Перелом рамы самосвалов

Перелом рамы самосвалов thumbnail

Автор
Тема: Новая концепция переломки ?  (Прочитано 7341 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Пишу «новая концепция» со знаком вопроса потому что не знаю,изготавливал кто ни будь такую или нет… Идея в следующем- рама-переломка,но узел перелома с одной степенью свободы (допустим шкворень переднего моста Газ-53-очень крепкая железка) Мосты -М 412 на А-образной подвеске с пружинами. Такая конструкция по моему мнению упростит трансмиссию и повысит надёжность приводов к мостам. Ваше мнение? В настоящее время готовлю железки для постройки переломки-планирую использовать движок СЗД, коробку 08,мосты М 412,узел перелома-шкворень переднего моста Газ 53  и т.д. Колёса-ободраши ИД-П 284 Вес-минимальный.

Вот тоже думаю о недопереломыше
По задумке на переднюю телегу поставить токо двигун с кпп
Вопрос только в угле сгиба кардана

Зачем тогда две полурамы?

Получаем — Хищник

  Евгений Владимирович

На лунаходах по такому принципу есть  вездеход «Лунный Кот», очень лёгкий на спареных камерах с движком Д-300

Идея в следующем- рама-переломка,но узел перелома с одной степенью свободы (допустим шкворень переднего моста Газ-53-очень крепкая железка) Мосты -М 412 на А-образной подвеске с пружинами. Такая конструкция по моему мнению упростит трансмиссию и повысит надёжность приводов к мостам. 

Я вижу такие «плюсы»: 
— упрощение узла перелома;
— мягкая подвеска.
И такие «минусы»:
— наличие подвески и как минимум 3 пружин не даст выигрыша в весе;
— подвеска «съест» немного ширины кузова, но на маленьком везде это может оказаться заметно;
— поднимется центр тяжести при неизменном клиренсе по мостам.
Кроме того, одним из достоинств переломки считаю то, что если колесо закопалось, то его довольно просто приподнять за полураму. А на везде с подвеской вы еще свободный ход этой самой подвески выбирать будете…

есть погрузчики фронтальные по подобной схеме.похожи на т150 но рама только изгибаеться.задний мост ,тот где двигатель подрессорен.помоему можно и совсем без пружин сделать.просто один из мостов на балансире.но опять же плюс основной что если перелом точно в середине можно езить на постоянном полном жостком приводе,угловые скорости мостов будут одинаковы в поворите,у хищьника так не получиться.если в место раздатки кпп 08 с завареным дифом есть смысл с такой схеме,если раздатка нивы-лучьше схема хищьника.вот такое мнение у меня.

Да,можно упростить-передний мост-балансир,задний- на А-подвеске с пружинами.(Или наоборот-выберем где комфортнее водителю…) Сразу же уменьшится вес аппарата…Основная задача ведь контакт всех 4-х колёс с подстилающей поверхностью,а не «уют» для водителя…А подбором хода балансира и А-подвески я думаю можно достичь примерно такого же эффекта,как и поворот полурам в вертикальной плоскости.

Ну да, в переломке и так в ценре кузова дыра, которая крадет третью часть полезного пространства, так еще и над мостами его не будет.

Евгений Владимирович, большие перегоны по нормальной дороге планируются? И какая расчётная максимальная скорость?

На мой взгляд основное достоинство переломки простота изготовления, подвески нет но в то-же время качание полурам относительно друг друга позволяют получить постоянный контакт всех колес с грунтом, а если уж делать подвеску то лучше сразу рамник строить, а то деиствительно как говорит Valeriy свободного места совсем не останется.

И моё мнение тоже аналогично
Переломка хороша как она есть

Эти модернизации делают только хуже, приближая к рамнику и его болячкам
Недопереломыш возьмет не хорошее, а плохое из двух схем — переломка и рамник


Недопереломыш возьмет не хорошее, а плохое из двух схем — переломка и рамник

согласен.
трудоемко, лишний вес и все равно ограничения по диагоналке.
но если пробовать, то я бы мотор сзади установл бы. ему все равно где стоять, а ехать на передней тележке наверняка интересней, чем на задней.

Сегодня катался на переломке.
не заметил за собой желания иметь подвеску.
единствнное чего действительно не хватало. так это раздатки.

Евгений Владимирович, давно вынашиваю такой вариант компоновки.
Все минусы, о которых говорили коллеги, действительно, имеют место быть!

Единственное преимущество перед обычной переломкой с двумя степенями свободы в узле перелома и вваренными в раму балками мостов — наличие упругой подвески.
Необходимость подвески для защиты от динамических нагрузок от дороги на конструкцию машины и на комфорт для пассажиров появляется со скоростью в квадратичной зависимости.
Взять к примеру трактор «Беларус» без подвески с балансирным передним мостом: на его нормальной скорости вполне хватает для водителя подпружиненного сиденья, а для рамы того металла, который там заложен (а его там немало) А вот разгони этот трактор 50 и выше, да по разбитому асфальту или грунтовке… Даже Саня закричит: «Хочу-у-у подвеску!!!»

Читайте также:  Переломы костей предплечья гипс

Поэтому предлагаю скорешиться и построить этот вариант, а потом, в сравнении ответить на все вопросы нашего сообщества. НО!

НО! Надо реализовать основное преимущество подвески, раз нагрузки уменьшаются, надо и конструкцию облегчить, а это потребует более вдумчивого подхода к строительству.

Второе НО, при плавании у переломок смещается центр тяжести при складывании, если совсем плохо распределить нагрузки по длине, то можно и оверкиль словить…Тоже требуется подумать на стадии компоновки.

Вот на этой самой стадии у меня всё и затормозилось, честно говоря…правда, по другим причинам, не из-за сложностей проектирования. ободрыши (КФ-97) я приобрел, движок с инвалидки тоже.
Коробка от переднеприводного автомобиля для такой схемы уже не нужна, в движке то уже имеется коробка…нужно дополнительное понижение 2,5-4 и раздатка, не обязательно с дифференциалом. Т.е.  вариант с раздаткой от Нивы, УАЗа, ГАЗ-69, Газели и просто цепная передача и карданные валы на мосты, такую схему устроил бы.

Подвеску стоит строить на стойках от ВАЗовских переднеприводных машин. Рессорная подвеска, особенно сзади, под кузовком, тоже получится неплохо.

ИМХО, надо начать с техзадания: что, сколько, в каких условиях и как быстро возить надо. Если компоновать не на полу в сарае, а на мониторе, то нужны размеры колеса и моста. Движок я уже обмерил.

И название нужно, на всю концепцию!  Переломка с подвеской, типа ПереПод 

Источник

Рама является несущим элементом грузового транспотртного средства, на раме крепится и кузов (автонадстройка), и шасси, поэтому к раме предъявляются очень высокие требования прочности.

Существует два вида деформаций рамы:
— естественная (во время эксплуатации транспортного средства);
— искусственная (аварийная).

Естественная деформация — это такая деформация рамы, которая происходит при эксплуатации транспортного средства.

Например: наша компания занимается изготовлением автотентов. На
некоторых длинномерных полуприцепах рама  настолько слабая, что после
загрузки изменяется  геометрия рамы (появляется
вертикальный прогиб рамы до 50мм) и изготовленный нами новый тент уже
не подходит (люверсы не попадают на бортовые скобы), так как изменилась
геометрия каркаса.

Теперь рассмотрим искусственную (аварийную) деформацию рамы. Существуют различные аварийные дефекты рамы:

Ремонт грузовых рам – это целя наука. Это далеко не автодело – это сочетание таких наук, как сопромат (сопротивление материалов) и технология металлов.

Правка и ремонт деформированной рамы – это очень сложный технический процесс, требующий высокой квалификации от специалистов по ремонту рам.

Компания «РАДАР» сертифицирована на ремонт грузовых рам и имеет богатый опыт в таких работах.
Ниже приведены примеры некоторых наших работ.

Правка рамы пухтовоза

Ремонт рамы автомобиля КАМАЗ

 Правка рамы пухтовоза

 Ремонт рамы автомобиля КАМАЗ

Правка перекоса установки автомобиля КАМАЗ

Восстановление геометрии перекошенной рамы

 Правка перекоса установки автомобиля КАМАЗ

 Восстановление геометрии перекошенной рамы

Восстановление геометрии установки пухтовоза

Ремонт перекошенного пухтовоза

 Восстановление геометрии установки пухтовоза

 Ремонт перекошенного пухтовоза

Монтаж подрамников (надрамников) на грузовики

Усиление рамы Газели

 Монтаж подрамников (надрамников)
на грузовики

 Усиление рамы Газели

Усиление кузовов на грузовиках

Усиление рам грузовых автомобилей

 Усиление кузовов на грузовиках

 Усиление рам грузовых автомобилей

Увеличение длины грузовых автомобилей

Удлинение прицепов и полуприцепов

 Увеличение длины грузовых автомобилей

 Удлинение прицепов и полуприцепов

Изготовление и монтаж откидных лап-опор

Откидная (складная) лапа-опора

 Изготовление и монтаж откидных лап-опор

 Откидная (складная) лапа-опора

Сварка в аргоне переломленного алюминиевого кузова.

Сварка аргоном в Санкт-Петербурге

 Сварка в аргоне переломленного алюминиевого кузова

 Сварка аргоном в Санкт-Петербурге

Правка алюминиевых кузовов самосвалов

Усиление бортов самосвалов

 Правка алюминиевых кузовов самосвалов

 Усиление бортов самосвалов

Ремонт вертикального прогиба рамы

Ремонт аварийных самосвалов

 Ремонт вертикального прогиба рамы

 Ремонт аварийных самосвалов

Ремонт деформированной рамы

Восстановление рамы Газели после ДТП

 Ремонт деформированной рамы

 Восстановление рамы Газели после ДТП

Правка кузова Газели

Сварочные работы

 Правка кузова Газели

 Сварочные работы

Камаз- перевёртыш

Правка самосвальных рам

 Камаз- перевёртыш

 Правка самосвальных рам

Ремонт грузовых рам

Правка сложного подрамника

 Ремонт грузовых рам

 Правка сложного подрамника

Восстановление геометрии надрамника

Сварочные работы

 Восстановление геометрии надрамника

 Сварочные работы

Правка гидроцилиндра

Сварочные работы по гидроцилиндрам

 Правка гидроцилиндра

 Сварочные работы по гидроцилиндрам

Восстановление геометрии самосвалов

Ремонт кузовов самосвалов

 Восстановление геометрии самосвалов

 Ремонт кузовов самосвалов

Правка лесовозного полуприцепа

Ремонт рамы прицепа

 Правка лесовозного полуприцепа «НОВТРАК»

 Ремонт рамы прицепа «НОВТРАК»

Восстановление

Правка рамы полуприцепа-сортиментовоза

 Восстановление геометрии рамы полуприцепа Meusburger НОВТРАК

 Правка рамы полуприцепа-сортиментовоза

Винт контейнерной рамы 62 см

Правка контейнерной площадки

 Винт контейнерной рамы 62 см

 Правка контейнерной площадки

Ремонт закрученных рам  полуприцепов

Правка грузовиков

 Ремонт «закрученных» рам полуприцепов

 Правка грузовиков

Сварка пола седельного тягача IVEKO STRALIS

Сварка лонжерона тягача ИВЕКО СТРАЛИС

 Сварка пола седельного тягача IVEKO STRALIS

 Сварка лонжерона тягача ИВЕКО СТРАЛИС

Ремонт разрывов  пола на  седельном тягаче

Сварка  трещин рам тягачей

 Ремонт разрывов пола на седельном тягаче

 Сварка трещин рам тягачей

Правка самосвала

Сварочные работы

 Правка самосвала

 Сварочные работы

Излом рамы самосвала

Сварка  металлоконструкций

 Излом рамы самосвала

 Сварка металлоконструкций

Ремонт  разрыва рамы

Усиление самосвала

 Ремонт разрыва рамы

 Усиление самосвала

Сварка рамы пухтовоза

Усиление рам и установок пухтовозов

Читайте также:  Чем обезболить место перелома

 Сварка рамы пухтовоза

 Усиление рам и установок пухтовозов

Правка рамы самосвала

Ремонт рам самосвальных полуприцепов

 Правка рамы самосвала

 Ремонт рам самосвальных полуприцепов

Восстановление геометрии самосвалов

Сварка рам самосвалов

 Восстановление геометрии самосвалов

 Сварка рам самосвалов

Правка рамы тягача

Восстановление рамы седельного тягача

 Правка рамы тягача

 Восстановление рамы седельного тягача

Правка рамы грузовых автомобилей

Кузовной ремонт рам грузовиков

 Правка рамы грузовых автомобилей

 Кузовной ремонт рам грузовиков

Правка рам самосвалов в Санкт-Петербурге

Восстановление геометрии грузовиков

Правка рам самосвалов в Санкт-Петербурге.

Восстановление геометрии грузовиков.

Покупка аварийных самосвалов

Ремонт рам спецтехники

Покупка аварийных самосвалов.

Ремонт рам спецтехники.

Правка несущих элементов грузовых автомобилей

Правка рам полуприцепов

Правка несущих элементов грузовых автомобилей.

Правка рам полуприцепов.

Ремонт рам грузовиков

Восстановление рам после ДТП

Ремонт рам грузовиков.

Восстановление рам после ДТП.

Сварка разрывов и трещин рам грузовиков.

Сварочные работы.

Сварка разрывов и трещин рам грузовиков.

Сварочные работы.

Правка рамы автомобиля ГАЗ.

Ремонт рам малотоннажных грузовичков.

Правка рамы автомобиля ГАЗ.

Ремонт рам малотоннажных грузовичков.

Сварка рам грузовиков.

Снятие напряжения с грузовой рамы.

Сварка рам грузовиков.

Снятие напряжения с грузовой рамы.

Правка рам самосвалов.

Ремонт рам самосвалов после опрокидывания.

Правка рам самосвалов.

Ремонт рам самосвалов после опрокидывания.

Правка Бобруйского полуприцепа.

Ремонт авторам.

Правка Бобруйского полуприцепа.

Ремонт авторам.

Правка рам грузовиков на Волхонском шоссе.

Ремонт рам самосвалов на Волхонке.

Правка рам грузовиков на Волхонском шоссе.

Ремонт рам самосвалов на Волхонке.

Вертикальный прогиб рамы тягача Volvo.

Правка и ремонт трещины рамы Вольво.

Вертикальный прогиб рамы тягача Volvo.

Правка и ремонт трещины рамы Вольво.

Ремонт, правка задней подъёмной оси самосвала и кронштейнов крепления кузова.

Восстановление (вставки) вала подъёма кузова самосвального полуприцепа (тонара).

Ремонт, правка задней подъёмной оси самосвала и кронштейнов крепления кузова.

Восстановление (вставки) вала подъёма кузова самосвального полуприцепа (тонара).

Ремонт трещин рам грузовиков.

Сварка трещин грузовых рам.

Ремонт трещин рам грузовиков.

Сварка трещин грузовых рам.

Удлинение рамы грузовика.

Увеличение длины рамы КАМАЗа.

Удлинение рамы грузовика.

Увеличение длины рамы КАМАЗа.

Вставка в лонжерон грузового автомобиля.

Удлинение КАМАЗа под манипулятор.

Вставка в лонжерон грузового автомобиля.

Удлинение КАМАЗа под манипулятор.

Источник

Случай, о котором пойдет речь, фактически произошёл с одним из советских практикантов, работавшем водителем на самосвале саранского производства ГАЗ-САЗ-53Б при разгрузке зерна на току. К счастью, люди не пострадали. Досталось только автомобилю.

В те времена прохождение практики на работающем предприятии было делом обычным, Предприятия брали на работу практикантов, обеспечивая своим работникам отпуск в летнее время. В то лето в «Транссельхозтехнике» было несколько практикантов из техникумов и институтов. Некоторые работали слесарями, другие — водителями.

Так комбайн загружал грузовик зерном. При достаточной квалификации комбайнёра и водителя — это происходило «на ходу». Источник: https://sun9-55.userapi.com/c850636/v850636461/13d741/8Q1PA8Zw7Q0.jpg

Студент института, назовём его Аркадий, был водителем самосвала перевозившего зерно с поля, от комбайна, на ток, где производили его сушку и готовили к передаче на элеватор. Работа на уборке зерна считалась престижной на селе, так как, несмотря на интенсивный, почти круглосуточный, труд, заработки здесь в разы превышали оплату труда в остальных сельхозработах.

Водители работали по графику работы комбайнёров, а те прекращали работу только в случае дождя или появления предрассветной (в течение нескольких часов перед восходом солнца) росы, ухудшающей обмолот. Тогда процесс прекращался и начинался всеобщий сон. Понятно, что при такой работе человек работает «на автопилоте» и «в запарке» может совершать ошибки.

При росе ночью не косили. Источник: https://ростовбизнес.рф/public/uploads/news/sseries_combines2_large_compressed3.jpg

Так случилось с Аркадием. Он работал вторую неделю в таком ритме. Несмотря на молодой возраст, усталость дала о себе знать около полуночи. Рассказ с его слов. Как обычно, загрузился «под завязку». Взвешивание перед разгрузкой было обязательным, на весах зафиксировали 5353 кг зерна. Запомнил потому, что дважды повторился номер модели автомобиля.

Погнал на ток, благо расстояние не превышало одного километра. Ток — это асфальтированная площадка в виде дороги с уклонами к краям для стока дождевой воды. Уклон на первый взгляд не значительный, но сыграл злую шутку со студентом. Обычно он заезжал поперёк тока, по уклону и разгружался на бок. В этот раз под разгрузку уже заехала машина, нужно было подождать несколько минут, чтобы освободилось место.

В те времена наиболее распространённой была естественная сушка зерна. Его периодически пересыпали с одного места на другое. За несколько солнечных дней достигали нужного результата. Источник: https://riapo.ru/upload/0penza/koroleva/30/зерно.jpg

Аркадий хотел ещё заскочить в столовую, «заморить червячка», поэтому ждать не стал. Заехал поперёк уклона, сзади стоявшей машины, чтобы разгрузить зерно назад, благо самосвал на три стороны «валит». Вытащил передние пальцы, фиксирующие платформу в транспортном положении. Прыгнул в кабину и включил «подъём».

Не успела передняя часть платформы подняться на уровень верха кабины, как её повело в сторону, и машина стала крениться на бок, поднимая левую сторону. Дверь кабины была открыта, Аркадий инстинктивно встал на подножку, как бы желая уравновесить крен, но нужно было уже выпрыгивать из кабины, чтобы машина не увлекла за собой.

Для перевозки зерна борта самосвала надставляли досками, поэтому и входило 5 тонн. Источник: https://fototruck.ru/photo/00/19/93/19931.jpg

Каким-то чудом успел вытащить ключ из замка зажигания, и выскочил, когда машина стояла на колёсах правой стороны. Самосвал рухнул на бок, зерно высыпалось, сбежался народ, спрашивая, что случилось, одновременно объясняя друг другу ситуацию. Парень стоял обескураженный от инцидента, спровоцированного своими руками. Для выражения своих чувств цензурных слов в его лексиконе не нашлось.

Читайте также:  При переломах дарсонваль

Сложность ситуации состояла ещё в том, что автомобиль был новый, а его водитель, которого заменил Аркадий на уборке, был его соседом. Фактически он попросил студента поработать за него в связи с необходимостью строительства дома. Срок со строителями был оговорен заранее и практикант «подвернулся» кстати. Я думаю, Вы понимаете состояние Аркадия в связи с этим.

По словам Аркадия примерно такого подъёма на уклоне оказалось достаточно, чтобы опрокинуть самосвал на бок. Источник: https://img03.platesmania.com/190731/o/13242142.jpg

Машину поставили на колёса краном, когда утром пришёл на работу крановщик. Платформу предварительно отсоединили. Картина оказалась неприглядной: измято правое крыло и и кронштейн зеркала, но самое главное — левая вилка задней опоры платформы сантиметров на 20 «стояла» выше правой. Платформа «не садится» на своё штатное место из-за перекоса рамы.

Зафиксировать её на четыре пальца смогли, пригрузив лежавшими невдалеке фундаментными блоками. Аркадий отправился в гараж. С крылом и кронштейном ему помогли справиться гаражные специалисты. Но что делать с рамой в сельских условиях? Судили, рядили и решили, что придётся автомобиль дальше эксплуатировать в таком виде. Фундаментные блоки слегка уменьшили перекос, поэтому надеялись, что со временем рама «встанет на место».

Увидел это фото в интернете и вспомнил случай с Аркадием. Возможно у этой машины тоже с рамой не порядок (левая сторона платформы выше правой). Источник: https://img03.platesmania.com/170501/o/9779261.jpg

Студенту удалось уговорить соседа не держать на него зла. По-соседски иначе нельзя. А вот ездить на автомобиле с перекошенной рамой соседу Аркадия пришлось до списания автомобиля. Разгружался самосвал теперь только на левую сторону.

Самосвалы с трёхсторонней разгрузкой при заднем «свале» рекомендовалось инструкцией разгружать на горизонтальной площадке. Подобная история с самосвалом КАМАЗ-55102 привела к изменению конструкции, исключающей разгрузку назад.

Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.

Источник

УДК 69.059.14

Богданов А.П.1, Гайнулли А.А.1, Левкович Р.В.1, Наумов Д.С.1, Иванов Ю.Д.1, Окулов К.Ю.1
1ООО «Единый Технический Центр», эксперт

Аннотация
Проведен анализ результатов технического диагностирования карьерных самосвалов, эксплуатируемых на открытых горных работах. Систематизированы дефекты рам самосвалов и частота их возникновения. В статье приведены схемы рам самосвалов, на которых обозначены зоны появления наиболее часто встречающихся дефектов.

Ключевые слова: неразрушающий контроль, опасный производственный объект, промышленная безопасность, экспертиза

Bogdanov A.P.1, Gaynullin A.A.1, Levkovich R.V.1, Naumov D.S.1, Ivanov Y.D.1, Okulov K.Y.1
1«Unified Technical Centre», expert

Abstract
The analysis of the results of technical diagnostic dump trucks operated in open cast mining. Systematized defects truck frames and the frequency of their occurrence. The paper presents the scheme truck frames, which marked the appearance of area the most common defects.

Keywords: hazardous production facilities, industrial safety, inspection, non-destructive

Библиографическая ссылка на статью:
Богданов А.П., Гайнулли А.А., Левкович Р.В., Наумов Д.С., Иванов Ю.Д., Окулов К.Ю. Дефекты рам большегрузных самосвалов // Современная техника и технологии. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2015/11/8155 (дата обращения: 07.02.2019).

Введение

При отработке карьеров автомобильный транспорт был и остается основным видом транспорта, обеспечивающим ведение горных работ. Техническое состояние каждого самосвала является фактором, определяющим эффективность его работы и соответственно эффективность работы и экономические показатели предприятия в целом.

Согласно требованиям п.5 статьи 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 N 116-ФЗ (ред. от 04.03.2013) технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

Специалистами в области Промышленной безопасности в рамках экспертизы промышленной безопасности (далее – ЭПБ) опасных производственных объектов (далее – ОПО) в период с 2008 г. по 2014 г. были обследованы карьерные самосвалы с истекшим нормативным сроком эксплуатации. В объеме ЭПБ проводилось техническое диагностирование самосвалов с применение методов неразрушающего контроля. Техническое диагностирование самосвалов производилось ежегодно, что позволило отслеживать динамику и повторяемость дефектов.

Особое внимание уделялось состоянию рам самосвалов, как к наиболее ответственным элементам конструкции самосвала.

Рама является основной несущей конструкцией самосвала. Состояние рамы во многом определяет общее техническое состояние автомобиля. Рамы современных карьерных автосамосвалов представляют собой высоконагруженные несущие конструкции, к которым предъявляются повышенные требования надежности. Систематически возникающие случаи трещинообразования могут привести к разрушениям рам и имеют своим следствием значительные материальные потери как из-за снижения объемов транспортирования полезного ископаемого, так и из-за большой стоимости ремонта крупногабаритных узлов и конструкций. Таким образом, рамы карьерных автосамосвалов необходимо рассматривать как конструкции повышенной ответственности, методы диагностики которых следует совершенствовать для обеспечения надежности и повышения эффективности эксплуатации машин в целом, исключения тяжелых повреждений и разрушений.

В связи с этим актуальным является анализ и систематизация повреждений рам карьерных самосвалов, эксплуатируемых на предприятиях горнодобывающей промышленности для своевременного выявления возникающ