Перелом в северной войне 7 класс
1. Шведское нашествие. Основные силы шведской армии действовали в Польше. Карл XII уверенно продвигался в глубь польских земель и вскоре занял Варшаву. По инициативе шведского короля в Варшаве собрался сейм. Он низложил Августа II с польского престола и избрал новым королём молодого аристократа Станислава Лещинского. Тогда Август II собрал в Сандомире свой сейм, который не признал решения варшавского сейма. Страна раскололась. Войска Августа II таяли с каждым днём, и шведы разбили его армию.
В 1706 году был заключён мирный договор. Август II признал польским королём С. Лещинского и вышел из Северного союза. Теперь единственным противником Карла оставалась Россия.
Пётр избрал тактику «томления» неприятеля. Войска отступали, заманивая шведов всё дальше и дальше, уничтожая по пути запасы продовольствия и фуража. Кавалерийские отряды то и дело атаковали тылы шведской армии. Карлу XII пришлось повернуть войска на Украину. Там, в хлебородном крае, он надеялся на пополнение провианта, но главное, его ждал неожиданный союзник.
Гетман Украины Иван Степанович Мазепа обещал Карлу помощь — 50-тысячное войско. Но казачество не поддержало гетмана. К шведам Мазепе удалось привести лишь несколько тысяч человек.
Армия Карла XII насчитывала более 30 тысяч человек. На соединение с нею из Риги двинулся корпус генерала А.Л. Левенгаупта. Но Пётр не допустил этого.
28 сентября 1708 года у деревни Лесной под Могилёвом русские войска настигли шведский корпус. В сражении, продолжавшемся весь день, Левенгаупт, несмотря на численный перевес, потерпел сокрушительное поражение, потеряв половину своего отряда и обоз. К Карлу XII генерал привёл лишь шесть с половиной тысяч человек.
Эту победу Пётр I назвал «матерью Полтавской баталии».
И.С. Мазепа
1. Как вы думаете, почему И.С. Мазепа переметнулся на сторону шведов?
2. Какое значение имело сражение у Лесной для дальнейшего хода войны?
2. Полтавская битва. В мае 1709 года шведы подошли к Полтаве. Началась двухмесячная осада города. Силы её защитников были на исходе. И тогда Пётр решил дать под Полтавой генеральное сражение.
К тому времени русская армия стала грозной силой: 42 тысячи человек и более сотни пушек. Шведы имели около 30 тысяч воинов, но Карл рассчитывал на стремительную штыковую атаку.
Пётр расположил войска так, чтобы обойти их с флангов было невозможно. Построили 10 земляных укреплений — редутов, отстоявших друг от друга на расстоянии ружейного выстрела. Поставили охрану на переправе через реку Ворсклу. Атаковать русские войска Карл мог только в лоб.
В два часа ночи 27 июня 1709 года шведы устремились на русские позиции. Мощным ударом они прорвались сквозь редуты, но артиллерия заставила их отступить.
Петровская армия построилась в две линии. В центре — пехота, на флангах — кавалерия. Примерно так же расположились и шведы. Но Карл не уделил должного внимания артиллерии, делая ставку на штыковой напор.
В девятом часу утра началось основное сражение.
Гренадер
Полтавская битва. Гравюра. XVIII в.
В смертельной схватке сошлись солдаты двух великих армий. Основной удар шведов обрушился на левый фланг русских. Вот-вот он мог быть прорван… Пётр лично возглавил контратаку. Завязалась жестокая рукопашная.
Мощный артиллерийский огонь обескровил шведов. Не выдержав натиска русских, шведы после двух часов боя обратились в бегство. Напрасно взывал Карл к своим солдатам, их уже было не остановить.
На полтавском поле полегло более 9 тысяч шведов и около 1300 русских. Такого разгрома шведская армия ещё не знала. В плен попало около 3 тысяч человек.
После битвы Пётр приказал отслужить молебен по павшим, а потом начался пир победителей. На него пригласили шведских генералов. Пётр великодушно обошёлся с неприятелем. Он назвал шведов своими учителями, поднял за них тост и вернул фельдмаршалу Рёншильду его шпагу, захваченную в бою.
Карлу XII удалось собрать около 16 тысяч своих солдат. Он хотел увести их в Крым. Но на следующий день русские начали преследование бежавших шведов. 30 июня конница настигла Карла у переправы Переволочной на Днепре. Шведы сдались в плен. Лишь с горсткой сторонников король отправился во владения турецкого султана. Вместе с ним бежал и Мазепа.
Значение Полтавской победы трудно переоценить. Это был громадный успех русской армии, показавший её силу и доблесть. В Северной войне произошёл перелом. Союзники России воспрянули духом, и антишведская коалиция была восстановлена. Август II вернулся на польский трон. В 1710 году русские войска заняли Ригу и Ревель (ныне Таллин). Северная Прибалтика вошла в состав России.
Медаль в память победы при Полтаве
1. Опираясь на текст учебника, расскажите о ходе Полтавской битвы.
2. Как вы думаете, почему Пётр I назвал шведов своими учителями и выказал им своё уважение после убедительной победы над ними?
3. Какое значение Полтавская битва имела для России? Почему победа в ней означала коренной перелом в Северной войне?
3. Прутский поход 1711 года. Укрывшийся в турецких владениях Карл XII отказался от мирного договора с Петром, рассчитывая на помощь Османской империи. В 1710 году она, подстрекаемая западными державами, объявила России войну.
С 40-тысячной армией Пётр двинулся в 1711 году в сторону Молдавии и Валахии — вассалов Османской империи. Русский царь надеялся, что они пополнят его войско. Надежды не оправдались. Небольшой отряд привёл к Петру только молдавский правитель князь Дмитрий Кантемир.
140-тысячная турецкая армия переправилась через Дунай. Пётр отступил к берегам реки Прут. Здесь русский лагерь окружили превосходящие турецкие силы. Атаки турок были отбиты, но положение русской армии становилось всё тяжелее. Не хватало воды и продовольствия, кончались боеприпасы. В этой сложной ситуации Пётр пошёл на переговоры. Ему удалось сохранить армию, но от Азова пришлось отказаться. Укрепления строившейся крепости Таганрог были срыты. Петровские планы выхода к Чёрному морю потерпели крах.
Офицер и солдаты артиллерийского полка. XVIII в.
В чём причины неудачи Прутского похода?
1. Проанализируйте положение русской и шведской армий к 1712 году. Как на каждую из них влиял затяжной характер войны?
2. Пётр I лично участвовал в Полтавском сражении, проявив мужество и геройство. Узнайте и расскажите об эпизоде Полтавской битвы, в котором царь решительными действиями спас свои войска от поражения.
3. Подготовьте презентацию о памятниках и мемориальных знаках в честь победы под Полтавой.
ИЗ РОССИЙСКОГО ВОИНСКОГО УСТАВА 1716 ГОДА
Что есть солдат? Имя «солдат» содержит в себе всех людей, которые в войске есть — от генерала до последнего мушкетёра, конного и пешего. Запрещается чинить обиды обывателям — как в проходящих маршах, так и на квартирах, не только в своей, союзничьей или нейтральной землях, но и в неприятельской.
О военных советах. Поскольку всё лучшее устроение через советы бывает, того ради повелеваем и в генералитете, и в полках советы о всяких делах иметь и ничего не пропускать, что к пользе надлежит.
Начальнику надлежит повелевать, а подчинённому — послушным быть… <…> Офицерам надлежит солдат содержать всегда под наблюдением и все непорядки отвращать.
Когда город или крепость штурмом взяты будут, тогда никто да не дерзает, хоть высшего или нижнего чина, церкви, школы, духовные дома, госпитали без позволения и указу грабить или разбивать, разве что гарнизоны или граждане в них медлить сдаваться будут и великий вред чинить будут.
Кто преступит, будет наказан, как разбойник, а именно — лишён жизни.
Всех пленных, которые при взятии городов, в сражениях или где ещё взяты будут, немедленно тому, который команду имеет, сдать. Никто да не дерзает пленного под каким-нибудь предлогом при себе удержать… <…> Кто против сего преступит, ежели он офицер, будет чина лишён, а рядовой жестоко шпицрутенами наказан будет.
Никто да не дерзает пленных, которым пощада обещана и дана, убить. Надлежит солдату прилежно смотреть, чтобы его мундир в целости был, ружьё всегда вычищено. Кто в том ленив окажется, офицером его наказан будет.
1. Как организовывалось управление русской армией согласно уставу?
2. Что нового появилось в военном деле России по сравнению с прошлыми временами?
Источник
Слайд 1
Северная Война (1700-1721) Война между коалицией северных государств и Швецией за прибалтийские земли, продолжавшаяся более 20 лет и закончившаяся поражением Швеции.
Слайд 2
Причины войны К концу XVII — началу XVIII века Шведская империя была господствующей державой на Балтийском море. В 1697 году Швецию возглавил пятнадцатилетний Карл XII, и юный возраст монарха дал повод соседям Швеции — Датско-норвежскому королевству,Саксонии и Московскому государству — рассчитывать на лёгкую победу и реализовать свои территориальные претензии к Швеции. Эти три государства образовали Северный союз Шведская империя в конце XVII века
Слайд 3
Причины России вступления в войну Получение выхода к Балтийскому морю путём территориальных завоеваний в Прибалтике было для Московского государства важной экономической задачей. К началу Северной войны единственным портом, обеспечивающим Московскому государству торговые отношения с Европой, был Архангельск на Белом море. Нерегулярная и тяжёлая навигация в Белом море осложняла московскую торговлю. Территориальные претензии Москвы к Швеции включали «Новгородские земли», в особенности Ревель (современный Таллин) и Дерпт (современный Тарту), которые были завоёваны во времена Киевской Руси в результате похода Ярослава Мудрого ок. 1030 года на «чудь» а позже потеряны в Смутное время и переданы Швеции в 1617 году по Столбовскому мирному договору.
Слайд 4
Начало войны Начало войны характеризуется непрерывной чередой шведских побед на всех фронтах. Союзники недооценили лидерские качества к 1700 году уже 18-летнего шведского короля Карла XII, который с удовольствием целиком посвятил себя военному делу и по свидетельству современников был «влюблён в войну». Уже 30 ноября 1700 года войско Карла XII численностью 9 тысяч человек нанесли русскому войску численностью по разным оценкам от 34 до 40 тысяч человек тяжёлое поражение в сражении под Нарвой.
Слайд 5
«Окно в Европу» В 1701 Пётр I году приказал начать новое наступление на севере. Русские войска под командованием Бориса Шереметева вторглись в Шведскую Ингерманландию (Ингрию) и 30 декабря 1701 года одержали свою первую победу в Северной войне в битве при Эрестфере. К осени, 11 октября 1702 года русское войско осадило шведскую крепость Нотебург, расположенную у истока Невы из Ладожского озера, и одержало победу . Таким образом к началу 1703 года в руках русских оказалось всё течение Невы. И 27 мая 1703 года Пётр I заложил новый город Санкт-Петербург, ставший портом Московского государства на Балтийском море — так называемым «окном в Европу» Штурм Нотебурга
Слайд 6
Продолжение войны В 1704 году русские войска продолжили своё наступление. Русские войска под командованием Бориса Шереметева к лету 1704 года вошли в Ливонию и осадили Дерпт. В июле 1704 года при личном участии Петра I крепость была взята. Летом 1704 года вторая группа русских войск под командованием генерала Огильви вошла в Эстляндию и осадила Нарву. К концу лета после приезда Петра I из Дерпта и эта крепость была взята. Успешный штурм крепостей продемонстрировал возросшее мастерство и оснащённость русской армии.
Слайд 7
Вторжение в Россию В начале 1708 шведы двинулись в направлении Смоленска. Принято считать, что первоначально они планировали основной удар в направлении Москвы. Положение русских осложнялось тем, что Петру I не были известны планы противника и направление его движения. 3 (14) июля 1708 года Карл одержал победу в битве при Головчине над русскими войсками под командованием генерала Репнина. Это сражение стало последним крупным успехом шведской армии.Дальнейшее продвижение шведской армии замедлилось. Стараниями Петра I шведам приходилось передвигаться по опустошённой местности, испытывая острый дефицит провизии. К осени 1708 года Карл XII вынужден был повернуть на юг в направлении Украины.
Слайд 8
Битва при Лесной 9 октября 1708 года в битве у деревни Лесной войска Петра I разгромили корпус Левенгаупта, двигавшийся из Риги, чтобы присоединиться к главной армии Карла. Это была не просто победа над отборными шведскими войсками — впервые была одержана победа над превосходящими силами противника. Царь Пётр назвал её «матерью Полтавской баталии». Общие потери шведов составили 8,5 тысяч убитыми и ранеными, 45 офицеров и 700 солдат попали в плен. Трофеями русской армии стали 17 орудий, 44 знамени и около 3 тысяч повозок с провиантом и боеприпасами. К королю генерал Левенгаупт смог привести всего лишь около 6 тысяч деморализованных солдат.
Слайд 9
Полтавская битва Полта́вская би́тва -крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Состоялась утром 8 июля 1709 года в 6 верстах от города Полтава на русских землях (Левобережье Днепра). Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как одной из ведущих военных сил в Европе.
Слайд 10
Ход битвы Пётр I приказал строить поперёк поля линию из шести редутов, на расстоянии ружейного выстрела друг от друга. Редуты составляли передовую позицию русской армии, что было новым словом в истории военного искусства и полной неожиданностью для шведов. Наступающие шведские войска напоролись на поперечные редуты, о которых им не было известно, и понесли большие потери. Шведская пехота попыталась прорваться через линию редутов, но сумела овладеть только двумя из них. Первые атаки позволили шведам взять перевес на левом фланге и в центре. В ожесточённой рукопашной схватке шведам удалось потеснить центр русских, но в эти минуты Пётр I лично повёл в контратаку второй батальон Новгородского полка и восстановил положение. После этого командовавший в сражении русской армией Пётр I приказал Меншикову взять 5 конных полков и 5 батальонов пехоты и атаковать шведские войска, которые на поле боя оторвались от главных своих сил. Тот блестяще справился с поставленной задачей: кавалерия генерала Шлиппенбаха перестала существовать, а сам он был пленён. Русская драгунская кавалерия стала обходить фланги королевской армии, и шведская пехота, видя это, дрогнула. Тогда Пётр I приказал подать сигнал к общей атаке. Под натиском русских, идущих в штыки, войска шведов обратились в бегство.
Слайд 11
Военные действия 1710-1718 В ходе военной кампании 1710 года русской армии удалось малой кровью взять семь прибалтийских крепостей (Выборг, Эльбинг, Рига, Дюнамюнде, Пернов, Кексгольм,Ревель). Россия полностью заняла Эстляндию и Лифляндию. В 1712—1713 годах заметно активизируется создание флота на Балтике, начало которому было положено сразу после основания Санкт-Петербурга. Пётр I не только активно строит, но и поручает своим агентам в Лондоне и Амстердаме (Салтыкову и князю Куракину) купить военные корабли. Только за 1712 год было приобретено 10 судов. 1714 года в Гангутском сражении русский флот одержал первую крупную победу на море. На суше же, русские войска под командованием князя Голицына М. М.нанесли поражение шведам у р. Пялькане (1713), а затем под с. Лаппола (1714).
Слайд 12
Заключительный этап войны 30 ноября 1718 года при осаде Фредриксхальда был убит Карл XII В июле 1719 года русский флот под командованием Апраксина провёл высадку десантов в районе Стокгольма, и рейды по пригородам шведской столицы. в 1720 году рейд на шведское побережье повторён в районе Мангдена, а 27 июля 1720 года одержана победа над шведским флотом в сражении при Гренгаме. 8 мая 1721 года начались новые переговоры о мире с Россией в Ништадте. И 30 августа был подписан Ништадский мирный договор.
Слайд 13
Итоги Северной войны Война принесла и положительные и отрицательные стороны России: Война полностью изменила (в пользу России) соотношение сил на Балтике. Была решена ключевая задача, поставленная Петром I — обеспечение выхода к морю и налаживание морской торговли с Европой. В то же время боеспособная армия, сложившаяся за годы войны, после её окончания пришла в полный упадок, а флот оказался низкого качества и после смерти Петра быстро сгнил. Кроме того, все плюсы, приобретенные Россией в результате войны, перечеркиваются огромными и экономическими и демографическими потерями : налоги выросли в 3-4 раза, и общая численность населения снизилась на 20%, а в местах близких к военным действиям вообще на 40%
Источник
Разработка урока
«Северная война»
(1700-1721гг.)
Цель урока: Определить значение Северной войны для России.
Задачи урока:
Предметные:
Познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; оценить роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной войне
Метапредметные:
Содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока.
Личностные:
Способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.
Оборудование:
Учебник :Данилов А.А..,Косулина Л.Г. История России: конецконецXVI—XVIII век. М., Просвещение, 2009, компьютерная презентация, источники, карта «Северная война»
Основные понятия: регулярная армия, рекрутская повинность, военный устав, империя, редут, Полтавская битва.
Тип урока – комбинированный урок.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа с документами, самостоятельная работа, дискуссия.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point, источники, фрагменты анимации.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
I.Организационный этап.
(1 мин.)
Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Вступительное слово учителя.
Добрый день ребята, я рад видеть вас на уроке здоровыми, улыбающимися, доброжелательными. Надеюсь, наш урок будет насыщенным и плодотворным и принесёт вам только положительные эмоции.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
II.Мотивация
(3 мин)
Сегодня мы продолжим изучение раздела “Россия при Петре I”.
Наш урок посвящён событиям XVIII века – знаменитой Северной войне, в которой участвовала Россия.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Северная война».
Эпиграф к уроку : «Никогда бываемая виктория»(слайд 1)
Целеполагание, план урока:
Ребята, глядя на данную тему урока, скажите:
Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
А что бы Вы хотели узнать сегодня?
Что мы должны постараться узнать для раскрытия этой темы?
Совсем скоро мы узнаем верны ли ваши предположения.
Таким образом, цель сегодняшнего урока заключается в том, чтобы определить значение Северной войны для России,а также определить ее итоги .(слайд 2)
Мы будем рассматривать эту тему по такому плану: (слайд 3)
Причины войны и её начало.(1700)
Реформа армии.
Полтавская битва (1709).
Прутский поход (1711).
Победы русского флота (1714, 1720).
Ништадтский мир (1721).
Задание на урок:
В течении урока вы будете заполнять рабочие листы. В конце урока сдадите их на проверку (Приложение)
Учитель раздает учащимся рабочие листы.
Предположения учащихся: о войне в которой участвовала Россия.
Высказывания учащихся: кто был соперником России и кто в ней победил.
Мнения учащихся: каковы причины войны, как развивались боевые действия.
Знакомятся с листами, задают вопросы.
III.Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин)
Слово учителя:
После “Великого посольства” стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I. Укажите какие и прокомментируйте.
Как вы думаете верные ли направления и задачи внешней политики выбрал ПетрI , были ли альтернативы?
Какие способы достижения этих задач, выбрал Петр I ?
Ответы и комментарии учащихся учащихся:
-из-за границы Петр приехал с твердым намерением преодолеть отставание России от западноевропейских стран;
— для укрепления связей с Западной Европой Петр считал обязательным условием борьбу за выход России к берегам Балтики;
-провал создания антитурецкого союза, утвердило Петра I, в намерении борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю.
Ответ: Рассуждения учащихся.
Ответ: Прямое военное столкновение со Швецией.
IV.Изучение нового материала (25 мин)
1. Причины войны и её начало. (1700) (4 мин.)
Рассказ сопровождаемый слайдами.
Итак, перенесёмся мысленно в XVIII век. Швеция к началу века была самым могущественным государством Северной Европы. Она стремилась превратить Балтийское море в «шведское озеро»(карта «Северная война»). Это вызвало враждебность к Швеции прибалтийских государств: Дании, Саксонии, Речи Посполитой. У России был свой счёт к Швеции. Во времена Смуты Швеция отняла у России побережье Финского залива.
Исходя из этого, выделите основные причины Северной войны и назовите их. (слайд 4)
Поводом к войне для России стал момент, когда все ведущие страны были заняты дележом “Испанского наследства”, Россия в 1699г. заключила Северный союз с Данией, и Саксонией, приобрела боевой опыт в Азовских походах (слайд 5)
Начало боевых действий
Для Северного союза война началась неудачно.
Подтвердите это фактами из текста учебника (2-й абзац §14)
(слайд 5)
В этих условиях Пётр I сумел быстро заключить мир с Турцией и направил войска к шведской крепости Нарва (карта «Северная война»). Здесь, под Нарвой, в 1700 году шведская армия разгромила русские войска.(просмотр анимации).
Назовите причины поражения русской армии под Нарвой.(слайд 6 )
Первые победы.
После поражения России под Нарвой, шведский король Карл XII думал, что с Россией покончено и стал вести боевые действия против Польши.
Как вы думаете, почему Карл XII решил, что с Россией покончено?
Подтвердите это фактами из текста учебника (2-й абзац §14)
Особой строкой в политике Петра прошли войны, для ведения которых нужна была большая, хорошо вооруженная армия.
После такого поражения другой бы главнокомандующий сдался, но не ПётрI. Он решил воспользоваться передышкой, чтобы усилить российскую армию.
Переходим ко 2-ому пункту плана.
2. Реформа армии (3 мин.)
Итак, «нарвская конфузия» не прошла даром для молодого царя, он деятельно занялся созданием регулярной армии.
Используя учебник (§14 п.2), выпишите меры, принятые Петром I, для усиления русской армии и прокомментируйте (3-4 минуты).
(слайд 7)
Сделайте вывод — какой стала русская армия в 1708-1709гг?
Первые победы.
И это привело к первым победам.
В 1702 г. русская армия штурмом овладела Нотебургом (Орешком) в устье Невы. Учитывая ключевую роль этого города при выходе на Балтику Пётр переименовал его в Шлиссельбург ( «ключ-город»)(карта «Северная война»)
В 1703 г. на Неве был заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре более чем на двести лет столицей России
Мы переходим к 3 пункту плана.
3. Полтавская битва (8 мин.)
Усиление позиций России вызвало опасения Карла XII. Карл XII, ведя активные военные действия против Августа II , вывел Польшу из войны и стал готовить вторжение на территорию России. Крупное сражение произошло летом 1708года у деревни Лесной (карта).
Учитель просит ученика выступить , с заранее подготовленным докладом об этой битве.
Прослушав сообщение о сражении, дайте ему оценку.
Пётр I впоследствии назвал это сражение «матерью Полтавской баталии».
Что имел в виду Пётр, давая такую оценку битве?
Карл XII решил вести свою армию на Украину, чтобы восстановить силы. На Украине на сторону шведов перешёл гетман Мазепа- правитель Украины и глава украинского войска. Пользовался огромной доверенностью московского правительства и самого Петра I Мазепа не верил в силу России и Петра I. Его целью было с помощью шведов создать «самостийное» Украинское государство.
Генеральное сражение решено было дать под Полтавой. 4 июня к Полтаве приехал царь Пётр и лично занялся осмотром местности и выбором места сражения
Используя схему сражения (Полтавская битва), оцените этот выбор
Оба монарха перед сражением совершили осмотр своих армий, оба обратились с речью к солдатам.
Прослушав их речи, догадайтесь, какая принадлежит Карлу, какая Петру.
Зачитывают учитель
Карл XII: «Воины! Я призываю вас овладеть этой землёй, её богатствами. А после сражения приглашаю офицеров в шатры царские!»
Пётр I:» Воины! Я призываю вас принять сражение за государство, за народ, за веру нашу, за церковь! Пришёл час решить судьбу Отечества!»
27 июня 1709 г. в 2 часа ночи шведская армия скрытно подошла к редутам, но Была обнаружена.Так началось великое сражение. «И грянул бой, Полтавский бой…». Познакомимся с ходом Полтавской битвы
Рассказ учителя по ходу просмотра анимации.
Задание классу: Определите причины победы русской армии в Полтавской битве. Что явилось главной причиной победы русской армии под Полтавой? Ответьте опираясь на документ в п.14.
(слайд 8)
Какое значение имела Полтавская победа для хода войны? Для России в целом?
В Европе сама мысль о том , что Карл XII может потерпеть поражение, казался абсурдом, и, когда слухи о бое докатились до Европы, газеты по шаблону стали прославлять очередную победу Северного Льва над Русским Медведем. Лишь через несколько дней выяснилось , что армия Карла XII фактически уничтожена…
Итак, в 1709г. армия шведов была разбита, но война со Швецией продолжалась ещё много лет. Одна из причин затяжного характера Северной войны заключалась в том, что России кроме Швеции противостояла Турция, объявившая ей войну в 1710 году. Она вошла в историю под названием Прутский поход.
Мы переходим к 4 -ому пункту плана.
4. Прутский поход (4 мин.)
Учитель просит обучающегося выступить , с заранее подготовленным докладом об этом походе.
Каковы последствия Прутского похода?
В чем заключались истинные причины согласия Турции на мир с Россией?
Поражение и потеря Азова уже не могли повлиять на превращение России в великую державу.
5. Победы русского флота (3 мин.)
После Прутского похода Северная война возобновилась. Это привело к активизации боевых действий на море. Русский флот одержал две серьёзные победы над шведами.
Какие? Найдитена карте в учебнике и выпишите даты и места этих морских сражений. Сформулируйте их значение.
(слайд 9)
6 Ништадский мир (3 мин.)
После победы России на море Швеции ничего не оставалось, кроме как, подписать мирный договор с Петром I в местечке Ништадт.
Определите условия Ништадтского мира запишите их в рабочие листы.
(слайд 10)
Записывают в рабочии листы.
1. Господство Швеции на Балтике.
2. Стремление России вернуть выход к Балтийскому морю.
Находят озвучивают и записывают в путевые листы.
1. Шведы нанесли поражение Дании и вынудили её выйти из войны.
2. Шведы заставили курфюрста Саксонии Августа II снять осаду спринадлежащей Швеции Риги.
Записывают в рабочии листы.
1.Превосходство шведов в подготовке армии, как технической, так и тактической.
2.Предательство иностранных офицеров, служивших в русской армии.
Находят озвучивают и записывают в рабочие листы.
1. Русские потеряли 8 тыс. солдат – шведы – 3 тыс.
2. Армия Петра I осталась без артиллерии.
Находят комментируют, записывают в путевые листы.
1. Замена стрелецких войск регулярной армией.
2. Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы (1699)
3. Создание военных заводов на Урале.
4. Создание военных учебных заведений.
5. Принятие «Устава воинского» (1716), «Устава морского» (1720).
6. Строительство военно- морского флота.
Армия стала боеспособной и сильной.
Находят на карте Санкт- Петербург.
Прослушивают сообщения
Оценка: Очень важная победа русской армии, которая укрепила боевой дух солдат Петра, оказала влияние на дальнейший ход войны.
Оценивают.
Шведская армия оказалась зажатой между осажденной Полтавой и основными силами русской армии.
Определяют(комментарии)
Просматриваем фрагмент анимации о ходе Полтавской битвы.
Находят комментируют, записывают в путевые листы.
1. Военные реформы Пётра I.
2. Боеспособность и мобильность русской армии.
3. Возрос боевой дух армии.
4.Мужество и героизм солдат.
5.Умелое командование.
6.Храбрость и неожиданная хитрость русских войск.
Ответ: Полтавская победа означала перелом в войне.
(рассказ о Прутском походе)
Ответ: Это событие затянуло Северную войну, которая, казалась, была завершена под Полтавой.
Ответы учащихся:
в 1714г. у мыса Гангут и в 1720г. у острова Гренгам.
Значение морских побед: Победы русского флота окончательно вынудили шведов начать переговоры о мире.
Ответ: В 1721 году в финском городе Ништадте был заключён мирный договор между Швецией и Россией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии, Ингерманладии (Ижорская земля).
V. Закрепление учебного материала
(5 мин.)
Давайте закрепим изученный материал в виде дискуссии по следующим вопросам:
1.Попробуем определить значение Северной войны для России.
2.Какое значение для России имела победа в Северной войне?
3.Что могло бы быть в случае иного исхода войны?
4.Почему к сегодняшнему уроку взят этот эпиграф?
Учащиеся отвечают на вопросы, рассуждают и высказывают свои мнения.
1.Северная война подтолкнула царя в проведении реформы армии, и развитии промышленности.
2.Петр заложил основы подлинно независимого существовании России, а также сделал возможным, не только вступление ее европейскую семью народов, но и в разряд великих держав Европы.
3. Во- первых не могло быть всего сказанного выше; во- вторых…; в-третьих…; и т. д.
4. Таких побед раньше не было и т.д.
VI. Рефлексия
(5 мин.)
Задаёт вопросы о цели занятия.
1. Проанализировать выполнение цели поставленной в начале урока.
Что Вы сегодня узнали нового?
Какая сегодня стояла перед нами цель?
Добились ли мы ее?
Какое задание вы выполняли в течении урока?
Учитель собирает рабочие листы и анализирует их заполнение вместе с учащимися.
2 . Подведение итогов.
Подведение итогов занятия.
Оценки за работу на уроке.
3. Оценка урока
Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей. Кто хотел бы внести коррективы?
-Проговаривают новые знания, высказывания учащихся.
-Узнать о Северной войне и определить ее значение для России.
-Да мы в полном объеме добились поставленной цели.
-В течении урока мы заполняли путевые листы.
Анализируют правильность заполнения путевых листов.
Оценивают работу свою и своих товарищей. высказывают свои впечатления от занятия.
VI. Домашнее задание
(1 мин.)
Задания на выбор учащихся и пояснение к нему: (слайд 11 )
1. Написать эссе на тему: «Петр I – великий полководец или великий реформатор?»
2. Сделать презентацию на тему: «Северная война».
3. Придумать вопросы викторины по теме «Северная война».
Записывают домашнее задание.
9. Список литературы
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Учебник «История России. Конец XVI-XVIII век 7 класс». -М «Просвещение» 2009, с.93-137
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы общеобразовательных учреждений 6-11 классы. — М.: «Просвещение» 2009, с.11-16
3. Ключевский В.О. “Исторические портреты”. -М., «Просвещение» 1990, с.65-93
4. Павленко Н.И. “Петр Великий” -М., «Русское слово» 1990, с. 114-125
5. Пчелов Е.В.Учебник “История России” 7-кл. -М. «Русское слово» 2010, с.89-105
6. Соловьев С.М. “Чтения и рассказы по истории России” -М., «Русское слово» 1989, с. 60 -78
7. Шикман А.П. “Деятели Отечественной истории”. Биографический справочник. -М., «Русское слово» 1997, с 50-64
8. Мир русской истории”. Энциклопедический справочник. -М., «Олма медиа групп» 1999, с.201-235
9. Ресурсы сайтов https://ru/wikipedia.org/wiki/ www.school.edu.ru
Источник