные шины, специализированные носилки и подручные средства. Шины накладывают поверх одежды и обуви. При открытых переломах сначала обнажают место перелома, останавливают кровотечение, накладывают стерильную повязку, а затем уже шину.
Бедро — с помощью двух шин проводится фиксация трех суставов (голеностопного, коленного, тазобедренного). При этом одна шина проходит по внутренней поверхности голени и бедра, а вторая шина — по наружной поверхности нижней конечности и туловища (от стопы до подмышечной впадины). Стопа и голеностопный сустав фиксируются к шине бинтом — восьмиобразной повязкой. Наружная шина фиксируется к туловищу в области грудной клетки
Иммобилизация бедра при транспортировке
Домашнее задание: Подготовить конспект . Прислать в виде фотографии.
Источник