Перелом по литовски

Русско-литовский разговорник: как объясниться в незнакомой стране. Популярные фразы и выражения для путешественников.
Литовский язык (Lietùvių kalbà) — официальный язык Литвы и один из официальных языков Европейского союза. На литовском разговаривает около трех миллионов человек в Литве и около 170 тысяч за ее пределами. Относится к балтийской группе индоевропейской семьи языков, сравнительно похож на латышский, хотя они и не взаимопонятны.
Литовский подразделяется на два основных диалекта: аукштайтский и жемайтский (aukštaičių ir žemaičių tarmės). Они происходят от литовских слов «высокий» и «низкий» и обозначают расселение их носителей относительно течения реки Неман. Современный литературный литовский язык основан на диалекте западных аукштайтов (сувалкийцев).
Приветствия, общие выражения
Для пользы дела
Цифры и числа
Магазины
Гостиницы
Транспорт
В ресторане
Чрезвычайная ситуация
Речевые неправильности
Источник
В соревновании на то, кто придумает что-то плохое про Россию и выдумает новую антиисторию появились новые участники.
Конечно, весь этот процесс более всего напоминает кинопробы перед экранизацией известной басни Крылова, начинающейся словами «По улицам слона водили…», мало интересен в реальной жизни и даёт лишь пишу для работы фельетонистам. Я хоть к оным не отношусь по жанру, но тоже захотел чиркнуть пару строк.
В Литве вдруг нашли новых виноватых в развязывании Холокоста. Гадать долго, кто же виноват, думаю никто не будет, тут новизны нет. Вопрос лишь в формулировках.
Формулировка же интересная. Оказывается, Холокост начался в результате уничтожения государственности стран Восточной Европы, к которой авторы относят и Прибалтику. Разумеется, в уничтожении этой самой государственности виновата всего лишь одна страна. И это Советский Союз, а стало быть и нынешняя Россия. В чём логика и как это всё обосновать, нам никто пояснить не может. Но ведь для специалистов по антиистории в любом варианте, хоть прибалтийском, хоть украинском доводы и доказательства не нужны. Им важно возможность где-то что-то громко прокричать, а потом уже на этот крик ссылаться как на факт.
Конечно, можно задать вопросы, вроде такого, как мог СССР уничтожить государственность Чехословакии? Но подобные вопросы делают собеседников подобного рода глухими, так что не стоит и стараться.
А потому надо действовать тем же оружием. Хотите абсурд в истории, господа прибалты и поляки? Вы его получите.
Давайте устроим эдакое виртуальное судилище над Россией и займёмся восстановлением исторической справедливости. Пойдём путем восстановления прав народов на их территории, оккупированные русскими за последнее века. Для начала потесним слегка Эстонию, которая слишком много занимает. Лично в этом и я поучаствую, как человек у которого четверть ингермангландской крови. У меня и дом стоит на месте бывшей ингерманглансдкой деревни, а в окрестностях у нас этих деревень пруд пруди. И ещё несколько малых народов уцелело, я сейчас их всех не упомню. Но если собрать всех их потомков, коих в России набраться может больше, чем коренных эстонцев, то некоторую часть территории, на которой жили предки отобрать можно. Во всяком случае всё побережье Чудского озера, где можно открыть отличную зону отдыха. Подчеркиваю, только часть, поскольку на всю остальную Эстонию есть более достойные претенденты. У меня в институте была девушка по фамилии Михель, и такие как она (а их в стране множество), легко докажут свои права на всю эстонскую и, тем более, латышскую территорию, будучи прямыми наследниками рыцарей Тевтонского и прочих орденов. Кто-то захочет возражать наследникам Ордена Меченосцев?! Среди них ведь самые разные люди, например, председатель Совета Директоров «Газпрома».
Ну это ладно… подбираемся к Литве. Для начала забираем у неё Вильнюс с прилегающими землями. И не обратно России, которая его Литве подарила. И не Польше, которая на него упорно претендует, потому как им его доводилось грабить. Есть претендент более достойный. Не знаете такого?
Тогда вопрос, на каком языке говорили в Вильнюсе, когда он был ещё частью империи под названием Речь Посполитая или ещё раньше? То есть не говорили (кто же теперь знает, тогда же звукозаписи не было), а писали. Например, всякие важные документы?
Думаете на литовском. Щас!!! На польском? Ага, два раза по «щас». Язык этот является одним из диалектов старорусского языка, и если кто-то не хочет в нём увидеть русский, уж то, что этот язык ближе всего к нынешнему белорусскому, отрицать не сможет. Уж литовского там точно нет, если не вспоминать о том, что литовский и латышский языке вообще ближайшие родственники славянским.
А если ещё продолжить изучать историю Литовского княжества, то получается, что и князья все его были из белорусских земель… И продолжая в том же духе, можно от нынешней Литвы оставить лишь несколько никому не нужных болот, в чем ещё и очень помогут представители Восточной Пруссии, а также разные народы вроде куршей. Не все же они бесследно исчезли.
Я понимаю, что большая часть вышенаписанного может быть отнесена к бреду. Согласен. Только чем этот бред принципиально отличается от литовского и прочих?
Источник
ООО «ЕвроТревел» является уполномоченным турагентством «Intourist» на основании договора на право использование товарного знака «Intourist» № ABC/01/12345/17 от 01.01.19

| Приветствия, общие выражения | |
| Здравствуйте | Cвейки |
| Доброе утро | Лабас ритас |
| Добрый день | Лаба дена |
| Добрый вечер | Лабас вакарас |
| До свидания | Ики пасиматимо |
| Пока | Ики |
| Как дела? | Кэйп сякаси? |
| Спасибо, хорошо | Ачу, гярэй |
| Спасибо | Ачу |
| Пожалуйста | Прашау |
| Извините | Атсипрашау |
| Я не говорю по-литовски | Аш някалбу лиетувишкай |
| Как вас зовут? | Ко юс варду? |
| Меня зовут… | Мано вардас… |
| Да | Тэйп |
| Нет | Ня |
| Кто-нибудь здесь говорит по-русски? | Чя кас норс калба русишкай? |
| Я вас не понимаю | Аш юс несупранту |
| Для пользы дела | |
| Ты мне нравишься | Ту ман патинки |
| Красавица | Гражуоле |
| Красавчик | Гражуолис |
| Давай встретимся снова | Суситинкам дар карта? |
| Можно тебя поцеловать? | Галю тавя пабучёти? |
| Я тебя люблю | Аш тавя милю |
| Давай останемся друзьями? | Ликсимя драугэйс? |
| А чтоб тебя! | Кад тавя пяркунас трянкту! |
| Посоветуйте ночной клуб в Вильнюсе | Патаркит Вильняус нактини клуба |
| Мне очень нравится ваша столица Таллинн! | Ман лабэй патинка юсу состине Таллинн! |
| Сам дурак. Подумаешь, перепутал | Патс дурнюс. Тик паманикит, апсирикау |
| Не знаю как яблочный сидр, а пиво у вас очень вкусное | Нежинау кэйп обуолю сидрас, бят алус пас юс лабай сканус |
| Литовские девушки — очень красивые! | Лиетувайтес — лабэй гражёс! |
| Да-да, милая, я это тебе говорю | Тэйп- тэйп, миелои, чя аш тау сакау |
| От Паланги до Клайпеды не видел девушки лучше тебя | Нуо Палангос ики Клайпедос нямачяу гяряснес панялес ней ту |
| Как насчет прогуляться до нудистского пляжа? | Кэйп дел пасивайксчёимо ики нудисту паплудимё? |
| И вовсе я не грубил, я же не знал, что вы за углом стоите | Аш висишкэй некалбеяу шюргщей, аш ги нежинояу кад юс стовите уж кампо |
| Цифры и числа | |
| Ноль | Нулис |
| Один | Венас |
| Два | Ду |
| Три | Трис |
| Четыре | Кятури |
| Пять | Пянки |
| Шесть | Шящи |
| Семь | Сяптини |
| Восемь | Аштуони |
| Девять | Девини |
| Десять | Дящимт |
| Двадцать | Двидящимт |
| Двадцать один | Двидящимт венас |
| Двадцать два | Двидещимт ду |
| Тридцать | Трисдящимт |
| Сорок | Кятурясдящимт |
| Пятьдесят | Пянкясдящимт |
| Шестьдесят | Щящясдящимт |
| Семьдесят | Сяптинясдящимт |
| Восемьдесят | Аштонясдящимт |
| Девяносто | Дявинясдящимт |
| Сто | Виенас щимтас |
| Тысяча | Виенас тукстантис |
| Магазины | |
| Сколько это стоит? | Киек кайнуоя? |
| Я куплю это | Аш пярку щита |
| Вы можете написать цену? | Юс галите паращити кайна? |
| Вы можете снизить цену? | Юс галите сумажинти кайна? |
| Вы принимаете кредитные карточки? | Юс приимате кредитинес кортялес? |
| Я хотел бы купить… | Аш норечау нусипиркти… |
| Гостиницы | |
| Где здесь поблизости гостиница/ кинотеатр/ казино? | Кур чя нетоли ира виешбутис/ кинотеатрас/ казино? |
| Вы не могли бы написать мне адрес? | Ар галетуметя парашити ман адреса? |
| Во-сколько сервируют завтрак? | Куря валанда сервируоя пусричус? |
| Я бы хотел рассчитаться | Норечяу атсискайтити |
| Я оплачу наличными | Аш мокесю гринайс |
| Транспорт | |
| Сколько стоит билет в…? | Киек кайнуоя билетас и …? |
| Два билета в…, пожалуйста | Ду билетус и…, прашау |
| Как мне добраться…? | Кэйп ман патякти…? |
| Пожалуйста, покажите на карте | Прашау, пародиките жямиелапия |
| Где я могу купить билет? | Кур аш галечау нусипиркти билета? |
| Я могу дойти пешком? | Аш галечау нуэйти пясчёмис? |
| Я заблудился | Аш пасиклида |

ООО «ЕвроТревел» является уполномоченным турагентством «Intourist» на основании договора на право использование товарного знака «Intourist» № ABC/01/12345/17 от 01.01.19
«Интурист» — первый отечественный туроператор. Интурист ведет свою деятельность с 1929 года. Став однажды символом отечественного туризма, «Интурист» и сейчас уверенно удерживает лидирующие позиции в туристической отрасли страны.
Источник
Всем привет!
Я продолжаю вместе с вами путешествовать по Литве. Сегодня хочу вам рассказать ее еврейскую историю.
Знаете, анонсировав для вас следующий паблик с темой: «Еврейская история, Каунасское гетто», я сильно погорячился. Слишком большой объем информации нужно было уложить в границы короткого поста. Поэтому, тему Холокоста я изложу для вас отдельно, и, тоже в границах не одной, а нескольких публикаций.
А в этой статье будет кратко изложена история о том, как же вообще оказались евреи на этой земле, и что осталось в городе от их многовекового присутствия. Поможет мне в этом книга «Евреи в Литве» Соломона Атамукаса. Книга эта достаточно толстая и сухая. Постараюсь сделать её покороче и поинтереснее.
Итак, литваки… Да, именно так называлось особое сообщество евреев, сформировавшееся в этом регионе. Это не ругательное и не презрительное название. Термин «литваки» во всех еврейских общинах мира употребляется с большим почтением.
Сайт общины литваков
И еще одна интересная вещь. Впервые я услышал о понятии «Литовский Иерусалим». Такое название получила столица Литвы – Вильнюс и получила неспроста: история всё подстроила так, что территории нынешних Литвы, Западной Белоруссии, Западной Украины и Восточной Польши стали прибежищем многим евреям со всего мира, фактически став «частью Израиля» для многих из них.
Как же так получилось? Виной всему стали два обстоятельства. Первое, вынужденное – это изгнание евреев из европейских стран на протяжении всей истории европейского еврейства. И второе, положительное, было связано с тем, что евреев сюда пригласили! Не секрет, что Литва на рубеже 13-14 веков представляла из себя аграрное государство и не имела опыта государственного строительства, и промышленно-экономического развития. Поэтому, в начале 14 века князь Гедиминас издает манифест о строительстве в Литве столичного города Вильнюса и приглашает строителей, промышленников и фабрикантов помочь в этом деле.
Привилегии Витаутаса евреям
Естественно, евреи, проживавшие в Западной Европе, поняли все выгоды этого предложения и переехали в Литву, приняв серьезное участие в формировании нового облика Литовского княжества. А способствовало этому переезду, как я писал ранее, то обстоятельство, что в странах Западной Европы евреев стали изгонять и убивать. Почему? Мне сразу вспоминается пророческий коммент Миши Зельдовича к одной из публикаций: «если в стране становится жить хуже, то никто не будет обвинять в этом себя. И если в ней живут евреи, то обвинят во всем их». Согласитесь, так проще… В это время в Европе свирепствовала чума, унесшая более 25 миллионов человек (треть населения Европы). Кого было обвинить в этом? И тут появляется байка о евреях, якобы отравивших колодцы с питьевой водой, чтобы уничтожить всех христиан. Следом началось уничтожение евреев фанатичными христианами-католиками, и, как следствие, бегство евреев на Восток.
Приняв активное участие в промышленно-экономическом развитии Литвы, евреи получили огромные преференции от князей. Князь Витаутас Великий дал им привилегии, которые приравнивали их к боярскому классу. Евреи были свободными людьми, могли жить своими общинами, автономно управлять всеми своими делами, молиться. Правда, за это пришлось платить, но немного…
Кстати, привилегии Витаутаса с различными временными изменениями, сохранялись и выполнялись в отношении евреев несколько веков, вплоть до 1940 года.
Шло время. Еврейское общество развивалось вместе государством. В 17 веке в Бресте был образован самостоятельный Ваад еврейских кагалов, который руководил общественно-политической, экономической и религиозной жизнью. Строились синагоги, театры, ешиботы (ешивы), сохранялся язык. В качестве языка религиозного общения использовался традиционный иврит, а в обычной жизни говорили на идиш (кстати, литовский диалект идиш стал основой литературного идиш во всем мире!).
Первые серьезные потрясения для евреев Литвы связаны с национально-освободительной войной украинцев против поляков под руководством Богдана Хмельницкого. Она сопровождалась невиданными по масштабам и жестокости случаями убийства евреев и разгрома их общин.
Затем второе потрясение – русско-шведская война. Там евреев никто намеренно не уничтожал. Они умирали сами, вместе с многими другими жителями региона (литовцами, поляками, русскими). Умирали от голода. Из 24000 умерших от голода, смерть забрала с собой 4000 еврейских жизней.
В 17-18 веках, на фоне всех этих событий, повлекших обнищание еврейского общества, кагалы уже не могли платить подать властям за «нормальную жизнь», поэтому сейм Польши и Литвы устранил их, введя подушевую пошлину для каждого еврея в отдельности.
Ну, а в Каунасе евреям вообще запрещено было жить практически до 1783 года. Пресловутая «черта оседлости» существовала не только в России. И к концу 18 века еврейское население Каунаса составляло всего около 1000 человек (для сравнения, в Вильнюсе в это время достаривали 100-ю синагогу!).
С присоединением территории Литвы к Российской империи ситуация изменилась с точностью «до наоборот». В 1842 году создается отдельная Ковенская (Каунасская) губерния. И императором предписывается евреям жить только в ее пределах и нигде больше, за исключением Виленской, Витебской, Могилевской и Минской губерний. Черта оседлости сменила свои границы. Интересен факт, что, почему-то, во всех принятых ранее государственных документах, ограничивающих права евреев, фигурировал пункт о запрете пользоваться землей. А евреи хотели обрабатывать замлю!
И такую возможность им дали.После событий русско-турецкой войны и завоевания Крыма и территории Восточной Украины, Российская императрица Екатерина столкнулась с проблемой: земли так называемой Новороссии оказались пустыми! Жители покинули их. Украинцы убежали на запад страны, караимы сбежали опять же в Литву! Но кому-то нужно было возделывать землю и приносить доход государству.
И тогда императрица Екатерина издала трактат, приглашающий иностранцев жить и вести земледелие и бизнес на завоеванных территориях. Обращение получили Германия, Венгрия, Польша, Литва, Сербия и Черногория (я называю современные названия, так проще понять).Взамен она обещала большие налоговые привилегии. И эти земли были заселены. Евреи, узнав, что там им разрешат обрабатывать землю, конечно же согласились! Они заселили Херсонские края, Полтаву, Чернигов, Екатеринославль. Вот вам и нонсенс, друзья! Караимы – туда, евреи-сюда. Кстати, на территории Украины до сих пор существуют слободы и слободки: немецкие, венгерские, сербские. И некоторые из местностей до сих пор сохранили прошлые названия. (Например, в Донбассе до сих пор существует Славяно-Сербский район… Ну это я снова отвлекся).
Уехали, конечно, не все. Многие остались, боясь сорваться с насиженных мест, тем более, что у них там была собственность и бизнес. И пожалели, что остались. Наполеоновские войска дважды разорили Литву по пути в Москву и обратно, лишив евреев последнего имущества.
В эти же времена нарастает раскол в религиозной еврейской среде. В Польше появляется движение Хасидизма, не приветствовашееся еврейскими общинами Литвы, которые в свою очередь, противопоставили хасидам Гаскалу – учение о своих идеях Просвещения. Я не буду подробно останавливаться на этом, иначе, мы вообще увязнем…
Вот мы и в 20 веке. В Каунасе на этот момент проживало 25000 евреев, ни много, ни мало, а 35% населения города. А Вильнюс становится важным центром сионистских и еврейских социалистических рабочих организаций. Здесь создается «Союз еврейских рабочих России и Польши (Бунд), который является создателем Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).
Пришла Первая мировая война. Как я уже писал ранее, когда в стране плохо, значит, виноваты евреи. Царские власти России обвиняют евреев в предательстве и оказании помощи Германии. Как следствие – волны еврейских погромов, прокатившиеся по стране.
Ну, а после войны, когда Виленская губерния отошла к Польше, еврейская община Литвы поддержала создание независимой Литовской республики, причем, выступали за возврат Вильнюса в её юрисдикцию. В то же время, евреи Литвы выразили полное несогласие о каком-либо союзе с Германией. Наверное, генетика сыграла свою роль. Ведь в первый «чумной Холокост» в 14 веке большинство евреев пострадало –таки там.
Первые годы существования Литвы, как отдельной республики, стали для евреев «золотым веком». Никогда еще их жизнь не протекала так мирно и хорошо, в союзе с местным населением.
Но, что-то изменилось…..в конце 30-х годов…. Я опущу здесь тему «Холокоста», мы будем говорить о ней отдельно, в том числе подискутируем и о причинах. Скажу лишь только один факт: за период с 1940 по 1944 год в Литве было уничтожено 96% еврейского населения, что, не считая евреев, привезенных из соседних местностей, составило 225000 человек.
После второй мировой войны евреев в этом краю практически не осталось. Одни не могли уйти уже никуда, другие ушли еще раньше, на Восток страны, спасаясь от рук нацистских маньяков.
Конечно, потом они стали возвращаться. Но страшно было смотреть на то, что осталось от многочисленного еврейского населения этого края. Из Германии вернулось около 1 500 человек. Столько же осталось проживать в Вильнюсе. В Каунасе осталось около 3000 – спасенных местными жителями.
Общее количество евреев во всей Литве в послевоенные годы оценивается от 4 до 9 тысяч.
За последующие 20 (!) лет еврейское население в целом по Литве увеличилось до 20 000 человек. Ну, а после того, как был создан канал для репатриации в Израиль и эмиграции в другие страны, еврейское население пошло на убыль. И в 1979 году евреев в Литве осталось 14 000, а к 1990 году сократилось до 11 000. На момент распада СССР в Каунасе осталось проживать 1359 евреев.
После восстановления независимости Литвы в 1990 году отток евреев из государства также продолжался и продолжается и сейчас. Не знаю, может быть, всему виной опять же генетический страх перед событиями Катастрофы, а, может быть, и то, что им вернули Родину. Хотя, по статистике, евреи –ашкенази из Литвы выезжали в основном, в страны Запада, и, как ни странно, большее их число приняли Германия и Канада.
В Канаде литовские евреи положили начало первой общине.
Вот пока и всё. Я постарался уложить для вас 200 страниц в 4. Надеюсь, это было интересно.
Тем, кто хочет подробнее остановиться на еврейской истории Литвы, рекомендую прочесть следующие книги:
-«Еврейство Литвы». Издательство Яхудут Лита.1983.
-«Вильнюс – литовский Иерусалим». Издательство Яхудут Лита.1983
-«Литовский Иерусалим в иллюстрациях и документах». Нью-Йорк.1947.
Фото из интернета
Источник