Переломов конфуцианство легизм

Переломов конфуцианство легизм thumbnail

Лучшее в категории — Книги / Историческая литература

22
июн
2017

Конфуцианство и легизм в политической истории Китая

Формат: DjVu, Отсканированные страницы
Автор: Переломов Л.С.
Год выпуска: 1981
Жанр: История Азии
Издательство: Наука
Язык: русский
Количество страниц: 336
Сканирование и обработка: GPU3

Описание: В книге на примере двух основных этико-политических учений — конфуцианства и легизма — исследуется политическая история Китая с VI в. до н.э. до 80-х годов XX в. В первой части анализируются основные конфуцианские и легистские концепции, их влияние на развитие китайской государственности, формирование и функционирование политической культуры императорского Китая. Во второй части на примере кампании «критики Линь Бяо и Конфуция» исследуется роль конфуцианства и легизма в общественно-политической жизни КНР.

22
июн
2017

Великий город Шан (XIV-XI вв. до н.э.) и его значение в древней истории Китая (Кузнецова-Фетисова М.Е.) [2015, История Китая, PDF/DjVu]

Переломов конфуцианство легизм

ISBN: 978-5-02-039953-2
Формат: PDF/DjVu, Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Автор: Кузнецова-Фетисова М.Е.
Год выпуска: 2015
Жанр: История Китая
Издательство: Наука — Восточная литература
Язык: русский
Количество страниц: 190
Описание: В книге на основе изучения археологических и письменных источников раскрывается история древней столицы государства Шан-Инь — «Великого города Шан» (XIV-XI вв. до н.э.). Рассматривается история археологического изучения древней столицы под Аньяном, в том числе дворцово-храмовых центров и «царского» некрополя; проводится исследование «архивов» …

09
июн
2017

Готская Испания. Очерки социально-экономической и политической истории (Корсунский А.Р.) [1969, Очерки, История, PDF/DjVu]

Переломов конфуцианство легизм

Формат: PDF/DjVu, Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Автор: Корсунский А.Р.
Год выпуска: 1969
Жанр: Очерки, История
Издательство: Изд-во Московского университета
Язык: русский
Количество страниц: 321
Описание: В книге рассматриваются условия поселения вестготов и других варварских племен в V в. на Пиренейском полуострове, аграрный строй готской Испании, формирование класса зависимого крестьянства из разорявшихся свободных германских общинников и испано-римских крестьян, а также из прежних рабов, вольноотпущенников и колонов. Большое внимание в монографии уделено возникновению …

21
мар
2017

Античное общество. Проблемы политической истории (Фролов Э.Д. (отв. ред.)) [1997, сборник статей, античная история, DjVu]

Переломов конфуцианство легизм

ISBN: 5-288-01593-7
Формат: DjVu, Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Автор: Фролов Э.Д. (отв. ред.)
Год выпуска: 1997
Жанр: сборник статей, античная история
Издательство: Издательство СПбГУ
Язык: русский
Количество страниц: 244
Описание: Сборник посвящен не только проблемам античной государственности, полиса или цивитас, но и всей совокупности социально-политических и духовных аспектов античной цивилизации в переломные моменты ее истории. Исследуются такие важные вопросы, как рождение гоплитской фаланги, складывание социальной иерархии в Спарте, прослеживается эволюция римско …

18
авг
2019

Споры смутных времен: Страницы политической истории Молдавии. 1989-1992 гг. (Шорников П.М.) [2019, сборник, история, политология, PDF]

Переломов конфуцианство легизм

Год издания: 2019
Автор: Шорников П.М. Жанр или тематика: сборник, история, политология
Издательство: Б.и. (Тирасполь) ISBN: 978-9975-3286-8-5
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Издательский макет или текст (eBook)
Количество страниц: 426
Описание: В России Смутой называют периоды гражданских войн и иностранных интервенций начала XVII столетия и 1917-1922 годов. В данной книге рассмотрены ключевые события истории Молдавии кризисных времен конца
ХХ века: Республиканская политическая забастовка и решения 13-й сессии Верховного Совета МССР 1989 г., создание Гагаузской и Приднестровской автономий …

12
янв
2020

Исследования по истории балкано-дунайских областей в период Римской империи и статьи по общим проблемам древней истории (Кудрявцев О.В.) [1957, история, DjVu]

Переломов конфуцианство легизм

Год издания: 1957
Автор: Кудрявцев О.В. Жанр или тематика: сборник, история, археология, языкознание, балканистика, славяноведение Издательство Академии Наук СССР
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 416
Описание: Книга представляет собой сборник работ покойного О.В. Кудрявцева, которые были написаны им в период с 1945 по 1955 г. и впервые публикуются здесь в исследованиях по истории балканско-дунайских областей во II в. н.э., автор затрагивает широкий круг вопросов истории Римской империи и ее периферии, славяноведения и …

31
мая
2018

Королевский двор в политической культуре средневековой Европы (Хачатурян Н.А. (ред.)) [2004, Средние века, PDF/DjVu]

Переломов конфуцианство легизм

ISBN: 5-02-009833-7
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Автор: Хачатурян Н.А. (ред.)
Год выпуска: 2004
Жанр: Средние века
Издательство: Наука
Язык: Русский
Количество страниц: 552 Сканирование и обработка: mcach/halav
Описание: В книге рассматривается эволюция королевского двора в европейских государствах эпохи Средневековья и раннего Нового времени, проблемы политической культуры как важного индикатора меняющейся природы монархической власти и представлений о ней, ее взаимоотношений с обществом. Исследуются развитие властной пропаганды, ритуал в цер …

20
мар
2017

Интеллигенция в истории. Образованный человек в представлениях и социальной действительности (Сдвижков Д.А. (ред.)) [2001, сборник статей, DjVu]

Переломов конфуцианство легизм

ISBN: 5-94067-047-4
Формат: DjVu, Отсканированные страницы
Автор: Сдвижков Д.А. (ред.)
Год выпуска: 2001
Жанр: сборник статей, методология истории
Издательство: ИВИ РАН
Язык: русский
Количество страниц: 304
Описание: Избрав своим предметом интеллигенцию как феномен культуры и социальный слой, авторы сборника видят в ней универсальное явление, к которому не зазорно примерить и «общий аршин». Взгляд со стороны на русскую интеллигенцию, сравнимые предмет и методика исследований образованных слоев — особенность книги, объединяющей статьи авторов из России, Германии, Франции и Польши. ОглавлениеЮтт …

11
мар
2017

История и мораль. Ценности и время. Субъективный фактор в истории (Юсим М.А.) [2014, монография, теория и методология истории, PDF]

Переломов конфуцианство легизм

ISBN: 978-5-94067-418-4
Формат: PDF, Отсканированные страницы
Автор: Юсим М.А.
Год выпуска: 2014
Жанр: монография, теория и методология истории
Издательство: ИВИ РАН
Язык: русский
Количество страниц: 386
Описание: Содержание и смысл истории как процесса, его описания и исследования рассматриваются, исходя из понятия субъективности как синонима оценочности и целеполагания. Применительно к человеческому обществу эти феномены, сущностные для всей живой природы, описаны через понятие «морали», которое в расширительном смысле охватывает всю сферу разумно и ценностно детерминируемых выборов. Подход …

Читайте также:  Перелом носа отек лечение

17
июн
2017

Из истории конституционного строительства в Западной Европе в Новое и новейшее время (Возгрин В. Е., Гончарова Т. Н., Пленков О. Ю.) [2014, История Европы, PDF]

Переломов конфуцианство легизм

ISBN: 978-5-88812-664-6
Формат: PDF, eBook (изначально компьютерное)
Автор: Возгрин В. Е., Гончарова Т. Н., Пленков О. Ю., Соколов О. В. Под ред. А. В. Смолина
Год выпуска: 2014
Жанр: История Европы
Издательство: Изд-во РХГА
Язык: русский
Количество страниц: 355
Описание: В монографии представлены материалы научных исследований, подготовленные на кафедре истории Нового и новейшего времени Института истории СПбГУ. В книге исследуются особенности конституционного развития в Западной Европе в XIX – XXI вв. Монография адресована специалистам и всем, кто интересуется западноевропейской историей. …

24
дек
2018

Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер (Автономов В.С. (сост.)) [1992, сборник, экономика, DjVu]

Переломов конфуцианство легизм

Год издания: 1992
Автор: Автономов В.С. (сост.) Жанр или тематика: сборник, экономика
Издательство:
М.: Экономика ISBN: 5-282-01471-8
Серия: Экономическое наследие
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 496
Описание: В сборник включены произведения основных представителей знаменитой австрийской школы маржинализма. За исключением работы Бём-Баверка, изданной у нас в 20-е годы, эти произведения никогда не издавались в СССР. «Основы политической экономии» К. Менгера (1871) — классическое произведение австрийской школы, в работе Е. Бём-Баверка «Основы тео …

Источник

Л.C. Васильев

В середине Чжаньго с появлением жесткого легизма Шан Яна противостояние этой доктрины с конфуцианством достигло большого накала. Шан Ян просто кипел негодованием, когда заходила речь о «говорунах» и «паразитах» типа «знатоков Ши [цзина] и Шу [цзина]», т.е. о конфуцианцах. И действительно, то, что предлагал жесткий легизм, было диаметрально противоположным доктрине и методам великого Учителя и его последователей из школы жу-цзя. Но так продолжалось не слишком долго. Началось движение к некоему синтезу конфуцианства с легизмом. Это было связано с именем представителя школы жу-цзя Сюнь-цзы.

Как уже известно читателю, трактат «Сюнь-цзы» представлял собой конфуцианский текст с явной склонностью к синтезу. В нем можно встретить немало элементов, заимствованных из легизма, начиная с похвалы циньских порядков и кончая утверждением, будто сам Конфуций был не чужд строгим наказаниям за ничтожные проступки (речь идет о казни некоего шао-чжэна Мао, якобы совращавшего своими неконфуцианскими речами молодежь).

Неизвестно, были ли у Сюнь-цзы единомышленники, стремившиеся к сближению с легизмом. Мы знаем двух, видимо, лучших его учеников, Хань Фэй-цзы и Ли Сы, которые стали активными сторонниками легизма и фактически забыли о конфуцианстве. Похоже, что к синтезу призывал в то время только сам Сюнь-цзы, остававшийся, при всей его склонности к сближению с легизмом, не только активным, но и единственно разумным конфуцианцем, способным вывести школу жу-цзяиз тупика непримиримости, в котором она находилась после Мэн-цзы. Добился ли он успехов в этом стремлении?

С одной стороны, совершенно очевидно, что сам Сюнь-цзы в своем стремлении переинтерпретировать доктрину Конфуция и тем более непримиримого Мэн-цзы вроде бы мало преуспел и признания не добился. А его ученик Ли Сы стал на посту первого министра империи Цинь двигателем тех реформ легистского толка, которыми было отмечено правление первого китайского императора Цинь Ши-хуанди [Переломов, 1962]. Многие данные свидетельствуют, что при династии Цинь противостояние конфуцианства легизму не только не смягчилось, но даже обострилось, чему в немалой степени способствовал именно Ли Сы19. Как сообщает Сыма Цянь, он призывал императора быть решительным в реформах и не слушать тех (а это прежде всего конфуцианцы), кто призывает изучать древность и следовать ей, но не принимать во внимание требования современности: «А вот нынешние ученые мужи не учатся у современности, изучают [лишь] древность, чтобы поносить наш век и вносить сомнения и сеять смуты среди черноголовых» [Вяткин, т. II, с. 76].

Хорошо известно также, что именно по совету Ли Сы Цинь Ши-хуан приказал сжечь книги — в первую очередь конфуцианские20, — дабы не давать повода тем, кто кивает в сторону древности, смущать людей [там же, с. 77-78]. Вслед за тем были изданы суровые законы, резко ограничивавшие возможности представителей разных школ, в первую очередь конфуцианцев, пропагандировать свои идеи. Эти законы были восприняты даже в циньских верхах далеко не единодушно. Старший сын Цинь Ши-хуана, Фу Су, счел необходимым возразить отцу, считая, что гонения на конфуцианство приведут к дестабилизации империи. Однако его мнение не было принято во внимание, а самого его отец послал на север под предлогом необходимости проконтролировать действия генерала Мэн Тяня. В число решений, которые осудил Фу Су, входил и знаменитый чудовищный приказ казнить 460 «ученых мужей» [там же, с. 81]21. Можно добавить к сказанному, что в период господства империи Цинь в ней существовали шаньяновского типа законы, предусматривавшие суровые наказания даже за небольшие проступки. Собственно, поэтому царствование Цинь Ши-хуанди вошло в историю Китая как неудавшийся по ряду весомых причин легистский эксперимент. Этот вывод ныне считается общепринятым и входит в учебники [Васильев Л.С., 2003, т. I, с. 211-214; История Китая, 1998, с. 113-120].

Читайте также:  Перелом левой плюсневой кости стопы

Однако традиция, не только слившаяся с конфуцианством и ставшая по сути конфуцианской, но и еще раз переинтерпретированная в реалистическо-примирительном духе Сюнь-цзы, не могла не оказывать влияние на элиту только что созданной империи. В специальной статье, посвященной этой проблеме, Е.П. Синицын обратил внимание на ряд документов и, в частности, на язык стел Цинь Ши-хуана, текст которых воспроизведен в главе 6 труда Сыма Цяня. Язык действительно весьма близок к традиционно-конфуцианскому. Встречаются, например, упоминания о сыновней почтительности сяо, гуманности и долге, коими будто бы преисполнен император, а также цитаты из «Шицзина» [Синицын, 1974, с. 156-157].

Анализируя тексты в основном ханьских авторов, Е.П. Синицын делает вывод, что конфуцианство не было чуждо правителям Цинь еще до образования империи. Этот тезис подкреплен ссылками на конфуцианство, обновленное Сюнь-цзы и ставшее ближе к легизму и вообще к реалиям конца Чжоу. В частности, упоминается о поездке Сюнь-цзы в Цинь, которая послужила толчком в изменении взглядов этого мыслителя и сближении его с легизмом [Синицын, 1974, с. 196]. Факты, свидетельствующие о реальном сближении правителей царства Цинь с конфуцианством, можно было бы найти, обратившись, например, к эклектической по характеру энциклопедии «Люй-ши чуньцю», писавшейся в царстве Цинь в конце периода Чжаньго. Само появление такого трактата в царстве Цинь свидетельствует в пользу утверждений Синицына о том, что конфуцианство не было чуждо циньскому населению накануне создания империи. Другое дело— насколько связанные с конфуцианством традиции, не вовсе чуждые императору Цинь Ши-хуанди, сыграли или могли сыграть существенную роль при строительстве им империи.

Стоит также иметь в виду, что после смерти Шан Яна легизм в Цинь постепенно становился менее жестким под влиянием господствовавшей в Поднебесной традиции, в которой преобладали конфуцианские элементы. Однако едва ли этот процесс зашел слишком далеко. Скорее всего, можно говорить только о несколько менее жестком легизме. Доказательством могут служить кровопролитные войны циньских генералов, отличавшихся исключительной жестокостью, а также система наказаний, введенная в империи Цинь явно по шаньяновскому стандарту. Речь идет о расправах с инакомыслящими «учеными мужами», о смертной казни тех, кто опоздал прибыть к месту отбывания очередной повинности. По словам Сыма Цяня (глава 18), именно это послужило причиной восстания Чэнь Шэна, с которого начались народные движения, приведшие к краху империю Цинь [Вяткин, т. VI, с. 152]. Можно согласиться с Е.П. Синицыным, что циньские правители в конце Чжаньго, а также первый император Цинь Ши-хуан и его премьер Ли Сы не были ревностными энтузиастами одного только жесткого шанъяновского легизма, хотя и отдавали ему должное22. Но нет сомнений, что во многом они оставались приверженцами традиционного легизма времен Шан Яна. Словом, нет никаких весомых оснований считать правителей империи Цинь в той же мере конфуцианцами, что и легистами. Все было намного сложнее. Речь идет только о некоем процессе синтеза, который проявил себя далеко не сразу.

Как известно, жесткий легизм Шан Яна и мягкий Шэнь Бу-хая были своего рода соперниками на протяжении длительного времени. Еще Хань Фэй-цзы настойчиво уверял, что следует учитывать и рекомендации школы Шан Яна, и разработки Шэнь Бу-хая, поскольку только объединение того и другого даст оптимальный результат. К его призыву явно не прислушались, ибо на протяжении значительного (около века) периода становления империи, вплоть до времен ханьского У-ди (годы правления 140-87 до н.э.), шло соперничество сторонников Шан Яна и Шэнь Бу-хая [Creel, 19706, с. 103-120]. Заметим, что мягкий легизм Шэнь Бу-хая не только не противостоял конфуцианству как доктрине, но был практически готов к сосуществованию с представителями школы жу-цзя, чего нельзя сказать о шаньяновском легизме.

Однако это соперничество постепенно сглаживалось, особенно в период длительного правления ханьского У-ди. К этому времени стало абсолютно ясно, что без системы легистских идей и институтов (как шанъяновских, так и шэньбухаевских) империю как нечто целостное и централизованное, как достаточно крепкую административную структуру, способную держать удары извне и изнутри и возрождаться при благоприятных обстоятельствах, нельзя было бы создать. Но еще более очевидным стало понимание, что официальной идеологией прочной империи не могут быть доктрины, не ставящие во главу угла конфуцианские традиции с их моральным стандартом, культом предков и старших, патерналистской заботой администрации о нормальном существовании населения.

Казалось бы, обе доктрины слишком различны, порой противоположны и резко направлены в разные стороны. Но это не так [Васильев, 1970, с. 177-183]. Между конфуцианством и легизмом при всем их противостоянии, даже непримиримости было немало общего. Оба учения интересовались преимущественно социально-политическими проблемами, хотя одно из них отдавало первенство традиции и морали, а другое — сиюминутным задачам, искусству администрации и силовым методам. Оба видели будущее Поднебесной в крепкой централизованной империи, управляемой хорошо подобранным аппаратом власти из квалифицированных чиновников. Только в одном случае чиновники воспринимались не столько как слуги правителя, сколько как заботливые покровители народа, тогда как в другом — как сила, призванная заставлять людей служить правителю и власти во имя благополучия империи.

Но само по себе некоторое функциональное сходство доктрин, равно как и заметная эволюция конфуцианства Сюнь-цзы в сторону легизма или усиление влияния конфуцианских традиций в Цинь, было лишь условием для синтеза. Подлинной же причиной его следует считать суровую необходимость, выявившуюся, правда, уже после образования империи, — создать оптимальную модель управления Поднебесной, что объективно выдвигало на передний план жесткий легизм. Но неудача Цинь Ши-хуанди (даже при его внимании к мягкому легизму Шэнь Бухая и к столь милой сердцу большинства населения конфуцианской этике и риторике) была в конечном счете связана с крахом политики шанъяновского легизма, преобладавшего в административном арсенале. Пришедшие после него к власти правители империи Хань извлекли из этого должный урок и сделали все для изменения акцента и перенесения точки опоры на шэньбухаевский легизм и конфуцианство. Это было закреплено, хотя и не сразу, в официальной идеологии— ханьском конфуцианстве, вобравшем в себя немало полезных и необходимых для существования империи идей и институтов легизма, но отдавшего при этом решительное предпочтение идеям школы жу-цзя, взяв из них, в том числе и из построений «Чжоули», все, что только можно было.

Читайте также:  Что нужно есть при переломе со смещением

Следует оговориться, что все это хронологически выходит за рамки периода Чжаньго. Однако без апелляции к раннеханьскому времени в поисках синтеза и оценок его результата обойтись нельзя. Дело в том, что процесс объективно вынужденного сближения обеих доктрин шел в условиях, вызванных к жизни потребностями создания оптимально управляемой и стабильно существующей империи. Завершился он, как известно, в результате активной деятельности ханьского идеолога и четвертого великого конфуцианца древности Дун Чжун-шу, который во времена У-ди практически свел все концы с концами и заложил основы того принципиально нового конфуцианства, обогащенного элементами иных доктрин и прежде всего легизма, которое просуществовало в практически неизменном виде на протяжении двух с лишним тысячелетий, дожило до наших дней и сегодня оказывает существенное влияние на успешную трансформацию не только Китая, но и ряда иных дальневосточных стран конфуцианского цивилизационного круга, начиная с Японии.

Итак, первым и наиболее значимым для истории Китая было инкорпорирование ряда элементов легизма конфуцианством. Этот процесс протекал параллельно со сближением жесткого шаньяновского легизма с его системой наказаний, социальными рангами, круговой порукой, цензоратом и многими иными важными для империи институциальными нововведениями и шэньбухаевского искусства умелой администрации (можно напомнить и о мягком легизме, представленном в ряде глав энциклопедии «Гуань-цзы», который тоже сыграл определенную роль в становлении основ китайской конфуцианской империи). Оба процесса шли в начале имперского периода в Цинь и с еще большей энергией при первой династии Хань.

Сближение, а фактически поглощение одним учением другого было прежде всего результатом длительного процесса поиска с использованием подходящих элементов разных, в том числе и вроде бы противостоящих друг другу доктрин. Практичность, прагматичность традиционного китайского ума выступает здесь весьма наглядно. Едва ли не первым это качество проявил Сюнь-цзы. Он хорошо знал ненависть Шан Яна к школе жу, но это его не смутило. Все то лучшее, что, на его взгляд, принесли реформы Шан Яна отсталому и малонаселенному до того полуварварскому царству Цинь, он не только принял к сведению, но и воспринял как элемент собственной соответствующим образом обновленной интерпретации конфуцианства. Смысл такого рода интерпретации прост: добродетель должна быть с кулаками, иначе она ничего не добьется. Отсюда и не раз упоминавшаяся его выдумка, будто бы так считал и Конфуций, который приказал по ничтожному поводу убить некоего шао-чжэна Мао.

Ученик Сюнь-цзы Хань Фэй-цзы продолжал поиск учителя, хотя обычно и не ссылался на него. Суть его поиска сводилась, как упоминалось, прежде всего к сближению легизма Шан Яна с учением Шэнь Бу-хая. И хотя результат теоретических штудий кабинетного ученого, каким был Хань Фэй-цзы, лишь случайно стал известен императору Цинь Ши-хуанди, идеи этого теоретика были востребованы, причем как в Цинь, так и на протяжении ряда правлений императоров первой династии Хань, вплоть до У-ди, когда процесс пришел к своему логическому концу. Конфуцианство заняло первое и более уже никем не ставившееся под сомнение место, а легизм Шан Яна и доктрина Шэнь Бу-хая (равно как и рекомендации авторов легистских глав «Гуань-цзы») вписались в его еще раз обновленную интерпретацию.

В заключение заметим, что итогом анализируемого процесса было исчезновение легизма как самостоятельной доктрины во всех его оттенках и вариантах. И хотя его идеи порой выдвигались в ходе политической борьбы в разные периоды истории Китая, они никогда не были попытками выступить с открытым забралом и противопоставить официальному государственному конфуцианству древний легизм. Обычно это было лишь стремлением напомнить об отдельных элементах легизма, которые в данный момент были забыты и использование которых могло бы принести пользу стране23.

19См. об этом, в частности, [Bodde, 1938].

20По словам Сыма Цяня, исключение составляли лишь книги по медицине, фармацевтике, гаданиям, земледелию и выращиванию деревьев. Кроме того, было сделано еще одно многозначительное исключение: тех, кто занимал официальную должность ученого при императорском дворе, это не касалось [Вяткин, т. И, с. 77-79]. Вообще, по мнению Д. Бодде [Bodde, 1938, с. 162-166], к которому присоединился и Р.В. Вяткин, история с сожжением книг была впоследствии сильно преувеличена имперской конфуцианской традицией [Вяткин, т. II, с. 360, примеч. 138].

21Обычно считается, что в числе казненных были конфуцианцы. Но в тексте Сыма Цяня сказано менее определенно: «Нарушивших запреты и законы насчитали более четырехсот шестидесяти человек, их казнили в Сяньяне», причем из контекста можно сделать вывод, что даосам, обещавшим императору добыть «снадобье, дарующее бессмертие» и не выполнившим это обещание, досталось не меньше, чем конфуцианцам [Вяткин, т. II, с. 80-81].

22Обратим внимание на тот немаловажный факт, что проблемами орган

Источник