Перелом никулин
Что делала съемочная группа картины в Туапсе? Чем худсовету не понравилась игра Нонны Мордюковой? Кто же «убил» Никулина?
50 лет назад, 28.04.1969 состоялась премьера кинокомедии «Бриллиантовая рука». Спустя полвека, культовая картина по-прежнему любима зрителем, а многие фразы актеров стали крылатыми.
За это время режиссера Леонида Гайдая уже успели сравнить с царем Мидасом, способным превращать в золото все, к чему он прикасался. Называли его и российским Стивеном Спилбергом, отдавая дань его мастерству и умению создавать кинематографические шедевры, пользующиеся всенародной любовью.
Правда, в 1968-м году, когда началась работа над картиной, многое было неочевидно.
Один из авторов сценария, Яков Костюковский, даже не придумывал идею с контрабандой бриллиантов в гипсовой повязке. В одной из публикаций журналиста Аркадия Сахнина рассказывалось о разгуле контрабанды и малоэффективной работе таможенных служб. Как говорится, «Из газеты – в сюжеты».
Главный герой картины Семен Горбунков по сценарию произносит свое знаменитое «Черт побери» в Стамбуле, где он самоотверженно отвергает настойчиво предлагаемые «элементы сладкой жизни» .
Съемочная группа уже предвкушала поездку в капстрану, прикидывая, что можно привезти из-за границы. А было это в 1968-м году. Но Гайдай принял «патриотическое» решение – снимать всю картину на территории Советского Союза. В итоге, Баку «заменил» Стамбул. Рыбалку, помните тот клев, снимали в Туапсе.
Неожиданно для многих, сильно критиковал картину Эльдар Рязанов. Почему режиссер «Карнавальной ночи» называл некоторые сцены «Бриллиантовой руке» не характерным для кинематографа словом «чересполосица», непонятно. Туристическому порталу Azur.ru также известно, что Эльдар Рязанов даже называл Папанова «опасным артистом», явно «перегибающим железяку».
На съемках комедии работал самый настоящий семейный подряд. Супруга Юрия Никулина, Татьяна, сыграла роль экскурсовода в Стамбуле. Сын великого клоуна, Максим, играл идущего «по воде аки по суху» мальчика, которому «спасенный» Андрей Миронов дает пинок.
Жена Гайдая, Нина Гребешкова, первоначально рассчитывала на роль колоритной персоны управдома Плющ. Режиссер все же дал ей роль жены Семена Горбункова, а управдома сыграла иже известная на тот момент Нонна Мордюкова.
Самое удивительно, что полюбившуюся миллионам зрителей, благодаря крылатой фразе «Кто возьмёт билетов пачку, тот получит водокачку», актрису критиковали на худсовете практически все присутствовавшие. «Управдома» упрекали в отсутствии изысканного гротеска, даже в провинциализме и пошлости. Мол, образ получился не смешной.
Был во время съемок и курьезный случай, когда вся группа застыла в шоке, услышав, что Никулин «умер». Оказалось, сотрудница гостиницы обнаружила в подвале манекен Никулина. Его подготовили для сцены, когда Горбунков вываливается с багажника «парящего в воздухе Москвича».
После этого, к перелому руки у него добавляется и перелом ноги, из-за чего в финальных сценах появляется кран.
Поскольку картина снималась в 1968 году, проституция, безудержное пьянство, наивность таможенной службы и теневая деятельность уважаемых граждан (чиновников) СССР были под запретом.
До «перестроечного» кино было еще далеко. Поэтому Леонид Гайдай пошел на определенную хитрость, добавив в конце фильма кадры с ядерным взрывом. Комиссия, принимавшая картину, потребовала убрать «ядерный гриб», все остальное осталось без изменений.
Источник
Кадр из фильма
Виталий Прокопюк был директором ДК культуры профсоюзов с 2004 по 2014 годы.
— Мы всегда были независимы и на самоокупаемости, — говорит Виталий Алексеевич. — В год зарабатывали по миллиону 700 тысяч леев! Каждый год я только на косметический ремонт тратил по 400 тысяч! У нас была одна из самых просторных площадок в стране. 16 пар «Жока» могли свободно поместиться! И сцена была поворотная — единственная в Молдове! И, кстати, Дворец был построен на деньги с субботников, которые проводились по всему Советскому Союзу!
Это уже чуть позже Конфедерация профсоюзов прикарманила себе ДК, не разрешая сдавать помещения в аренду и забирая всю выручку себе.
— У нас была библиотека — более 63 тысяч томов, — продолжает Виталий Прокопюк. — Я спрашиваю, куда их девать? Мне отвечают — нам все равно, там же почти все книги на русском или на кириллице. То, что удалось, раздал в библиотеки и санатории, что случилось с остальными, не знаю, меня к этому времени уже уволили… Не знаю, что сделали с музыкальными инструментами, их там было очень много…
Единственное, что взял с собой Виталий Прокопюк, это Книгу почетных гостей, в которой расписывались все знаменитости, попадавшие в ДК профсоюзов.
— Случайно ее нашел. — улыбается Виталий Алексеевич. — И пошел на «должностное» преступление — унес ее с собой.
Бережно листаем страницы фолианта, на обложке которого, как водится, профиль Владимира Ильича Ленина. На каждой странице фотография почетного гостя и краткое пожелание, написанное его рукой.
Запись в книге почетных гостей
«Процветания, счастья и полного благополучия — мои сердечные пожелания Дворцу культуры профсоюзов города Кишинева». Это знаменитый актер Сергей Мартинсон написал 24 сентября 1972 года.
Запись в книге почетных гостей
«Чудесному Дворцу культуры профсоюзов Кишинева! Наши самые наилучшие пожелания!» Популярнейший Боря Сичкин написал 22 октября 1972 года.
Запись в книге почетных гостей
«Дорогие друзья! От души желаю Вам дальнейших успехов вашем благородном труде! Будьте счастливы, дорогие товарищи! Ваш Н.Крючков. 10 марта 1973 года».
Запись в книге почетных гостей
«Дорогие друзья! Спасибо вам за теплую встречу, за улыбки, желаю вам всех благ,счастья! До следующих встреч с экрана и в жизни! С уважением, Лариса Лужина. 18 февраля 1973 года».
Запись в книге почетных гостей
«Дорогие друзья, побывав в вашем замечательном Дворце культуры профсоюзов, мне очень хочется выразить большую благодарность работникам и всем, кто принимает активное участие в работе Дворца, за все дела и пожелать самых больших успехов в работе, здоровья и огромного личного счастья!» Это летчик-космонавт СССР Виктор Горбатко написал 1 июня 1973 года.
Запись в книге почетных гостей
«Прекрасное сочетание формы и содержания — дворец, да еще такой великолепный. Великолепный он еще и потому что здесь всегда приятно отдыхать, здесь всегда можно встретить интересных людей. Причина, видимо,кроется в самих хозяевах этого прекрасного Дворца. Каковы хозяева, таковы и их гости. И это прекрасно. Я очень рад каждой встрече в этом храме культуры». А это уже наш Евгений Дога написал 7 октября 1973 года.
Запись в книге почетных гостей
«Уважаемые товарищи! Я рад, что провел эту встречу в вашем Дворце! Это хорошая и большая память!» — написал популярный актер Владимир Дружников.
Запись в книге почетных гостей
«Спасибо, дорогие друзья, за прекрасный, незабываемый вечер!» — написал в Книге актер Алексей Баталов в 1974 году.
Запись в книге почетных гостей
«Детишкам Дворца культуры… Дорогие друзья!!! Пусть сбудутся все ваши мечты!!!» — пожелал Георгий Юматов 6 июня 1974 года.
Запись в книге почетных гостей
«С пожеланием вам большой радости от больших радостей чудесного зрителя Вашего Дворца!» Это написал большой актер Борис Андреев в сентября 1974 года.
Запись в книге почетных гостей
«Мои лучшие пожелания работникам Дворца культуры!» — написал Юрий Никулин 12 октября 1976 горда и нарисовал небольшой шарж.
— Как раз в то время, когда Юрий Никулин гостил в Молдавии, с ним случился казус, — отвлекся от Книги Виталий Алексеевич. — Мой покойный дядя работал в дубоссарской больнице, как раз было его дежурство. И тут привозят Юрия Никулина подшофе, он ногу сломал. Тайно привезли его из правительственного санатория в Голерканах. Дядя гипс наложил. Это случилось как раз после выхода на экраны картины «Бриллиантовая рука», в которой герой Никулина ломает не только руку, но и ногу…
Запись в книге почетных гостей
«Дорогие друзья! Огромное спасибо за встречу, гостеприимство! Успехов вам и счастья! С уважением, Евгений Леонов. 17 июля 1977 года».
Запись в книге почетных гостей
«Дорогим друзьям за гостеприимство и радушие огромное спасибо! Позвольте пожелать процветания и успехов Вашему «Дому». С уважением, благодарностью и надеждой на будущие встречи! Народный артист СССР Юрий Яковлев. Кишинев, 18 ноября 1978 года».
Запись в книге почетных гостей
«С радостью присоединяюсь к пожеланиям уважаемого Юры Никулина — успехов и интересных творческих встреч в стенах вашего Дворца культуры с интересными, творческими людьми. Ваш Георгий Жженов. 1980».
Запись в книге почетных гостей
«Всего самого прекрасного желаю коллективу Дворца культуры профсоюзов! Здоровья вам и огромного счастья!» Это актриса Людмила Касаткина написала 16 августа 1980 года.
Запись в книге почетных гостей
«Желаю Дворцу профсоюзов всегда такую добрую и отзывчивую аудиторию, какая была сегодня! Успехов вам!» — написал знаменитый композитор Марк Фрадкин в марте 1984 года.
Запись в книге почетных гостей
«Желаем Вашему Дворцу процветания, как можно больше встреч с интересными людьми и все постараемся как можно лучше делать свою работу! Маргарита Терехова, зима 1985 года».
— Знаете, — на прощание говорит нам Виталий Алексеевич. — Все шло к банкротству Дворца именно с начала 2000-х, когда запретили сдавать в аренду помещения. Такое впечатление, что все это делалось специально, что потом Дворец продать, как можно быстрее и выгоднее…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Архитектор — «КП» о сносе ДК профсоюзов в Кишиневе: Все делают по старой схеме — сначала сносят, а потом задумываются о культуре!
Специалист Алла Частина уверена, что если «там» решили лишить город культового места, то «они» своего добьются — пусть даже будут протесты (Далее…)
Завораживающе красивый кошмар: Кишиневцы прощаются с легендарным ДК профсоюзов, который превращают в руины в режиме онлайн
Жители столицы, у которых с этим зданием связаны ностальгические воспоминания, опубликовали громадное количество трогательных фотографий с места [много фото] (Далее…)
Бывший директор ДК профсоюзов в Кишиневе: «Посмотрим, как они подвалы будут ломать – там убежища были монолитные, на случай ядерной войны»
Легендарное здание банкротили специально, чтобы побыстрее разрушить и продать (Далее…)
Легендарные места, знакомые всем с детства, которые Кишинев безвозвратно потерял
Прогулялись по самым культовым когда-то местам молдавской столицы и выяснили, во что они превратились сегодня [фото] (Далее…)
Источник
Выйдя на экраны 28 апреля 1969 г., «Бриллиантовая рука» стала лидером проката: ее посмотрело 76,7 млн человек. А еще ее назвали одной из самых эротичных лент советского кино.
В отпуск — на съемочную площадку
Началось все с того, что сценарист Яков Костюковский прочитал в газете «Правда» заметку корреспондента Сахнина о том, как нехорошие контрабандисты провозили драгоценности в гипсе. Правонарушителей поймали и осудили по всей строгости советского закона. Костюковский же вместо того, чтобы восхититься слаженной работой доблестной милиции, посмеялся над происшествием и вместе с коллегой Слободским и режиссером Леонидом Гайдаем написал сценарий комедии под названием «Контрабандисты».
По сюжету, некий Семен Семенович Павлик едет отдыхать с супругой и детьми за границу, но вместо спокойного расслабленного времяпрепровождения на солнце и на море вляпывается в крупный скандал с загипсованными драгоценностями.
Удивительно, но комиссия по цензуре дала добро на съемки. Солнце, море и песок съемочной группе фильма, переименованного из «Контрабандистов» в «Бриллиантовую руку», предоставили в Баку, Сочи и Адлере, а ресторанные посиделки организовали прямо на «Мосфильме».
Юрий Никулин. Кадр из фильма
Строжайшая комиссия даже поддержала выбор исполнителя главной роли — Юрия Никулина, под которого и делался весь сценарий. Если бы Никулина забраковали, фильма бы не было. Чтобы исполнить роль Семена Семеновича (в процессе съемок фамилию героя несколько раз меняли и в конце концов остановились на Горбункове), Никулину пришлось отпроситься в длительный отпуск из «Союзцирка», что стало для самого цирка чрезвычайной ситуацией. Юрий Никулин в то время был необыкновенно популярен, публика ломилась в цирк посмотреть прежде всего на него.
А на съемочную площадку «Бриллиантовой руки» к Никулину ломилась не только публика, но и корреспонденты всевозможных изданий. Но, как правило, Никулин всем отказывал. Правда, когда на съемки заявился корреспондент Леонид Плешаков из журнала «Смена», актеру пришлось согласиться на интервью. Гайдай заприметил рослого детину и предложил ему баш-на-баш: он снимется в эпизоде, а за это получит на несколько минут Юрия Никулина. Детина-корреспондент с радостью согласился. Он отлично разыграл сцену, где устрашающего вида товарищ просит у Семена Семеновича закурить.
Леонид Плешаков. Кадр из фильма
Снимать трусы Папанов отказался
Никулина на съемках берегли, как зеницу ока. Но однажды, когда вся группа заселилась с очередную гостиницу, к Гайдаю прибежала перепуганная уборщица. Она хваталась за голову, всхлипывала и говорила, что Никулин «скончался и лежит в подвале». Оказалось, что женщина действительно видела в подвале лежащего Никулина, только это был не всамделишный актер, а его кукольная копия, которую специально изготовили для съемок падения Горбункова из вертолета.
Кстати, для Анатолия Папанова тоже изготовили копию, но уменьшенную во много раз. Некоторые водные сцены с Леликом снимали… в луже, ассистент двигал фигурку в воде, а оператор снимал с «берега» так, чтобы возникал «подводный» эффект. А вот играть Лелика без трусов Папанов отказался категорически: на эпизод, где с Лелика стягивают трусы в воде, пришлось приглашать дублера.
Все водные съемки надолго запомнились Папанову. Ему приходилось нырять (уже не в лужу, а в море) бесчисленное количество раз: то камеру не настроили, то брызги не так пошли. В очередной раз, когда виноватым оказался ассистент, Папанов вынырнул, понял, что нырять придется еще раз, и в сердцах крикнул: «Идиот!». Этот дубль и пошел в картину.
Анатолий Папанов. Кадр из фильма
«Мордюкова играет жирно»
Что касается сообщника Лелика, Козодоева, то на эту роль актера не могли подобрать очень долго. Пуговкин, Вицин, Рудин, Носик... Перебрали всех. Андрея Миронова комиссия утверждать не желала. «Он кривляется, ему не везет в кино», — говорили «знатоки». Но директор творческого объединения «Луч» Биц, тоже входивший в комиссию по цензуре, отстоял актера: «Он блестяще подходит к этой роли». В итоге Миронова все-таки утвердили, но следили за каждым его шагом.
Комиссии не понравился эпизод, где герой Миронова отвешивает пендаль мальчику, прогуливающемуся по воде. Такая оценка очень обидела и актера, и режиссера. Ведь для этой сцены всем пришлось немало постараться. Сначала мальчик падал еще до того, как актер наносил ему удар, опасаясь, что наподдадут ему как следует — ради правды в кадре. Тогда Гайдай попросил мальчика просто пройтись по воде мимо Миронова, не падая. А Миронова хитрый режиссер подговорил пнуть-таки парнишку. Когда актер дал пинка пацану по-настоящему, эпизод удался. К слову, тем самым мальчиком был Максим Никулин.
Андрей Миронов, Максим Никулин. Кадр из фильма
Еще одним отщепенцем на съемках оказалась… Нонна Мордюкова. Она не нравилась всем — и худсовету, и Гайдаю, и Миронову. Худсовет постановил: «Мордюкова играет жирно. Ее Плющ (фамилия героини) — безумная, одержимая пошлость». Гайдаю поначалу тоже не нравилась игра актрисы, но он снимал и переснимал дубли с ней и в итоге, смонтировал все так, что героиня Нонны Мордюковой стала одной из самых запоминающихся в ее кинобиографии.
Что касается Андрея Миронова, то с Нонной Мордюковой у них была давняя неприязнь. Актриса считала его баловнем, «маминым сыночкой», а Миронов за это мстил и постоянно давал ей советы, как нужно играть, чем сильно злил актрису.
Но несмотря на все перипетии, цензурный надзор и актерские капризы, картина «Бриллиантовая рука» удалась на славу. Фильм вошел в пятерку самых кассовых картин СССР.
Нонна Мордюкова. Кадр из фильма
Источник
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
| Активные темы
|
Источник