Перелом на рентгене картинки

Перелом на рентгене картинки thumbnail
  • Клиникам
  • Врачам
  • Примеры заключений
  • Полезные материалы
  • Врачи
  • Отзывы
  • Соглашение

При описании, как на рентгене выглядит перелом, нельзя предложить читателям стандартную схему. Каждый рентгенолог имеет собственные алгоритмы установки заключения на основе рентгеновских снимков. Рентгенология обладает возможностями для выявления патологии костей при травматических, деструктивных, злокачественных процессах.

При анализе снимка на перелом следует исключать много факторов – этиологию, распространение, характер смещения, количество отломков. Параметров много, но не всегда рентгенограмма позволяет установить правильное заключение.

При небольших повреждениях, которые в народе называются «трещинами», могут не визуализироваться специфические признаки. При наличии анамнеза на травму, клинических симптомах патологии назначается компьютерная томография. Для определения изменений мягких тканей проводится магнитно-резонансное сканирование.

Как на рентгене выглядит перелом: виды, описание

На рентген снимке перелом выглядит специфически. Классические признаки – линейный участок просветления, смещение фрагментов, угловое положение отломков.

Большая разновидность травматических повреждений требует тщательного анализа всех симптомов патологии.

Для начала предлагаем разделить все переломы на простые и сложные, закрытые и открытые. При простой форме наблюдается линия просветления с отсутствием смещения или небольших расхождений (схождений) фрагментов.

Сложная разновидность характеризуется наличием клиновидных участков деструкции с отдельными фрагментами, различными видами смещений.

Для определения тактики лечения травматологу важно знать характер перелома по отношению к суставной поверхности. Внесуставные переломы заживают быстрее, характеризуются меньшим числом осложнений.

Внутрисуставные переломы сопровождаются поражением костей с локализацией внутри сустава. При такой нозологии в большинстве случаев ограничивается подвижность. Если заживление происходит с образованием избыточной костной мозоли, возможна выраженная неподвижность.

По отношению к кожным покровам выделяют 2 разновидности переломов:

1. Закрытые;
2. Открытые.

При последней форме возникает повреждение кожи, кости выпячиваются через дефект наружу. Переломы сопровождаются обильным кровотечением. Травмирование с открытым дефектом кожи повышает риск бактериального инфицирования за счет загрязнения раны из внешней среды.

У детей перелом левого лучезапястного сустава в области метаэпифизеолиза через ростковые зоны длительно зарастает. После заживления нередко прослеживается укорочение верхней конечности за счет неправильного срастания лучевой или локтевой костей.

На 20 день область заживления выглядит не светлой полосой просветления, а появлением очагов затемения в области перелома за счет отложение солей кальция. На рентгеновских снимках уплотнение области перелома вследствие повышения количества костных балок свидетельствует о заживлении дефекта.

При анализе рентгенограммы специалист должен обратить внимание на расслоение мышечных волокон, появление газовых пузырьков свидетельствующих о наличии воздуха между мышцами. Магнитно-резонансное сканирование при этой патологии показывают разрушение мышечно-связочных структур.

Рентгенограммы для определения роста костной мозоли выполняются для динамического отслеживания состояния костной ткани. Мозоль характеризуется интенсивными очагами затемнений.

Особенности переломов на рентгеновском снимке при заживлении

Первая декада заживления сопровождается выраженной дефектной щелью. Просветление на протяжении 1-2 недель усиливается. Процесс обусловлен рассасыванием костных балок. Между отломками разрастается соединительная ткань. Она не прослеживается на снимке, поэтому до 20-го дня оценить заживление практически невозможно.

Остеоидная ткань прослеживается на снимке, начиная со второй декады. Она не содержит костных балок, поэтому на рентгенограмме четко не визулизируется. Если сравнить снимки в первую и во вторую декаду, в области просветления будет визуализироваться более «мутное» пятно. Одновременно в суставных концах костей формируется остеопороз – перестройка структуры.

Плотная мозоль образуется в 3 декаде. Полное обызвествление формируется на 2-5 месяц. Длительная перестройка обуславливает упрочнение места повреждения. Так срастаются крупные трубчатые кости.

Определить время выполнения повторных рентгенограмм для динамического отслеживания сможет травматолог или хирург, который лечит пациента. Иногда требуется проверка фиксации металлических штифтов, пластин. Снимки назначаются также для контроля осложнений.

При слабом образовании костной мозоли не нужно думать, о нарушении срастания костей. Между фрагментами разрастается соединительная, остеоидная ткань, которая прочно сращивает отломки между собой. При такой патологии врачи-рентгенологи предполагают ложный сустав, но его наличие при долгом сохранении на рентген снимке линии просветления не обязательно фиксируется. Сращение отломков обеспечивается за счет остеоидной ткани. Замыкающие костные пластинки при отсутствии инородных тел способны обеспечить процесс заживления.

Виден ли перелом на рентгене

Пациенты, которые спрашивают у врача виден ли перелом на рентгене, чаще всего столкнулись с проблемой визуализации перелома на снимке при первичном обращении за медицинской помощью. Установить правильный диагноз помог либо повторный снимок через некоторое время, либо компьютерная томография.

Приведем пример конкретной истории болезни.

Ребенку 14 лет сделали рентген кисти после травмы. На рентгенограмме не обнаружилось просветление, смещение отломков, расхождения фрагментов. После осмотра травматолога и анализе рентгеновского снимка выставлен диагноз «ушиб мягких тканей».

Лечение на протяжении недели не принесло облегчения. Накладывалась повязка, гипсование не проводилось. После повторной рентгенографии был выявлен перелом 1 пястной кости правой кисти.

Пациенты в такой ситуации нередко пишут жалобы на врачей, так как переживают, что диагноз не был установлен вовремя. На протяжении недели ребенку не была оказана квалицированная помощь. Есть ли ошибка специалистов, и какой вред причинен от «неправильного» лечения ушиба, а не перелома? Давайте разберемся.

Рентген не показал перелома по причине небольшого дефекта, который не прослеживался на рентгенограмме вследствие косого хода луча или неполного повреждения кости. У детей костная ткань содержит большое количество хрящевой ткани.

На повторном снимке линия просветления появилась из-за большего расхождения костных фрагментов. Если предположить такую ситуацию, то перелом на рентггене не виден. В народе такие повреждения называют просто «трещина».

Даже при проведении компьютерной томограммы при таких повреждениях нельзя точно установить диагноз. Подтверждением предположения является отсутствие насторожености у травматолога при осмотре пациента.

Видимый разрыв – это не всегда перелом, так как линии просветления создают сосуды, кровоизлияния. Отсутствие дефекта – это не есть гарантия исключения повреждения костной структуры.

При выполнении компьютерной томограммы ребенок получил бы дозу радиационного облучения. Чтобы его избежать, травматологи не назначали дополнительное обследование. За неделю при отсутствии смещения отломков дефект мог не увеличиться.

В такой ситуации самое правильное решение врача – это ограничение подвижности даже при отсутствии видимых признаков повреждения на рентгенограмме. При анализе истории болезни вышеописанного ребенка следует выяснить, как была ограничена подвижность руки, так как на второй неделе при повторной рентгенографии появилась линия просветления.

Если рентген не показал перелома, нужно проводить динамическое обследование. Серия последующих рентгенограмм позволит тщательно оценить характер травматического повреждения.

Рентген признаки перелома при родовой травме

Рентген признаки перелома при родовой травме не изучаются в институтах повышения квалификации врачей. Патология остается малоизученной, но по статиститическим данным часто встречается у новорожденных, которым впоследствии устанавливается диагноз перинатальной энцефалопатии.

Причиной патологии в клинической литературе считается повреждение костей черепа при прохождении через родовые пути. Только в последнее время были опубликованы морфологические маркеры патологии, при которых возникает биомеханическое повреждение нервной системы.

Согласно типичным представлениям повреждение костей у плода в области теменной и затылочной кости возникает в следующей последовательности:

• Голова ребенка прижимается к родовым путям под влиянием изгоняющих сил. При этом формируется кровоизлияние в надкостницу, апоневроз, волосистую часть головы;
• Прогибание костей черепа возникает в «проводной точке», где формируется перерастяжение головного мозга, повышается вероятность интрадурального кровотечения;
• Напряжение позвоночника в шейном отделе нарастает за счет синхондроза затылочной кости, смещение костей приводит к сжатию спинного мозга;
• Конституционные переломы затылочной кости изменяют конфигурацию головы ребенка, растяжение перегородочных частей мозговой оболочки формируется при возрастающем давлении и может привести к смещению костей черепа;
• При дальнейшем возрастании давления возникают «сдвиговые» переломы, прослеживается деформация и синдесмозы, а также появляются кровоизлияния в мозговую оболочку;
• Ротация костей возникает в периоде изгнания плода;
• Одновременно с костями черепа возможно поражение спинного мозга и шейного отдела позвоночника.

Читайте также:  К первой помощи при переломах относится

При травматическом повреждении нервной системы у плода невозможно выявить перелом на снимке, так как рентгенография не назначается.

При родовой травме рентген снимок перелома рационально назначать при наличии у пациента следующих морфологических маркеров патологии:

1. Кефалогематома в области соприкасания костей черепа с органами таза;
2. Кровотечение под апоневроз волосистой части головы;
3. Изменение конфигурации головы;
4. Поражение мозговой оболочки;
5. Кровотечение под область связок атлантоаксиального и атлантозатылочного сустава;
6. Местное эпидуральное кровоизлияние в позвоночный канал;
7. Деформация позвоночника;
8. Кровотечение в межсуставные связки шейного отдела;
9. Поражение позвоночных артерий;
10. Трещины, переломы синхондрозов основания черепа;
11. Травма спинного мозга;
12. Гипоксические состояния;
13. Надрыв перегородочной части;
14. Интрадуральные кровотечения.

При рентгенологическом исследовании нужно учитывать, что на снимке у новорожденных не будет прослеживаться перелом костей черепа без повреждения надкостницы. На рентгенограмме визуализируется кефалогематома. Цель исследования – это определение рентгенологических маркеров повреждений нервной системы у новорожденного.

Первичные повреждения костей черепа при изгнании плода сопровождаются трещинами, ступенчатой деформацией. Расширения щели появляются из-за избыточного давления при ротации шейных позвонков. Разрывы, надрывы связочного аппарата шейно-затылочного сочленения – это маркеры первичного поражения.

При выявлении на рентгенограмме кефалогематомы у плода не обязательна рентгенография черепа. Рациональнее проводить компьютерную или магнитно-резонасную томографи.. Клиническая статистика показывает, что родовая травма с кефалогематомой часто сопровождается переломом губчатой кости.

Механизм травматического повреждения сопровождается разрывом костных балок, которые питают надкостницу. Вплоть до полных переломов костей следует анализировать смещение надкостницы, отслоение. При перемещении головы по родовому каналу тангенциальное давление усугубляет отслоение надкостницы. При таких изменениях увеличивается размер кефалогематомы.

Рентген признаки перелома черепа у новорожденного описывают деформацию окципитального синхондроза, латерально-базиллярных структур. Назначение снимка рекомендуется после выявления 4-5 из 12-ти вышеописанных признаков.

Перечисленные рентген признаки следует согласовывать с морфологическими находками, которые являются патологическими маркерами травмы основания черепа.

На снимках при родовой травме новорожденного отслеживаются определенные признаки:

1. Деформация сквама-латерального синхондроза;
2. Перелом затылочной кости;
3. Визуализация кефалогематомы;
4. Деформация шейного отдела позвоночника;
5. Рентгенологические маркеры родовой травмы у детей;
6. Другие биомеханические травмы.

Таким образом, при классическом течении перелом на снимке выглядит достаточно типично. Определение линии просветления, смещения отломков, расхождение костей определяет специфичные симптомы.

При небольшой трещине, деформациях при первичной рентгенографии не всегда удается выявить перелом. Только при повторном обследовании удается установить характер травматического повреждения. При необходимости может быть назначена компьютерная томография.

При ответе виден ли перелом на рентгене, нужно учитывать особенности патологии. Не всегда трещина прослеживается на снимке.

Самое слабое место современной рентенорадиодиагностики – визуализация изменений при родовой травме у детей. Из-за низкой предрасположенности врачей к диагностике повреждений черепа, головного мозга у ребенка установить четко характер переломов при прохождении через узкий таз на рентгене удается редко.

Рентгеновский снимок позвоночника при компрессионном переломе. Признаки четко определяются – снижение высоты тела позвонка, отломки, свободные костные фрагменты.

Перелом на рентгене картинки Рентгеновский снимок позвоночника при компрессионном переломе. Признаки четко определяются – снижение высоты тела позвонка, отломки, свободные костные фрагменты

Перелом на рентгене картинки Рентгенограмма при переломе проксимального эпифиза плечевой кости у ребенка с угловым смещением обломков

Перелом на рентгене картинки Рентгенограмма при крупноочаговом внутрисуставном переломе правой большеберцовой кости

Другие статьи из раздела «Общие вопросы рентген»

Проконсультируем бесплатно в мессенджерах

Источник

Ñåãîäíÿ â ñðåäñòâàõ ìàññîâîé èíôîðìàöèè äîñòàòî÷íî ÷àñòî âñïëûâàþò âîïðîñû î áûòîâîé ðàäèàöèè, çàäàâàåìûå ëþáîïûòíûìè îáûâàòåëÿìè. Êàê ïðàâèëî, âñå îíè òîíóò ïîä âîëíîé ñêó÷íîâàòûõ ýêñïåðòíûõ ìíåíèé è íóäíîâàòûõ ïðîôåññèîíàëüíûõ îáçîðîâ, íî èíîãäà íà ñâåò âûõîäÿò è ëþáîïûòíûå äåòàëè. Åñëè, íàïðèìåð, òî, ÷òî äåëàòü ôëþîðîãðàôèþ ðàç â ïîëãîäà ýòî îê, âàì ñêàæåò ëþáàÿ áàáóøêà â î÷åðåäè, òî ÷òî íàñ÷¸ò ÊÒ èëè ìàììîãðàôèè? Ñåãîäíÿ è òî è äðóãîå äàâíî âîøëî â øèðîêîå ïðèìåíåíèå, à âðåìÿ îáëó÷åíèÿ òàì â ðàçû áîëüøå. Ïîä àïïàðàòîì ÊÒ ìîæíî ïðîâåñòè è ïÿòü ìèíóò, è äåñÿòü. Ýòî âîîáùå îïàñíî èëè íåò? À ÷òî íàñ÷¸ò äîñìîòðà ñóìîê è áàãàæà? Íó ëàäíî, âû ñàìè íà ëåíòó íå çàëåçàåòå, íî îïåðàòîð ñèäèò çà ìîíèòîðîì ðÿäîì ñ ýòîé øòóêîé êàæäûé äåíü — îí êàê âîîáùå, æèòü áóäåò? Êàê óñòðîåíà ðåíòãåíîãðàôèÿ è ÷òî èçìåíèëîñü ñî âðåìåí Êîíðàäà Âèëüãåëüìà Ðåíòãåíà, ðàçáèðàåòñÿ âàø ScientaeVulgaris.

Âèäèìàÿ óãðîçà.

Ðåíòãåíîâñêîå èçëó÷åíèå íå ÿâëÿåòñÿ ÷åì-òî íåîáû÷íûì, è åãî ìîæíî êðàòêî îáúÿñíèòü ïàðîé çíàêîìûõ ñðàâíåíèé. Íàïðèìåð, îíî ïîõîæå íà ñâåò. À ñâåòó ïðèñóù êîðïóñêóëÿðíî-âîëíîâîé äóàëèçì — ýòî êîãäà ôîòîíû âåäóò ñåáÿ è êàê ÷àñòèöû, è êàê âîëíû. Èç âñåõ âèäîâ ýëåêòðîìàãíèòíûõ âîëí ìû âèäèì òîëüêî åãî, ñâåò, ïðè÷¸ì óçêîãî äèàïàçîíà. Íî ïî÷åìó ýòîò òèï èçëó÷åíèÿ ìû âèäèì, à äðóãèå íåò? Âñÿ ðàçíèöà â ÷àñòîòå è ÷àñòèöàõ. Ïîìèìî âîëí ðåíòãåíîâñêîå èçëó÷åíèå ìîæíî è íóæíî ñðàâíèòü èìåííî ñ ïîòîêàìè ÷àñòèö. À îíè áûâàþò ñàìûå ðàçíûå. ×àñòèöû ñ íèçêîé ýíåðãèåé íå ïðîíèêàþò ãëóáîêî, è îò, íàïðèìåð, àëüôà-÷àñòèö ìîæíî çàùèòèòüñÿ ëèñòêîì áóìàãè, à âîò ãàììà-÷àñòèöû ïðîéäóò ÷åðåç âàñ ëåãêî è íåïðèíóæäåííî âìåñòå ñ áóìàæíîé îáåðòêîé è àëþìèíèåâîé øàïî÷êîé. ÓÔ-èçëó÷åíèå îáëàäàåò íèçêîé ïðîíèêàþùåé ñïîñîáíîñòüþ, íî õîðîøî ïðîíèêàåò ñêâîçü âîäó è ñòåíêè êëåòîê, ãäå ïîãëîùàåòñÿ èõ âíóòðåííèìè ñòðóêòóðàìè íà ìîëåêóëÿðíîì óðîâíå. Ðåíòãåíîâñêîå èçëó÷åíèå íàõîäèòñÿ ãäå-òî ìåæäó óëüòðàôèîëåòîì è ãàììà-èçëó÷åíèåì. Ïðîíèêàòü ÷åðåç âàñ îíî ìîæåò, è òîëñòûå äæèíñû ïîâåðõ áåëüÿ ñ íà÷åñîì èì íå ïîìåõà. Íî ïëîòíûå ñòðóêòóðû, âðîäå æåëåçîáåòîííûõ ñòåí è óòîëùåííîãî êîðïóñà èì íå ïðîéòè.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

Îñîáåííîñòü äëèòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ òàêîãî èçëó÷åíèÿ è ðàäèàöèè â öåëîì â òîì, ÷òî ïîâðåæäàþòñÿ íå òêàíè íåïîñðåäñòâåííî, à öåïî÷êè ÄÍÊ. Âàøè êëåòêè âîññòàíàâëèâàþò áîëüøóþ ÷àñòü ïîâðåæäåíèé, íî èíîãäà, åñëè ïîâðåæäåíèé ñëèøêîì ìíîãî, îíè âûïîëíÿþò ñâîþ ðàáîòó íå òàê íåýôôåêòèâíî, îñòàâëÿÿ íåáîëüøèå ó÷àñòêè «íåïðàâèëüíîãî ðåìîíòà». Ðåçóëüòàòîì ÿâëÿþòñÿ ìóòàöèè ÄÍÊ, êîòîðûå ìîãóò âûçâàòü ñìåðòü êëåòîê èëè ðîñò íåïðàâèëüíî îòðåìîíòèðîâàííûõ, âûçûâàÿ ðàê ñïóñòÿ ãîäû. Èíòåíñèâíûå äîçû ðàäèàöèè â ïåðâóþ î÷åðåäü âûâîäÿò èç ñòðîÿ òå êëåòêè, ãäå ÷àùå âñåãî è áûñòðåå âñåãî ïðîèñõîäèò äåëåíèå. Äëÿ ÷åëîâå÷åñêîé òóøêè ýòî ïðîöåññ êðîâåòâîðåíèÿ, ïîýòîìó ðàäèàöèÿ îïàñíåå âñåãî äëÿ êëåòîê êðîâè è ñïèííîãî ìîçãà.  íèõ îáëó÷åíèå áüåò ïî ñàìîìó áîëüíîìó — ÄÍÊ â ïðîöåññå ñáîðêè. À ñáîðêà êëåòîê êðîâè èäåò ïîñòîÿííî. Íîâûå êëåòêè íå óñïåâàþò ñôîðìèðîâàòüñÿ â çäîðîâûå è õîòÿ áû íà÷àòü ðåìîíò. Èç-çà ýòîãî, êñòàòè, òàðàêàíû õîðîøî ïåðåíîñÿò ðàäèàöèþ — ó âçðîñëûõ îñîáåé ïî÷òè ïîëíîñòüþ îòñóòñòâóåò ïðîèçâîäñòâî íîâûõ êëåòîê. Îíè ñòàòè÷íû, à ïîòîìó ïðè âûñîêèõ äîçàõ îáëó÷åíèÿ ñòðàäàþò òîëüêî ðàáîòîñïîñîáíûå ñôîðìèðîâàííûå êëåòêè, êîòîðûå â ñîñòîÿíèè âîññòàíîâèòñÿ.

Ðàäèàöèÿ ïîâñþäó.

Íà ñàìîì äåëå, ìû ïîñòîÿííî ïîäâåðãàåìñÿ âîçäåéñòâèþ ìàëûõ äîç èîíèçèðóþùåãî èçëó÷åíèÿ îò ïðèðîäíûõ èñòî÷íèêîâ, â ÷àñòíîñòè, îò êîñìè÷åñêîãî èçëó÷åíèÿ, ãëàâíûì îáðàçîì îò ñîëíöà è ðàäîíà — ðàäèîàêòèâíîãî ãàçà, êîòîðûé îáðàçóåòñÿ â ðåçóëüòàòå åñòåñòâåííîãî ðàñïàäà óðàíà. Äîáàâëÿåò îãîíüêó è íàëè÷èå íà íàøåé ïëàíåòå äîëãîæèâóùèõ ðàäèîíóêëèäîâ, ðàäèîàêòèâíàÿ òðîèöà: ðàäèé-226, òîðèé-232 è êàëèé-40. Èíîãäà ê íèì äîáàâëÿåòñÿ öåçèé-137. Âñ¸ ýòî åñòü, â ïðèíöèïå, âîêðóã íàñ, è îò ýòîãî íèêóäà íå äåòüñÿ. Ñêîëüêî èç ýòîãî òàê íàçûâàåìîãî ôîíîâîãî èçëó÷åíèÿ âû èñïûòûâàåòå, çàâèñèò îò ìíîãèõ ôàêòîðîâ, âêëþ÷àÿ âûñîòó ìåñòíîñòè, â êîòîðîé âû æèâåòå, è äîìàøíþþ âåíòèëÿöèþ. ×åì áîëüøå ïûëè, òåì áîëüøå âàø êâàðòèðíûé ôîí. Îäèí ýíòóçèàñò íàóêè, íàïðèìåð, âïîëíå íàó÷íûì ýêñïåðèìåíòîì äîêàçàë, ÷òî ñîáðàòü ðàäèàöèþ â ìàñòåðñêîé èëè ïîäâàëå çàâîäà ìîæíî îáû÷íûì ïûëåñîñîì.  îáùåì, ôîí åñòü âñåãäà.  ñðåäíåì, ó÷åíûå ãîâîðÿò, ýòî îêîëî 3 ìèëëèçèâåðò (ìÇâ) â ãîä.

Читайте также:  Коренные переломы вов

Êàêèå òàêèå çèâåðòû? Îáû÷íî ïðè ñëîâå “ðàäèàöèÿ” áîëüøèíñòâî âñïîìèíàþò êëàññè÷åñêèé ñ÷¸ò÷èê Ãåéãåðà ñ åãî ôèðìåííûì òðåñêîì. Íî ñ÷¸ò÷èêè Ãåéãåðà îïðåäåëÿþò òîëüêî èíòåíñèâíîñòü èçëó÷åíèÿ. Åñëè òî÷íåå, îí ñ÷èòàåò êîëè÷åñòâî ïîïàâøèõ â íåãî èîíèçèðóþùèõ ÷àñòèö. Äîñòàòî÷íî îäíèì ãëàçêîì âçãëÿíóòü íà åãî óñòðîéñòâî, ÷òîáû ïîíÿòü, ÷òî îí îñîáî íè÷åãî íå èçìåðÿåò. Ñ÷¸ò÷èê Ãåéãåðà — ýòî ñòåêëÿííàÿ òðóáêà ñ àíîäîì è êàòîäîì, íà êîòîðûå ïîäà¸òñÿ íàïðÿæåíèå. Åñëè â òðóáó âëåòàåò çàðÿæåííàÿ ÷àñòèöà, îíà èîíèçèðóåò àòîìû íàõîäÿùåãîñÿ â íåé èíåðòíîãî ãàçà, è â íåé ïðîñêàêèâàåò èñêðà. Ðàçðÿä âûâåäåí ê äèíàìèêó, è âû ñëûøèòå õàðàêòåðíîå “òûð”. Åñëè âû, ñîáèðàÿ ãðèáû, íàøëè çàáðîøåííóþ óðàíîâóþ øàõòó, òî ÷àñòèö â òðóáó âëåòàåò áîëüøå, è “òûð-òûð-òûð” íà÷èíàåò ñëèâàåòñÿ â ìîíîòîííûé ãóë. Íî êàêèå ÷àñòèöû âàñ àòàêóþò, êóäà ëåòÿò, êàê ñèëüíî øìÿêíóòñÿ, è ÷òî ñ âàìè ïðè âñòðå÷å ñäåëàþò — ÷¸ðò åãî çíàåò.

Èçìåðèòü ñðàçó âëèÿíèå êîíêðåòíîãî èçëó÷åíèÿ íà òêàíè è çäîðîâüå ÷åëîâåêà ñëîæíåå. Âîò òóò è ïîÿâëÿþòñÿ çèâåðò (Çâ) è ìèëëèçèâåðò (ìÇâ). Îíè ó÷èòûâàþò áèîëîãè÷åñêèé ýôôåêò èçëó÷åíèÿ, êîòîðûé çàâèñèò îò òèïà èçëó÷åíèÿ è óÿçâèìîñòè ïîñòðàäàâøåãî. Èíà÷å ãîâîðÿ, èõ íàçûâàþò «ýêâèâàëåíòíîé äîçîé». Ýòî êàê ïîïàñòü ïîä äîæäü: ñ÷¸ò÷èê Ãåéãåðà áû òóïî ñ÷èòàë êàïëè, ãîâîðÿ ñêîëüêî ðåíòãåí â ÷àñ ìèìî âàñ ïðîëåòèò, à çèâåðòû áû ãîâîðèëè, êàê áûñòðî íàìîêíóò ÷àñòè âàøåãî òåëà, ó÷èòûâàÿ èõ îáúåì è ïëîòíîñòü.

Çèâåðò, ñ òî÷êè çðåíèÿ ôèçèêè, ýòî êîëè÷åñòâî ýíåðãèè, ïîãëîùåííîå êèëîãðàììîì áèîëîãè÷åñêîé òêàíè, ðàâíîå ïî âîçäåéñòâèþ ïîãëîùåííîé äîçå ãàììà-èçëó÷åíèÿ â 1 Ãðåé. À îäèí Ãðåé — ýòî îäèí Äæîóëü ýíåðãèè â ðàñ÷¸òå íà îäèí êèëîãðàìì ìàññû. Òî åñòü, ýòî êàê ðàç è åñòü ñàìîå âàæíîå — êàêàÿ ýíåðãèÿ íà âàñ âîçäåéñòâóåò. Êàêèå èìåííî ÷àñòèöû, êóäà, êàê è ñ êàêîé ñèëîé ëåòÿò.

Âîçäåéñòâèå èîíèçèðóþùåãî èçëó÷åíèÿ îò åñòåñòâåííûõ èëè ôîíîâûõ èñòî÷íèêîâ íå èçìåíÿåòñÿ ïðèìåðíî ñ 1980 ãîäà, íî îáùàÿ äîçà îáëó÷åíèÿ çà ïîñëåäíèå 30 ëåò íà äóøó íàñåëåíèÿ ïî÷òè óäâîèëîñü, è ýêñïåðòû ñ÷èòàþò, ÷òî îñíîâíîé ïðè÷èíîé ÿâëÿåòñÿ áîëåå øèðîêîå èñïîëüçîâàíèå ìåäèöèíñêîãî îáîðóäîâàíèÿ è íàøà ñòðàñòü ê âèçóàëèçàöèè îðãàíèçìà. Äîëÿ îáùåãî îáëó÷åíèÿ îò ìåäèöèíñêèõ èñòî÷íèêîâ âûðîñëà ñ íà÷àëà 1980-õ ãîäîâ äî 2010 ãã. ïî÷òè â 4 ðàçà. Ñîãëàñíî îò÷åòó, îïóáëèêîâàííîìó â ìàðòå 2009 ãîäà Íàöèîíàëüíûì ñîâåòîì ïî ðàäèàöèîííîé çàùèòå è èçìåðåíèÿì â ÑØÀ, íà îäíî òîëüêî ÊÒ ïðèõîäèòñÿ 24% âñåãî îáëó÷åíèÿ. Òàê ÷òî ñî âðåì¸í ñòàðîé äîáðîé ôëþîðîãðàôèè ðàç â ãîä âñ¸ ñèëüíî ïîìåíÿëîñü. Íî êàê ïîëó÷èëîñü, ÷òî ìû äîáðîâîëüíî ñòàëè ïîäâåðãàòü ñåáÿ âîçäåéñòâèþ èîíèçèðóþùåãî èçëó÷åíèÿ, åñëè îíî ìîæåò íàñ óáèòü? Êòî ýòî ïðèäóìàë è çà÷åì?

Ôèçèêà òåëåâèçîðà.

 ñåðåäèíå 19 âåêà îïûòû ñ ýëåêòðè÷åñòâîì áûëè ó ó÷¸íûõ â ìîäå. Íå çàíèìàëèñü èìè òîëüêî ðàäèêàëüíûå îòùåïåíöû íàóêè, âñå îñòàëüíûå ïûòàëèñü ïðèìåíèòü íîâóþ ýíåðãèþ âåçäå — îò ãàëüâàíèçìà â áèîëîãèè äî ïñèõèàòðèè è õèìèè. Âîñêðåøàëè ì¸ðòâûõ, ëå÷èëè æèâûõ, òâîðèëè íåïîòðåáíîå.  1854 ãîäó íà÷àëèñü ýêñïåðèìåíòû ñ âûñîêèì íàïðÿæåíèåì â ðàçðåæåííîì âîçäóõå. Äîâîëüíî áûñòðî óäàëîñü çàìåòèòü, ÷òî èñêðû ïðîáåãàþò çàìåòíî áîëüøåå ðàññòîÿíèå, åñëè äàòü èì âîçìîæíîñòü äåëàòü ýòî â âàêóóìå, à íå â îáû÷íûõ óñëîâèÿõ.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

Ðàáîòàåò ýòî ïî÷òè êàê ñ÷¸ò÷èê Ãåéãåðà — ýòî òîæå òðóáêà ñ êàòîäîì. Êàòîä ñîçäàåò ïîòîê ýëåêòðîíîâ, êîòîðûå èñõîäÿò ñ åãî íàãðåòîé ïîâåðõíîñòè âñëåäñòâèå òåðìîýëåêòðîííîé ýìèññèè. Ýòî òàêîé ýôôåêò, êîãäà ãîðÿ÷èé ìåòàëë íà÷èíàåò îòäàâàòü ýëåêòðîíû, èñïóñêàÿ èõ ïîòîêîì â ñòîðîíó àíîäà. Òàêîé ïîòîê íàçâàëè êàòîäíûå ëó÷è. Ýòîò ýôôåêò âïîñëåäñòâèè ëÿæåò â îñíîâó âñåãî ýëåêòðîííî ëó÷åâîãî — îò êèíåñêîïîâ äî äèîäîâ è òðèîäîâ.

Êàê ýòî âûÿñíèëè? Ñìîòðåëè íà èñêðû â âàêóóìå. È ïûòàëèñü ïðèäóìàòü, ÷òî ìîæíî ñ íèìè èíòåðåñíîãî ñäåëàòü. Âî-ïåðâûõ, ïîä äåéñòâèåì ìàãíèòà èëè ýëåêòðè÷åñêîãî ïîëÿ êàòîäíûå ëó÷è îòêëîíÿþòñÿ. Âî-âòîðûõ, åñëè ðÿäîì íàõîäÿòñÿ ëþìèíîôîðíûå ìèíåðàëû, îíè âäðóã íà÷èíàþò ñâåòèòüñÿ.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

Âñå äåëî â òîì, ÷òî èç-çà áîëüøîé ðàçíîñòè ïîòåíöèàëîâ ìåæäó êàòîäîì è àíîäîì (äåñÿòêè — ñîòíè êèëîâîëüò), ïîòîê ýëåêòðîíîâ óñêîðÿåòñÿ è ïðèîáðåòàåò áîëüøóþ ýíåðãèþ. Ïîëó÷åííûé óñêîðåííûé ïó÷îê ýëåêòðîíîâ ïîïàäàåò íà ïîëîæèòåëüíî çàðÿæåííûé àíîä. Äîñòèãàÿ àíîäà, ýëåêòðîíû èñïûòûâàþò ðåçêîå òîðìîæåíèå, ìîìåíòàëüíî òåðÿÿ áîëüøóþ ÷àñòü ïðèîáðåòåííîé ýíåðãèè. Ïðè ýòîì, òàê êàê îíè ðàçîãíàëèñü, à çàòåì âðåçàëèñü â ñòåíó, â ðàçíûå ñòîðîíû îòëåòàþò ðàçíûå îøì¸òêè è âîçíèêàåò òîðìîçíîå èçëó÷åíèå ðåíòãåíîâñêîãî äèàïàçîíà.

×òîáû èç ýòîé øòóêîâèíû ñäåëàòü, íàïðèìåð, êèíåñêîï ïðèäåòñÿ äîáàâèòü ìîäóëÿòîð — ñòàêàí, êîòîðûé íàêðîåò êàòîä è íà÷íåò ôîðìèðîâàòü èç ïîòîêà ýëåêòðîíîâ, ëåòÿùèõ âî âñå ñòîðîíû, ïó÷îê (íåñóùàÿ äèàôðàãìà) — à òàêæå óñêîðÿþùèé ýëåêòðîä (÷òîáû åù¸ áûñòðåé ëåòåëè) è ïàðó ëèíç. À äàëüøå, ðåãóëèðóÿ ñêîðîñòü è èíòåíñèâíîñòü ïîòîêà, ìîæíî çàñòàâèòü ñâåòèòüñÿ âñ¸ â òîì ïîðÿäêå, â êàêîì âàì íóæíî, ÷òîáû ïîñìîòðåòü “Âåëèêèé äèêòàòîð” ñ íåñðàâíåííûì ×àðëè ×àïëèíîì.

Ïÿòíèöà, âå÷åð, ëàáîðàòîðèÿ.

×óäåñíûì ïÿòíè÷íûì âå÷åðîì íåêòî Êîíðàä Âèëüãåëüì, ôèçèê è ó÷åíûé, çàäåðæàëñÿ íà ðàáîòå. Áûëî ýòî 8 íîÿáðÿ 1895 ãîäà. Êîíðàä áûë îäíèì èç òåõ ó÷åíûõ, êîòîðûå çàâîðîæåííî èçó÷àëè ýëåêòðè÷åñòâî â öåëîì è ýëåêòðè÷åñòâî â âàêóóìå â ÷àñòíîñòè. Òîêè êàòîäíûõ òðóáîê, êàê ñêàçàë áû ñàì Êîíðàä. Ðàáîòàë îí â ñîáñòâåííîé ëàáîðàòîðèè ïðè ïîääåðæêå íåñêîëüêèõ íàíÿòûõ àññèñòåíòîâ.  ñôåðó èíòåðåñîâ ó÷åíîãî âõîäèëè íå òîëüêî òðóáêè, íî è ðàçíûå òèïû èçëó÷åíèÿ, â òîì ÷èñëå óëüòðàôèîëåòîâîå è èîíèçèðóþùåå. “Íó è ÷òî” — ñêàæåòå âû. À âîò ÷òî. Èìåííî íàëè÷èå ðÿäîì ñ ó÷¸íûì êëî÷êà áóìàãè, íà êîòîðûé áûë íàìàçàí ïëàòèíîöèàíèñòûé áàðèé äëÿ èçó÷åíèÿ óëüòðàôèîëåòà è èîíèçàöèè, ñûãðàëî îäíó èíòåðåñíóþ øóòêó. Ñîâåðøåííî ñëó÷àéíî Êîíðàä çàìåòèë, ÷òî áàðèåâûé ýêðàí ðÿäîì ñ âêëþ÷åííîé êàòîäíîé òðóáêîé ñâåòèòñÿ æåëòîâàòî-çåë¸íûì öâåòîì, êàê åñëè áû íà íåãî ïîïàäàë óëüòðàôèîëåò.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

Ó÷¸íûé âûêëþ÷èë òîê — ñâå÷åíèå òóò æå ïðåêðàòèëîñü. Ó÷¸íûé âêëþ÷èë òîê. Ýêðàí, ðàñïîëîæåííûé íà ðàññòîÿíèè îò òðóáêè è íèêàê ñ íåé íå ñâÿçàííûé, çàñâåòèëñÿ ñíîâà. Êîíðàä ïîä¸ðãàë ðóáèëüíèê åù¸ ïàðó ðàç, ïðåæäå ÷åì îêîí÷àòåëüíî ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî èç òðóáêè èñõîäèò íåèçâåñòíîå èçëó÷åíèå. Èçëó÷åíèå ó÷¸íûé ðåøèë íàçâàòü “ëó÷àìè Èêñ”. Íî â èñòîðèþ îíè âîéäóò èñêëþ÷èòåëüíî ïîä åãî ôàìèëèåé. Ýêñïåðèìåíòû Ðåíòãåíà ïîêàçàëè, ÷òî “èêñ-ëó÷è” âîçíèêàþò â ìåñòå ñòîëêíîâåíèÿ êàòîäíûõ ëó÷åé ñ ïðåãðàäîé âíóòðè êàòîäíîé òðóáêè (òî ñàìîå òîðìîçíîå èçëó÷åíèå óñêîðåííûõ ýëåêòðîíîâ). Ó÷¸íûé ðåøèë óñîâåðøåíñòâîâàòü êîíñòðóêöèþ òàê, ÷òîáû ëó÷è ñâåòèëè ñèëüíåå. Îí ñäåëàë òðóáêó ñïåöèàëüíîé êîíñòðóêöèè: àíîä áûë ïëîñêèì, ÷òî îáåñïå÷èâàëî áîëåå ðåçêîå òîðìîæåíèå ýëåêòðîíîâ è áîëåå èíòåíñèâíîå èçëó÷åíèå.

Ñëåäóþùèå ïàðó íåäåëü Êîíðàä ïûòàëñÿ ñâåòèòü íåâèäèìûìè ëó÷àìè íà âñ¸, ÷òî ñìîã íàéòè â îêðóãå. Ïîìèìî ïëàòèíîöèàíèñòîãî áàðèÿ îíî çàñòàâèëî ôëóîðåñöèðîâàòü êàëüöèò è óðàíîâîå ñòåêëî. Èçëó÷åíèå íå îòêëîíÿëîñü ìàãíèòíûì ïîëåì è ìîãëî ñâåòèòü ñêâîçü ðàçíûå âåùè. Ïðîçðà÷íîñòü âåùåñòâ ïî îòíîøåíèþ ê ëó÷àì ìåíÿëàñü íå òîëüêî â çàâèñèìîñòè îò òîëùèíû, íî è îò ìàòåðèàëà. Îäíîðîäíûå êíèãè çàêðûâàëè ôëóîðåñöåíòíûé ýêðàí, â òî âðåìÿ êàê íåîäíîðîäíûå ïðåäìåòû äàâàëè ðàçíîîáðàçíûå òåíè â çàâèñèìîñòè îò ñîñòàâà. Ïîïûòêè óâèäåòü ñàìè ëó÷è íè â òåìíîòå, íè ñ ðàçíûìè êðèñòàëëàìè ðåçóëüòàòîâ íå äàëè. Íî âîò ïîïûòêè ñôîòîãðàôèðîâàòü èõ îòêðûëè åù¸ îäèí íþàíñ. Ëó÷è, òàê æå êàê è ñîëíå÷íûé ñâåò, ìîãëè çàñâå÷èâàòü ñíèìêè. Êîíðàä Ðåíòãåí ñîîáùèë î ñâîåì îòêðûòèè ìèðó â äåêàáðå 1895 ãîäà, îñòîðîæíî ïðåäïîëîæèâ, ÷òî ýòè ëó÷è åñòü ñóòü ïðîäîëüíûõ êîëåáàíèé ýôèðà, êîòîðûé ïî òîãäàøíèì ìåðêàì ÿâëÿëñÿ ñîñòàâëÿþùåé âñåãî íåèçâåñòíîãî è íåâèäèìîãî.

Читайте также:  Перелом зуба у ребенка

Ïåðâûå îïûòû.

Òî÷íûé ìîìåíò, êîãäà ëþáîïûòñòâî òîëêíóëî ó÷¸íîãî íà îáëó÷åíèå ñîáñòâåííûõ êîíå÷íîñòåé, íåèçâåñòåí, íî ýôôåêò áûñòðî ðàçîøåëñÿ ïî ìèðó. Ëó÷è, íàïðàâëåííûå íà êîíå÷íîñòü, êîãäà çà íåé ñòîèò ôëóîðåñöèðóþùàÿ ïàíåëü, ïîêàçûâàþò âíóòðåííþþ ñòðóêòóðó ðóêè ñîãëàñíî åå ïëîòíîñòè. Ïåðâûå ôëþîðîñêîïû áûëè íå î÷åíü óäîáíûìè. ×òîáû ïî íàñòîÿùåìó ÷òî-òî ðàçãëÿäåòü, íóæíî áûëî äåëàòü ýòî â ïîëíîé òåìíîòå. Òàê ÷òî òàêèå ôîòîãðàôèè, ñêîðåå, ïîñòàíîâî÷íûå ñöåíû äëÿ íàó÷íûõ ñòàòåé è íåáëàãîäàðíûõ ïîòîìêîâ.  íàñòîÿùåé èíñòðóêöèè ê ïåðâûì ôëþîðîñêîïàì âîîáùå ñîâåòîâàëè äîêòîðó ïðîâåñòè 10-15 ìèíóò â ïîëíîé òåìíîòå, ïðåæäå ÷åì ïûòàòüñÿ ðàññìîòðåòü ñëàáûå îòñâåòû íà ýêðàíå. Îò÷åãî æå ñðàçó íå ñòàëè ôîòîãðàôèðîâàòü? Ôîòîãðàôèè áûëè äåëîì óæàñíî äîðîãèì è ðåäêèì, è òðàòèòü åäèíè÷íûå ýêçåìïëÿðû ïëàñòèíîê íà ïåðåëîìû è ôîòî êîñòåé áûëî íå ðàöèîíàëüíî. À ÷òî íàñ÷åò ðàäèàöèè? Íó å¸ òîãäà, ñ÷èòàéòå, ÷òî íå áûëî. 23 ìàðòà 1896 ãîäà Àíðè Áåêêåðåëü ïðîäåìîíñòðèðîâàë òàêîé æå çàñâåò ôîòîãðàôèè, òîëüêî íå ëó÷àìè, à óðàíîì. È ýòî áûë îäèí èç ïåðâîîòêðûâàòåëåé ðàäèîàêòèâíîñòè, çà êîòîðûì íîãà â íîãó øëè Ìàðèÿ è Ïüåð Êþðè. Òàê ÷òî äî ìîìåíòà, êîãäà ÷åëîâå÷åñòâî ïîéìåò, ÷òî ðåíòãåíîâñêóþ òðóáêó ëó÷øå âêëþ÷åííîé â ðóêàõ íå äåðæàòü, åù¸ ëåò äåñÿòü.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

Ïåðâûå ôëþîðîñêîïû íàïîìèíàëè ñîâðåìåííûå î÷êè äîïîëíåííîé ðåàëüíîñòè.  êîìíàòå âêëþ÷àëè ìîùíûé èñòî÷íèê ðåíòãåíîâñêîãî èçëó÷åíèÿ, ïàöèåíò ïîäíîñèë ê íåìó áîëüíóþ êîíå÷íîñòü, à äîêòîð â ñâåòîíåïðîíèöàåìîì øëåìå, âíóòðè êîòîðîãî áûëà êàðòîíêà ñ íàíåñåííûì íà íå¸ ðàñòâîðîì, ïûòàëñÿ ðàçãëÿäåòü, ÷òî ó áîëüíîãî ïîøëî íå òàê. Ïîëó÷àåìîå òàêèì îáðàçîì ðåíòãåíîñêîïè÷åñêîå èçîáðàæåíèå áûëî äîâîëüíî òóñêëûì.  äîïîëíåíèå êî âñåìó, ïîñòîÿííîå íàõîæäåíèå ðåíòãåíîëîãà ïåðåä ýêðàíîì íå äîáàâëÿëî åìó çäîðîâüÿ.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

 êîíöå 1890-õ ãîäîâ Òîìàñ Ýäèñîí íà÷àë èññëåäîâàíèÿ ôëþîðîñêîïîâ è ôëóîðåñöåíòíûõ ìàòåðèàëîâ, íàäåÿñü ñîçäàòü êîììåð÷åñêóþ ìîäåëü ñ äîñòàòî÷íî ìîùíûì èñòî÷íèêîì è ÷èñòîé êàðòèíêîé, ÷òîáû êàæäûé æåëàþùèé ìîã äåðæàòü äîìà ÷óäî òåõíèêè, íåçàìåíèìîå â áûòó, õîçÿéñòâå è ìåäèöèíå. Åìó ýòî áîëåå ìåíåå óäàëîñü ïðè ïîìîùè âîëüôðàìàòà êàëüöèÿ, êîòîðûé äåéñòâèòåëüíî ñâåòèëñÿ ÿð÷å äðóãèõ. Íî â 1902 ãîäó ñëàâà Êþðè è Áåêêåðåëü ãðåìèò ïî âñåìó ìèðó.  ÿíâàðå òîãî ãîäà Ðåçåðôîðä íàïèøåò “çà ïîñëåäíèå íåñêîëüêî ëåò ñóïðóãè Êþðè ïðîäåëàëè îãðîìíóþ ðàáîòó è äîáèëèñü âàæíûõ ðåçóëüòàòîâ â èçó÷åíèè ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ”. Ê 1903 ãîäó ðàáîòû Êþðè äîõîäÿò è äî Ýäèñîíà, è îí áðîñàåò âñå èññëåäîâàíèÿ, ñâÿçàííûå ñ Èêñ ëó÷àìè.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

Âî âðåìÿ êîììåð÷åñêèõ ðàçðàáîòîê áîëüøèíñòâî ïðåäñêàçûâàëî ñëàâíîå áóäóùåå äëÿ äèíàìè÷åñêèõ ðåíòãåí-àïïàðàòîâ, ðèñóÿ â âîîáðàæåíèè êàðòèíû, êàê áóäóò ñíèìàòüñÿ öåëûå ôèëüìû, íà êîòîðûõ áóäóò ÷àñòè òåë ïîä ðàçíûìè óãëàìè. Íî èìåííî ïîíèìàíèå ýôôåêòà ðàäèîàêòèâíîñòè ñâåëî íà íåò âñå ýòè ìå÷òû. Ñíèìêè ê ýòîìó âðåìåíè íà÷àëè äåøåâåòü, à ïðîèçâîäñòâî ôîòîêàðò ðàñòè, ïëþñ âîçäåéñòâèå ðàäèàöèè ïðè òàêîì ôîòîãðàôèðîâàíèè ìèíèìàëüíî. Íà ñêîëüêî ìèíèìàëüíî?

Ìàòåìàòèêà ïðîòèâ ôëþîðîãðàôèè.

Ðåíòãåí ðóêè äàñò âàì â ñðåäíåì 0,001 ìÇâ, è ñ íà÷àëà 20-ãî âåêà ôîòîãðàôèðîâàíèå â ëó÷àõ Èêñ ðàçíûõ êîíå÷íîñòåé, êîñòåé, êèñò è ïðî÷èõ ÷óäåñ âíóòðåííåãî ìèðà ïàöèåíòîâ, íàäîëãî ñòàëî åäèíñòâåííûì ñïîñîáîì âñ¸ õîðîøåíüêî ðàññìîòðåòü. Íåëüçÿ, êîíå÷íî, íå îòìåòèòü òðóäû Íèêîëàÿ Èâàíîâè÷à Ïèðîãîâà, ðàçðàáîòàâøåãî òîïîãðàôè÷åñêóþ àíàòîìèþ. Çàäîëãî äî ïåðâûõ ÊÒ è ÌÐÒ îí ïðèäóìàë ïèëèòü çàìîðîæåííûå òðóïû, ÷òîáû ïîëó÷èòü ïîñëîéíûé ñðåç è êàðòèíó âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Çà 3 ðàñïèëà ìîæíî áûëî óâèäåòü âñþ àíàòîìèþ ïîêîéíîãî. Ìåòîä áûë ïëîõî ïðèìåíèì íà åù¸ æèâûõ, è êàê ñðåäñòâî äèàãíîñòèêè áûë íå ñîâåðøåíåí, îäíàêî ïðèíöèïû òàêîãî ðó÷íîãî ñêàíèðîâàíèÿ åù¸ ïðèãîäÿòñÿ.  1917 ãîäó àâñòðèéñêèé ìàòåìàòèê È.Ðàäîí ðàçðàáîòàë ïåðâûé àëãîðèòì ïî âîññòàíîâëåíèþ ôèçè÷åñêîé ìîäåëè òåëà íà îñíîâàíèè ðåíòãåí ñêàíèðîâàíèÿ ñ ðàçíûõ óãëîâ. À â 1969 ãîäó àíãëè÷àíèí Ã.Õàóíñôèëä ñîáðàë ïåðâûé ñêàíåð, ðàáîòàþùèé ïî ýòîìó ïðèíöèïó. Òåïåðü, ñäåëàâ ðåíòãåí ïîä ðàçíûìè óãëàìè è íåñêîëüêî ðàç, ìîæíî áûëî ñîñòàâèòü òîïîãðàôè÷åñêóþ àíàòîìè÷åñêóþ ìîäåëü âàøåãî òåëà. À åñëè ñôîòîãðàôèðîâàòü íåñêîëüêî äåñÿòêîâ ðàç, òî ìîäåëü ñòàíåò ãîðàçäî òî÷íåå. Ïðàâäà è äîçà ðàäèàöèè âûðàñòåò. ÊÒ ãîëîâû âàì îáîéä¸òñÿ â äîçó 2 ìÇâ.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

Çàòåì ïðèäóìàëè äîáàâëÿòü êîíòðàñòíûå ìàòåðèàëû. Ïîìíèòå ïðî íåîäíîðîäíîñòü ñíèìêîâ?  âàñ, íàïðèìåð, ìîæíî çàëèòü ñóëüôàò áàðèÿ, ïåðîðàëüíî èëè íåöåíçóðíî, è ïîôîòîãðàôèðîâàòü â Èêñ ëó÷àõ â ðàçíûõ ïîçàõ. Èëè, ÷òî åù¸ òåõíîëîãè÷íåå, çàïóñòèòü â ÊÒ è ïîëó÷èòü 3ä ìîäåëü âàøåãî êèøå÷íèêà, ïîòîìó ÷òî íà ðåíòãåíå âû áóäåòå ïðîñâå÷èâàòü, à áàðèé — íåò. Îí çàïîëíèò âàñ èçíóòðè ïðîõëàäíîé ñêëèçêîé ìàññîé è ïîêàæåò îïûòíîìó äèàãíîñòó âñå âàøè ñêëàäî÷êè. Ìîæíî ââåñòè êîíòðàñòíîå âåùåñòâî â ñîñóäû, è çäåñü âàì ïðèäåòñÿ åù¸ òÿæåëåå. Êîìïüþòåðíàÿ òîìîãðàôèÿ ñ ïîäñâåòêîé ñîñóäîâ (òî áèøü àíãèîãðàììà) â ñðåäíåì äàñò âàì 16 ìÇâ, à ìàêñèìàëüíî 32 ìÇâ.

Çàòåì äîáàâèëè ñöèíòèãðàôèþ — ñëîæíûé ñïîñîá äèàãíîñòèêè â ÿäåðíîé ìåäèöèíå, â õîäå íåãî, â âàñ çàëüþò ðàäèîèçîòîïíûå ìàðêåðû, ÷òîáû íà òîìîãðàôå ñ ïîìîùüþ ãàììà-êàìåð ñ íåñêîëüêèõ ïðîåêöèé ñíÿòü êàêîé-òî îðãàí è ïîëó÷èòü åãî â ñóïåð âûñîêîì ðàçðåøåíèè. Êàçàëîñü áû, äàëüøå óæå íåêóäà, íî ïðîãðåññ íåóìîëèì. Âåðøèíîé ìåäèöèíñêîé äèàãíîñòèêè ñåãîäíÿ ÿâëÿåòñÿ îäíîôîòîííàÿ ýìèññèîííàÿ êîìïüþòåðíàÿ òîìîãðàôèÿ (SPECT), ãðóáî ãîâîðÿ ñïîñîá ïîõîæ íà ïðåäûäóùèé, è â âàñ ââîäÿ ðàäèîàêòèâíûå ôàðìïðåïàðàòû, à çàòåì ñìîòðÿò â 3ä íà òî êàê îíè «îêðàøèâàþò» ðàçíûå îðãàíû. Íàïðèìåð ìîæíî ïîñìîòðåòü íà ðàñïðåäåëåíèå êðîâîòîêà ê ðàçëè÷íûì îáëàñòÿì ñåðäöà è äèàãíîñòèðîâàòü áîëüíîé ìèîêàðä, ê êîòîðîìó ïîñòóïàåò ìåíüøå êðîâè ÷åì ê çäîðîâîìó. Ñîâìåñòèâ ñ ÊÒ (CT)ìîæíî òî÷íî óâèäåòü ìåñòî áóäóùèõ ïðîáëåì.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

Ýòîò àíàëèç âûæìåò äîçó ðàäèàöèè îò 40 ìÇâ. ×åñòíî ãîâîðÿ, ÿ íå çíàþ, ÷åì íóæíî çàáîëåòü, ÷òîáû ìèðîâîå ñîîáùåñòâî ðåøèëî âàñ íàïðàâèòü íà ÿäåðíóþ âèçóàëèçàöèþ ïî ÎÌÑ, è ãäå âîîáùå å¸ ìîæíî ñäåëàòü, õîòÿ áû â èïîòåêó. Íî äàâàéòå ïîñ÷èòàåì, êàê áëèçêî ìû ïðèáëèçèëèñü ê ñìåðòåëüíîé äîçå ðàäèàöèè. Íåîáðàòèìûå íàðóøåíèÿ êîñòíîãî ìîçãà ìîãóò íà÷àòüñÿ ïðè ðàçîâîé äîçå îáëó÷åíèÿ â 3 çèâåðòà (Çâ) èëè 3 Ãðåÿ (Ãð). Ýòè âåëè÷èíû ðàâíû äðóã äðóãó, à 3 Çâ = 3 000 ìÇâ. Îñòàëüíîå, ÿ äóìàþ, âû ñìîæåòå ïðèêèíóòü íà ãëàç. Áàíàëüíî, òàê ÷àñòî õîäèòü ñäàâàòü àíàëèçû ñåãîäíÿ ìàëî êîìó ïî êàðìàíó, è åñëè â õîäå ôîòîãðàôèðîâàíèÿ âàñ íå ïîïðîñÿò äåðæàòü â ðóêàõ êàòîäíóþ òðóáêó íåñêîëüêî ÷àñîâ, âîëíîâàòüñÿ íå î ÷åì. Íó à åñëè ïîïðîñÿò, ìîæåòå ïîñòàâèòü ïàðó ýêñïåðèìåíòîâ ïî ôëóîðåñöåíöèè ïî ïðèìåðó ñëàâíîãî Âèëüãåëüìà Êîíðàäà Ðåíòãåíà.

Ñïàñèáî, ÷òî äî÷èòàëè.

Çàõîäèòå â âê 🙂

Âàø, SV.

Источник