Перелом за перелом око за око

Перелом за перелом око за око thumbnail

13 мая, 2017

Откуда в обществе появилось такое выражение, как око за око зуб за зуб. Значение этой фразы приоткрывает Библия. Око за око и зуб за зуб упоминается в речи Йешуа (Иисуса Христа) в т.н. нагорной проповеди.

38 Вы слышали, что нашим отцам было сказано: “Глаз за глаз и зуб за зуб“.

39 А я говорю вам, не сопротивляйтесь тому, кто обижает вас. Наоборот, если кто-либо бьёт тебя по правой щеке, позволь ему ударить тебя и по левой!

(Бсура Това от Матитьягу 5)

Что говорит библия: око за око зуб за зуб

В своей проповеди Йешуа произносит фразу, которая была сказана ещё в древности как заповедь. Поэтому нужно рассмотреть эту фразу и узнать, что она означала в те времена и для чего она была сказана.

17 И когда кто лишит жизни какого-либо человека, то он должен быть предан смерти.

18 А кто убьет скотину, должен заплатить за нее: животное за животное.

19 И кто нанесет увечье ближнему своему, как сделал он, так да сделано будет с ним.

20 Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: какое увечье нанесет он человеку, такое должно быть нанесено ему.

21 И убивший скотину должен заплатить за нее, а убивший человека должен быть умерщвлен.

22 Закон один да будет у вас, одинаков да будет он для пришельца и туземца, ибо Я Йеhова, Элоhим ваш.

(Ваикра 24)

Из текста мы видим, что речь идёт о справедливом суде, который должны были вершить судьи по иску пострадавшей стороны. Танах неоднократно говорит о Справедливом Законодателем и Его справедливых законах.

137 Праведен Ты, Йеhова, и справедливы законы Твои.

138 Установления Твои, которые заповедал Ты, справедливы и верны в совершенстве.

Исходя из этого текста, мы видим, что Справедливый Суд – это одно из важных качеств Справедливого Законодателя.

Для евреев, которые провели свою жизнь в угнетении и на своей шкуре испытали несправедливое отношение египетского законодательства, закон Бога был благом. Каждый человек того времени понимал смысл этих простых слов и они и не нуждались в их комментировании. Однако никто не запрещает давать пояснения этим текстам. Комментатор Раши приводит высказывания израильских мудрецов, в которых говорится следующее, относительно закона око за око:

 Наши мудрецы разъясняли, что (в виду имеется) не нанесение увечья, но денежное возмещение

(Комментарий Раши)

Толкование этих людей ошибочно и искажает справедливый закон, и этим демонстрирует, что Справедливый Законодатель, не так уж Справедлив, как о Нем было упомянуто псалмопевцем. И мы сейчас увидим в чем собственно ошибка, комментирования этого текста.

Мудрецы считают, что если человек выбил глаз человеку с умыслом, то по иску, пострадавшей стороны, виновный должен заплатить штраф.

Представим такую картинку, чтобы вам было более понятней.

Допустим, вашему сыну выбили глаз (сохрани и помилуй от этого). Вы подаете иск. Вам предлагают за утраченный глаз 200 долларов. Суд посчитал, что столько сегодня стоит выбитый глаз. Обидчик говорит: из сострадания к вам, я вам дам еще 100 долларов, для меня это не деньги. Вы получаете эти деньги, покупаете продукты и съедаете – нет глаза и нет денег. Вы, если так можно выразиться, проели глаз вашего сына. А тот, кто выбил глаз, уже выбил его другому и тоже заплатил штраф. Для него заплатить за глаз не проблематично.

Теперь другая картина. Ваш сын выбил глаз сыну влиятельного человека (сохрани и помилуй от этого). Вы – нищий человек. Суд присудил вашему сыну штраф 100 000 долларов. Суд посчитал, что сегодня глаз стоит столько. У вас нет денег, у сына нет денег. Сына забирают за долги в рабство, пока не отработает штраф.

Итак, мы увидели, что денежное наказание – это не справедливый суд. Кроме того, стоимость ущерба оценивают судьи. И как мы видели в первом случае, денежный ущерб за глаз – это насмешка над пострадавшей стороной, а втором – это каторга.

Что говорит заповедь Торы? Давайте еще раз рассмотрим в контексте.

17 И когда кто лишит жизни какого-либо человека, то он должен быть предан смерти.

Давайте понимать и этот текст, на основании толкования мудрецов так же, как и око за око – кто убил человека – должен заплатить штраф. Не казнить человека – а денежное наказание. Когда человеку дают за убийство 5 лет – пострадавшая сторона возмущена до предела. Действительно, убийца отсидит и выйдет, а убитого сына не вернешь. Есть чему возмущаться. А если человек заплатит за убийство деньги и, при этом будет как обычно жить, поживать и добра наживать – это справедливый Божий суд?

18 А кто убьет скотину, должен заплатить за нее: животное за животное.

Этот текст идет в контексте с текстом око за око. Давайте его тоже рассматривать, что заплатить – это значит дать некую сумму. Но текст не говорит о некой сумме, а говорит животное за животное.

19 И кто нанесет увечье ближнему своему, как сделал он, так да сделано будет с ним.

Согласно толкованию мудрецов, как уже говорилось выше, увечье можно компенсировать деньгами. Но тут не сказано, о деньгах, а сказано – как он сделал, так сделать и ему. А как он сделал? Искалечил вашего сына. Значит, суд должен приговорить виновного к такому же страданию – искалечить ему те части тела, какие искалечил он, чтобы другие знали, что прежде чем вершить зло, нужно подумать о своей судьбе. А когда можно искалечить вашего сына и откупиться 100 долларами, которые назначит суд, то это будет справедливый Божий Суд???

20 Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: какое увечье нанесет он человеку, такое должно быть нанесено ему.

Примеры тяжких физических повреждений требуют точно такого нанесения повреждения. Это есть справедливый Божий Закон.

21 И убивший скотину должен заплатить за нее, а убивший человека должен быть умерщвлен.

Заплатить за нее – отдать столько денег, сколько стоило животное, чтобы на эти деньги купить другое такое животное или лучше, но не хуже.

Читайте также:  Перелом берцовой кости со смещением операция

И к этому тексту нужно добавить – а искалечивший другого, должен быть приговорен и искалечен палачом, чтобы страх был у людей перед преступлением. Это есть справедливый суд – око за око, зуб за зуб. У бедного и у богатого есть глаз, который у него отнимут за то, что он отнял глаз у другого, а тот, кто лишил человека единственной жизни, должен отдать свою единственную жизнь.

Глаз, нога, рука и жизнь человека – это не скотина, которую можно купить за деньги. Никто не восстановит вашему сыну выбитый глаз, оторванную руку или ногу ни за какие деньги. Возмездие и только возмездие – это и есть справедливый Божий суд. Это касается преступления умышленного, когда человек намеревался совершить зло и планировал его.

Чему же учил Йешуа, око за око зуб за зуб – значение его проповеди

Христианские богословы считают, что в своей проповеди Йешуа отменил справедливый Закон Йеhовы (Извечного).

Покуда существует этот материальный мир, будет существовать добро и зло. А покуда будет это существовать будет существовать справедливый Закон Того, Кто Вечен. В этом отрезке времени нашего бытия, Всевышний открывает нам Свою Сущность через Справедливый Закон, где зло наказуемо, а добро находится под защитой Законодателя. Если же мы своим толкованием искажаем Закон Бога, он начинает становиться НЕсправедливым, что мы наблюдаем в комментарии Раши – вашего пострадавшего сына, оценили наравне со скотиной или даже хуже. Скотину даже можно восстановить, а утраченную часть тела у вашего сына не восстановишь. В данном случае, мудрецы отклонились от сути, которую несет данная заповедь.

Относительно христианского богословия – не стоит, как говорится, валить с больной головы на здоровую, и приписывать Йешуа то, чего он не властен был сделать, да и не собирался. Давайте теперь в свете справедливого Закона, рассмотрим, что говорил Йешуа. Еще раз вернемся к тексту, который он говорил:

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

(Матф.5:38-41)

Во-первых, речь здесь идет не о судьях, которые должны были вершить правосудие, а о пострадавшей стороне. Для пострадавшей стороны, обидчик – враг. Чему учит Шеломо в таком случае:

21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою;

22 Ибо горящие угли собираешь ты на голову его, и Йеhова воздаст тебе.

(Мишлей 25)

Суть учения Шеломо и Йешуа – это воздержаться от земного суда, но предоставить правосудие в руки Законодателя и Судьи Вечного. Это не призыв, к отмене закона, как учат христианские богословы. Это доверие к воле Творца. Шеломо и Йешуа – рекомендуют так поступать и у них есть повод учить нас этому. Закон не говорит пострадавшей стороне – ты обязан подать иск. Нет, закон не обязывает в этом случае, а дает возможность воспользоваться защитой заповеди, чтобы наказать обидчика по заслугам. Однако пострадавшая сторона может и не обратиться в суд для такого сурового наказания. И на этот случай мы рассмотрим еще пример.

Если сын вашего брата, будучи злым, выбил глаз вашему сыну, подадите вы иск в суд? В большинстве случаев нет. Это же родственники. Из-за родственных связей, человек может отказаться от возмездия. Это будет милостью от пострадавшей стороны. Но в данном случае, действительно, вопрос ущерба, обидчик может, как родственник, возместить деньгами, по родственному, осознавая то, что его по родственному помиловали. Дядя простил племянника, потому что не хочет причинять ему вреда Он любит и своего сына и своего племянника. Если любит, будет ли делать ему зло? Поэтому, из любви к своему брату и племяннику, он прощает. Однако, точку в истории правосудия, в данном случае ставит Небо. Будет ли наказан Всевышним обидчик впоследствии или нет, никто не знает, кроме Всевышнего. Все находится во власти Творца, Который все рассудит справедливо и чего достоин будет обидчик, то он и получит в дальней своей жизни. Если в дальнем его постигнет кара Небес – пострадавшая сторона не несет ответственности – обидчика простили, а каким осталось его сердце после того как его простили – знает только он и Всевышний.

Читайте также:  Разработка ноги после перелома ступни

Если можно простить родственника, можно простить и соседа. Но простить – это не обязанность, а личное дело. Кто чего достиг, тот так и должен поступать. Можно простить для людей, а в сердце оставить ненависть и месть.  Поэтому, каждый должен был поступать в соответствии с тем, чего он достиг, и главное, чтобы совесть была чиста.

Этому учит и апостол Павел:

19 Не ищите возмездия, друзья мои, а позвольте гневу Элоhим совершить его, так как в Танахе написано: “У Меня отмщение и воздаяние”,

20 И наоборот: “Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою; ибо горящие угли собираешь ты на голову его, и Йеhова воздаст тебе”.

21 Не будьте побеждены злом, но побеждайте зло добром.

(Письмо в Рим 12)

Но, ни Шеломо, ни Йешуа, ни апостол Павел не отменяют своими речами справедливого Закона Творца. Правосудие Всевышнего остается на своем месте. И даже если, человек простит обидчика от всего сердца, это не значит, что простит это и Всевышний. Он справедливо воздаст всякому, кто сделал зло дерзкой рукой.

Там где присутствует справедливый Закон Творца и вершится правосудие – будет присутствовать страх перед наказанием за зло. Но с другой стороны, пострадавшая сторона не лишена возможности миловать, в тех случаях, когда преступление не связано с тягчайшими обстоятельствами.

Сегодня христиане, которые видят в справедливом Божьем правосудии – зло, не сравнивают его с тем «правосудием», которое вершит их судьбы в их странах. Ни в одной стране мира, нет такого справедливого правосудия, которое установил Творец при Моше. А во всех странах мира, жизнь человека, его здоровье оцениваются наравне со скотиной, а порой и еще хуже, особенно если человек не из народа страны, в которой проживает. Закон к нему буде суров лишь потому, что он чужой. Но если бы на всей земле был бы один закон, записанный в Торе, преступности было бы во много раз меньше. А сегодня вы ищите справедливого суда у тех, кто придумал несправедливые законы в своих странах, для того, чтобы бедных судили сурово, а богатых оправдывали за деньги.

1 Теперь, Исраэйль, слушай уставы и законы, которые я учу вас исполнять, дабы вы жили и пришли и унаследовали бы ту землю, которую Йеhова, Элоhим отцов ваших, дает вам.

2 Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; дабы соблюдать заповеди Йеhовы, Элоhим вашего, которые я заповедую вам.

3 Глаза ваши видели, что сделал Йеhова за Баал-Пеора: ведь каждого человека, который последовал за Баал-Пеором, его истребил Йеhова, Элоhим твой, из среды твоей.

4 А вы, прилепившиеся к Йеhове, Элоhим вашему, живы вы все ныне.

5 Смотри, учил я вас уставам и законам, как повелел мне Йеhова, Элоhим мой, дабы так поступать (вам) в стране, в которую вы входите, чтоб овладеть ею.

6 Храните же и исполняйте, ибо это мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав обо всех этих уставах, скажут: “как мудр и разумен народ, этот великий народ”.

7 Ибо кто такой народ великий, к которому Элоhим были бы столь близки, как Йеhова, Элоhим наш, при всяком взывании нашем к Нему?

8 И кто такой народ великий, у которого уставы и законы справедливы, как все это учение, которое я даю вам сегодня?

(Деварим 4)

Источник

Распечатать

профессор Александр Павлович Лопухин

1–4. Об елее и 6–10. о хлебах предложения в святилище. 10–14 и 23. Побиение камнями хулителя Иеговы. 15–22. Постановления о возмездии за разные уголовные преступления.

Лев.24:1. И сказал Господь Моисею, говоря:

Лев.24:2. прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник;

Лев.24:3. вне завесы
ковчега
откровения в скинии собрания Аарон [и сыны его] должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши;

Лев.24:4. на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда.

Повторяется данное ранее (Исх 27.20–21) правило о возжигании в святилище на нарочито устроенном светильнике (Исх 25.31–39) самого чистого «выбитого» (katit, т. е. с особенною тщательностью добытого из свежих оливковых ягод) елея. Об исполнении этого предписания говорится в Чис 8.1–4.

Лев.24:5. И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых
ефы;

Лев.24:6. и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом;

Лев.24:7. и положи на [каждый] ряд чистого ливана [и соли], и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу;

Лев.24:8. в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный;

Лев.24:9. они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних:
это
постановление вечное.

«Хлебы предложения или с еврейского «хлебы лица», т. е. присутствия Божья (ср. Исх.25:30, 35:13, 39:36). Их было 12, полагались они в 2 ряда (по преданию, один на другой, по шести). Вес каждого хлеба определяется в 2/10 ефы, т. е. (так как ефа равнялась приблизительно 30 фунтам) около 6 фунтов, Лев.24:5–6.

Читайте также:  Перелом костей скелета человека

Лев.24:7. и положи на [каждый] ряд чистого ливана [и соли], и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу;

Лев.24:8. в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный;

Xлебы не coжигaлись, а лишь лежали целую неделю от субботы до субботы на трапезе предложения, но жертвенное значение их представлял возлагавшийся на них ладан. В 7-й день хлебы (бывшие, подобно бескровной жертве, ср. Лев.2.2, azkarah) убирались, заменяясь новыми, и поступали в пищу священников, а ладан сожигался, Лев.24:9. Священники съедали хлебы предложения в качестве великой святыни, употребление их мирянам было воспрещено, – известный случай вкушения этих хлебов Давидом и спутниками его при первосвященнике Ахимелехе был случай исключительный.

Лев.24:10. И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином;

Лев.24:11. хулил сын Израильтянки имя [Господне] и злословил. И привели его к Моисею [имя же матери его Саломиф, дочь Давриина, из племени Данова];

Лев.24:12. и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня.

Лев.24:13. И сказал Господь Моисею, говоря:

Лев.24:14. выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями;

и Лев.24:23. Рассказывается о редком и загадочном случае хулы на Иегову со стороны, впрочем, не чистокровного еврея, а потомка египтянина (по традиции, убитого некогда Моисеем в Египте, Исх 2.12), женившегося на еврейке. Личная ссора с евреем как-то побудила его хулить имя Иеговы. Халдейский Таргум передает евр. naqab (Лев.24:11) в смысле parasch – ясно произнес, LXX: ἐπονομάσας, – согласно позднейшему иудейскому представлению о непроизносимости имени (shem, hasschem) Иеговы. Но в данном месте говорится, без сомнения, не о простом произношении «имени» (т. е. Иеговы), а о злословии (синонимичный гл.: qalal – проклинать), ср. Лев.24:14, 15, 16.

Лев.24:12. и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня.

«Закона о хуле, не было еще написано. Посему Моисей повелел взятого ввергнуть в темницу, а на следующий день вопросил Владыку Бога, что должен потерпеть нечестивец» (блаж. Феодорит, вопр. 33).

Лев.24:14. выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями;

Если злословивший отца или мать был умерщвляем (Исх 21.17), то тем более должен был быть побит камнями, и именно перед свидетелями преступления, хулитель имени Иеговы (ср.Лев.24:23). Побиение камнями могло совершиться только вне стана, так как смертная казнь вообще не совершалась на месте суда и на людной улице. Возложение рук свидетелей на голову казнимого выражало непричастность их к его преступлению и как бы жертвенное очищение всего общества смертью преступника от гнева Иеговы. Традиция иудейская требовала от свидетелей хулы на Бога раздирания одежд (ср. Мф 26.65), а от судей возложения рук на голову преступника со словами: dimcha beroschcha («кровь твоя на главе твоей»).

Лев.24:15. и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой;

Лев.24:16. и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти.

По поводу случая с сыном египтянина и израильтянки дается общий закон о хуле, подобно другим законам (некоторые из них приводятся здесь же), обязательный одинаково как для евреев, так и для пришельцев. Традиция иудейская и блаж. Феодорит (вопр. 33), на основании разности в выражениях Лев.24:15, 16 о вине и о наказании – в Лев.24:15 о хуле на Бога, Elohim, а в Лев.24:16 – о хуле на имя Иеговы, причем в 1-м случае о преступнике говорится лишь, что он понесет грех свой, а во 2-м прямо назначается побиение его камнями от всего общества, – полагали, что хула на общее имя «бог» (при чем мог быть разумеем и бог языческий) наказывалась лишь ударами, но не смертью, проклятия же на имя Иеговы безусловно каралось смертью: различение, однако, едва ли необходимо требуемое библейским текстом.

Лев.24:17. Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти.

Лев.24:18. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину.

Лев.24:19. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал:

Лев.24:20. перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на
теле
человека, так и ему должно сделать.

Лев.24:21. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти.

Лев.24:22. Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш.

В связи с законом о злословии и хуле на Иегову, повторяются постановления (Исх.21:1 – 22:1) о строго-адекватном возмездии (jus talionis) за убийство человека (Лев.24:17, 21б, см. Исх 21.12; Втор 19.21), за членовредительство ближнему (Лев.24:19–20), за умерщвление скота его (Лев.24:18, 21а), при чем снова (ср. Лев.24:16) подтверждается обязательность этих постановлений как для евреев, так и для пришельцев.

Вам может быть интересно:

Комментарии для сайта Cackle

Источник