Переломы длинных трубчатых костей статистика
ТОМ 4, СТ. 54 (сc. 71-72) // Февраль, 2003 г.
АНАЛИЗ И СТРУКТУРА ПЕРЕЛОМОВ ДЛИННЫХ ТРУБЧАТЫХ КОСТЕЙ
(по данным Алтайского краевого бюро СМЭ за 2000 год)
В.А. Клевно, А.С. Новоселов
Барнаул
/>
Переломы длинных трубчатых костей по частоте встречаемости занимают третье место после
переломов костей черепа и грудной клетки при механической травме со
смертельным исходом. Анализ морфологии переломов длинных трубчатых
костей в совокупности с другими повреждениями тела, позволяет
устанавливать механогенез травмы в целом, тем самым, способствуя
воссозданию обстоятельств происшествия.
Целью данного исследования явилось изучение структуры переломов длинных трубчатых
костей при различных видах тупой травмы.
Изучены 100 «Заключений эксперта» и «Актов судебно-медицинского
исследования трупов» лиц обоего пола в возрасте от 2 до 88 лет,
у которых при аутопсии были обнаружены переломы длинных трубчатых
костей. Учитывали все случаи изолированной и тупой сочетанной травмы:
автомобильная травма (54%), падения с высоты (30%), железнодорожная
травма (14%), травма
тупыми предметами (2%).
Среди погибших с переломами костей конечностей большую часть составили мужчины (67%).
Наибольшее число пострадавших приходится на трудоспособный возраст от
20 до 59 лет (56 пострадавших из 100), среди которых наибольшую долю
составили возрастные группы 20 — 29 лет и 40 — 49 лет (в
совокупности 39%).
Во время происшествия более половины погибших находились в состоянии алкогольного опьянения
(55%), преимущественно сильной степени, из которых большую часть
составили лица мужского пола (32%), что наглядно представлено в
таблице 1.
Таблица 1
Число погибших лиц, находившихся в состоянии алкогольного опьянения
Степень алкогольного опьянения / пол | Мужчины | Женщины | Всего | |||
---|---|---|---|---|---|---|
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
Легкая | 5 | 5,0 | 5 | 5,0 | 10 | 10,0 |
Наиболее часто травмы возникали в летние (июнь — август) и осенний месяцы (октябрь),
(в совокупности составило 59%).
По данным В.В. Гориневской (1952) и С.Я. Фрейдлина (1971), переломы длинных
трубчатых костей составляют от 48 до 70% среди всех повреждений
костей скелета; по нашим данным — 68%, причем переломы костей нижних
конечностей — в 1,8 раза встречались чаще, чем переломы верхних
конечностей; по данным
В.А. Корнилова и др.(1987) — в 2 раза.
По нашим наблюдениям переломы костей конечностей чаще наблюдались в сочетании
с повреждениями других анатомо-функциональных областей тела человека
(92% случаев). Такое сочетание повреждений характерно для различных
видов транспортной травмы (автомобильной и железнодорожной) и падений
с высоты. Изолированные переломы возникали, как правило, в случаях
падения человека на плоскости и (или) при ударах тупыми твердыми
предметами (в совокупности составили всего 8%).
Диафизарные переломы были в 73% случаев, переломы в области крупных суставов, как
правило, носили характер конструкционных.
Травмировались чаще кости голени (35%). В основном, переломы костей голени возникали
при автомобильной травме и падениях с большой высоты (в совокупности
60%). Переломы костей голени при автомобильной травме чаще возникали
в верхней трети (51%) и каждый третий перелом был
оскольчато-фрагментарным. А при падении с высоты — 40%
переломов локализовались в нижней трети и достаточно часто
сопровождались переломами лодыжек. При столкновении движущегося
автомобиля с человеком нередко возникали бампер-переломы (25% случаев
всей автомобильной травмы). Двусторонние переломы костей голени были
в 38% случаев.
Переломы бедренной кости возникали в два раза реже, чем переломы костей голени
(29% против 60%) при тех же обстоятельствах травмы. Почти половина
переломов бедренной кости локализовались в верхней трети диафиза (44%
от их общего числа) и в 15% были оскольчато-фрагментарными. Меньшая
частота оскольчато-фрагментарных переломов бедра, в сравнении с
голенью, объясняется тем, что бедро имеет сильно выраженный мышечный
слой. Там, где кость имеет менее широкий диаметр осколок в зоне
долома не возникает; а на уровне большего диаметра — образуется
(В.И. Бахметьев, В.Н.
Крюков, В.П. Новоселов и др., 1996).
В пяти случаях столкновения движущегося автомобиля вагонной компановки с человеком,
возникали переломы вертлужной впадины (так называемый «центральный
вывих бедра»). При тангенциальном ударе выступающими частями
транспорта у двух пострадавших образовались винтообразные
безоскольчатые переломы. На долю косорасположенной траектории
магистральной трещины пришлось 2/3 переломов бедренной кости, на долю
поперечной траектории — 1/3. Для пожилых людей характерными
были переломы шейки бедра; в наших наблюдениях подобные переломы
встретились в пяти случаях у лиц пожилого возраста и только один раз
— у пострадавшего молодого возраста.
При столкновении движущегося автомобиля с человеком или при травме внутри салона
автомобиля и ударе коленными суставами о переднюю панель возникали
повреждения коленного сустава в виде переломов надколенника, разрыва
капсулы сустава и связок с образованием гемартроза в 30% случаев.
Среди переломов костей верхних конечностей преобладали повреждения костей предплечья,
количество которых в 1,5 раза больше переломов плечевой кости.
Переломы плеча и предплечья встречались при всех видах тупой травмы.
Переломы плеча одинаково часто локализовались как в верхней, так и в
средней трети (по 35% от их общего числа) и почти всегда были
безоскольчатыми. Большинство переломов были косопоперечными (80%).
Переломы в области плечевого сустава, как правило, были конструкционными. В
некоторых случаях падения человека на вытянутую руку и при нахождении
в салоне автомобиля во время столкновения, возникали вколоченные
переломы, которые составили 9% наших наблюдений.
Переломы в области локтевого сустава часто были представлены повреждениями
надмыщелков, что совпадает с данными Н.Ф. Савенко (1962). У одного
пострадавшего был косой перелом локтевого отростка при падении на
локоть.
Переломы в области лучезапястного сустава также часто носили конструкционный
характер и локализовались в дистальном метаэпифизе, известные как
перелом «луча в типичном месте». Таких переломов
встретилось 13.
Переломы костей конечностей в ряде случаев имели признаки повторной травматизации при
переезде тела колесами транспорта и волочении его поездом по
железнодорожному полотну.
Переломы длинных трубчатых костей не являлись непосредственной причиной смерти
пострадавших. В 52% случаев непосредственной причиной смерти были
травматический шок и обильная кровопотеря, в 38% — сочетанная
черепно-мозговая травма и ее осложнения, реже причиной смерти были
отдаленные осложнения в виде пневмонии, сепсиса и тромбоэмболии
легочной артерии (в 10%).
Если переломы костей конечностей сочетались с массивными повреждениями головы,
груди и живота, то смерть наступала в 60% случаев на месте
происшествия от травм, несовместимых с жизнью; остальные умерли в
стационаре (40%): 22% — в первые сутки, 10% — в течение недели, 5% —
в течение месяца и 3% — свыше месяца от момента травмы.
Таким образом, переломы длинных трубчатых костей, несмотря на то, что сами по себе не
являются непосредственной причиной смерти, в сочетании с другими
повреждениями анатомо-функциональных областей тела человека утяжеляют
саму травму и способствуют смертельному исходу. Абсолютное
большинство погибших от этой травмы составляют лица мужского пола,
трудоспособного возраста, находившиеся в состоянии алкогольного
опьянения, преимущественно в летне-осенний период года. Наиболее
частыми обстоятельствами возникновения такой травмы являлись
дорожно-транспортные происшествия, затем падения с высоты. Среди
повреждений длинных трубчатых костей нижних конечностей превалировали
переломы костей голени, среди повреждений верхних конечностей —
переломы костей предплечья.
Альманах судебной медицины N 2 (2001), стр.
Источник
Перелом — полное нарушение целости кости под действием различных факторов. Если целость кости нарушается не по всему поперечнику или длине, то это — трещина. Переломы, при которых сохраняется целость надкостницы, называют поднадкостничными. Различают переломы травматические, возникающие в результате внезапного воздействия механической силы на нормальную кость, и патологические, обусловленные наличием заболеваний в кости (туберкулез, опухоль, остеомиелит, сифилис). Травматические переломы делятся на закрытые (без повреждения кожи) и открытые (с повреждением кожи в области перелома). Открытые переломы более опасны, так как при попадании микробов через рану может осложняться остеомиелитом (гнойным воспалением кости и костного мозга). Наиболее частой причиной травматических переломов являются дорожно-транспортные происшествия. У детей переломы встречаются реже вследствие достаточной гибкости костей. Основную группу с переломами составляют мужчины средних лет.
Длинная трубчатая кость состоит из средней части — тела кости (диафиза) и двух утолщенных концов — верхнего и нижнего (эпифизов). Участки между диафизом и эпифизом образуют метафизы. В детском и юношеском возрасте между диафизом и эпифизами расположены хрящи (зоны роста). К 18— 25 годам эти хрящи замещаются костной тканью, и рост скелета прекращается. Диафиз состоит из компактного костного вещества. Внутри диафиза находится костномозговой канал. В нем размещается желтый костный мозг. Эпифизы построены из губчатого костного вещества, в ячейках которого находятся красный костный мозг, который выполняет кроветворную функцию. Снаружи кость покрыта надкостницей, суставные концы покрыты гиалиновым хрящом.
Костная ткань обладает высокой механической прочностью. Кость содержит 12,5 % органических веществ (оссеин, оссеомукоид), 21,8% — неорганических минеральных веществ (фосфат кальция), 15,7% —жира и 50%— воды.
Костная ткань служит основным депо кальция в организме и активно участвует в кальциевом обмене. В течение всей жизни человека происходит разрушение (резорбция) и новообразование костной ткани, что приводят к изменению формы кости в соответствие с меняющимися механическими нагрузками. Скелет человека перестраивается почти полностью каждые 10 лет.
В зависимости от места перелома трубчатых костей различают внутрисуставные, околосуставные (эпифизарные) и наиболее часто встречающиеся переломы в средней части кости (диафизарные). В детском и юношеском возрасте возможны переломы, линия которых проходит через хрящевую зону роста ближе к суставным концам (метафизарные). На практике часто локализацию перелома определяют не анатомически, а условно делят сегменты конечности на трети (верхняя, средняя и нижняя трети). Линия перелома может иметь различное направление в зависимости от приложения травмирующей силы. В этой связи различают переломы: поперечные, возникающие преимущественно от прямого удара; косые, образующиеся при сгибании трубчатых костей (при этом на выпуклой стороне нередко образуется костный отломок треугольной формы); винтообразные (линия перелома идет по кости спирально), возникающие при фиксировании одного конца конечности и вращении другого. Примером винтообразных переломов могут служить переломы бедренной кости у лыжников, конькобежцев. При быстром движении одна нога вдруг встречает препятствие, а тело по инерции продолжает движение вокруг фиксированной ноги, это приводит к скручиванию бедра и винтообразному перелому. При поперечном сдавлении, превышающем прочность кости, образуются оскольчатые переломы. Такие же переломы наблюдаются и при огнестрельных ранениях. Если же действующая сила направлена параллельно оси длинной трубчатой кости (при падении с высоты), возникает вколоченный перелом: в этом случае один из отломков внедряется в другой. Если травмирующая сила направлена вдоль оси позвоночника (у ныряльщика на мелководье, при падении на ягодицы), происходит компрессионный перелом, т.е. сплющивание тела одного из позвонков. При внезапных сильных мышечных сокращениях возникают отрывные переломы, отрываются костные фрагменты, к которым крепятся мышцы. Переломы могут быть со смещением костных отломков и без него. Смещения отломков зависят от действия травмирующей силы и сокращения мышц, прикрепленных к центральному и периферическому отломкам. Выделяют следующие виды смещений отломков: по ширине, по длине, под углом и круговые (ротационные). Может быть и сочетание отдельных видов смещений.
Клинические признаки перелома. Диагностика переломов складывается из целого комплекса данных, включающих опрос, объективные данные (осмотр, ощупывание, намерение, сравнительные характеристики и рентгенологические методы исследования). Признаки переломов можно разделить на две группы: относительные (вероятные), которые встречаются и при других травмах (нарушение двигательной функции поврежденного органа, боль, припухлость) и абсолютные (достоверные), характерные для переломов.
Абсолютные признаки:
1. Укорочение конечности, которое наступает в результате смещения отломков по длине.
2. Деформация в месте травмы— возникает при смещении костных отломков, наличии гематомы и отека тканей.
3. Появление патологической подвижности в месте травмы. Выявляют этот признак, придерживая одной рукой центр конечности, а другой осторожно ее приподнимают за периферическую часть, устанавливая наличие движений вне сустава.
4. Костный хруст (крепитация), проявляющаяся при ощупывании места повреждения или при перекладывании конечности, возникает от трения костных отломков.
5. Усиление болей в месте травмы при нагрузке по оси кости. Например, при переломе бедра при легком постукивании по пятке боль усиливается в месте повреждения бедренной кости.
При наличии перечисленных симптомов диагноз не вызывает сомнений, однако более точная характеристика перелома может быть получена с помощью рентгенологического исследования. Выполняют рентгеновские снимки обязательно в двух проекциях с захватом близлежащего сустава. На рентгенограмме можно выявить характер перелома, вид смещения.
Осложнения при переломах. При повреждении крупных сосудов костными отломками и при наличии раны может развиться острая анемия, а при закрытых переломах — внутренняя гематома. Повреждение костными отломками нервных стволов может привести к травматическому шоку или развитию параличей. При открытых переломах попадание в рану инфекции может привести к развитию остеомиелита, флегмоны или сепсиса. Костные отломки могут повредить жизненно важные органы (головной мозг, печень, легкие).
Первая медицинская помощь при переломах, правильно и своевременно оказанная, имеет огромное значение для пострадавшего. Она предупреждает развитие таких осложнений, как шок, кровотечение, инфицирование. При открытых переломах с кровотечением оказание помощи начинают с немедленной остановка кровотечения одним из возможных в данном случае способов (вероятнее всего это будет жгут) и наложения стерильной (асептической) повязки. Дальнейшие мероприятия одинаковы как для открытых , так и для закрытых перелом. Для профилактики травматического шока проводят обезболивание. Следующая основная задача — иммобилизация костных отломков в месте перелома. Это достигается наложением стандартных шин или подручных средств. Надежная иммобилизация поврежденной конечности играет важную роль при транспортировке пострадавшего. Завершается первая медицинская помощь доставкой пострадавшего в лечебное учреждение.
Иммобилизация — приведение в неподвижное состояние частей тела (конечность, позвоночник). Иммобилизацию применяют при переломах костей, обширных повреждениях мягких тканей, вывихах, воспалительных процессах конечностей, ранении крупных сосудов и обширных ожогах, повреждении суставов, сухожилий и нервов. Она уменьшает болевые ощущения и предупреждает возникновение травматического шока. Иммобилизацию делят на транспортную и лечебную. Транспортная (временная) иммобилизация осуществляется на период транспортировки пострадавшего с места происшествия в лечебное учреждение и должна обеспечивать полный покой поврежденному органу на этот период. Лечебная (постоянная) иммобилизация осуществляется в медицинском учреждении (больница, поликлиника, травмпункт, медсанчасть) на длительное время. Основными средствами лечебной иммобилизации являются разнообразные гипсовые повязки (лангетные и циркулярные).
Транспортная иммобилизация осуществляется стандартными или подручными средствами. К стандартным средствам относятся шины, которые выпускает наша промышленность. Металлические сетчатые шины, часто скатанные в рулон в виде бинта, применяют для иммобилизации кисти и предплечья. Фанерные шины изготовлены из листовой фанеры, изогнуты желобом, выпускаются двух размеров: 70 и 125 см. Лестничные проволочные шины Крамера выпускаются также двух размеров: малая — 80 см и большая — 120 см. Шина Крамера хорошо моделируется (гнется), обладает достаточной жесткостью, поэтому является наиболее универсальной, т. е. при меняется для иммобилизации верхней и нижней конечностей, позвоночника. Пневматическая шина (надувная) состоит из прозрачной двухслойной полимерной оболочки, застежки-молнии и клапанного устройства с трубкой для нагнетания воздуха. Шина закрепляется на конечности застежкой-молнией. Через клапанно-запорное устройства нагнетается ртом воздух в междуслойное пространство. В результате шина приобретает необходимую упругость и обездвиживает конечность. Размеры шины позволяют свободное ее наложение на конечность поверх одежды и обуви. Пневматические шины выпускаются трех размеров: для кисти и предплечья, для стопы и голени, для коленного сустава и бедра. Пластмассовая шина предназначается для иммобилизации верхней конечности, голени и стопы. По обеим кромкам шины имеются отверстия для шнуровки. Пластмассовые шины выпускаются трех размеров: для иммобилизации голени и предплечья, верхней конечности, верхней и нижней конечностей у детей. Шина Дитерихса (раздвижная деревянная) применяется для иммобилизации при переломе бедра, состоит из двух раздвижных деревянных пластин, фанерной подошвы и палочки-закрутки. Для этой же цели применяется модернизированная металлическая шина Сиваша-Казминского. Вакуумные иммобилизирующие носилки предназначены для транспортной иммобилизации при переломах позвоночника и костей таза. Представляют собой воздухонепроницаемую оболочку, заполненную на 2/3 объема гранулами пенополистирола. К носилкам придается вакуумный насос, съемное днище и шнур. При создании разрежения внутри прорезиненной оболочки гранулы пенополистирола плотно сцепляются и носилки приобретают необходимую жесткость.
При отсутствии стандартных шин применяют подручные средства. Ими могут служить палки, доски, зонт, лыжа, лыжная палка, линейка, плотный картон, прутья, пучки камыша, фанерные полосы. Если не окажется под ручных средств, тогда придется воспользоваться самым простейшим способом— аутоиммобилизацией: прибинтовывают верхнюю конечность к туловищу, согнутую под прямым углом в локтевом суставе, а поврежденную нижнюю конечность к здоровой ноге.
Правила наложения шин.
1.
Шину из жесткого материала нельзя накладывать на голое тело. Ее следует проложить ватой, полотенцем или другой тканью. Транспортную шину допустимо накладывать поверх одежды и обуви, так как, раздевая пострадавшего, можно вызвать дополнительную травму; при открытых переломах одежду следует разрезать по шву.
2. Шину подгоняют (моделируют) по здоровой конечности пострадавшего и накладывают на поврежденную в соответствия с размерами и конфигурацией.
3. После подгонки шину тщательно прибинтовывают к поврежденной конечности спиральными турами, начиная с периферии, при этом шина должна хорошо фиксировать область перелома и составлять с конечностью единое целое.
4. При иммобилизации конечности необходимо придать ей физиологическое (функционально выгодное) положение, а если это невозможно, то производят фиксацию в том положении, при котором конечность меньше всего травмируется.
5. При определении количества суставов, нуждающихся в фиксации при различных переломах конечностей, можно ориентироваться на цифру «четыре». Например, при переломе костей предплечья, имеющего 2 кости, следует фиксировать 2 сустава, что в сумме дает 4. При переломе плеча, имеющего 1 кость, необходимо фиксировать 3 сустава, чтобы в сумме получилось 4.
6. При наложении транспортных шин следует оставлять открытыми кончики пальцев кисти и стопы для контроля за кровообращением в поврежденной конечности. Пальцы являются «зеркалом» конечности.
Транспортировка. Транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение при переломах верхней конечности можно сидя, а с переломами нижней конечности — лежа на спине, желательно на косилках. Конечность должна быть уложена на что-нибудь мягкое и несколько приподнята. Транспортировка и особенно перекладывание пострадавшего должны быть чрезмерно щадящими, так как малейшее смещение костных отломков причиняют сильную боль. Кроме того, костные отломки могут повредить нервы, сосуды, мышцы, кожу. Пострадавшему можно дать горячий чай или кофе.