Перелом в развитии цивилизации

Книга «Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии и трансгуманистическая эволюция»
Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. Под ред. проф. Д.И. Дубровского. М., 2013. – 272 с.
Книга подготовлена Научным советом Общественного движения «Россия 2045» и посвящена осмыслению философских и теоретических вопросов настоящего и будущего нашей цивилизации. В ней охватывается широкий круг проблем, который определяется тремя главными темами: 1) глобальное будущее, сингулярный рубеж середины ХХI века, сценарии развития цивилизации; 2) конвергентные мегатехнологии, их роль в преобразовании человека и социума; 3) вопросы трансгуманистической эволюции, связанные с задачами и проектами Общественного движения «Россия 2045».
Для заказа научного сборника, заполните следующую форму: https://bit.ly/1xlsTqb
Стоимость 1 экз. (без доставки): 400 рублей.
Для Москвы возможен самовывоз.
Стоимость доставки почтой: 1 экз. — 100 рублей, каждый последующий экз. — 80 рублей.
Оплатить сборник и доставку можно через терминалы оплаты, в салонах связи или переводом с банковской карты (учитывайте возможную комиссию) на счёт в Яндекс.Деньги: 410011191761269
(Как пополнить счёт на Яндекс.Деньги читайте здесь: https://money.yandex.ru/prepaid/?from=bal)
Для подтверждения заказа сообщите об оплате по телефону +7 (495) 600-45-13 или электронной почте russia@2045.ru
В течение 2 рабочих дней после подтверждения оплаты мы отправим книгу по указанному вами адресу.
Предисловие
Цели и проекты Общественного движения «Россия 2045», связанные со сценариями будущего нашей цивилизации, трансгуманистической эволюцией, преобразованиями человеческой телесности и социума, радикального продления жизни (вплоть до кибернетического бессмертия), вызывают в научном сообществе различные оценки, служат предметом оживленных дискуссий. Всем понятно, однако, что острая постановка вопросов о путях преодоления антропологического кризиса, выхода нашей цивилизации из потребительского тупика, изменения гибельной траектории ее развития является в высшей степени актуальной, безотлагательно требует объединения социальных сил, концентрации творческих усилий для их осмысления и для создания средств их решения.
Именно в этом видит свою главную задачу Общественное движение «Россия 2045», которое насчитывает уже более 20 000 сторонников; среди них видные ученые, философы, деятели культуры. Оно стремится стать катализатором мощного всероссийского, а затем и международного движения, способного создать духовные и материальные ресурсы, реальные силы для противостояния глобальным угрозам не столь уже отдаленного будущего.
В феврале 2012 года организаторами Движения во главе с его основателем Дмитрием Ицковым в Москве был проведен Первый международный конгресс «Глобальное будущее 2045», в котором приняли участие в общей сложности около 1000 человек, в том числе крупные ученые из США, Западной Европы, Австралии и др. стран. Идет подготовка второго международного конгресса на ту же тему, который состоится в июне 2013 года в Нью-Йорке.
Цели и проекты Движения «Россия 2045» обсуждались на ряде конференций, научных семинаров, круглых столов, на заседании Научного совета РАН по методологии искусственного интеллекта. Несмотря на критические замечания, участники обсуждения единодушно подчеркивали исключительную важность вопросов и задач, поставленных Движением, высокую социальную потребность в их основательной разработке и решении.
Учитывая масштабы и сложность этих вопросов и задач, недавно был создан Научный совет Общественного движения «Россия 2045» (в его составе В.И. Аршинов, В.Г. Горохов, С.В. Кричевский (доктор философских наук, кандидат технических наук и космонавт-испытатель), В.Е. Лепский, В.С. Степин (академик РАН), Б.Г. Юдин (член-корр. РАН), другие известные философы, а также такие крупные ученые, как В.Л. Дунин-Барковский, А.Я. Каплан, А.П. Назаретян, А.Д. Панов, В.Ф. Петренко (член-корр. РАН), В.Г. Редько, С.Ф. Сергеев, А.А. Фролов и др.). Вскоре состав Совета будет расширен за счет привлечения в него крупных зарубежных ученых.
Совет призван разрабатывать теоретические основы задач, поставленных Движением, способствовать решению междисциплинарных и трансдисциплинарных проблем, выдвигаемых конвергентным развитием НБИКС (нано-, био-, информационных, когнитивных, социальных технологий и соответствующих областей научного знания), от которого, главным образом, и зависит сейчас будущее нашей цивилизации, содействовать осмыслению, глубокому анализу социогуманитарной составляющей НБИКС, поскольку именно ей принадлежит главенствующая роль в системе развития конвергентных технологий и решении проблем развития земной цивилизации.
Начальным продуктом деятельности Совета является книга, которую вы, читатель, держите в руках. Она представляет собой первый шаг в создании обоснованной научной, теоретико-методологической и философской базы Движения. В ней охватывается широкий круг проблем, которые (как это обозначено в заглавии книги) связываются тремя главными темами: 1) глобальное будущее, сингулярный рубеж середины века, сценарии развития цивилизации; 2) конвергентные технологии, их роль в преобразовании человека и социума; 3) вопросы трансгуманистической эволюции, анализ и оценка взглядов, развиваемых в этом плане, в том числе критическое обсуждение ряда концепций трансгуманизма.
Разумеется, все три темы взаимозависимы, тесно переплетаются друг с другом и не могут быть жестко разграничены. Поэтому выделение трех разделов книги (сообразно названным темам) в известной мере условно. Но оно позволяет все же расставить акценты на основных аспектах проблематики Движения «Россия 2045».
Сейчас в мировой литературе уделяется пристальное внимание теоретическому осмыслению проектов будущего, ибо оно в существенной степени находится в руках человека, зависит от нашей творческой активности, от консолидации деятельности передовых социальных сил для достижения жизненно необходимых целей человечества. Перед нами задача выбора стратегического направления развития нашей цивилизации и создания «инструментов управления будущим». Именно такую сверхзадачу ставит проект «России 2045». Он призван мобилизовать и возвысить творческую энергию, силу духа научных исследователей и деятелей культуры. Высокая цель, способная объединить множество людей, крайне необходима сейчас России. На пути к решению сверхзадачи, вне всякого сомнения, могут быть успешно решены многие частные, но крайне актуальные, жизненно важные задачи для нашей страны и для человечества. В этом отношении история не раз демонстрировала великую роль сверхзадачи, отвечавшей духу времени.
Авторы отдают себе ясный отчет в крайней сложности и дискуссионности многих вопросов, поставленных и обсуждаемых в книге. Среди них наблюдаются некоторые расхождения, касающиеся оценки реализуемости, сроков и способов решения отдельных задач, трактовок процесса трансгуманистической эволюции и отношения к идеям западных представителей трансгуманизма.
Мы открыты для критики, для интеллектуального общения с нашими оппонентами, для творческих дискуссий. Но верим в наше правое дело. И надеемся, что многие оппоненты еще смогут внести свой вклад в проекты Общественного движения «Россия 2045» и, главное, в их реализацию.
Скачать книгу в пдф
Источник
⚫ Íà ñàìîì äåëå «åäèíîé íåïðåðûâíîé» öèâèëèçàöèè Åãèïòà íå ñóùåñòâîâàëî, åãî èñòîðèÿ äåëèòñÿ íà íåñêîëüêî î÷åíü ðàçëè÷íûõ ÷àñòåé. Èñòîðèþ Åãèïòà âïåðâûå îïèñàë äðåâíåãðå÷åñêèé ó÷¸íûé Ãåðîäîò, êîòîðîãî è ñ÷èòàþò ðîäîíà÷àëüíèêîì ñîâðåìåííîé èñòîðè÷åñêîé íàóêè. Îí æèë â 5 â. äî í.ý., è âïåðâûå îïèñàë ýòàïû èñòîðèè Åãèïòà.
Íî åãî õðîíîëîãèÿ íå áûëà àáñîëþòíî òî÷íîé, òàê êàê ñòðîèëàñü íà ðàññêàçàõ æðåöîâ è îáðàçîâàííûõ ëþäåé, à íå íà òî÷íûõ äàííûõ àðõåîëîãèè è íàóêè.
Ñåãîäíÿ ìû çíàåì, ÷òî â óãîäó êàêîìó-ëèáî ôàðàîíó ñâåäåíèÿ î åãî ïðåäøåñòâåííèêàõ ìîãëè áûòü óíè÷òîæåíû, èëè èñêàæåíû.
Òàêæå âî âðåìåíà Ãåðîäîòà íå áûëî ñâåäåíèé î ñàìûõ äðåâíèõ ïåðèîäàõ ðàçâèòèÿ Åãèïòà, òàê êàê òîãäà åù¸ íå áûëî ðàçâèòîé ïèñüìåííîñòè.
⚫ Ðîäîíà÷àëüíèêàìè öèâèëèçàöèè Åãèïòà áûëè ïëåìåíà ñâåòëîé ðàñû, âíåøíèå ïîõîæèå íà ñîâðåìåííûõ æèòåëåé Áëèæíåãî Âîñòîêà. Äî íèõ äîëèíó Íèëà çàñåëÿëè êî÷åâûå ïëåìåíà àôðèêàíöåâ, êîòîðûå íå èìåëè ñâîåé âûñîêîðàçâèòîé êóëüòóðû, è æèëè â êàìåííîì âåêå. Ñâåòëîêîæèå ïðèøåëüöû ïðèíåñëè çà÷àòêè öèâèëèçàöèè â ñîâðåìåííîì çíà÷åíèè : ïëåìåííàÿ èåðàðõèÿ, âîèíû, æðåöû, ðåìåñëåííèêè, ïðîñòûå îáùèííèêè ïàñòóõè, îõîòíèêè, çåìëåäåëüöû. Ñðåäè íèõ è ñëîæèëîñü ïåðâîå ðàííåå öèâèëèçîâàíîå îáùåñòâî ñ ïàòðèàðõàëüíîé ñòðóêòóðîé.
⚫ Ïåðâûå, ñàìûå äðåâíèå, åãèïåòñêèå öàðè ïîñëå íàñòóïëåíèÿ óâå÷üÿ, òÿæ¸ëîé áîëåçíè èëè ñòàðîñòè ïðèíîñèëèñü â æåðòâó âî âðåìÿ ñïåöèàëüíîé öåðåìîíèè. Ïðàâèòü ìîã ëèøü áåçóïðå÷íûé öàðü. Îíè íå ñ÷èòàëèñü áîãàìè, èëè ñûíîâüÿìè áîãîâ, ýòî ïðèâèëîñü ãîðàçäî ïîçæå, ìíîãèå ñòîëåòèÿ ñïóñòÿ.
⚫ Ó ôàðàîíîâ íå áûëî ëè÷íûõ èì¸í äëÿ ïðîñòîãî íàðîäà, îíè ïîÿâèëèñü ïîçäíåå, òîëüêî ïîñëå çàâîåâàíèÿ Àëåêñàíäðîì Ìàêåäîíñêèì. È òå èìåíà, êîòîðûå ìû çíàåì èç èñòîðèè ýòî ëèøü ñëîâà, îáîçíà÷àþùèå òîãî èëè èíîãî ïðàâèòåëÿ, ÷òîáû ìîæíî áûëî èõ êàê-òî ðàçëè÷àòü. Íåêîòîðûå ïîèìåíîâàíèÿ ôàðàîíîâ âêëþ÷àëè â ñåáÿ äî ñîòíè ðàçëè÷íûõ ñëîâ è òèòóëîâ.
 êðóãó ñåìüè è â áëèæàéøåì îêðóæåíèè ó íèõ ìîãëè áûòü ïðîçâèùà èëè èìåíà, íî äëÿ ñëóã, çíàòè è ïðîñòîãî íàðîäà áûëè ëèøü ïàðàäíûå òèòóëû è ïîèìåíîâàíèÿ.
⚫ Ñðåäè åãèïòÿí áûëî íåñêîëüêî ðàñîâûõ òèïîâ, à òàêæå îãðîìíîå êîëè÷åñòâî ìåòèñîâ. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî åãèïåòñêèå ïðàâèòåëè è çíàòü áðàëè â æ¸íû è íàëîæíèöû æåíùèí èç ñàìûõ ðàçíûõ ñòðàí. Êðîìå òîãî, áûëè ðàáû è ðàáûíè èç ñàìûõ ðàçíûõ ñòðàí Ñðåäèçåìíîìîðüÿ.
×èñòîãî ðàñîâîãî òèïà áûòü íå ìîãëî, è ïîíÿòèå «åãèïòÿíå» âêëþ÷àåò â ñåáÿ îïèñàíèå âñåõ âèäîâ æèòåëåé â ãðàíèöàõ îäíîé ñòðàíû. Íàïðèìåð, ïðè çàâîåâàíèÿõ ïîêîð¸ííûå íàðîäû òàêæå ñòàíîâèëèñü «åãèïòÿíàìè», õîòÿ èõ âèä, ÿçûê è êóëüòóðà ìîãëè îòëè÷àòüñÿ.
Ýòî æå îòíîñèòñÿ è ê ñîâðåìåííîìó ìèðó, êîãäà â îäíîé ñòðàíå æèâóò ïðåäñòàâèòåëè ðàçíûõ ðàñ, íàðîäîâ, è êóëüòóð.
⚫ Ïåðâûå ôàðàîíû ïðàêòèêîâàëè óáèéñòâî âñåõ ñâîèõ ðîäñòâåííèêîâ, äëÿ òîãî, ÷òîáû èñêëþ÷èòü ïðåòåíäåíòîâ íà ïðåñòîë. Íî ïîçäíåå ðîäñòâåííèêàì ïîðó÷àëèñü âàæíûå ãîñóäàðñòâåííûå äîëæíîñòè âîåííûå è ãðàæäàíñêèå. Áîëüøèíñòâî çíàòíûõ ëþäåé Åãèïòà ñîñòîÿëè â ðîäñòâå äðóã ñ äðóãîì â òîé èëè èíîé ñòåïåíè.
⚫ Åãèïåò áûë ðàçäåë¸í íà îáëàñòè, êîòîðûå â èñòîðèè íàçûâàþòñÿ íîìû. Íîì — àäìèíèñòðàòèâíàÿ åäèíèöà â Ãðåöèè, è îáîçíà÷àëà çåìëè âîêðóã ïîëèñà, ò.å. ãîðîäà-ãîñóäàðñòâà. Ýòî ñëîâî âïåðâûå ê Åãèïòó ïðèìåíèë Ãåðîäîò.  êàæäîì íîìå áûë ñâîé ïðàâèòåëü.  ðàçíûõ íîìàõ æèëè ïðåäñòàâèòåëè ðàçíûõ àíòðîïîëîãè÷åñêèõ òèïîâ : ñâåòëîêîæèå, ïîõîæèå íà æèòåëåé Êðèòà ëåâàíòèéöû ( Ëåâàíòîì íàçûâàëèñü ñòðàíû Âîñòî÷íîãî Ñðåäèçåìíîìîðüÿ ), íåãðîèäû ðàçíûõ òèïîâ, ñåìèòû, ïîõîæèå íà àðàáîâ è åâðååâ, à òàê æå çàãàäî÷íàÿ ðàñà, íàïîìèíàþùàÿ ñîâðåìåííûõ áåðáåðîâ ñâåòëîêîæèå ëèâèéöû.
Ïîñòåïåííî îíè ñìåøèâàëèñü ìåæäó ñîáîé, íî â íåêîòîðûõ íîìàõ ìåòèñîâ õîëîñòèëè, íå äàâàÿ îñòàâèòü ïîòîìñòâî, èëè ïðîäàâàëè â ðàáñòâî ïîäàëüøå îò ìåñòà ðîæäåíèÿ, äëÿ òîãî, ÷òîáû ñîõðàíèòü ÷èñòîòó êðîâè â ðîäàõ è ñåìüÿõ. Ýòî áûëî ñâÿçàíî ñ íàñëåäñòâîì ÷òîáû íå äðîáèòü íåáîëüøèå ïëîäîðîäíûå ó÷àñòêè è äâèæèìîå èìóùåñòâî, à îñòàâèòü åãî âíóòðè ðîäà èëè ñåìüè. Ïîñòåïåííî òàêèå ïðàâèëà èñ÷åçëè, è áîëåå ïîçäíèå óêàçû ôàðàîíîâ èëè íîìàðõîâ — ïðàâèòåëåé îáëàñòåé, óæå íå ñîäåðæàò òàêèõ ðàñïîðÿæåíèé.
⚫ Âñÿ æèçíü åãèïòÿí áûëà ïîä÷èíåíà ïðàâèëàì, êîòîðûå ñîáëþäàëèñü íåóêîñíèòåëüíî ïîäàâëÿþùèì áîëüøèíñòâîì íàñåëåíèÿ. Áûëè ñîñòàâëåíû ðåãëàìåíòû íà âñå ñëó÷àè æèçíè. ×åëîâåê áûë ïîä÷èí¸í ïðàâèëàì îò ðîæäåíèÿ äî ñìåðòè. È äàæå çàãðîáíàÿ æèçíü òîæå áûëà ÷¸òêî ðàñïèñàíà. Ïîýòîìó îäíîé èç ñàìûõ ïî÷¸òíûõ äîëæíîñòåé áûëî çâàíèå çàêîííèêà.
⚫ Ìóìèôèêàöèÿ ÿâëÿåòñÿ äîâîëüíî äðåâíèì ÿâëåíèåì, íî îíà íå áûëà ñ ñàìîãî íà÷àëà òàêîé, êàê ìû î íåé çíàåì.
Ïåðâàÿ ìóìèôèêàöèÿ áûëà ïðîñòîé òåëî íåãëóáîêî ïðèêàïûâàëè â ãîðÿ÷èé ïåñîê.
Çàòåì ïîÿâèëñÿ îáû÷àé âûíèìàòü âíóòðåííèå îðãàíû è êëàñòü èõ îòäåëüíî. Îò ñàìûõ äðåâíèõ åãèïòÿí ìóìèé ïî÷òè íå îñòàëîñü, äà îíè íèêîìó è íå áûëè èíòåðåñíû — ýòî ïðîñòûå ìîãèëû ñ î÷åíü áåäíûì èíâåíòàð¸ì. Äàæå îò ñàìûõ äðåâíèõ ôàðàîíîâ ïî÷òè íè÷åãî íå îñòàëîñü èõ õîðîíèëè â çåìëå, â ñûðîñòè, à íàä èõ ìîãèëàìè íàñûïàëè ìàñòàáû îò àðàáñêîãî ñëîâà »ñêàìüÿ, ñèäåíüå», òî åñòü ïðÿìîóãîëüíûå ãðîáíèöû.  òàêèõ ãðîáíèöàõ õîðîíèëè çíàòíûõ ëþäåé åù¸ è ïîñëå íàñòóïëåíèÿ íàøåé ýðû.
Ñèñòåìà ñîõðàíåíèÿ òåëà è îðãàíîâ òåñíî ïåðåïëåòàëàñü ñ ðàçâèòèåì ðåëèãèîçíûõ, îáùåñòâåííûõ èíñòèòóòîâ âëàñòè, è ñ ðàçâèòèåì ìåäèöèíû è íàóêè.
Áîëåå çíàòíûå ïîëó÷àëè ëó÷øóþ îáðàáîòêó òåë, ñ ýêçîòè÷åñêèìè ñìóëàìè è ìàñëáìè, à áîëåå áåäíûå — ìóìèôèêàöèþ ïðîñòóþ, íàïðèìåð èõ îáðàáàòûâàëè ïàëüìîâûì âèíîì, à íå èçûñêàííûìè áëàãîâîíèÿìè.
⚫ Åãèïåòñêàÿ ìåäèöèíà ñ÷èòàëàñü îäíîé èç ëó÷øèõ â äðåâíåì ìèðå.
Íî íå ñòîèò ïðåóâåëè÷èâàòü íè ìàñòåðñòâî õèðóðãîâ, íè ðåçóëüòàòû èõ ëå÷åíèÿ. Ñðåäè ìóìèé íàõîäÿò ñëåäû êðàéíå íåóìåëîãî íà íàø âçãëÿä ëå÷åíèÿ, ê òîìó æå òîãäà íå áûëî íè àíåñòåçèè, íè àíòèáèîòèêîâ. Íåêîòîðûå ìóìèè ñîäåðæàò ñëåäû íåçàæèâàþùèõ îïåðàöèîííûõ ðàí, èëè ñëåäû ãàíãðåíû. Âåùåñòâà, êîòîðûå ïðèìåíÿëè äëÿ äåçèíôåêöèè è ëå÷åíèÿ ãíîéíûõ ðàí è âîñïàëåíèé áûëè íàòóðàëüíûìè : ìàñëà, ñìîëû, òðàâû, à òàêæå ñàìîãîí, áðàæêà èëè ïèâî èç ïàëüìîâûõ ïëîäîâ, èìïîðòíîå âèíî è … ìî÷à. Èç âûïàðåííîé ìî÷è äåëàëè æèäêîñòü äëÿ äåçèíôåêöèè ðàí èëè ìàçü, ñìåøàííóþ ñ ìàñëîì. Òàê æå ðàíû ëå÷èëè ïëîòîÿäíûìè ëè÷èíêàìè, òèïà îïàðûøåé, êîòîðûå âûåäàëè ïîðàæ¸ííûå òêàíè îðãàíèçìà. Òàêîé ìîìåíò ìîæíî âèäåòü â ôèëüìå »Ãëàäèàòîð». Òàê ÷òî ìîæíî ñåáå ïðåäñòàâèòü, êàê âûãëÿäåë è ÷åì ïàõ êàáèíåò äðåâíååãèïåòñêîãî âðà÷à : êðîâüþ, àëêîãîëåì, ìî÷îé è ñïåöèÿìè.
Òåì íå ìåíåå, íåêîòîðûå åãèïåòñêèå ðåöåïòû ìàçåé, âîññîçäàííûå ñîâðåìåííûìè èññëåäîâàòåëÿìè, âïîëíå ñïîñîáíû ëå÷èòü íåêîòîðûå íåñìåðòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ, à èíñòðóìåíòû âïîëíå ñîîòâåòñòâóþò ñåãîäíÿøíèì, ïîòîìó ÷òî ïðîäóìàíû è ñîçäàíû äëÿ íàèëó÷øåãî ðåçóëüòàòà ëå÷åíèÿ.
È ÷òî õàðàêòåðíî äðåâíÿÿ ìåäèöèíà âêëþ÷àëà â ñåáÿ åù¸ è ìîëèòâû, îáðÿäû, è èçãíàíèå çëûõ äóõîâ. Òàê ÷òî íàì òðóäíî ñåáå ïðåäñòàâèòü «øàìàíèçì» â ñîâðåìåííûõ îïåðàöèîííûõ èëè ïðîöåäóðíûõ êàáèíåòàõ.
⚫ Ðåëèãèÿ åãèïòÿí ïðîøëà íåñêîëüêî ýòàïîâ ðàçâèòèÿ. Íî äëÿ ïðîñòîãî íàðîäà áûëè áëèæå íå âûñøèå æðåöû, à ãàäàòåëè, äåðâèøè è øàìàíû, òèïà âóäó, êîòîðûå òàê æå áûëè è ëåêàðÿìè, çíàõàðÿìè. Èìåííî ýòè ëþäè ðàçâèâàëè òîãäàøíèé ñïîñîá àíåñòåçèè, èùà è èñïûòûâàÿ íà ñåáå ðàçíîîáðàçíûå íàðêîòè÷åñêèå âåùåñòâà, äåéñòâèå íàïèòêîâ, ïðèòèðàíèé, è äðåâíåãî ïðîîáðàçà ïèëþëü.
⚫ Çíàòíûå èëè áîãàòûå åãèïòÿíêè èìåëè èìóùåñòâåííûå è þðèäè÷åñêèå ïðàâà íà íàñëåäñòâî è çàêëþ÷åíèå òîðãîâûõ ñäåëîê. (Òàêàÿ æå ñèòóàöèÿ áûëà ìíîãî ïîçæå ó àðàáîâ, ìîæíî âñïîìíèòü, ÷òî ïðîðîê Ìóõàììåä ðàáîòàë íà áîãàòóþ âäîâó, êîòîðàÿ èìåëà òîðãîâóþ ôèðìó, ÷òîáû ïðîäîëæàòü îáåñïå÷èâàòü ñåìüþ )
Åñëè â ñåìüå íå îñòàâàëîñü ñîâåðøåííîëåòíèõ ìóæ÷èí, òî æåíùèíà áðàëà íà ñåáÿ óïðàâëåíèå ñåìåéíûì õîçÿéñòâîì.
À â ñëó÷àå, êîãäà ñûíîâüÿ, âíóêè èëè ïëåìÿííèêè ïîäðàñòàëè æåíùèíû äîëæíû áûëè îôèöèàëüíî ïåðåäàòü óïðàâëåíèå ñåìü¸é èì, õîòÿ ìîãëè ïðè ýòîì ïðîäîëæàòü ïîìîãàòü ñîâåòàìè.
⚫ Åãèïòÿíå íå ïèñàëè â áûòó èåðîãëèôàìè, ó èõ áûëà ïèñüìåííîñòü, ïîõîæàÿ íà ñîâðåìåííóþ àðàáñêóþ èëè åâðåéñêóþ. Èìåííî îò åãèïòÿí àðàáû è åâðåè âçÿëè ñâî¸ ïèñüìî. Ïèñàëè ñïðàâà íàëåâî. Ýòî áûëî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî òàê óäîáíåå ïèñàòü íà âåñó ïî ïàïèðóñó ÷åðíèëàìè. Ó åãèïòÿí áûëî íåñêîëüêî ÿçûêîâ, êîòîðûå íå âñåãäà ñîâïàäàëè äðóã ñ äðóãîì. Îäèí, ñàìûé äðåâíèé è ïðîñòîé, èç èçâåñòíûõ ó÷¸íûì ÿçûê ñâÿùåííûõ òåêñòîâ ðàííåé ýïîõè: ìîëèòâ, ãèìíîâ, ïåñíîïåíèé è ïîãðåáàëüíûõ ïàïèðóñîâ.
Èç êóðüåçíûõ ôàêòîâ ìîæíî îòìåòèòü òàêîé : àðõåîëîãè íàøëè íåñêîëüêî ïàïèðóñîâ, êîòîðûå íåâîçìîæíî áûëî ðàñøèôðîâàòü. Îêàçûâàåòñÿ, íåêîòîðûå ïðåäïðèèì÷èâûå äðåâíèå ëè÷íîñòè ïðîñòî êîïèðîâàëè äðåâíèå òåêñòû, íî äåëàëè ýòî íåáðåæíî, òîðîïÿñü, è ÿâíî íå çàáîòÿñü òî÷íî ïåðåäàòü ñìûñë. Î÷åâèäíî, îíè ïðîäàâàëè òàêèå »ñâÿùåííûå òåêñòû» íåãðàìîòíûì ïðîñòîëþäèíàì, è òå êëàëè èõ â ìîãèëû ñâîèì óñîïøèì ðîäñòâåííèêàì. Ëþäÿì õîòåëîñü ñîáëþñòè îáû÷àè, íî ïðîâåðèòü ñîäåðæàíèå íàïèñàííîãî ìîãëè íå âñå îáó÷åíèå ãðàìîòå áûëî íå êàæäîìó áåäíÿêó ïî êàðìàíó, à óæ áîëåå ñëîæíîå îáðàçîâàíèå è ïîäàâíî.
Êðîìå òîãî, áûë ÿçûê íàðîäà è ðàáîâ, î êîòîðîì èçâåñòíî ìàëî, òàê êàê íà í¸ì ïî÷òè íå ïèñàëè, è îí òàê æå áûë äîâîëüíî ïðîñòûì.
Ñàìûì áîãàòûì, ðàçâèòûì è èçâåñòíûì ÿâëÿåòñÿ ÿçûê îáðàçîâàííîé çíàòè, êîòîðûé õîðîøî çíàêîì èñòîðèêàì. Îíî è ïîíÿòíî, ïî÷åìó âåäü ïî÷òè âñå òåêñòû íàïèñàíû èìåííî íà í¸ì.
⚫ Åãèïåò, âî âðåìåíà ñâîåãî ðàñöâåòà, àêòèâíî çàíèìàëñÿ ðàçâåäêîé è «ïðîìûøëåííûì øïèîíàæåì», ÷òîáû ïîëó÷èòü áîëüøå âîçìîæíîñòåé äëÿ òîðãîâëè, à òàê æå äîëãèå âåêà óñòàíàâëèâàë öåíîâóþ ïîëèòèêó â Âîñòî÷íîì Ñðåäèçåìíîìîðüå.
Åãèïåòñêàÿ îðãàíèçàöèÿ òîðãîâëè áûëà îáðàçöîì äëÿ ìíîãèõ äðóãèõ íàðîäîâ.
Íî î÷åðåäíîé êðèçèñ è ðàñöâåò äðóãèõ êóëüòóð ( êîòîðûå ðàñöâåëè, êñòàòè, è áëàãîäàðÿ Åãèïòó â òîì ÷èñëå ), ïðèâåëè ê îòñòàëîñòè ýòîé ìîùíîé äåðæàâû. Åãèïòÿíå íå ñìîãëè áûñòðî ïðèñïîñîáèòüñÿ ê ìåíÿþùåìóñÿ ìèðó, è óæå âî âðåìåíà Ãåðîäîòà ýòî áûëà ñòðàíà, äîæèâàþùàÿ ñâîé âåê, ïî ñðàâíåíèþ ñî âðåìåíàìè âëàäû÷åñòâà íà Áëèæíåì Âîñòîêå è ñåâåðå Àôðèêè.
Àëåêñàíäð Ìàêåäîíñêèé, è åãî ïðååìíèêè Ïòîëåìåè ïûòàëèñü âîçðîäèòü äðåâíåå âëèÿíèå, íî â óñëîâèÿõ ýëëèíèçìà, è ïîçäíåå âëàäû÷åñòâà Äðåâíåãî Ðèìà, ýòî áûëî óæå íåâîçìîæíî.
Åäèíñòâåííî, ÷òî óäàëîñü Ïòîëåìåÿì ýòî ñîçäàòü âåëèêîëåïíóþ Àëåêñàíäðèéñêóþ áèáëèîòåêó, è øêîëó ó÷¸íûõ è ìåõàíèêîâ — èíæåíåðîâ ïðè íåé. Çäåñü ïåðâåíñòâî Åãèïòà äîëãîå âðåìÿ áûëî íåîñïîðèìûì.
Êàê ìû çíàåì, ñàìè Ïòîëåìåè áûëè ãðåêàìè, è ñòàëè åãèïòÿíàìè òîëüêî â ñèëó ñâîåãî ïðîæèâàíèÿ â í¸ì, ìîæåò áûòü åù¸ è ïîýòîìó Åãèïåò áîëüøå íå âîçðîäèëñÿ, ÷òî íàðîä òàéíî æäàë «èñòèííîãî öàðÿ», êàê âïîñëåäñòâèè ïåðâûå õðèñòèàíå æäàëè » èñòèííîãî ñûíà áîæèÿ».
Ýòà èäåÿ ïîâëèÿëà íà òî, ÷òî åãèïåòñêàÿ êîïòñêàÿ õðèñòèàíñêàÿ öåðêîâü ñ÷èòàåòñÿ îäíîé èç ñàìûõ äðåâíèõ â ìèðå, è ìíîãèå ñîáûòèÿ åâàíãåëüñêèõ ïèñàíèé ñâÿçàíû ñ Åãèïòîì.
Источник
Предвидение европейскими мыслителями грядущих в XX веке перемен
В начале XX в. А. Блок в поэме «Возмездие» писал:
«И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть
И ненависть к отчизне…
И черная, земная кровь Сулит, нам раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи».
Именно в XX в. перед мыслителями Европы остро встали вопросы: что представляет собой культура? Но рассмотрение судьбы и особенностей этого, ставшего в XX в. непонятным феномена, следует начать, возвращаясь в XIX век. Ибо не только в метаморфозах искусства второй половины и конца XIX в. все явственнее проступали черты грядущих перемен. Как везде, несколько опережая время, отдельные, прежде всего европейские мыслители, видели их приближение. В сознании мыслителей мир, все еще казавшийся обывателям в целом устойчивым, в общем надежным, предстал неравномерно, неровно и быстро движущимся, готовым катастрофически обрушиться, обнажающим в своем развитии бездны, провалы. В реальности все это стало подтверждаться лишь с начала XX в., с Первой мировой войны и революции в России, а в науке — с открытий ученых-физиков, проникавших в микро- и макромиры. Но то, о чем в 1907 г. в книге «Творческая эволюция» писал французский философ А. Бергсон — о многовариантности и сложности мира и его движения, его фундаментальной неустойчивости, нестабильности, — все это раньше, по-иному, выразили и Ницше, и Фрейд, и отчасти немецкие философы-неокантианцы. Впрочем, о последних мало кто слышал, кроме специалистов. Но Ницше и Фрейд были услышаны широкой аудиторией, поначалу эпатированной, почти оскорбленной небывалой откровенностью и, мягко говоря, странностью их размышлений и утверждений. Они оба, каждый на свой манер, опрокидывали представление о разумности существующей цивилизации и культуры, о разумности как главной ценности бытия и о разумности других ценностей этого самого бытия.
Чем ближе к XX в., тем более нарастал интерес мыслителей к осмыслению не просто бытия, а именно человеческого бытия, его значимости, смысла жизни, ее ценностей, которые, как ни странно, оказались весьма сомнительными. Ницше прямо-таки обрушился на благополучное развитие христианской цивилизации, утверждая, что вся система ее ценностей умирает. В христианской Европе с ее наружной благопристойностью, кажущейся устойчивостью религиозных верований, Ницше заявил, что «Бог умер», и вера не является действительной движущей силой и принципом поведения людей. «Смерть Бога» знаменовала собой не только умирание традиционной религии, но главное — гибель безусловных ценностей традиционных жизни и культуры. Ведь Бог воплощал в себе абсолютные Истину, Добро и Красоту, вообще ценности духа. Ницше, констатировав это, не призывал к спасению, сохранению ценностей, ибо умирающее должно умереть. По мнению Ницше, ценности в том их виде и значении, которые они приняли в ходе развития христианской культуры, нужно отвергнуть, низринуть. Ницше выступил с острой критикой фальшивой, лицемерной христианско-буржуазной морали, против пошлости жизни европейского общества (с расчетом, корыстью, вещными мелочными интересами). В качестве новых идеалов и ценностей немецкий мыслитель выдвигал воля к власти, идею сверхчеловека, настоящее серьезное искусство; это выглядело очень поэтичным, было слишком многозначным и не могло стать реализуемым. Сама форма, в которую обрекал свои идеи Ницше (по сути художественная) допускала разнообразие трактовок смыслов высказанного. Оценки Ницше поэтому колебались от признания его то бунтарем-революционером, то чуть ли не религиозным пророком, и вплоть до третирования философа, как идеолога фашизма. Ницше конечно не ответственен ни за революцию, ни за фашизм, который пытался использовать его наследие. Этот поэт-философ раньше других разглядел признаки грозящих человечеству духовных тупиков и катастроф и сумел привлечь внимание к болезненным проблемам бытия цивилизации и культуры. По-другому о том же «кричали» теоретики марксизма и некоторые другие мыслители. Все они пытались вновь и вновь осмыслить будущее, перспективы человеческой свободы, человечества. Еще в конце XVIII в. Шиллер в стихотворении «Вселенские мудрецы» иронизировал над попытками философов до конца понять законы, управляющие миром. Стихотворение заканчивалось тем, что до тех пор, пока философия не сможет управлять миром, им будут управлять голод и любовь. Марксизм, очевидно, исходил из того, что миром правит голод, и стремился показать, как преодолеть эту роковую зависимость людей, изначально извратившую всю их историю. Предлагалось идти путем дальнейшего развития производства на основе радикальных социальных и экономических преобразований. Революция в России позже стала грандиозным (и провалившимся) «экспериментом» по воплощению этой идеи. Но уже в конце XIX в. идея эта выглядела не только и не столько утопичной, сколько в принципе неверной, ибо на первое место среди ценностей жизни выдвигалась сытость. В 1883 г. русский поэт С. Я. Надсон писал:
«Нет, я больше не верую в ваш идеал И вперед я гляжу равнодушно.
Если б мир ваших грез наконец и настал, —
Мне б в нем было мучительно душно:
Сколько праведной крови погибших бойцов,
Сколько светлых созданий искусства,
Сколько подвигов мысли, и мук, и трудов,
И итог этих трудных рабочих веков —
Пир животного сытого чувства!
Жалкий, пошлый итог! Каждый честный боец Не отдаст за него свой терновый венец…»[1]
Ницше в этом же году закончил книгу «Так говорил Заратустра». И в этом же году русский революционер Г. В. Плеханов создал марксистскую группу «Освобождение труда», начавшую пропаганду идей марксизма в России. Марксизм в его российском варианте оказался вполне рациональным и трезвым опровержением буржуазного рационализма. Человек рассматривался как социальное существо, находящее свое счастье в борьбе за лучшее будущее всего человечества, обеспечиваемое полным удовлетворением потребностей каждого члена общества (прежде всего — материальных!). Преодолевая при этом угрозу голода, разобщающую их, люди должны были обрести и свободное время, и условия для своего духовного развития. Вопрос, однако, в действительности состоял в том, — каким образом духовно неразвитые в массе своей люди смогут прийти к этому «царству божьему» на земле без массового насилия, уничтожения друг друга. Российский эксперимент показал, что насилия в ходе достижения целей революции более, чем достаточно, а достижение благородных целей — все время отодвигается на потом. Кроме того, выяснилось, хотя и не сразу, что сама по себе сытость, даже всеобщая, достигается быстрее на буржуазном, капиталистическом пути развития. (Уровень жизни в Швеции, например, во второй половине XX в. позволяет говорить о всеобщей сытости. Да и США, после преодоления кризиса 1929 г., не сразу, но достигли положения, при котором население сыто, даже безработные.)
Человек оказывался гораздо более сложным существом, чем это представлялось веками. В конце XIX в. недаром начали интересоваться не только внешними условиями бытия человека, внешними его действиями, но и их мотивами, внутренними основаниями. Начала развиваться психология: с одной стороны, в стремлении к новому развитию — в качестве рационально, экспериментально обоснованной науки о психике человека (например, И. М. Сеченов, И. П. Павлов в России); с другой — в попытке прорыва к глубинам психики, в связи с открытием сферы бессознательного и ее значения, прорыва, начатого Фрейдом. Любопытно, что если вспомнить шиллеровскую мысль о голоде и любви, правящих миром, то Фрейд, в отличие от Маркса, сделал акцент на последнем, обратив особое внимание на роль в жизни человека и общества сексуальных влечений. И хотя роль именно этих влечений была им явно преувеличена, важным стало то, что Фрейд привлек внимание к тому, откровенные размышления о чем считались, по меньшей мере, неприличными. Это произвело на европейскую общественность действие не менее ошеломляющее, чем идея переоценки ценностей Ницше, — действие, повлиявшее на характер культуры XX в. в целом ряде отношений.
Искусство конца XIX в., идеи Маркса, Ницше, Фрейда и ряда других мыслителей, — все это, вместе и порознь, выражало, что культура, по крайней мере европейская, входила в XX в. с явным ощущением своего предгрозового или предкризисного состояния. Культура в конце XIX и начале XX в. стала осознаваться в ее противопоставленности движению цивилизации, катящейся к пропасти.
Источник