Перелом лопатки и ключицы реабилитация

РЕФЕРАТ
по дисциплине: Физическая реабилитация в травматологии и ортопедии
ТЕМА:
«Физическая реабилитация при переломах лопатки, плеча и ключицы»
План
1. Переломы лопатки и физическая реабилитация
2. Повреждение ключицы и физическая реабилитация
3. Физическая реабилитация при переломах плечевой кости
4. Физическая реабилитация при повреждениях плечевого сустава
1. Переломы лопатки и физическая реабилитация
Переломы лопатки. Различают перелом тела, углов лопатки, отростков (клювовидного, акромиального), суставной впадины и шейки лопатки. Последний вид перелома – наиболее тяжелый, таккак при неправильной реабилитации может привести» к нарушению функции плечевого сустава. При переломах тела и углов лопатки иммобилизация проводится повязкой типа Дезо, в последующем рука фиксируется косынкой. Методика ЛФК такая же, как и при переломе ключицы. Трудоспособность восстанавливается через 3–4 недели.
При переломах суставной впадины, шейки лопатки и акромиального отростка без смещения отломков применяют отводящую шину на 3–4 недели. С первых же дней разрешаются упражнения в локтевом и лучезапястном суставах, движения пальцами. Движения в плечевом суставе можно выполнять не раньше, чем через 2 недели после травмы.
Во второй период активные движения в плечевом суставе проводятся по всем осям, только в течение первой недели ограничиваются вращательные движения. К третьему этапу переходят после установления на рентгене полной консолидации перелома и средства его такие же, как и при других видах переломов. Трудоспособность возвращается через 2–2,5 месяца.
2. Повреждение ключицы и физическая реабилитация
Переломы ключицы. Иммобилизация продолжается в среднем 3 недели и проводится различными повязками (в том числе и гипсовыми) и специальными шинами. ЛФК назначается со 2–3 дня после травм. В первый период выполняются разнообразные движения пальцами, сгибание и разгибание в локтевом и лучезапястном суставах, пронация и супинация предплечья, небольшие отведения в плечевом суставе в положении наклона в сторону поврежденной ключицы.
Вначале это упражнение выполняется с посторонней помощью согнутой в локте рукой. В дальнейшем отведение руки увеличивается, но не должно превышать 90° в период иммобилизации. Наряду с этими специальными выполняются и ОРУ.
Во второй период (после снятия иммобилизации) выполняются сгибание, разгибание, отведение и приведение в плечевом суставе с помощью гимнастических палок, продолжается выполнение движений во всех других суставах обеих рук, ног, упражнения для корпуса.
В третий период для полного восстановления амплитуды движений в плечевом суставе и восстановления силы мышц дополнительно вводятся упражнения с сопротивлением (эспандеры) и отягощением (гантели, булава, на тренажерах).
При остеосинтезе отломков ключицы активные движения в плечевом суставе разрешаются после снятия швов, а движения рукой выше 90° через 2 недели.
3. Физическая реабилитация при переломах плечевой кости
Диафизарные переломы плеча встречаются довольно часто, они составляют более 50% от числа всех переломов плечевой кости. Механизм перелома может быть прямым (непосредственный удар) и непрямым (падение на локоть, метание
гранаты и т.д.) – Чаше наблюдаются переломы в средней трети, где поперечник кости наиболее узок. Различают поперечные, винтообразные и оскояьчатые переломы.
Основным методом лечения больных с переломами дыа-физа плечевой кости является консервативный. Иммобилизация осуществляется чаще всего гипсовой повязкой, фиксирующей все суставы руки: плечевой, локтевой и лучезапястный, затем конечность укладывают на отводящую шину в среднем на 6–8 недель. В первый иммобилизационный период в занятия включаются упражнения для здоровых конечностей и туловища, дыхательные упражнения, всевозможные движения пальцами, а также изометрическое напряжение мышц плеча, идеомоторные упражнения с движениями руки во всех суставах и различных плоскостях. Кроме этого в занятия включаются ходьба, упражнения на воспитание осанки. Упражнения выполняются индивидуально, в медленном темпе, количество повторений 6–8 раз, в течение дня занятия ЛГ проводятся 3– 4 раза. Продолжительность занятий 15–25 мин.
В этот период проводятся следующие физиотерапевтические процедуры: для снятия болевого синдрома – диадинамотерапия в области перелома, для улучшения трофики поврежденных тканей используется УВЧ, магнитотерапия. Массаж на первом этапе ограничивается применением прерывистой вибрации (постукиванием либо деревянным молоточком, либо пальцем) в области перелома поверх гипсовой повязки.
Во второй постиммобилизационный (функциональный) период на фоне увеличения физической нагрузки на здоровые конечности и туловище акцентируется внимание на пораженную конечность. Последовательно прорабатываются все суставы, начиная с пальцев и заканчивая плечом. Как правило, больной сидит на стуле за столом с гладкой, лучше – скользкой поверхностью, для облегчения движений травмированной рукой. Физическая нагрузка чередуется с дыхательными упражнениями и приемами, расслабляющими вовлеченные в работу мышечные группы. В комплекс обязательно включаются упражнения, связанные с самообслуживанием. Необходимо уделять внимание супинации и пронации предплечья, движениям кисти и пальцев.
Больной в исходном положении стоя проделывает маховые движения конечностью, ротационные движения, отведение и приведение плеча и движения в локтевом суставе. Ряд упражнений выполняется с помощью здоровой руки. В занятиях можно использовать гимнастические палки, мячи, обязательно блочные устройства, к концу периода – резиновые бинты, эспандеры, гантели, тренажеры. Хороший эффект дают занятия в бассейне либо в ванне, где упражнения выполняются в теплой воде. Продолжительность занятия увеличивается до 30–40 мин, возрастает число повторений и темп выполнения отдельных упражнений.
На этом этапе используют массаж мышц плечевого пояса и верхних конечностей, вначале – так называемый отсасывающий массаж выше места повреждения с помощью приемов поглаживания и выжимания. Затем массируют мышцы пораженной конечности, осуществляют прерывистое поглаживание в области перелома, а при замедлении сращения в зоне травмы применяют ударные приемы. К физиотерапевтическим процедурам, используемым в первый период, добавляются электростимуляция ослабленных мышц, электрофорез, фонофорез, солевые ванны и микроволновая терапия.
На третьем (восстановительном) этапе все упражнения второго периода выполняются с полной амплитудой, возрастает число упражнений силового характера (упражнения с сопротивлением, с отягощениями, на тренажерах), подбираются упражнения, требующие сложных, точных по координации движений. Шире используются спортивные упражнения, особенно с мячом (броски, передача, ловля мяча и т.п.). Продолжаются занятия в лечебном бассейне. Большое внимание уделяют упражнениям, направленным на профессиональную и бытовую реабилитацию.
Массаж и физиопроцедуры также используются активно, как и во второй период, но массаж носит более специализированный характер.
4. Физическая реабилитация при повреждениях плечевого сустава
Лечебная физкультура при внутрисуставных переломах плечевого сустава. Наиболее часто встречается перелом хирургической шейки плечевой кости, хотя к внутрисуставным переломам относятся также переломы головки, анатомической шейки, переломы большого и малого бугорка. Различают следующие разновидности переломов хирургической шейки плеча: вколоченный перелом, при котором периферический обломок вклинивается в центральный; абдукционный (отводящий) перелом, аддукционныи (приводящий) перелом. При вколоченном и абдукционном переломах в подмышечную область вводится валик бобовидной формы, фиксирующийся за шею и туловище марлевым бинтом. Предплечье укладывается под углом 35 – 45° в локтевом суставе на змеевидную повязку Е.Ф. Древинг (широкий марлевый бинт, простеганный ватой), обвитую двойным туром вокруг нижней трети предплечья, лучиапястного сустава и кисти. При аддукционных переломах в подмышечную область вводится треугольная шина, при этом плечо лежит на ее пологой стороне, вертикальная сторона находится на туловище, а предплечье фиксируется также змеевидной повязкой Е.Ф. Древинг.
Первый период длится 10–14 дней, физические упражнения назначают на 1–2-й день после травмы. Упражнения выполняются сидя и стоя с легким наклоном в сторону поврежденной руки. Кроме общеразвивающих и дыхательных упражнений применяются следующие специальные упражнения: сгибание и разгибание пальцев, тыльное и ладонное сгибание кисти лучезапястном суставе, круговые движения кистью, сгибание и разгибание предплечья в локтевом суставе, поднимание надплечии, отведение и приведение плеча с небольшой амплитудой, держась за косынку; сведение и разведение лопаток; сгибание и разгибание плеча с небольшой амплитудой, держась за косынку; изометрические напряжения дельтовидной мышцы и др., маятникообразные движения больной рукой вперед, назад, в стороны, круговые с наклонами туловища в сторону поврежденной конечности.
Второй период (постиммобилизационный) длится 3–4 недели. Задачи периода: увеличить амплитуду движений в плечевом суставе и силу мышц, чтобы стало возможным поднять руку до горизонтального уровня. Для этого сначала используют упражнения с укороченным рычагом в облегченных положениях, с помощью здоровой руки, гимнастической палки, которую держат двумя руками (рис. 19). В этот период особенно показаны упражнения в бассейне.
Примерные специальные упражнения при переломе хирургической шейки плечевой кости во втором периоде.
1. Исходное положение – наклон туловища вперед, руки опущены. Маховые движения с небольшой амплитудой прямыми руками вперед, назад, вправо, влево. Кругообразное движение с постепенно возрастающей амплитудой (4–6 раз).
Источник
ïî äèñöèïëèíå: Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ â òðàâìàòîëîãèè è îðòîïåäèè
ÒÅÌÀ:
«Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ ëîïàòêè, ïëå÷à è êëþ÷èöû»
Ïëàí
1. Ïåðåëîìû ëîïàòêè è ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ
2. Ïîâðåæäåíèå êëþ÷èöû è ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ
3. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ ïëå÷åâîé êîñòè
4. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ïëå÷åâîãî ñóñòàâà
1. Ïåðåëîìû ëîïàòêè è ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ
Ïåðåëîìû ëîïàòêè.
Ðàçëè÷àþò ïåðåëîì òåëà, óãëîâ ëîïàòêè, îòðîñòêîâ (êëþâîâèäíîãî, àêðîìèàëüíîãî), ñóñòàâíîé âïàäèíû è øåéêè ëîïàòêè. Ïîñëåäíèé âèä ïåðåëîìà íàèáîëåå òÿæåëûé, òàêêàê ïðè íåïðàâèëüíîé ðåàáèëèòàöèè ìîæåò ïðèâåñòè» ê íàðóøåíèþ ôóíêöèè ïëå÷åâîãî ñóñòàâà. Ïðè ïåðåëîìàõ òåëà è óãëîâ ëîïàòêè èììîáèëèçàöèÿ ïðîâîäèòñÿ ïîâÿçêîé òèïà Äåçî, â ïîñëåäóþùåì ðóêà ôèêñèðóåòñÿ êîñûíêîé. Ìåòîäèêà ËÔÊ òàêàÿ æå, êàê è ïðè ïåðåëîìå êëþ÷èöû. Òðóäîñïîñîáíîñòü âîññòàíàâëèâàåòñÿ ÷åðåç 34 íåäåëè.
Ïðè ïåðåëîìàõ ñóñòàâíîé âïàäèíû, øåéêè ëîïàòêè è àêðîìèàëüíîãî îòðîñòêà áåç ñìåùåíèÿ îòëîìêîâ ïðèìåíÿþò îòâîäÿùóþ øèíó íà 34 íåäåëè. Ñ ïåðâûõ æå äíåé ðàçðåøàþòñÿ óïðàæíåíèÿ â ëîêòåâîì è ëó÷åçàïÿñòíîì ñóñòàâàõ, äâèæåíèÿ ïàëüöàìè. Äâèæåíèÿ â ïëå÷åâîì ñóñòàâå ìîæíî âûïîëíÿòü íå ðàíüøå, ÷åì ÷åðåç 2 íåäåëè ïîñëå òðàâìû.
Âî âòîðîé ïåðèîä àêòèâíûå äâèæåíèÿ â ïëå÷åâîì ñóñòàâå ïðîâîäÿòñÿ ïî âñåì îñÿì, òîëüêî â òå÷åíèå ïåðâîé íåäåëè îãðàíè÷èâàþòñÿ âðàùàòåëüíûå äâèæåíèÿ. Ê òðåòüåìó ýòàïó ïåðåõîäÿò ïîñëå óñòàíîâëåíèÿ íà ðåíòãåíå ïîëíîé êîíñîëèäàöèè ïåðåëîìà è ñðåäñòâà åãî òàêèå æå, êàê è ïðè äðóãèõ âèäàõ ïåðåëîìîâ. Òðóäîñïîñîáíîñòü âîçâðàùàåòñÿ ÷åðåç 22,5 ìåñÿöà.
2. Ïîâðåæäåíèå êëþ÷èöû è ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ
Ïåðåëîìû êëþ÷èöû.
Èììîáèëèçàöèÿ ïðîäîëæàåòñÿ â ñðåäíåì 3 íåäåëè è ïðîâîäèòñÿ ðàçëè÷íûìè ïîâÿçêàìè (â òîì ÷èñëå è ãèïñîâûìè) è ñïåöèàëüíûìè øèíàìè. ËÔÊ íàçíà÷àåòñÿ ñî
23 äíÿ ïîñëå òðàâì.  ïåðâûé ïåðèîä âûïîëíÿþòñÿ ðàçíîîáðàçíûå äâèæåíèÿ ïàëüöàìè, ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå â ëîêòåâîì è ëó÷åçàïÿñòíîì ñóñòàâàõ, ïðîíàöèÿ è ñóïèíàöèÿ ïðåäïëå÷üÿ, íåáîëüøèå îòâåäåíèÿ â ïëå÷åâîì ñóñòàâå â ïîëîæåíèè íàêëîíà â ñòîðîíó ïîâðåæäåííîé êëþ÷èöû.
Âíà÷àëå ýòî óïðàæíåíèå âûïîëíÿåòñÿ ñ ïîñòîðîííåé ïîìîùüþ ñîãíóòîé â ëîêòå ðóêîé.  äàëüíåéøåì îòâåäåíèå ðóêè óâåëè÷èâàåòñÿ, íî íå äîëæíî ïðåâûøàòü 90° â ïåðèîä èììîáèëèçàöèè. Íàðÿäó ñ ýòèìè ñïåöèàëüíûìè âûïîëíÿþòñÿ è ÎÐÓ.
Âî âòîðîé ïåðèîä (ïîñëå ñíÿòèÿ èììîáèëèçàöèè) âûïîëíÿþòñÿ ñãèáàíèå, ðàçãèáàíèå, îòâåäåíèå è ïðèâåäåíèå â ïëå÷åâîì ñóñòàâå ñ ïîìîùüþ ãèìíàñòè÷åñêèõ ïàëîê, ïðîäîëæàåòñÿ âûïîëíåíèå äâèæåíèé âî âñåõ äðóãèõ ñóñòàâàõ îáåèõ ðóê, íîã, óïðàæíåíèÿ äëÿ êîðïóñà.
 òðåòèé ïåðèîä äëÿ ïîëíîãî âîññòàíîâëåíèÿ àìïëèòóäû äâèæåíèé â ïëå÷åâîì ñóñòàâå è âîññòàíîâëåíèÿ ñèëû ìûøö äîïîëíèòåëüíî ââîäÿòñÿ óïðàæíåíèÿ ñ ñîïðîòèâëåíèåì (ýñïàíäåðû) è îòÿãîùåíèåì (ãàíòåëè, áóëàâà, íà òðåíàæåðàõ).
Ïðè îñòåîñèíòåçå îòëîìêîâ êëþ÷èöû àêòèâíûå äâèæåíèÿ â ïëå÷åâîì ñóñòàâå ðàçðåøàþòñÿ ïîñëå ñíÿòèÿ øâîâ, à äâèæåíèÿ ðóêîé âûøå 90° ÷åðåç 2 íåäåëè.
3. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ ïëå÷åâîé êîñòè
Äèàôèçàðíûå ïåðåëîìû ïëå÷à
âñòðå÷àþòñÿ äîâîëüíî ÷àñòî, îíè ñîñòàâëÿþò áîëåå 50% îò ÷èñëà âñåõ ïåðåëîìîâ ïëå÷åâîé êîñòè. Ìåõàíèçì ïåðåëîìà ìîæåò áûòü ïðÿìûì (íåïîñðåäñòâåííûé óäàð) è íåïðÿìûì (ïàäåíèå íà ëîêîòü, ìåòàíèå
ãðàíàòû è ò.ä.) ×àøå íàáëþäàþòñÿ ïåðåëîìû â ñðåäíåé òðåòè, ãäå ïîïåðå÷íèê êîñòè íàèáîëåå óçîê. Ðàçëè÷àþò ïîïåðå÷íûå, âèíòîîáðàçíûå
è îñêîÿü÷àòûå
ïåðåëîìû.
Îñíîâíûì ìåòîäîì ëå÷åíèÿ áîëüíûõ ñ ïåðåëîìàìè äûà-ôèçà ïëå÷åâîé êîñòè
ÿâëÿåòñÿ êîíñåðâàòèâíûé. Èììîáèëèçàöèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷àùå âñåãî ãèïñîâîé ïîâÿçêîé, ôèêñèðóþùåé âñå ñóñòàâû ðóêè: ïëå÷åâîé, ëîêòåâîé è ëó÷åçàïÿñòíûé, çàòåì êîíå÷íîñòü óêëàäûâàþò íà îòâîäÿùóþ øèíó â ñðåäíåì íà 68 íåäåëü.  ïåðâûé èììîáèëèçàöèîííûé ïåðèîä â çàíÿòèÿ âêëþ÷àþòñÿ óïðàæíåíèÿ äëÿ çäîðîâûõ êîíå÷íîñòåé è òóëîâèùà, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, âñåâîçìîæíûå äâèæåíèÿ ïàëüöàìè, à òàêæå èçîìåòðè÷åñêîå íàïðÿæåíèå ìûøö ïëå÷à, èäåîìîòîðíûå óïðàæíåíèÿ ñ äâèæåíèÿìè ðóêè âî âñåõ ñóñòàâàõ è ðàçëè÷íûõ ïëîñêîñòÿõ. Êðîìå ýòîãî â çàíÿòèÿ âêëþ÷àþòñÿ õîäüáà, óïðàæíåíèÿ íà âîñïèòàíèå îñàíêè. Óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ èíäèâèäóàëüíî, â ìåäëåííîì òåìïå, êîëè÷åñòâî ïîâòîðåíèé 68 ðàç, â òå÷åíèå äíÿ çàíÿòèÿ Ëà ïðîâîäÿòñÿ 3 4 ðàçà. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü çàíÿòèé 1525 ìèí.
 ýòîò ïåðèîä ïðîâîäÿòñÿ ñëåäóþùèå ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ïðîöåäóðû: äëÿ ñíÿòèÿ áîëåâîãî ñèíäðîìà äèàäèíàìîòåðàïèÿ â îáëàñòè ïåðåëîìà, äëÿ óëó÷øåíèÿ òðîôèêè ïîâðåæäåííûõ òêàíåé èñïîëüçóåòñÿ ÓÂ×, ìàãíèòîòåðàïèÿ. Ìàññàæ íà ïåðâîì ýòàïå îãðàíè÷èâàåòñÿ ïðèìåíåíèåì ïðåðûâèñòîé âèáðàöèè (ïîñòóêèâàíèåì ëèáî äåðåâÿííûì ìîëîòî÷êîì, ëèáî ïàëüöåì) â îáëàñòè ïåðåëîìà ïîâåðõ ãèïñîâîé ïîâÿçêè.
Âî âòîðîé ïîñòèììîáèëèçàöèîííûé (ôóíêöèîíàëüíûé) ïåðèîä íà ôîíå óâåëè÷åíèÿ ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè íà çäîðîâûå êîíå÷íîñòè è òóëîâèùå àêöåíòèðóåòñÿ âíèìàíèå íà ïîðàæåííóþ êîíå÷íîñòü. Ïîñëåäîâàòåëüíî ïðîðàáàòûâàþòñÿ âñå ñóñòàâû, íà÷èíàÿ ñ ïàëüöåâ è çàêàí÷èâàÿ ïëå÷îì. Êàê ïðàâèëî, áîëüíîé ñèäèò íà ñòóëå çà ñòîëîì ñ ãëàäêîé, ëó÷øå ñêîëüçêîé ïîâåðõíîñòüþ, äëÿ îáëåã÷åíèÿ äâèæåíèé òðàâìèðîâàííîé ðóêîé. Ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà ÷åðåäóåòñÿ ñ äûõàòåëüíûìè óïðàæíåíèÿìè è ïðèåìàìè, ðàññëàáëÿþùèìè âîâëå÷åííûå â ðàáîòó ìûøå÷íûå ãðóïïû.  êîìïëåêñ îáÿçàòåëüíî âêëþ÷àþòñÿ óïðàæíåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ñàìîîáñëóæèâàíèåì. Íåîáõîäèìî óäåëÿòü âíèìàíèå ñóïèíàöèè è ïðîíàöèè ïðåäïëå÷üÿ, äâèæåíèÿì êèñòè è ïàëüöåâ.
Áîëüíîé â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ñòîÿ ïðîäåëûâàåò ìàõîâûå äâèæåíèÿ êîíå÷íîñòüþ, ðîòàöèîííûå äâèæåíèÿ, îòâåäåíèå è ïðèâåäåíèå ïëå÷à è äâèæåíèÿ â ëîêòåâîì ñóñòàâå. Ðÿä óïðàæíåíèé âûïîëíÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ çäîðîâîé ðóêè.  çàíÿòèÿõ ìîæíî èñïîëüçîâàòü ãèìíàñòè÷åñêèå ïàëêè, ìÿ÷è, îáÿçàòåëüíî áëî÷íûå óñòðîéñòâà, ê êîíöó ïåðèîäà ðåçèíîâûå áèíòû, ýñïàíäåðû, ãàíòåëè, òðåíàæåðû. Õîðîøèé ýôôåêò äàþò çàíÿòèÿ â áàññåéíå ëèáî â âàííå, ãäå óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ â òåïëîé âîäå. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü çàíÿòèÿ óâåëè÷èâàåòñÿ äî 3040 ìèí, âîçðàñòàåò ÷èñëî ïîâòîðåíèé è òåìï âûïîëíåíèÿ îòäåëüíûõ óïðàæíåíèé.
Íà ýòîì ýòàïå èñïîëüçóþò ìàññàæ ìûøö ïëå÷åâîãî ïîÿñà è âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé, âíà÷àëå òàê íàçûâàåìûé îòñàñûâàþùèé ìàññàæ âûøå ìåñòà ïîâðåæäåíèÿ ñ ïîìîùüþ ïðèåìîâ ïîãëàæèâàíèÿ è âûæèìàíèÿ. Çàòåì ìàññèðóþò ìûøöû ïîðàæåííîé êîíå÷íîñòè, îñóùåñòâëÿþò ïðåðûâèñòîå ïîãëàæèâàíèå â îáëàñòè ïåðåëîìà, à ïðè çàìåäëåíèè ñðàùåíèÿ â çîíå òðàâìû ïðèìåíÿþò óäàðíûå ïðèåìû. Ê ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèì ïðîöåäóðàì, èñïîëüçóåìûì â ïåðâûé ïåðèîä, äîáàâëÿþòñÿ ýëåêòðîñòèìóëÿöèÿ îñëàáëåííûõ ìûøö, ýëåêòðîôîðåç, ôîíîôîðåç, ñîëåâûå âàííû è ìèêðîâîëíîâàÿ òåðàïèÿ.
Íà òðåòüåì (âîññòàíîâèòåëüíîì) ýòàïå âñå óïðàæíåíèÿ âòîðîãî ïåðèîäà âûïîëíÿþòñÿ ñ ïîëíîé àìïëèòóäîé, âîçðàñòàåò ÷èñëî óïðàæíåíèé ñèëîâîãî õàðàêòåðà (óïðàæíåíèÿ ñ ñîïðîòèâëåíèåì, ñ îòÿãîùåíèÿìè, íà òðåíàæåðàõ), ïîäáèðàþòñÿ óïðàæíåíèÿ, òðåáóþùèå ñëîæíûõ, òî÷íûõ ïî êîîðäèíàöèè äâèæåíèé. Øèðå èñïîëüçóþòñÿ ñïîðòèâíûå óïðàæíåíèÿ, îñîáåííî ñ ìÿ÷îì (áðîñêè, ïåðåäà÷à, ëîâëÿ ìÿ÷à è ò.ï.). Ïðîäîëæàþòñÿ çàíÿòèÿ â ëå÷åáíîì áàññåéíå. Áîëüøîå âíèìàíèå óäåëÿþò óïðàæíåíèÿì, íàïðàâëåííûì íà ïðîôåññèîíàëüíóþ è áûòîâóþ ðåàáèëèòàöèþ.
Ìàññàæ è ôèçèîïðîöåäóðû òàêæå èñïîëüçóþòñÿ àêòèâíî, êàê è âî âòîðîé ïåðèîä, íî ìàññàæ íîñèò áîëåå ñïåöèàëèçèðîâàííûé õàðàêòåð.
4. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ïëå÷åâîãî ñóñòàâà
Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè âíóòðèñóñòàâíûõ ïåðåëîìàõ ïëå÷åâîãî ñóñòàâà.
Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ ïåðåëîì õèðóðãè÷åñêîé øåéêè ïëå÷åâîé êîñòè, õîòÿ ê âíóòðèñóñòàâíûì ïåðåëîìàì îòíîñÿòñÿ òàêæå ïåðåëîìû ãîëîâêè, àíàòîìè÷åñêîé øåéêè, ïåðåëîìû áîëüøîãî è ìàëîãî áóãîðêà. Ðàçëè÷àþò ñëåäóþùèå ðàçíîâèäíîñòè ïåðåëîìîâ õèðóðãè÷åñêîé øåéêè ïëå÷à: âêîëî÷åííûé ïåðåëîì, ïðè êîòîðîì ïåðèôåðè÷åñêèé îáëîìîê âêëèíèâàåòñÿ â öåíòðàëüíûé; àáäóêöèîííûé (îòâîäÿùèé) ïåðåëîì, àääóêöèîííûè (ïðèâîäÿùèé) ïåðåëîì. Ïðè âêîëî÷åííîì è àáäóêöèîííîì ïåðåëîìàõ â ïîäìûøå÷íóþ îáëàñòü ââîäèòñÿ âàëèê áîáîâèäíîé ôîðìû, ôèêñèðóþùèéñÿ çà øåþ è òóëîâèùå ìàðëåâûì áèíòîì. Ïðåäïëå÷üå óêëàäûâàåòñÿ ïîä óãëîì 35 45° â ëîêòåâîì ñóñòàâå íà çìååâèäíóþ ïîâÿçêó Å.Ô. Äðåâèíã (øèðîêèé ìàðëåâûé áèíò, ïðîñòåãàííûé âàòîé), îáâèòóþ äâîéíûì òóðîì âîêðóã íèæíåé òðåòè ïðåäïëå÷üÿ, ëó÷èàïÿñòíîãî ñóñòàâà è êèñòè. Ïðè àääóêöèîííûõ ïåðåëîìàõ â ïîäìûøå÷íóþ îáëàñòü ââîäèòñÿ òðåóãîëüíàÿ øèíà, ïðè ýòîì ïëå÷î ëåæèò íà åå ïîëîãîé ñòîðîíå, âåðòèêàëüíàÿ ñòîðîíà íàõîäèòñÿ íà òóëîâèùå, à ïðåäïëå÷üå ôèêñèðóåòñÿ òàêæå çìååâèäíîé ïîâÿçêîé Å.Ô. Äðåâèíã.
Ïåðâûé ïåðèîä äëèòñÿ 1014 äíåé, ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ íàçíà÷àþò íà 12-é äåíü ïîñëå òðàâìû. Óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ ñèäÿ è ñòîÿ ñ ëåãêèì íàêëîíîì â ñòîðîíó ïîâðåæäåííîé ðóêè. Êðîìå îáùåðàçâèâàþùèõ è äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé ïðèìåíÿþòñÿ ñëåäóþùèå ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ: ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ïàëüöåâ, òûëüíîå è ëàäîííîå ñãèáàíèå êèñòè ëó÷åçàïÿñòíîì ñóñòàâå, êðóãîâûå äâèæåíèÿ êèñòüþ, ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ïðåäïëå÷üÿ â ëîêòåâîì ñóñòàâå, ïîäíèìàíèå íàäïëå÷èè, îòâåäåíèå è ïðèâåäåíèå ïëå÷à ñ íåáîëüøîé àìïëèòóäîé
, äåðæàñü çà êîñûíêó; ñâåäåíèå è ðàçâåäåíèå ëîïàòîê; ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ïëå÷à ñ íåáîëüøîé àìïëèòóäîé, äåðæàñü çà êîñûíêó; èçîìåòðè÷åñêèå íàïðÿæåíèÿ äåëüòîâèäíîé ìûøöû è äð., ìàÿòíèêîîáðàçíûå äâèæåíèÿ áîëüíîé ðóêîé âïåðåä, íàçàä, â ñòîðîíû, êðóãîâûå ñ íàêëîíàìè òóëîâèùà â ñòîðîíó ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè.
Âòîðîé ïåðèîä (ïîñòèììîáèëèçàöèîííûé) äëèòñÿ 34 íåäåëè. Çàäà÷è ïåðèîäà: óâåëè÷èòü àìïëèòóäó äâèæåíèé â ïëå÷åâîì ñóñòàâå è ñèëó ìûøö, ÷òîáû ñòàëî âîçìîæíûì ïîäíÿòü ðóêó äî ãîðèçîíòàëüíîãî óðîâíÿ. Äëÿ ýòîãî ñíà÷àëà èñïîëüçóþò óïðàæíåíèÿ ñ óêîðî÷åííûì ðû÷àãîì â îáëåã÷åííûõ ïîëîæåíèÿõ, ñ ïîìîùüþ çäîðîâîé ðóêè, ãèìíàñòè÷åñêîé ïàëêè, êîòîðóþ äåðæàò äâóìÿ ðóêàìè (ðèñ. 19).  ýòîò ïåðèîä îñîáåííî ïîêàçàíû óïðàæíåíèÿ â áàññåéíå.
Ïðèìåðíûå ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ ïðè ïåðåëîìå õèðóðãè÷åñêîé øåéêè ïëå÷åâîé êîñòè âî âòîðîì ïåðèîäå.
1. Èñõîäíîå ïîëîæåíèå íàêëîí òóëîâèùà âïåðåä, ðóêè îïóùåíû. Ìàõîâûå äâèæåíèÿ ñ íåáîëüøîé àìïëèòóäîé ïðÿìûìè ðóêàìè âïåðåä, íàçàä, âïðàâî, âëåâî. Êðóãîîáðàçíîå äâèæåíèå ñ ïîñòåïåííî âîçðàñòàþùåé àìïëèòóäîé (46 ðàç).
2.Ðóêè ïåðåä ñîáîé, ïàëüöû ïåðåïëåòåíû. Ñãèáàÿ ðóêè â ëîêòåâûõ ñóñòàâàõ, îòâåñòè ïëå÷î (48 ðàç).
3.Íåáîëüøîé íàêëîí â ñòîðîíó ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè. Ðóêó çà ñïèíó, ìåäëåííî (äî ïîÿâëåíèÿ áîëè) ñãèáàòü â ëîêòåâîì ñóñòàâå (46 ðàç).
4.Íåáîëüøîé íàêëîí âïåðåä, ðóêè îïóùåíû. Ñâîáîäíî ïîêà÷èâàòü ðóêàìè, çàäåðæèâàÿ èõ â êðàéíåé òî÷êå ñãèáàíèÿ ïëå÷åâûõ ñóñòàâîâ (68 ðàç).
5.Ðóêè ê ïëå÷àì. Îòâåäåíèå ïðèâåäåíèå ïëå÷à (68 ðàç).
6.Íåáîëüøîé íàêëîí âïåðåä, ðóêè îïóùåíû, ïàëüöû ïåðåïëåòåíû. Ñãèáàíèå â ëîêòåâûõ ñóñòàâàõ ñ îòâåäåíèåì ïëå÷ äî êàñàíèÿ êèñòÿìè ïîäáîðîäêà, çàòåì ëáà (68 ðàç.).
7.Ðóêè ïåðåä ãðóäüþ. Îòâîäÿ ðóêè íàçàä, ñîåäèíèòü ëîïàòêè (4=6 ðàç).
8.Íåáîëüøîé íàêëîí âïåðåä. Ñâîáîäíûì ïîêà÷èâàíèåì ðàçâåñòè ðóêè â ñòîðîíû è çàäåðæàòü íà êîðîòêîå âðåìÿ â êðàéíèõ òî÷êàõ äâèæåíèÿ (46 ðàç).
9.Ñòîÿ, ãèìíàñòè÷åñêàÿ ïàëêà âíèçó ñïåðåäè. Ïîäíÿòü ïàëêó íåñêîëüêî âûøå ãîðèçîíòàëüíîãî óðîâíÿ (46 ðàç).
10. Ñòîÿ, çäîðîâàÿ ðóêà íà ïîÿñå, áîëüíàÿ ïîëóñîãíóòà â ëîêòåâîì ñóñòàâå. Îòâåäåíèå áîëüíîé ðóêè (68 ðàç). Î÷åíü âàæíî, ÷òîáû âñå óïðàæíåíèÿ íå âûçûâàëè áîëè, ñëåäóåò îáðàùàòü âíèìàíèå áîëüíûõ íà íåîáõîäèìîñòü õîðîøî ðàññëàáëÿòü ìûøöû. Åñëè áîëüíîé ìîæåò àêòèâíî ïîäíÿòü ðóêó äî ãîðèçîíòàëüíîãî óðîâíÿ è óäåðæàòü åå â ýòîì ïîëîæåíèè â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ñåêóíä, ìîæíî ïåðåõîäèòü ê òðåòüåìó ïåðèîäó, òðåíèðîâî÷íîìó. Çàäà÷è åãî ñîñòîÿò â âîññòàíîâëåíèè ïîëíîé àìïëèòóäû äâèæåíèé â ïëå÷åâîì ñóñòàâå, îáúåìà è ñèëû ìûøö, îêðóæàþùèõ ïëå÷åâîé ñóñòàâ, îñîáåííî äåëüòîâèäíîé. Äëÿ ýòîãî øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ óïðàæíåíèÿ ñ ïðåäìåòàìè (ïàëêè, áóëàâû), ñ îòÿãîùåíèÿìè (ãàíòåëè, ìåäèöèí-áîëû), ñ ñîïðîòèâëåíèåì (ðåçèíîâûå ëåíòû, ýñïàíäåðû) è òðåíèðîâêà íà òðåíàæåðàõ (áëîêîâûõ, Êåòòëåðà è äð.). Õîðîøèé ýôôåêò äàåò ïëàâàíèå â áàññåéíå è óïðàæíåíèÿ â âîäå. Ìîæíî ïðèìåíÿòü óïðàæíåíèÿ â âèñàõ è óïîðå.  ýòîò ïåðèîä øèðîêî èñïîëüçóþò òðóäîòåðàïèþ: ãëàæêà, ñòèðêà, ðàáîòà ðóáàíêîì, ìûòüå îêîí è ò.ä.
Âûâèõè â ïëå÷åâîì ñóñòàâå
×àùå âñåãî ñëó÷àþòñÿ âûâèõè ïëå÷à, ÷òî ñâÿçàíî ñ îñîáåííîñòÿìè åãî ñòðîåíèÿ.  çàâèñèìîñòè îò òîãî, êóäà ïðè âûâèõå ñìåñòèëàñü ãîëîâêà ïëå÷åâîé êîñòè,ðàçëè÷àþò ïåðåäíèé, íèæíèé, çàäíèé âûâèõè ïëå÷à, ÷àùå âñåãî ïåðåäíèé, ðåæå çàäíèé. Âñå âûâèõè ñîïðîâîæäàþòñÿ ðàñòÿæåíèåì è ðàçðûâîì ñóñòàâíîé ñóìêè, ðåçêèìè áîëÿìè, äåôîðìàöèåé ïëå÷åâîãî ñóñòàâà è îòñóòñòâèåì äâèæåíèé â íåì. Ïîñëå âïðàâëåíèÿ âûâèõà ïîä íàðêîçîì ïðîâîäèòñÿ èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè íà 34 íåäåëè ïîâÿçêîé Äåçî èëè ãèïñîâîé ëîíãåòîé.
Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ òàêæå îñóùåñòâëÿåòñÿ â 3 ïåðèîäà, ìåòîäèêà çàíÿòèé ËÔÊ ìàëî îòëè÷àåòñÿ îò òîé, êîòîðàÿ ïðèìåíÿåòñÿ ïðè ïåðåëîìå õèðóðãè÷åñêîé øåéêè ïëå÷à! Âî âòîðîì ïåðèîäå áîëüíóþ ðóêó óêëàäûâàþò íà øèðîêóþ êîñûíêó íà 23 íåäåëè, ÷òîáû íå âûçâàòü ðàñòÿæåíèå êàïñóëû ïëå÷åâîãî ñóñòàâà. Íà âðåìÿ çàíÿòèé êîñûíêó ñíèìàþò.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Àíêèí Ë.Í., Àíêèí Í.Ë. Ðåàáèëèòàöèÿ áîëüíûõ ñ ïåðåëîìàìè // Îðòîïåäèÿ, òðàâìàòîëîãèÿ è ïðîòåçèðîâàíèå. 1997. ¹1. Ñ. 914.
2. Áåðåçêèíà Ê.Â. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà ïðè çàáîëåâàíèÿõ â îðòîïåäèè è òðàâìàòîëîãèè. Ì.: Ìåäèöèíà, 1986. 220 ñ.
3. Áðóñêî À.Ò., Îìåëü÷óê Â.Ï., Ãàéêî Î.Ã. Ìåõàíèçì òðîôè÷åñêîãî âëèÿíèÿ ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê íà ñòðóêòóðíî-ôóíêöèîíàëüíóþ îðãàíèçàöèþ êîñòåé // Ïðîáëåìû îñòåîëîãèè. 1998. Òîì 1. Ñ. 1118.
4. Äðîáîòóí Â.ß. Ðåàáèëèòàöèÿ áîëüíûõ ñ ïîâðåæäåíèÿìè ïëå÷åâîãî ñóñòàâà è èõ ïîñëåäñòâèÿìè // Îðòîïåä. òðàâìàòîë.: Ðåñï. ìåæâåä. ñá., 1993. Âûï. 23. Ñ. 9194.
5. Ìóðçà Â.Ï. Ô³çè÷íà ðåàá³ë³òàö³ÿ. Íàâ÷àëüíèé ïîñ³áíèê. Ê.: «Îëàí», 2004. 559 ñ.
6. Ìóõ³í Â.Ì. Ô³çè÷íà ðåàá³ë³òàö³ÿ. Ê.: Îë³ìï³éñüêà ë³òåðàòóðà, 2000. 424 ñ.
7. Òåðíîâîé Å.Â., Êðàâ÷åíêî À.À., Ëåùèíñêèé À.Ô. Ðåàáèëèòàöèîííàÿ òåðàïèÿ ïðè òðàâìàõ êîñòíî-ñóñòàâíîãî àïïàðàòà. Êèåâ: Çäîðîâ’ÿ, 1982. 184 ñ.
8. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ: Ó÷åáíèê äëÿ àêàäåìèé è èíñòèòóòîâ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû / Ïîä îáùåé ðåä. ïðîô. Ñ.Í. Ïîïîâà. Ðîñòîâ í / Ä: èçä-âî «Ôåíèêñ», 1999. 608 ñ.
ñîäåðæàíèå ..
852
853
854 ..
Источник