Перелом повторный прием

Перелом повторный прием

Патологический перелом — это травматическое повреждение, харак­теризующееся чаше всего внезапным нарушением целости кости в резуль­тате приложения ещё физиологического усилия, не превышающего проч­ность нормальной кости.

Патологические переломы могут происходить не только внезапно, но и медленно, постепенно, причем как в результате при­ложения некоторой силы к болезненно наиболее измененному участку ко­сти. так и на том или ином расстоянии от него. Этот перелом происходит все же всегда в слабом, болезненно измененном месте. При патологических переломах рентгенологически обнаруживаются те же картины, что и при обычном переломе, т. е. нарушение целости кости в виде линейных просветлений (косых, чаще поперечных и косопопереч­ных), наблюдается 2-3 и большее количество отломков, смещенных или не смещенных; возможна компрессия. Все это, однако, происходит в болез­ненно измененном участке кости.

Нередко патологический перелом, установленный рентгенологически, позволяет обнаружить основное заболевание, ранее не распознанное. Диаг­ноз основного заболевания ставится благодаря рентгенологически обнару­женным типичным изменениям в области патологического перелома и анало­гичным изменениям по соседству с ним или на некотором расстоянии от него.

При фиброзных остеодистрофиях (одно- и многокамерных кистах и других изменениях) точный диагноз основного заболевания, как правило, ставится на основании рентгенологического исследования. То же самое часто имеет место и при остеолитических метастазах рака и других злока­чественных опухолей; иногда эти патологические переломы при метастазах не связаны с отчетливыми жалобами. Патологические переломы могут на­блюдаться и при других заболеваниях костей — при остеомиелитах мир­ного и военного времени, туберкулезе и т. д. Характер основного заболе­вания в этих случаях раскрывается на основании совокупности клиниче­ских и рентгенологических данных.

Патологические переломы при некоторых заболеваниях утяжеляют процесс (при остеомиелитах и при туберкулезе), при некоторых же они иногда ускоряют заживление (при одно- и многокамерной фиброзной кисте). Заслуживает особого внимания повторный перелом — рефрактура. Не­окрепшая, неполноценная костная мозоль может подвергнуться перелому, возникающему обычно внезапно, но иногда и медленно. Повторный перелом редко наблюдается в той области, где костная мозоль наиболее объемиста, чаще — на границе с неутолщенной костью.

Повторный перелом (рефрактура) требует тщательного анализа факто­ров, обусловивших его. Это наблюдается при недостаточном развитии и при малой прочности костной мозоли, атрофии мышц, неподвижности су­ставов; в последнем случае рычаг удлиняется, а с удлинением рычага, если кость не отличается большой прочностью, она легче ломается.

При огнестрельных ранениях фактором, приводящим к повторному перелому, нередко оказывается остеомиелит. Дифференцировать повторный перелом необходимо от зоны перестройки (лоозеровской зоны). Последняя не связана с патологической подвижностью и не имеет некоторых характерных для травмы объективных и субъектив­ных симптомов, и не сопровождается в рентгеновском изображении появ­лением организующейся гематомы.

Патологическая ломкость, обнаруживаемая у детей во многих костях, чаще всего представляет проявление первичной слабости периостального окостенения, реже — это последствие авитаминоза С.

Источник

  • Маме 69 лет, 4 апреля упала на улице и подвернула ногу, после этого еще доковыляла пешком до дома сама. Через пару часов отвезли ее в травмпункт, там по снимку определили перелом лодыжки со смещением, никаких более подробных объяснений врач не дал. Наложили гипс, причем я спросила — раз перелом со смещением будут ли там вправлять кости на место? Врач ответил как-то неопределенно «вправлять не будем, просто повернем в другую сторону»(???). Вдобавок когда привезли маму домой она при высадке из машины ухитрилась на эту ногу наступить, после чего минут 5 жаловалась на резко усилившуюся боль. Через 2 дня нога отекла больше, опять съездили в травмпункт(была суббота), но там врач даже смотреть не стал и на снимок повторный отказался направить, сказал что не имеет права вмешиваться раз лечение начато другим врачом. Просто заново перебинтовали ногу и немного отогнули края гипса чтобы не врезались.
    Суть вопроса — я уговариваю маму свозить ее к платному травматологу, т.к. во-первых сомневаюсь все ли правильно сделали в травмпункте, во-вторых опасаюсь что она могла повторно себе там все сместить когда наступила на больную ногу. А она упрямится, не хочет, говорит что и так все будет нормально — нога уже почти не болит. Повторный прием в травмпункте назначен через 2 недели.
    Если здесь есть врачи или те, кто сталкивался с подобной проблемой — посоветуйте, пожалуйста: стоит ее уговаривать дальше или действительно я зря ее дергаю? Если мои опасения оправдаются, то что будут делать через 2 недели — снова кость ломать и заново совмещать или за этот срок там еще ничего не успеет срастись?

  • Я бы настояла на повторном рентгеновском снимке. Его ведь можно платно сделать с заключением рентгенолога (или в России так не делают?).

  • За деньги-то у нас все по-моему можно… но там ведь гипс как я понимаю снимать придется? В любом случае без врача не обойтись, т.к. сама потом я гипс ясное дело не наложу, да и в снимках ничего не смыслю. В травмпункте возможно нас опять пошлют.
    А насчет платных врачей мама боится что ее специально запугают и разведут на операцию или дорогостоящее лечение даже если в этом нет необходимости.
    Если бы это была моя нога я бы конечно обратилась в другое место, я вообще перестраховщица, но уламывать ли маму?… я и так ей с субботы на мозги капаю.
    Насколько все-таки осложнится лечение, если что-то плохое выяснится только 18-го числа?

  • Anonymous

    08.04 12:55

    #80148515

    Если Вы в Москве — дуйте в ЦИТО на Войковскую. Там спецы хорошие, ногу НАДО осмотреть! Не пугаю, но в моей жизни была подобная ситуация с опуханием ноги в гипсе. Кончилось всё очень плохо. А мама одна. Лучше перебдеть.

  • Не в Москве — в Казани, хотела ее в Республиканскую больницу свозить, там вроде нормально, современное оборудование. А чем у Вас закончилось? В травмпункте сказали что нога якобы и должна отекать… в субботу у нее стопа отекла, сейчас оттуда отек сходит вроде бы, но мама сказала что в щиколотке гипс стал как будто сильнее давить, может теперь там отек?

  • Anonymous

    08.04 13:55

    #80149714

    Ой, там всё очень грустно. Человека больше нет. Но я не могу говорить наверняка, что там произошло — но именно за день до того, как её не стало, мы с ней говорили по телефону и она пожаловалась, что нога раздулась и гипс давит. Была она, кстати, в очень хорошем расположении духа (а человек пожилой), ни на что другое вообще не жаловалась. А на след.день дети не смогли до неё дозвониться, помчались и… Поэтому в нашей семье всё, что связано с гипсом воспринимают настороженно. Вот не хочу Вас пугать. Но перебдеть (на мой взгляд) тут правильнее, чем недобдеть!

  • Рентген через гипс делают, не надо его снимать. Если там кости смещены, то самое плохое, что может быть — это неправильно срастуться и придётся операцию делать, потом снова в гипсе ходить. Я бы настояла на повторном снимке. Ну и потом, если отёк не спадает, то это тоже плохо, надо смотреть, что там не так.

  • Спасибо за ответ, сейчас узнаю где можно его сделать без направления и попробую хотя бы на снимок маму уговорить.

  • Anonymous1

    08.04 19:45

    #80155608

    в таких ситуациях надо не травмпункт ехать, а сразу скорую вызывать. Проверено Коллегу чуть до смерти не залечили в травмпункте. Правда, у нее не было перелома, она ударилась пальцами ноги неудачно очень, выше пальцев образовалась гематома, в травмпункте 2 недели «лечили» мазями, пока нога чернеть не стала, по скорой в больницу отвезли, резали. Сказали, что еще день-два и стопу спасти бы не удалось.
    Т.ч. лучше вызывайте скорую и кладите маму в больницу.

    Читайте также:  Помощь при переломе свода черепа

  • Сначала ни мы, ни она сама просто не подумали что там перелом, а теперь она считает раз гипс наложили и ничего особо страшного с ногой как будто не происходит — значит и беспокоиться не о чем. В больницу ложиться категорически не хочет.
    Была у нее сегодня(мы отдельно живем) — отек стопы и правда уменьшился, выше тоже отеков вроде бы не видно, но голень спереди та часть, что видна между гипсовыми пластинами — сплошной синяк… вот не знаю, нормально это или нет? Договорились вроде предварительно завтра хотя бы на снимок повторный съездить, а дальше по ситуации, но и то она говорит «посмотрю какая погода будет и самочувствие», как будто ей предлагают пешком на костылях куда-то топать

  • Anonymous

    08.04 22:15

    #80157889

    Ну что Вы как маленькая? Приехали к маме, по дороге заказали такси, маму перед фактом — через пол-чаа будет машина, собирайся. У меня у самой мама такая, что фиг сделает что-то против своей воли. Но в подобном случае (ТТТ!) я слушать не буду, кому потом маму выхаживать, если, не дай Бог, что-то случится? Сгребу в охапку и в больницу!

  • Автор! При переломах со смещением сначала ногу вправляют ,поскольку произошёл подвывих стопы ,затем делают контрольный снимок,если благополучно вправили -накладывают гипсовую лангету и наблюдают в травпункте по месту жительства.При благоприятном течении в дальнейшем накладывают гипс .

  • Никаких контрольных снимков точно не делали… посмотрел врач, потом — в рентген-кабинет, потом снимки посмотрел и в гипсовую, там перед тем как гипс(или это лангета и есть?) наложить врач что-то делал с ногой, но мама потом говорила что сильно не нажимал и больно не было, хотя анестезию не кололи. Потом сразу домой отправили. Да еще и наступила она на эту ногу когда приехали домой
    Получается за 2 недели там еще не успевают срастись кости и можно заново вправить если что-то не так?
    Попробую ее завтра все-таки затащить на снимок…

  • За 2 недели кости не срастутся. Рентген делают не раньше, чем через 10 дней, так мне сказали в травмопункте. Отек спадает- это хорошо. Только непонятно, как при переломе со смещением сумели поставить кости на место без наркоза.

  • В таком возрасте кости хрупкие, поэтому нужно пить остеомед. Он в отличие от кальция делает кости более крепкими и не откладывается на других органах.

  • Сделали ей сегодня повторный снимок в том же травмпункте(куда-либо еще мама отказалась ехать), уже в другой проекции и другой врач смотрел — теперь говорят что нет смещения Может и не вправляли они ничего… Гипс снимали перед снимком — отека действительно почти нет, только на стопе, но синяков полно.
    Настораживает то, что когда мама встает(с костылями)и опускает ногу вниз — почти сразу возникает ощущение болезненного сжатия. Врачу на это жаловалась — сказал ходить поменьше. Блин, не очень-то я им всем там доверяю

  • Слава Богу, что смещения нет. Наверное, когда мама встает, появляется отек и боль соответственно. Поэтому покой и ногу на подушку класть. Все будет хорошо. Маме-здоровья.

  • Спасибо

  • Я сейчас сама с переломом дома сижу. Но у меня все значительно сложнее — делали операцию в ЦИТО. Болезненно сжимается из-за резкого притока крови к ноге, можно попробовать не резко опускать ногу, т.е. спустить с подушки на край кровати, потом потихоньку вниз опускать. Со временем пройдет. И я бы посоветовала сделать все-таки КТ, т.к. на рентгене не всегда все видно. Лучше перебдеть, чем потом расхлебывать последствия. Если есть вопросы спрашивайте, может чем-то помогу. И вообще странно, что снимки сразу в разных проекциях не сделали

  • Anonymous

    10.04 11:40

    #80181209

    Смотреть врач обязательно должен. При отеке, если не спадает за пару дней, будет гипс сдавливать ногу (а может он изначалино слишком туго наложен?), что приведет к гангрене, ссори что пугаю, но это очень опасно, поэтому вам надо не оставлять ситуацию на самотек, а любыми путями стабилизировать ситуацию.

  • Вы одна из тех дочерей,про которых мамы говорят: «Счастье моё,Радость моя»
    Я так поняла,что наложили гипсовую лангету,это лучше нежели круговой гипс.Лангета не лечит ногу, а только фиксирует,поэтому в состоянии покоя разбинтовывайте и обрабатывайте ногу.Нужен тактильный контакт.Периодически ногу надо держать на валике или подушке(кровообращение).

    В рацион введите (если нет противопоказаний) кунжутное семя и мумиё.

  • Первый раз делали одну ногу в передней и боковой проекции, а второй раз снимали обе ноги спереди но с носками, повернутыми внутрь. Про боль при вставании я тоже примерно так думала — что это от резкого прилива крови, странно только что первые 3 дня такого не было. Врач сказал еще про разрыв связки(передний синдесмоз вроде бы), но говорит что он сам срастается, зашивать не надо.
    Я решила маму пока до 18-го числа(на него назначен повторный прием) не дергать, если конечно не появится новых угрожающих симптомов.

  • Понятно. Просто я насмотрелась сейчас на последствия неправильно срощенных переломов, поэтому вам и написала.

  • Не, на счастье и радость я и близко не тяну Но не принимать никакого участия в такой ситуации было бы мягко говоря странно.
    Ногу ей уже 2 раза в травмпункте обработали из-за появившихся на коже пузырей, сейчас обмотали бинтом еще и под лангетой, сказали самим ничего не трогать… но думаю в крайнем случае я смогла бы лангету снять и потом обратно надеть, т.к. видела как это делала медсестра.

  • Источник

    Îáåùàë íàïèñàòü î êðèçèñå.

    Îáåùàë ïîòîìó, ÷òî òåðìèí ðàñõîæèé, à ñîäåðæàíèå, êàê îêàçàëîñü, îïðåäåëåíî íåâíÿòíî. Ïîñìîòðåë áåãëî, ÷òî èìååòñÿ â ñåòè ïî ýòîìó ïîâîäó — åñòü àâòîðû, êîòîðûå, ñóäÿ ïî âñåìó, ïîíèìàþò, â ÷åì ñóòü êðèçèñà, íî ïî êàêîé-òî ïðè÷èíå íå ñôîðìóëèðîâàëè ñâîå ïðåäñòàâëåíèå â ïðîñòûõ è ïîíÿòíûõ ñëîâàõ. Åñòü êëàññèêè, ê êîòîðûì ïîëîæåíî îòíîñèòüñÿ ñ ïî÷òåíèåì, íî íå âñåãäà îíè ïèñàëè ëåãêî è ÷åòêî.

    Ñàìîíàäåÿííî ïîïðîáóþ ñàì, âäðóã ïîëó÷èòñÿ ëó÷øå.

    Ïî-êèòàéñêè «êðèçèñ» ïèøåòñÿ äâóìÿ èåðîãëèôàìè: «ïðîáëåìà» «âîçìîæíîñòü».

    Ýòî íåïðàâäà, íî êðàñèâî.

     áûòó êðèçèñîì èìåíóåòñÿ ëþáîå äîâîëüíî ñòîéêîå ñîñòîÿíèå ðàçäðàÿ, äóøåâíîãî ðàçëàäà, êîãäà âñå êàòèòñÿ êóâûðêîì, âûãëÿäèò áåññìûñëåííûì è íåäðóæåëþáíûì, êîãäà ïîðòÿòñÿ îòíîøåíèÿ ñ ëþäüìè è äàæå ñ âåùàìè, êîãäà íåïîíÿòíî, «êóäû áå÷ü», è âîîáùå âñå ïëîõî. Íî â áûòó è äåïðåññèåé çà÷àñòóþ èìåíóåòñÿ äóðíîå íàñòðîåíèå, à íå äèàãíîç.

    ß ñêëîíåí ñ÷èòàòü, ÷òî ëþáûå ñîñòîÿíèÿ òàêîãî ðîäà îáóñëîâëåíû ðàáîòîé àäàïòàöèîííîãî ìåõàíèçìà. Ïåðâè÷íî íåêîìôîðòíîå èçìåíåíèå âíåøíåé èëè âíóòðåííåé ñèòóàöèè, äîñòàòî÷íî ñèëüíîå, ÷òîáû ïðèâû÷íûå ñòåðåîòèïû îêàçàëèñü íåàäåêâàòíûìè íîâîé ñèòóàöèè, íåàêòóàëüíûìè, ÷òîáû âîçíèêëà íåîáõîäèìîñòü âûðàáîòêè íîâûõ, àäåêâàòíûõ ñòåðåîòèïîâ âîñïðèÿòèÿ è ïîâåäåíèÿ.

    Âàæíî, ÷òîáû èçìåíåíèå áûëî íåêîìôîðòíûì è äîñòàòî÷íî ñèëüíûì, ïðè ýòîì è çàïóñêàåòñÿ àäàïòàöèîííûé ïðîöåññ. Îí îáû÷íî íåïðèÿòåí, èíîãäà äî áîëåçíííîñòè. Íàïîìíþ, ÷òî ïðèðîäó èíòåðåñóåò (óñëîâíî ãîâîðÿ), ÷òîáû ÷åëîâåê âûæèâàë è ðàçìíîæàëñÿ, è ñîâñåì íå èíòåðåñóåò, íàñêîëüêî åìó õîðîøî îò òîãî, ÷òî èìåííî îáóñëîâëèâàåò ýòè ðåçóëüòàòû.

    Âñòðåòèë ãäå-òî ðàññóæäåíèå: ìóæñêèå ÿè÷êè òðåáóþò îòíîñèòåëüíî íåâûñîêîé òåìïåðàòóðû, ÷òîáû ñïåðìàòîçîèäû ñîõðàíÿëè ïîäâèæíîñòü. Ïðèðîäà ðåøàåò ýòîò âîïðîñ ïðîñòî: âûíîñèò èõ íàðóæó. Ïðàâäà, ïðè ýòîì âîçíèêàåò îïàñíîñòü èõ ïîâðåäèòü. Îäíàêî è ýòîò âîïðîñ ðåøàåòñÿ ïðîñòî: ÿè÷êè íàäåëÿþòñÿ âûñîêîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ, è ÷åëîâåê íà÷èíàåò èõ ïàíè÷åñêè áåðå÷ü. Çàäà÷à ðåøåíà. ×åëîâåêó íåóäîáíî, íó äà êòî æ åãî ñïðîñèò…

    Èòàê. Ìèð êàêèì-òî îáðàçîì èçìåíèëñÿ íàñòîëüêî, ÷òî ñòàðûå ñïîñîáû óäîâëåòâîðåíèÿ ïîòðåáíîñòåé íå ðàáîòàþò. Ñîáñòâåííî, â ýòîì è åñòü äèñêîìôîðò. È òåïåðü íàäî êàê-òî èíà÷å. À êàê èíà÷å — íåïîíÿòíî. Ìîæíî ïîñìîòðåòü íà äðóãèõ, íî òàê íå íðàâèòñÿ. Îäíîâðåìåííî, ñ äðóãîé ñòîðîíû, èäåò ïðîöåññ ïåðåæèâàíèÿ ïîòåðè, à ñ òðåòüåé ñòîðîíû — íàðàáîòêà íîâûõ ñïîñîáîâ óäîâëåòâîðåíèÿ ïîòðåáíîñòåé, ÷òî òîæå íåïðèÿòíî, ïîòîìó ÷òî ó÷èòüñÿ îáû÷íûé ÷åëîâåê íå î÷åíü ëþáèò. À õîòü áû è ëþáèë, íèêòî æ åìó íå ñîîáùàåò, ÷òî îí ó÷èòñÿ, è íå îðãàíèçóåò ó÷åáíûé ïðîöåññ â ùàäÿùåì ðåæèìå.

    Читайте также:  Перелом бедра исход

    Íàéäåííûå ìíîé êëàññèôèêàöèè êðèçèñîâ îïðåäåëÿþò òîëüêî õàðàêòåð èçìåíåíèé ñèòóàöèè: òðàâìàòè÷åñêèé êðèçèñ, âîçðàñòíîé, ýêçèñòåíöèàëüíûé, à âîò ñàì ïðîöåññ, ïîõîæå, äîñòàòî÷íî ñòåðåîòèïåí.

    Íåñêîëüêî îñîáíÿêîì ñòîèò ýêçèñòåíöèàëüíûé êðèçèñ, ïîñêîëüêó îáóñëîâëåí íå óõóäøåíèåì ñèòóàöèè, à íàîáîðîò, ñóùåñòâåííûì ïðåâûøåíèåì àäàïòàöèîííîãî ïîòåíöèàëà íàä èñïîëüçóåìûìè âîçìîæíîñòÿìè, è ïàíè÷åñêèå ìåòàíèÿ îïðåäåëÿþòñÿ èíòåíöèåé «÷òî ìíå åùå ñäåëàòü?», íî â îñòàëüíîì îí äîñòàòî÷íî ïîõîæ íà âñå îñòàëüíîå. Ìîæåò áûòü, êîãäà-íèáóäü îïèøó åãî îòäåëüíî.

    Ðàçáåðåì ïðîöåññ êðèçèñà íà ïðèìåðå òðàâìàòè÷åñêîãî — ýòî êîãäà ÷åëîâåê âíåçàïíî ëèøàåòñÿ ÷åãî-òî, ÷òî óäîâëåòâîðÿëî åãî ïîòðåáíîñòè, èëè ïîìîãàëî óäîâëåòâîðÿòü, è îí òåïåðü ñèäèò (èëè áåãàåò) ñ õðîíè÷åñêè íåóäîâëåòâîðåííîé ïîòðåáíîñòüþ, à òî è íå ñ îäíîé, è òùåòíî ùåëêàåò íåðàáîòàþùèì âûêëþ÷àòåëåì. Îñíîâíûå ñèòóàöèè — ñìåðòü áëèçêèõ, ðàçâîä, ïîòåðÿ ðàáîòû, ñòîéêàÿ ïîòåðÿ òðóäîñïîñîáíîñòè â ðåçóëüòàòå áîëåçíè èëè òðàâìû, èçìåíåíèå óñëîâèé ñóùåñòâîâàíèÿ â ðåçóëüòàòå âîéíû, ïåðååçäà â íåäðóæàëþáíóþ îáñòàíîâêó (ïðåæäå âñåãî âûíóæäåííîãî), è òîìó ïîäîáíîå.

    Âàæíî, ÷òî èçìåíåíèÿ ïðîèñõîäÿò ðåçêî. Åñëè ÷åëîâåê ëèøàåòñÿ ÷åãî-òî, ÷åì îí ïîñòîÿííî ïîëüçîâàëñÿ, ïîñòåïåííî, òî êðèçèñà íå ïðîèñõîäèò, ïîòîìó ÷òî îí (÷åëîâåê) óñïåâàåò íå òîðîïÿñü ïðèñïîñîáèòüñÿ. Íå òî, ÷òîáû ýòîò ïðîöåññ áûë êîìôîðòåí, íî ïîðöèè àäàïòàöèîííûõ óñèëèé ïîñèëüíû è äîñòóïíû.

    Âîçüìåì, ê ïðèìåðó, òàêóþ âàæíóþ âåùü, êàê ýëåêòðè÷åñòâî. Æèòü áåç íåãî ìîæíî, íî íåêîìôîðòíî. È âîò, ñíà÷àëà ìû îãðàíè÷èâàåì ÷åëîâåêà â ïîòðåáëÿåìîé ìîùíîñòè, íàïðèìåð. Îí íà÷èíàåò ïîëüçîâàòüñÿ ãàçîâîé ïëèòîé èëè ïðèìóñîì, ÷òîáû íå âêëþ÷àòü ýëåêòðè÷åñêèé ÷àéíèê èëè ìèêðîâîëíîâêó. Çàòåì ìû îãðàíè÷èâàåì âðåìÿ ïîëüçîâàíèÿ. Îí íà÷èíàåò çàðÿæàòü ñâîè ãàäæåòû â äîñòóïíîå âðåìÿ èëè â äðóãîì ìåñòå. Ìû ïðîäîëæàåì ñíèæàòü äîñòóïíóþ ìîùíîñòü è óâåëè÷èâàòü ïåðèîäû îòêëþ÷åíèÿ.  õîçÿéñòâå çàâîäÿòñÿ ôîíàðèêè, àêêóìóëÿòîðû, ìåõàíè÷åñêèå ÷àñû, íàãðåâàòåëüíûå ïðèáîðû íà ãàçå è ñîëÿðêå, à òî è íà äðîâàõ, è ê òîìó ìîìåíòó, êàê ìû îòêëþ÷èì åìó ýëåêòðè÷åñòâî ïîëíîñòüþ, íàêîïèòñÿ âñå íåîáõîäèìîå, ÷òîáû ñóùåñòâîâàòü â ýòîé ñèòóàöèè áîëåå-ìåíåå êîìôîðòíî.

    À åñëè ìû ñäåëàåì òî æå ñàìîå âíåçàïíî, òî ÷åëîâåê îêàæåòñÿ íåïðèñïîñîáëåííûì ê íîâîé ðåàëüíîñòè, îí áóäåò ñòàëêèâàòüñÿ ñ ìíîæåñòâîì ôðóñòðàöèé ïðàêòè÷åñêè åæåìèíóòíî. Ïîñòàâèòü ÷àé — íåò. Çàëåçòü â èíòåðíåò — íåò. Âêëþ÷èòü ñâåò — íåò. Ïîñëóøàòü ìóçûêó — íåò. Ïîíÿòíî, ÷òî òàêîå êîëè÷åñòâî íåïðèâû÷íûõ îãðàíè÷åíèé âûçîâåò ó íåãî íåäîâîëüñòâî íå òîëüêî êîëè÷åñòâåííî, íî, âîçìîæíî, è êà÷åñòâåííî äðóãîãî óðîâíÿ. Êà÷åñòâåííî äðóãîãî òåì, ÷òî ñòåïåíü íåïðèñïîñîáëåííîñòè îáðàçà æèçíè ê ñèòóàöèè âûçûâàåò ðåôëåêòîðíóþ àêòóàëèçàöèþ àäàïòàöèîííîãî ïðîöåññà. ×åëîâåê ñòàíîâèòñÿ íåñïîñîáåí äóìàòü íè î ÷åì äðóãîì, êðîìå êàê î òîì, êàê æå åìó ïëîõî è ÷òî åìó òåïåðü ñ ýòèì äåëàòü.

    È âîò òóò ó íàñ äîëæåí ñòîÿòü áîëüøîé è çàìåòíûé øåñò ñ ôëàæêîì. Äóìàòü ÷åëîâåê íàó÷èëñÿ îòíîñèòåëüíî íåäàâíî. È ïðàâèëüíûé è ïîíÿòíûé âîïðîñ «÷òî äåëàòü?», áóäó÷è íå òîëüêî ëîãè÷åñêè, íî è ýìîöèîíàëüíî íàïðÿæåííûì, çàïóñêàåò íå ðàçóìíîå ïîâåäåíèå — ñôîðìóëèðîâàòü çàäà÷ó, îçíàêîìèòüñÿ ñ ìíåíèÿìè ýêñïåðòîâ, îáðàòèòüñÿ ê èñòî÷íèêàì èíôîðìàöèè, à èíñòèíêòèâíóþ æèâîòíóþ ðåàêöèþ: áåãàòü, ìåòàòüñÿ, ñóåòèòüñÿ, òûêàòüñÿ âî âñå äûðû â íàäåæäå íàòîëêíóòüñÿ íà ðåøåíèå. Ëèáî íàîáîðîò, çàòàèòüñÿ â òåìíîì óãëó â íàäåæäå, ÷òî âñå ñàìî ïðîéäåò.

    Åùå ðàç: ýòî íå ðàçóìíîå ïîâåäåíèå, à èíñòèíêòèâíîå. Ïðèìåðíî òîãî æå êëàññà àâòîìàòèçìà, ïðè êîòîðîì ó èñïóãàííîãî ÷åëîâåêà «îòíèìàþòñÿ íîãè» âìåñòî òîãî, ÷òîáû äåéñòâîâàòü. Ñðàáàòûâàåò äðåâíèé àâòîìàòèçì «çàòàèòüñÿ» (åñòü åùå «óáåãàòü» è «äðàòüñÿ»).

    Âîçíèêëà â ìîçãó ñìåøíàÿ êàðòèíêà: íà÷àëüíèê íàáðàñûâàåòñÿ íà ïîä÷èíåííîãî ñ ðàçíîñîì, à òîò ïàäàåò íà ïîë è ïðèòâîðÿåòñÿ òðóïîì.

    Òàêîå ïîâåäåíèå è ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå, åìó àäåêâàòíîå, óìåðåííî öåëåñîîáðàçíî è äîâîëüíî íåïðèÿòíî, íî âåäü è ðàññ÷èòàíî îíî íà íåðàçóìíîå æèâîòíîå. Íå ñôîðìèðîâàëñÿ åùå ó ÷åëîâåêà àëãîðèòì îáðàáîòêè êðèçèñà, ó÷èòûâàþùèé íàëè÷èå ðàçóìà.

    È ýòî ïîëîâèíà ïðîáëåìû êðèçèñà. Âòîðàÿ ïîëîâèíà — â òîì, ÷òî äóðíîå ñîñòîÿíèå âèäèòñÿ äëÿ îáûâàòåëÿ íàèáîëåå âàæíîé ÷àñòüþ åãî ðåàëüíîñòè, à âîâñå íå âñåãî ëèøü ñòèìóëîì äëÿ äåÿòåëüíîñòè. Èìåííî ïîýòîìó îáûâàòåëåì íàëè÷èå êðèçèñà äèàãíîñòèðóåòñÿ ïî äèñôîðèè. È èìåííî ïîýòîìó ñâîþ öåëü îí âèäèò åäèíñòâåííî â èçáàâëåíèè îò ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ëþáûì ïîäõîäÿùèì îáðàçîì. Íåò, ïðàâèëüíî, ÷òî ëþáûì, òàê è çàäóìàíî. Íî çàäà÷à àäàïòàöèè êàê ïðàâèëî íå îñîçíàåòñÿ!

    Íàäî êóäà-íèáóäü âñòàâèòü öèòàòó èç ñòàòüè «Òåìíàÿ ñòîðîíà ñèëû — Îò÷àÿíèå», íàïðèìåð ñþäà.

    Ïðîñòåéøèé äóøåâíûé êðèçèñ – âîçðàñòíîé. ×åëîâåê, – íàïðèìåð ìóæ÷èíà, – âäðóã îáíàðóæèâàåò, ÷òî ó íåãî ëûñèíà, áðþøêî, ÷òî îí íå ìîæåò ïðîáåæàòü êèëîìåòð èëè êðóòèòü ñîëíûøêî. ×òî ó íåãî íå ïîëó÷àåòñÿ âèðòóîçíî ðàçáèðàòüñÿ â íîâîìîäíûõ ãàäæåòàõ, åìó ïðîòèâíà ñîâðåìåííàÿ ìóçûêà. ×òî äëèííîíîãèå áàðûøíè íå òîëüêî íå ïðèíèìàþò åãî âñåðüåç, íî è ñàìè íå ïðèâëåêàþò åãî ñâîèìè èäèîòñêèìè íàðÿäàìè, ìàêèÿæàìè, ïèðñèíãàìè è òàòóòøêàìè, è, â îñîáåííîñòè, áåññìûñëåííûì ñëåíãîì. ×òî âûó÷èòüñÿ íà êîãî-òî îí óæå íå ìîæåò, äà è íåò ó íåãî íè äåíåã, íè âðåìåíè íà òàêèå àâàíòþðû. ×òî åãî äàâíî óæå íå íàçûâàþò íà ðàáîòå «ïåðñïåêòèâíûì»: êàêèå óæ òàì ïåðñïåêòèâû? ïîðà è î ïåíñèè ïîäóìàòü. ×òî äîñòèã îí ñâîåãî ïîòîëêà âåçäå – è â ëè÷íîé æèçíè: ó íåãî ðàñïîëíåâøàÿ öåëëþëèòíàÿ æåíà ñ îòâèñøèìè ãðóäÿìè è äâîå íàãëûõ äåòåé. È â ðàáîòå: åäâà òÿíåò òî, â ÷åì ñòðåìèëñÿ áûòü ïåðâûì. È â ñïîðòå: äà êàêîé óæ òàì ñïîðò… È æèçíü, â îáùåì, ïðîøëà. Âñå îí ñîáèðàëñÿ, ñîáèðàëñÿ ÷òî-òî ñäåëàòü, è íå ñîáðàëñÿ. È ïî Öåíòðàëüíîé Àôðèêå åìó óæ íå ïîåçäèòü, åñëè íå ñ÷èòàòü åãèïåòñêèõ êóðîðòîâ, è êíèãó íå íàïèñàòü – íå îáó÷åí, è íà ãèòàðå îí òîëüêî ïðèïåâ îò «Smoke on the water» óìååò.

     îáùåì, âñå. È ñòàíîâèòñÿ åìó ïîãàíî-ïîãàíî, è íå ñäåëàòü óæå íè÷åãî, ïîòîìó ÷òî áûëî âðåìÿ, êîãäà ìîæíî áûëî ñäåëàòü, à îí òîëüêî ïèë, ãóëÿë è èãðàë â òàí÷èêè. Îíî è íåïëîõî, â îáùåì, áûëî, íî âåäü ìîæíî æå áûëî áû… È êàòèòñÿ ïî åãî ñåäîé ùåòèíå ñêóïàÿ ìóæñêàÿ ñëåçà, è òÿíåòñÿ ðóêà ê áóòûëêå, õîòü è çíàåò îí, ÷òî óæ íå äâàäöàòü ëåò, è æåëóäîê, è äàâëåíèå, è íå ñ êåì… È âûòü õî÷åòñÿ îò áåçûñõîäíîñòè.

    À ìåæäó òåì, èìåííî ïðîöåññ àäàïòàöèè, íåâàæíî, âîñïðèÿòèÿ èëè ïîâåäåíèÿ (èëè òîãî è äðóãîãî) ÿâëÿåòñÿ è ïðè÷èíîé, è öåëüþ åãî äóøåâíûõ òåðçàíèé! È âûïðîñèòü ó âðà÷à òàáëåòêó — íå ñðåäñòâî îò êðèçèñà, à, êàê ìàêñèìóì, ñïîñîá ïðèâåñòè ñåáÿ â îòíîñèòåëüíûé ïîðÿäîê, ÷òîáû â íåì ïîðàáîòàòü íàä ïðèñïîñîáëåíèåì ê ðåàëüíîñòè íå æèâîòíûì ñïîñîáîì ìåòàíèÿ è òûêàíèÿ, à ÷åëîâå÷åñêèì, ðàçóìíûì.

    Âîîáùå-òî êðèçèñ ìîæåò îáðàáîòàòüñÿ è ñàì ñîáîé, ïîñêîëüêó èíñòèíêòèâíàÿ àäàïòèâíîñòü ÷åëîâåêà îñòàåòñÿ äîâîëüíî âûñîêîé èíîãäà è äî ñòàðîñòè. Ëþäè, áûâàåò, ïðîæèâàþò ñâîè êðèçèñû ñàìîñòîÿòåëüíî. Íî èìåííî «áûâàåò», åñëè ïîâåçåò.

    Åñëè àäàïòàöèîííûé ïîòåíöèàë ÷åëîâåê íåäîñòàòî÷íî âûñîê, òî êðèçèñ ìîæåò ïðèâåñòè ê âòîðè÷íûì ïîòåðÿì: íåîïòèìàëüíûì (ìÿãêî âûðàæàÿñü) ðåøåíèÿì èëè ê ñòîéêîé äåïðåññèè.

    Åñëè æå ÷åëîâåê ñàì ïî ñåáå àíîìàëüíî ðàçóìåí, èëè åñëè ó íåãî õâàòèëî ñîîáðàçèòåëüíîñòè îáðàòèòüñÿ ê ïñèõîòåðàïåâòó, òî ñòðàòåãèÿ îáðàáîòêè êðèçèñà ñâîäèòñÿ ê äâóì íàïðàâëåíèÿì: îáëåã÷åíèþ ñèþìèíóòíîé ñèòóàöèè è íàðàáîòêå íîâûõ íàâûêîâ, àäåêâàòíûõ íîâîé ðåàëüíîñòè. Èíòåðåñíî, ÷òî íîâûå, îñîçíàííî âûðàáîòàííûå íàâûêè ìîãóò áûòü êóäà ýôôåêòèâíåå è àäåêâàòíåå ñòàðûõ, äàæå â îáëàñòÿõ, íå îòíîñÿùèõñÿ ê ïðè÷èíàì êðèçèñà. ×òî, âïðî÷åì, åñòåñòâåííî.

    È ÿ êàòåãîðè÷åñêè íå ïîíèìàþ ñïåöèàëèñòîâ, êîòîðûå êëèåíòà â êðèçèñå íà÷èíàþò òåðçàòü âîïðîñàìè î åãî äåòñòâå è èñêàòü â ýòîì äåòñòâå âûòåñíåííûå òðàâìû. Òî åñòü ïîíÿòü ìîãó, íî íå êàê ñïåöèàëèñòîâ. Èíñòðóìåíò äîëæåí ñîîòâåòñòâîâàòü çàäà÷å, à íå ïðèâû÷êàì.

    Читайте также:  Сколько ходят в гипсе переломе 5 плюсневой кости

    ß îáû÷íî íå îäîáðÿþ ïðèìåíåíèå «òàáëåòîê» äëÿ êîððåêöèè íàñòðîåíèÿ, òàê êàê èìåííî äèñôîðèÿ è íåóäîâëåòâîðåííîñòü ÿâëÿþòñÿ äâèæóùåé ñèëîé äëÿ ðàáîòû íàä ñèòóàöèåé, è ôàðìàöåâòè÷åñêîå óìèðîòâîðåíèå îñëàáëÿåò íàïðàâëåííîñòü ÷åëîâåêà íà äåéñòâèå, íà àäàïòàöèþ, íî ñîãëàñåí, ÷òî áûâàþò ñëó÷àè, êîãäà äèñêîìôîðò íàñòîëüêî âåëèê, ÷òî, íàïðîòèâ, áëîêèðóåò ñïîñîáíîñòü ÷òî-òî äåëàòü, è òîãäà áåç õèìèè íå îáîéòèñü.

    Ìåæäó ïðî÷èì, íàçíà÷åíèå ïðåïàðàòîâ íàõîäèòñÿ â êîìïåòåíöèè ñïåöèàëèñòîâ ñ ìåäèöèíñêèì îáðàçîâàíèåì, â ïåðâóþ î÷åðåäü ïñèõèàòðîâ, íî íå ïñèõîëîãîâ è íå ïñèõîàíàëèòèêîâ, íå òîëüêî ïîòîìó, ÷òî «íå ïîëîæåíî», íî è ïîòîìó, ÷òî ðàçíûå ñîñòîÿíèÿ òðåáóþò ðàçíûõ ðåöåïòîâ, íàñòîëüêî ðàçíûõ, ÷òî íåïðàâèëüíî ïîäîáðàííûé àíòèäåïðåññàíò ìîæåò íå òîëüêî íå ïîìî÷ü, íî è óñóãóáèòü ïîëîæåíèå, âïëîòü äî ñóèöèäà.

    Ñîáñòâåííî, ÷òî ÿ áðþçæó… Åñëè âàñ ïîñòèã êðèçèñ, íàïèøèòå ìíå, è ÿ ñìîãó ïðîâåñòè âàñ ïî íåìó ïëàâíî è ìÿãêî. Íó èëè áûñòðî è æåñòêî. Êàê ðåøèì.

    Òèïè÷íûå òàêòèêè àäàïòàöèè ìîãóò âêëþ÷àòü â ñåáÿ:

    Ïîñòåïåííîå ïðèñïîñîáëåíèå, òî åñòü äåòàëüíóþ è ïîñëåäîâàòåëüíóþ ïðîðàáîòêó âñåõ íàèáîëåå âàæíûõ ôðóñòðàöèé, êàæäîé ïî îòäåëüíîñòè. Äåàêòóàëèçàöèþ êàæäîãî ñòåðåîòèïà, ñðûâ êàæäîãî øàáëîíà, è òàêóþ æå ïîñòåïåííóþ íàðàáîòêó íîâîãî ñïîñîáà âîñïðèÿòèÿ è äåéñòâèÿ. Ýòî õîðîøî ðàáîòàåò ïðè çàòÿæíîì êðèçèñå, íàïðèìåð, ïðè ïîòåðå êîíå÷íîñòè èëè çðåíèÿ, êîãäà íåìèíóåìî íàäî ó÷èòüñÿ äåëàòü âñå íåîáõîäèìîå ñ íîâûìè îãðàíè÷åíèÿìè.

    Ñìåíà îáñòàíîâêè. Ðåêîìåíäàöèÿ ïñèõîëîãà ñìåíèòü îáñòàíîâêó — âîâñå íå «ñîâåò îò áàëäû» (ÿ íàäåþñü), à ìåòîä, ïîçâîëÿþùèé îòñòðàíèòüñÿ îò ôðóñòðàöèé, ñîïðîâîæäàþùèõ îáû÷íóþ ñèòóàöèþ, è ïîæèòü êàêîå-òî âðåìÿ â àëüòåðíàòèâíîé ðåàëüíîñòè, â êîòîðîé àäåêâàòíîå ïîâåäåíèå íå ñâÿçàíî ñ ïðèâû÷íûìè àâòîìàòèçìàìè, ÷òîáû àäàïòàöèÿ ê îñòàâëåííîé âäàëåêå æèçíè ïðîèçîøëà â ïåðâóþ î÷åðåäü óìîçðèòåëüíî, à ñòðåññ îò íåîæèäàííîé êàòàñòðîôû ñãëàäèëñÿ. Òîãäà ÷åëîâåê ïî âîçâðàùåíèè â êàêîé-òî ìåðå óæå èìååò ïðåäñòàâëåíèå î òîì, êàê îí áóäåò æèòü, è íàõîäèòñÿ óæå â áîëåå-ìåíåå êîìôîðòíîì ñîñòîÿíèè, ÷òîáû äåéñòâîâàòü ðàçóìíî è ïîñëåäîâàòåëüíî.

    Âïðî÷åì, ëþäè èíîãäà íå âîçâðàùàþòñÿ íà ñòàðîå ìåñòî, à òàê è îñòàþòñÿ â Íåïàëå ïàñòè ÿêîâ èëè ïåðååçæàþò â òðåòüå ìåñòî, âíåçàïíî îñîçíàâ ñâîå «èñòèííîå ïðåäíàçíà÷åíèå». Íî ýòî óæå îòäåëüíàÿ òåìà, ÿ åå êîñíóñü ÷óòü ïîçæå.

    Ñíèæåíèå óðîâíÿ ïðèòÿçàíèé. Íàïðèìåð, â ñëó÷àå ðàçâîäà. Âèäèòå ëè, êîãäà ÷åëîâåê ïðèñïîñàáëèâàëñÿ ê òîìó, ÷òî ó íåãî áûëî, è ÷òî îí ïîòåðÿë, ýòî áûëî â êàêîì-òî ïðîøëîì, â êîòîðîì îí ýòî ÷òî-òî ïðèîáðåòàë. Ïðèâûêàíèå ê ïàðòíåðó ïðîèñõîäèëî èç ñèòóàöèè, â êîòîðîé ïàðòíåðà ó íåãî åùå íå áûëî, è ñîçäàâàëàñü ðåàëüíîñòü, ãäå ïàðòíåð åñòü. Òåïåðü æå åìó íàäî ïåðåñêî÷èòü â íåêóþ ïàðàëëåëüíóþ ðåàëüíîñòü, â êîòîðîé ïàðòíåðà îïÿòü (âñå åùå) íåò. Ýòî êàê íà æåëåçíîé äîðîãå: ÷òîáû ïåðåñêî÷èòü íà ñîñåäíèå ïóòè, íàäî âåðíóòüñÿ ê ñòðåëêå è çàíîâî íàìîòàòü êèëîìåòðû äî òîé æå òî÷êè. Âìåñòî ïðèâû÷íîé ðîëè ñåìåéíîãî ÷åëîâåêà ñ óñòðîåííûì áûòîì ÷åëîâåê îêàçûâàåòñÿ õîëîñòûì (íåçàìóæíåé), áåç ïðèâû÷íîé îïîðû, â ñîñòîÿíèè íåîáõîäèìîñòè äåëàòü êàêèå-òî (íåïðèâû÷íûå) äåëà ñàìîìó è èñêàòü ñåáå ïàðó.

    Òî åñòü ïñèõîëîãè÷åñêè ÷àñòü áèîãðàôèè êàê áû «îòìåíÿåòñÿ», âûáðàñûâàåòñÿ ñòàâøèé áåñïîëåçíûì, ïóñòü è êîìôîðòíî ïðèâû÷íûé áàãàæ, è ÷åëîâåê íà÷èíàåò ðàçâèâàòü ñâîþ ëè÷íóþ èñòîðèþ ñ òîé òî÷êè, â êîòîðîé îí íàõîäèëñÿ ãîäû òîìó íàçàä. Çäåñü âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî íå ñîâñåì ñ òîé òî÷êè: íàðàáîòàí îïûò, óìåíèÿ, æèçíåííàÿ ìóäðîñòü, õîòÿ ïîòåðÿíû êàêèå-òî äðóãèå ðåñóðñû. Òî åñòü ñèòóàöèÿ íåñêîëüêî áîëåå âûãîäíàÿ, ÷åì òîãäà.  ÷åì-òî, êîíå÷íî, ìåíåå, íî â ÷åì-òî è áîëåå.

    Çäåñü åñòü õîðîøàÿ âîçìîæíîñòü:

    Èçìåíåíèå æèçíåííîãî âûáîðà. ×åëîâåê çà÷àñòóþ èäåò íàêàòàííûì ïóòåì, ïðèâû÷íûì, íî, áûâàåò, íåîïòèìàëüíî âûáðàííûì. Ðåçêî èçìåíèòü åãî îáû÷íî ñòðàøíî, òàê êàê íå õî÷åòñÿ òåðÿòü íàêîïëåííûå ñâÿçè, îïûò, ðåïóòàöèþ. À ïðè ñíèæåíèè óðîâíÿ ïðèòÿçàíèé ïðîèñõîäÿùèå ïîòåðè âñå ðàâíî ïðèíèìàþòñÿ, è ñîçäàåòñÿ óäîáíàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñèòóàöèÿ äëÿ ïåðåñìîòðà âûáîðà â ïðîøëîì.  òàêèå ìîìåíòû ÷åëîâåê èìååò âîçìîæíîñòü ïðèçíàòüñÿ ñåáå, ÷òî îí âîâñå íå õîòåë áûòü ýêîíîìèñòîì, à õîòåë áûòü ñàäîâíèêîì, è ðàç óæ âñå ïîøëî ïðàõîì, òàê ïî÷åìó áû íå ïëþíóòü è íà çàíÿòüñÿ ëþáèìûì äåëîì? ×àñòî ñî÷åòàåòñÿ ñî ñìåíîé îáñòàíîâêè, è ÿ óæå îá ýòîì óïîìèíàë, êîãäà ãîâîðèë, ÷òî ëþäè, ìåíÿÿ îáñòàíîâêó, èíîãäà äåëàþò ýòî ñ êîíöàìè.

    Ïîèñê àëüòåðíàòèâ.  ñòàòüå «Áîÿðå, à ìû ê âàì ïðèøëè!» ÿ ìèìîõîäîì äàë ðåêîìåíäàöèþ ïî òåðàïèè íåñ÷àñòíîé ëþáâè:

    …ñëó÷àåòñÿ, ÷òî ëþäè íå ñõîäÿòñÿ â ñâîèõ òðåáîâàíèÿõ è èíòåðåñàõ. Âðîäå áû, íè÷åãî ñòðàøíîãî, ïîáëàãîäàðèëè äðóã äðóãà è ðàçîøëèñü, íî êàê áûòü, êîãäà îäèí ÷åëîâåê äðóãîãî ïîëíîñòüþ óñòðàèâàåò, à âòîðîé ê ïåðâîìó â ëó÷øåì ñëó÷àå ðàâíîäóøåí. Ýòî íàçûâàåòñÿ íåñ÷àñòíîé ëþáîâüþ, íî êàê áû íè íàçûâàëîñü, íèêîìó îò ýòîãî íå ëåã÷å.

    Áîëåçíü ñòàðàÿ, èçâåñòíàÿ, ñðåäñòâ îò íåå ìíîãî, îò àëêîãîëÿ è îòâîðîòà äî ãèïíîçà è ÍËÏ. Õîðîøèõ æå ñðåäñòâ, äà åùå òàêèõ, ÷òîáû íå ïðèøëîñü ïîòðàòèòü áîëüøèõ äåíåã íà ñïåöèàëèñòîâ, â êà÷åñòâå êîòîðûõ íå ìîæåøü áûòü óâåðåí, äîñòàòî÷íî ìàëî.

    Îäíàêî îäíó ðåêîìåíäàöèþ ìîãó äàòü.

    Êàê óæå áûëî ñêàçàíî, ìû âëþáëÿåìñÿ íå â èäåàëû, à òîëüêî â ïðåäìåò íàèëó÷øåãî âûáîðà èç äîñòàòî÷íî íåáîëüøîãî îáùåñòâà. ×åì ìåíüøå îáùåñòâî, òåì ìåíüøèå äîñòîèíñòâà òðåáóþòñÿ îò ïðåäìåòà íàøåãî îáîæàíèÿ. È õîòÿ îùóùåíèå âëþáëåííîñòè òàêîâî, ÷òî ïîâåðèòü â åãî ðàöèîíàëüíîñòü äîñòàòî÷íî òðóäíî, òåì íå ìåíåå ðàñøèðåíèå (è ñóùåñòâåííîå) êðóãà çíàêîìûõ, ñëó÷àåòñÿ, ÷óäåñíûì îáðàçîì ïîìîãàåò. Èìåííî ÷óäåñíûì îáðàçîì, èáî, åñëè âû ñîáèðàåòåñü òîñêîâàòü, ïèñàòü ñòèõè è ïèñüìà, ñèäåòü äîìà èëè áðîäèòü ïîä îêíàìè íè â ÷åì íå ïîâèííîãî ÷åëîâåêà, òî ýòî, ðàçóìååòñÿ, íè ê ÷åìó íå ïðèâåäåò. Åñëè æå âû ïîñòîÿííî áóäåòå îêðóæåíû ìíîæåñòâîì èíòåðåñíûõ, ÿðêèõ, ðàçíîîáðàçíûõ ëþäåé, íå òðàòÿ âðåìåíè íà êîíòðîëü ðàçâèòèÿ âàøèõ îùóùåíèé, òî, ñïóñòÿ ìåñÿö, ñëó÷àéíî âñòðåòèâøèñü ñ îòâåðãíóâøåé âàñ ëè÷íîñòüþ, âû îáíàðóæèòå, ÷òî íè÷åãî îñîáåííîãî-òî â íåì (íåé) è íåòó. Êîíå÷íî, ýòî íå ïàíàöåÿ, íî ïîïðîáîâàòü-òî ìîæíî.

    Äåëî â òîì, ÷òî óíèêàëüíîñòü ïîòåðÿííîãî çà÷àñòóþ áûâàåò èëëþçîðíîé. Ñîáñòâåííî, èëëþçèÿ óíèêàëüíîñòè ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç óñëîâèé âîçíèêíîâåíèÿ ëþáâè. Ýòî îòíîñèòñÿ íå òîëüêî ê íåñ÷àñòíîé ëþáâè èëè ê ðàçâîäó, íî è ê äðóãèì ïîòåðÿì. Äîâîëüíî ÷àñòî ëþäè òÿæåëî ïåðåæèâàþò ãèáåëü äîìàøíåãî ïèòîìöà, ïîñëå ÷åãî îòêàçûâàþòñÿ çàâîäèòü íîâîãî, òàê êàê «òàêîãî óæå íå áóäåò». Âñå ïðàâèëüíî, òàêîãî íå áóäåò, òàê âåäü íèêòî òàêîãî è íå ïðåäëàãàåò. Ïîëó÷è íîâîå. Åñëè òû ïîñìîòðåë ôèëüì, è îí êîí÷èëñÿ, ýòî æå íå ïîâîä íå ñìîòðåòü äðóãîé. Îá ýòîì ÿ ïèñàë â ñòàòüå «Èñêóññòâî òåðÿòü».

    Ïðèìèðåíèå ñ îãðàíè÷åíèÿìè. Îá ýòîì òîæå ÿ ïèñàë â òîé æå ñòàòüå. Ê ñîæàëåíèþ, äàëåêî íå âñå ïîòåðè ìîãóò áûòü âîçìåùåíû. Íåêîòîðûå íåïîïðàâèìû è íåîáðàòèìû. Òåì íå ìåíåå, íîðìàëüíûé ïðîöåññ ïåðåæèâàíèÿ ïîçâîëÿåò ïðèíÿòü ïîòåðè è ïðîäîëæàòü æèòü. Äóìàþ, ýòà òàêòèêà õîðîøî çíàêîìà âñåì ïñèõîëîãàì.

    Åñòü è äðóãèå òàêòèêè, íî òåìà ýòà óæå âûøëà çà îïèñàòåëüíûå ðàìêè, à âîïðîñ òåðàïèè êðèçèñà íàñòîëüêî îáøèðåí, ÷òî î íåì ìîæíî ïèñàòü êíèãó, à ÿ ê ýòîìó íå ãîòîâ. Ïîýòîìó çàêðóãëþ.

    Ðåçóëüòàòîì ýôôåêòèâíîé îáðàáîòêè êðèçèñà äîëæíà ÿâëÿòüñÿ àäàïòèðîâàííàÿ ëè÷íîñòü ñ àäåêâàòíûì âîñïðèÿòèåì ðåàëüíîñòè è àäåêâàòíûì ïîâåäåíèåì. Íå äîëæíî îñòàâàòüñÿ íåïðîðàáîòàííûõ îáèä (çà÷åì îíè íóæíû?), è áîëåå òîãî, îïûò êðèçèñà äîëæåí ñîçäàòü íîâûé íàâûê âíóòðåííåé ðàáîòû ñ èçìåíÿþùåéñÿ ðåàëüíîñòüþ. Ïóñòü äàæå è âíåçàïíî èçìåíÿþùåéñÿ.  ýòîì ñìûñëå êðèçèñ äîëæåí íå òðàâìèðîâàòü ëè÷íîñòü, à ðàçâèâàòü åå, è áîëåçíåííîñòü åãî íå äîëæíà çàñòàâëÿòü âîñïðèíèìàòü ýòîò îïûò êàê èñêëþ÷èòåëüíî íåãàòèâíûé. Êðèçèñ äàåò âîçìîæíîñòü íå òîëüêî ïðîéòè åãî è íîðìàëèçîâàòüñÿ, íî è âûíåñòè ÷òî-òî ïîëåçíîå, êàê âî âíóòðåííåì ìèðå, òàê è âî âíåøíåì. Íå âñåãäà ýòî óäàåòñÿ, íî ñòðåìèòüñÿ ê ýòîìó, ðàç óæ âûïàë ñëó÷àé, íàäî.

    Источник