Перелом в войне 7 класс конспект

Перелом в войне 7 класс конспект thumbnail

Самоанализ урока ОБЖ в 7 классе

преподавателя -организатора ОБЖ

 МКОУ Ертарской СОШ № 27  Зарубиной Н.Б.

Тема урока:   «Великий перелом в войне!», посвященный  70 — летию Победы на Курской дуге.

ЦЕЛИ УРОКА: 

1.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

— продолжать знакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны через цикл уроков по патриотическому воспитанию;

2. РАЗВИВАЮЩАЯ

—  сформировать навыки работы с материалом  из истории войны;

3. ОБУЧАЮЩАЯ

— Обобщение и систематизация знаний в цикле уроков по теме: Героические страницы в истории Великой Отечественной войны.

Данный урок второй в цикле уроков по теме «Героические страницы в истории Великой Отечественной войны».

Цели урока реализовывались: 

1. Воспитательная.

Через работу с текстом с материалом предыдущего урока  и  презентации.  Коммуникативная деятельность на уроке осуществлялась через работу в паре. Такая работа способствует развитию у учеников умения прислушиваться к точке зрения партнера (толерантности, которая сегодня как никогда востребована в современном обществе).

2. Развивающая.

Осуществлялась через монологическое выступление  учеников при воспроизведении теоретического материала.  При заучивании — реализовывалось  развитие логического мышления.

3. Обучающая цель.

Осуществлялась в работе по редактированию материала, систематизации теоретического материала через работу с текстом в  презентации.

Тип урока:  комбинированный.

Вид  урока – смешанный.

У меня был подготовлен план-конспект урока, отражающий взаимодействие деятельности учителя и деятельности учащихся в соответствии с поставленными задачами.

Как осуществлялась система моей работы на данном уроке: четкая постановка цели в начале урока, логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока.

Методы:  использование на уроке репродуктивного метода (работа с тестом). Осуществлялся творческий характер познавательной деятельности (анализ выполнения теста).

Формы работы:  самостоятельная работа, работа в паре.

На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования учащихся: осуществление самопроверки при работе с тестами, для визуального восприятия информации (портреты, эпиграф), музыкальное оформление.

Приемы:

— был использован материал на патриотическую тему; задания, побуждающие к выявлению личной позиции, высказыванию собственного мнения. Учащимися на уроке осуществлялась самооценка, рефлексия.

На уроке были реализованы современные подходы к уроку в плане патриотического воспитания.

Текстоориентированный: работа с текстом публицистического стиля.

Функциональный: совершенствование собственной устной и письменной речи (по предупреждению грамматических ошибок в устной и письменной речи).

Коммуникативно — деятельностный: работа со слайдами, с тестом.

Интегрированный подход:  связь с историей через текст публицистического стиля. Формирование патриотического мировоззрения учащихся,  посредством высказывания собственной жизненной позиции.

Личностно ориентированный: на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении, толерантности, уважении к истории своей страны.

Цели урока ставились совместно с учащимися, использованы на уроке разнообразные формы работы. В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, парная работы. Была оформлена выставка книг и иллюстраций по теме «Память сильнее времени…», в которой был расположен необходимый  наглядный материал.

Недочеты в работе: Урок направлен на совершенствование знаний, умений и навыков учащихся в истории своей страны.

Важно более активно  применять печатный раздаточный материал, который компенсировал  бы в определенной мере отсутствие учебников.

Излишне много времени было дано ученикам на выполнение тестовой работы.

Источник

Урок Мужества:   «Великий перелом в войне!»,

(посвященный  70- летию сражения на Курской дуге)

                                            (для учащихся 7 класса)

Цель:

 — продолжать знакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны;

— сформировать навыки работы с материалом  из истории войны.

Оборудование: мультимедийная установка и презентация (из 2-х частей), документальный фильм, выставка книг и иллюстраций по теме, мишень для рефлексии.

Ход урока:

1.Организационный  момент.

ЧАСТЬ 1     презентации «Великий перелом  в войне…»

 Учитель: слайд  2, читает  стихотворение Твардовского.

Учитель: Еще осенью мы начали с вами цикл уроков о значимых событиях в Великой Отечественной войне – то была  Сталинградская битва, сегодня поговорим о Курской дуге.

Но победа будет чуть позже, а пока…

12 июля 1943 года здесь состоялось одно из самых крупных за всю историю второй мировой войны танковое сражение, обеспечившее нам Победу во всей Курской дуге, что отразилось на всём ходе дальнейшей войны. Проходило оно на Прохоровском  поле – третьем  ратном  поле России. В 2013 году вся страна отмечала  70 летие  этой великой битвы.

2. Актуализация знаний и мотивация к деятельности.

 Слайд 3-

Ученица: Сегодня в ходе нашего урока нам предстоит вспомнить драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которое в итоге привело к великой Победе.

3. Создание проблемной информации.

Учитель:   слайд 4 — В результате наступления советской армии в 1942 году и начале 1943 года в районе города Курска образовался,  в линии расположения наших войск, большой выступ – очень соблазнительная для немцев позиция: если в него ударить, то можно затем легко окружить и разгромить советские войска. У фашистов родился замысел наступательной операции на Курск под кодовым названием «Цитадель».  

  Размах и напряжение к этому времени,  в ходе войны, достигли под Курском невиданного ранее масштаба и накала. В сражениях под Курском  с обеих сторон в ходе битв было последовательно вовлечено более четырёх миллионов человек, около семидесяти тысяч орудий и миномётов, более тринадцати тысяч танков и самоходных орудий и около двенадцати тысяч боевых самолётов.

Ученица: Оборонительная операция под Курском одна из крупнейших операций, осуществлённая войсками Центрального и Воронежского фронтов.

Учитель:  Слайд 5- перед вами фамилии военачальников тех сражений: Рокоссовский, Конев, Василевский, Жуков.

Артиллерия в обороне использовалась массированно. Она решала различные задачи: уничтожала живую силу противника, вела борьбу с его артиллерией, танками, авиацией, обеспечивала контратаки и контрудары наших войск. Наиболее эффективным способом борьбы с танками являлся огонь орудий прямой.

Ученица:     слайд 6 —  

Была необходимость перехода советских войск в контрнаступление и общее наступление. Согласно разработанному командованием  плану, подготовку к сражению под Курском вели войска нескольких фронтов. Снабжение советских войск всем необходимым продолжало неуклонно возрастать.

Учитель:  слайд 7 —

К началу Курской битвы подготовка к ней частей и соединений Брянского, Центрального, Воронежского, Степного, Юго-Западного фронтов, а также левого крыла Западного фронта была фактически завершена. Силы наших войск и войск противника были таковы: перевес в нашу пользу по таким показателям как  в личном составе, орудиях и минометах, самолетах и т.д.

Читайте также:  Закрытые переломы снимки

Ученица: слайд 8 –

На рассвете 5 июля 1943 года гитлеровцы атаковали оборону советских фронтов. Сражение сразу же приняло очень напряженный характер. Упорно отстаивали советские воины каждый оборонительный рубеж, уничтожая тысячи вражеских солдат и офицеров, сотни танков, штурмовых орудий и другой боевой техники. 

Учитель:  слайд 9 –

Вот  вам имена только двух героев тех боев, которые на века останутся в истории Великой Отечественной войны и нашей с вами памяти…Кожедуб Иван и Кравченко Андрей…

Выступают с докладами о героях Санников Витя и Селионов Денис.

Ученица: слайд 10 –

В тяжелых боях враг был измотан и обескровлен. Части Красной Армии перешли в контрнаступление. 5 августа, преодолевая упорное сопротивление врага, советские войска овладели Орлом и Белгородом.

Учитель:  

12 июля 1943 года  Ставка Верховного Главнокомандования решила ввести в сражение крупные танковые и общевойсковые резервы. На полях близ мало кому  известного села Прохоровка, на то момент,  развернулось небывалое в истории войн танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало около 1200 бронированных машин. Гитлер бросил сюда свои отборные танковые дивизии СС – «Мертвая голова», «Рейх», «Адольф Гитлер».

Давайте посмотрим,  как это происходило.

Просмотр документального  фильма «Сражение под Прохоровкой», снятого военным журналистом в том сражении…

ЧАСТЬ 2   презентации «Великий перелом  в войне…»

Учитель: О потерях в том сражении ярко говорят вот эти строки… 

    — слайд 1

Выступает  Буракова  Мария со стихотворением:

 – слайд 2

Учитель:  Победа под Курском стала тяжелейшим поражением фашистской Германии, от которого враг уже не смог оправиться до конца войны. Она еще более изменила соотношение сил в пользу Красной Армии, создав благоприятные условия для ее общего наступления. В этой битве потерпела окончательное крушение наступательная стратегия вермахта.

Советские Вооруженные Силы удержали стратегическую инициативу и не упускали ее уже до конца войны.

  —  слайд  3 и 4-    5 августа 1943 года, в 24 часа, столица нашей Родины –Москва, салютовала нашим доблестным войскам двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий…

Учитель:       слайд 5-

Фельдмаршал Эрих фон Манштейн, разрабатывавший операцию «Цитадель» и проводивший ее, впоследствии так отзывался о ней: «Она была последней попыткой сохранить нашу инициативу на Востоке. С ее неудачей, равнозначной провалу, инициатива окончательно перешла к советской стороне. Поэтому операция «Цитадель» является решающим, поворотным пунктом в войне на Восточном фронте».  

И этими словами, словами немецкого генерала, было все сказано …. И добавить тут  просто нечего….

4. Обобщение и систематизация знаний и умений.

Учитель:       слайд 6-

Сейчас ребята, когда вы познакомились целиком со всем материалом, который я для вас приготовила, прошу вас, выполнить тест на весь пройденный материал. А позже вам предстоит проверить правильность выполненных заданий у своего соседа, т.е. обменяться  с ним вашими работами и взаимообразно проверить их и оценить.

                слайды  6-16 —   под музыку  «Песня о Курской дуге».

Учитель:       слайд 17-

Вот какие слова сказал Маршал Василевский  о роли Курской дуги в истории  Великой Отечественной войны.

Учитель:     слайд 18 —

Меня тогда и не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Мой дед завоевал судьбу столетий.

Oн был в моей семье!

Мой дед-герой!!!

   В моей семье так и было, оба мои деда были участниками войны, но волею судьбы, я застала  в живых только одно из них, но имена обоих моих дедов гордо красуются на доске памяти — односельчанам, которые сражались и  погибшим воинам,  при входе на  наше кладбище. Я  надеюсь,  что скоро эта доска будет  восстановлена…

Учитель:   слайд 19 –

Слово предоставляется  ученицам  Батаниной  Вике и Шараповой Дане со стихотворениями о памяти…

На слайде — участник Великой Отечественной войны, ветеран  и в прошлом учитель нашей школы Покровский Александр Николаевич с ребятами  в солнечный День Победы.

Я хочу напомнить, что  27 января 2014 года исполняется 70 лет со  дня  снятия блокады Ленинграда —  одна из самых трагических страниц в истории нашей страны и той войны. Это будет тема  следующего  урока  в нашем цикле.

А что нам с вами остается, конечно же,  помнить наших ветеранов, вне зависимости, где бы они ни воевали.  Ведь память  – это такая вещь, она не даст очерстветь нашим сердцам и быть злыми и завистливыми, она подвигнет  нас на добрые и красивые поступки, ведь мы живем, в бесконечном долгу перед теми солдатами, которые отдали  за нас с вами свои жизни, чтобы мы могли жить в радости, добре и  мире.

Слайд 20.

5. Рефлексия деятельности: на мишени, каждый учащийся  отметит звездочкой свое  впечатление об уроке и материале, который узнал.

Подвести итог рефлексии.

Подвожу итоги занятия, оцениваю ответы,

отвечаю на вопросы учащихся.

А сейчас вашему вниманию предоставляется песня в исполнении учениц

 9 класса о памяти  «Зажгите свечи…».

Источник

Урок по теме: «Столетняя война»Цели урока:

  1. Ознакомить обучающихся с причинами, поводом Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции. Охарактеризовать основные этапы Столетней войны.

  2. Закрепить умения обучающихся работать с исторической картой, историческими источниками, сравнивать и обобщать материал.

  3. Сформировать уважительное отношение к подвигу французского народа, Жанне д’ Арк.

Оборудование урока:

  1. Карта “Англия и Франция во времена Столетней войны”.

  2. Интерактивная доска (диск “Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века”.

  3. Рисунок “Дерево достижений” (можно схематично изобразить дерево).

Тип урока: Комбинированный.Ход урокаI. Оргмомент.Учитель:  Сегодня предлагаю вам за урок вырастить дерево, “дерево наших достижений”. Обратите внимание (на рисунок) на нём нет листочков, они лежат перед вами, каждым из вас за правильный ответ в течение всего урок получает право прикрепить листочек к дереву. А в конце урока мы посмотрим, как наше дерево преобразилось (ученики каждого ряда получают листочки разного цвета.Это позволит оценить работу).II. Проверка домашнего задания:Разминка. Работа с историческими датами. Учитель показывает карточки классу карточки с датами, ученики называют исторические события, явления

  • Образование государства Франков—————————— 500

  • Образование Арабского государства————————- 630

  • Создание Кириллом и Мефодием письменности———— 863

  • Образование Священной Римской империи ——————-962

  • Разделение христианской церкви- ——————————1054

  • Захват крестоносцами Константинополя- ———————1204

  • Взятие Крестоносцами Иерусалима —————————-1099

  • Созыв Генеральных Штатов во Франции ———————1402

  • Возникновение Парламента в Англии —————————1256

Читайте также:  Перелом большого пальца руки смещение

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

О каких наиболее значимых странах периода средневековья мы с вами говорили на прошлых уроках? Что объединяет два этих государства?

Сколько этапов можно выделить в процессе создания централизованного государства во Франции?

Чем прославился в истории Франции король Филипп IV Красивый?

Назовите реформу английского короля Генриха II. Какова была их цель?

Если сравнить деятельность Генеральных штатов во Франции и парламента в Англии, какое учреждение работало эффективно? Почему?

Оцениваются ответы учащихся. Учитель обращает внимание учеников на то, как преобразилось “дерево достижений”.III. Переход к изучению нового материала:Работа с картой.Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что история государств Англии и Франции тесно связана между собой, но обратите внимание на даты, если вычесть, что получиться (116 длилась “Столетняя война”). А знаете ли вы, что главными участниками этой войны являлись Англия и Франция.

— Какие ассоциации возникают у вас со словом “война”?

— Если война — это страшная трагическая страница в истории любого государства, стоит ли нам об этом говорить, изучать историю войн?

(Выводы учащихся: историю не изменить.И мы должны знать её, чтобы трагическое и страшное не повторилось).

IV. Изучение нового материала:

  1. Целеполагание.

Вспомните, на что обращается внимание при изучении войн и военных действий?

( причины, ход, участники, сражения, итоги и т.д.)

Все эти вопросы отражены в памятке “Изучение истории войны”. Эта памятка будет сегодня являться планом нашего урока (учитель обращает внимание учащихся на рабочий лист № 1).

Памятка “Изучение истории войны”

  1. Хронологические рамки.

  2. Страны-участницы войны.

  3. Причины войны. Повод.

  4. Готовность стран к войне.

  5. Ход военных действий. Этапы войны.

  6. Итого войны.

  1. Изучение темы в соответствии с планом.

Работ с учебником с. 167.Пунк 1.— Определите причины войны. Повод.

  1. Франция претендовала на английские владения в Аквитании.

  2. Экономическое и политическое соперничество Франции и Англии во Фландрийском графстве.

  3. Война – источник обогащения феодалов Англии и Франции.

Что являлось поводом к войне?(династические споры)В 1328 г. во Франции прекратилась династияКапетингов. На престол вступил представитель её младшей ветви – Филипп Валуа. Английский король Эдуард III был родственником короля Франции и объявил себя королём Англии и Франции.

Учащимся сообщается повод с опорой на схему:
— 

Готовность стран к войне.

Учащиеся, работая в парах, должны заполнить таблицу. Это рабочий лист № 3.

Учащиеся после заполнения таблицы должны сделать вывод: какая страна была лучше подготовлена к войне?

— 

Физкультурная минутка урока.

Учащиеся выполняют физические упражнения.

— Ход военных действий. Этапы войны.

Учитель даёт характеристику каждому этапу войны, применяя демонстрационную поддержку (сцены сражений, портрет Жанны д’ Арк высвечиваются на интерактивной доске). Места основных сражений фиксируются на исторической карте с помощью цветных магнитов.

Рабочий лист № 4:

1 этап 1337-1360 г.г.

1340 г. Уничтожение французского флота при г. Слейсе.

1346 г. Поражение французов в битве при Креси.

1356 г. Разгром французской армии при Пуатье.

1360 г. Заключение мирного договора. Треть земли Франции переходила к англичанам.

2 этап . 1369-1396 г.г.

Победы французов на суше и на море. Англичане потеряли почти все владения во Франции.

3 этап. 1415-1424 г.г.

1415 г. Битва при Азенкуре. Сокрушительное поражение французов.

1424 г. Весь север Франции оказался в руках англичан.

4 этап. 1428-1453 г.г.

1428 г. Осада г. Орлеана.

1429 г. Перелом в ходе войны. Жанны д’ Арк

1431 г. Казнь Жанны д’ Арк.

1453 г. Изгнание англичан, но англичане сохранили порт Кале. Англичане потеряли почти все владения во Франции.

Организуется работа по вопросам:

В чём причины побед англичан в основных сражениях?

Как изменился ход войны с появлением Жанны д’ Арк?

Какой подвиг совершила Жанны д’ Арк?

— Итоги войны.

Опираясь на знания, полученные в ходе урока, ученики определяют итоги войны.

V. Рефлексия.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

Результативность урока видна на “дереве достижений”. Учитель отмечает отдельных учеников, проявивших себя при “выращивании дерева”, а также наиболее активный ряд.

Учитель: почему символом сегодняшнего урока являлось дерево? Где вы ещё встречались с таким символом? (это символ жизни, мира, семьи и т.д.). И сегодня на уроке мы с вами противопоставляем страшные картины войны и цветущее, яркое дерево мира.

VI. Домашнее задание:

Параграф № 20.

Источник

Конспект открытого урока по истории

Класс: 11

Учитель: Кузнецова Виктория Валерьевна

Тема: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»

Цели:

1. образовательные: показать, что Сталинградская и Курская битвы являются коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны;

2. воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, толерантность;

3. развивающие: формировать информационно-коммуникативную культуру, учебным текстом, решать проблемный вопрос, выделять главное, делать обобщение и вывод.

Понятия: антигитлеровская коалиция, коренной перелом

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный вопрос, частично-поисковый

Формы познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник “История Отечества ХХ-начало ХХI века” 11 класс, Н.В.Загладина, С.И.Козленко, тесты, иллюстрации, медиапроектор, презентация, таблица.

I. Организационный момент.

Учитель: — Здравствуйте! Сегодня мы на уроке рассмотрим тему “Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны”. Наша работа будет включать следующие вопросы:

1.Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом;

2.Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне;

3.Тегеранская конференция.

Основные понятия нашего урока:

1.коренной перелом;

2.антигитлеровская коалиция.

II. Проверка домашнего задания.

-Но сначала давайте вспомним материалы предыдущего урока.

Итак, ответьте на следующие вопросы.

1.Что такое антигитлеровская коалиция? Когда она возникла?

Ответ: Военный союз государств и народов, сражавшихся во Второй мировой войне (1939 — 1945) против агрессивного блока гитлеровской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов (союзников).

2.Сравните намерения воюющих сторон после завершения Московской битвы.

Читайте также:  Серьезные переломы локтя

Ответ: И.В.Сталин считал, что покончить с захватчиками Красной Армии удастся уже в 1942 году. Командование предполагало начать широкое наступление на всем советско-германском фронте, хотя ни на одном из его участков советские войска не располагали превосходством. Между тем Вермахт планировал нанести удар на юго-восточном направлении, затем на Кавказ, к нефтеносным районам Баку.

3.Охарактеризуйте оккупационный режим германских властей на территории, занятой агрессорами.

Ответ: На захваченных землях германские власти устанавливали свои порядки. У населения изымалась продукция сельского хозяйства, передвижение между населенными пунктами допускалось только по специальным пропускам, людей работоспособного возраста принудительно отправляли в Германию.

— А теперь, ребята, поработаем по тесту.

III. Знакомство с новой темой.

— На сегодняшнем уроке мы должны: уяснить значение Сталинградской и Курской битв в ходе Великой Отечественной войны. Проблемный вопрос сегодняшнего урока звучит так: «В чем суть коренного перелома? Почему он стал возможным?». К концу урока мы должны ответить на этот вопрос. По ходу урока заполняйте таблицу, которая называется «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

1.Итак, мы переходим к первому вопросу «Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом». Послушаем сообщение _Казанокову Мариду_____________.

-Итак, мы прослушали сообщение. А теперь, давайте поработаем с документами. (§25 по учебнику). Ознакомьтесь с документальным материалом и сравните взгляды К.К. Рокоссовского и Э.Манштейна на Сталинградскую битву.

Ответ: Действительно, Рокоссовский считал, что в преддверии зимы у врага оставался только один выход – немедленный отход на большое расстояние. Самоуверенность немецко-фашистского генералитета обрекла эти войска на гибель. А Манштейн считал, что Гитлер- главным образом из соображений престижа -отказался дать приказ об оставлении Сталинграда. Попытка удержать растянутый фронт длительное время представляло собой ошибку.

2. -Переходим ко второму вопросу «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне».

Рассказ учителя.

— В этот период удалось достичь превосходства над противником в силах и средствах. В 1942 г.эвакуированные на восток предприятия начали работать на полную мощность. Интенсивно работали конструкторские бюро, где создавались новые образцы военной техники. Многие, из которых по своим техническим характеристикам превосходили немецкую и англо-американскую технику.

Соотношение сил на Орловско-Курском направлении в начале июля 1943 г.

Силы и средства Советские войска Германские войска

Личный состав(тыс.чел.) 1336 900

Количество танков и САУ 3444 2733

Количество орудий и минометов 19100 10000

Количество самолетов 2172 2050

-По данным этой таблицы мы отчётливо видим превосходство советских сил и средств над противником.

Рассказ учителя с опорой на карту.

— От Орла до Воронежа войска Юго-Западного фронта в феврале – апреле 1943 г. продвигались вперед. К середине февраля Курск, Харьков, Белгород были освобождены. Однако вермахт мощными ударами остановил продвижения Красной армии. Отбив Харьков и Белгород, немцы угрожали взять кольцо под Курском два фронта. В апреле бои затихли. Стороны стали готовиться к летней кампании. Германское командование решило подготовить мощное наступление- операцию «Цитадель»- на Курском участке фронта.

Рассказ учителя о ходе сражения на Курской дуге. Этапы сражения:

-Сражения на Курской дуге происходило в два этапа. Первый этап сражения — это оборонительный этап Курской битвы с 5 июля 1943 г.- по 12июля 1943 г. Советским командованием было решено оборонительными боями истощить врага, а затем перейти в наступление. Активизировалась деятельность партизан в немецком тылу, они срывали поступление боевой техники и боеприпасов для сил вермахта. 5 июля 1943 г. Германские войска начали наступление. Но им удалось продвинуться на Орловском направлении всего на 10-12 км. Для отражения натиска противника в бой была введена 1-я танковая армия под командованием М.Е.Катукова. В районе деревни Прохоровки столкнулись они с отборными танковыми дивизиями Германии, разыгралось крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение.

-А теперь предоставим слово _Киржинову Алину______________ с сообщением «Танковое сражение под Прохоровкой»

-Второй этап — это наступление Красной армии 15 июля 1943г.- 28 августа 1943г.

Красная армия перешла в наступление на Орловском и Белгородском направлениях. В результате были освобождены города Орел, Белгород, Харьков. На этом этапе битва на Орловско- Курской дуге закончилась.

— Опираясь на карту в учебнике, объясните, почему наступление под Курском получило развитие на южном направлении.

— Подумайте, почему А.Гитлер назвал танковое сражение под Прохоровкой «битвой железа».

3. — Третий вопрос сегодняшнего урока «Тегеранская конференция».

Предоставим слово _Шурдумовой Марине____________ с сообщением.

Рассказ учителя.

— Итак, как вы поняли, были согласованы сроки открытия второго фронта в Западной Европе – не позднее 1 мая 1944 года. Состоялось также обсуждение послевоенного политического устройства мира.

IV. Закрепление изученного материала.

-А теперь, давайте проверим ваши таблицы. Пожалуйста, поменяйтесь работами и соотнесите ответы с правильными. Каждый правильный ответ отметьте плюсом. (слайд с правильными ответами)

Проверяется заполнение таблицы «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

V. Домашнее задание.

Заполнить таблицу «Конференции антигитлеровской коалиции».

§ 25. Подготовить сообщение по теме «Мои земляки – участники Курской битвы», «Мои земляки – участники Сталинградской битвы».

VI. Итоги урока.

— Итак, ребята, давайте вернёмся к проблемному вопросу. «В чем суть коренного перелома? Почему он стал возможным?»

Вывод учителя:

— В военной области — это решение коренной проблемы войны – “…захват, удержание и закрепление стратегической инициативы Вооруженными Силами Советского Союза, развертывание общего стратегического наступления на врага”.

В экономической области “…решались коренные проблемы экономического противоборства с врагом – увеличение военно-экономического потенциала страны, ускорение темпов развития слаженного военного хозяйства, достижение его общего объема, дальнейшее расширение военного производства, улучшение его качественной стороны, рост качества продукции в соответствии с потребностями войны, Вооруженных Сил, повышение их технической оснащенности, окончательное завоевание военно-экономического и технического превосходства над противником.

В политической области “…решался вопрос о максимальной политической мобильности материальных и духовных сил страны. Этот период характерен дальнейшим укреплением морально-политического единства советского народа, возросшей сплоченностью интернациональных действий всех народов многонационального советского общества. Советский Союз, являясь ведущей силой антигитлеровской коалиции, … внес в 1943г. неоценимый решающий вклад в изменение политической обстановки в мире”.

— Итак, именно превосходство над противником во всех этих трёх областях сделало возможным коренной перелом в Великой Отечественной войне.

— Оценки за сегодняшний урок.

-Урок закончен. До свидания.

Источник