Перелом в войне 7 класс

Перелом в войне 7 класс thumbnail

1. Шведское нашествие. Основные силы шведской армии действовали в Польше. Карл XII уверенно продвигался в глубь польских земель и вскоре занял Варшаву. По инициативе шведского короля в Варшаве собрался сейм. Он низложил Августа II с польского престола и избрал новым королём молодого аристократа Станислава Лещинского. Тогда Август II собрал в Сандомире свой сейм, который не признал решения варшавского сейма. Страна раскололась. Войска Августа II таяли с каждым днём, и шведы разбили его армию.

В 1706 году был заключён мирный договор. Август II признал польским королём С. Лещинского и вышел из Северного союза. Теперь единственным противником Карла оставалась Россия.

Пётр избрал тактику «томления» неприятеля. Войска отступали, заманивая шведов всё дальше и дальше, уничтожая по пути запасы продовольствия и фуража. Кавалерийские отряды то и дело атаковали тылы шведской армии. Карлу XII пришлось повернуть войска на Украину. Там, в хлебородном крае, он надеялся на пополнение провианта, но главное, его ждал неожиданный союзник.

Гетман Украины Иван Степанович Мазепа обещал Карлу помощь — 50-тысячное войско. Но казачество не поддержало гетмана. К шведам Мазепе удалось привести лишь несколько тысяч человек.

Армия Карла XII насчитывала более 30 тысяч человек. На соединение с нею из Риги двинулся корпус генерала А.Л. Левенгаупта. Но Пётр не допустил этого.

28 сентября 1708 года у деревни Лесной под Могилёвом русские войска настигли шведский корпус. В сражении, продолжавшемся весь день, Левенгаупт, несмотря на численный перевес, потерпел сокрушительное поражение, потеряв половину своего отряда и обоз. К Карлу XII генерал привёл лишь шесть с половиной тысяч человек.

Эту победу Пётр I назвал «матерью Полтавской баталии».

Перелом в войне 7 класс

И.С. Мазепа

1. Как вы думаете, почему И.С. Мазепа переметнулся на сторону шведов?

2. Какое значение имело сражение у Лесной для дальнейшего хода войны?

2. Полтавская битва. В мае 1709 года шведы подошли к Полтаве. Началась двухмесячная осада города. Силы её защитников были на исходе. И тогда Пётр решил дать под Полтавой генеральное сражение.

К тому времени русская армия стала грозной силой: 42 тысячи человек и более сотни пушек. Шведы имели около 30 тысяч воинов, но Карл рассчитывал на стремительную штыковую атаку.

Пётр расположил войска так, чтобы обойти их с флангов было невозможно. Построили 10 земляных укреплений — редутов, отстоявших друг от друга на расстоянии ружейного выстрела. Поставили охрану на переправе через реку Ворсклу. Атаковать русские войска Карл мог только в лоб.

В два часа ночи 27 июня 1709 года шведы устремились на русские позиции. Мощным ударом они прорвались сквозь редуты, но артиллерия заставила их отступить.

Петровская армия построилась в две линии. В центре — пехота, на флангах — кавалерия. Примерно так же расположились и шведы. Но Карл не уделил должного внимания артиллерии, делая ставку на штыковой напор.

В девятом часу утра началось основное сражение.

Перелом в войне 7 класс

Гренадер

Перелом в войне 7 класс

Полтавская битва. Гравюра. XVIII в.

В смертельной схватке сошлись солдаты двух великих армий. Основной удар шведов обрушился на левый фланг русских. Вот-вот он мог быть прорван… Пётр лично возглавил контратаку. Завязалась жестокая рукопашная.

Мощный артиллерийский огонь обескровил шведов. Не выдержав натиска русских, шведы после двух часов боя обратились в бегство. Напрасно взывал Карл к своим солдатам, их уже было не остановить.

На полтавском поле полегло более 9 тысяч шведов и около 1300 русских. Такого разгрома шведская армия ещё не знала. В плен попало около 3 тысяч человек.

После битвы Пётр приказал отслужить молебен по павшим, а потом начался пир победителей. На него пригласили шведских генералов. Пётр великодушно обошёлся с неприятелем. Он назвал шведов своими учителями, поднял за них тост и вернул фельдмаршалу Рёншильду его шпагу, захваченную в бою.

Карлу XII удалось собрать около 16 тысяч своих солдат. Он хотел увести их в Крым. Но на следующий день русские начали преследование бежавших шведов. 30 июня конница настигла Карла у переправы Переволочной на Днепре. Шведы сдались в плен. Лишь с горсткой сторонников король отправился во владения турецкого султана. Вместе с ним бежал и Мазепа.

Значение Полтавской победы трудно переоценить. Это был громадный успех русской армии, показавший её силу и доблесть. В Северной войне произошёл перелом. Союзники России воспрянули духом, и антишведская коалиция была восстановлена. Август II вернулся на польский трон. В 1710 году русские войска заняли Ригу и Ревель (ныне Таллин). Северная Прибалтика вошла в состав России.

Перелом в войне 7 класс

Медаль в память победы при Полтаве

1. Опираясь на текст учебника, расскажите о ходе Полтавской битвы.

2. Как вы думаете, почему Пётр I назвал шведов своими учителями и выказал им своё уважение после убедительной победы над ними?

3. Какое значение Полтавская битва имела для России? Почему победа в ней означала коренной перелом в Северной войне?

3. Прутский поход 1711 года. Укрывшийся в турецких владениях Карл XII отказался от мирного договора с Петром, рассчитывая на помощь Османской империи. В 1710 году она, подстрекаемая западными державами, объявила России войну.

Читайте также:  Разработать предплечье после перелома

С 40-тысячной армией Пётр двинулся в 1711 году в сторону Молдавии и Валахии — вассалов Османской империи. Русский царь надеялся, что они пополнят его войско. Надежды не оправдались. Небольшой отряд привёл к Петру только молдавский правитель князь Дмитрий Кантемир.

140-тысячная турецкая армия переправилась через Дунай. Пётр отступил к берегам реки Прут. Здесь русский лагерь окружили превосходящие турецкие силы. Атаки турок были отбиты, но положение русской армии становилось всё тяжелее. Не хватало воды и продовольствия, кончались боеприпасы. В этой сложной ситуации Пётр пошёл на переговоры. Ему удалось сохранить армию, но от Азова пришлось отказаться. Укрепления строившейся крепости Таганрог были срыты. Петровские планы выхода к Чёрному морю потерпели крах.

Перелом в войне 7 класс

Офицер и солдаты артиллерийского полка. XVIII в.

В чём причины неудачи Прутского похода?

1. Проанализируйте положение русской и шведской армий к 1712 году. Как на каждую из них влиял затяжной характер войны?

2. Пётр I лично участвовал в Полтавском сражении, проявив мужество и геройство. Узнайте и расскажите об эпизоде Полтавской битвы, в котором царь решительными действиями спас свои войска от поражения.

3. Подготовьте презентацию о памятниках и мемориальных знаках в честь победы под Полтавой.

ИЗ РОССИЙСКОГО ВОИНСКОГО УСТАВА 1716 ГОДА

Что есть солдат? Имя «солдат» содержит в себе всех людей, которые в войске есть — от генерала до последнего мушкетёра, конного и пешего. Запрещается чинить обиды обывателям — как в проходящих маршах, так и на квартирах, не только в своей, союзничьей или нейтральной землях, но и в неприятельской.

О военных советах. Поскольку всё лучшее устроение через советы бывает, того ради повелеваем и в генералитете, и в полках советы о всяких делах иметь и ничего не пропускать, что к пользе надлежит.

Начальнику надлежит повелевать, а подчинённому — послушным быть… <…> Офицерам надлежит солдат содержать всегда под наблюдением и все непорядки отвращать.

Когда город или крепость штурмом взяты будут, тогда никто да не дерзает, хоть высшего или нижнего чина, церкви, школы, духовные дома, госпитали без позволения и указу грабить или разбивать, разве что гарнизоны или граждане в них медлить сдаваться будут и великий вред чинить будут.

Кто преступит, будет наказан, как разбойник, а именно — лишён жизни.

Всех пленных, которые при взятии городов, в сражениях или где ещё взяты будут, немедленно тому, который команду имеет, сдать. Никто да не дерзает пленного под каким-нибудь предлогом при себе удержать… <…> Кто против сего преступит, ежели он офицер, будет чина лишён, а рядовой жестоко шпицрутенами наказан будет.

Никто да не дерзает пленных, которым пощада обещана и дана, убить. Надлежит солдату прилежно смотреть, чтобы его мундир в целости был, ружьё всегда вычищено. Кто в том ленив окажется, офицером его наказан будет.

1. Как организовывалось управление русской армией согласно уставу?

2. Что нового появилось в военном деле России по сравнению с прошлыми временами?



Источник

Самоанализ урока ОБЖ в 7 классе

преподавателя -организатора ОБЖ

 МКОУ Ертарской СОШ № 27  Зарубиной Н.Б.

Тема урока:   «Великий перелом в войне!», посвященный  70 — летию Победы на Курской дуге.

ЦЕЛИ УРОКА: 

1.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

— продолжать знакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны через цикл уроков по патриотическому воспитанию;

2. РАЗВИВАЮЩАЯ

—  сформировать навыки работы с материалом  из истории войны;

3. ОБУЧАЮЩАЯ

— Обобщение и систематизация знаний в цикле уроков по теме: Героические страницы в истории Великой Отечественной войны.

Данный урок второй в цикле уроков по теме «Героические страницы в истории Великой Отечественной войны».

Цели урока реализовывались: 

1. Воспитательная.

Через работу с текстом с материалом предыдущего урока  и  презентации.  Коммуникативная деятельность на уроке осуществлялась через работу в паре. Такая работа способствует развитию у учеников умения прислушиваться к точке зрения партнера (толерантности, которая сегодня как никогда востребована в современном обществе).

2. Развивающая.

Осуществлялась через монологическое выступление  учеников при воспроизведении теоретического материала.  При заучивании — реализовывалось  развитие логического мышления.

3. Обучающая цель.

Осуществлялась в работе по редактированию материала, систематизации теоретического материала через работу с текстом в  презентации.

Тип урока:  комбинированный.

Вид  урока – смешанный.

У меня был подготовлен план-конспект урока, отражающий взаимодействие деятельности учителя и деятельности учащихся в соответствии с поставленными задачами.

Как осуществлялась система моей работы на данном уроке: четкая постановка цели в начале урока, логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока.

Методы:  использование на уроке репродуктивного метода (работа с тестом). Осуществлялся творческий характер познавательной деятельности (анализ выполнения теста).

Формы работы:  самостоятельная работа, работа в паре.

Читайте также:  Лекарства при переломе руки со смещением

На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования учащихся: осуществление самопроверки при работе с тестами, для визуального восприятия информации (портреты, эпиграф), музыкальное оформление.

Приемы:

— был использован материал на патриотическую тему; задания, побуждающие к выявлению личной позиции, высказыванию собственного мнения. Учащимися на уроке осуществлялась самооценка, рефлексия.

На уроке были реализованы современные подходы к уроку в плане патриотического воспитания.

Текстоориентированный: работа с текстом публицистического стиля.

Функциональный: совершенствование собственной устной и письменной речи (по предупреждению грамматических ошибок в устной и письменной речи).

Коммуникативно — деятельностный: работа со слайдами, с тестом.

Интегрированный подход:  связь с историей через текст публицистического стиля. Формирование патриотического мировоззрения учащихся,  посредством высказывания собственной жизненной позиции.

Личностно ориентированный: на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении, толерантности, уважении к истории своей страны.

Цели урока ставились совместно с учащимися, использованы на уроке разнообразные формы работы. В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, парная работы. Была оформлена выставка книг и иллюстраций по теме «Память сильнее времени…», в которой был расположен необходимый  наглядный материал.

Недочеты в работе: Урок направлен на совершенствование знаний, умений и навыков учащихся в истории своей страны.

Важно более активно  применять печатный раздаточный материал, который компенсировал  бы в определенной мере отсутствие учебников.

Излишне много времени было дано ученикам на выполнение тестовой работы.

Источник

Урок Мужества:   «Великий перелом в войне!»,

(посвященный  70- летию сражения на Курской дуге)

                                            (для учащихся 7 класса)

Цель:

 — продолжать знакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны;

— сформировать навыки работы с материалом  из истории войны.

Оборудование: мультимедийная установка и презентация (из 2-х частей), документальный фильм, выставка книг и иллюстраций по теме, мишень для рефлексии.

Ход урока:

1.Организационный  момент.

ЧАСТЬ 1     презентации «Великий перелом  в войне…»

 Учитель: слайд  2, читает  стихотворение Твардовского.

Учитель: Еще осенью мы начали с вами цикл уроков о значимых событиях в Великой Отечественной войне – то была  Сталинградская битва, сегодня поговорим о Курской дуге.

Но победа будет чуть позже, а пока…

12 июля 1943 года здесь состоялось одно из самых крупных за всю историю второй мировой войны танковое сражение, обеспечившее нам Победу во всей Курской дуге, что отразилось на всём ходе дальнейшей войны. Проходило оно на Прохоровском  поле – третьем  ратном  поле России. В 2013 году вся страна отмечала  70 летие  этой великой битвы.

2. Актуализация знаний и мотивация к деятельности.

 Слайд 3-

Ученица: Сегодня в ходе нашего урока нам предстоит вспомнить драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которое в итоге привело к великой Победе.

3. Создание проблемной информации.

Учитель:   слайд 4 — В результате наступления советской армии в 1942 году и начале 1943 года в районе города Курска образовался,  в линии расположения наших войск, большой выступ – очень соблазнительная для немцев позиция: если в него ударить, то можно затем легко окружить и разгромить советские войска. У фашистов родился замысел наступательной операции на Курск под кодовым названием «Цитадель».  

  Размах и напряжение к этому времени,  в ходе войны, достигли под Курском невиданного ранее масштаба и накала. В сражениях под Курском  с обеих сторон в ходе битв было последовательно вовлечено более четырёх миллионов человек, около семидесяти тысяч орудий и миномётов, более тринадцати тысяч танков и самоходных орудий и около двенадцати тысяч боевых самолётов.

Ученица: Оборонительная операция под Курском одна из крупнейших операций, осуществлённая войсками Центрального и Воронежского фронтов.

Учитель:  Слайд 5- перед вами фамилии военачальников тех сражений: Рокоссовский, Конев, Василевский, Жуков.

Артиллерия в обороне использовалась массированно. Она решала различные задачи: уничтожала живую силу противника, вела борьбу с его артиллерией, танками, авиацией, обеспечивала контратаки и контрудары наших войск. Наиболее эффективным способом борьбы с танками являлся огонь орудий прямой.

Ученица:     слайд 6 —  

Была необходимость перехода советских войск в контрнаступление и общее наступление. Согласно разработанному командованием  плану, подготовку к сражению под Курском вели войска нескольких фронтов. Снабжение советских войск всем необходимым продолжало неуклонно возрастать.

Учитель:  слайд 7 —

К началу Курской битвы подготовка к ней частей и соединений Брянского, Центрального, Воронежского, Степного, Юго-Западного фронтов, а также левого крыла Западного фронта была фактически завершена. Силы наших войск и войск противника были таковы: перевес в нашу пользу по таким показателям как  в личном составе, орудиях и минометах, самолетах и т.д.

Ученица: слайд 8 –

На рассвете 5 июля 1943 года гитлеровцы атаковали оборону советских фронтов. Сражение сразу же приняло очень напряженный характер. Упорно отстаивали советские воины каждый оборонительный рубеж, уничтожая тысячи вражеских солдат и офицеров, сотни танков, штурмовых орудий и другой боевой техники. 

Читайте также:  Если неправильно сросся перелом пальца

Учитель:  слайд 9 –

Вот  вам имена только двух героев тех боев, которые на века останутся в истории Великой Отечественной войны и нашей с вами памяти…Кожедуб Иван и Кравченко Андрей…

Выступают с докладами о героях Санников Витя и Селионов Денис.

Ученица: слайд 10 –

В тяжелых боях враг был измотан и обескровлен. Части Красной Армии перешли в контрнаступление. 5 августа, преодолевая упорное сопротивление врага, советские войска овладели Орлом и Белгородом.

Учитель:  

12 июля 1943 года  Ставка Верховного Главнокомандования решила ввести в сражение крупные танковые и общевойсковые резервы. На полях близ мало кому  известного села Прохоровка, на то момент,  развернулось небывалое в истории войн танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало около 1200 бронированных машин. Гитлер бросил сюда свои отборные танковые дивизии СС – «Мертвая голова», «Рейх», «Адольф Гитлер».

Давайте посмотрим,  как это происходило.

Просмотр документального  фильма «Сражение под Прохоровкой», снятого военным журналистом в том сражении…

ЧАСТЬ 2   презентации «Великий перелом  в войне…»

Учитель: О потерях в том сражении ярко говорят вот эти строки… 

    — слайд 1

Выступает  Буракова  Мария со стихотворением:

 – слайд 2

Учитель:  Победа под Курском стала тяжелейшим поражением фашистской Германии, от которого враг уже не смог оправиться до конца войны. Она еще более изменила соотношение сил в пользу Красной Армии, создав благоприятные условия для ее общего наступления. В этой битве потерпела окончательное крушение наступательная стратегия вермахта.

Советские Вооруженные Силы удержали стратегическую инициативу и не упускали ее уже до конца войны.

  —  слайд  3 и 4-    5 августа 1943 года, в 24 часа, столица нашей Родины –Москва, салютовала нашим доблестным войскам двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий…

Учитель:       слайд 5-

Фельдмаршал Эрих фон Манштейн, разрабатывавший операцию «Цитадель» и проводивший ее, впоследствии так отзывался о ней: «Она была последней попыткой сохранить нашу инициативу на Востоке. С ее неудачей, равнозначной провалу, инициатива окончательно перешла к советской стороне. Поэтому операция «Цитадель» является решающим, поворотным пунктом в войне на Восточном фронте».  

И этими словами, словами немецкого генерала, было все сказано …. И добавить тут  просто нечего….

4. Обобщение и систематизация знаний и умений.

Учитель:       слайд 6-

Сейчас ребята, когда вы познакомились целиком со всем материалом, который я для вас приготовила, прошу вас, выполнить тест на весь пройденный материал. А позже вам предстоит проверить правильность выполненных заданий у своего соседа, т.е. обменяться  с ним вашими работами и взаимообразно проверить их и оценить.

                слайды  6-16 —   под музыку  «Песня о Курской дуге».

Учитель:       слайд 17-

Вот какие слова сказал Маршал Василевский  о роли Курской дуги в истории  Великой Отечественной войны.

Учитель:     слайд 18 —

Меня тогда и не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Мой дед завоевал судьбу столетий.

Oн был в моей семье!

Мой дед-герой!!!

   В моей семье так и было, оба мои деда были участниками войны, но волею судьбы, я застала  в живых только одно из них, но имена обоих моих дедов гордо красуются на доске памяти — односельчанам, которые сражались и  погибшим воинам,  при входе на  наше кладбище. Я  надеюсь,  что скоро эта доска будет  восстановлена…

Учитель:   слайд 19 –

Слово предоставляется  ученицам  Батаниной  Вике и Шараповой Дане со стихотворениями о памяти…

На слайде — участник Великой Отечественной войны, ветеран  и в прошлом учитель нашей школы Покровский Александр Николаевич с ребятами  в солнечный День Победы.

Я хочу напомнить, что  27 января 2014 года исполняется 70 лет со  дня  снятия блокады Ленинграда —  одна из самых трагических страниц в истории нашей страны и той войны. Это будет тема  следующего  урока  в нашем цикле.

А что нам с вами остается, конечно же,  помнить наших ветеранов, вне зависимости, где бы они ни воевали.  Ведь память  – это такая вещь, она не даст очерстветь нашим сердцам и быть злыми и завистливыми, она подвигнет  нас на добрые и красивые поступки, ведь мы живем, в бесконечном долгу перед теми солдатами, которые отдали  за нас с вами свои жизни, чтобы мы могли жить в радости, добре и  мире.

Слайд 20.

5. Рефлексия деятельности: на мишени, каждый учащийся  отметит звездочкой свое  впечатление об уроке и материале, который узнал.

Подвести итог рефлексии.

Подвожу итоги занятия, оцениваю ответы,

отвечаю на вопросы учащихся.

А сейчас вашему вниманию предоставляется песня в исполнении учениц

 9 класса о памяти  «Зажгите свечи…».

Источник