Перелом вывих верхней конечности

Пояс верхних конечностей человека состоит двух пар ключиц и лопаток, образующих плечевой пояс, и свободной верхней конечности, состоящей из костей плеча, предплечья и костей кисти (запястье, пястье и фаланги пальцев).

Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся травмы верхних конечностей, и составим алгоритм действия по оказанию неотложной помощи пострадавшему.

Перелом ключицы

Перелом ключицы

Обычно возникает при падении с высоты на вытянутую руку или в результате сильного удара в данную область.

В результате возникает:

  • Острая резкая боль, которая уменьшается в покое, но усиливается при попытке движения конечностью;
  • Характерная поза: человек прижимает к туловищу согнутую в локтевом суставе поврежденную конечность;
  • Иногда части ключицы могут выступать под кожей в форме так называемой «палатки»;
  • Отек, припухлость, ограничения движения конечностью, особенно при поднятии руки вверх;

Иногда при осмотре человек может жаловаться на головокружение, липкий пот, потемнение в глазах. Кожа вокруг травмы приобретает багрово – синюшный оттенок. Это говорит о подкожном кровотечении или повреждении крупного сосуда в результате перелома, что является осложнением и требует незамедлительных действий. Также, в результате травмы могут быть повреждены близлежащие нервные окончания. В этом случае человек теряет чувствительность на участке перелома, вплоть до полного паралича.

Доврачебная помощь при переломе ключицы:

  • Усадить пострадавшего, успокоить, принять таблетку анальгина, ибупрофена, найза.
  • Вызвать бригаду скорой помощи;
  • По возможности обездвижить конечность: скатать из имеющейся одежды небольшой валик и положить его в подмышечную впадину со стороны пострадавшей конечности. Далее руку, согнутую в локте положить на косынку так, чтобы предплечье и кисть полностью помещались на ней. Закрепить края косынки на шее;
  • Можно приложить к поврежденной конечности любой холодный компресс, но не более, чем на 15 минут.
  • Если в месте перелома присутствует рана (открытый перелом), то обработать края раны любым кожным антисептиком и наложить стерильную салфетку;

Перелом костей предплечья

В состав костей предплечья входят локтевая и лучевая кости. Как определить, где находится каждая из них? Все очень просто. Со стороны 1-го пальца располагается лучевая кость, а со стороны мизинца – локтевая. Локтевая кость так же входит в состав костей локтевого сустава, вместе с плечевой костью. Лучевая кость более массивная. Она входит в состав костей запястья.

Перелом костей предплечья

Самыми популярными являются переломы лучевой кости, особенно в районе запястья. Часто встречаются сочетанные переломы обеих костей, которые, безусловно, представляют собой наибольшую опасность в плане развития дальнейших осложнений. Переломы могут так же быть открытые (с повреждением кожных покровов), и закрытые. Могут так же сочетаться перелом одной кости и вывих другой.

Одна из главных причина таких травм – падение на вытянутую руку или удар о твердый предмет.

Основные симптомы:

  • Резкая боль после получения травмы;
  • Ограничение движения в конечности или наоборот ее патологическая подвижность;
  • Отек, гематома, кровотечение из раны (при открытом переломе);
  • При тяжелых переломах сустав может быть «вывернут наизнанку», движения невозможны (перелом Мальгеня). В данном случае могут повреждаться нервные окончания, так как поврежден локтевой отросток. Боль нестерпимая, может наступить болевой шок.

Доврачебная помощь:

  • Успокоить пострадавшего, усадить или уложить в удобное положение, принять обезболивающий препарат.
  • Вызвать бригаду скорой помощи.
  • Если рана открытая и кровотечение не массивное, то наложить стерильную или чистую салфетку на обработанную рану. Если кровотечение достаточно обильное, то необходимо наложить давящую повязку. Ни в коем случае не разрешается самостоятельно перемещать или трогать торчащие обломки, их необходимо прикрыть так же чистой салфеткой.
  • Необходимо зафиксировать поврежденный сустав. Для этого: расположить больную руку параллельно земле, наложить шину из подручных материалов (палки, кусок твердого картона, небольшая доска) так, чтобы одновременно захватывался плечевой сустав и кисть. Шину накладываем по внешней поверхности предплечья. Если пациент не может расположить руку в таком положении, то рука фиксируется в максимально комфортном положении.
  • Если под рукой нет материала для наложения шины, то можно поврежденную руку примотать к туловищу, так же расположив ее параллельно земле, либо, если так удобнее пациенту расположить руку вдоль туловища. При этом так же фиксируем локтевой сустав, предплечье и кисть.

Вывих локтевого сустава

Такая травма очень часто встречается у детей в возрасте от 2 до 4 лет. В этом возрасте связочный аппарат еще очень слабый и любое неловкое движение может привести к вывиху. Особенно часто это встречается тогда, когда малыша тянут за одну руку или ведут за обе руки одновременно. Травма имеет тенденцию к повторению.

Так же вывих локтевого сустава довольно часто встречается в спорте, особенно в тяжелой атлетике, в результате привычного подвывиха или растяжения связок.

Вывихи локтевого сустава

Основные симптомы вывиха локтевого сустава:

  • Нестерпимая боль в локте;
  • Сустав деформирован, отечен, любые движения причиняют боль;
  • В области локтя могут отмечаться покалывания, жжение, или онемение конечности, вплоть до пареза;
  • Нарастают общие симптомы (головная боль, тошнота, головокружение), связанные с возможным развитием болевого шока;
  • Кожа вокруг локтя, а также в области предплечья и кисти бледная, холодная на ощупь.

Доврачебная помощь:

Ни в коем случае не пытаться вправить сустав самостоятельно! Опасность такой травмы заключается в том, что можно повредить артерию или близлежащие нервы, что может привести к тяжелым последствиям и даже инвалидизации.

  • Подвешиваем поврежденный сустав на повязку – косынку;
  • Даем пострадавшему любой обезболивающий препарат (найз, ибупрофен, кеторол, нимесид);
  • Обеспечиваем максимальный покой как поврежденной конечности, так и пострадавшему.
  • Можно приложить холодный компресс или пузырь со льдом на пораженную область, но не более чем на 5-10 минут. При необходимости процедуру можно повторить через 15-20 минут.
  • Вызываем бригаду скорой помощи для дальнейшей диагностики и лечения в условиях стационара.

Перелом костей кисти

Перелом костей кисти

Наиболее популярная травма, особенно в осенне–зимний период, когда при падении на конечность человек машинально опирается на кисть. Часто такие травмы сопровождают спортсменов, особенно при занятиях тяжелой атлетикой, где возможны падения предметов на кисть, а также при занятиях зимними видами спорта (лыжи, коньки, хоккей) с высокой степенью получения травмы при падении или столкновении.

Читайте также:  Запястье травмы переломы

Нередко, такую травму можно получить во время участия в уличной драке, а также при занятиях боксом и кикбоксингом.

Чаще всего страдают фаланги пальцев, они занимают 2/3 от общего числа травм кисти. На оставшуюся часть приходятся переломы костей запястья и пястья.

Основные симптомы:

  • Невозможность сжать в кулак поврежденную конечность;
  • При похлопывании тыльной стороной ладони на кончики пальцев пострадавшей руки человек ощущает сильную боль, отдающую в предплечье;
  • Если случился перелом в области фаланги пальцев, то наблюдаются деформация сустава, сильная боль, отек, ограничение движения в данной области;

Доврачебная помощь при переломах кисти:

  • Так как в результате любого перелома возникает обширный отек, то необходимо как можно быстрее снять все украшения (браслеты, кольца) с поврежденной конечности, чтобы не допустить дальнейшего сдавливания и некротизации поврежденной области;
  • К месту перелома стоит приложить пузырь со льдом, завернутый в кусок ткани или полотенце на 10-15 минут.
  • Если боль нестерпимая, то следует принять любой обезболивающий препарат.
  • Поврежденную конечности подвешивают на косынку и в таком положении пациента доставляют в ближайший травмпункт.
  • Если перелом случился в области фаланги пальцев, то можно поврежденный палец прибинтовать к здоровому.

Источник

Ïåðåëîìû êëþ÷èöû âîçíèêàþò ïðè ïàäåíèè íà ïëå÷î, ëîêîòü èëè íà âûòÿíóòóþ ðóêó, ò. å. ïðè ïðÿìîì è íåïðÿìîì âîçäåéñòâèè òðàâìû. Ó äåòåé ìëàäøåãî âîçðàñòà îíè âñòðå÷àþòñÿ ÷àùå âñåãî â âèäå íàäëîìà ñ ïðîãèáîì ìåñòà ïåðåëîìà âïåðåä è êâåðõó. Íàäëîì íåðåäêî âíà÷àëå ïðîõîäèò íåçàìå÷åííûì, îñîáåííî ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. Ëå÷åíèå îãðàíè÷èâàåòñÿ ôèêñàöèåé âåðõíåé êîíå÷íîñòè ñîîòâåòñòâóþùåé ñòîðîíû ê òóëîâèùó íà 10—14 äíåé ñ âàòíîé ïîäóøêîé â ïîäìûøå÷íóþ âïàäèíó. Ïëå÷î ñëåäóåò îòâîäèòü íàçàä.

Ïðè ïîëíîì ïåðåëîìå ñ òèïè÷íûì ñìåùåíèåì îòëîìêîâ ñîïîñòàâëåíèå äîñòèãàåòñÿ òÿãîé íàçàä è ââåðõ, îáû÷íî áåç îáåçáîëèâàíèÿ. Èç ïðåäëîæåííûõ ïîâÿçîê ñàìûìè ïðîñòûìè è óäîáíûìè ÿâëÿþòñÿ ïîâÿçêè òèïà âîñüìåðêè íà ñïèíå ñ îòòÿãèâàíèåì ïëå÷ íàçàä (ïîâÿçêà òèïà ðàíöà). Ïîïóëÿðíûìè ðàçíîâèäíîñòÿìè ÿâëÿþòñÿ êîëüöà Äåëüáå íà ïëå÷è ñ çàâÿçûâàíèåì èõ íà ñïèíå èëè ýëàñòè÷åñêàÿ «êîëáàñà» èç òðèêî, íàïîëíåííàÿ âàòîé è äîñòàòî÷íî òóãî çàâÿçûâàåìàÿ íà ñïèíå. Ìåíåå óäîáíà ôèêñàöèÿ êëþ÷èöû ñîãíóòîé â ëîêòå âåðõíåé êîíå÷íîñòüþ íà ñïèíå ïî Îìáðåäàíó («îáðàòíûé Äåçî»).

Ïåðåëîì êëþ÷èöû ñî ñìåùåíèåì îòëîìêîâ.

Ïåðåëîì êëþ÷èöû ñî ñìåùåíèåì îòëîìêîâ.

Øèðîêîå ðàñïðîñòðàíåíèå, îñîáåííî ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà, íàøëè ïîâÿçêè ñ îâàëîì èç ãèïñà èëè ïðîâîëî÷íîé øèíû, îáêëàäûâàåìûõ âàòîé, âêëàäûâàåìûõ â ïîäìûøå÷íóþ âïàäèíó è ôèêñèðóåìûõ áèíòàìè (ïî À. Â. Òèòîâîé). Ïðèìåíÿþò òàêæå-ôàíåðíóþ äîùå÷êó ïî Áåëåðó èëè àíàëîãè÷íûé àïïàðàò Ñ. È. Êóçüìèíñêîãî ñ ðàçäâèæíîé ìåòàëëè÷åñêîé ðàìêîé. Îäèí êîíåö øèíû èëè àïïàðàòà óïèðàåòñÿ â ïîäìûøå÷íóþ âïàäèíó è ïîäíèìàåò ïëå÷î ââåðõ, äðóãîé êîíåö óïèðàåòñÿ íà ãðåáåíü ïîäâçäîøíîé êîñòè.

Ïðè óãðîçå ïîâðåæäåíèÿ íåðâîâ è ñîñóäîâ, à òàêæå ïðîáîäåíèÿ êîæè êîíöàìè îñêîëêîâ ïîêàçàíî îòêðûòîå âïðàâëåíèå ñ ôèêñàöèåé ñïèöåé, ïðîâîäèìîé ðåòðîãðàäíî â öåíòðàëüíûé îòëîìîê ïî ïðîñâåðëåííîìó øèëîì êàíàëó.

Âûâèõè êëþ÷èöû êàê àêðîìèàëüíîãî, òàê è ãðóäèííîãî êîíöà ó äåòåé ðåäêè.  îòëè÷èå îò âçðîñëûõ îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå ïî÷òè íå ïðèìåíÿåòñÿ. Äîñòàòî÷íà ôèêñàöèÿ ïîâÿçêîé âîñüìåðêè â òå÷åíèå 2—4 íåäåëü.

Ïåðåëîìû ëîïàòêè, øåéêè åå, òåëà è àêðîìèàëüíîãî îòðîñòêà âñòðå÷àþòñÿ ðåäêî, îáû÷íî áåç ñìåùåíèÿ. Ðóêà ôèêñèðóåòñÿ ê òóëîâèùó íàã 2—3 íåäåëè.

Âûâèõè ïëå÷åâîé êîñòè èíîãäà íàáëþäàþòñÿ ó ïîäðîñòêîâ. Îíè âïðàâëÿþòñÿ ïî Þ. Þ. Äæàíåëèäçå, Êîõåðó èëè Ìàòòè. Ïðèìåíåíèå ìèîðåëàêñàíòîâ îáëåã÷àåò âïðàâëåíèå.

Íàäáóãîðêîâûå ïåðåëîìû è ïåðåëîìî-âûâèõè ïëå÷åâîé êîñòè ó äåòåé ïðàêòè÷åñêè íå âñòðå÷àþòñÿ.×ðåçáóãîðêîâûå ïåðåëîìû ÿâëÿþòñÿ ýïèôèçåîëèçàìè. Ðîäîâîé ýïèôèçåîëèç èíîãäà ïðîèñõîäèò ïðè íèçâåäåíèè ðóêè âî âðåìÿ ðîäîâ. ×åðåç íåñêîëüêî äíåé ïîñëå ðîæäåíèÿ ïîÿâëÿåòñÿ ìàññèâíîå è áîëåçíåííîå óïëîòíåíèå â îáëàñòè ïëå÷à. Ðåíòãåíîãðàììà â ýòî âðåìÿ íè÷åãî íå ïîêàçûâàåò, òàê êàê îòîðâàííûé ýïèôèç åùå ïîëíîñòüþ ñîñòîèò èç õðÿùà. Íà 2-é ïåäåëå íà ðåíòãåíîãðàììàõ ïîÿâëÿþòñÿ ïðèçíàêè ïåðèîñòàëüíîé ðåàêöèè. Ñìåùåíèå ýïèôèçà ìîæíî îáíàðóæèòü àðòðîãðàììîé.

Ïåðåëîì äèàôèçà ïëå÷åâîé êîñòè

Ïåðåëîì äèàôèçà ïëå÷åâîé êîñòè

Äèôôåðåíöèðîâàòü ñëåäóåò îò ðàñòÿæåíèÿ íåðâîâ ïëå÷åâîãî ñïëåòåíèÿ è îò ñèôèëèòè÷åñêîãî îñòåîõîíäðèòà â âèäå ïñåâäîëàðà-ëè÷à Ïàððî. Ïðè ïåðâîì èìååòñÿ ïàðàëè÷ èëè ïàðåç êîíå÷íîñòè, ïðè âòîðîì — õàðàêòåðíàÿ ðåíòãåíîëîãè÷åñêàÿ êàðòèíà.

Âïðàâëåíèÿ îáû÷íî íå òðåáóåòñÿ. Ôèêñàöèÿ ïðîèçâîäèòñÿ ëîíãåòîì ñ îòâåäåíèåì ïëå÷à ïîä ïðÿìûì óãëîì è ñ ñîãíóòûì ëîêòåì. Êîíñîëèäàöèÿ íàñòóïàåò ÷åðåç 10—15 äíåé. Íàðóøåíèé ðîñòà â ïîñëåäóþùåì íåò.

Òðàâìàòè÷åñêèé ïðîêñèìàëüíûé ýïèôèçåîëèç äîâîëüíî ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ ó äåòåé øêîëüíîãî âîçðàñòà è ïîäðîñòêîâ. Îáû÷íî îòîðâàí òàêæå ó÷àñòîê ìåòàôèçà.

Ýòîò ïåðåëîì ïî÷òè âñåãäà âêëèíåííûé, ïîýòîìó ìåñòíûå ÿâëåíèÿ îòíîñèòåëüíî íåáîëüøèå.Òàêèå ïåðåëîìû ñðàñòàþòñÿ ÷åðåç 2—3 íåäåëè è â ïîñëåäóþùåì íàñòóïàåò çíà÷èòåëüíîå ñàìîèñïðàâëåíèå. Äîñòàòî÷íà ôèêñàöèÿ âåðõíåé êîíå÷íîñòè ê òóëîâèùó ïîâÿçêîé òèïà Äåçî ñ âàòíîé ïîäóøêîé â ïîäìûøå÷íóþ âïàäèíó.

Ïîäáóãîðêîâûå ïåðåëîìû ëîêàëèçóþòñÿ â õèðóðãè÷åñêîé øåéêå ïëå÷åâîé êîñòè.

Âêîëî÷åííûå ïåðåëîìû â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ íå òðåáóþò èñïðàâëåíèÿ. Ðóêà ôèêñèðóåòñÿ ïîâÿçêîé òèïà Äåçî, èíîãäà äîñòàòî÷íî äàæå êîñûíêè. Êîíñîëèäàöèÿ íàñòóïàåò ÷åðåç 15—20 äíåé.

Ïðè ñìåùåíèè îòëîìêîâ âïðàâëåíèå ïðîèçâîäèòñÿ ïîä ðåíòãåíîâñêèì ýêðàíîì, îáû÷íî ïîä íàðêîçîì. Ðóêà ôèêñèðóåòñÿ «â ïîëîæåíèè ñàëþòà» ãèïñîâûìè ëîíãåòàìè (Ñ. Ä. Òåðíîâñêèé, Ì. Â. Ãðîìîâ),

Ïåðåëîìû äèàôèçà ïëå÷åâîé êîñòè ó íîâîðîæäåííûõ è äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà ÷àùå íåïîëíûå è ïîäíàäêîñòíè÷íûå, ó äåòåé â áîëåå ñòàðøåì âîçðàñòå îáû÷íî ïîëíûå.

Ó íîâîðîæäåííûõ è äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà äîñòàòî÷íà ôèêñàöèÿ ãèïñîâîé ëîíãåòîì, îò ëîïàòêè äî ñåðåäèíû êèñòè, ñ îòâåäåíèåì ïëå÷à è ñîãíóòîé ïîä ïðÿìûì óãëîì â ëîêòå ðóêîé. Ïðåäïëå÷üå ôèêñèðóåòñÿ â ïîëîæåíèè ñóïèíàöèè, ó÷èòûâàÿ ïîâîðîò ïåðèôåðè÷åñêîãî îòëîìêà. Êîíñîëèäàöèÿ íàñòóïàåò â òå÷åíèå 2 íåäåëü.

Ó äåòåé øêîëüíîãî âîçðàñòà è ïîäðîñòêîâ íåîáõîäèìî âïðàâëåíèå îòëîìêîâ ñ ïîñëåäóþùåé ôèêñàöèåé ãèïñîâûìè ëîíãåòàìè èëè òîðàêî-áðàõèàëüíîé ãèïñîâîé ïîâÿçêîé íà 3 íåäåëè. Ïðèìåíåíèå âûòÿæåíèÿ âîçìîæíî â ñòàöèîíàðå, òàê êàê íåîáõîäèìî òùàòåëüíîå íàáëþäåíèå.

Ïðè íåáîëüøèõ ïàðåçàõ ëó÷åâîãî íåðâà ïîêàçàíî âûæèäàíèå, òàê êàê îíè îáû÷íî ïðîõîäÿò áåç ïîñëåäñòâèé. Ïðè âûðàæåííûõ ïàðàëè÷àõ îêàçàíà ðàííÿÿ ðåâèçèÿ ïóòåì îïåðàòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà.

Читайте также:  Что означает перелом правой ноги психосоматика

 îáëàñòè ëîêòÿ ðàçëè÷àþò ñãèáàòåëüíûå è ðàýãàáàòåëüíûå íàä-ìûùåëêîâûå ïåðåëîìû, ìåæìûùåëêîâûå ïåðåëîìû, ïåðåëîìû âíóòðåííåãî èëè íàðóæíîãî íàäìûùåëêîâ, ïåðåëîìû áëîêà ïëå÷åâîé êîñòè, ãîëîâ÷àòîãî âîçâûøåíèÿ è ÷ðåçìûùåëêîâûå ïåðåëîìû.

Ðîäîâîé ýïèôèçåîëèç äèñòàëüíîãî êîíöà ïëå÷åâîé êîñòè âñòðå÷àåòñÿ ðåäêî, íî ñîïðîâîæäàåòñÿ òÿæåëûìè ïîñëåäñòâèÿìè. Õàðàêòåðèçóåòñÿ ñèëüíûì îòåêîì çà ñ÷åò ãåìàòîìû îáëàñòè ëîêòÿ. Ïåðåëîì ðåíòãåíîëîãè÷åñêè îáíàðóæèâàåòñÿ òîëüêî àðòðîãðàììîé. Õàðàêòåðíà ðîòàöèÿ îòîðâàííîãî ýïèôèçà íà 90° è ñìåùåíèå êçàäè.

Âïðàâëåíèå è óäåðæàíèå îòîðâàííîãî ýïèôèçà ó íîâîðîæäåííîãî âåñüìà òðóäíî. Ñàìûì ïîäõîäÿùèì ÿâëÿåòñÿ ëèïêîïëàñòûðíîå âûòÿæåíèå çà ïðåäïëå÷üå. Åñëè ðîòàöèÿ íå èñïðàâëåíà ñðàçó, òî â äàëüíåéøåì íåîáõîäèìà äåòîðñèîííàÿ îñòåîòîìèÿ äèñòàëüíîé òðåòè ïëå÷åâîé êîñòè. Íàäìûùåëêîâûå ïåðåëîìû ïëå÷åâîé êîñòè â îáëàñòè ëîêòÿ ÿâëÿþòñÿ ñàìûìè ÷àñòûìè è ñîñòàâëÿþò îêîëî 15% âñåõ ïåðåëîìîâ âåðõíåé êîíå÷íîñòè ó äåòåé (Í. Ï. Íîâà÷åíêî). Ìåñòî ïåðåõîäà ãóá÷àòîé êîñòè ìåòàôèçà ÿâëÿåòñÿ ñëàáûì ìåñòîì âñëåäñòâèå áëèçîñòè ÿìîê äëÿ âåíå÷íîãî- è ëîêòåâîãî îòðîñòêà (Í. Ã. Äàìüå).

Ïîäìûùåëêîâûé ïåðåëîì   ïëå÷åâîé   êîñòè   ñî ñìåùåíèåì

Ïîäìûùåëêîâûé ïåðåëîì ïëå÷åâîé êîñòè ñî ñìåùåíèåì.

Äèñòàëüíûé îòëîìîê îáû÷íî ñìåùàåòñÿ êçàäè, ÷àñòî êíàðóæè. Ïðåäïëå÷üå îòêëîíÿåòñÿ â âàëüãóîíîì èëè â âàðóîíîì íàïðàâëåíèè. Íåðåäêî íàáëþäàåòñÿ òîðñèÿ, äàæå äî 90°. Ïåðåäíèé îñòðûé êðàé ïðîêñèìàëüíîãî ÷ððàãìåíòà â ëîêòåâîì ñãèáå ìîæåò ïîâðåäèòü ëîêòåâóþ àðòåðèþ è ñðåäèííûé íåðâ.

Âïðàâëåíèå ïðîèçâîäèòñÿ â ïåðâûå ÷àñû, ïîêà íå ïîÿâèëèñü ïóçûðè íà êîæå è íå ðàçâèëñÿ òðàâìàòè÷åñêèé îòåê. Ïðîèçâîäÿò âûòÿæåíèå çà ñîãíóòîå ïîä ïðÿìûì óãëîì ïðåäïëå÷üå ñ äàëüíåéøèì ìàêñèìàëüíûì ñãèáàíèåì. Ýòèì ïðèåìîì îáû÷íî óäàåòñÿ óñòðàíèòü ñìåùåíèå âáîê è ê ïåðèôåðèè. Êîíå÷íîñòü ôèêñèðóþò ãèïñîâûìè ëîíãåòàìè ñ ïîäêëàäêîé. Íåæåëàòåëüíî ñëèøêîì ñèëüíîå ñãèáàíèå èç-çà îïàñíîñòè ñäàâëåíèÿ ñîñóäîâ è íåðâîâ ïîñëåäóþùèì îòåêîì. Íåîáõîäèìî ñèñòåìàòè÷åñêè ïðîâåðÿòü ïóëüñ íà ëó÷åâîé àðòåðèè, à ïîñëå ïðîõîæäåíèÿ àíåñòåçèè — ÷óâñòâèòåëüíîñòü è äâèæåíèÿ ïàëüöåâ.  ñëó÷àå íàäîáíîñòè ÷åðåç 1—3 äíÿ ïðîèçâîäèòñÿ äîïîëíèòåëüíàÿ êîððåêöèÿ.

Ìåòîä ïîñòîÿííîãî âûòÿæåíèÿ ïîêàçàí ïðè áîëüøèõ ãåìàòîìàõ è áîëüøîì ñìåùåíèè îòëîìêîâ. Ñïèöà ïðîâîäèòñÿ ÷åðåç ëîêòåâîé îòðîñòîê. Âûòÿæåíèå ïðîäîëæàåòñÿ 2—3 íåäåëè, â ñëó÷àå íàäîáíîñòè ñ ïðèìåíåíèåì äîïîëíèòåëüíîé òÿãè.

Îòêðûòîå âïðàâëåíèå ïðîèçâîäÿò ïî îñîáûì ïîêàçàíèÿì. Ê íèì îòíîñÿòñÿ: áåçóñïåøíîñòü çàêðûòîãî âïðàâëåíèÿ, íåóäîâëåòâîðèòåëüíîå ñòîÿíèå îòëîìêîâ (ïðè ïîëíîì ïîïåðå÷íîì è çíà÷èòåëüíîì ïðîäîëüíîì ñìåùåíèè äèñòàëüíîãî îòëîìêà), íàðóøåíèÿ ôóíêöèè íåðâîâ.

Ïðè íàäåæíîé ôèêñàöèè îòëîìêîâ äâèæåíèÿ ñëåäóåò íà÷àòü ñ 8—10-ãî äíÿ. Ïîñëå ñåàíñà ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû âíà÷àëå ðåêîìåíäóåòñÿ ñíîâà íàêëàäûâàòü øèíó. Áîëåå äëèòåëüíàÿ ôèêñàöèÿ (äî 3 íåäåëü) íóæíà ïðè íåóñòîé÷èâîì óäåðæàíèè îòëîìêîâ. Îäíàêî çà ýòî âðåìÿ ðóáöåâàíèå ïîâðåæäåííîé ñóìêè è ñâÿçîê ïðèâîäÿò ê òóãîïîäâèæíîñòè, êîòîðàÿ òîëüêî ìåäëåííî ïîääàåòñÿ ðàçðàáîòêå. Òðàâìàòèçàöèÿ íåäîïóñòèìà ïðè ðàçðàáîòêå äâèæåíèé, èíà÷å ïðîöåññû ðóáöåâàíèÿ óñèëèâàþòñÿ, à ðåçóëüòàò óõóäøàåòñÿ (Âëîóíò).

Âíóòðåííèé íàäìûùåëîê

Ïðèêàëûâàíèå èãëîé îòîðâàííîãî âíóòðåííåãî  íàäìûùåëêà ïëå÷åâîé êîñòè

Ïðèêàëûâàíèå èãëîé îòîðâàííîãî âíóòðåííåãî íàäìûùåëêà ïëå÷åâîé êîñòè

îòðûâàåòñÿ îò ñèëüíîãî íàòÿæåíèÿ âíóòðåííåé áîêîâîé ñâÿçêè ïðè ôîðñèðîâàííîì îòâåäåíèè ðàçîãíóòîãî ïðåäïëå÷üÿ, íåðåäêî ñîïðîâîæäàåòñÿ ýïèôèçåîëèçîì èëè âûâèõîì â ëîêòåâîì ñóñòàâå. Ïðè íåáîëüøîì ñìåùåíèè äîñòàòî÷íà ôèêñàöèÿ ãèïñîâîé ëîíãå-òîé íà 2 íåäåëè. Ðåïîçèöèþ ñìåùåííîãî íàäìûùåëêà ìîæíî ïðîèçâåñòè ñ ïîìîùüþ íåáîëüøîãî îñòðîãî êðþ÷êà (Í. Ã. Äàìüå) èëè ôèêñèðîâàòü, «ïðèêàëûâàíèåì» èãëîé (Ã. À. Áàèðîâ). Âåðõíÿÿ êîíå÷íîñòü ôèêñèðóåòñÿ ãèïñîâîé ëîíãåòîé îò ïàëüöåâ äî âåðõíåé òðåòè ïëå÷à. ×åðåç 10—15 äíåé èãëà èçâëåêàåòñÿ.  çàñòàðåëûõ ñëó÷àÿõ ïîêàçàíî óäàëåíèå-ñìåùåííîãî íàäìûùåëêà ñ âûñîêèì ïðèêðåïëåíèåì àïîíåâðîçà ñãèáàòåëåé ê ïëå÷åâîé êîñòè.

Îòðûâ íàðóæíîãî íàäìûùåëêà íàñòóïàåò ïðè ïàäåíèè íà ëîêîòü èëè êèñòü ïðè ñëåãêà ñîãíóòîì ëîêòå. Íà ðåíòãåíîãðàììå ëèíèþ ïåðåëîìà íå âñåãäà ìîæíî çàìåòèòü âñëåäñòâèå íàëè÷èÿ ýïèôèçàðíîãî õðÿùà. Ïî» òîé æå ïðè÷èíå îòîðâàííûé íàäìûùåëîê íà ñàìîì äåëå ãîðàçäî áîëüøå ÷åì íà ðåíòãåíîãðàììå. Ðàçãèáàòåëè åãî íåðåäêî ïîâîðà÷èâàþò è ñìåùàþò.Âïðàâëåíèå ïðîèçâîäèòñÿ íàäàâëèâàíèåì ïàëüöàìè ñâåðõó âíèç è ñïåðåäè íàçàä. Åñëè îíî íå óäàåòñÿ, òî ðåêîìåíäóåòñÿ ïîäøèâàíèå íàä-ìûùåëêà. Ãèïñîâàÿ ëîíãåòà íàêëàäûâàåòñÿ íà 8—10 äíåé. Ïðè çàñòàðåëûõ ïåðåëîìàõ ðåêîìåíäóåòñÿ óäàëåíèå îòîðâàííîãî îòëîìêà.

×ðåçìûùåëêîâûå (äèàêîíäèëÿðíûå) ïåðåëîìû è ïåðåëîìû ãîëîâ÷àòîãî âîçâûøåíèÿ âñòðå÷àþòñÿ òîëüêî â äåòñêîì è ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå Ëèíèÿ ïåðåëîìà ðàñïîëàãàåòñÿ âíóòðè ñóñòàâà è ïðîõîäèò ÷åðåç ðîñòêîâóþ çîíó

 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ìîæíî ïîëó÷èòü óäîâëåòâîðèòåëüíîå ñòîÿíèå îòëîìêîâ êîíñåðâàòèâíûì ïóòåì. Åñëè îäíîìîìåíòíîå âïðàâëåíèå íå óäàåòñÿ, òî ñîïîñòàâëåíèå îòëîìêîâ íåðåäêî äîñòèãàåòñÿ âûòÿæåíèåì ïðè ðàçîãíóòîì ëîêòå, åñëè ïåðèôåðè÷åñêèé îòëîìîê ñìåùåí êïåðåäè. ×åðåç 5—8 äíåé ïîëîæåíèå îòëîìêîâ èñïðàâëÿåòñÿ

è òîãäà íàêëàäûâàþò ãèïñîâóþ ëîíãåòó ïðè ñîãíóòîì ïîä ïðÿìûì óãëîì-ëîêòå. Îòêðûòàÿ ðåïîçèöèÿ ïîêàçàíà ïðè íåâîçìîæíîñòè äîáèòüñÿ ñîïîñòàâëåíèÿ: ïðè áîêîâîì ñìåùåíèè áîëüøå òðåòè ïîïåðå÷íèêà êîñòè, ïðè ðîòàöèè (òîðñèè) áîëüøå 45° è ïðè ïåðåäíåì èëè çàäíåì ñìåùåíèè áîëüøå ïîëîâèíû äèàìåòðà.

Èçîëèðîâàííûå ïåðåëîìû áëîêà âñòðå÷àþòñÿ ðåäêî, ðàñïîçíàþòñÿ íà, ðåíòãåíîãðàììàõ. Ëå÷åíèå àíàëîãè÷íî ïðåäûäóùèì ïåðåëîìàì.

Êîìáèíèðîâàííûå ïåðåëîìû ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé òÿæåëûé âèä ïåðåëîìîâ, íåáëàãîäàðíûé äëÿ ëå÷åíèÿ. Ëèíèÿ ïåðåëîìà îáû÷íî ñëîæíîé-ôîðìû, ÷àùå âñåãî Ò-, Y- è V-îáðàçíàÿ.

Âïðàâëåíèå ïðîèçâîäèòñÿ ïîä ðåíòãåíîâñêèì êîíòðîëåì. Êîíå÷íîñòü, ñîãíóòàÿ â ëîêòå ïîä ïðÿìûì óãëîì, ôèêñèðóåòñÿ ãèïñîâîé ëîíãå-òîé íà 10—15 äíåé. Ðàíî íà÷èíàþò ôóíêöèîíàëüíîå ëå÷åíèå.

Îòêðûòîå âïðàâëåíèå ïîêàçàíî ïðè íåóäà÷å çàêðûòîãî âïðàâëåíèÿ, ñìåùåíèÿõ ñ ïîâîðîòîì ôðàãìåíòîâ âîêðóã îñè, íåñâåæèõ (ñâûøå 5 äíåé) ïåðåëîìàõ, çàñòàðåëûõ è íåïðàâèëüíî ñðîñøèõñÿ ïåðåëîìàõ (Í. Ï. Íîâà÷åíêî). Îòëîìêè ôèêñèðóþòñÿ øâàìè, ìåòàëëè÷åñêèìè èëè êîñòíûìè øòèôòàìè.

Ïðè âñåõ âíóòðèñóñòàâíûõ ïåðåëîìàõ íàáëþäàåòñÿ îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé, îñîáåííî âíà÷àëå. Íåîáõîäèìî äëèòåëüíîå è íàñòîé÷èâîå, íî., îñòîðîæíîå ôóíêöèîíàëüíîå ëå÷åíèå, áåç ôîðñèðîâàíèÿ.

Çàäíèé âûâèõ â ëîêòåâîì ñóñòàâå. Íàáëþäàåòñÿ ïî ïðåèìóùåñòâó ó ìàëü÷èêîâ â âîçðàñòå 8—12 ëåò. Îí ïðîèñõîäèò ïðè ïàäåíèè íà ðàçîãíóòóþ â ëîêòåâîì ñóñòàâå ðóêó. Âñëåäñòâèå íàòÿæåíèÿ âíóòðåííåé áîêîâîé ñâÿçêè ÷àñòî îäíîâðåìåííî îòðûâàåòñÿ âíóòðåííèé íàäìû-ùåëîê.

Âûâèõ â ëîêòåâîì ñóñòàâå

Âûâèõ â ëîêòåâîì ñóñòàâå

Íàëè÷èå âûâèõà ïîäòâåðæäàåòñÿ ðåíòãåíîãðàììîé â áîêîâîé ïðîåêòöèè.

Áîêîâûå âûâèõè â ëîêòåâîì ñóñòàâå âîçíèêàþò ïðè ïàäåíèè íà ðàçîãíóòóþ ðóêó. Ñèëà óäàðà ïðè ýòîì íàïðàâëåíà ëèáî â íàðóæíóþ, ëèáî âî âíóòðåííþþ ñòîðîíó. Äèàãíîç ñòàâèòñÿ ïî âûñòóïàèèþ ëîêòåâîãî îòðîñòêà (âíóòðåííèé âûâèõ) èëè ãîëîâêè ëó÷åâîé êîñòè (íàðóæíûé âûâèõ). Ýòè âûâèõè îáû÷íî ñîïðîâîæäàþòñÿ îòðûâîì âíóòðåííåãî íàä-ìûãöåëêà ïëå÷åâîé êîñòè.

Ïðè âïðàâëåíèè ðóêó òÿíóò çà ïðåäïëå÷üå è îäíîâðåìåííî íàäàâëèâàþò íà âûñòóïàþùèé ëîêòåâîé îòðîñòîê èëè ãîëîâêó ëó÷åâîé êîñòè.

Âûâèõè â ëîêòåâîì ñóñòàâå óæå ÷åðåç 2—3 íåäåëè ïîñëå òðàâìû íå ïîääàþòñÿ çàêðûòîìó âïðàâëåíèþ.  ýòèõ ñëó÷àÿõ íåîáõîäèìî îòêðûòîå âïðàâëåíèå.

Читайте также:  Глина лечит переломы

Ïîäâûâèõ ãîëîâêè ëó÷åâîé êîñòè íàáëþäàåòñÿ ó äåòåé â âîçðàñòå äî -5 ëåò, ÷àùå âñåãî íà 2-ì è 3-ì ãîäó æèçíè, êîãäà äåòè õîäÿò, óäåðæèâàåìûå ðóêîé ìàòåðè èëè âîñïèòàòåëÿ. Ðåáåíîê âèäèò íà äîðîãå êàêîé-íèáóäü ïðåäìåò, æåëàåò åãî ïîäíÿòü, à åãî ïðîâîäíèê íå îñòàíàâëèâàåòñÿ, òÿíåò çà ðó÷êó. Òî æå ïðîèñõîäèò, åñëè ðåáåíîê ñïîòûêàåòñÿ. Ïðè òÿãå çà ðó÷êó ðåáåíêà ãîëîâêà ëó÷åâîé êîñòè âûñêàëüçûâàåò èç êîëüöåâèäíîé ñâÿçêè â ìåøêîâèäíîå âûïÿ÷èâàíèå ñóñòàâíîé ñóìêè. Òàê êàê ñîïðîâîæäàþùèå îáû÷íî âåäóò ðåáåíêà íà ïðàâîé ñòîðîíå, ïðèäåðæèâàÿ çà ëåâóþ ðóêó, òî ÷àùå ïîäâûâèõ âñòðå÷àåòñÿ íà ëåâîé ñòîðîíå. Íàñòóïàåò õàðàêòåðíàÿ áîëåçíåííàÿ ïðîíàöèÿ ïðåäïëå÷üÿ ìàëåíüêèõ äåòåé (ïðîíàöèîííàÿ ðóêà).

Âïðàâëåíèå ïðîèçâîäèòñÿ áåç àíåñòåçèè ñóïèíàöèåé ïðåäïëå÷üÿ ñ îäíîâðåìåííûì íàäàâëèâàíèåì íà âûñòîÿùóþ ãîëîâêó ëó÷åâîé êîñòè. Ïðè ñãèáàíèè â ëîêòåâîì ñóñòàâå ãîëîâêà âïðàâëÿåòñÿ ñ îùóùåíèåì ëåãêîãî ùåë÷êà. Âïðàâëåíèå ìåíåå áîëåçíåííî, åñëè ñíà÷àëà ñîãíóòü êîíå÷íîñòü â ëîêòåâîì ñóñòàâå è çàòåì ïðîèçâåñòè ìàêñèìàëüíóþ ñóïèíàöèþ, íàäàâëèâàÿ áîëüøèì ïàëüöåì íà ãîëîâêó ëó÷åâîé êîñòè.

Ðåáåíîê ïîñëå âïðàâëåíèÿ ñðàçó ÷óâñòâóåò ñåáÿ õîðîøî, ïîëüçóåòñÿ êîíå÷íîñòüþ, êàê çäîðîâîé.  ïåðâûå äíè êîíå÷íîñòü ðåêîìåíäóåòñÿ äåðæàòü íà êîñûíêå.

Ïåðåëîì ëîêòåâîãî îòðîñòêà íàñòóïàåò â ðåçóëüòàòå óäàðà èëè ïàäåíèÿ, ðåæå ïðè ðåçêîì ñîêðàùåíèè òðåõãëàâîé ìûøöû.

Ðàñõîæäåíèå îòëîìêîâ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ íå ïðåâûøàåò 0,5—1 ñì, ïîýòîìó äîñòàòî÷íà ôèêñàöèÿ ðóêè â ïîëîæåíèè ðàçãèáàíèÿ ãèïñîâîé ëîíãåòîé èëè øèíîé â òå÷åíèå 10—15—20 äíåé, â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè ðàñõîæäåíèÿ. Ñøèâàíèå íåîáõîäèìî ïðè çíà÷èòåëüíîì è íå èñïðàâëÿåìîì êîíñåðâàòèâíûìè ìåòîäàìè ñìåùåíèè, ïðè èíòåðïîçèöèè è ïðè ñîïóòñòâóþùåì ðàçðûâå ñóõîæèëüíîãî ðàñòÿæåíèÿ òðåõãëàâîé ìûøöû.

Ïåðåëîì âåíå÷íîãî îòðîñòêà èíîãäà ñîïóòñòâóåò çàäíåìó âûâèõó ïðåäïëå÷üÿ.

Ïåðåëîì øåéêè ëó÷åâîé êîñòè âñòðå÷àåòñÿ ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà ïðè ïàäåíèè íà âûòÿíóòóþ ðóêó. Ïðè ýòîì íåðåäêî âîçíèêàåò ïîïåðå÷íûé êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì.

Íåáîëüøîå ñìåùåíèå íå òðåáóåò èñïðàâëåíèÿ. Íà 7—10 äíåé íàêëàäûâàåòñÿ òûëüíàÿ ãèïñîâàÿ ëîíãåòà: ïðåäïëå÷üå â ïîëîæåíèè ñóïèíàöèè, ðóêà ñîãíóòà ïîä ïðÿìûì óãëîì â ëîêòå. Âïðàâëåíèå áîëåå çíà÷èòåëüíîãî ñìåùåíèÿ ïðîèçâîäèòñÿ ïîä íàðêîçîì è ïîä ðåíòãåíîâñêèì êîíòðîëåì. Ïîñëå âïðàâëåíèÿ íàêëàäûâàåòñÿ ëîíãåòà íà 7—15 äíåé.

Ïðè ñìåùåíèè ãîëîâêè íà 60—90° íåîáõîäèìî îòêðûòîå âïðàâëåíèå. Îáû÷íî îòëîìêè ñîïîñòàâëÿþòñÿ è óäåðæèâàþòñÿ âêëèíåíèåì. Èíîãäà íåîáõîäèìà ôèêñàöèÿ øâîì èëè ñïèöåé.

Ïåðåëîì ëîêòåâîé êîñòè è âûâèõ ãîëîâêè ëó÷åâîé êîñòè èëè ïåðåëîì Ìîí-òåäæà âîçíèêàåò ïðè ïàäåíèè íà òâåðäûé ïðåäìåò ïðîêñèìàëüíîé ÷àñòüþ ïðåäïëå÷üÿ (ëîêòåâîé êîñòè), à â âèäå èñêëþ÷åíèÿ — ïðè ïàðèðîâàíèè óäàðà ýòîé ÷àñòüþ ïðåäïëå÷üÿ.

Ïåðåëîì ëîêòåâîé êîñòè ÷àùå âñåãî ðàñïîëàãàåòñÿ íà ãðàíèöå ïðîêñèìàëüíîé è ñðåäíåé òðåòåé, îáû÷íî ïîïåðå÷íûé, ñî ñìåùåíèåì ïðîêñèìàëüíîãî îòëîìêà âîëÿðíî è ðàäèàëüíî. Ãîëîâêà ëó÷åâîé êîñòè ñìåùàåòñÿ âîëÿðíî. Ïîñëå âïðàâëåíèÿ íàêëàäûâàåòñÿ òûëüíàÿ ãèïñîâàÿ ëîíãåòà íà 2—3 íåäåëè. Óäåðæàíèþ ñïîñîáñòâóåò ñãèáàíèå êîíå÷íîñòè â ëîêòåâîì ñóñòàâå ïîä ïðÿìûì óãëîì.

Ïåðåëîìû äèàôèçîâ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ ÿâëÿþòñÿ îäíèìè èç ñàìûõ ÷àñòûõ.  äèñòàëüíîé òðåòè âñòðå÷àåòñÿ îêîëî 75% ýòèõ ïåðåëîìîâ, à â ñðåäíåé òðåòè îêîëî 20%. Îíè âîçíèêàþò ïðè ïàäåíèè íà âûòÿíóòóþ êîíå÷íîñòü è ïðè ïðÿìîì óäàðå.

Êîñòè ïðåäïëå÷üÿ îáû÷íî ëîìàþòñÿ íà óðîâíÿõ íàèìåíüøåãî äèàìåòðà: ëó÷åâàÿ êîñòü â ñðåäíåé òðåòè, ëîêòåâàÿ — â äèñòàëüíîé òðåòè.

Ïåðåëîì êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ

Ïåðåëîì êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ

Ïðè òÿæåëîé òðàâìå ïåðåëîì ëó÷åâîé êîñòè ìîæåò ñî÷åòàòüñÿ ñ âûâèõîì ãîëîâêè ëîêòåâîé êîñòè, ýòî òàê íàçûâàåìûé ïåðåëîì Ãàëåàööè Îòëîìêè áîëåå ìîáèëüíîé ëó÷åâîé êîñòè ïðè ïåðåëîìàõ ñìåùàþòñÿ â áîëüøåé ñòåïåíè.

Îñîáåííîñòè ñìåùåíèÿ çàâèñÿò îò òÿãè ïðèêðåïëÿþùèõñÿ ê êîñòÿì ìûøö, îò ìåñò èõ ïðèêðåïëåíèÿ è îò ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìà. Ïðè ïåðåëîìàõ â ïðîêñèìàëüíîé ÷àñòè ñîêðàùåíèå ñóïèíàòîðîâ ñãèáàåò è ðîòèðóåò êíàðóæè ïðîêñèìàëüíûé îòëîìîê. Ñìåùåíèå îáû÷íî ñî÷åòàííîå: ïîä óãëîì, ïî øèðèíå, ïî äëèíå è ê ïåðèôåðèè, ñ ïðåîáëàäàíèåì îäíîãî èç. âèäîâ ñìåùåíèÿ (Í. Ï. Íîâà÷åíêî).

Ìàíèïóëÿöèè ïðè âïðàâëåíèè çàâèñÿò îò ìåñòà è âèäà ïåðåëîìà.. Çíà÷èòåëüíûå òðóäíîñòè ïðèõîäèòñÿ ïðåîäîëåòü ïðè èñïðàâëåíèè áîêîâûõ ñìåùåíèé è óêîðî÷åíèÿ, îñîáåííî åñëè ïðîïóùåíû ïåðâûå ÷àñû ïîñëå òðàâìû.  òàêèõ ñëó÷àÿõ ðåêîìåíäóåòñÿ äëèòåëüíàÿ (3—5 ìèíóò è áîëüøå) òÿãà çà êèñòü â ñðåäíåì ïîëîæåíèè ìåæäó ñóïèíàöèåé è ïðîíàöèåé, ñ ïðîòèâîòÿãîé çà ïëå÷î.

Ôèêñàöèÿ ïðîèçâîäèòñÿ ãèïñîâîé ëîíãåòîé íà ðàçãèáàòåëüíîé (òûëüíîé) ñòîðîíå îò ñåðåäèíû ïëå÷à äî îñíîâàíèÿ ïàëüöåâ. Íà òûëüíîé ñòîðîíå èíîãäà öåëåñîîáðàçíî ïîä ëîíãåòîé êëàñòü äåðåâÿííóþ ïàëî÷êó 4—6 ñì äëèíîé è 1 — 1,5 ñì òîëùèíîé. Íà ñãèáàòåëüíîé (ëàäîííîé) ñòîðîíå íåîáõîäèìà äðóãàÿ ëîíãåòà äëÿ áîëåå íàäåæíîãî óäåðæàíèÿ îòëîìêîâ. Ëîíãåòû ïðèáèíòîâûâàþò ìàðëåâûìè áèíòàìè. Ïîñëå ñïàäåíèÿ îòåêà èõ ìîæíî çàêðåïèòü ãèïñîì.

Êîíñîëèäàöèÿ íàñòóïàåò ÷åðåç 2—3—4 íåäåëè, â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà ðåáåíêà, âèäà ïåðåëîìà, ñîïîñòàâëåíèÿ è óäåðæàíèÿ îòëîìêîâ. Ôèêñàöèÿ ãèïñîâîé ïîâÿçêîé íåîáõîäèìà â òå÷åíèå 3—4—5 íåäåëü è áîëüøå. Ïðè ðàííåì ñíÿòèè ãèïñà è íåïîëíîé êîíñîëèäàöèè ìîæåò íàñòóïèòü âòîðè÷íîå ñìåùåíèå.

Ïåðåëîìû äèñòàëüíîãî îòäåëà êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ íàáëþäàþòñÿ â îáëàñòè ìåòàôèçîâ ïðè ïàäåíèè íà ëàäîíü. Ïðè íàïðàâëåíèè óäàðà ïî îñè ïðåäïëå÷üÿ âîçíèêàåò âêîëî÷åííûé ïåðåëîì ìåòàôèçà ëó÷åâîé êîñòè.

Åñëè íàïðàâëåíèå óäàðà áûëî â ñòîðîíó òûëà, òî âîçíèêàþò ïåðåëîìû îáåèõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ â äèñòàëüíîé òðåòè, îáû÷íî ó äåòåé ìëàäøåãî âîçðàñòà, à ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà — ýïèôèçåîëèç ëó÷åâîé êîñòè ñî ñìåùåíèåì ê òûëó è â ëó÷åâóþ ñòîðîíó.

Ïðè ïåðåëîìå Êîëëåñà îí ñìåùåí ê òûëó è ðàäèàëüíî, à ïðè ïåðåëîìå Ñìèòñà — â ëàäîííóþ ñòîðîíó. Áîëåå ðåäêèì ÿâëÿåòñÿ òðàâìàòè÷åñêèé ýïèôèçåîëèç äèñòàëüíîãî ýïèôèçà ëó÷åâîé êîñòè ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà, ïðè êîòîðîì îáû÷íî îòîðâàí òàêæå ó÷àñòîê ìåòàôèçà.

Âïðàâëåíèå ïðîèçâîäèòñÿ ïîä îáùèì èëè ìåñòíûì îáåçáîëèâàíèåì ïîòÿãèâàíèåì çà êèñòü ñ îòêëîíåíèåì åå â ëîêòåâóþ ñòîðîíó.  ýòî âðåìÿ ïàëüöàìè ïðîèçâîäèòñÿ äàâëåíèå íà ïåðèôåðè÷åñêèé îòëîìîê â ëàäîííîì íàïðàâëåíèè. Óñïåõ âïðàâëåíèÿ ïîêàçûâàåò èñ÷åçíîâåíèå «ñòóïåíüêè».

Ïåðåä íàëîæåíèåì ãèïñà ðåêîìåíäóåòñÿ ñìàçàòü êîæó êëåþëþì, çàòåì ìàðëåâûì áèíòîì ïðèêðåïèòü äâà íåáîëüøèõ âàòíèêà — íåëîòà, íà äèñòàëüíûé ôðàãìåíò ñ òûëüíîé ñòîðîíû, íà ïðîêñèìàëüíûé — ñ ëàäîííîé ñòîðîíû. Ïðè ïåðåëîìàõ ñî ñìåùåíèåì îòëîìêîâ â ëàäîííóþ ñòîðîíó ñëåäóåò ïðèäàòü ïîëîæåíèå òûëüíîãî ñãèáàíèÿ (ðàçãèáàíèÿ) êèñòè.

Ôèêñàöèÿ ãèïñîâûìè ëîíãåòàìè îò îñíîâàíèÿ ïàëüöåâ äî ëîêòåâîãî ñãèáà íà 2—3 íåäåëè.

  • Îñíîâíîé ðàçäåë
  • Источник