Перелом нижней челюсти сняли шины
Шинирование челюсти – это ее фиксация в неподвижном состоянии. К такой мере прибегают ортопеды при переломах кости, что гарантирует правильное срастание и ускоряет процесс реабилитации. Лечение пациентов с такой травмой вызывает сложности. Методика шинирования позволяет добиться абсолютной иммобилизации, сводит риск осложнений к минимуму.
Виды шинирования челюсти
Вид шинирования определяет врач в индивидуальном порядке, в зависимости от сложности перелома.
На выбор метода влияют такие факторы:
- смещение отломков;
- дробление кости;
- степень повреждения зубов и мягких тканей;
- местно локализации перелома;
- возможность реконструкции костных отломков или остеосинтез (внедрение искусственных фиксаторов).
Как проходит наложение шины при переломе челюсти
Все манипуляции по установке фиксирующей конструкции проводят под местным обезболиванием.
Одностороннее шинирование
Эффективным способом шинирования при переломе нижней челюсти является односторонняя фиксация. Для создания неподвижности используют конструкции из изогнутых проволок. Их закрепляют у основания коронки жевательных зубов для фиксации челюсти в анатомически правильном положении.
Способ частично сохраняет физиологическую подвижность, которая необходима для жевания. Это щадящий метод лечения, который не доставляет пациентам сильного дискомфорта.
Двухстороннее шинирование
Шина устанавливается на верхнюю и нижнюю челюсть. Для репозиции костных фрагментов используют гладкие скобы или шины с распорочным изгибом. Конструкция крепится с помощью зацепных петель и имеет межчелюстные тяги.
Такие иммобилизационные средства готовят для каждого пациента отдельно. При правильном изготовлении шина должна:
- проходить по линии шеек зубов;
- прикасаться к каждому зубу;
- в точности повторять кривизну прикуса;
- не должна травмировать десневые сосочки;
- не должна пружинить.
При двустороннем шинировании также применяют шину Васильева – лента с зацепными петлями из нержавеющей стали.
Двухчелюстное шинирование
Для одновременной фиксации обеих челюстей используют парные элементы – конструкции с крючками и резиновыми кольцами для плотного прижатия костей, стягивания.
С целью лечения переломов со смещением пациентам устанавливают конструкции с распорками. Они предотвращают деформацию зубного ряда и самой челюсти. Эластичные лигатуры безопасные, надежные и простые в наложении на травмированные участки.
Показания к двусторонней иммобилизации
- полный разлом верхней челюсти;
- множественные переломы;
- риск внутричерепных осложнений.
Перед шинированием
Перед лечебной иммобилизацией проводят тщательную диагностику, выявляют степень разрушения челюсти, целостность зубов.
Случаи, при которых зубы могут удалить:
- выраженное расшатывание зуба с надломом корневой зоны;
- повреждение с последующим гнойным воспалением;
- зуб, не подлежащий эстетическому восстановлению;
- вколачивание в челюсть;
- если зубы мешают установке шин.
Если есть возможность сохранить свои зубы, пациентам проводят процедуру шунтирования челюсти. Зубной ряд фиксируют с помощью приспособлений, позволяющих надолго сохранить их неподвижность. Если зубные корни отходят от лунок, не прилегают плотно к мягким тканям – это прямое показание к шунтированию.
Используемые материалы
В большинстве случаев применяют лигатурную проволоку из нержавеющей стали, меди. Это доступный и недорогой способ восстановления целостности костей.
Если отломки смещены, используют средства для остеосинтеза – мини-пластины, шурупы, винты, скобы со специально заданными свойствами. При оскольчатых переломах нижней челюсти применяют быстротвердеющие пластмассы.
Как проходит лечение
Шинирование челюстей при переломах – это начальный этап продолжительного лечения и реабилитации. Сложность наложения фиксаторов зависит от выбранной конструкции.
При неосложненных переломах на челюсть накладывают шину, закрепляют ее на жевательных зубах. Если происходит иммобилизация двух челюстей, их соединяют резиновыми лигатурами, что обеспечивает неподвижность.
Алгоритм наложения шины Тигерштедта (назубная):
- Подкожно ввести атропин, это снизит выработку слюны во время проведения манипуляции.
- Провести местную анестезию
- Шину изгибать постепенно, слева направо (некоторые врачи изгиб начинают с места перелома).
- Во время изгибания шину держат правой рукой с помощью специальных крампонных щипцов, левой рукой задают нужную форму.
- После примерки на зубах, дальнейшее формирование шины производится не во рту.
- Готовая шина должна прилегать к каждому зубу и располагаться в нижней половине коронки.
- Конструкцию фиксируют лигатурной проволокой (закручивают по часовой стрелке).
Остеосинтез – хирургический метод лечения переломов. Он проводится открытым и закрытым способом. Бывает очаговый (фиксатор пересекает щель разлома) и внеочаговый (фиксаторы крепятся над переломом) остеосинтез.
Сколько ходить с шинами при переломе челюсти
Процесс сращения костей — длительный. С учетом трудностей создания абсолютной неподвижности, больших рисков повторного смещения костных отломков больные вынуждены носить конструкцию во рту несколько месяцев.
При частичном переломе или трещине иммобилизация может длиться 1,5-2 месяц при условии строгого соблюдения режима и выполнении всех рекомендаций врача. Восстановление после осложненных травм длится от 6 месяцев до года. Все это время больной вынужден носить фиксаторы.
Длительное обездвиживание также показано при массивном повреждении зубов. Возвращение зубного ряда в нормальное состояние занимает не менее 12 месяцев. При уменьшении этого срока сохраняется подвижность корневой зоны.
Когда снимают шины
Показание к снятию шин – рентгенологический снимок, подтверждающий полное сращение костей, образование костной мозоли. Перед тем, как снять шину, лечащий врач также учитывает вероятность развития посттравматических осложнений – вторичное смещение отломков, ложный сустав, деформация челюстей.
После оценки всех факторов, результатов анализов, доктор принимает решение, когда снимут шины.
Как снимают шины после перелома челюсти
После продолжительного ношения конструкции во рту у пациентов может возникнуть вопрос, больно ли снимать шину с челюсти. У специалистов эта манипуляция не вызывает сложности.
Затруднения могут возникнуть при развитии контрактур (ограничение движений в нижнечелюстном суставе). При необходимости открыть рот возникают болевые ощущения разной интенсивности. Это неизбежные последствия при длительной неподвижности сустава.
Некоторые люди испытывают только дискомфорт. Это зависит от того, сколько они ходили с конструкцией в ротовой полости, болевого порога нервной системы.
После снятия шин в обязательном порядке проводят профессиональную гигиеническую чистку (санацию) ротовой полости. При обнаружении хронических очагов инфекции (кариес) пациент проходит стоматологическое лечение.
Восстановительный период
Период восстановления функциональности челюстей зависит от таких факторов:
- степень тяжести, вид перелома;
- продолжительность лечения;
- отсутствие или наличие осложнений;
- возраст пациента;
- наличие сопутствующих внутренних болезней.
Возвращение полноценного функционирования сустава не всегда возможно. Здесь на первый план выходит ответственность и исполнительность самого пациента. Чтобы вернуть здоровую работу челюсти, необходимо строго соблюдать все прописанные рекомендации. Длительная, скрупулезная реабилитация – залог нормальной деятельности челюстных суставов.
Реабилитационные мероприятия:
- ЛФК для разработки суставов. Все упражнения выполняются с полной амплитудой даже при болевых ощущениях;
- регулярные курсы лечебного массажа;
- физиотерапевтические процедуры – аппликации парафина, грязелечение, ультразвук, электрофорез с кальцием, УФ-облучение в зимнее время;
- щадящая пища.
Правильное питание после шинирования
После снятия шин важно правильно питаться в домашних условиях. Принимаемая пища должна быть мягкой, перетертой, вареной или запеченной, не требующей активного пережевывания.
После длительного нахождения фиксаторов во рту у пациентов часто развивается чувствительность зубной эмали. Поэтому не рекомендуют употреблять горячую, холодную, кислую, соленую, острую пищу.
На фоне жидких блюд постепенно вводится пюреобразная еда. Можно употреблять запеченные овощи, фрукты, рыбу. Первое время исключить мясо, включая нежные сорта птицы. Отварное мясо можно измельчать блендером и употреблять в составе супов, в качестве пюре.
Чтобы человек получал необходимое количество полезных нутриентов, в рацион вводят белковые коктейли, творог, муссы из каш, пудинги с грибами, яйцами, рисом, сыром, молотыми орехами.
Рекомендации по питанию:
- первое время используйте трубочку для употребления пищи;
- обогатите рацион кальцием;
- обеспечьте высокую калорийность приготовленных блюд;
- восполняйте потребность организма в полезных веществах с помощью витаминных комплексов в виде растворимых шипучих таблеток Омега-3 в жидкой форме.
Шинирование челюстей при переломах – единственный эффективный способ лечения травмы. Методику используют во всех передовых отечественных и зарубежных клиниках. Обездвижение создает дискомфорт на протяжении всей терапии и сопряжено с посттравматическими осложнениями. При качественном лечении и правильной реабилитации человек со сломанной челюстью полностью восстанавливается и возвращается к нормальной деятельности.
Источник
Лечение челюстных травм не обходится без применения шин для фиксации смещенных или осколочных фрагментов. В медицинскую задачу входит соединение костных тканей с максимальной плотностью прилегания.
Шина при переломе челюсти выполняет функцию индивидуального крепления, или иммобилизации, костных отломков. Однако такие повреждения требуют продолжительного и трудоемкого лечения.
Шинирование при переломе челюсти является основным методом скрепления конструкции до ее окончательного срастания.
Особенности конструкции
Методика шинирования создана военными врачами в прошлом веке. Усовершенствованы способы наложения, применяются новые материалы, но принципы лечения сохранены по сей день.
Шинирование нижней челюсти при разрушении костной структуры применяют с целью фиксации элементов для правильного срастания в максимально короткие сроки. Профессиональное лечение осуществляется либо с помощью проволочной конструкции, либо пластмассовых элементов.
Прежде чем закрепить сломавшиеся кости, необходима операция по восстановлению нормальной формы лица и удаления отломков. Также врач занимается обработкой разрывов тканей и кровеносных сосудов.
Конструктивные решения различны:
- Ленточные шины Васильева. Крепление с зацепными петлями из бронзоалюминиевой проволоки устанавливают на зубах. Фиксация производится посредством резиновой тяги. Простое и недорогое приспособление выполнено из нержавеющей стали.
- Шины Тигерштедта выполнены из алюминиевой проволоки. Самые распространённые три конструкции.
Первая — гладкая шина-скоба.
Вторая — состоит из резиновых тяг и петель для сцепления.
Третья — шина с распорочным изгибом.
Крепление к зубам осуществляется проволочными лигатурами индивидуально каждому пациенту. Эффективна одночелюстная шина-скоба. Бронзоалюминиевые лигатуры удерживают конструктивные элементы. Важные преимущества — в равномерном распределении нагрузки и минимальном травмировании зубов.
Лечебные шины обладают особенными качествами.
Самыми распространенными материалами являются медь и алюминий. Толщина проволоки составляет не более 2 мм. На одного больного обычно требуется 8 г алюминия и 9 г проволоки из сплава бронзы и алюминия.
Шина изготавливается строго индивидуально, чтобы в точности соответствовать зубной дуге.
Манипуляции с наложением проводят под местным обезболиванием.
Чем тяжелее перелом челюсти, тем сложнее конструкция с крючками и кольцами для фиксации костных тканей.
Без шинирования, т. е. обездвиживания челюстей, обойтись нельзя.
В противном случае пациенту грозит:
- повторная травма путем смещения обломков;
- инфицирование раны;
- воспаления мягких тканей.
Антибактериальная терапия и противостолбнячные инъекции обязательны для исключения риска заражения в период лечения травмы.
При ношении шины пациент должен проходить регулярные осмотры и делать рентгеновские снимки челюсти. После окончания курса лечения шина снимается врачом.
Виды шинирования
Панорамный снимок места перелома позволяет подобрать и с точностью установить необходимую шинную конструкцию.
Методики зависят от особенностей травмы костной ткани:
- одностороннее шинирование производят на поврежденной области медной проволокой;
- двустороннее шинирование — это фиксация частей жесткой проволокой с двух сторон. При необходимости устанавливают крючки и кольца для укрепления прочности конструкции;
- двухчелюстное шинирование применяют в самых тяжелых случаях — двусторонних переломах со смещением частей. Крепления держатся на крепких зубах или устанавливаются в просверленные отверстия кости. Соединяют челюсти резиновыми кольцами, закрепленными на крючках.
Жесткое крепление не позволяет пациенту открывать рот. Усиливает соединение подбородочная праща. Вспомогательное приспособление препятствует провисанию, прижимает подбородок снизу.
Шинирование зубов при переломе нижней челюсти возможно как мера первой помощи в ожидании скорой. Пострадавшему следует зафиксировать челюсть, туго замотав бинтом его голову, как показано на фото:
Лечение переломов челюсти без шинирования требует продления сроков восстановления организма, поэтому данная методика установки фиксирующих каркасов используется практически в большинстве случаев.
Наложение шины меняет особенности питания, приводит к необходимости употреблять жидкую и протертую пищу.
Соблюдение правил и рекомендаций стоматолога усилит эффективность лечения и приведет к максимальной отдаче от этапа шинирования.
Правильное питание во время ношения шины
Рацион существенно влияет на процесс заживления перелома челюсти. Ресурсы организма должны обеспечивать снабжение костных тканей микроэлементами.
Выполнять следует основные рекомендации:
- питаться придется через трубочку кашеобразными блюдами;
- еда должна быть калорийной и разнообразной;
- особое внимание нужно уделять продуктам с повышенным содержанием кальция, кисломолочным изделиям.
Категорически нельзя принимать алкогольные напитки. Рвота может стать причиной смерти из-за невозможности открыть самостоятельно рот. Человек просто захлебнется рвотным содержимым.
В питании рекомендуют использовать детские смеси и коктейли для спортсменов.
Снятие шин
Период ношения шин — важный этап лечения травмы челюсти. Срок составляет не менее полутора месяцев, но в каждом случае он индивидуально определяется в зависимости от тяжести травмы. При сращивании костных тканей сложных переломов продолжительность иммобилизации достигает 60 дней.
В тяжелых случаях переломов со смещением фиксирующая шина может находиться до года, а пациенту затем предстоит многолетняя восстановительная терапия.
На срок ношения шины влияют:
- возраст больного;
- наличие хронических заболеваний;
- характер перелома;
- своевременность оказания медицинской помощи
При ношении шины пациент должен проходить регулярные осмотры и делать рентгеновские снимки челюсти. После окончания курса лечения шина снимается врачом.
Лечение не заканчивается после снятия конструкции. Дальше предстоит постепенная и кропотливая реабилитация: разработка челюсти и восстановление традиционного питания.
Время ношения шины требует от больного выдержки и желания преодолеть трудную жизненную ситуацию. Только совместные усилия пациента и врача приведут к эффективному результату без осложнений.
Лечение перелома челюсти при помощи шинирования является главной методикой, многолетний опыт применения которой показал свою эффективность на примере тысяч выздоровевших пациентов. Однако такое лечение является достаточно длительным и требует поддерживающей медикаментозной терапии.
Источник
Òðàâìà
(êàê ÿ â ïåðâûé ðàç ÷óòü íå ïîïðîùàëàñü ñ çóáàìè)
Ìíîãèå ðàññêàçû íà÷èíàþòñÿ òàê: ïîäðàëñÿ ñ ìóæèêàìè ïî ïüÿíè, ñëîìàëè ÷åëþñòü.
Ìîé ñëó÷àé ïðîèçîøåë äîìà âî âðåìÿ óáîðêè. Óïàëà ïðÿìî íà ïîäáîðîäîê ñ âûñîòû (íå çíàþ, ãäå íàõîäèëèñü ìîè ðóêè â ýòîò ìîìåíò).
Ñèëüíåéøèé óäàð íèæíåãî çóáíîãî ðÿäà ïî âåðõíåìó. Øîê.
Äóìàëà, êîãäà îòêðîþ ðîò, âûâàëÿòñÿ âñå çóáû. Íî íåò âñå óöåëåëè.
«Ïåðåëîì» îáðàäîâàëñÿ äîêòîð ðàéîííîãî òðàâìïóíêòà (âèäèìî ÷åëþñòè ó íèõ áûâàþò ðåäêî).
«Íóæíî ãîñïèòàëèçèðîâàòüñÿ, øèíêó íàëîæàò èëè îñòåîñèíòåç» — çâó÷àëî êàê âî ñíå. «Âîò âàì àäðåñ áîëüíèöû è íàïðàâëåíèå, ñåãîäíÿ â òå÷åíèå äíÿ ïðèåçæàéòå ê íèì».
Íà ðåíòãåíå âñå âûãëÿäåëî íåóáåäèòåëüíî, ñëîè íàêëàäûâàëèñü íà ñëîè, ÷åòêîé ëèíèè ðàçëîìà íå âèäíî. Íå âåðþ!
Ñòàëà èñêàòü, ãäå ñðî÷íî ñäåëàòü òîìîãðàôèþ. ÊÒ íå íàøëà (à íóæíà áûëà èìåííî îíà), ñäåëàëà ÌÐÒ. Ïîäòâåðäèëè, ÷òî ïåðåëîì. Ñîáðàëà âåùè è âñþ ðåøèòåëüíîñòü, ïîåõàëà ñäàâàòüñÿ â áîëüíèöó (ê òîìó âðåìåíè áûëî óæå ÷àñîâ 8 âå÷åðà).
3 ÷àñà â ïðèåìíîì îòäåëåíèè, íîâûå ðåíòãåíû, îæèäàíèå êàêèõ-òî áóìàã, çàïîëíåíèå êàêèõ-òî áóìàã. Îáû÷íàÿ áîëüíèöà, äåëî ê íî÷è, êòî ñ ÷åì ïîñòóïàåò: ìèìî, íàïðèìåð, ïðîâîçÿò îêðîâàâëåííîãî áîìæà, êîòîðûé âñþ äîðîãó ïûòàåòñÿ âñòàòü è ñáåæàòü Ðîìàíòèêà.
Íåóæåëè íóæíà îïåðàöèÿ? Êàê âûãëÿäÿò ýòè øèíû, êàê ñ íèìè æèòü? Ó ìåíÿ æå ðàáîòà.
«Âîçìîæíî ïðè ïåðåëîìå â ýòîì ìåñòå îáîéäåòñÿ áåç îïåðàöèè, óòî÷íèòå ó ëå÷àùåãî âðà÷à, çàâòðà ñäåëàþò âàì ÊÒ. Øèíû íîðìàëüíî. Êðåïÿòñÿ íà çóáû. Ãîâîðèòü ñìîæåòå, âñå ãîâîðÿò. Ïèòàíèå ÷åðåç òðóáî÷êó. Âñå åäÿò íîðìàëüíî. ×åðåç 2 äíÿ âñå ïðèâûêàþò îáû÷íî.» îáúÿñíèë äîêòîð â ïðèåìíîì.
Ãäå-òî â 11 âå÷åðà ÿ ïîïàëà â îòäåëåíèå è çàñåëèëàñü â ïàëàòó. Òàì âñå óæå ñïàëè, òåìíî, ÿ ïåðåîäåëàñü è ïîøëà íà ðàçâåäêó ê ìåäñåñòðàì.
Ñïðîñèëà, áóäóò ëè ìíå ñåãîäíÿ ÷òî-òî äåëàòü èëè ìîæíî ñïàòü. «Áóäóò. Ëó÷øå ïîäîæäèòå â ïàëàòå, çà âàìè çàéäóò».
Ëåæó â òåìíîòå æäó, ïåðåïèñûâàþñü ñ ðîäíûìè. Ïðîøëà öåëàÿ æèçíü, à ïî ôàêòó ÷àñà äâà. Ïîøëà íà ïîñò, ñìîòðþ, à òàì óæå ñâåò âûêëþ÷åí è íå âèäíî íèêîãî. Îíè âñå ñïÿò? È ÷åãî ÿ æäó?
Ëåãëà. Ïðî ñîí êîíå÷íî ìîæíî áûëî çàáûòü. Åùå ÷åðåç ÷àñ â êîðèäîðå íà÷àëàñü êàêàÿ-òî àêòèâíîñòü, äâåðè íà÷àëè îòêðûâàòüñÿ, çàêðûâàòüñÿ, è ìåíÿ ïîçâàëè â êàáèíåò ñ òàáëè÷êîé «Øèíèðîâàíèå».
Ïîòîì êòî-òî ìíå ãîâîðèë, ÷òî ýòè øèíû èçãîòàâëèâàþò ñïåöèàëüíî, ïîýòîìó ïðèøëîñü æäàòü. Ìîæåò è ïðàâäà.
Øèíèðîâàíèå
(êàê ÿ âî âòîðîé ðàç ÷óòü íå ïîïðîùàëàñü ñ çóáàìè)
Ðÿäîì ñ êðåñëîì â ïëåâàòåëüíèöå (èëè êàê òàì åå) çàìåòèëà êóñî÷êè æåëåçíîé ïðîâîëîêè ñ ðîçîâåíüêèìè òàêèìè ìèëûìè êàïëÿìè êðîâè, îäíîâðåìåííî ñ ýòèì óâèäåëà çàíåñåííûé ê ïðîòèâîïîëîæíîé îò ïåðåëîìà ñòîðîíå øïðèö ñ îáåçáîëèâàþùèì (çíà÷èò ÷òî-òî ñòðàøíîå áóäåò).
«Ó ìåíÿ íå çäåñü » ïîïûòàëàñü âîçðàçèòü ÿ, ïîêàçûâàÿ íà ìåñòî ïåðåëîìà.
«Àëëåðãèÿ åñòü?» íå äàëà ìíå äîãîâîðèòü æåëåçíàÿ ëåäè è óêîëîëà ñ îáåèõ ñòîðîí.
ß ñòàðàëàñü íå ñëóøàòü ãðîõîò æåëåçíûõ øòó÷åê ðÿäîì ñ ñîáîé íà ïîäíîñå (èëè êàê òàì åãî) è íå çàäóìûâàòüñÿ îá èõ êîëè÷åñòâå.
Øèíà Òèãåðøòåäòà ðàçðàáîòàíà â 1915 ãîäó âîåííûì âðà÷îì. Äî ñèõ ïîð ñ÷èòàåòñÿ ëó÷øèì ñðåäñòâîì äëÿ ôèêñèðîâàíèÿ ÷åëþñòè. Ýòî ÿ ïîòîì âû÷èòàëà, à â òîò ìîìåíò ó ìåíÿ áûëà ìûñëü «Êóäà ÿ ïîïàëà?».
 ïåðâûå â æèçíè ÿ ïîðàäîâàëàñü òîìó, ÷òî ó ìåíÿ íå 32 çóáà, à ìåíüøå — èáî êàæäûé çóá îïîÿñûâàëñÿ òîíêîé æåëåçíîé ïðîâîëîêîé, êîòîðóþ î÷åíü ñëîæíî ïðîäåòü ìåæäó çóáàìè, íå ïîðàíèâ äåñíû. Ñîáñòâåííî, ñèãíàëîì òîãî, ÷òî äåñíó çàäåëè, ìîæåò áûòü òîëüêî «îé» èëè «àé» ïàöèåíòà. Èòàê, âñå ïðîâîëîêè ïðîäåòû, ÷òî äàëüøå?
Äàëüøå ïðèêëàäûâàåòñÿ øèíà è ïðèêðåïëÿåòñÿ ïóòåì ñêðó÷èâàíèÿ ïðîâîëîê âîçëå êàæäîãî çóáà. Âî âðåìÿ ñêðó÷èâàíèÿ ÿ ðåàëüíî èñïóãàëàñü çà êàæäûé ñâîé çóá òÿíóò è ñæèìàþò ðåàëüíî ñèëüíî, à çóáû ó ìåíÿ õèëûå. Ïîñëå, êîãäà âñå ýòî æåëåçî çàêðåïèëîñü âî ðòó, âåðõíèå è íèæíèå øèíû îïÿòü-òàêè «ñòÿãèâàþò» òîíêèìè ðåçèíêàìè ñâåðõó âíèç.  ìîåì ñëó÷àå ìíå â êîìàíäíîì òîíå ñêàçàëè «Çàêðîé ðîò». È ÿ çàõëîïíóëà åãî, äàæå íå ïîäóìàâ, à â ïðàâèëüíîì ëè ïðèêóñå ÿ åãî çàêðûëà. Âèäèìî îò íåîæèäàííîñòè è èñïóãà ÷åëþñòè ìîãóò ñîìêíóòüñÿ òîëüêî ïðàâèëüíî.
Âñå, ìîæåòå èäòè ñêàçàëà æåëåçíàÿ ëåäè. ß ïîïðîáîâàëà äâèíóòü çóáàìè, ïðèîòêðûòü ðîò, èñïûòàëà áîëü è çàøåïåëÿâèëà.
Âû ñëèøêîì ñèëüíî ñòÿíóëè. Ðîò íå îòêðûâàåòñÿ ñîâñåì.
Îí è íå îòêðîåòñÿ — èñêðåííå óëûáíóëàñü âðà÷.
À êàê æå ÿ áóäó ïèòü?
Òàê. Ñêâîçü çóáû åùå áîëüøå ðàçâåñåëèëàñü îíà È åñëè áóäåòå õîðîøî óõàæèâàòü çà çóáàìè, ìîæåò áûòü ñ íèìè è áóäåò âñå â ïîðÿäêå èíòðèãóþùå ïðîèçíåñëà îíà è ïîçâàëà ñëåäóþùåãî.
ß âûøëà ñ ÷óâñòâîì ïîëíîé îïóñòîøåííîñòè. Òî÷íåå íå ñîâñåì ãîëîâà áûëà çàáèòà âîïðîñàìè, à ðîò áûë ïîëîí ñëþíåé, êðîâè è æåëåçà (ïî êðàéíåé ìåðå ïî îùóùåíèÿì). È âñå âðåìÿ ïðåñëåäîâàëà ìûñëü «×òî æ ÿ çóáû êàê ñëåäóåò äîìà ïåðåä âûõîäîì íå ïî÷èñòèëà». À åùå íè ðàçó çà âñþ ïðîöåäóðó (íè ïîñëå íåå) ìíå íå ïðîïîëîñêàëè / íå ïîëèëè / íå ïðîìûëè íè÷åì äåçèíôèöèðóþùèì È äàæå íå ñêàçàëè, íàïðèìåð, «Ïðîïîëîùè ñàìà». ß âçÿëà áóòûëêó âîäû, âûíåñëà åå â êîðèäîð èç ñïÿùåé ïàëàòû è êàêîå-òî âðåìÿ ñèäåëà ñ íåé â îáíèìêó, ïåðèîäè÷åñêè ïðèêëàäûâàÿñü. «Ïðèêëàäûâàÿñü» ïîòîìó ÷òî ïèòü îñîáî ó ìåíÿ íå ïîëó÷àëîñü, íàïîð ÷åðåç çóáû áûë ìàëåíüêèé, è âñå ëèëîñü ìèìî.
Îñòàâøóþñÿ íî÷ü ÿ ëåæàëà è äóìàëà, êàê òåïåðü åñòü? Îíè âåäü áóäóò ñíèìàòü ýòè ðåçèíêè, ÷òîáû ïðîñóíóòü òðóáî÷êó ñ åäîé ìåæäó ÷åëþñòÿìè? Òî åñòü êàæäûé ïðèåì ïèùè èõ íóæíî ñíèìàòü è îäåâàòü, à êàê ïîòîì ñàìîé ýòî äåëàòü? Çóáû áîëåëè, äåñíû íûëè ñïàòü êîíå÷íî æå íåâîçìîæíî. Ïðî ïåðåëîì ÿ âîîáùå ñòàðàëàñü íå äóìàòü, âñïîìèíàÿ, êàê ñèëüíî ìíå ïðèøëîñü îòêðûòü ðîò â ïðîöåññå øèíèðîâàíèÿ. ß âñòàâàëà, ïîäõîäèëà íà ïîñò ê ìåäñåñòðàì, ñïðàøèâàëà ïðî òó æåíùèíó-âðà÷à, ïûòàëàñü îáúÿñíèòü, ÷òî ïåðåñòàðàëèñü, ñëèøêîì ñèëüíî ñöåïèëè çóáû — ÷åëþñòü íàõîäèòñÿ â ïîñòîÿííîì íàïðÿæåíèè, â íåêîòîðûõ ìåñòàõ øèíà äàâèò íà äåñíó òàê, ÷òî ê óòðó, íàâåðíîå, áóäåò íåêðîç. Ìåäñåñòðû ïðèâûêøèì àâòîìàòîì îòâå÷àëè âðà÷ íå âåðíåòñÿ, âñå íîðìàëüíî, ó âñåõ äàâèò ñíà÷àëà.
Íàñòóïèëî óòðî, äàëüøå âñå ïîøëî, êàê âåçäå àíàëèçû, óêîëû è ïð.
ß íàêîíåö-òî ïîäîøëà ê çåðêàëó è íå óçíàëà ñåáÿ. Âûãëÿäåëà áîìæåâàòî: ñèíÿêè ïîä ãëàçàìè, ñâàëÿâøèåñÿ âîëîñû è êàïëè çàñîõøåé êðîâè âîêðóã ðòà, êàê áóäòî ÿ çàãðûçëà êîãî-òî íî÷üþ))) È â òàêîì âîò âèäå ÿ óæå ïîõîäèëà ïî îòäåëåíèþ è ñõîäèëà íà êàðäèîãðàììó)))
Ìíîãèå òàê æå, êàê è ÿ, ðàçãîâàðèâàëè ÷åðåç ñòèñíóòûå çóáû, â îñíîâíîì ìóæ÷èíû. Äåâóøåê ñ øèíàìè ÿ íå âñòðå÷àëà. Î÷åíü ñìåøíî âûãëÿäåëè î÷åðåäè íà óêîë èëè ðåíòãåí ðÿä ïàðíåé è ÿ ñðåäè íèõ)). Âðîäå ÿ âçðîñëûé ÷åëîâåê è âñå ïîíèìàþ, íî ÷óâñòâî þìîðà ïðè ñòðåññå ñîåäèíÿåò îáðàçû áîëüíè÷íîãî àíòóðàæà, ïèæàì, òðåíèêîâ è íàøåé ñïåöèôè÷åñêîé ðå÷è â îùóùåíèå äóðêè. Ãëàâíûì îáðàçîì æóòêî ñòàíîâèòñÿ, êîãäà ñëûøèøü ñîáñòâåííóþ óùåðáíóþ ðå÷ü (ê ñëîâó, ïîëó÷àëîñü ó ìåíÿ ãîðàçäî õóæå, ÷åì ó äðóãèõ), è êîãäà êòî-òî íà÷èíàåò ïåðåñïðàøèâàòü, åñòü òîëüêî îäíî æåëàíèå ïîñêîðåå ñâåðíóòü ðàçãîâîð. Ïðî ðàáîòó, êîíå÷íî æå, íà ìåñÿö ìîæíî çàáûòü.
Ìíå ñäåëàëè åùå îäèí ðåíòãåí, à ÊÒ ïî÷åìó-òî ðåøèëè íå äåëàòü ñêàçàëè, ÷òî øèíû óæå ñòîÿò. Õèðóðã ïîñìîòðåëà, âñå ëè â ïîðÿäêå ñî ðòîì, ðàññêàçàëà, ÷òî íóæíî ïîëîñêàòü àíòèñåïòèêàìè, ò.ê. çàòðóäíåíà áóäåò ãèãèåíà çóáîâ. Íîñèòü øèíû 4 íåäåëè. ß ñíîâà ïîïûòàëàñü ðàññêàçàòü, ÷òî çäåñü êàêàÿ-òî îøèáêà, ÷òî ìíå ñëèøêîì ñèëüíî âñå ñòÿíóëè. Íî âèäèìî îíè óæå óñòàëè îò òàêèõ ðàçãîâîðîâ. «Ïî-äðóãîìó íèêàê, ýòî íóæíî äëÿ ðàñïðåäåëåíèÿ íàãðóçêè íà çóáû».
Íà çàâòðàêå, êîãäà âñå øèíèðîâàííûå âçÿëè ñâîè òàðåëêè è ñòàëè åñòü ÷åðåç òðóáî÷êó, ìåíÿ íàêîíåö-òî ñðàçèëî: «ÐÅÇÈÍÊÈ ÍÅ ÑÍÈÌÓÒ», ÅÑÒÜ ÒÀÊÆÅ ÊÀÊ ÏÈÒÜ ×ÅÐÅÇ ÑÒÈÑÍÓÒÛÅ ÇÓÁÛ», «4 ÍÅÄÅËÈ ÐÎÒ ÁÓÄÅÒ ÇÀÊÐÛÒ ÑÎÂÑÅÌ». Ïîçæå ÿ óæå íàøëà âèäîñû, ãäå «ñ÷àñòëèâûå» ëþäè ñ øèíàìè äåëÿòñÿ âïå÷àòëåíèÿìè è ðàññêàçûâàþò, êàê è ÷òî. Åñòü ÷åðåç òðóáî÷êó ýòî çíà÷èò åñòü ÷åðåç ñòèñíóòûå çóáû, à òðóáî÷êà íóæíà äëÿ ïîäãîíà åäû, ÷òîáû íå óäåëàòüñÿ.
Åñòü ÷åðåç çóáû
Âîäà äûðî÷êó âñåãäà íàéäåò, è åñëè òû õî÷åøü åñòü, óìåé âåðòåòüñÿ.
Âðåìÿ ìîåãî ãîëîäàíèÿ ïåðåâàëèâàëî çà ñóòêè, ò.ê. ïðè ïîïûòêàõ ïîåñòü ìíå êàçàëîñü, ÷òî íàäî ìíîé èçäåâàþòñÿ. Êàê ìîæíî òÿíóòü æèäêóþ ïèùó ÷åðåç òðóáî÷êó, êîãäà îò êàæäîãî ýòîãî äâèæåíèÿ çóáû íà÷èíàþò íûòü åùå áîëüøå?
Íåêîòîðàÿ åäà áûëà æèäêîé, íî ñ ìåëêèìè êóñî÷êàìè ãðå÷êè, êîòîðûå íà ðàç-äâà-òðè çàáèâàëè âñå, ÷òî âîçìîæíî. Èòîãî ðàç-äâà-òðè öåäèøü, ðàç-äâà-òðè-÷åòûðå ïðîïîëàñêèâàåøü âîäîé è òàê ïî êðóãó.
Âðà÷ èç ïðèåìíîãî íå îáìàíóë: ðîâíî ÷åðåç äâà äíÿ (êîòîðûå êàçàëèñü íåäåëåé) áîëü è ñèëüíîå îùóùåíèå ñòÿíóòîñòè óøëè. Ê åäå ïðèíîðîâèëàñü, íî ïðî òî, ÷òîáû íàåñòüñÿ äî ñûòà, ìîæíî áûëî çàáûòü. Ïîïðîáîâàâ ðàçíûå âàðèàíòû, íàøëà ìåñòî â çóáíîì ðÿäó, ãäå çóáû ìåíüøå âñåãî ñìûêàþòñÿ. Òàê è åëà.
Âûïèñàëè ìåíÿ ñ òàëîí÷èêîì ÿâèòüñÿ ÷åðåç 10 äíåé. Âûõîäÿ èç îòäåëåíèÿ, ÿ çàìåòèëà íà ñòåíå ïëàêàò, ðàçúÿñíÿþùèé, êàê óõàæèâàòü çà çóáàìè:
1. íóæíî ÷èñòèòü ïîñëå êàæäîãî ïðèåìà ïèùè (÷èñòêà ïîëó÷àåòñÿ óñëîâíàÿ, ò.ê. ÷åðåç ðåçèíêè ê çóáàì ïî÷òè íå äîáðàòüñÿ)
2. èððèãàòîð (óæå ìå÷òàëà î íåì)
3. êóïèòü «âîñê äëÿ áðåêåòîâ», ÷òîáû íàíîñèòü íà êðþ÷êè øèí (äåéñòâèòåëüíî, ýòè ñâîëî÷è ïîñòîÿííî óïèðàþòñÿ â ãóáû ñ âíóòðåííåé ñòîðîíû òàê, ÷òî åùå ìåíüøå õî÷åòñÿ åñòü èëè ðàçãîâàðèâàòü)
4. ïîëîñêàòü àíòèñåïòèêàìè, íî íå óâëåêàòüñÿ, ò.ê. îò õëîðãåêñèäèíà, íàïðèìåð, òåìíåþò çóáû.
×òî??? Âû áû õîòü òêíóëè ïàëüöåì â ýòîò ïëàêàò ðàíüøå! Çà ÷åòûðå äíÿ äåéñòâèòåëüíî êàçàëîñü, ÷òî çóáû ïîòåìíåëè.
Áëåíäåð è èððèãàòîð
Äâà ïðåäìåòà, êîòîðûå îáÿçàòåëüíî íóæíû ýòî áëåíäåð, ÷òîáû êðîøèòü åäó, è èððèãàòîð, ÷òîáû ïîòîì ýòó åäó âûìûâàòü èç-ïîä ðåçèíîê è øèí. Èíîãäà ìíå äàæå ñíèëñÿ ýòîò ïðîöåññ, ò.ê. èëè îäíî èëè äðóãîå ïðîèñõîäèëî ïîñòîÿííî. Òðóáî÷êè 5 ìì ïðèøëîñü íàéòè îïòîì, áîëüøóþ ïà÷êó. Íó åùå ãèãèåíè÷åñêàÿ ïîìàäà, ò.ê. ÿçûê ãóáû óâèäèò åùå íå ñêîðî.
Äåâî÷êè ïî æèçíè ïðèâûêëè íåäîåäàòü, ïîýòîìó â âåñå ÿ îñîáî íå ïîòåðÿëà (ìóæ÷èíû òåðÿþò îò 5 äî 15 êã). Ê òîìó æå ìîé îðãàíèçì ñèëüíî «óäèâèëñÿ», à çàòåì îáðàäîâàëñÿ òàêîìó êîëè÷åñòâó áûñòðûõ óãëåâîäîâ â âèäå ïåðåðàáîòàííîé â íîëü ïèùè, êîåé ÿ ðàíüøå íå óâëåêàëàñü.
Åëà äåòñêîå ôðóêòîâîå ïþðå, êàøè, îâîùè (äîáàâëÿÿ ñëèâî÷íîå ìàñëî äëÿ ñûòíîñòè), ñóïû, èíîãäà íåçàæàðåííûé îìëåò (ïðîâåðíóòûé ñ ìîëîêîì).
Îòêðûòèåì è ëþáèìîé îòäóøèíîé äëÿ ìåíÿ ñòàë êîêòåéëü èç áàíàíà è ìîëîêà 1/1 (òåïåðü ëþáîâü íàâåêè ê ýòîìó íàïèòêó).  îáùåé ñëîæíîñòè ïîëó÷àëîñü, ÷òî ÿ âûïèâàëà â äåíü ïîë-ëèòðà ìîëîêà, ò.ê. ìíîãî ÷òî ðàçáàâëÿëà èì.  ìîåì ñëó÷àå âñå ïðèõîäèëîñü ðàçáàâëÿòü äî êîíñèñòåíöèè âîäû, åñëè ãóùå íå ïðîõîäèëî.
Òùåòíî ïûòàëàñü ðàçíîîáðàçèòü áëþäà, íàïðèìåð, ïîäêèíóòü ïëîâó ñåáå â ïþðå, ÷òî áûëî áåñïîëåçíî, ò.ê. ïëîâèê ïëîõî ðàçìåëü÷àëñÿ è çàñòðåâàë ñðàçó ïðè ïèòüå.
Ïðî çàïàñ âñåãäà ñòîÿëè áóòûëî÷êè ñ ýíòåðîïèòàíèåì (òàêèå ïèùåâûå ñìåñè, ãäå åñòü ìíîãî áåëêîâ è ïðî÷åãî äëÿ òàêèõ êàê ìû) î÷åíü ñûòíî.
Ïèëà ïðîïèñàííûå ìíå ðàñòâîðèìûå âèòàìèíû è êàëüöèé, õîòÿ ãîâîðÿò, ÷òî êàëüöèÿ â åäå è òàê äîñòàòî÷íî íóæåí âèòàìèí Ä, ÷òîáû êàëüöèé óñâàèâàëñÿ.
×òî äî øèí — ñíà÷àëà áûëà íåáîëüøàÿ ôîáèÿ çàêàøëÿòüñÿ èëè ïîïåðõíóòüñÿ. Ïîòîì ÿ ïîíÿëà, ÷òî ïðè ïèòàíèè ÷åðåç òðóáî÷êó åäà â ëþáîì ñëó÷àå äîñòàâëÿåòñÿ ìåäëåííî è â ìàëûõ êîëè÷åñòâàõ. Äà è ðåçèíêè, åñëè ÷òî, ìîæíî ðàçðåçàòü. ×èõíóëà ÿ âîîáùå òîëüêî íåäåëè ÷åðåç äâå íè÷åãî ñòðàøíîãî íå ïðîèçîøëî.
Ñìåøíî è ìó÷èòåëüíî ó ìåíÿ ïîëó÷àëîñü ñ çåâàíèåì. Ïîäàâëÿÿ çåâîê, çóáû è ÷åëþñòü î÷åíü íàïðÿãàþòñÿ, è ñíîâà âñå íà÷èíàåò íûòü. Çàòî èç-çà ýòîãî «ïîäàâëåíèÿ» ïðîáëåì ñî ñíîì íå áûëî. Êàê òîëüêî âîò òàê «çåâíóëà» — ìèãîì ñïàòü. Âî ñíå, ê ñîæàëåíèþ, ÷åëþñòü íå ïîìíèò, ÷òî îíà â øèíàõ, ïîýòîìó èçðåäêà äåðãàåòñÿ, äîñòàâëÿÿ áîëü. Íî âñå òåðïèìî.
Ëþäè ðàññêàçûâàþò, ÷òî áîëüøå âñåãî â ýòî ïåðèîä èõ çàíèìàþò ìûñëè î åäå. Ìåíÿ ñèëüíåå âñåõ äðóãèõ ìîìåíòîâ óáèâàë íàëåò ñ âíóòðåííåé ñòîðîíû çóáîâ, ê êîòîðûì íèêàê íå ïîäîáðàòüñÿ. Àíòèñåïòèêè áåçóñëîâíî äàþò îùóùåíèå ÷èñòîòû. Íî ÿçûê-òî ïîñòîÿííî íàùóïûâàåò çóáû — è âîò îá ýòîì ÿ äóìàëà ïîñòîÿííî, è äàæå âñÿ÷åñêè ïûòàëàñü ðàñòâîðèòü ýòîò íàëåò, ïîëîùà ñîäîé èëè ëèìîííûì ñîêîì áåñïîëåçíî. Ãîâîðÿò, ìåæçóáíîé åðøèê ïîìîãàåò, íî ÿ îá ýòîì ñëèøêîì ïîçäíî óçíàëà.
Ñíÿòèå øèí
(çóáû öåëû)
Äâà ðàçà ÿ åçäèëà â áîëüíèöó, ÷òîáû ìíå ïîìåíÿëè ðåçèíêè, è îäèí ðàç, êîãäà îäíà èç ðåçèíîê ïîðâàëàñü. Çàáàâíî, ÷òî ñ êàæäûì ðàçîì, êàê ìíå èõ ìåíÿëè, ÿ íà÷èíàëà âñå õóæå è õóæå ãîâîðèòü. Íå ïîëó÷àåòñÿ ó ìåíÿ òàê õîðîøî, êàê ó âñåõ. Âñå äåëî â òîì, ÷òî ðå÷ü â íàøåì ñëó÷àå ýòî âûõîä âîçäóõà ÷åðåç ìåæçóáíûå ùåëè, è âèäèìî ìíå ïåðåêðûâàëè ñàìûå âàæíûå èç íèõ. Ïîä êîíåö ðîäíûå ïåðåñòàëè ïûòàòüñÿ ìåíÿ ïîíèìàòü.
Ïî îòçûâàì çíàëà, ÷òî ïðîöåññ ñíÿòèÿ øèí ñëîæíûé. Ó ëþäåé ïîñëå ñíÿòèÿ ãëàçà åùå áîëåå ïîòóõøèå, ÷åì ïîñëå óñòàíîâêè.
Âåñü ïðîöåññ ó ìåíÿ çàíÿë ìèíóò äåñÿòü. Òåðïèìî, ñêîðåå 99% ýòî ñòðàõ çà çóáû, ÷òî îíè ðàñêîëþòñÿ îò íàïðÿæåíèÿ, íåæåëè áîëü.
Òåïåðü ãëàâíîå ñëîâî ïðåäñòîÿùåãî ìåñÿöà «îñòîðîæíîñòü».
×åëþñòü áåç øèí íå çàôèêñèðîâàíà, ïîáàëèâàåò ïðè äâèæåíèè, íóæíî àêêóðàòíî ðàçðàáàòûâàòü.
Çóáû íå øàòàþòñÿ, íî îñëàáëè èç-çà äîëãîãî áåçäåéñòâèÿ, íàæèìàòü íà íèõ ïîêà íåïðèÿòíî. Íóæíî ïîòèõîíüêó ïðîáîâàòü æåâàòü (íî íå êóñàòü).
Åñòü îùóùåíèå íåïðàâèëüíîãî ïðèêóñà ìîëþñü, ÷òîáû ïðîøëî…
Ñêàçàëè, ÷òî çà ìåñÿö äîëæíî âñå ïðèéòè â íîðìó.
Î ìåäèöèíå
Íå ïîíÿòíî, ïî÷åìó ïàöèåíòû èíôîðìàöèþ óçíàþò íå îò âðà÷åé, à äðóã îò äðóãà, øèïÿ ñâîèìè øèíàìè â êîðèäîðàõ. Âåäü ÷åëîâåê â ñëîæíîé ñèòóàöèè ÷àñòî çàìûêàåòñÿ â ñåáå, íå ãîòîâ ñôîðìóëèðîâàòü ïðàâèëüíûå âàæíûå âîïðîñû. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî îí îñòàåòñÿ ñ íèìè îäèí íà îäèí. Õîòü áû ïàìÿòêó ñî âñåì íåîáõîäèìûì âûäàâàëè ïðè ïîñòóïëåíèè, ðàç îáùàòüñÿ íåîõîòà. Èíòåðíåò âîò ëó÷øèé èñòî÷íèê èíôîðìàöèè íà ñåãîäíÿ.
Ñäàåòñÿ ìíå, ÷òî îòñóòñòâèå âåðáàëüíîé ôóíêöèè ïðèñóùå íå ÷åëþñòíûì ïàöèåíòàì, à ìíîãèì ìåäèöèíñêèì ñïåöèàëèñòàì â íàøåé ñòðàíå. Óâåðåíà, ÷òî ëþäè çíàþò ñâîå äåëî è êàæäûé äåíü ñïàñàþò ïî íåñêîëüêî òàêèõ ÷åëþñòåé, íî âîò ýòîé, ïðèíÿòîé âî âñåì ìèðå, òàêòèêå: «Ïðåäóïðåæäàé, ðàçúÿñíÿé, à ïîòîì óæå äåëàé» — õîðîøî áû íàó÷èòüñÿ.
Íàïèñàëà ýòó êó÷ó òåêñòà, ò.ê. ñàìà æèâó â ìñê, à ìíîãèå â 100-òûñÿ÷íûõ ãîðîäàõ, ãäå îäíà áîëüíèöà íà âñþ îêðóãó, à ñïåöèàëèçèðîâàíûå âîîáùå â ñîñåäíåì ãîðîäå, è ÊÒ ñäåëàòü ýòî ïîëçàðïëàòû. Êîãäà ÷èòàëà, êàê îíè ìûêàþòñÿ ñ âîïðîñàìè, íå ïî ñåáå ñòàëî.
Åñëè âû äî÷èòàëè ýòî äî êîíöà âû ãåðîé, íå òîëüêî ïîòîìó, ÷òî íàøëè âðåìÿ, à ïîòîìó ÷òî ñêîðåå âñåãî âû íîñèëè èëè íîñèòå ñåé÷àñ øèíû.
Êàê ñêàçàëà îäíà äåâî÷êà ñ ïåðåëîìîì: Âñå ÷òî íàñ íå óáèâàåò, ïóñòü áîëüøå íå ïûòàåòñÿ.
Источник