Перелом свода стопы
Содержание:
- Что такое перелом стопы?
- Закрытый перелом стопы
- Признаки перелома стопы
- Отек после перелома стопы, что делать
- Другие виды переломов стопы
- Сколько заживает перелом стопы?
- Лечение перелома стопы
- Реабилитация после перелома стопы
Что такое перелом стопы?
Перелом стопы – это нарушение целостности образующих её костей, вследствие силы, большей чем они могли бы выдержать. Если обращаться к статистике, то среди общей массы переломов это повреждение встречается часто, на него приходится до 10% всех случаев травм костей скелета.
Переломам в стопе подвержены: плюсневые кости, фаланги пальцев, предплюсневые кости (это пяточная, таранная, кубовидная, ладьевидная, и три клиновидных). Травма может образоваться из-за прямого и непрямого воздействия.
Среди наиболее часто встречающихся причин выделяют следующие:
Резкий и сильный сгиб стопы в сторону.
Падение на нее тяжелого предмета.
Падение самого человека с высоты, с приземлением на стопы.
Если рассматривать категорию людей, наиболее подверженных подобным повреждениям, то это чаще всего взрослое население. Дети с такими травмами поступают в отделения травматологии редко. Иногда перелом может быть обусловлен уже имеющимися заболеваниями, например, артрозом.
Закрытый перелом стопы
Закрытый перелом стопы может встречаться на следующих её участках:
Иногда страдает таранная кость, что является довольно серьезной травмой. Это обусловлено её некоторыми особенностями: через нее переходит давление тела на стопы, она отвечает за формирование их сводов, а также является единственной костью, которая не имеет связки ни с одной мышцей. Восстановление занимает длительный период времени, так как кость не имеет нормального кровоснабжения. Питательные вещества поступают к ней лишь за счет мелких сосудов, окружающих тканей. На её долю приходится до 3% всех травм стопы. Но изолированно она бывает повреждена совсем редко, чаще сочетается с переломами лодыжек, вывихами суставов и пр. Чтобы целостность таранной кости была нарушена, необходимо непрямое воздействие: прыжок или падение с высоты, выворот ноги. Чаще страдает шейка кости, что после осложняется вывихом назад костного блока.
Иногда бывает повреждена пяточная кость, она страдает несколько чаще таранной. Способ её травматизации однообразный – это приземление с высоты на стопы, когда основной упор приходится на пятку. При этом таранная кость вклинивается в нее из-за чего и происходит раскол. Чаще всего травмируются обе ноги. Чем сильнее был удар, тем сложнее будет перелом. Он может быть: простым, раздробленным, многооскольчатым, внутрисуставным и внесуставным, со смещением и без него.
Когда ломаются кости плюсны, то чаще это обусловлено падением на них предмета с высоты, её сдавливанием или переездом по ней, например, колесом автомобиля. Может быть травмирована как одна, так и несколько костей, входящих в её состав, с повреждением головки, шейки или тела. Именно кости плюсны ломаются чаще всего.
Когда травмируются фаланги пальцев, то это происходит из-за прямого удара. Часто при подобных переломах человек может продолжать наступать на конечность и не обращается за помощью к врачу. Между тем неправильное сращение нередко оборачивается серьезными последствиями, например, развивается посттравматический артроз. Если перелом произошел внутри сустава пальца, то это приводит к тугоподвижности и ходьба становится затруднительной для пострадавшего, тогда люди отправляются в травматическое отделение быстрее.
Признаки перелома стопы
Симптомы перелома стопы будут отличаться в зависимости от того, какая её часть пострадала:
При переломе таранной кости появляется отек, болезненные ощущения, которые усиливаются при пальпации. Возможно кровоизлияние в суставную полость. Стопой пошевелить станет затруднительно, контуры сустава будут нарушены. Часто диагностика только по этим признакам затруднена и перелом таранной кости остается не выявленным. Его дифференцируют как растяжение связок. Для того, чтобы не поставить ошибочный диагноз, необходимо опираться на два важных симптома: отек локализуется с внутренней части голени, обычно доходит почти до середины голеностопного сустава, а также наблюдается повышенное кровоизлияние. Если сломана шейка кости, то на этом месте образуется шишка, боль будет локализована спереди, кожа становится синюшного оттенка и сильно натянута. Когда травмирован задний отросток, то неприятные ощущения локализуются преимущественно со стороны пятки.
Если повреждена пяточная кость, то первый симптом – это появление отека, а после гематомы, которые будут расположены ниже лодыжки. Припухлость будет быстро разрастаться. Контур пятки станет расплывчатым, если до нее дотронуться, человек испытает боль. Наступать на ногу будет практически невозможно. Когда имеются осколки, которые пришли в движение и сместились, то боль будет отдавать в икру. При компрессионном переломе отечет вест свод стопы, она значительно увеличится в размере по сравнению со здоровой конечностью.
Когда страдает плюсневая часть, то к основным симптомам относят отек, локализующийся в области подошвы, иногда он переходит на тыльную сторону стопы. Сама она деформируется, при попытке наступить на ногу и при пальпации соответствующей части, пациент испытывает боль. Как показывает статистика, чаще всего ломаются 1 и 4 косточки.
Если были повреждены фаланги пальцев, то появляются симптомы, характерные для мелких переломов. Движения болезненны, наступить на ногу можно, но испытывая определенный дискомфорт, отек наблюдается редко. Часто перелому фаланги сопутствует ногтевая гематома.
Отек после перелома стопы, что делать
После перелома стопы практически всегда возникает отек. Это нормальное явление, характерное для такого рода травм. Если припухлость держится длительное время и не спадает, то это доставляет человеку определенный дискомфорт.
Для того, чтобы понять, как с отеком правиться, следует разобраться в причинах его появления:
Если отек возник сразу после получения травмы, то это происходит из-за скопления жидкости в мягких тканях, окружающих кость, вследствие их деформации. В норме она должна спасть через пару дней и полностью пройти после снятия иммобилизирующей повязки.
Если отек остается после того, как убран гипс, то это может быть результатом застоя лимфы. Она вырабатывается в большом количестве, а её отток затруднен. Это может привести к ряду осложнений, пример, образованию язв, кист, фиброзов. Поэтому бороться с отеками нужно своевременно.
Для того, чтобы избавиться от застойных явлений стоит приложить некоторые усилия. В частности, помогут с ними справиться:
Выполнение массажа стопы. Если нет возможности посещать специализированный кабинет, то делать его нужно в домашних условиях. Для этого стоит взять пихтовое масло, которое станет отличным помощником в борьбе с отеками. Движения должны быть нежными, начинать следует с разминания и поглаживания, затем можно переходить к похлопыванию и растиранию. Важно, чтобы человек при этом не испытывал дискомфорт.
Не обойтись без курса ЛФК, разработанного специально для снятия отечности со стопы. Он заключается в увеличении её подвижности за счет работы голеностопного и коленного сустава. Обязательно следует задействовать пальцы ног.
Можно посещать физиокабинет, где будут проведены ряд процедур, рекомендованных доктором.
Обязательно следует пересмотреть рацион питания, убрать из него излишек соли. Ведь именно она способствует задержанию жидкости в тканях.
Иногда врачи советуют пользоваться мазями, которые улучшают кровообращение в стопе.
Помимо основных рекомендаций нужно увеличить двигательную активность: совершать пешие прогулки на большие расстояния, посещать бассейн и тренажерный зал. Против такого комплексного подхода не устоит ни один отек и припухлость на стопе разойдется, не оставив следа.
Другие виды переломов стопы
Помимо вышеописанных переломов костей стопы, могут быть травмированы её кубовидные, клиновидные и ладьевидные кости, которые заслуживают отдельного внимания.
Перелом кубовидной кости стопы
Когда ломается кубовидная и клиновидная кости, то затруднительной является сама их диагностика. Важно провести рентген исследование, чтобы не спутать перелом с растяжением. Причина, по которой образуется травма, чаще всего кроется в прямом ударе. Может быть сломана как одна, так и сразу несколько косточек.
Симптомы следующие:
Болезненные ощущения, локализующиеся в месте перелома, ближе к наружной части стопы.
Ограничение подвижности стопы по кругу или вбок.
Образование отека.
Наступать на ногу человек в состоянии, но упор делает на пятку.
Чаще всего смещения при травме кубовидной кости не наблюдается, поэтому можно ограничиться наложением циркулярной гипсовой повязки. Если образуется вывих, то нужно провести репозицию кости и устранить его. Операция производится под местной анестезией. Важнейшее условие успешной реабилитации – это ношение супинатора после получения травмы на протяжении года.
Перелом ладьевидной кости стопы
Способов получения перелома несколько. Основной – это травма, нанесенная предметом, упавшим с высоты, или путем сильного пережатия. Нередко ладьевидная кость ломается совместно с кубовидной и клиновидной.
Симптомы следующие:
Отек наблюдается, но выражен он недостаточно сильно.
Болезненные ощущения также смазаны. При таком переломе человек испытывает некоторый дискомфорт, но ходить он может. Упор делается преимущественно на пятку.
На месте травмы может образоваться выступ, который является фрагментом кости.
Для уточнения диагноза необходимо проведение рентгенологического исследования.
Сколько заживает перелом стопы?
Время, которое занимает восстановление травмированных костей стопы, широко варьируется.
Оно может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от характера травмы и от области повреждения:
Изолированный перелом заднего отростка восстанавливается за один месяц.
Перелом тела и шейки таранной кости до 3 месяцев.
Кости плюсны срастаются за 1,5 месяца.
Фаланги пальцев могу зажить за 6 недели и раньше.
Кости предплюсны могут восстановиться как за месяц, так и за полгода, если наблюдалось выраженное смещение.
Если была оказана квалифицированная помощь, а на этапе восстановления пациент соблюдал все предписания врача, то заживет перелом стопы быстрее. В среднем, это время составляет 2 – 3 месяца.
Узнайте больше: 4 фазы срастания переломов
Лечение перелома стопы
Лечение перелома стопы полностью зависит от места, степени и характера повреждения:
При повреждениях пяточной кости без смещения, врачом будет наложена гипсовая повязка. Начинается она от пальцев и заканчивается в области колена. Особое внимание следует уделить продольному своду стопы. Носить такой гипс в среднем придется пару месяцев. Если имеется смещение, то для начала применяется одномоментная репозиция, после которой будет наложен гипс. Часто используют метод остеосинтеза, проведение которого рекомендовано спустя 14 дней после получения травмы. Аппарат Илизарова применяют, если перелом носит оскольчатый характер.
Когда травмированы кости предплюсны, то используют как метод репозиции, так и черезкостный остеосинтез, редко, но применяется метод скелетного вытяжения. Гипс будет наложен в среднем на 3 месяца.
Когда перелом затронул фаланги пальцев или кости плюсны, то требуется наложение лонгеты. Её длина растягивается до коленного сустава.
При множественных переломах лечение сложное, длительное, иногда может потребоваться оперативное вмешательство.
По теме: 12 народных способов для домашнего лечения
Реабилитация после перелома стопы
После того, как фиксирующая повязка будет снята, длительное время может сохраняться отечность и некоторые болевые ощущения.
Для скорейшего восстановления пациенту потребуется:
Разминающий массаж стопы и голени.
Повышение двигательной активности с обязательным выполнением ЛФК. Упражняться нужно ежедневно, без пропусков занятий.
Физиотерапия.
Ношение супинаторов. Это условие является обязательным к выполнению. Если все вышеперечисленные процедуры заканчиваются спустя три месяца после их начала, то супинатор человеку нужно будет носить не менее 12 месяцев, а иногда и дольше.
Еще одна частая рекомендация травматологов – это ношение специальной ортопедической обуви. После того как будет снят гипс желательно делать это на протяжении полугода.
Автор статьи: Каплан Александр Сергеевич | Ортопед
Образование: диплом по специальности «Лечебное дело» получен в 2009 году в медицинской академии им. И. М. Сеченова. В 2012 году пройдена аспирантура по специальности «Травматология и ортопедия» в Городской клинической больнице им. Боткина на кафедре травматологии, ортопедии и хирургии катастроф.
Наши авторы
Источник
Ïðèâåòñòâóþ âñåõ! Ïðîñòèòå çà ñòîëü äîëãîå îæèäàíèå âòîðîãî ïîñòà, î÷åíü òÿæåëûå ðàáî÷èå ïðàçäíèêè, äà è ñàì ïîñò îêàçàëñÿ ñëîæíåå, ÷åì ÿ ïðåäïîëàãàë. Òåì, êòî íå ÷èòàë ïåðâîãî ïîñòà íàñòîÿòåëüíî ðåêîìåíäóþ îçíàêîìèòüñÿ, èíà÷å áóäåò òðóäíî ïîíÿòü î ÷åì ðå÷ü â ýòîì ïîñòå Ñòîïà ÷àñòü 1 (àíàòîìèÿ)
Íà÷íåì ñ ìàòåðè âñåõ ïðîáëåì ñòîïû: Ïëîñêîñòîïèå
Ýòî ïîæàëóé ñàìàÿ ðàñïðîñòðàíåííàÿ ïàòîëîãèÿ ñòîïû, à òàê æå êëþ÷ ê ïîíèìàíèþ âñåõ îñòàëüíûõ çàáîëåâàíèé. Êîðîòêî, ïëîñêîñòîïèå ýòî ñíèæåíèå âûñîòû ñâîäîâ ñòîïû(ïðîäîëüíîãî è/èëè ïîïåðå÷íîãî.  çàâèñèìîñòè îò òîãî, êàêîé ñâîä ñíèæåí, âûäåëÿþò ïðîäîëüíîå (ñíèæåíà âûñîòà ïðîäîëüíîãî ñâîäà), ïîïåðå÷íîå (ñíèæåíà âûñîòà ïîïåðå÷íîãî ñâîäà) è êîìáèíèðîâàííîå (ñíèæåíà âûñîòà êàê ïðîäîëüíîãî, òàê è ïîïåðå÷íîãî ñâîäîâ) ïëîñêîñòîïèå. Ïëîñêîñòîïèå äåëèòñÿ íà ñòåïåíè, â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè ñíèæåíèÿ ñâîäà. Ýòà ÷àñòü äëÿ îñîáåííî äîòîøíûõ). Çîëîòûì ñòàíäàðòîì îïðåäåëåíèÿ ñòåïåíè ïëîñêîñòîïèÿ ÿâëÿåòñÿ ðåíòãåí. Îí äåëàåòñÿ ñ íàãðóçêîé, ò.å. ÷åëîâåê ñòîèò íà íîãàõ âî âðåìÿ èññëåäîâàíèÿ.
Ñíèìîê ïðîäîëüíîãî ñâîäà äåëàåòñÿ â áîêîâîé ïðîåêöèè, âåðøèíîé ñâîäà è ïðîåêöèåé óãëà ÿâëÿåòñÿ ñî÷ëåíåíèå ëàäüåâèäíîé è êëèíîâèäíîé êîñòåé.
Êàðòèíêà íå ñîâñåì ïðàâèëüíàÿ, ïîòîìó ÷òî òóò ñòîïà áåç íàãðóçêè, íå íàøåë äðóãîãî êà÷åñòâåííîãî ñíèìêà, íî ñóòü ÿñíà.
1 ñòåïåíü: h = 35-25ìì, a = 130-140;
2 ñòåïåíü: h = 24-17ìì, a = 141-155;
3 ñòåïåíü: h = ìåíåå 17ìì, a = áîëåå 155;
Ñíèìîê ïîïåðå÷íîãî ñâîäà äåëàåòñÿ â ïðÿìîé ïðîåêöèè, îïðåäåëÿåòñÿ óãîë îòêëîíåíèÿ 1 ïëþñíåâîé êîñòè îòíîñèòåëüíî 2.
Òóò ìîæåò âîçíèêíóòü íåäîïîíèìàíèå. Åñëè ñ ïðîäîëüíûì ñâîäîì âñå ÿñíî è ìû èçìåðÿåì èìåííî åãî âûñîòó, òî çäåñü ìû èçìåðÿåì íå âûñîòó ñâîäà, à ñòåïåíü ðàñõîæäåíèÿ ïëþñíåâûõ êîñòåé. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî â íîðìå ïîïåðå÷íîãî ñâîäà âî âðåìÿ íàãðóçêè ñòîïû íåò. Ïîä íàãðóçêîé àðêà ïîïåðå÷íîãî ñâîäà èñ÷åçàåò, ïëþñíåâûå êîñòè ñòàíîâÿòñÿ âðÿä. Ïîìíèòå, êàê óñòðîåí ïîääåðæèâàþùèé àïïàðàò ïîïåðå÷íîãî ñâîäà? Ýòî â îñíîâíîì ìåæïëþñíåâûå ñâÿçêè è ìûøöà ïðèâîäÿùàÿ áîëüøîé ïàëåö. Ò.å. ñòðóêòóðû, íàïðàâëåííûå ïîïåðå÷íî îòíîñèòåëüíî ïëþñíåâûõ êîñòåé. Èõ îñëàáëåíèå âûçûâàåò íå ñòîëüêî óïëîùåíèå, ñêîëüêî ðàñõîæäåíèå ïëþñíåâûõ êîñòåé êàê âååð (âàæíûé ìîìåíò äëÿ ïîíèìàíèÿ Hallux valgus è äåôîðìàöèè Òåéëîðà).
1 ñòåïåíü: b = 10-12
2 ñòåïåíü: b = 15-30
3 ñòåïåíü: b = 30
Òàê æå ìîæíî ðàçäåëèòü ïëîñêîñòîïèå íà âðîæäåííîå è ïðèîáðåòåííîå. Ïëîñêîñòîïèå ïî÷òè âñåãäà âðîæäåííîå. Ðåæå îíî âîçíèêàåò íà ôîíå ïîñòîÿííîé ïåðåãðóçêè è íåðàöèîíàëüíîé îáóâè. Ñàìûé ÷àñòûé âàðèàíò ïðèîáðåòåííîãî ïëîñêîñòîïèÿ ýòî ñíèæåíèÿ âûñîòû ñâîäîâ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè. Ïðîèñõîäèò ãîðìîíàëüíàÿ ïåðåñòðîéêà, êîòîðàÿ âåäåò ê ðàçìÿã÷åíèþ ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè, â ò.÷ ñâÿçîê è õðÿùåé (êñòàòè, ïîýòîìó èíîãäà âîçíèêàåò òàêàÿ ïàòîëîãèÿ áåðåìåííûõ, êàê ñèìôèçèò. Îðãàíèçì ãîòîâèò òàç ê ðîäàì, óâåëè÷èâàÿ òàêèì îáðàçîì ïîäâèæíîñòü êîñòåé òàçà. Ê ñîæàëåíèþ, èíîãðäà îò ýòîãî ñòðàäàåò âåñü îðãàíèçì, ò. å. Ðàçìÿã÷àåòñÿ âñÿ ñîåäèíèòåëüíàÿ êàíü, à çíà÷èò è ñâÿçêè ñòîïû. Ïëþñ ðåçêîå óâåëè÷åíèå ìàññû òåëà è ñìåùåíèå öåíòðà òÿæåñòè êïåðåäè. Âñå ýòî ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ñâÿçêè ñòîïû îñëàáåâàþò è áîëüøå íå ìîãóò â ïîëíîé ìåðå ñîïðîòèâëÿòüñÿ íàãðóçêå. Ýòî ïðèâîäèò ê ðàñõîæäåíèþ ïëþñíåâûõ êîñòåé (ñì. Hallux valgus è äåôîðìàöèÿ Òåéëîðà).
×åì æå ïëîõî ïëîñêîñòîïèå? Ñàìûé î÷åâèäíûé âûâîä ýòî óìåíüøåíèå àìîðòèçàöèè. Êàê íà ìàøèíå ñðåçàòü ïðóæèíû (÷åì âûøå ãîðû, òåì íèæå ïðèîðû, ïðàâäà?). Ýòî âûçûâàåò ïåðåãðóçêó ñóñòàâîâ è ïîçâîíî÷íèêà. ×òî åùå? Íàòÿæåíèå ïëàíòàðíîé ôàñöèè, âîçíèêàþùåå èç-çà îòíîñèòåëüíîãî óäëèíåíèÿ ñòîïû çà ñ÷åò óåëè÷åíèÿ óãëà ïðîäîëüíîãî ñâîäà. Íàòÿæåíèå ôàñöèè âûçûâàåò ïëàíòàðíûé ôàñöèèò è ïÿòî÷íûå øïîðû. Òàê æå âîçíèêàþò îòêëîíåíèå 1 ïëþñíåâîé êîñòè ýòî Hallux valgus, îòêëîíåíèå 5 ïëþñíåâîé êîñòè äåôîðìàöèÿ Òåéëîðà, çà ñ÷åò ðàñõîæäåíèÿ ïëþñíåâûõ êîñòåé ïîä äåéñòâèåì èõ ðàñõîæäåíèÿ ïëþñíåâûõ êîñòåé. Åñòü åùå îäíà ïðîáëåìà: âàëüãóñíàÿ äåôîðìàöèÿ ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà (èç-çà óìåíüøåíèÿ âûñîòû ïðîäîëüíîãî ñâîäà). Òåïåðü ïîíèìàåòå, ïî÷åìó ïëîñêîñòîïèå ýòî êëþ÷ êî âñåìó? Íå âîëíóéòåñü, ìû ïîäðîáíî ðàçáåðåì ýòè ïàòîëîãèè îòäåëüíî.
Ïëàíòàðíûé ôàñöèèò
Ïî ñóòè ýòî ìèêðîíàäðûâû ïëàíòàðíîé ôàñöèè èç-çà åå ïåðåðàñòÿæåíèÿ. Âî âðåìÿ óìåíüøåíèÿ âûñîòû ïðîäîëüíîãî ñâîäà âîçíèêàåò óäëèíåíèå ñòîïû, à çíà÷èò âçàèìîóäàëåíèå òî÷åê ïðèêðåïëåíèÿ ôàñöèè, êàê ñëåäñòâèå åå ïåðåðàñòÿæåíèå.
Ïðîÿâëÿåòñÿ îí áîëÿìè ïî ïîäîøâå ñòîïû.
Íàèáîëåå ÷àñòî íàäðûâû ôàñöèè âîçíèêàþò ó ïðèêðåïëåíèÿ ê ïÿòêå. Ïðîèñõîäèò ýòî èç-çà òðàïåöèåâèäíîé ôîðìû ôàñöèè. Îíà øèðå ó ïðèêðåïëåíèÿ ê ïëþñíåâûì êîñòÿì è Óæå ó ïðèêðåïëåíèÿ ê ïÿòêå, ÷òî âûçûâàåò êîíöåíòðàöèþ ýíåðãèè ó ïÿòêè.
Âîçíèêàåò òî, ÷òî íàçûâàåòñÿ ïÿòî÷íàÿ øïîðà. Ò.å. ïÿòî÷íàÿ øïîðà ýòî ÷àñòíûé ñëó÷àé ïëàíòàðíîãî ôàñöèèòà. Åå âûäåëÿþò îòäåëüíî òîëüêî áëàãîäàðÿ ðåíòãåíîëîãè÷åñêîé êàðòèíå.
Ìèêðîíàäðûâû íå ïðîõîäÿò áåññëåäíî äëÿ îðãàíèçìà, îíè íå ïðîñòî âûçûâàþò áîëü, à çàïóñêàþò âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ â ìåñòàõ ðàçðûâîâ. Ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà, òàê îí ïûòàåòñÿ âîññòàíîâèòü ðàçîðâàííóþ ôàñöèþ. Åñëè îðãàíèçìó äîëãî íå óäàåòñÿ âîññòàíîâèòü ðàçðûâ, îí íå íàõîäèò íè÷åãî ëó÷øå, ÷åì çàìåñòèòü ñâÿçêó â îáëàñòè ðàçðûâà êîñòüþ. (Åñëè êîïíóòü ãëóáæå — ýòî êîíå÷íî æå íå êîñòü â îáùåì ñìûñëå, íî ñóòü òà æå). Òàêàÿ òêàíü íàèìåíåå òðåáîâàòåëüíà ê ïèòàòåëüíûì âåùåñòâàì è áóäåò ïðî÷íåå, ïîýòîìó ýòî ïîæàëóé ñàìûé ëîãè÷íûé âûõîä. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî ïÿòî÷íàÿ øïîðà ýòî íèêàêîé íå øèï, êîòîðûé âðåçàåòñÿ â ìÿãêèå òêàíè è âûçûâàåò áîëü, à îêîñòåíåâøàÿ ñâÿçêà, è ñàìà ïî ñåáå øïîðà íå âûçûâàåò áîëü, êîñòü íå ìîæåò áîëåòü. Ýòî ïðîñòî ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå ïðîÿâëåíèå äëèòåëüíîãî âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà â ïëàíòàðíîé ôàñöèè. Ïîýòîìó èäåè ïî ïîâîäó «ñðóáàíèÿ» ýòîãî «øèïà» áåñïî÷âåííû.
Ëå÷åíèå áóäåò çàêëþ÷àòüñÿ â ïåðâóþ î÷åðåäü â óêîðî÷åíèè ñòîïû. Êàê ýòîãî ìîæíî äîáèòüñÿ? Ïîäíÿòü ñâîä îðòîïåäè÷åñêîé ñòåëüêîé, òåì ñàìûì óìåíüøèâ óãîë, à çíà÷èò óñòðàíèâ ïðè÷èíó óäëèíåíèÿ ñòîïû. Èíîãäà ýòîãî íåäîñòàòî÷íî, ÷òî áû ïîáîðîòü áîëü, ò.ê. áîëü âîçíèêàåò èç äâóõ êîìïîíåíòîâ: ïåðâûé, ýòî íåïîñðåäñòâåííî íàäðûâ. Òàêàÿ áîëü âîçíèêàåò ïîñëå äëèòåëüíîé õîäüáû. Âòîðîé, ýòî âîñïàëåíèå, òàêàÿ áîëü áåñïîêîèò óòðîì èëè ïîñëå íåáîëüøîãî îòäûõà è ïðîõîäèò âî âðåìÿ õîäüáû. Òàêèì îáðàçîì, áîëü ïîñëå õîäüáû õàðàêòåðíà äëÿ íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ, à óòðåííÿÿ áîëü ýòî óæå äëèòåëüíûé ïðîöåññ.
Âîñïàëèòåëüíûé êîìïîíåíò ìîæåò çàïóñêàòü ñåáÿ ñàì. Ò.å. äàæå óñòðàíèâ ïðè÷èíó, âûçâàâøóþ âîñïàëåíèå, îíî íå ïðîõîäèò èç-çà âîçíèêíîâåíèÿ ïîðî÷íîãî êðóãà, ïðè êîòîðîì âîñïàëèòåëüíûå öèòîêèíû ïîñòîÿííî ïîääåðæèâàþò ýòîò ïðîöåññ. Íà ïîìîùü ïðèõîäÿò ÍÏÂÏ è â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ìåñòíîå ââåäåíèå ÃÊ, ò.í. Áëîêàäà (ñàìûé ðàñïðîñòðàíåííûé ïðåïàðàò äëÿ ýòèõ öåëåé Äèïðîñïàí). Ýòî ãðóïïû ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûõ ïðåïàðàòîâ, êîòîðûå ïîäàâëÿþò âîñïàëåíèå. Âûâîä òàêîé: íà÷èíàåì ñî ñòåëåê, åñëè íå ïîìîãàþò ÍÏÂÏ, åñëè íå ïîìîãàåò ÃÊ ìåñòíî. Ñòåëüêè îñòàþòñÿ ïîæèçíåííî, äàæå ïîñëå óñòðàíåíèÿ áîëåé äëÿ ïðîôèëàêòèêè.
Âàëüãóñàÿ óñòàíîâêà ñòîï
Âàëüãóñíàÿ äåôîðìàöèÿ ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà íå âñåãäà ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ïàòîëîãèÿ. Ó äåòåé äî 2-3 ëåò ýòî íîðìà, ââèäó ýòàïîâ ôîðìèðîâàíèÿ ñâîäîâ. Êàê ðàç äî ýòîãî âîçðàñòà ïðîäîëüíûé ñâîä çàêàí÷èâàåò ñâîå ôîðìèðîâàíèå. Ýòî íå çíà÷èò, ÷òî ñâîäà äî ýòîãî âîçðàñòà íåò. Ïðîñòî âñå ïðîñòðàíñòâî ïîä íèì çàïîëíåíî ïîäêîæíî-æèðîâîé êëåò÷àòêîé, âûïîëíÿþùåé ðîëü åñòåñòâåííîé ñòåëüêè.
Êàê ïðîèñõîäèò îòêëîíåíèå? Ïðåäñòàâüòå, ÷òî ïðîäîëüíûé ñâîä ñòîïû ñòîèò íà äîìêðàòå.  òàêîì ïîëîæåíèè ñòîïà ñòîèò ïðàâèëüíî. À òåïåðü ìû îïóñòèì äîìêðàò. Ñòîïà íà÷èíàåò çàâàëèâàòüñÿ íà ñòîðîíó îïóùåííîãî äîìêðàòà èç-çà ïîòåðè âûñîòû ïîä ïðîäîëüíûì ñâîäîì.
Íà êàðòèíêå çåëåíàÿ âîëíèñòàÿ ëèíÿÿ — ýòî ïðîåêöèÿ ïðîäîëüíîãî ñâîäà îòíîñèòåëüíî ïÿòêè (âèä ñçàäè). Êðàñíûé êâàäðàò — ýòî íàø äîìêðàò, à ÷åðíûì ÿ èçîáðàçèë ïîäîøâåííóþ ÷àñòü ïÿòêè.
Äëèòåëüíîå íàõîæäåíèå ñòîïû â òàêîì ïîëîæåíèè è ïîñòîÿííàÿ íàãðóçêà íà íåå âåäåò ê ïåðåðàñòÿæåíèþ ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà, âûçûâàÿ íåîáðàòèìûå èçìåíåíèÿ â ñòîïå.
Âîïðîñ ëå÷åíèÿ òóò î÷åíü íåîäíîçíà÷íûé. Äî ñèõ ïîð íåò åäèíîãî ìíåíèÿ ïî ëå÷åíèþ äåôîðìàöèè ñòîïû â äåòñêîì âîçðàñòå. ß ìîãó òîëüêî âûðàçèòü ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ, îñíîâàííóþ íà ëè÷íîì îïûòå è èññëåäîâàíèÿõ, õîòÿ åñòü ìíîãèå èññëåäîâàíèÿ è îïûò êîëëåã, îòëè÷àþùèéñÿ îò ìîåãî âçãëÿäà.
Îáóâü íà ïåðâûé øàã ýòî èçíà÷àëüíî íåîáîñíîâàííàÿ âåùü, ââèäó ïðèñóòñòâèÿ åñòåñòâåííîé ñòåëüêè (ïîäêîæíî-æèðîâîé ñëîé ïîä ñâîäîì) è óæ òåì áîëåå íåëüçÿ ðåêîìåíäîâàòü îáóâü ñ ñóïèíàòîðîì íà ýòîò âîçðàñò ïî, òåì æå ïðè÷èíàì. Òàêòèêà âûæèäàòåëüíàÿ.
Ïîñëå 2-3 ëåò ïðè ñîõðàíåíèè çàâàëà ñòîïû ïðèìåíÿåòñÿ ôèçèîòåðàïèÿ, ËÔÊ, òåéïèðîâàíèå, îáóâü ñ ñóïèíàòîðîì è æåñòêèì çàäíèêîì. Ïîñëå 5 ëåò ðàññìàòðèâàåòñÿ íåîáõîäèìîñòü èçãîòîâëåíèÿ èíäèâèäóàëüíîé ñòåëüêè.  áîëåå ïîçäíåì âîçðàñòå îïðåäåëÿåòñÿ íåîáõîäèìîñòü îïåðàòèâíîãî ëå÷åíèÿ.  îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ îïåðàöèÿ ðàññìàòðèâàåòñÿ íà áîëåå ðàííèõ ñðîêàõ. Ñ îïåðàöèåé èëè áåç, ñòåëüêè îñòàþòñÿ ïîæèçíåííî.
Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî ñòåëüêè íè÷åãî íå êîððåêòèðóþò. Èõ íàäî ðàññìàòðèâàòü íå êàê êîððåêòîðû, à êàê ïðîòåçû, ïðîòåçû ñâîäîâ. Ò.å. ïîêà ñòîïà íà ñòåëüêå ñâîäû ïîäíÿòû, áåç íèõ — îïÿòü çàâàë. Ñòåëüêè è ñóïèíàòîðû â îáóâè â äåòñêîì âîçðàñòå ïðèìåíÿþòñÿ äëÿ íåäîïóùåíèÿ íåîáðàòèìîé äåôîðìàöèè ñòîï, à íå äëÿ êîððåêöèè âûñîòû ñâîäà. Ò.å. ìû èìèòèðóåì ñâîä, ïîêà ðåáåíîê ïðîõîäèò ëå÷åíèå, ÷òî áû íå ïåðåðàñòÿãèâàü ñâÿçî÷íûé àïïàðàò. Ìû íèêàê íå ìîæåì ïîâëèÿòü íà ðàçâèòèå êîñòíî-ñâÿçî÷íî-ìûøå÷íîãî êîìïëåêñà, ýòî çàêëàäûâàåòñÿ èçíà÷àëüíî â óòðîáå. Ïîýòîìó ïðèìåíåíèå æåñòêèõ ñòåëåê íå òîëüêî áåññìûñëåííî, íî è âðåäíî. Ñòîïà äîëæíàÿ ðàáîòàòü, òîëüêî â òàêîì ñëó÷àå ìûøöû ãîëåíè, óäåðæèâàþùèå ñòîïó è ìûøöû â ñàìîé ñòîïå ðàáîòàþò è, ñëåäîâàòåëüíî, ðàçâèâàþòñÿ. Íåîáõîäèìû ïîëóæåñòêèå ñòåëüêè, ïîçâîëÿþùèå ñòîïå, à çíà÷èò ìûøöàì ðàáîòàòü. Ôèçèîòåðàïèÿ, â ñâîþ î÷åðåäü, äàåò óëó÷øåíèå ìåòàáîëèçìà â ìûøöàõ ñòîïû è ãîëåíè, ïîìîãàÿ èõ ðàçâèòèþ.
Îòäåëüíî õî÷ó ñêàçàòü ïðî íîøåíèå îáóâè ñ âûñîêèì áåðöåì. Òàêàÿ îáóâü èñêëþ÷àåò äâèæåíèå â ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå, ïîñëåäñòâèÿ ïîíÿòíû: íåðàáîòàþùèé ãîëåíîñòîï, à çíà÷èò íåðàáîòàþùèå ìûøöû ãîëåíè è, êàê ñëåäñòâèå, íåäîðàçâèòèå ýòèõ ìûøö.
Ðàöèîíàëüíàÿ îáóâü äëÿ äåòåé äî 3 ëåò ýòî æåñòêèé çàäíèê, øèðîêèé íîñ, îòñóòòñòâèå ãðóáûõ øâîâ âíóòðè áîòèíêà è íåáîëüøîé êàáëóê äî 0.5-1 ñì. Èíîãäà ïðîèçâîäèòåëü äåëàåò îòäåëüíî ïðîøèòóþ ïîäóøå÷êó, èäóùóþ ïðàêòè÷åñêè âðîâåíü ñ îñòàëüíîé ïîäîøâîé, ýòî äîïóñòèìî. Ïîëå 3 ëåò òî æå ñàìîå, íî óæå ñ ñóïèíàòîðîì. Åñëè ïðèíÿòî ðåøåíèå î íîøåíèè ñòåëüêè, òî ñóïèíàòîð äîëæåí áûòü ëèáî ñúåìíûì, ëèáî äîëæåí îòñóòñòâîâàòü âîâñå. Èäåàëüíî äëÿ óñòàíîâêè ñâîåé ñòåëüêè, êîãäà ñòåëüêà ñ ñóïèíàòîðîì ñíèìàþòñÿ. Òîãäà ïðè óñòàíîâêè ñâîåé ñòåëüêè íå áóäåò ñêðàäûâàòüñÿ ïðîñòðàíñòâî â îáóâè.
 áîëåå ïîçäíåì âîçðàñòå è ó âçðîñëûõ âàëüãóíîå ïîëîæåíèå êîððåêòèðóåòñÿ òîëüêî èíäèâèäóàëüíûìè ñòåëüêàìè, íî è î ðàöèîíàëüíî îáóâè íå ñòîèò çàáûâàòü. Ñ èíäèâèäóàëüíûìè ñòåëüêàìè ñàìîå ãëàâíîå = ýòî æåñòêèé çàäíèê. Îí äîïîëíèòåëüíî óäåðæèò ïÿòêó îò ñâàëèâàíèÿ.
Âàëüãóñíàÿ äåôîðìàöèÿ ïàëüöà (Hallux valhus) è äåôîðìàöèÿ Òåéëîðà
Ðàññìîòðèì èõ âìåñòå, ïîòîìó ÷òî ýòî áðàòüÿ-áëèçíåöû. ×òî ýòî çà çâåðè? Ïîìíèòå ÷òî ïðîèñõîäèò ïðè ïîïåðå÷íîì ïëîñêîñòîïèè? Ïëþñíåâûå êîñòè ðàñõîäÿòñÿ âååðîîáðàçíî. Ýòî ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî êðàéíèå ïëþñíåâûå êîñòè (1 è 5) íà÷èíàþò âûïèðàòü ïî áîêàì. Âíåøíå ìû âèäèì ïîÿâëåíèå «êîñòî÷åê» ó áîëüøîãî ïàëüöà è ìèçèíöà.
 ñâîþ î÷åðåäü ïàëüöû òàê æå îòêëîíÿþòñÿ. Ýòî ïðîèñõîäèò èç-çà òÿãè ñóõîæèëèÿìè ìûøö, êîòîðûå ïðèêðåïëÿþòñÿ ê ýòèì ïàëüöàì. Ïëþññíåâûå êîñòè îáðàçóþò ñ ïàëüöàìè ñóñòàâû (ïëþñíå-ôàëàíãîâûå). Ïëþñíåâàÿ êîñòü îòêëîíÿÿñü ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ïàëåö ïûòàåòñÿ óéòè âìåñòå ñ íåé. Íî ñóõîæèëèÿ, ñòàðàþòñÿ óäåðæàòü åãî íà ìåñòå. Ïðîèñõîäèò ýòî íà ïîñëåäíèõ ñòàäèÿõ ïîïåðå÷íîãî ïëîñêîñòîïèÿ, à òàêèå ñòàäèè íå áûâàþò èçîëèðîâàííûìè, ò.å. ìû íèêîãäà íå ãîâîðèì î ïîïåðå÷íîì ïëîñêîñòîïèè íà òàêèõ ñòàäèÿõ îòäåëüíî, ýòî êîìáèíèðîâàííîå ïëîñêîñòîïèå, ò.å. Ñòðàäàåò è ïðîäîëüíûé ñâîä, à çíà÷èò ñòîïà óäëèíÿåòñÿ, à çíà÷èò ñóõîæèëèÿ, êàê è ïëàíòàðíàÿ ôàñöèÿ, íàõîäÿòñÿ â íàòÿæåíèè è åùå áîëüøå óòÿãèâàþò ïàëåö çà ñîáîé.
Ðàçíèöà ìåæäó Hallux valgus è äåôîðìàöèåé Òåéëîðà ëèøü â òîì, ÷òî áîëüøîé ïàëåö îòêëîíÿåòñÿ êíàðóæè, à ìèçèíåö êíóòðè.
Ëå÷åíèå ÒÎËÜÊÎ îïåðàòèâíîå. Ïðîôèëàêòèêà ñòåëüêè. Íà îïåðàöèÿõ ÿ íå áóäó îñòàíàâëèâàòüñÿ, èõ âåëèêîå ìíîæåñòâî. Îïåðèðóÿ ýòè ïàòîëîãèè îáû÷íî èõ êîìáèíèðóþò è âàì íå íóæíî óòðóæäàòüñÿ, âíèêàÿ â íèõ. Ñóòü èõ çàêëþ÷àåòñÿ â êîððåêöèè ïîëîæåíèÿ îñíîâû äåôîðìàöèè îòêëîíåíèÿ ïëþñíåâûõ êîñòåé, èõ «ñòàâÿò íà ìåñòî». Ïîñëåîïåðàöèîííûé ïåðèîä çàêëþ÷àåòñÿ â íîøåíèè ñïåöèàëüíîé îáóâè îêîëî 1,5 ìåñÿöåâ. Ò.å. Âû ìîæåòå õîäèòü íà ñâîèõ äâîèõ ïðàêòè÷åñêè ñðàçó ïîñëå îïåðàöèè, ïîýòîìó ÷àñòî îïåðèðóþò ñðàçó äâå ñòîïû. Øâû ñíèìàþò íà 12-14 ñóòêè. Âïîñëåäñòâèè íîøåíèå ñòåëåê.
Çàáûë ñêàçàòü ïðî ìîëîòêîîáðàçíóþ äåôîðìàöèþ ïàëüöåâ. Ñóòü òà æå. Ìûøöû òÿíóò çà ïàëåö, íî èç-çà öåíòðàëüíîãî ïîëîæåíèÿ ýòèõ ïàëüöåâ (2-4, ÷àùå 2,3 ïàëüöû) îíè íå îòêëîíÿþòñÿ, à ñãèáàþòñÿ.
Íàâåðíîå âû óæå ïîíÿëè, ÷òî âñå êîððåêòîðû, áàíäàæè è äðóãèå ïðèñïîñîáëåíèÿ, íàïðàâëåííûå íà óñòðàíåíèå ýòèõ äåôîðìàöèé àáñîëþòíî áåñïîëåçíû äëÿ ëå÷åíèÿ. Íî îíè ìîãóò ïîìî÷ü ñíÿòü áîëåâîé ñèíäðîì äî îïåðàöèè èëè åñëè âàì î÷åíü íå õî÷åòñÿ ëîæèòüñÿ íà îïåðàöèîííûé ñòîë. Áîëü ïðè ýòèõ ïàòîëîãèÿõ âîçíèêàåò èç-çà íàðóøåíèÿ ñîîòíîøåíèé â ñóñòàâàõ. Ñóñòàâíûå ïîâåðõíîñòè ñìåùàþòñÿ îòíîñèòåëüíî äðóã-äðóãà, à çíà÷èò âî âðåìÿ äâèæåíèÿ õðÿùè èñòèðàþòñÿ, ÷àñòè÷êè èõ ïîïàäàþò â ñóñòàâ, âûçûâàÿ âîñïàëåíèå è áîëü. Âîñïàëåíèå â ñóñòàâå âûçûâàåò áóðñèò ýòî âîñïàëåíèå ñóñòàâíîé ñóìêè, êîòîðàÿ îêðóæàåò êàæäûé ñóñòàâ è âûðàáàòûâàåò ñèíîâèàëüíóþ æèäêîñòü (æèäêîñòü, êîòîðàÿ «ñìàçûâàåò» ñóñòàâ è ïèòàåò õðÿù). Îò ýòîãî ñóìêà ñóñòàâà âûðàáàòûâàåò áîëüøîå êîëè÷åñòâî æèäêîñòè, ÷òî óâåëè÷èâàåò åå ðàçìåðû. Âèçóàëüíî ìû âèäèì ïîêðàñíåíèå âîêðóã ñóñòàâà è åùå áÎëüøåå óâåëè÷åíèå «êîñòî÷êè». Êîãäà ÷åëîâåê ãîâîðèò, ÷òî îí ïîáîðîë «êîñòî÷êó» áåç îïåðàöèè, îí èìååò ââèäó, ÷òî ïîáîðîë âîñïàëåíèå è êàïñóëà ñóñòàâà íå âûïèðàåò, à çíà÷èò âèçóàëüíî êîñòî÷êà ñòàíîâèòñÿ ìåíüøå.
Íà ïîñòîÿííóþ íîñêó ïðèìåíÿþòñÿ ìåæïàëüöåâûå êîððåêòîðû. Èíîãäà ïàëåö íàñòîëüêî äîëãî íàõîäèòòñÿ â íåïðàâèëüíîì ïîëîæåíèè, ÷òî îí íå âûãèáàåòñÿ êóäà íàäî, ýòî ñîñòîÿíèå íàçûâàåòñÿ «ðèãèäíûé ïàëåö». Íà ïîìîùü ïðèõîäÿò íî÷íûå îðòåçû. Îíè íàñèëüñòâåííî ðàñòÿãèâàþò ñóñòàâíóþ ñóìêó, íåìíîãî óâåëè÷èâàÿ ïîäâèæíîñòü ïàëüöà, à çíà÷èò âîçìîæíîñòü åãî êîððåêöèè.
Источник