Перелом ноги в лодыжке у ребенка
Следствиями высокой подвижности, детского любопытства и ограниченности способности концентрировать внимание, становятся травмы, подавляющее большинство которых происходит в быту (до 68%). Родители, как правило, оказываются первыми, к кому ребенок обращается за помощью при переломах, ушибах, вывихах и прочих неприятностях. Недооценка родителями тяжести травмы может привести к тяжелым последствиям.
При переломе ноги, повреждения сосудов и нервов, нанесенные костными отломками, способны повлечь за собой нарушение подвижности суставов, искривление конечностей, стать причиной хромоты и образования ложного сустава.
Виды переломов ног у детей
В структуре детского травматизма переломы ног занимают почти 6% и встречаются в два раза реже, чем травмы рук, ещё 12,9% всех травм приходится на вывихи и растяжения. К счастью, падения во время игр далеко не всегда заканчиваются у детей переломами: кости ребенка сравнивают с ивовой веточкой, которая легче гнется, и реже ломается.
Как и у взрослых, переломы у детей бывают закрытыми и открытыми. Открытый перелом виден сразу: нарушение кожных покровов или зияющая рана, кровотечение, разрывы мышц, из раны могут торчать костные отломки. В этом случае нужно срочно вызывать скорую помощь. Нельзя медлить, следует предпринять срочные меры для остановки кровотечения, наложить жгут, закрыть рану чистой марлевой повязкой.
Сложнее распознать закрытые переломы. У детей они нередко маскируются под ушибы или растяжения, могут не вызвать у родителей особого беспокойства.
Как открытые, так и закрытые переломы делятся на несколько групп. Полученная травма может привести к трещине одной из костей ног, нередко диагностируется перелом без смещения костных отломков. Эти травмы легче лечатся, но их легко спутать с ушибами. Подробнее о том, как правильно диагностировать перелом и отличить его от ушиба, читайте в этой статье.
При переломах со смещением лечение будет связано с необходимостью точного сопоставления костных отломков, а оскольчатый в обязательном порядке потребует проведения хирургической операции, во время которой врач будет собирать осколки разбитых костей, как пазл, в единое целое. Подробнее о том, как проводится операция при переломе ноги со смещением, читайте здесь.
Признаки перелома могут быть очевидными (деформация ноги или руки, изменение их длины), и неочевидными, требующими диагностики в условиях медицинской организации.
ВАЖНО! Любой перелом сопровождают отёк, боль и нарушение функций.
Переломы оскольчатые или со смещением могут сопровождаться повреждением сосудов и увеличивающейся гематомой из‐за внутреннего кровоизлияния, отёком. Они требуют обязательного обращения к врачу.
Характеристика и признаки повреждений стопы
Стопа состоит из большого количества костей. Чаще всего травмируется пяточная кость, кости предплюсны (те, что находятся выше пальцев) и, собственно, фаланги пальцев ноги. Причинами травм выступают падение, удар тяжелым предметом или удар ногой по тяжелому предмету. Подробнее о том, какие существуют разновидности перелома стопы, читайте здесь.
Если приземление при прыжке или падении происходит не на всю стопу, что смягчает удар, а на выпрямленные ноги и пяточную кость, то даже небольшой вес пострадавшего достаточен для ее травмирования, не говоря уже о падении с относительно большой высоты.
Признак сильного повреждения пяточной кости – невозможность стоять на травмированной ноге, ребенку очень больно опираться на неё.
При осмотре, который проводится в положении на коленях, заметны отечность и изменение формы пятки. Боль усиливается, если пострадавший пытается разогнуть стопу.
Повреждение пальцев (или «краевой перелом стопы») у детей сопровождается похожими болезненными симптомами. Причиной часто становится удар, который, например, пришелся не по мячу, а по камню или бордюру. Краевой перелом фаланг пальцев стопы бывает также следствием падения на ногу тяжелого предмета. Некоторые заболевания, связанные с увеличением хрупкости костей, увеличивают риски краевого перелома стопы.
Переломы костей предплюсны могут сопровождаться не такими яркими признаками, как при травмировании пяточной кости или пальцев стопы. Симптомы бывают «стертыми» и похожими на признаки ушиба, если травма сопровождается смещением костных отломков.
ВАЖНО! Родителям для быстрой оценки ситуации и принятия решения важно уточнить обстоятельства произошедшей травмы либо у пострадавшего, либо у свидетелей происшествия.
Травма лодыжки
Переломы лодыжки (щиколотки, голеностопного сустава) у ребёнка встречаются чаще, чем переломы костей стопы. Лодыжки образуются концевыми отделами большой и малой берцовых костей. Причинами тяжелого повреждения лодыжки могут быть удар, резкий поворот стопы в голеностопном суставе.
Если не происходит смещения костных отломков при переломе лодыжки, то признаки бывают «стёртыми». Подробнее о том, какие симптомы сопровождают трещину голеностопа, читайте в статье «Симптомы и реабилитация при трещине голеностопа». При смещении, напротив, типичными признаками перелома будут болезненность, невозможность опоры на ногу и неспособность самостоятельно передвигаться. Голеностопный сустав при переломе становится отечным, увеличивается в размерах. Родители это легко замечают при сравнении травмированной ноги со здоровой.
Поскольку при переломах лодыжки страдают те отделы костей, которые отвечают за их рост, то ошибки в диагностике и лечении могут привести к хромоте. Важно не пропустить перелом, не перепутать с ушибом или растяжением связок. Без помощи специалиста родителям в этом обойтись сложно.
Перелом голени со смещением или без
Перелом голени может сопровождаться повреждением обеих костей, индивидуальными повреждениями большеберцовой и малоберцовой костей.
Если повреждена верхняя часть голени, то травма будет влиять на работоспособность коленного сустава. Травма в нижней части голени затрудняет работу голеностопного сустава. Признаки тяжелого повреждения голени в верхнем отделе обычно стёртые, ребенок жалуется на боль в колене при сгибании ноги и ходьбе. Сравнение поврежденной и здоровой ног выявляет припухлость коленного сустава.
Бытовой детский травматизм чаще связан с изолированными повреждениями большеберцовой и малоберцовой кости. Переломы костей голени в среднем отделе сопровождаются выраженными признаками: резкой болью, невозможностью опираться на травмированную ногу. В месте перелома нога деформирована, наблюдается подвижность и легкое похрустывание костных отломков при попытке изменить положение ноги или при ощупывании, диагностируется отечность и гематома. Состояние пострадавшего в этом случае не вызывает сомнений по поводу необходимости срочного обращения в медицинское учреждение.
Осмотр, проведенный медицинским работником травмпункта, в сочетании с рентгенологическим обследованием, позволят установить точный диагноз и своевременно назначить необходимое больному лечение.
Но до травмункта, ФАПа или районной больницы ребенка, если есть признаки, заставляющие бить тревогу, нужно правильно доставить, чтобы не усугубить уже имеющиеся проблемы, связанные с полученными повреждениями.
Основное условие – обездвижить травмированную ногу, не допустить повторной травмы и превращения трещины в перелом, предотвратить смещение костных отломков и повреждение находящихся рядом мышц, сосудов или нервов.
Обездвиживание (или иммобилизация) проводится в зависимости от места повреждения ноги (стопа, лодыжка, голень или бедро). Должны быть обездвижены оба сустава, между которыми находится место повреждения целостности кости. При повреждении стопы и пальцев возможна иммобилизация до середины голени. Для транспортной иммобилизации могут использоваться подручные средства (дощечки, куски пластика, ткань, бинт из автомобильной аптечки).
Постарайтесь запомнить
- К любой травме относитесь как к событию, не исключающему более тяжелого состояния.
- Выясните у пострадавшего или свидетелей происшествия обстоятельства произошедшего. Это поможет и вам, и специалистам. Не паникуйте! Вспомните об информации, прочитанной в этой статье, и действуйте.
- При открытом переломе в первую очередь помните о необходимости остановить кровотечение.
- Не забывайте основные сигналы для тревоги: боль, отек, гематома, невозможность передвигаться или опираться на поврежденную ногу.
- Ребенка следует как можно быстрее доставить в медицинское учреждение (если позволяет состояние) или вызвать скорую помощь. Медицинские работники поставят диагноз, окажут помощь, сами наложат шину на поврежденную ногу для транспортировки пострадавшего в больницу.
- Если вызов скорой помощи по разным причинам невозможен (отсутствует связь, травма произошла за пределами населенного пункта в труднодоступной местности), а помощь требуется срочно, транспортировать пострадавшего в больницу нужно самостоятельно, не теряя времени.
- Обязательным условием для транспортировки больного в медицинское учреждение является иммобилизация. Прочитайте правила ее проведения и постарайтесь их запомнить.
Источник
Здравствуйте! У сына после падения обнаружили на рентгене со слов врача трещину на внешней стороне лодыжки. В заключении написали «закрытый перелом передней лодыжки». Наложили лангету и гипс в травмпункте, отпустили домой с дальнейшим наблюдением в поликлинике по месту жительства. Сын занимается триатлоном — бег, плавание, велосипед. Скажите, пожалуйста, у кого были похожие ситуации, сколько времени уйдет на полное восстановление лодыжки и возможно ли будет в дальнейшем продолжать занятия спортом? Что можно пить и какие лучше физио делать?
Комментарии
У меня в 20 лет был открытый перелом со смещением. Несколько операций. Училась ходить. Так вот на месте костной мазоли самое крепкое место. Заниматься после снятия гипса обязательно.
Тогда я ела яичную скорлупу в лимоном соке, сейчас полно нормальных препаратов.
Всё спортсмены с перелома и и прочим на пьедестале. Не переживайте
РоÑÑиÑ, СаÑаÑов
Ðго, ÑпаÑибо за оÑвеÑ! ÐÑÐµÐ½Ñ Ð¾Ð±Ð½Ð°Ð´ÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ!
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
У ÑÑна бÑл пеÑелом Ð¾Ð±ÐµÐ¸Ñ ÐºÐ¾ÑÑей голени леÑом. ÐеÑÑÑ Ð² гипÑе еÑÑ Ð´Ð²Ð° меÑÑÑа воÑÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ð³Ð¸. СейÑÐ°Ñ Ð½Ð¸Ñего не ÑделаÑÑ Ñже, ваÑа задаÑа, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð²Ñе пÑавилÑно ÑÑоÑлоÑÑ. У Ð½Ð°Ñ Ð³Ð¸Ð¿Ñ Ð±Ñл до Ð¿Ð¾Ð¿Ñ Ð¸ ÑÑн ÑакÑиÑеÑки ÑÑилÑÑ Ð·Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð¾ Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ. Ðелали Ñизио, ÐФÐ, баÑÑейн, вÑе ÑÑо можно.
РоÑÑиÑ, СаÑаÑов
СпаÑибо за оÑвеÑ, да, бÑдем делаÑÑ Ð²Ñе возможное поÑле ÑнÑÑÐ¸Ñ Ð³Ð¸Ð¿Ñа, а ÑейÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ° ÑолÑко ждаÑÑ…
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
как ÑÐ½Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð»Ð°Ð½Ð³ÐµÑÑ Ñак можно наÑинаÑÑ ÑÑениÑоваÑÑÑÑ ÑеÑез паÑÑ Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ Ð¾Ð±ÑÑно вÑе как пÑежде
в ÑÑаÑоÑÑи болÑÑ Ð²Ñе пеÑÐµÐ»Ð¾Ð¼Ñ ÐµÑли 49 Ð»ÐµÑ ÑÑиÑаÑÑ Ñже…
РоÑÑиÑ, СаÑаÑов
СпаÑибо за оÑвеÑ, Ð²Ð¾Ñ Ð¸ Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñмала, ÑÑо впоÑледÑÑвии меÑÑо пеÑелома Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð´Ð°Ð²Ð°ÑÑ Ð¾ Ñебе знаÑÑ (…
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ÐаÑÑ Ð·Ð½Ð°ÑÑ Ð¸ пеÑÐµÐ»Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ ÑвÑзки поÑваннÑе, да и Ñапоги в голеноÑÑопа по ÑÐ°Ð·Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑидÑÑ — но до ÑÑого как говоÑÑÑ Ð´Ð¾Ð¶Ð¸ÑÑ Ð½Ð°Ð´Ð¾ ,
СейÑÐ°Ñ Ð·Ð°ÑаÑÑÑÑ Ð¸ забÑÐ´ÐµÑ Ð½Ð° многие деÑÑÑки леÑ
РоÑÑиÑ, СаÑаÑов
Ðа Ñж, пеÑалÑно, к Ñожалених Ðо ÑÑо поделаÑÑ…
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ÐиÑÑ. Так ÑÑо Ð±Ñ Ð±Ñло ÑÑо вÑпомниÑÑ(в Ñ Ð¾ÑоÑем ÑмÑÑле)
РоÑÑиÑ, СаÑаÑов
ÐÑо да) СпаÑибо!
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
У знакомой доÑка на ÑÑ Ñквондо неÑдаÑно пÑÑгнÑла в ÑезÑлÑÑаÑе ÑÑеÑина, меÑÑÑ Ð² гипÑе. ÐалÑÑе обÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ. Ð Ð²Ð¾Ñ Ð³Ð¾Ð´ ÑпÑÑÑÑ ÑиÑÑаÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÑоÑÑеÑÑÑ Ñ Ñой же ногой. Ðе Ð·Ð½Ð°Ñ ÑÑо ÑÑо, невезение или закономеÑноÑÑÑ…
РоÑÑиÑ, СаÑаÑов
СпаÑибо за оÑвеÑ, Ñ Ð²ÑеÑа пол-ноÑи ÑиÑала пÑо ÑÑи пеÑÐµÐ»Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ вÑÑиÑала, ÑÑо на меÑÑе пеÑелома обÑазÑеÑÑÑ ÐºÐ¾ÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð·Ð¾Ð»Ñ Ð¸ она Ñ ÑÑпкаÑ, а меÑÑо пеÑелома полноÑÑÑÑ Ð²Ð¾ÑÑÑанавливаеÑÑÑ ÑолÑко ÑеÑез год…
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
Ðа ниÑего оÑобенного. СнимиÑе Ð³Ð¸Ð¿Ñ Ð¸ забÑдеÑе. Ðой ÑмÑдÑилÑÑ Ð´Ð²Ð° гипÑа ÑломаÑÑ, в иÑоге кÑпили Ð³Ð¸Ð¿Ñ ÑÑÑмнÑй, надоело в ÑÑÐ°Ð²Ð¼Ñ ÐµÐ·Ð´Ð¸ÑÑ Ð¿ÐµÑеделÑваÑÑ. ÐоÑÑÑли кÑпили в апÑеке. Так Ñкакал ÑеÑез Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ Ð´Ð°Ð¶Ðµ до ÑколÑ.
РоÑÑиÑ, СаÑаÑов
СпаÑибо за обнадÑживаÑÑий оÑвеÑ, но, конеÑно, Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ, ÑÑо вÑе ÑлÑÑаи индивидÑалÑнÑ, но надеÑÑÑ, ÑÑо и нам повезÑÑ Ð¸ вÑе бÑÐ´ÐµÑ Ñ Ð¾ÑоÑо)…
РоÑÑиÑ, ÐовоÑеÑкаÑÑк
ÐоÑÑ Ð»Ð¾Ð¼Ð°Ð»Ð°. Ðедели ÑÑи ÑоÑно в лангеÑке Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð°. Ðе наÑÑÑпала где неделÑ, а поÑом как ÐºÐ¾Ð½Ñ Ð¿Ð¾ Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð±ÐµÐ³Ð°Ð»Ð°.
Ðа акÑобаÑике ÑÑÐµÐ½ÐµÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð° ÑкÑеплÑÑÑие ÑпÑажнениÑ. Рона ÑепеÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´ÑÑ ÑÑениÑÐ¾Ð²ÐºÑ Ð·Ð°ÐºÐ°ÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑÑи мÑÑÑÑ Ð² Ñайоне лодÑжки, ÑÑоб ноги не подвоÑаÑивалиÑÑ Ð¸ не ломалиÑÑ)
Ðа Ñизио не какие не Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸. ÐангеÑÐºÑ Ð² пÑоÑеÑÑе леÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñнимали и мазади долобене (назнаÑение ÑÑенеÑа, Ñк она говоÑиÑ, ÑÑо Ð³Ð¸Ð¿Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑÑаÑÑиÑÑ, но меÑÑо ÑÑо Ñже оÑлабленно, надо обÑзаÑелÑно ÑкÑеплÑÑÑ ÑвÑзки и мÑÑÑÑ Ð² Ñом меÑÑе, ÑÑоб не бÑло Ñнова пеÑелома).
СкоÑейÑего вÑздоÑÐ¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑнÑ)
РоÑÑиÑ, СаÑаÑов
СпаÑибо болÑÑое! СÑнок Ñ Ð´ÐµÑÑÑва Ð±ÐµÐ³Ð°ÐµÑ Ð¸ пÑÑгаеÑ, ÑейÑÐ°Ñ ÑпоÑÑ, вÑегда вÑе бÑло ноÑмалÑно Ñо ÑвÑзками, пÑоÑÑо в ÑÑмеÑÐºÐ°Ñ Ð½Ðµ замеÑил ÑоÑÑаÑий ÑÑÑÑÑ Ð¶ÐµÐ»ÐµÐ·Ð½Ñй и пÑÑм об него ногой ÑпоÑкнÑлÑÑ Ð¸ Ñпал((( Ðо ÑепеÑÑ Ð¿Ð¾Ñле гипÑа, дейÑÑвиÑелÑно, надо бÑÐ´ÐµÑ ÑкÑеплÑÑÑ ÑвÑзки…
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
Ðогда Ñ Ñломала лодÑжкÑ(10-11)-Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ð° Ñлед Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑÑавили Ñ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ Ð´ÐµÑÑми ÑидеÑÑ Ð¸ ÑеÑез Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ Ð² ÑÐºÐ¾Ð»Ñ Ð¾ÑпÑавили не болиÑð(ÑÑÑÑ,пÑоÑÑ Ð¿Ñо Ñизио забавно)
РоÑÑиÑ, СаÑаÑов
СпаÑибо за оÑвеÑ, Ñ Ñоже оÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Ð´ÐµÑÑÑ, ÑÑо Ñже ÑкоÑо ÑÑнок опÑÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð½Ð¾ÑмалÑно Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ð¸ бегаÑÑ)…
Источник