Переломы детей заключение

Дети более активны, поэтому травматизм в детском возрасте – это распространенное явление. Но важно не растеряться, правильно оказать ребенку первую помощь и своевременно обратиться за специализированной помощью. Это поможет избежать крайне неприятных осложнений в виде повреждения области роста кости, которая находится в непосредственной близости от суставов.

По статистическим данным — переломы костей верхних конечностей у детей встречаются чаще, чем ног. При этом самой распространенной локализацией переломов считаются кости предплечья и локтевой сустав.

Они могут возникать:

  • при нетяжелых травмах (бытовых, спортивных или уличных);
  • во время бега или ходьбы;
  • при активных подвижных играх на детской площадке или в доме;
  • при падении с  различной высоты.

Тяжелые множественные травмы в детском возрасте наиболее часто встречаются при падении с большой высоты или ДТП и составляют от 2,5 до 10% всех переломов в детском возрасте.

Особенности переломов у детей

В большинстве случаев переломы конечностей у детей происходят по типу перелома «зеленой ветви».

Внешне такой перелом выглядит в виде надломанной и согнутой кости.

Отличительной чертой такого вида травм является односторонний перелом с небольшим смещением или без него. Это связано с тем, что плотная, но эластичная надкостница как мягкая кора крепко держит оба обломка и не дает им окончательно разделиться.

Также в отличие от взрослых, у детей достаточно часто происходят повреждение выростов, на которых прикрепляются мышцы. Поэтому перелом руки в данном случае будет сочетаться с отрывом связок и мышц от основания кости.

Специфика переломов у детей обусловлена особенностями костно-мышечной системы детского организма:

  • надкостница (оболочка, покрывающая кости снаружи) толще и лучше кровоснабжается;
  • кости имеют зоны роста;
  • костная ткань содержат больше органических веществ.

Но наряду с этим следует отметить, что перелом руки, перенесенный в детском возрасте, может иметь тяжелые последствия в будущем.

Повреждение этих зон может стать причиной:

  • преждевременного закрытия зон роста;
  • формированием искривления или укорочения конечности в процессе роста ребенка.

Но при этом важным фактором считается то, что костная ткань у детей срастается намного быстрее, чем у взрослых.

Это обусловлено хорошим кровоснабжением надкостницы и более быстрым процессом формирования костной мозоли.

Кроме травм, которые вызывают травматические переломы – открытые (с нарушением целостности кожи) и закрытые.

У детей могут возникать еще и патологические переломы — нарушение целостности и структуры кости с изменением непрерывности и прочности костной ткани в результате различных болезненных процессов. Это повреждение малыш может получить в результате даже небольшого усилия (удара или легкого толчка).

Поэтому эти переломы еще называют спонтанными.

Они возникают в связи с дефицитом кальция, врожденными и приобретенными нарушениями обмена минералов, которые приводят к возникновению остеопороза и повышенной ломкости костей.

Признаки патологии в детском возрасте

Отличительной чертой детей раннего и дошкольного возраста является:

  • практически полное отсутствие страха и очень низкая скорость реакции;
  • невозможность оценить риск поступков;
  • плохая координация движений.

Поэтому малыши часто получают травмы и иногда сочетанные и даже тяжелые переломы.

Симптомами перелома руки являться:

  • сильный болевой синдром в поверженной руке;
  • в месте травмы появляются и нарастают отек и припухлость;
  • отмечается деформация руки (не всегда);
  • крепитация – специфический хруст, который возникает при трении отломков друг о друга.

Дополнительными признаками являются:

  • невозможность движения в поврежденной конечности;
  • усиление боли при изменении положения руки;
  • появление через несколько минут гематом на коже  месте травмы.

Поэтому при минимальном подозрении на перелом руки у ребенка необходима срочная консультация специалиста – абсолютная достоверность наличия перелома определяется только при рентгеновском исследовании.

Первая помощь и дальнейшее наблюдение – что нужно знать

Необходимо знать, что первой помощью на доврачебном этапе и для профилактики осложнений являются:

  • фиксация и обездвиживание поврежденной конечности;
  • адекватное обезболивание (болеутоляющие средства в детских формах с обязательным выполнением инструкции и разовой дозы).

Зафиксировать руку нужно не только в месте травмы, но и в соседних суставах.

Это нужно проводить путем наложения шины из подручных материалов:

  • линейка;
  • палка;
  • прямая ветка.

Это позволит уменьшить риск дальнейшего смещения костей и снизить болевые ощущения.

Даже если рука выглядит неестественно, нельзя ее ровнять.

Если костные отломки деформированы и находятся под углом – нужно поставить под место искривления валик из мягкой ткани и прибинтовать шину на всем ее протяжении. При этом все действия должны быть очень аккуратны – существует возможность, что каждое движение причиняет малышу сильную боль.

При открытом переломе руки достаточно часто наблюдается кровотечение. В данной ситуации необходимо остановить кровь и наложить стерильную повязку.

Родителям необходимо знать, что только своевременное обращение за медицинской помощью и комплексное обследование ребенка позволяет избежать тяжелых осложнений в будущем.

Нужно правильно провести лечение перелома и добиться скорейшего выздоровления ребенка.

При этом нужно знать, что в детской травматологии нет определенного времени полного восстановления ребенка после перелома – это индивидуально.

На сроки сращения лучевой, локтевой и плечевой кости влияю следующие факторы:

  • возраст ребенка;
  • характер и локализация перелома.

В среднем на реабилитацию после перелома руки уходит максимум два месяца, но в сложных случаях со смещением костных отломков может занять и больше времени.

При нормальном самочувствии пациента и срастании костей верхних конечностей детского травматолога нужно посещать раз в неделю.

После снятия гипса возможно назначение реабилитационных мероприятий:

  • массаж;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • ЛФК.

Они назначаются для улучшения циркуляции крови, оживления мышц и разработке суставов.

Нужно обязательно следить за питанием ребенка – включить в рацион ребенка минералы и витамины, овощи, фрукты и кисломолочные продукты.

При патологических переломах лечение длительное, проводиться в специализированном стационаре под постоянным наблюдением специалистов и уточнением причины возникновения остеопороза и других нарушения обмена веществ и минералов, гормональных изменений или наличия более серьезных заболеваний (наследственных заболеваний и новообразований).

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник

Содержание

  1. Переломы костей предплечья у детей
  2. Переломы верхней трети предплечья у детей
  3. Диафизарные переломы предплечья у детей
  4. Переломы нижней трети предплечья у детей

Переломы предплечья у детей возникают достаточно часто и могут существенно различаться по тяжести и последствиям в зависимости от уровня и характера повреждения. Причиной травмы чаще становится падение на руку. О наличии перелома свидетельствует отек, резкая боль и нарушение движений. Возможны кровоизлияния, нередко наблюдается крепитация и подвижность фрагментов. Следует учитывать, что неполные переломы, переломы без смещения и повреждения по типу «сломанной зеленой ветки» по своим симптомам могут напоминать ушиб предплечья, лучезапястного или локтевого сустава. Основным дополнительным исследованием, используемым для подтверждения диагноза, является рентгенография. Лечение обычно консервативное: гипсовая повязка с последующим физиолечением. Операции требуются при значительном смещении фрагментов, повреждении нервов и сосудов.

Переломы костей предплечья у детей

Переломы предплечья у детей являются самыми распространенными переломами костей конечностей. Повреждаться может как одна, так и обе кости предплечья. Иногда перелом одной кости сочетается с вывихом другой. Нарушение целостности кости может возникнуть в любом отделе: в верхней трети, в области диафиза или в нижней трети. Чаще всего возникают повреждения нижней трети предплечья чуть выше лучезапястного сустава.

При бытовой травме переломы предплечья у детей обычно изолированные. При падениях с высоты и автодорожной травме возможно сочетание с ЧМТ, переломами других костей конечностей, переломами таза, повреждениями грудной клетки, переломами позвоночника, спинномозговой травмой и тупой травмой живота.

Переломы верхней трети предплечья у детей

Перелом локтевого отростка локтевой кости может возникнуть при падении на локоть. Сустав отечен, его контуры сглажены. На коже видны кровоизлияния, в суставе может определяться гемартроз. Движения резко ограничены. При ощупывании выявляется локальная резкая болезненность по задней поверхности сустава. В ряде случаев обнаруживается патологическая подвижность и хруст. На рентгенографии локтевого сустава определяется перелом или эпифизеолиз. При повреждениях без смещения необходимо провести сравнительные снимки локтевых суставов и сравнить расположение ядер окостенений. В диагностически трудных случаях показаны КТ или МРТ локтевого сустава.

Читайте также:  Винтообразный перелом плечевой кости реабилитация

Если смещение отсутствует, накладывают гипс на 10-12 дней. При смещении более 4-5 мм проводят закрытую репозицию. Неудачное двукратное закрытое вправление является показанием к операции – открытой репозиции. Во время хирургического вмешательства отломок репонируют и подшивают кетгутовыми нитями к надкостнице локтевой кости. Затем накладывают гипс на 2 нед., после чего назначают ЛФК. Следует учитывать, что при околосуставных и внутрисуставных повреждениях костей предплечья массаж противопоказан, поскольку может спровоцировать рост избыточной костной мозоли с последующим частичным окостенением суставной сумки.

Перелом венечного отростка локтевой кости по клиническим проявлениям похож на ушиб локтевого сустава. Отек обычно не выражен. Возникает умеренная боль, объем движений уменьшен незначительно. Для дифференциальной диагностики с ушибом назначается рентгенография. Из-за малого размера венечного отростка и наслоения теней других костей рентгеновское исследование тоже не всегда дает возможность получить достоверные данные, поэтому детей с подозрением на такую травму в ряде случаев направляют на МРТ или КТ локтевого сустава. Лечение заключается наложении гипса на 10-12 дней. Потом ребенку назначают ЛФК.

Перелом Мальгеня (перелом локтевого отростка с вывихом костей предплечья) сопровождается яркой клинической картиной. Рука полусогнута и развернута ладонью вперед. Сустав увеличен в переднезаднем направлении, сзади выявляется деформация в виде уступа, спереди локтевой сгиб сглажен из-за припухлости, которую создают сместившиеся кости предплечья. Движения невозможны.

Для подтверждения диагноза выполняются рентгеновские снимки. При переломе Мальгеня возможно повреждение нервов, поэтому при первичном осмотре требуется консультация детского невропатолога или нейрохирурга. По показаниям назначают консультацию сосудистого хирурга. Лечение заключается во вправлении вывиха с одновременной репозицией сместившегося отломка. Затем накладывается гипс, и выполняются контрольные снимки. Фиксация проводится 10-12 дней, потом назначается физиотерапия и ЛФК. При неустранимом смещении костного фрагмента на 5 и более мм. показана операция.

Перелом Монтеджа (перелом локтевой кости с вывихом головки луча) у детей наблюдается редко. Рука слегка согнута и свисает вдоль тела, движения невозможны. Положение кисти зависит от типа вывиха, возможен поворот ладони кнутри, кнаружи и нейтральное положение. В средней или верхней части предплечья выявляется отек и деформация. Если перелом расположен поблизости от локтевого сустава, отек на предплечье отсутствует, определяется только отек и деформация сустава. При пальпации локтевой ямки можно прощупать выступающую головку луча.

Решающую роль в постановке диагноза играет рентгенография. Обычно рентгендиагностика не представляет затруднений, однако при переломах Монтеджа у дошкольников распознавание вывиха головки может быть затруднено. В подобных случаях назначается КТ или МРТ. При переломе Монтеджа возможно повреждение локтевого нерва, поэтому обследование включает в себя консультацию невропатолога или детского нейрохирурга.

Лечение обычно консервативное. Под наркозом сначала вправляют вывих, а затем устраняют смещение костных фрагментов. Безуспешное двукратное вправление является показанием к операции. Гипс как при оперативном, так и при консервативном лечении сохраняют от 14 до 28 дней в зависимости от возраста ребенка и уровня перелома. После назначают ЛФК и физиолечение.

Перелом шейки лучевой кости сопровождается отеком и болью в проекции локтевого сустава. Сустав слегка согнут, ладонь повернута кнутри. Ощупывание наружной поверхности сустава болезненно. Разгибание и сгибание возможно, но вращательные движения резко ограничены. Рентгенография позволяет подтвердить диагноз и уточнить характер смещения фрагментов.

При небольшом смещении (до 1/4 диаметра) накладывают гипс на 7-10 дней. При выраженном расхождении отломков и угловом смещении необходима репозиция. В большинстве случаев отломки удается вправить без разреза, показанием к операции является неудачное двукратное вправление. При свежей травме в ряде случаев возможно проведение «подкожной репозиции» — вправление отломка с помощью тонкого зонда, введенного через небольшой разрез. Манипуляция осуществляется под рентгеновским контролем. Гипс после операции, а также после закрытой и подкожной репозиции сохраняется 10-12 дней. Потом назначают озокерит или парафин и ЛФК.

Диафизарные переломы предплечья у детей

Диафизарные переломы предплечья у детей относятся к группе самых тяжелых повреждений среди переломов костей предплечья. Возможно повреждение одной кости, однако чаще одновременно ломаются и локтевая, и лучевая кость. Клинически определяется выраженный отек, патологическая подвижность, деформация, костный хруст, значительное ограничение движений и резкая болезненность. Постановка диагноза обычно затруднений не вызывает. Для оценки тяжести травмы и выбора тактики дальнейшего лечения проводится рентгенография костей предплечья.

Лечение ведется в условиях детского травматологического отделения. Методом выбора является закрытая репозиция. Обычно костные фрагменты удается сопоставить, однако сложность анатомических взаимоотношений тканей в этой области не всегда позволяет полностью устранить смещение. Допустимым считается смещение по ширине до 1/3 и угловое смещение до 10 градусов в области диафиза и до 15-20 градусов в нижней трети. Если такого результата не удалось достичь, показано хирургическое лечение.

При диафизарных переломах предплечья у детей фиксация металлоконструкциями обычно не требуется. Отломки прочно сцепляются; если этого не происходит, их внедряют один в другой или сшивают кетгутовой нитью. В отдельных случаях проводят временную чрескожную фиксацию спицей в течение 10-12 дней. Гипс сохраняют до 4-5 нед. Затем назначают парафин, озокерит, ЛФК и массаж.

Надломы в диафизарной части предплечья являются менее тяжелой травмой. При таких травмах кости ломаются, как молодая зеленая веточка – с сохранением целостности коры (надкостницы). Предплечье болезненно, часто выявляется деформация вследствие углового смещения. Лечение амбулаторное. На руку накладывают гипс на 18-21 день. При выраженном угловом смещении предварительно осуществляют репозицию.

Переломы нижней трети предплечья у детей

Наиболее распространенными являются эпифизеолизы, складчатые (поднадкостничные) и обычные полные переломы. Реже наблюдается повреждение Галеацци – перелом луча в нижней трети диафиза с вывихом головки локтевой кости.

Повреждение Галеацци возникает при падениях на ладонь. В области предплечья со стороны мизинца появляется отек, деформация, кровоизлияния и резкая болезненность. На внутренней поверхности лучезапястного сустава определяется болезненная припухлость. Диагноз подтверждается при проведении рентгенографии. Проводится репозиция, 3-4 недели осуществляется фиксация гипсом. Потом назначается ЛФК, озокерит или парафин.

Складчатые переломы предплечья у детей обычно локализуются в области дистального метафиза. Причиной становится падение на ладонь. Клиника скудная. Отмечаются небольшие боли и умеренная припухлость чуть выше лучезапястного сустава. Ощупывание и осевая нагрузка болезненны. Рентгенография лучезапястного сустава подтверждает диагноз. В трудных случаях назначают МРТ или КТ лучезапястного сустава. Лечение проводят в травмпункте. На руку накладывают гипс на 2 нед. Потом назначают ЛФК.

Эпифизеолиз дистального отдела лучевой кости – самая распространенная травма в группе переломов предплечья у детей. Эпифизеолиз луча может быть изолированным либо сочетаться с отрывом шиловидного отростка или с эпифизеолизом локтевой кости. Клиническая картина часто недостаточно четкая. В области лучезапястного сустава появляется припухлость и болезненность, которые родители иногда расценивают, как последствия ушиба. При значительном смещении симптомы выражены более ярко – возникает значительный отек, деформация и резкая боль.

Рентгенография лучезапястного сустава позволяет уточнить диагноз. Лечение осуществляется в травмпункте детским травматологом. При необходимости проводят репозицию и накладывают гипс на 3-4 нед. Затем направляют ребенка на ЛФК.

Источник

Ïîíÿòèå è êëàññèôèêàöèÿ ïåðåëîìîâ, èõ ðàçíîâèäíîñòè è êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà. Ðàñïðîñòðàíåííûå îñëîæíåíèÿ è ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè íèõ. Ïðè÷èíû è ïðèçíàêè ïåðåëîìîâ, îòêðûòûõ è çàêðûòûõ. Àëãîðèòì ïðîâåäåíèÿ ðåàíèìàöèîííûõ ïðîöåäóð è çíà÷åíèå äàííîãî ïðîöåññà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Читайте также:  Периоды лфк при переломе бедра

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò

Ïåðåëîìû êîñòåé

Ââåäåíèå

ïåðåëîì êëèíè÷åñêèé êîñòü

Ïåðåëîìû — ïîëíûå èëè ÷àñòè÷íûå íàðóøåíèÿ êîñòè. Êîñòü õîòÿ è ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå òâåðäîé èç âñåõ òêàíåé îðãàíèçìà, òåì íå ìåíåå, åå ïðî÷íîñòü òàêæå èìååò îïðåäåëåííûå ãðàíèöû. Ïåðåëîìû ìîãóò âîçíèêàòü êàê âñëåäñòâèå òðàâìû, òàê è â ðåçóëüòàòå ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ èçìåíåíèÿìè â ïðî÷íîñòíûõ õàðàêòåðèñòèêàõ êîñòíîé òêàíè. Òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ ïðè ïåðåëîìàõ îáóñëîâëåíà ðàçìåðàìè ïîâðåæä¸ííûõ êîñòåé è èõ êîëè÷åñòâîì. Ìíîæåñòâåííûå ïåðåëîìû êðóïíûõ òðóá÷àòûõ êîñòåé ïðèâîäÿò ê ðàçâèòèþ ìàññèâíîé êðîâîïîòåðè è òðàâìàòè÷åñêîìó øîêó. Òàêæå áîëüíûå ïîñëå òàêèõ òðàâì ìåäëåííî âîññòàíàâëèâàþòñÿ, âûçäîðîâëåíèå ìîæåò çàíÿòü íåñêîëüêî ìåñÿöåâ.

Ïåðåëîì êîñòè ÿâëÿåòñÿ äîâîëüíî ðàñïðîñòðàí¸ííûì òèïîì òðàâìû. Êàæäûé äåíü ìû ñ âàìè ñòàëêèâàåìñÿ, íàïðèìåð, ñ òðàâìîîïàñíûìè âèäàìè òðàíñïîðòà, ëþäüìè íà óëèöàõ, êîòîðûå ìîãóò òðàâìèðîâàòü íàñ íå ìåíåå, ÷åì òîò æå ñàìûé òðàíñïîðò. Êîíå÷íî æå, íàì íàäî çíàòü õîòÿ áû ïðèìèòèâíûå ñïîñîáû ïåðâîé ïîìîùè, èëè ïðèçíàêè ïåðåëîìà. Íàäî çíàòü, êàê íå ðàñòåðÿòüñÿ â òðóäíîé ñèòóàöèè è ïîìî÷ü ÷åëîâåêó, êîòîðûé îêàçàëñÿ â íåé. Ïîýòîìó ÿ ñ÷èòàþ, ÷òî î÷åíü âàæíî îáëàäàòü èíôîðìàöèåé, çàòðîíóòîé â ìîåì ðåôåðàòå.

1. Êëàññèôèêàöèÿ ïåðåëîìîâ

Òèïû ïåðåëîìîâ êëàññèôèöèðóþò ïî íåñêîëüêèì êðèòåðèÿì, ýòî ñâÿçàíî ñ îòñóòñòâèåì åäèíûõ ïðè÷èí è ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìîâ.  ñîâðåìåííûõ êëàññèôèêàöèÿõ âûäåëÿþò òèïû ïåðåëîìîâ â çàâèñèìîñòè îò ñëåäóþùèõ ïðèçíàêîâ:

Ïî ïðè÷èíå âîçíèêíîâåíèÿ äåëÿòñÿ íà ïàòîëîãè÷åñêèå è òðàâìàòè÷åñêèå. Ïàòîëîãè÷åñêèå — ïåðåëîìû â ìåñòå èçìåíåííîé êàêèì-ëèáî ïàòîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì êîñòíîé òêàíè. Ïðîöåññ, ïîâðåæäàþùèé êîñòíóþ òêàíü, ÷àùå âñåãî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îïóõîëü, êèñòó â êîñòíîé òêàíè. ×àñòî ëîìàþòñÿ êîñòè ó ïîæèëûõ æåíùèí, ñòðàäàþùèõ ðàçðåæåíèåì êîñòíîé òêàíè — îñòåîïîðîçîì, â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî òêàíü êîñòåé ñòàíîâèòñÿ õðóïêîé è ëîìàåòñÿ îò íåáîëüøèõ íàãðóçîê. Òðàâìàòè÷åñêèå — ïåðåëîìû, âîçíèêàþùèå â ðåçóëüòàòå âíåçàïíîãî âîçäåéñòâèÿ çíà÷èòåëüíîé ìåõàíè÷åñêîé ñèëû íà çäîðîâóþ êîñòü.

Ïî òÿæåñòè ïîðàæåíèÿ — ïîëíûå ïåðåëîìû õàðàêòåðèçóþòñÿ ïîëíûì ðàçúåäèíåíèåì êîñòè íà âñþ åå äëèíó èëè øèðèíó. Ïîëíûå ïåðåëîìû î÷åíü ÷àñòî ñîïðîâîæäàþòñÿ ñìåùåíèåì îòëîìêîâ êîñòè â ðàçëè÷íûõ íàïðàâëåíèÿõ. Ýòî ïðîèñõîäèò â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ òðàâìèðóþùåãî ôàêòîðîâ, à òàêæå ïîä äåéñòâèåì âîçíèêàþùåãî ïîñëå òðàâìû ñîêðàùåíèÿ ìûøö. Ïîëíûå ïåðåëîìû áåç ñìåùåíèÿ âñòðå÷àþòñÿ ñðàâíèòåëüíî ðåäêî, ãëàâíûì îáðàçîì ó äåòåé. Íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè ìîæåò áûòü è íåïîëíûì, â ýòîì ñëó÷àå âîçíèêàåò òðåùèíà, íàäëîì, äûð÷àòûé äåôåêò òêàíè êîñòè.

Ïî ôîðìå è íàïðàâëåíèþ ïåðåëîìà ðàçëè÷àþò ïîïåðå÷íûå, ïðîäîëüíûå, êîñûå, âèíòîîáðàçíûå, îñêîëü÷àòûå, ôðàãìåíòàðíûå, ðàçäðîáëåííûå, âêîëî÷åííûå, êîìïðåññèîííûå è îòðûâíûå ïåðåëîìû.  îáëàñòè ýïèôèçîâ èëè ýïèìåòàôèçîâ íàáëþäàåòñÿ Ò — è V-îáðàçíûå ïåðåëîìû.

Ïî öåëîñòíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ — îòêðûòûå è çàêðûòûå ïåðåëîìû. Çàêðûòûé ïåðåëîì — ýòî ïåðåëîì ñ íåïîâðåæäåííîé öåëîñòíîñòüþ êîæíûõ ïîêðîâîâ. Îòêðûòûå ïåðåëîìû êîñòåé — ýòî ïåðåëîìû, ïðè êîòîðûõ èìååòñÿ ðàíà â çîíå ïåðåëîìà è îáëàñòü ïåðåëîìà ñîîáùàåòñÿ ñ âíåøíåé ñðåäîé. Îíè ìîãóò ïðåäñòàâëÿòü îïàñíîñòü äëÿ æèçíè ïîñòðàäàâøåãî âñëåäñòâèå ÷àñòîãî ðàçâèòèÿ òðàâìàòè÷åñêîãî øîêà, êðîâîïîòåðè, âîçìîæíîñòè èíôèöèðîâàíèÿ ñ ôîðìèðîâàíèåì òÿæåëîé ôëåãìîíû êîíå÷íîñòè (â òîì ÷èñëå àíàýðîáíîé) è ñåïñèñà. Ìåõàíèçì òðàâìû ó áîëüøèíñòâà ïîñòðàäàâøèõ ïðÿìîé (íàåçä òðàìâàÿ, ïîåçäà, àâòîìîáèëüíàÿ àâàðèÿ, ïîïàäàíèå â äâèæóùèåñÿ ìåõàíèçìû íà ïðîèçâîäñòâå). Ðåæå ðàíåíèå ìÿãêèõ òêàíåé è êîæè ïðîèñõîäèò èçíóòðè îñòðûì êîñòíûì îòëîìêîì. Îòêðûòûå ïåðåëîìû ìîãóò áûòü ïåðâè÷íî- è âòîðè÷íî-îòêðûòûìè. Ïðè ïåðâè÷íî-îòêðûòîì ïåðåëîìå òðàâìèðóþùàÿ ñèëà äåéñòâóåò íåïîñðåäñòâåííî íà îáëàñòü ïîâðåæäåíèÿ, òðàâìèðóÿ êîæó, ìÿãêèå òêàíè è êîñòè.  ïîäîáíûõ ñëó÷àÿõ âîçíèêàþò îòêðûòûå ïåðåëîìû íåðåäêî ñ áîëüøîé êîæíîé ðàíîé, îáøèðíîé çîíîé ïîâðåæäåíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé è îñêîëü÷àòûì ïåðåëîìîì êîñòè. Ïðè âòîðè÷íî-îòêðûòîì ïåðåëîìå ðàíà ìÿãêèõ òêàíåé è êîæè âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå ïðîêîëà îñòðûì îòëîìêîì êîñòè èçíóòðè, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ îáðàçîâàíèåì êîæíîé ðàíû è çîíû ïîâðåæäåíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé ìåíüøèõ ðàçìåðîâ. Âñòðå÷àþòñÿ ïåðåëîìû åäèíè÷íûå è ìíîæåñòâåííûå, à òàê æå ñî÷åòàííûå, åñëè êðîìå ïåðåëîìîâ êîñòåé èìåþòñÿ è ïîâðåæäåíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ.

Ïî îñëîæíåíèÿì — îñëîæíåííûå è íåîñëîæíåííûå ïåðåëîìû. Ïåðåëîìû ìîãóò áûòü îñëîæíåíû òðàâìàòè÷åñêèì øîêîì, ïîâðåæäåíèåì âíóòðåííèõ îðãàíîâ, êðîâîòå÷åíèåì, æèðîâîé ýìáîëèåé, ðàíåâîé èíôåêöèåé, îñòåîìèåëèòîì, ñåïñèñîì.

Òàêæå íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííûå òèïû ïåðåëîìîâ èìåþò îáùåïðèíÿòûå íàçâàíèÿ — ïî èìåíè àâòîðà, âïåðâûå èõ îïèñàâøåãî. Òàê, íàïðèìåð, ïåðåëîì øèëîâèäíîãî îòðîñòêà ëó÷åâîé êîñòè, íàçûâàåòñÿ ïåðåëîìîì Êîëëåñà. Òàêæå ê äîâîëüíî èçâåñòíûì òèïàì òðàâì âåðõíåé êîíå÷íîñòè îòíîñÿòñÿ ïåðåëîì Ìîíòåäæà, âîçíèêàþùèé ïðè ïåðåëîìå ëîêòåâîé êîñòè â âåðõíåé òðåòè è âûâèõå ãîëîâêè ëó÷åâîé êîñòè ñ ïîâðåæäåíèåì âåòâè ëó÷åâîãî íåðâà, è ïåðåëîì Ãîëåàööè, ïðåäñòàâëÿþùèé ñîáîé ïåðåëîì ëó÷åâîé êîñòè â íèæíåé òðåòè ñ ðàçðûâîì äèñòàëüíîãî ðàäèîóëüíàðíîãî ñî÷ëåíåíèÿ è âûâèõîì â ýòîì ñóñòàâå.

2. Îñëîæíåíèÿ. Òðàâìàòè÷åñêèé øîê

Òðàâìàòè÷åñêèé øîê — îäíî èç íàèáîëåå îïàñíûõ ïîñëåäñòâèé òÿæåëûõ ðàíåíèé èëè òðàâì. Âûçâàòü åãî ìîãóò íå òîëüêî ïåðåëîìû êîñòåé è ñóñòàâîâ, íî è îáøèðíûå îæîãè, ðàíåíèÿ, ïàäåíèå ñ âûñîòû, òðàâìû âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Øîê ìîãóò ñïðîâîöèðîâàòü êðîâîïîòåðÿ, ãîëîäàíèå, îõëàæäåíèå, ïåðåóòîìëåíèå, ñòðàõ, æàæäà è ìíîãîå äðóãîå. Ïðè÷åì òÿæåñòü òðàâìû — íå ñàìîå ãëàâíîå. Íåìàëîâàæíîå çíà÷åíèå èìååò âîçðàñò, ïîñêîëüêó íà îäèíàêîâîå ðàíåíèå âçðîñëûé è ðåáåíîê ðåàãèðóþò ïî-ðàçíîìó.

Òðàâìàòè÷åñêèé øîê îáóñëîâëåí íåñïîñîáíîñòüþ íåðâíîé ñèñòåìû ñïðàâèòüñÿ ñ îáðóøèâøåéñÿ íà íàñ áîëüþ. Êàê èçâåñòíî, íàøè íåðâû òóò æå ñèãíàëèçèðóþò ìîçãó î òîì, èëè èíîì ïîâðåæäåíèè â îðãàíèçìå. Íå áóäü ýòîé ñèãíàëüíîé ñèñòåìû, ëþäè î÷åíü áûñòðî ïîãèáàëè áû, òàê êàê íå ñìîãëè áû óçíàòü, ñêàæåì, íè î âîñïàëèòåëüíîì ïðîöåññå, íè îá îæîãå è íå ïðèíÿëè áû âîâðåìÿ íåîáõîäèìûõ ìåð.

Îäíàêî åñëè ïîâðåæäåíèÿ ñëèøêîì îáøèðíû, òî ìîçã ñòàíîâèòñÿ íå â ñîñòîÿíèè îòðåàãèðîâàòü íà âñå áîëåâûå ñèãíàëû è «îòêëþ÷àåòñÿ». Ïðîèñõîäèò íå÷òî ïîõîæåå íà êîðîòêîå çàìûêàíèå â ýëåêòðîöåïè: êîãäà â íåå ïîäàåòñÿ ñëèøêîì âûñîêîå íàïðÿæåíèå, îíà âûõîäèò èç ñòðîÿ.

3. Ñèìïòîìû

Ïðè òðàâìàòè÷åñêîì øîêå íàðóøàþòñÿ äåÿòåëüíîñòü öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, îáìåí âåùåñòâ, êðîâîîáðàùåíèå. Ïîñòðàäàâøèé áëåäåí, àïàòè÷åí, âÿë, çàòîðìîæåí èëè, íàîáîðîò, ñóåòëèâî àêòèâåí, Ïóëüñ ñòàíîâèòñÿ ÷àñòûì — äî 120 óäàðîâ â ìèíóòó è ñëàáûì (ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî ÷åì òÿæåëåå øîê, òåì ÷àùå è ñëàáåå ïóëüñ). Òåëî ïîêðûòî õîëîäíûì è ëèïêèì ïîòîì. Êàê ïðàâèëî, òàêîé ïîò íå èìååò çàïàõà. Ýòî, ïîæàëóé, íàèáîëåå ÿðêî âûðàæåííûå ïðèçíàêè øîêà, îáíàðóæèâ êîòîðûå, ñëåäóåò íåìåäëåííî ïðåäïðèíèìàòü ìåðû ïî îêàçàíèþ ñïåöèàëèçèðîâàííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà.

Òðàâìàòè÷åñêèé øîê îáû÷íî ïðîõîäèò â ñâî¸ì ðàçâèòèè äâå ôàçû, òàê íàçûâàåìóþ «ýðåêòèëüíóþ» ôàçó øîêà è «òîðïèäíóþ» ôàçó. Ó áîëüíûõ ñ íèçêèìè êîìïåíñàòîðíûìè âîçìîæíîñòÿìè îðãàíèçìà ýðåêòèëüíàÿ ôàçà øîêà ìîæåò îòñóòñòâîâàòü èëè áûòü î÷åíü êîðîòêîé (èçìåðÿòüñÿ ìèíóòàìè) è øîê íà÷èíàåò ðàçâèâàòüñÿ ñðàçó ñ òîðïèäíîé ôàçû.

Ýðåêòèëüíàÿ ôàçà øîêà

 ïåðâîé, ýðåêòèëüíîé, ôàçå øîêà áîëüíîé âîçáóæä¸í, èñïóãàí, òðåâîæåí. Îí ìîæåò ìåòàòüñÿ, êðè÷àòü îò áîëè, ñòîíàòü, ïëàêàòü, æàëîâàòüñÿ íà áîëü, ïðîñèòü èëè òðåáîâàòü àíàëüãåòèêîâ, íàðêîòèêîâ.

 ýòîé ôàçå êîìïåíñàòîðíûå âîçìîæíîñòè îðãàíèçìà åù¸ íå èñ÷åðïàíû, è àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ÷àñòî áûâàåò äàæå ïîâûøåíî ïî ñðàâíåíèþ ñ íîðìîé (êàê ðåàêöèÿ íà áîëü è ñòðåññ). Îäíîâðåìåííî îòìå÷àåòñÿ ñïàçì ñîñóäîâ êîæè — áëåäíîñòü, óñèëèâàþùàÿñÿ ïî ìåðå ïðîäîëæåíèÿ êðîâîòå÷åíèÿ è / èëè ïðîãðåññèðîâàíèÿ øîêà. Íàáëþäàåòñÿ ó÷àù¸ííîå ñåðäöåáèåíèå, ó÷àù¸ííîå äûõàíèå, ñòðàõ ñìåðòè, õîëîäíûé ïîò, òðåìîð èëè ìåëêèå ïîä¸ðãèâàíèÿ ìûøö. Çðà÷êè ðàñøèðåíû (ðåàêöèÿ íà áîëü), ãëàçà áëåñòÿò. Òåìïåðàòóðà òåëà ìîæåò áûòü ñëåãêà ïîâûøåíà (37-38 Ñ) äàæå â îòñóòñòâèå ïðèçíàêîâ èíôèöèðîâàíèÿ ðàíû — ïðîñòî êàê ðåçóëüòàò ñòðåññà, âûáðîñà êàòåõîëàìèíîâ è ïîâûøåííîãî îñíîâíîãî îáìåíà. Ïóëüñ ñîõðàíÿåò óäîâëåòâîðèòåëüíîå íàïîëíåíèå, ðèòìè÷íîñòü.

Òîðïèäíàÿ ôàçà øîêà

 ýòîé ôàçå áîëüíîé ïåðåñòà¸ò êðè÷àòü, ñòîíàòü, ïëàêàòü, ìåòàòüñÿ îò áîëè, íè÷åãî íå ïðîñèò, íå òðåáóåò. Îí çàòîðìîæåí, âÿë, àïàòè÷åí, ñîíëèâ, äåïðåññèâåí, ìîæåò ëåæàòü â ïîëíîé ïðîñòðàöèè èëè ïîòåðÿòü ñîçíàíèå. Àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ñíèæàåòñÿ, èíîãäà äî êðèòè÷åñêè íèçêèõ öèôð èëè âîîáùå íå îïðåäåëÿåòñÿ ïðè èçìåðåíèè íà ïåðèôåðè÷åñêèõ ñîñóäàõ. Âûðàæåííàÿ òàõèêàðäèÿ. Ãëàçà áîëüíîãî ñ òîðïèäíûì øîêîì òóñêíåþò, òåðÿþò áëåñê, âûãëÿäÿò çàïàâøèìè. Çðà÷êè ðàñøèðåíû. Òåìïåðàòóðà òåëà ìîæåò áûòü íîðìàëüíîé, ïîâûøåííîé (ïðèñîåäèíåíèå ðàíåâîé èíôåêöèè) èëè íåìíîãî ïîíèæåííîé äî 35.0-36.0 C. Îáðàùàåò íà ñåáÿ âíèìàíèå ðåçêàÿ áëåäíîñòü áîëüíûõ, ñèíþøíîñòü ãóá è äðóãèõ ñëèçèñòûõ. Íèçêèé óðîâåíü ãåìîãëîáèíà, ãåìàòîêðèòà è ýðèòðîöèòîâ â êðîâè. Îòìå÷àþòñÿ ÿâëåíèÿ èíòîêñèêàöèè: ãóáû ñóõèå, çàïåêøèåñÿ, ÿçûê ñèëüíî îáëîæåí, áîëüíîãî ìó÷èò ïîñòîÿííàÿ ñèëüíàÿ æàæäà, òîøíîòà. Ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ðâîòà. Íàáëþäàåòñÿ ðàçâèòèå ñèíäðîìà «øîêîâîé ïî÷êè» — íåñìîòðÿ íà æàæäó è äàâàåìîå ïî å¸ ïîâîäó îáèëüíîå ïèòü¸, ó áîëüíîãî ìî÷è ìàëî è îíà ñèëüíî êîíöåíòðèðîâàííàÿ, ò¸ìíàÿ. Ïðè òÿæ¸ëîì øîêå ìî÷è ó áîëüíîãî ìîæåò íå áûòü âîîáùå. Ñèíäðîì «øîêîâîãî ë¸ãêîãî» — íåñìîòðÿ íà ó÷àù¸ííîå äûõàíèå è èíòåíñèâíóþ ðàáîòó ë¸ãêèõ, ñíàáæåíèå òêàíåé êèñëîðîäîì îñòà¸òñÿ íåýôôåêòèâíûì èç-çà ñïàçìà ñîñóäîâ è íèçêîãî óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà â êðîâè. Êîæà ó áîëüíîãî ñ òîðïèäíûì øîêîì õîëîäíàÿ, ñóõàÿ (õîëîäíîãî ïîòà óæå íåò — íå÷åì ïîòåòü èç-çà áîëüøîé ïîòåðè æèäêîñòè ïðè êðîâîòå÷åíèè), òóðãîð (óïðóãîñòü) òêàíåé ïîíèæåíà. Ïóëüñ ñëàáûé, ïëîõîãî íàïîëíåíèÿ, ìîæåò áûòü íèòåâèäíûì èëè âîîáùå íå îïðåäåëÿòüñÿ.

Читайте также:  Игры переломы костей у детей

Îòìå÷àþòñÿ íàðóøåíèÿ ôóíêöèè ïå÷åíè (ïîñêîëüêó ïå÷åíü òîæå íåäîïîëó÷àåò êðîâè è èñïûòûâàåò êèñëîðîäíîå ãîëîäàíèå). Åñëè áîëüíîé ñ òðàâìàòè÷åñêèì øîêîì âûæèâàåò, òî ÷åðåç íåñêîëüêî äíåé ìîæåò ïîÿâèòüñÿ (îáû÷íî ë¸ãêàÿ) æåëòóøíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ, êàê ðåçóëüòàò ïîâûøåíèÿ óðîâíÿ áèëèðóáèíà â êðîâè è íàðóøåíèÿ áèëèðóáèíñâÿçûâàþùåé ôóíêöèè ïå÷åíè.

4. Ëå÷åíèå øîêà

Ëå÷åíèå øîêà ñêëàäûâàåòñÿ èç íåñêîëüêèõ ìîìåíòîâ:

óñòðàíåíèå ïðè÷èí, âûçâàâøèõ ðàçâèòèå øîêà;

âîçìåùåíèå äåôèöèòà îáúåìà öèðêóëèðóþùåé êðîâè (ÎÖÊ), ñ îñòîðîæíîñòüþ ïðè êàðäèîãåííîì øîêå;

îêñèãåíîòåðàïèÿ (èíãàëÿöèÿ êèñëîðîäà);

òåðàïèÿ àöèäîçà;

òåðàïèÿ âåãåòîòðîïíûìè ïðåïàðàòàìè ñ öåëüþ âûçâàòü ïîçèòèâíûé èíîòðîïíûé ýôôåêò.

5. Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü

Ñëåäóåò ïîñòàðàòüñÿ êàê ìîæíî ëó÷øå è ïîëíåå îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå: ïðèæàòü ïàëüöåì êðîâîòî÷àùèé êðóïíûé ñîñóä âûøå ìåñòà ïîâðåæäåíèÿ, íàëîæèòü äàâÿùóþ ïîâÿçêó (ïðè âåíîçíîì èëè êàïèëëÿðíîì êðîâîòå÷åíèè) èëè æãóò (ïðè àðòåðèàëüíîì êðîâîòå÷åíèè), çàòàìïîíèðîâàòü îòêðûòóþ ðàíó òàìïîíàìè ñ 3% ïåðåêèñüþ âîäîðîäà (îêàçûâàþùåé êðîâîîñòàíàâëèâàþùåå äåéñòâèå). Åñëè åñòü ãåìîñòàòè÷åñêàÿ ãóáêà èëè äðóãèå ñðåäñòâà äëÿ áûñòðîé îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ, ïðèãîäíûå äëÿ èñïîëüçîâàíèÿ íåñïåöèàëèñòîì — ñëåäóåò èñïîëüçîâàòü èõ. Íå ñëåäóåò, áóäó÷è íåñïåöèàëèñòîì, ïûòàòüñÿ èçâëåêàòü íîæ, îñêîëîê è ò.ï. — ìàíèïóëÿöèè òàêîãî ðîäà ìîãóò âûçâàòü ñèëüíîå êðîâîòå÷åíèå, áîëü è óñóãóáèòü øîê.  õîëîäíóþ ïîãîäó áîëüíîãî ñ øîêîì ñëåäóåò òåïëî óêðûòü è êàê ìîæíî ñêîðåå äîñòàâèòü â ò¸ïëîå ïîìåùåíèå èëè îáîãðåâàåìûé ñàëîí ìàøèíû (áîëüíûå ñ øîêîì î÷åíü ÷óâñòâèòåëüíû ê ïåðåîõëàæäåíèþ). Î÷åíü âàæíî îáèëüíî (÷àñòî, íî íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè — ãëîòî÷êàìè, ÷òîáû íå âûðâàëî èëè íå óñèëèëî òîøíîòó) ïîèòü áîëüíîãî. Ïðè÷¸ì ïîèòü íàäî áîëüøå, ÷åì áîëüíîé ñàì õî÷åò èëè ïðîñèò (ñòîëüêî, ñêîëüêî îí ôèçè÷åñêè ìîæåò âûïèòü). Íà÷èíàòü ïîèòü íàäî åù¸ äî ðàçâèòèÿ æàæäû è ïðèçíàêîâ èíòîêñèêàöèè òèïà ñóõèõ ãóá è îáëîæåííîñòè ÿçûêà. Ïðè ýòîì ëó÷øå ïîèòü íå ïðîñòîé âîäîé, à ñïåöèàëüíûì âîäíî-ñîëåâûì ðàñòâîðîì, ñîäåðæàùèì âñå íåîáõîäèìûå îðãàíèçìó ñîëè (òàêèì, êàêèì îòïàèâàþò ïðè ïîíîñå — òèïà Ðåãèäðîíà èëè ðàñòâîðà Ðèíãåðà). Ìîæíî ïîèòü ñëàäêèì ÷àåì, ñîêîì, êîìïîòîì, ìèíåðàëüíîé âîäîé èëè ïðîñòî ïîäñîëåííîé äî êîíöåíòðàöèè ôèçðàñòâîðà îáû÷íîé âîäîé. Ïåðåëîìû, âûâèõè íóæíî òùàòåëüíî èììîáèëèçèðîâàòü íà øèíàõ (ëþáûõ ïîäõîäÿùèõ äîñêàõ), ÷òîáû óìåíüøèòü áîëü è ïðåäóïðåäèòü ïîïàäàíèå â êðîâü ìåëü÷àéøèõ êóñî÷êîâ òêàíè (êîñòíîãî ìîçãà, æèðîâîé òêàíè), êîòîðûå ìîãóò ñïðîâîöèðîâàòü ðàçâèòèå ÄÂÑ-ñèíäðîìà (ñèíäðîì äèññåìèíèðîâàííîãî âíóòðèñîñóäèñòîãî ñâåðòûâàíèÿ êðîâè) ïðè øîêå.

Áîëüíîãî ñ øîêîì ñëåäóåò òðàíñïîðòèðîâàòü â áëèæàéøèé ñòàöèîíàð êàê ìîæíî áûñòðåå, íî ïðè ýòîì ñîáëþäàòü ðàçóìíóþ îñòîðîæíîñòü è ñòàðàòüñÿ íå òðÿñòè ìàøèíó ïî äîðîãå, ÷òîáû íå óñèëèòü áîëü, íå ñïðîâîöèðîâàòü âîçîáíîâëåíèå êðîâîòå÷åíèÿ è íå óñóãóáèòü øîê. Ïî âîçìîæíîñòè ñëåäóåò îáåñïå÷èòü äîñòóïíîå íåñïåöèàëèñòó îáåçáîëèâàíèå — ïîáðûçãàòü «çàìîðîçêîé» èëè ïðèëîæèòü ê ðàíå õîëîä (ïóçûðü ñî ëüäîì èëè õîëîäíóþ âîäó), äàòü 1-2 òàáëåòêè ëþáîãî èç èìåþùèõñÿ ïîä ðóêîé íåíàðêîòè÷åñêèõ àíàëüãåòèêîâ òèïà àíàëüãèíà, àñïèðèíà. Ïî âîçìîæíîñòè ñëåäóåò îáåñïå÷èòü äîñòóïíîå íåñïåöèàëèñòó ñíÿòèå íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ñòðåññà (êîòîðûé òîæå óñóãóáëÿåò øîê): äà÷ó 1-2 òàáëåòîê ëþáîãî èìåþùåãîñÿ áåíçîäèàçåïèíîâîãî òðàíêâèëèçàòîðà èëè 40-50 êàïåëü êîðâàëîëà, âàëîêîðäèíà, èëè íåáîëüøîãî êîëè÷åñòâà êðåïêîãî ñïèðòíîãî íàïèòêà.

6. Ïðè÷èíû ïåðåëîìà

Íåïîñðåäñòâåííûìè ïðè÷èíàìè ïåðåëîìîâ ÿâëÿþòñÿ ðàçëè÷íûå ìåõàíè÷åñêèå òðàâìû. Ýòî âñåâîçìîæíûå óäàðû, ïàäåíèÿ, íàåçä àâòîòðàíñïîðòà, îãíåñòðåëüíûå ðàíåíèÿ, íàñèëüñòâåííîå âûòàñêèâàíèå çàñòðÿâøåé êîíå÷íîñòè, ðåçêèå ìûøå÷íûå ñîêðàùåíèÿ ïðè ýëåêòðîòðàâìàõ è ò.ä. Ñïîñîáñòâóþùèìè ôàêòîðàìè ÿâëÿþòñÿ: ìèíåðàëüíàÿ è âèòàìèííàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, çàáîëåâàíèÿ êîñòåé, à òàêæå íåêîòîðûå ôèçèîëîãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ (áåðåìåííîñòü, ñòàðîñòü).

7. Ïðèçíàêè ïåðåëîìîâ

Äëÿ òîãî ÷òîáû ãðàìîòíî îêàçàòü ïåðâóþ ïîìîùü íóæíî õîðîøî çíàòü ïðèçíàêè ïåðåëîìîâ. Ïåðåëîìû îáû÷íî ïðè÷èíÿþò ïîñòðàäàâøåìó ñèëüíóþ áîëü, è ïîâðåæäåííîå ìåñòî âûãëÿäèò äåôîðìèðîâàííûì. Ñàì ïîñòðàäàâøèé â ìîìåíò òðàâìû ìîæåò ñëûøàòü õðóñò ëîìàåìûõ êîñòåé; ïîñëå ýòîãî îí íå ìîæåò íîðìàëüíî äâèãàòü ïîâðåæäåííîé ÷àñòüþ òåëà.  îòëè÷èå îò óøèáà ôóíêöèÿ êîíå÷íîñòè íàðóøàåòñÿ íåìåäëåííî — ñ ìîìåíòà òðàâìû. Áîëü âîçíèêàåò â ìîìåíò òðàâìû è ðåçêî óñèëèâàåòñÿ ïðè ïîïûòêå àêòèâíûõ èëè ïàññèâíûõ äâèæåíèé. Ïðè îáñëåäîâàíèè áîëüíîãî ó÷àñòîê íàèáîëüøåé áîëåçíåííîñòè âûÿâëÿåòñÿ ïðè ïàëüïàöèè èëè ïîêîëà÷èâàíèè (îñòîðîæíîì) ïî îñè êîíå÷íîñòè. Âîêðóã ñëîìàííûõ êîñòåé îáû÷íî âîçíèêàåò îáèëüíîå êðîâîòå÷åíèå, âèäèìîå ïðè îòêðûòîì ïåðåëîìå è íåâèäèìîå ïðè çàêðûòîì. Ñèëüíîå êðîâîòå÷åíèå ìîæåò ïîñëóæèòü ïðè÷èíîé øîêà ïîñòðàäàâøåãî è âûçâàòü ñåðüåçíîå íåäîìîãàíèå, ïîýòîìó â òàêîì ñëó÷àå íåîáõîäèìî ñðî÷íî îáðàòèòüñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ.

Ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå, ïðè êîòîðîì óòî÷íÿåòñÿ õàðàêòåð ïåðåëîìà (âèä, ñìåùåíèå îòëîìêîâ), ïðîèçâîäÿò îáÿçàòåëüíî. Âûïîëíÿþò ðåíòãåíîâñêèå ñíèìêè â äâóõ ïðîåêöèÿõ ñ çàõâàòîì áëèçëåæàùèõ ñóñòàâîâ. Íåîáõîäèìûé îáúåì ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ òîëüêî ïîñëå äåòàëüíîãî êëèíè÷åñêîãî îñìîòðà ïîñòðàäàâøåãî.  ðÿäå ñëó÷àåâ (òðåùèíû, ïåðåëîìû êîñòåé çàïÿñòüÿ, ñòîïû) áåç ðåíòãåíîâñêîãî ñíèìêà òî÷íûé äèàãíîç íåâîçìîæåí.

8. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ

Ïåðåëîì êîñòè ÿâëÿåòñÿ òÿæåëûì ðàíåíèåì è òðåáóåò íåìåäëåííîãî îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè. Ïåðåëîìàííîé êîíå÷íîñòüþ íè â êîåì ñëó÷àå íå ñëåäóåò ñîâåðøàòü ðåçêèõ äâèæåíèé, çà íåå íåëüçÿ òÿíóòü èëè ïîâîðà÷èâàòü, ïðè îòêðûòîì ïåðåëîìå îòëîìêè êîñòåé íåëüçÿ çàòàëêèâàòü â ðàíó. Îòêðûòûé ïåðåëîì ñíà÷àëà îáðàáàòûâàþò ïî ïðèíöèïó îáðàáîòêè ðàí, à çàòåì óæå êàê ïåðåëîì. Íà ìåñòî çàêðûòîãî ïåðåëîìà íàêëàäûâàåòñÿ êîìïðåññ. Çàòåì ïåðåëîìàííóþ êîíå÷íîñòü èëè ÷àñòü òåëà èììîáèëèçèðóþò. Ïåðåëîìû êîñòåé ðàçëè÷àþò ïî òÿæåñòè, è ïðè ðàçíûõ ïåðåëîìàõ ñëåäóåò äåéñòâîâàòü ïî-ðàçíîìó. Îäíàêî åñòü òî, ÷åãî íèêîãäà íå ñëåäóåò äåëàòü ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ: íå ïûòàéòåñü âåðíóòü ïîëîæåíèå êîñòè, ñäåëàåòå åù¸ õóæå, à òàêæå íå ñòîèò îáìûâàòü ðàíó, ÷ðåâàòî çàðàæåíèåì.

Îñíîâíîé ëå÷åáíîé ìåðîé ïðè ðàíåíèÿõ êîñòåé è ñóñòàâîâ ÿâëÿåòñÿ ïîêîé ïîâðåæäåííîãî ó÷àñòêà òåëà. Ñîñòîÿíèå ïîêîÿ ñîçäàåòñÿ èììîáèëèçàöèåé, ñëóæàùåé ñðåäñòâîì áîðüáû ñ áîëüþ è îñíîâíûì ïðîôèëàêòè÷åñêèì ïðîòèâîøîêîâûì ìåðîïðèÿòèåì.

Ïðè èììîáèëèçàöèè îòëîìêè êîñòåé ôèêñèðóþò íà ìåñòå ïåðåëîìà, óäåðæèâàþò èõ â ñîñòîÿíèè ñîïðèêîñíîâåíèÿ, ÷òî â çíà÷èòåëüíîé ìåðå îáëåã÷àåò ñïåöèàëüíóþ õèðóðãè÷åñêóþ îáðàáîòêó. Êðîìå òîãî, èììîáèëèçàöèÿ ïåðåëîìà äåéñòâóåò ùàäÿùèì îáðàçîì íà íàäêîñòíèöó, îêðóæàþùóþ ìóñêóëàòóðó, íåðâû, ñîñóäû, ïðåäîõðàíÿåò èõ îò ðàíåíèé îòëîìêàìè êîñòåé, ïðåäóïðåæäàåò ðàçâèòèå áîëè, êðîâîòå÷åíèÿ, ò.å. ïðåäóïðåæäàåò ðàçâèòèå øîêà.

Ïåðåëîì, ïðàâèëüíî èììîáèëèçèðîâàííûé ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè çàæèâàåò áûñòðåå, ÷åì ïåðåëîì, îáðàáîòàííûé áåç èììîáèëèçàöèè.

 êà÷åñòâå ñðåäñòâ èììîáèëèçàöèè ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ ïëîñêèå óçêèå ïðåäìåòû, ïðèêðåïëÿåìûå ê ðàíåíîìó ó÷àñòêó òåëà ïðè ïîìîùè áèíòà, âåðåâêè, êîñûíêè — øèíû. Ïðè íàëîæåíèè øèíû, ïîñòàðàéòåñü íå ìåíÿòü ïîëîæåíèå ïîâðåæä¸ííîé êîíå÷íîñòè. Íà ìåñòå íàëîæåíèÿ øèíû íå äîëæíî áûòü ðàí, îñîáåííî ãëóáîêèõ.  òàêèõ ñëó÷àÿõ ñëåäóåò íàëîæèòü ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó èëè ïðîêëàäêó. Øèíó ôèêñèðóéòå âûøå è íèæå ïåðåëîìà, ÷òîáû ðàíà îñòàëàñü ñòåðèëüíà. Íå íàðóøàéòå íîðìàëüíîå êðîâîîá?