Перелом ржд травма

Перелом ржд травма thumbnail

Железнодорожная травма : лекция // Избранные лекции по судебной медицине (судебно-медицинская травматология) / Лев Моисеевич Бедрин. — Ярославль: Ярославск. гос. мед. институт, 1989. — С.73-84.

Среди транспортных травм значительный удельный вес занимает травма от железнодорожного транспорта. Точных статистических данных в нашем распоряжении нет, однако можно сказать, что железнодорожный травматизм, вместе с мотоциклетным занимает 2—3 место (после автомобильного) . Травмы, причиненные частями движущегося железнодорожного транспорта, очень тяжелые, большинство их заканчивается смертью пострадавших уже на месте происшествия.

Условия, при которых возникают железнодорожные травмы, могут быть различными. Травмы возникают при наезде локомотива на пешеходов при хождении их по железнодорожным путям, при выпадении из вагонов движущегося состава, в вагонах — при столкновении поездов, схождении вагонов с рельс или при внезапной остановке движения «стоп- краном», при ударе боковыми частями локомотива и вагонов, при сдавлении между вагонами и т. п.

По роду смерти железнодорожная травма чаще всего — несчастный случай, ко встречаются и самоубийства и убийства. Кроме того, в экспертной и следственной практике встречаются случаи, когда труп жертвы, лишенной жизни каким- либо путем (удушение, травма тупым или острым предметом, из огнестрельного оружия) подкладывают на рельсы под поезд или сбрасывают с поезда, имитируя несчастный случай или самоубийство.

Железнодорожной травме посвящена большая литература. Из капитальных работ следует выделить, прежде всего, труды О.X. Поркшеяна (1965) и С.С. Мунтяна (1977).

По аналогии с определением автомобильной травмы, железнодорожной травмой называют комплекс механических повреждений, прямо связанных с движением железнодорожного транспорта (от ударов или сдавливания частями наружными или внутренними движущегося железнодорожного транспорта, падения с него).

Различают следующие виды железнодорожной травмы:

  1. Удар частями движущегося железнодорожного транспорта.
  2. Переезд колесами движущегося железнодорожного транспорта.
  3. Падение с движущегося железнодорожного транспорта.
  4. Сдавливание тела между частями транспорта.
  5. Травма внутри вагона движущегося железнодорожного транспорта.
  6. Комбинированные виды травмы.

Рис. 9. Колесо на рельсе.
1 — круг катания; 2. Гребень.
(Схема).

Перелом ржд травма

Рис. 10. Механизм прокатывания колеса через нижнюю конечность человека. (Схема). Объяснение в тексте.

Практически, виды железнодорожной травмы носят те же наименования, да и механизмы их образования такие же (удар, сотрясение, сдавливание, трение), как и при автомобильной травме, но, как читатель заметит из последующего изложения, характер повреждений и морфология их во многом отличаются, что зависит и от конструктивных особенностей самого транспорта, и от условий, в которых эти травмы возникают.

Как и при автомобильной, в каждом виде железнодорожной травмы можно выделить примерно такие же фазы — от 2-х до 4-х. Фазы травмирования и механизмы возникновения повреждений представлены в таблице 16.

Таблица 16

ФАЗЫ ТРАВМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТРАВМЫ

Травма от столкновения движущегося поезда с человекомСоприкосновение частей поезда с человекомПовреждения от удара и трения частями поезда
Отбрасывание человека и падение его на железнодорожное полотноПовреждения от удара о железнодорожное полотно
Продвижение тела по железнодорожному полотнуПовреждения от трения о железнодорожное полотно
Травма от переезда тела колесами поездаСоприкосновение колес поезда с человекомПовреждения от удара и трения колесом поезда
Продвижение тела по железнодорожному полотнуПовреждения от удара и трение о железнодорожное полотно
Накатывание колеса поезда на телоПовреждения от сдавливания
Перекатывание колеса поезда через телоПовреждения от сдавливания
Вторичное продвижение тела по железнодорожному полотнуПовреждения от трения о железнодорожное полотно
Травма от выпадения человека из движущегося поездаСоприкосновение тела с частями поездаПовреждения от удара о части поезда
Падение человека на железнодорожное полотноПовреждения от удара о железнодорожное полотно
Продвижение тела по железнодорожному полотнуПовреждения от трения о железнодорожное полотно
Травма кондуктора и пассажира от воздействия внутренних частей поездаСдавливание тела между сместившимися внутренними частями поездаПовреждения от сдавливания
Травма от придавливания человека между частями поезда и другими преградамиСоприкосновение частей поезда с человекомПовреждения от удара наружными частями поезда
 Сдавливание тела между наружными частями поезда и др. преградамиПовреждения от сдавливания

О.Х. Поркшеян подразделяет повреждения при железнодорожной травме на две группы:

  1. Повреждения, типичные для железнодорожной травмы.
  2. Повреждения, нетипичные для железнодорожной травмы.

В свою очередь, среди типичных можно выделить:

  • а) типичные повреждения, связанные с перекатыванием колеса через тело человека;
  • б) типичные повреждения, не связанные с перекатыванием колеса через тело человека.

Общим признаком для всех видов железнодорожных травм, исключая, пожалуй, случаи травм на крышах вагонов от ударов о какие-либо путевые сооружения, будет наличие на одежде и коже следов смазочных веществ, частиц угля, балластного слоя.

Рассмотрим повреждения при железнодорожной травме более детально.

ПОВРЕЖДЕНИЯ, ТИПИЧНЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТРАВМЫ

а) Повреждения, связанные с перекатыванием колес через тело человека.

Механизм травмирующего действия катящихся колес представляется в следующем виде: часть тела (голова, шея, грудная клетка, живот, конечности) лежит на прочной основе — головке рельсы, ширина которой 7—7,5 см. Действие катящегося колеса на тело человека складывается из соприкосновения колеса с ним, въезда колеса на тело и перекатывания через него. В момент въезда колеса на тело, колесо придавливает его к головке рельсы, причем первоначально с телом соприкасается гребень колеса, несколько выступающий с внутренней стороны за диаметр колесного круга. Гребень придавливает часть круга к подошве рельса, при этом он сдавливает тело не только в направлении сверху вниз, но и придавливает часть его к внутренней боковой поверхности головки рельса. Между колесом и рельсом тело сдавливается с огромной силой, достигающей 5—20 тонн на 1 см2. Кроме сдавливания, часть тела подвергается трению от катящейся поверхности колеса. Образно говоря, действие катящегося колеса на часть тела человека можно сравнить с действием ножниц.

Читайте также:  Переломы конечностей травматический шок

При перекатывании колеса через тело человека возникают повреждения, которые можно рассматривать, как специфические для этого вида железнодорожной травмы:

ПОЛОСЫ ДАВЛЕНИЯ — отпечатки катящейся поверхности колес на коже в виде полосовидных сплошных ссадин шириной 8—14 см. Если произошло разделение тела, то эти полосы окаймляют линию разделения с обеих сторон (рис. 11). Глубина полос давления — до 0,2 см. Цвет полос давления вначале бледно-розово-фиолетовый, а затем по мере подсыхания они становятся темно-коричневыми и приобретают пергаментную плотность. Как правило, полосы давления имеют четкие границы, могут либо полностью опоясывать поврежденную часть тела, либо быть незамкнутыми. На разрезе кожи соответственно полосам давления кровоизлияний нет, кожа бледная, ибо кровь выдавливается из сосудов. Массивные кровоизлияния определяются в мягких тканях по периферии полос давления и линий разделения тела.

ПОЛОСЫ ОБТИРАНИЯ — участки кожи, лишенной эпидермиса и загрязненные смазкой, располагающиеся по периферии полосы давления. Они образуются в результате трения боковых поверхностей колесного диска о кожу во время перекатывания колеса через тело. Если тело или повреждаемая часть его закрыты одеждой, то полосы обтирания могут образовываться на ней.

Рис. 11. Расположение повреждений на животе при перекатывании колеса жел.-дор. вагона:
1 — полоса давления; 2 — место разделения тела; 3—4 — полосы обтирания. (Схема).
Объяснение в тексте.

ОТДЕЛЕНИЕ ГОЛОВЫ ОТ ТУЛОВИЩА, которое может быть полным или неполным, когда голова соединяется с туловищем кожными перемычками. Такие повреждения возникают при перекатывании колеса через область шеи. При этом происходит размозжение шейных позвонков и органов шеи. При прижизненном отделении головы в мягких тканях ее, а также грудной клетке обнаруживаются массивные кровоизлияния. Наблюдаются полосы давления и обтирания.

ПРИ ПЕРЕКАТЫВАНИИ КОЛЕСА ЧЕРЕ З ГОЛОВУ образуются обширные повреждения костей лицевого и мозгового черепа с раздроблением его на многочисленные отломки с деформацией (сплющиванием) головы, нередко с отделением части ее. На сохранившейся коже головы определяется полоса давления, чаще прерывистая.

РАЗДЕЛЕНИЕ ТУЛОВИЩА может наблюдаться на различных уровнях, в зависимости от того, какая его часть лежала на рельсах и через какую перекатывались колеса. Разделение может быть полным или неполным, когда части туловища соединяются кожными мостиками. Полоса давления выражена хорошо, если слоев одежды было мало, и плохо— если одежда была плотной и ее было много. По ходу полос, давления кровоизлияния, при прижизненном перекатывании колеса выражено очень слабо, но в расположенных рядом мягких тканях отмечаются массивные, распространяющиеся на значительном протяжении, кровоизлияния.

Внутренние органы соответственно области переезда размозжены, кости позвоночника, ребер, грудины, малого таза раздроблены,

ОТДЕЛЕНИЕ КОНЕЧНОСТЕЙ также может быть полным или неполным, поперечным или косым. На коже по периферии линии отделения видны полосы давления, кости бедра или голеней раздроблены на мелкие осколки, мышцы размозжены.

РАЗДЕЛЕНИЕ ТЕЛА НА МНОЖЕСТВО ЧАСТЕЙ происходит под действием колес при протаскивании (волочении) тела в сторону движения. Йри этом разделенные части туловища и обрывки одежды могут обнаруживаться на полотне железной дороги и рядом с ним на протяжении сотен метров. Разделенные части тела обильно загрязнены смазочными веществами, частицами балластного слоя, помаранными кровью.

Как видно из приведенных характеристик повреждений, возникающих при перекатывании колеса железнодорожного транспорта через тело человека, они настолько специфичны, что установление этого вида железнодорожной травмы обычно не вызывает затруднений. Трудности могут возникнуть при решении вопроса о прижизненности повреждений. При решении его следует использовать критерии для дифференцирования прижизненных повреждений от посмертных, о которых говорилось в лекции об общих вопросах судебно-медицинской травматологии.

При экспертизе этого вида железнодорожной травмы в план и процесс экспертизы необходимо внести изменения и проводить ряд специальных исследований, т. к. возникает ряд важных дополнительных вопросов.

План экспертизы в подобных случаях представляется в следующем виде:

  • — Установление анатомической принадлежности доставленных для исследования частей тела, принадлежности их человеку или животному. Для решения этих вопросов используется сравнительно-анатомический метод; в ряде случаев для решения вопросов о видовой принадлежности отдельных частей тела, не имеющих выраженных анатомических признаков, приходится производить реакцию преципитации.
  • — Если устанавливается, что исследуемые части тела принадлежат человеку, необходимо решить вопрос: одному или нескольким трупам принадлежат эти части. При решении этого вопроса следует использовать, кроме сравнительно-анатомического метода и судебно-медицинских данных (сопоставление частей тела по линиям и плоскостям их разделения и др.) биологические методы — определения групповой принадлежности крови. Нам представляется, что в ближайшие 10—15 лет основным методом для решения вопроса о принадлежности частей расчлененного трупа одному или нескольким лицам станет внедряемый сейчас в экспертную практику метод т. н. «генной дактилоскопии».
  • — Определение расы, пола, возраста лица, которому принадлежит труп.
  • — Идентификация личности погибших.

Этот вопрос нередко возникает даже в тех случаях, когда устанавливается, что части тела принадлежат трупу одного человека. Если .же обнаруживаются трупы нескольких человек, то этот вопрос, практически, приходится решать всегда. При этом используется ряд специальных методов, разработанных в судебной медицине и криминалистике для целей идентификации личности.

Читайте также:  Как гипсуют ногу при переломе мизинца

Кроме решения этих вопросов, эксперту, естественно, будет необходимо решить все остальные типичные для случаев насильственной смерти вопросы: о характере повреждений и механизме их возникновения, прижизненности или посмертности повреждений; причине смерти; наличии или отсутствии заболеваний, которыми пострадавший мог страдать при жизни; наличии или отсутствии алкоголя в трупе.

Особое внимание следует уделить решению вопроса о том, не имеется ли на трупе других повреждений, причиненных до железнодорожной травмы.

ТИПИЧНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕКАТЫВАНИЕМ КОЛЕСА ЧЕРЕЗ ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА

СЛЕДЫ ВОЛОЧЕНИЯ, ПРОТАСКИВАНИЯ НА ТЕЛЕ возникают, если тело человека попадает на рельсы и находится впереди локомотива. Как отмечает С. С. Мунтян (1977), тело человека может волочиться впереди движущегося железнодорожного состава на значительном протяжении, до 30 км. При волочении тела возникают множественные ссадины и царапины на различных участках тела, а также ушибленно-рваные, лоскутные и скальпированные раны, образующиеся в результате ударов о грани шпал, металлические стержни, скрепляющие рельсы и шпалы.

При волочении тела повреждается одежда; возникают многочисленные разрывы ее.

В нашей экспертной практике встретился случай, когда в результате волочения тела молодой женщины с него были сорваны все детали одежды, они были впоследствии’ обнаружены на протяжении 500 метров по ходу движения поезда. Сам труп был обнаружен обнаженным у подножия насыпи. На коже обнаружены множественные ссадины и кровоподтеки, несколько ушибленных ран. Первоначально возникла версия об убийстве на сексуальной почве.

ОТРЫВЫ КОНЕЧНОСТЕЙ могут произойти в тех редких случаях, когда туловище человека плотно фиксировано к части движущегося локомотива или вагона, а конечность захватывается какой-либо частью пути (костылем, стрелкой, крестовиной и др.). При этих условиях конечность резко натягивается, мягкие ткани разрываются, а кость ломается (от деформации растягивания). Культя конечности в этих случаях имеет весьма своеобразный вид: мышцы, сосуды, нервы и сухожилия вытянуты, выходят за плоскость отделения, края линии отрыва рваные, лоскутообразные.

СДАВЛИВАНИЕ ТЕЛА МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ВАГОНОВ И НЕПОДВИЖНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ. При этом виде железнодорожной травмы возникают многочисленные переломы костей, размятие и размозжение внутренних органов при относительной целости мягких покровов, особенно тогда, когда они были покрыты одеждой.

Давно, когда сцепка вагонов осуществлялась еще вручную, этот вид травмы наблюдался у сцепщиков вагонов, ког да их тела в области грудной клетки сдавлив.ались тарелками буферов вагонов. При этом на коже образовывались кон тактные повреждения, в виде кровоподтеков, отображающих размеры и форму буферов или их части. На это обращали внимание еще старые авторы: А.С. Игнатовский (19?1); К.А. Нижегородцев (1928), Н.С. Бокариус (1930) и другие.

ПОВРЕЖДЕНИЯ, НЕТИПИЧНЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

При железнодорожной травме нередко возникают повреждения, которые не имеют специфических и характерных для нее признаков и которые свойственны механическим повреждениям от тупых твердых предметов вообще.

Морфологически они выражаются в ссадинах, кровоподтеках, ушибленных, рвано-ушибленных и лоскутных ранах, переломах костей, признаках сотрясения тела.

Такие повреждения могут возникать при ударах выступающими частями движущегося железнодорожного транспорта и отбрасывании тела с последующим ударом его о грунт; при падении с подножек и крыши вагонов; при ударах о путевые сооружения; при травме внутри вагонов во время крушения поезда или при резком торможении. В этих случаях немалое значение для диагностики железнодорожной травмы будут иметь данные осмотра трупа на месте его обнаружения и другие материалы дела.

Осмотр трупа на месте его обнаружения при железнодорожной травме имеет свои .особенности. Прежде всего осматривается не только труп и обстановка, его окружающая, но и полотно железной дороги, насыпь на значительном расстоянии в обе стороны (для обнаружения следов крови, частей расчлененного тела, обрывков одежды и других предметов, которые могут иметь отношение к происшествию). Необходимо описать положение трупа или его расчлененных частей по отношению к рельсам, другим сооружениям. Если представляется возможным осмотреть локомотив или поезд (предполагаемое орудие травмы), следует искать следы крови, частицы тканей, тела, волосы, обрывки одежды на колесах, рамах, тележках и других местах.

Источник

Перелом позвоночника — перелом судьбы…

нейрохирург д.м.н. профессор А. В. Басков

      С различными травмами мы знакомы с детства. Кто не падал или не резал себе палец? Последствия таких травм быстро забываются и проходят почти бесследно. Но существуют травмы, которые могут полностью перевернуть или даже оборвать жизнь человека. Особое место среди них занимает повреждение позвоночника. Позвоночный столб участвует в каждом движении. Он содержит в себе и защищает спинной мозг, и поэтому травма позвоночника часто осложняется неврологическими нарушениями, связанными с неправильной работой спинного мозга.

      Даже в очевидно мирное время продолжается война. Эта война на дорогах. Автодорожные происшествия занимают первое место среди причин травмы позвоночника и спинного мозга. Типичный случай: столкновение автомобиля. В эти роковые секунды голова человека продолжает по инерции двигаться вперед, а неподвижное туловище создает точку опоры. В результате происходит резкое сгибание шеи и один или несколько позвонков или межпозвонковых дисков буквально раздавливаются (возникает перелом позвоночника, лечение которого должно быть начато как можно раньше). Подобный механизм даже получил особе название «хлыстовая» травма шейного отдела позвоночника. Другая типичная травма пассажира автомобиля перелом грудных позвонков. Часто он наблюдается при использовании ремня безопасности. В момент столкновения ремень делает неподвижной нижнюю половину туловища, а верхняя часть продолжает движение вперед, что приводит к резкой нагрузке на грудные позвонки, и они не выдерживают. Очень часто отломки позвонка или фрагменты межпозвонкового диска сдавливают спинной мозг развиваются нарушения чувствительности, параличи.

Читайте также:  Сколько лежат на растяжке при переломе

      К сожалению, предотвратить или предвидеть автодорожное происшествие подчас невозможно. Но оказать правильную помощь пострадавшему и избежать неправильных действий, которые могут нанести вред, мы обязаны. Прежде всего, каждому пострадавшему в автокатастрофе, даже если он выбежал из машины и возбужденно кричит на окружающих, необходимо надеть шейный головодержатель он обязательно имеется в машине «скорой помощи». Тем более это необходимо при наличии явных признаков травмы. Каждый пострадавший должен считаться потенциально имеющим травму шейного отдела позвоночника ( перелом позвоночника ) до специального рентгенологического обследования. Дело в том, что через минуты или часы после травмы поврежденные позвонки могут дополнительно смещаться и повреждать спинной мозг. Очень коварными бывают переломы первого и второго шейных позвонков, которые располагаются сразу у черепа. Часто они разламываются на несколько отдельных отломков лопающийся перелом первого шейного позвонка, или появляется трещина в зубовидном отростке второго шейного позвонка. Такие травмы долго могут проявляться лишь болями и тугоподвижностью шеи, а позже при вторичном смещении сдавливается ствол головного мозга, развивается полный паралич всех конечностей или даже остановка дыхания. Простой головодержатель может предупредить эти грозные осложнения и спасти жизнь.

      Давайте оставим опасный дорожный поворот и перенесемся в спокойный лес… Наступает запоздалая весна, лето. Пора отпусков, пикников, каникул. Жара… новое озеро ох как хочется искупаться, нырнуть поглубже… Но некоторые не выныривают их достают друзья. Тем больше опасность, если Вы хорошо плаваете и полны самоуверенности. Среди врачей даже существует особый жаргон «ныряльщики» — пациенты, получившие травму шейного отдела — перелом позвоночника во время ныряния. Почему в этом случае человек так беззащитен? В воде происходит полное расслабление мышц туловища и шеи. При нырянии в незнакомом месте оно часто оказывается мелким (особенно если Вы немного выпили спиртного и самоконтроль понижен). При столкновении о дно расслабленные мышцы просто не могут удержать шею в прямом положении, происходит ее резкое сгибание и… далее Вы можете догадаться сами. Такого пострадавшего после первичной реанимации удаления воды из дыхательных путей, искусственного дыхания и непрямого массажа сердца при необходимости ни в коем случае нельзя перевозить без головодержателя, не следует проводить самостоятельное лечение перелома позвоночника , что может навредить пациенту.

      Как же заподозрить перелом позвоночника , даже если нет никаких параличей и Вы считаете, что Вам просто повезло? Важным признаком является сильная не проходящая боль в позвоночнике. Ваше 15 летнее чадо спрыгнуло с гаража и через неделю заявляет, что спина все еще болит. Это настораживающий симптом. Особенно важно, если боли отдают в руки или ноги это может свидетельствовать о раздражении нервных корешков спинного мозга. Во всех этих случаях необходимо пройти рентгенографическое обследование позвоночника. Иногда в травм пункте не обнаруживают повреждения позвоночника, а Ваше шестое чувство не успокаивается, и сильная боль остается. В этом случае существуют доступные современные методы обследования компьютерная и магнитно резонансная томография. Эти методы обследования Вам назначит нейрохирург, который полностью развеет Ваши опасения или выявит иногда трудно диагностируемый перелом.

      Особенно подвержен травмам позвоночник пожилых людей. С возрастом плотность костной ткани уменьшается развивается всем известный остеопороз. Даже падение с табурета или просто неловкое движение может привести к перелому хрупких позвонков. Чаще других в этих случаях страдает нижнегрудной или поясничный отдел позвоночника. Если после подобного происшествия сразу возникла боль в позвоночнике, которая не утихает в течение нескольких дней необходимо обязательно обследоваться у врача.

      Что может медицина в связи с такой сложной травмой, как перелом позвоночника ? К счастью, может многое. Современный подход к лечению больных с травмой позвоночника очень активный. Если 10 20 лет назад основным методом лечения была иммобилизация строгий постельный режим и гипсовая повязка течение многих месяцев, то в настоящее время большинство пациентов с серьезными травмами позвоночника должны оперироваться. Новейшие технологии позволяют укрепить поврежденные позвонки титановыми конструкциями, благодаря чему уже на следующий день после операции пациент может ходить или быть высаженным в коляску. Это дает возможность рано начать реабилитацию и быстро возвратиться к активной жизни, работе. К сожалению, боязнь операции часто приводит пациентов к трагическому финалу болезни. При переломе нарушается кровоснабжение позвонка, что может привести к его рассасыванию через несколько месяцев или даже лет. В результате наступает вторичное смещение позвонка, сдавление спинного мозга. И тут уже медицина пока бессильна: параличи, нарушения чувствительности и мочеиспускания часто не поддаются полному излечению.

      Появляются и новые малые вмешательства на позвоночнике, малоинвазивное лечение. Например, введение иглы в поврежденный позвонок и заполнение его специальной укрепляющей пластмассой. Процедура проводится под местным обезболиванием и называется вертебропластикой.

      Правильно поставить диагноз, выбрать верный метод лечения и эффективно помочь больному с повреждением позвоночника может только врач. Специалисты Центра патологии спинного мозга успешно это делают в течение многих лет. И чем раньше пациент обращается, тем более эффективно лечение . И тогда, перелом позвоночника может оказаться не переломом судьбы, а испытанием, которое закончится хорошо.

Источник