Перелома в великой

Перелома в великой thumbnail

Казалось, судьба Руси была предрешена. Что же произошло в те дни? Что вызвало перелом в ходе Великой Отечественной и позволило не только остановить, но и полностью разгромить непобедимую до этого немецкую армию? Какая причина позволила мобилизоваться, разработать и внедрить новейшие образцы военной техники, нарастить экономическую мощь за столь короткое время? Чтобы понять, что же произошло, следует обратиться к воспоминаниям протоирея Василия Швеца. В книге “Чудеса от Казанской иконы Божией Матери” он рассказывает следующее.

**

Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной поддержке России (Советского Союза). Очень немного настоящих друзей оставалось тогда у нашей страны. Для изъявления воли Божией и определения судьбы России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви — митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат). Он понимал, что значит Россия для мира (хотя мир этого и не осознает), и потому всегда молился о спасении Руси, о просветлении народа.

После обращения Александра III митрополит Илия стал еще более усердно от всего сердца молиться за спасение России от погибели, от нашествия вражеского. Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России[1]. Митрополит Илия спустился в каменное подземелье, где не было слышно ни одного звука с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых, а также о том, куда удалось продвинуться врагу.

Через трое суток молитв в огненном столпе ему явилась Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа российского. Если все, что сказано, не будет выполнено, Россия погибнет.

Митрополит Илия (Карам)

Вот что было сказано: «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, — сдавать нельзя. Пусть вынесут, — сказала Она, — чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена[2]».

Митрополит Илия немедленно связался с представителями Русской Церкви, а также с советским правительством и передал им все, что было определено. В настоящее время в архивах хранятся письма и телеграммы, направленные митрополитом Илией в Москву.

Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и пообещал исполнить все, что передал митрополит Илия! Этот факт уже сам по себе является чудом, так как первостепенной задачей советской власти в довоенный период являлось искоренение веры в Бога, как таковой. Планировалось закрыть все храмы в России и только война помешала осуществить это в срок. И Сталин, принимая требования митрополита Илии, фактически соглашался с тем, что больше нет никакой возможности спасти положение…

И тогда из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери. С ней обошли крестным ходом вокруг Ленинграда. Из истории мы знаем, что город был спасен, хотя многим до сих пор непонятно, чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было: того, что подвозили, было ничтожно мало.

И тем не менее город выстоял. Подтвердились пророческие слова, сказанные святителем Митрофаном Воронежским Петру I о том, что город святого апостола Петра избран Самой Богородицей, и пока Казанская Ее икона в городе и есть те, кто молится, враг не сможет войти в город. Вот почему ленинградцы так почитают Казанскую икону Божией Матери. Она все время от основания города была его Заступницей пред Богом, а также всей России.

После Ленинграда Казанская икона Божьей матери начала свое шествие по России. Москва также была спасена чудом. Ведь Волоколамское шоссе было свободно, и ничто не мешало немцам войти в Москву. Однако внезапно на них напал неописуемый страх. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге бросая технику, и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло…

Затем икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба — молебны и поминовения погибших воинов. Казанская икона Божией Матери стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги (так называемая «Малая земля»), но немцы не смогли столкнуть наших воинов, так как там находилась Казанская икона Божией Матери.

Читайте также:  Аппараты внешней фиксации при переломе ключицы

Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. Многие бойцы принимали все это умиленно и радостно!

Святейший Патриарх Алексий I и митрополит гор Ливанских Илия Карам.

Рассказы о чудесных случаях приходилось слышать и от многих фронтовиков, в том числе и от неверующих. Вот одно из таких свидетельств заступничества и помощи Божией Матери. Произошло это во время штурма Кенигсберга в 1944 году. Вот что рассказывает офицер, бывший в самом центре событий битвы за этот город-крепость: «Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери были огромны и чаша весов колебалась, мы могли там потерпеть страшное поражение.

Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут…» Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба — огненная стена!

Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал — и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло немыслимое: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные — перед самым русским штурмом «в небе появилась Мадонна» (так они называют Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии, и у всех абсолютно отказало оружие — они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили (рукопашное) сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен, и мы несли такие потери! Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским!»

Еще один интересный факт. Киев — матерь городов русских — был освобожден нашими войсками 22 октября — в день празднования Казанской иконы Божией Матери (по церковному календарю, или 4 ноября гражданского стиля). И это было весьма знаменательно для народа России: отсюда началась Русь; здесь произошло Крещение нашего народа, который избрал навсегда христианство, Православную веру!

Итак, вместо ликвидации веры в Бога и полному закрытию церквей, в то время было открыто 20 000 храмов Русской Православной Церкви. Молилась вся Россия, словно очнувшись от смертного сна! Молился даже Иосиф Сталин (об этом есть свидетельства). Б.М. Шапошников, царский генерал, не скрывавший своих религиозных убеждений, часами беседовал со Сталиным, и все его советы (в том числе одеть войска в старую форму царской армии с погонами) были приняты.

По материалам книги протоирея Василия Швеца “Чудеса от Казанской иконы Божией Матери”

[1] Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий. Тысячу дней и ночей стоял он на молитве о спасении страны и народа России, хотя был очень болен.

[2] Все сказанное в дальнейшем исполнилось.

Источник

20-30-е годы считаются одним из самых противоречивых периодов в истории России ХХ века. Страна переживала эпоху «великого перелома», как ее назвал Иосиф Сталин. В эти годы в экономике были проведены два самых важных преобразования — индустриализация и коллективизация. Сегодня мы расскажем о том, как они шли, зачем были нужны и каких результатов достиг СССР в те годы в экономике.

К середине 20-х годов экономическая ситуация в СССР постепенно стабилизировалась благодаря НЭПу. Страна достигла в развитии показателей 1913 года — эталонного в истории Российской империи. Но несмотря на успехи, Советский Союз по-прежнему отставал от мира в техническом развитии и оставался сельскохозяйственным государством. Большевистскому руководству и, прежде всего, Сталину необходима была ускоренная индустриализация, т. е. переформатирование СССР из крестьянской державы в страну заводов и машин. Время диктовало свои условия: страна отставала от капиталистических стран, в окружении которых находилась.

«Нельзя снижать темпы! Наоборот, по мере сил и возможностей их надо увеличивать… Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим остаться битыми. История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость… Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» (И. Сталин, 1931 г.).

Интересно, что мысли об индустриализации зрели в умах большевиков уже давно. Более того, первые шаги к этому были сделаны уже в начале 20-х годов, когда был запущен план государственной электрификации России (ГОЭЛРО), который предусматривал создание электростанций и реформирование дорожных систем. Вновь об индустриализации заговорили уже в 1927 году, когда на съезде партии обсуждался путь индустриализации — плановая экономика. Уже с 1928 года в СССР вводилась система государственного планирования и пятилетних планов, т. е. установления цифр, которые должны были быть достигнуты к определенному году. Из двух проектов реализации пятилеток (более реалистичного минимального и авантюрного оптимального) выбрали второй. Провозглашалось строительство 1200 заводов, 110 %-ый рост производительности труда, тройное увеличение выпуска продукции и т.д. Более того, пропагандировался лозунг «Пятилетку в четыре года!», который, правда, не все смогли исполнить. Не всех вершин достигла экономика, однако и то, что было сделано, поражает своим масштабом.

В разы выросло производство стали, чугуна, электроэнергии, нефти, угля, бумаги и сахара. Количество произведенных автомобилей в стране выросло к 1933 году почти на 3000 %. Были построены: железная дорога из Сибири до Средней Азии, Днепровская ГЭС, тракторные заводы в Харькове, Челябинске и Сталинграде, вагонный завод на Урале, автомобильный завод им. Сталина (ЗИС), металлургические заводы в Магнитогорске, Челябинске, Липецке и Норильске. Было начато строительство московского метро (открыто в 1935 г.).

Как же правительство и партия проводили индустриализацию? Прежде всего, с помощью пропаганды, когда на стройки и заводы мобилизовались люди, в основном, молодые, жаждавшие подвигов. Они жили в палатках и бараках, не всегда получали достойное питание, нередко ограничивались в деньгах, но все равно с радостью отправлялись строить светлое будущее социализма. Достижения в труде всемерно поощрялись руководством. Устраивались соцсоревнования, была учреждена награда «Герой социалистического труда», в газетах воспевались подвиги советских тружеников, перевыполнивших план (например, известный подвиг шахтера Стаханова). Кроме того, немало сил в индустриализации СССР приложили заключенные, сидевшие по самым разным статьям. Именно тогда появилась система ГУЛАГа.

Однако мощнейшая и невероятно ускоренная индустриализация требовала больших вложений и жертв, которые в СССР пришлось платить деревне. Сельское хозяйство, по мысли Сталина, должно было своим хлебом и рабочей силой оплатить строительство заводов и железных дорог. Для этого в 1927 году было принято решение о реформировании сельскохозяйственной системы страны и создании коллективных хозяйств (колхозов), в ведение которых переходила земля, обрабатываемая вступившими туда крестьянами. Коллективизация началась в 1928 году и проходила, как всегда, ускоренными темпами: деньги от хлеба нужны были государству.

СССР в массовом порядке продавал хлеб за границу, чтобы получить от западных стран деньги на проводившуюся индустриализацию. Интересно, что СССР, опасавшийся войны с капиталистическими державами, большие финансы и ресурсы в обмен на хлеб получал из Германии, с которой у Советского Союза в 1941 году разразилась война.

Для сельских жителей это означало лишение почти всего того, что они получили благодаря Октябрьской революции — земли, хлеба и воли. Частная собственность уходила в прошлое и становилась общественной. У деревенских жителей оставалось только небольшое личное подсобное хозяйство. Работа в колхозе оценивалась не в деньгах, а в трудоднях, т. е. отработанном на общественном хозяйстве времени. Трудодни можно было обменять на продукты. За невыполнение норм могли изгнать из колхоза и даже лишить подсобного хозяйства, поэтому деревенским жителям приходилось мириться с новыми правилами. Тогда же появился знаменитый «закон о трех колосках», каравший уголовным заключением за воровство даже самого небольшого колхозного имущества. В связи с коллективизацией появилось немало горьких шуток.

«Как избавиться от вшей? Напишите на голове слово «колхоз», и они тут же все разбегутся».

«Колхоз — дело добровольное. Хочешь — вступай, не хочешь — корову заберем!».

«На колхозном собрании вручают подарки за хорошую работу к 7 ноября.

— За отличную работу в поле товарищ Иванова преми­руется мешком зерна! (Аплодисменты).
— За отличную работу на ферме товарищ Петрова пре­мируется мешком картошки! (Аплодисменты).
— За отличную общественную работу товарищ Сидорова премируется собранием сочинений Ленина! (смех, апло­дисменты, выкрики из зала: «Так ей и надо!»)».

Но, пожалуй, самым главным врагом для советской власти в деревне стали зажиточные крестьяне с крупными хозяйствами и запасами хлеба — кулаки. Даже Сталин, совершивший в начале 1928 года пропагандистскую поездку в Сибирь с целью уговорить крестьян сдавать хлеб государству, подтверждал, что у кулаков самые большие запасы. По деревням разбрелись толпы «уполномоченных» вместе с отрядами ГПУ, которые проводили изъятие почти всего имущества у крестьян (фактически, страдали не только кулаки, но и обычные небогатые и даже бедные крестьяне). Хлеб изымался, а раскулаченные семьи ссылались в отдаленные районы могучего СССР. Всего было раскулачено около 400 тысяч семей. Многие погибли при пересылках и переездах, а многие пали в конфликтах с властями.

К середине 30-х годов СССР из аграрной державы превратился в индустриальную империю. Работали мощнейшие заводы, строились города, ходили поезда, экономика работала. Однако у всего этого была и обратная сторона. Это и практически убитая коллективизацией деревня, в которую пришло ВКПБ — «второе крепостное право большевиков»; и множество раскулаченных семей, лишившихся не только имущества, но и свободы; и жертвы пересылок и голода, разразившегося в начале 30-х годов; и рост числа заключенных, за счет которых строились каналы и заводы. Страна достигла небывалой мощи, но из-за этого погибло множество людей… Все тот же вечный спор о целях и средствах…

Источник

Источник: Год великого перелома: К ХII годовщине Октября (Сталин И.В. Cочинения. – Т. 12. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1949. С. 118–135.)

И. В. Сталин 1929 год.

Истекший год был годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства. Перелом этот шел и продолжает идти под знаком решительного наступления социализма на капиталистические элементы города и деревни. Характерная особенность этого наступления состоит в том, что оно уже дало нам ряд решающих успехов в основных областях социалистической перестройки (реконструкции) нашего народного хозяйства.

Читайте также:  Как зафиксировать руку при переломе лучевой кости

Из этого следует, что партия сумела целесообразно использовать наше отступление на первых стадиях новой экономической политики для того, чтобы потом, на последующих ее стадиях, организовать перелом и повестиуспешное наступление на капиталистические элементы.

Ленин говорил при введении нэпа: “Мы сейчас отступаем, как бы отступаем назад, но мы это делаем, чтобы сначала отступить, а потом разбежаться и сильнее прыгнуть вперед. Только под одним этим условием мы отступили назад в проведении нашей новой экономической политики… чтобы после отступления начать упорнейшее наступление вперед” (т. XXVII, стр. 361–382)…

По утверждению Сталина, в 1929 году партии и стране удалось добиться решительного перелома:

  1. В области производительности труда, что выразилось в «развёртывании творческой инициативы и могучего трудового подъёма миллионных масс рабочего класса на фронте социалистического строительства».
  2. В области разрешения в основном проблемы накопления для капитального строительства тяжёлой промышленности, ускоренного развития производства средств производства и создания предпосылок для «превращения нашей страны в страну металлическую».
  3. В переходе земледелия «от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию, к совместной обработке земли, к машинно-тракторным станциям, к артелям, колхозам, опирающимся на новую технику, наконец, к гигантам-совхозам, вооружённым сотнями тракторов и комбайнов».

СПРАВКА

1. 1929 — огромные очереди за хлебом (с января 1931 г. в СССР — карточная система распределения основных продуктов питания и непродовольственных товаров).

2. 16—23 апреля —  Объединенный пленум ЦК и ЦКК.

Из выступления председателя ВЦИК и ЦИК СССР М.И. Калинина (18 апреля 1929 г.): «…Для меня теперь уже несомненно, что решение зерновой проблемы (я говорю не в том смысле о решении зерновой проблемы, чтобы по пайку накормить, а в том, чтобы можно было вывозить) — решение этой проблемы находится не в развитии частной инициативы … Но я говорю, что решение проблемы не в этом, а решение зерновой проблемы упирается в необходимость укрупнения сельского хозяйства, — вот о чем говорят мои тезисы. Очень странно, как т. Бухарин может говорить о колониальном подходе к развитию сельского хозяйства. Я, к сожалению, не записал, как он буквально говорил, и не буду останавливаться на этом вопросе, потому что другие будут говорить по часу, по два и будут спорить с ним (смех), — это вопрос теории, правда, только до известной степени. Но ведь не в этом суть резолюции, а ее суть в том, что решение продовольственной и сырьевой проблемы может быть обеспечено только на базе укрупнения сельского хозяйства. А в наших условиях какое может быть укрупнение? Только колхозы, совхозы и кооперирование раздробленных крестьянских хозяйств…» (Опубликовано: Как ломали НЭП: Стенограммы пленумов ЦК ВКП(б) 1928-1929 гг.: В 5 т. Т. 4. Объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) 16-23 апреля 1929 г. М., 2000.) С. 207.)

Читайте также:  Картинки перелома костей

Из выступления председателя СНК СССР А.И. Рыкова (20 апреля 1929 г.): «…Какое положение теперь с продовольствием? По РСФСР оно хуже, чем было на 1 апреля в прошлом году. Мы теперь имеем по РСФСР 50 % прошлогодних запасов ржи и пшеницы, причем в прошлом году эти запасы с 1 января по 1 апреля возросли на 36 млн, в этом году за это же время они сократились на 28 млн. Как обстоит дело со снабжением хлебом городов? Для важнейших рабочих центров установлена норма для рабочего — 750-800 г хлеба, для 14 городов РСФСР — 600 г хлеба, т.е. 1,5 фунта. В эти 14 городов входят такие города, как Минск, Харьков, Брянск и т.д. Служащим в 9 городах дается 400 г, а в 9 других городах — 300 г. Снабжение деревенского населения в потребляющих районах гораздо хуже этого. Положение в этом году очень серьезно. Результаты озимой кампании не делают блестящими перспективы следующего года. Очень возможно, что следующий год будет не лучше текущего года.
В этих условиях применение чрезвычайных мер, отрицательно влияющих на посевные площади и производство хлеба, приобретает специфическое значение. Три года затруднений в области хлебозаготовок и хлебоснабжения такого типа, как затруднения текущего года, не могут не задеть и другие звенья нашей хозяйственной системы…» (Опубликовано: Как ломали НЭП… Т. 4. Объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) 16-23 апреля 1929 г. С. 328, 335, 345-346, 354.)

3. 23—29 апреля — XVI конференция Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).

4. 29 апреля — пленум ЦК ВКП(б).

5. 20—28 мая — XIV Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов; V Всесоюзный съезд Советов.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Источник