Перелом коленного сустава у ребенка

Перелом коленного сустава у ребенка thumbnail

Повреждения коленного сустава у детей

Повреждения коленного сустава представляют собой достаточно разнородную группу травм, в которую входят переломы надколенника, надрывы и разрывы связок, гемартроз и разрывы менисков. Причиной повреждений обычно становится падение или прямой удар. Нередко травмы возникают во время занятий спортом, реже – в результате падений с высоты или автодорожных происшествий. Наиболее постоянными признаками являются боль, припухлость, затруднение опоры на ногу и ограничение движений. Гемартроз (скопление крови в суставе) возникает при всех травмах, поэтому сустав при любых повреждениях равномерно увеличивается в объеме, а его контуры сглаживаются. Диагноз выставляется после детального осмотра и изучения рентгеновских снимков. Тактика лечения зависит от вида травмы. Обычно лечение консервативное: выполняются пункции коленного сустава, накладывается гипс, при необходимости проводятся другие лечебные мероприятия.

Общие сведения

Повреждения коленного сустава наблюдаются примерно у 5% детей, госпитализируемых в детские травматологические отделения. Первое место по распространенности занимает гемартроз – от 40 до 60% от общего числа травм коленного сустава. Надрывы и разрывы менисков у детей наблюдаются гораздо реже, чем у взрослых – в 4-5% случаев. Вывихи и переломы надколенника в детском возрасте выявляются достаточно редко.

Травмы коленного сустава обычно возникают в быту или во время занятий спортом. Непосредственной причиной может стать как прямой удар или падение, так и подворачивание, попытка резкого насильственного вращения, сгибания или разгибания. Во всех перечисленных случаях травма, как правило, изолированная. При автодорожных катастрофах и падениях с высоты возможно сочетание с другими повреждениями костно-мышечной системы, тупой травмой живота, черепно-мозговой травмой, повреждением грудной клетки и мочеполовых органов.

Повреждения коленного сустава у детей

Повреждения коленного сустава у детей

Гемартроз

Гемартроз возникает при всех повреждениях коленного сустава. Однако в качестве основного этот диагноз выставляется при наиболее легких травмах, когда кровь изливается в сустав из синовиальной оболочки или фиброзной части капсулы, частично поврежденных в результате удара, скручивания или падения. Ребенок жалуется на боль. Сустав увеличивается в объеме, его контуры сглаживаются, выявляется баллотирование надколенника. При значительном скоплении крови наблюдается выбухание по обеим переднебоковым поверхностям сустава. Возможно ощущение распирания. В отдельных случаях отмечается повышение местной или (реже) общей температуры.

Детский травматолог проводит тщательный осмотр для исключения других, более тяжелых повреждений. Выполняется рентгенография коленного сустава. При необходимости ребенка направляют на МРТ, КТ или артроскопию. Программа лечения включает в себя пункции, наложение гипсовой лонгеты и УВЧ. Осмотр проводят через каждые 1-2 дня, при повторном скоплении крови снова делают пункцию. Как правило, требуется не более 1-2, реже 3 пункции. Гипс обычно снимают через 6-7 дней.

Повреждения менисков

Обычно травма возникает при резком вращении голени кнутри (разрыв наружного мениска) или кнаружи (разрыв внутреннего мениска). Гораздо реже причиной становится падение или ушиб колена. У детей младшей возрастной группы травмы менисков возникают редко и составляют не более 2-3% от общего числа повреждений коленного сустава. У подростков, особенно активно занимающихся спортом, частота таких травм возрастает до 25-26%. Разрыв внутреннего мениска наблюдается в 80% случаев, разрыв наружного мениска – в 20% случаев.

В первые 2-3 недели после травмы сустав отечен, в нем определяется жидкость. Ребенка беспокоит разлитая боль, но четко указать точку максимальной болезненности он не может. В этом периоде повреждения мениска очень трудно диагностировать из-за общих признаков неспецифического посттравматического воспаления. Единственным достоверным способом подтвердить диагноз является артроскопия, однако, это достаточно серьезное вмешательство, поэтому детей на такое исследование направляют только при наличии яркой клинической картины (большом количестве крови в суставе, сильной боли, затруднении опоры на ногу). Лечение на этом этапе заключается в наложении лонгеты и пункциях сустава.

После стихания острых воспалительных явлений постепенно проявляется истинная клиническая картина разрыва. Боль перестает быть разлитой и локализуется на уровне суставной щели со стороны пораженного мениска. Могут возникать повторные блокады сустава – состояния, при которых колено фиксируется в положении легкого сгибания, а пассивное и активное сгибание и разгибание становятся невозможными. Иногда блокады устраняются самостоятельно, иногда это состояние требует врачебной помощи. В ряде случаев в суставе появляется выпот. Возможно формирование аритмической походки (легкое прихрамывание при ходьбе).

При подозрении на разрыв мениска пациентов направляют на артроскопию коленного сустава. Если диагноз подтверждается, производят частичное удаление поврежденной части мениска. Полное удаление не рекомендуется, поскольку после таких операций повышается вероятность развития остеоартроза в отдаленном периоде. При отсутствии артроскопического оборудования (например, в сельских больницах) диагноз выставляют на основании клинической картины, после чего выполняют хирургическую операцию. Затем накладывают лонгет, назначают физиолечение и ЛФК.

Переломы надколенника

Переломы надколенника у детей наблюдаются редко, в основном – в старшем возрасте. Возможно как повреждение центральной части, так и отрыв краевых костных фрагментов. Ребенка беспокоит боль. Движения и опора затруднены. Сустав отечен, выявляется гемартроз. Пальпация надколенника резко болезненна. При наличии смещения определяется «провал» между верхним и нижним фрагментами. Рентгенография информативна только при переломах центральной части и краевых переломах с толщиной костного фрагмента более 1 мм. При переломах хрящевой части изменений на рентгенограмме нет, поэтому для уточнения диагноза приходится проводить МРТ или КТ коленного сустава.

При повреждениях без смещения выполняется пункция коленного сустава, накладывается гипс. При расхождении отломков показано хирургическое лечение – шов надколенника. Операция проводится в стационаре, затем ребенку накладывают гипс и назначают физиолечение. Сустав регулярно осматривают, при необходимости удаляют скопившуюся кровь. УВЧ назначают со второго дня. Занятия ЛФК начинают после снятия гипса.

Вывих надколенника

Обычно вывих надколенника является следствием спортивной травмы и возникает у детей старшей возрастной группы. Такая травма считается достаточно редкой, однако ее точную частоту установить не удается, поскольку у части больных надколенник самопроизвольно вправляется еще до обращения в лечебное учреждение. Ребенок жалуется на боль. При невправившемся вывихе наблюдается деформация по передней поверхности сустава. При вправившемся вывихе сустав имеет нормальную конфигурацию. Во всех случаях наблюдается гемартроз.

На рентгенограммах при невправившемся вывихе надколенник смещен в сторону. При подозрении на разрыв медиопателлярной связки дополнительно выполняют МРТ коленного сустава или артроскопию. Если целостность медиопателлярной связки не нарушена, ребенка госпитализируют, вправляют надколенник, выполняют пункцию и накладывают гипс. В последующие несколько дней может потребоваться еще одна или две пункции из-за повторного скопления крови в полости сустава. Больному назначают УВЧ, в восстановительном периоде проводят занятия ЛФК.

Читайте также:  Последствия перелома таранной кости без смещения

При повреждении связки рекомендуется ее сшивание для предупреждения повторных вывихов. Операция проводится чрескожно с использованием артроскопа. Иглу вкалывают через кожу, под контролем артроскопа вводят в полость сустава, а затем направляют обратно, подводя под кожей к месту вкола. Обычно для восстановления целостности связки достаточно 2-3 швов. Затем накладывают гипс. В послеоперационном периоде колено регулярно осматривают, при скоплении крови выполняют пункции. Назначают УВЧ. После снятия гипса приступают к занятиям ЛФК.

Источник

ðÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÓÏÂÏÊ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ ÒÁÚÎÏÒÏÄÎÕÀ ÇÒÕÐÐÕ ÔÒÁ×Í, × ËÏÔÏÒÕÀ ×ÈÏÄÑÔ ÐÅÒÅÌÏÍÙ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ, ÎÁÄÒÙ×Ù É ÒÁÚÒÙ×Ù Ó×ÑÚÏË, ÇÅÍÁÒÔÒÏÚ É ÒÁÚÒÙ×Ù ÍÅÎÉÓËÏ×. ðÒÉÞÉÎÏÊ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ ÏÂÙÞÎÏ ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÐÁÄÅÎÉÅ ÉÌÉ ÐÒÑÍÏÊ ÕÄÁÒ. îÅÒÅÄËÏ ÔÒÁ×ÍÙ ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ×Ï ×ÒÅÍÑ ÚÁÎÑÔÉÊ ÓÐÏÒÔÏÍ, ÒÅÖÅ — × ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÐÁÄÅÎÉÊ Ó ×ÙÓÏÔÙ ÉÌÉ Á×ÔÏÄÏÒÏÖÎÙÈ ÐÒÏÉÓÛÅÓÔ×ÉÊ.

îÁÉÂÏÌÅÅ ÐÏÓÔÏÑÎÎÙÍÉ ÐÒÉÚÎÁËÁÍÉ Ñ×ÌÑÀÔÓÑ ÂÏÌØ, ÐÒÉÐÕÈÌÏÓÔØ, ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÉÅ ÏÐÏÒÙ ÎÁ ÎÏÇÕ É ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÉÅ Ä×ÉÖÅÎÉÊ. çÅÍÁÒÔÒÏÚ (ÓËÏÐÌÅÎÉÅ ËÒÏ×É × ÓÕÓÔÁ×Å) ×ÏÚÎÉËÁÅÔ ÐÒÉ ×ÓÅÈ ÔÒÁ×ÍÁÈ, ÐÏÜÔÏÍÕ ÓÕÓÔÁ× ÐÒÉ ÌÀÂÙÈ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÈ ÒÁ×ÎÏÍÅÒÎÏ Õ×ÅÌÉÞÉ×ÁÅÔÓÑ × ÏÂßÅÍÅ, Á ÅÇÏ ËÏÎÔÕÒÙ ÓÇÌÁÖÉ×ÁÀÔÓÑ. äÉÁÇÎÏÚ ×ÙÓÔÁ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÏÓÌÅ ÄÅÔÁÌØÎÏÇÏ ÏÓÍÏÔÒÁ É ÉÚÕÞÅÎÉÑ ÒÅÎÔÇÅÎÏ×ÓËÉÈ ÓÎÉÍËÏ×. ôÁËÔÉËÁ ÌÅÞÅÎÉÑ ÚÁ×ÉÓÉÔ ÏÔ ×ÉÄÁ ÔÒÁ×ÍÙ. ïÂÙÞÎÏ ÌÅÞÅÎÉÅ ËÏÎÓÅÒ×ÁÔÉ×ÎÏÅ: ×ÙÐÏÌÎÑÀÔÓÑ ÐÕÎËÃÉÉ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á, ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÅÔÓÑ ÇÉÐÓ, ÐÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ ÐÒÏ×ÏÄÑÔÓÑ ÄÒÕÇÉÅ ÌÅÞÅÂÎÙÅ ÍÅÒÏÐÒÉÑÔÉÑ.

ðÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÅ ÍÅÎÉÓËÁ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ×ÓÔÒÅÞÁÅÔÓÑ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ ÞÁÓÔÏ. ðÏ ÓÔÅÐÅÎÉ ÒÁÓÐÒÏÓÔÒÁÎÅÎÎÏÓÔÉ, ÓÒÅÄÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ ×ÎÕÔÒÅÎÎÉÈ ÓÔÒÕËÔÕÒ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á, ÔÒÁ×ÍÙ ÍÅÎÉÓËÁ ÓÔÏÑÔ ÎÁ ÐÅÒ×ÏÍ ÍÅÓÔÅ.

÷ ÏÓÎÏ×ÎÏÊ Ó×ÏÅ ÍÁÓÓÅ, ÔÒÁ×ÍÁ É ÒÁÚÒÙ× ÍÅÎÉÓËÁ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÅÔ ÌÀÄÅÊ, ÚÁÎÉÍÁÀÝÉÈÓÑ ÓÐÏÒÔÏÍ, ÎÁÐÒÉÍÅÒ ÌÙÖÎÉËÏ×, ÆÕÔÂÏÌÉÓÔÏ×, ÆÉÇÕÒÉÓÔÏ×, Á ÔÁËÖÅ ÌÀÄÅÊ ÚÁÎÉÍÁÀÝÉÈÓÑ ÂÁÌÅÔÏÍ É ÆÉÚÉÞÅÓËÉÍ ÔÒÕÄÏÍ. ëÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÜÔÏ ÌÀÄÉ × ×ÏÚÒÁÓÔÅ 18-40 ÌÅÔ, ÐÒÉÞÅÍ ÍÕÖÞÉÎÙ ÓÔÒÁÄÁÀÔ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÞÁÝÅ, ÞÅÍ ÖÅÎÝÉÎÙ. õ ÄÅÔÅÊ ÄÏ 14 ÌÅÔ, × ÓÉÌÕ ÁÎÁÔÏÍÉÞÅÓËÉÈ ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÅÊ ÔÒÁ×ÍÙ É ÒÁÚÒÙ×Ù ÍÅÎÉÓËÁ ÂÙ×ÁÀÔ ÒÅÄËÏ.

òÁÚÒÙ× ÍÅÎÉÓËÁ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ×ÏÚÍÏÖÅÎ É ÂÅÚ ÔÒÁ×ÍÙ, ÜÔÏ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ ÐÒÉ ÎÁÌÉÞÉÉ ÄÅÇÅÎÅÒÁÔÉ×ÎÙÈ ÐÒÏÃÅÓÓÏ× É ×ÏÓÐÁÌÉÔÅÌØÎÙÈ Ñ×ÌÅÎÉÊ × ÓÕÓÔÁ×Å, ÎÁÐÒÉÍÅÒ ÐÒÉ ÁÒÔÒÏÚÅ. ôÒÁ×ÍÙ ÍÅÎÉÓËÏ× ÍÏÇÕÔ ÓÏÞÅÔÁÔØÓÑ Ó ÒÁÚÒÙ×ÏÍ Ó×ÑÚÏË É ÄÒÕÇÉÍÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÍÉ ÓÔÒÕËÔÕÒ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á.

ïÓÎÏ×ÎÙÍÉ ÐÒÉÚÎÁËÁÍÉ Ñ×ÌÑÀÔÓÑ

  • ÌÏËÁÌØÎÁÑ ÂÏÌØ ÐÏ ×ÎÕÔÒÅÎÎÅÊ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÉ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ÎÁ ÕÒÏ×ÎÅ ÓÕÓÔÁ×ÎÏÊ ÝÅÌÉ,
  • ÐÅÒÉÏÄÉÞÅÓËÉ ×ÏÚÎÉËÁÀÝÉÅ ÓÉÍÐÔÏÍÙ ÂÌÏËÁÄÙ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á, ÐÏÑ×ÌÅÎÉÅ ×ÙÐÏÔÁ × ÓÕÓÔÁ×Å;
  • × ÄÁÌØÎÅÊÛÅÍ — ÇÉÐÏÔÒÏÆÉÑ ÞÅÔÙÒÅÈÇÌÁ×ÏÊ ÍÙÛÃÙ ÂÅÄÒÁ, ÂÏÌÉ ÐÒÉ ÈÏÄØÂÅ, ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÐÒÉ ÓÐÕÓËÁÎÉÉ ÐÏ ÌÅÓÔÎÉÃÅ, ÞÕ×ÓÔ×Ï ÎÅÕ×ÅÒÅÎÎÏÓÔÉ ÐÒÉ ÈÏÄØÂÅ É ÐÒÙÖËÁÈ.

ïÂÙÞÎÙÅ ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÍÍÙ, ×ÙÐÏÌÎÅÎÎÙÅ × Ä×ÕÈ ÐÒÏÅËÃÉÑÈ, Á ÔÁËÖÅ ÐÎÅ×ÍÏÁÒÔÒÏÇÒÁÆÉÑ ÎÅ ÐÏÚ×ÏÌÑÀÔ ÐÏÌÕÞÉÔØ ËÁËÉÈ-ÌÉÂÏ ÄÁÎÎÙÈ ÄÌÑ ÓÕÖÄÅÎÉÑ Ï ÎÁÌÉÞÉÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ÍÅÎÉÓËÁ. îÁÉÂÏÌÅÅ ÉÎÆÏÒÍÁÔÉ×ÎÁ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÉÑ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á, ËÏÔÏÒÁÑ ÄÏÌÖÎÁ ×ÙÐÏÌÎÑÔØÓÑ ÐÒÁËÔÉÞÅÓËÉ ×Ï ×ÓÅÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÔÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÇÅÍÁÒÔÒÏÚÁ, ÈÒÏÎÉÞÅÓËÏÇÏ ÒÅÃÉÄÉ×ÉÒÕÀÝÅÇÏ ÓÉÎÏ×ÉÔÁ ÔÏÊ ÖÅ ÜÔÉÏÌÏÇÉÉ, ÂÌÏËÁÄ ÓÕÓÔÁ×Á É ÄÒ.

çÅÍÁÒÔÒÏÚ

çÅÍÁÒÔÒÏÚ ×ÏÚÎÉËÁÅÔ ÐÒÉ ×ÓÅÈ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÈ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á. ïÄÎÁËÏ × ËÁÞÅÓÔ×Å ÏÓÎÏ×ÎÏÇÏ ÜÔÏÔ ÄÉÁÇÎÏÚ ×ÙÓÔÁ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÒÉ ÎÁÉÂÏÌÅÅ ÌÅÇËÉÈ ÔÒÁ×ÍÁÈ, ËÏÇÄÁ ËÒÏ×Ø ÉÚÌÉ×ÁÅÔÓÑ × ÓÕÓÔÁ× ÉÚ ÓÉÎÏ×ÉÁÌØÎÏÊ ÏÂÏÌÏÞËÉ ÉÌÉ ÆÉÂÒÏÚÎÏÊ ÞÁÓÔÉ ËÁÐÓÕÌÙ, ÞÁÓÔÉÞÎÏ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÎÙÈ × ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÕÄÁÒÁ, ÓËÒÕÞÉ×ÁÎÉÑ ÉÌÉ ÐÁÄÅÎÉÑ. òÅÂÅÎÏË ÖÁÌÕÅÔÓÑ ÎÁ ÂÏÌØ. óÕÓÔÁ× Õ×ÅÌÉÞÉ×ÁÅÔÓÑ × ÏÂßÅÍÅ, ÅÇÏ ËÏÎÔÕÒÙ ÓÇÌÁÖÉ×ÁÀÔÓÑ, ×ÙÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÂÁÌÌÏÔÉÒÏ×ÁÎÉÅ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ. ðÒÉ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏÍ ÓËÏÐÌÅÎÉÉ ËÒÏ×É ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ ×ÙÂÕÈÁÎÉÅ ÐÏ ÏÂÅÉÍ ÐÅÒÅÄÎÅÂÏËÏ×ÙÍ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÑÍ ÓÕÓÔÁ×Á. ÷ÏÚÍÏÖÎÏ ÏÝÕÝÅÎÉÅ ÒÁÓÐÉÒÁÎÉÑ. ÷ ÏÔÄÅÌØÎÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÐÏ×ÙÛÅÎÉÅ ÍÅÓÔÎÏÊ ÉÌÉ (ÒÅÖÅ) ÏÂÝÅÊ ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÙ.

äÅÔÓËÉÊ ÔÒÁ×ÍÁÔÏÌÏÇ ÐÒÏ×ÏÄÉÔ ÔÝÁÔÅÌØÎÙÊ ÏÓÍÏÔÒ ÄÌÑ ÉÓËÌÀÞÅÎÉÑ ÄÒÕÇÉÈ, ÂÏÌÅÅ ÔÑÖÅÌÙÈ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ. ÷ÙÐÏÌÎÑÅÔÓÑ ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÆÉÑ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á. ðÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ ÒÅÂÅÎËÁ ÎÁÐÒÁ×ÌÑÀÔ ÎÁ íòô, ëô ÉÌÉ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÉÀ. ðÒÏÇÒÁÍÍÁ ÌÅÞÅÎÉÑ ×ËÌÀÞÁÅÔ × ÓÅÂÑ ÐÕÎËÃÉÉ, ÎÁÌÏÖÅÎÉÅ ÇÉÐÓÏ×ÏÊ ÌÏÎÇÅÔÙ É õ÷þ. ïÓÍÏÔÒ ÐÒÏ×ÏÄÑÔ ÞÅÒÅÚ ËÁÖÄÙÅ 1-2 ÄÎÑ, ÐÒÉ ÐÏ×ÔÏÒÎÏÍ ÓËÏÐÌÅÎÉÉ ËÒÏ×É ÓÎÏ×Á ÄÅÌÁÀÔ ÐÕÎËÃÉÀ. ëÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÔÒÅÂÕÅÔÓÑ ÎÅ ÂÏÌÅÅ 1-2, ÒÅÖÅ 3 ÐÕÎËÃÉÉ. çÉÐÓ ÏÂÙÞÎÏ ÓÎÉÍÁÀÔ ÞÅÒÅÚ 6-7 ÄÎÅÊ.

ðÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ÍÅÎÉÓËÏ×

ïÂÙÞÎÏ ÔÒÁ×ÍÁ ×ÏÚÎÉËÁÅÔ ÐÒÉ ÒÅÚËÏÍ ×ÒÁÝÅÎÉÉ ÇÏÌÅÎÉ ËÎÕÔÒÉ (ÒÁÚÒÙ× ÎÁÒÕÖÎÏÇÏ ÍÅÎÉÓËÁ) ÉÌÉ ËÎÁÒÕÖÉ (ÒÁÚÒÙ× ×ÎÕÔÒÅÎÎÅÇÏ ÍÅÎÉÓËÁ). çÏÒÁÚÄÏ ÒÅÖÅ ÐÒÉÞÉÎÏÊ ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÐÁÄÅÎÉÅ ÉÌÉ ÕÛÉ ËÏÌÅÎÁ. õ ÄÅÔÅÊ ÍÌÁÄÛÅÊ ×ÏÚÒÁÓÔÎÏÊ ÇÒÕÐÐÙ ÔÒÁ×ÍÙ ÍÅÎÉÓËÏ× ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ÒÅÄËÏ É ÓÏÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÎÅ ÂÏÌÅÅ 2-3% ÏÔ ÏÂÝÅÇÏ ÞÉÓÌÁ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á. õ ÐÏÄÒÏÓÔËÏ×, ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÁËÔÉ×ÎÏ ÚÁÎÉÍÁÀÝÉÈÓÑ ÓÐÏÒÔÏÍ, ÞÁÓÔÏÔÁ ÔÁËÉÈ ÔÒÁ×Í ×ÏÚÒÁÓÔÁÅÔ ÄÏ 25-26%. òÁÚÒÙ× ×ÎÕÔÒÅÎÎÅÇÏ ÍÅÎÉÓËÁ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ × 80% ÓÌÕÞÁÅ×, ÒÁÚÒÙ× ÎÁÒÕÖÎÏÇÏ ÍÅÎÉÓËÁ — × 20% ÓÌÕÞÁÅ×.

÷ ÐÅÒ×ÙÅ 2-3 ÎÅÄÅÌÉ ÐÏÓÌÅ ÔÒÁ×ÍÙ ÓÕÓÔÁ× ÏÔÅÞÅÎ, × ÎÅÍ ÏÐÒÅÄÅÌÑÅÔÓÑ ÖÉÄËÏÓÔØ. òÅÂÅÎËÁ ÂÅÓÐÏËÏÉÔ ÒÁÚÌÉÔÁÑ ÂÏÌØ, ÎÏ ÞÅÔËÏ ÕËÁÚÁÔØ ÔÏÞËÕ ÍÁËÓÉÍÁÌØÎÏÊ ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÏÓÔÉ ÏÎ ÎÅ ÍÏÖÅÔ. ÷ ÜÔÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ÍÅÎÉÓËÁ ÏÞÅÎØ ÔÒÕÄÎÏ ÄÉÁÇÎÏÓÔÉÒÏ×ÁÔØ ÉÚ-ÚÁ ÏÂÝÉÈ ÐÒÉÚÎÁËÏ× ÎÅÓÐÅÃÉÆÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÏÓÔÔÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÏÇÏ ×ÏÓÐÁÌÅÎÉÑ. åÄÉÎÓÔ×ÅÎÎÙÍ ÄÏÓÔÏ×ÅÒÎÙÍ ÓÐÏÓÏÂÏÍ ÐÏÄÔ×ÅÒÄÉÔØ ÄÉÁÇÎÏÚ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÉÑ, ÏÄÎÁËÏ, ÜÔÏ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ ÓÅÒØÅÚÎÏÅ ×ÍÅÛÁÔÅÌØÓÔ×Ï, ÐÏÜÔÏÍÕ ÄÅÔÅÊ ÎÁ ÔÁËÏÅ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÅ ÎÁÐÒÁ×ÌÑÀÔ ÔÏÌØËÏ ÐÒÉ ÎÁÌÉÞÉÉ ÑÒËÏÊ ËÌÉÎÉÞÅÓËÏÊ ËÁÒÔÉÎÙ (ÂÏÌØÛÏÍ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Å ËÒÏ×É × ÓÕÓÔÁ×Å, ÓÉÌØÎÏÊ ÂÏÌÉ, ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÉÉ ÏÐÏÒÙ ÎÁ ÎÏÇÕ). ìÅÞÅÎÉÅ ÎÁ ÜÔÏÍ ÜÔÁÐÅ ÚÁËÌÀÞÁÅÔÓÑ × ÎÁÌÏÖÅÎÉÉ ÌÏÎÇÅÔÙ É ÐÕÎËÃÉÑÈ ÓÕÓÔÁ×Á.

ðÏÓÌÅ ÓÔÉÈÁÎÉÑ ÏÓÔÒÙÈ ×ÏÓÐÁÌÉÔÅÌØÎÙÈ Ñ×ÌÅÎÉÊ ÐÏÓÔÅÐÅÎÎÏ ÐÒÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÉÓÔÉÎÎÁÑ ËÌÉÎÉÞÅÓËÁÑ ËÁÒÔÉÎÁ ÒÁÚÒÙ×Á. âÏÌØ ÐÅÒÅÓÔÁÅÔ ÂÙÔØ ÒÁÚÌÉÔÏÊ É ÌÏËÁÌÉÚÕÅÔÓÑ ÎÁ ÕÒÏ×ÎÅ ÓÕÓÔÁ×ÎÏÊ ÝÅÌÉ ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ÐÏÒÁÖÅÎÎÏÇÏ ÍÅÎÉÓËÁ. íÏÇÕÔ ×ÏÚÎÉËÁÔØ ÐÏ×ÔÏÒÎÙÅ ÂÌÏËÁÄÙ ÓÕÓÔÁ×Á — ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ, ÐÒÉ ËÏÔÏÒÙÈ ËÏÌÅÎÏ ÆÉËÓÉÒÕÅÔÓÑ × ÐÏÌÏÖÅÎÉÉ ÌÅÇËÏÇÏ ÓÇÉÂÁÎÉÑ, Á ÐÁÓÓÉ×ÎÏÅ É ÁËÔÉ×ÎÏÅ ÓÇÉÂÁÎÉÅ É ÒÁÚÇÉÂÁÎÉÅ ÓÔÁÎÏ×ÑÔÓÑ ÎÅ×ÏÚÍÏÖÎÙÍÉ. éÎÏÇÄÁ ÂÌÏËÁÄÙ ÕÓÔÒÁÎÑÀÔÓÑ ÓÁÍÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏ, ÉÎÏÇÄÁ ÜÔÏ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÔÒÅÂÕÅÔ ×ÒÁÞÅÂÎÏÊ ÐÏÍÏÝÉ. ÷ ÒÑÄÅ ÓÌÕÞÁÅ× × ÓÕÓÔÁ×Å ÐÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ ×ÙÐÏÔ. ÷ÏÚÍÏÖÎÏ ÆÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÅ ÁÒÉÔÍÉÞÅÓËÏÊ ÐÏÈÏÄËÉ (ÌÅÇËÏÅ ÐÒÉÈÒÁÍÙ×ÁÎÉÅ ÐÒÉ ÈÏÄØÂÅ).

ðÒÉ ÐÏÄÏÚÒÅÎÉÉ ÎÁ ÒÁÚÒÙ× ÍÅÎÉÓËÁ ÐÁÃÉÅÎÔÏ× ÎÁÐÒÁ×ÌÑÀÔ ÎÁ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÉÀ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á. åÓÌÉ ÄÉÁÇÎÏÚ ÐÏÄÔ×ÅÒÖÄÁÅÔÓÑ, ÐÒÏÉÚ×ÏÄÑÔ ÞÁÓÔÉÞÎÏÅ ÕÄÁÌÅÎÉÅ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÎÏÊ ÞÁÓÔÉ ÍÅÎÉÓËÁ. ðÏÌÎÏÅ ÕÄÁÌÅÎÉÅ ÎÅ ÒÅËÏÍÅÎÄÕÅÔÓÑ, ÐÏÓËÏÌØËÕ ÐÏÓÌÅ ÔÁËÉÈ ÏÐÅÒÁÃÉÊ ÐÏ×ÙÛÁÅÔÓÑ ×ÅÒÏÑÔÎÏÓÔØ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÏÓÔÅÏÁÒÔÒÏÚÁ × ÏÔÄÁÌÅÎÎÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ. ðÒÉ ÏÔÓÕÔÓÔ×ÉÉ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÉÞÅÓËÏÇÏ ÏÂÏÒÕÄÏ×ÁÎÉÑ (ÎÁÐÒÉÍÅÒ, × ÓÅÌØÓËÉÈ ÂÏÌØÎÉÃÁÈ) ÄÉÁÇÎÏÚ ×ÙÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÎÁ ÏÓÎÏ×ÁÎÉÉ ËÌÉÎÉÞÅÓËÏÊ ËÁÒÔÉÎÙ, ÐÏÓÌÅ ÞÅÇÏ ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÕÀ ÏÐÅÒÁÃÉÀ. úÁÔÅÍ ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÌÏÎÇÅÔ, ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ÆÉÚÉÏÌÅÞÅÎÉÅ É ìæë.

ðÅÒÅÌÏÍÙ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ

ðÅÒÅÌÏÍÙ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÎÁÂÌÀÄÁÀÔÓÑ ÒÅÄËÏ, × ÏÓÎÏ×ÎÏÍ — × ÓÔÁÒÛÅÍ ×ÏÚÒÁÓÔÅ. ÷ÏÚÍÏÖÎÏ ËÁË ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÅ ÃÅÎÔÒÁÌØÎÏÊ ÞÁÓÔÉ, ÔÁË É ÏÔÒÙ× ËÒÁÅ×ÙÈ ËÏÓÔÎÙÈ ÆÒÁÇÍÅÎÔÏ×. òÅÂÅÎËÁ ÂÅÓÐÏËÏÉÔ ÂÏÌØ. ä×ÉÖÅÎÉÑ É ÏÐÏÒÁ ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÙ. óÕÓÔÁ× ÏÔÅÞÅÎ, ×ÙÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÇÅÍÁÒÔÒÏÚ. ðÁÌØÐÁÃÉÑ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ ÒÅÚËÏ ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÁ. ðÒÉ ÎÁÌÉÞÉÉ ÓÍÅÝÅÎÉÑ ÏÐÒÅÄÅÌÑÅÔÓÑ ‘ÐÒÏ×ÁÌ’ ÍÅÖÄÕ ×ÅÒÈÎÉÍ É ÎÉÖÎÉÍ ÆÒÁÇÍÅÎÔÁÍÉ. òÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÆÉÑ ÉÎÆÏÒÍÁÔÉ×ÎÁ ÔÏÌØËÏ ÐÒÉ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ ÃÅÎÔÒÁÌØÎÏÊ ÞÁÓÔÉ É ËÒÁÅ×ÙÈ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ Ó ÔÏÌÝÉÎÏÊ ËÏÓÔÎÏÇÏ ÆÒÁÇÍÅÎÔÁ ÂÏÌÅÅ 1 ÍÍ. ðÒÉ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ ÈÒÑÝÅ×ÏÊ ÞÁÓÔÉ ÉÚÍÅÎÅÎÉÊ ÎÁ ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÍÍÅ ÎÅÔ, ÐÏÜÔÏÍÕ ÄÌÑ ÕÔÏÞÎÅÎÉÑ ÄÉÁÇÎÏÚÁ ÐÒÉÈÏÄÉÔÓÑ ÐÒÏ×ÏÄÉÔØ íòô ÉÌÉ ëô ÓÕÓÔÁ×Á.

ðÒÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÈ ÂÅÚ ÓÍÅÝÅÎÉÑ ×ÙÐÏÌÎÑÅÔÓÑ ÐÕÎËÃÉÑ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á, ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÅÔÓÑ ÇÉÐÓ. ðÒÉ ÒÁÓÈÏÖÄÅÎÉÉ ÏÔÌÏÍËÏ× ÐÏËÁÚÁÎÏ ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ — ÛÏ× ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ. ïÐÅÒÁÃÉÑ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ × ÓÔÁÃÉÏÎÁÒÅ, ÚÁÔÅÍ ÒÅÂÅÎËÕ ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÇÉÐÓ É ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ÆÉÚÉÏÌÅÞÅÎÉÅ. óÕÓÔÁ× ÒÅÇÕÌÑÒÎÏ ÏÓÍÁÔÒÉ×ÁÀÔ, ÐÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ ÕÄÁÌÑÀÔ ÓËÏÐÉ×ÛÕÀÓÑ ËÒÏ×Ø. õ÷þ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ÓÏ ×ÔÏÒÏÇÏ ÄÎÑ. úÁÎÑÔÉÑ ìæë ÎÁÞÉÎÁÀÔ ÐÏÓÌÅ ÓÎÑÔÉÑ ÇÉÐÓÁ.

Читайте также:  Закрытый перелом копчика это

÷Ù×ÉÈ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ

ïÂÙÞÎÏ ×Ù×ÉÈ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅÍ ÓÐÏÒÔÉ×ÎÏÊ ÔÒÁ×ÍÙ É ×ÏÚÎÉËÁÅÔ Õ ÄÅÔÅÊ ÓÔÁÒÛÅÊ ×ÏÚÒÁÓÔÎÏÊ ÇÒÕÐÐÙ. ôÁËÁÑ ÔÒÁ×ÍÁ ÓÞÉÔÁÅÔÓÑ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ ÒÅÄËÏÊ, ÏÄÎÁËÏ ÅÅ ÔÏÞÎÕÀ ÞÁÓÔÏÔÕ ÕÓÔÁÎÏ×ÉÔØ ÎÅ ÕÄÁÅÔÓÑ, ÐÏÓËÏÌØËÕ Õ ÞÁÓÔÉ ÂÏÌØÎÙÈ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉË ÓÁÍÏÐÒÏÉÚ×ÏÌØÎÏ ×ÐÒÁ×ÌÑÅÔÓÑ ÅÝÅ ÄÏ ÏÂÒÁÝÅÎÉÑ × ÌÅÞÅÂÎÏÅ ÕÞÒÅÖÄÅÎÉÅ. òÅÂÅÎÏË ÖÁÌÕÅÔÓÑ ÎÁ ÂÏÌØ. ðÒÉ ÎÅ×ÐÒÁ×É×ÛÅÍÓÑ ×Ù×ÉÈÅ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ ÄÅÆÏÒÍÁÃÉÑ ÐÏ ÐÅÒÅÄÎÅÊ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÉ ÓÕÓÔÁ×Á. ðÒÉ ×ÐÒÁ×É×ÛÅÍÓÑ ×Ù×ÉÈÅ ÓÕÓÔÁ× ÉÍÅÅÔ ÎÏÒÍÁÌØÎÕÀ ËÏÎÆÉÇÕÒÁÃÉÀ. ÷Ï ×ÓÅÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ ÇÅÍÁÒÔÒÏÚ.

îÁ ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÍÍÁÈ ÐÒÉ ÎÅ×ÐÒÁ×É×ÛÅÍÓÑ ×Ù×ÉÈÅ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉË ÓÍÅÝÅÎ × ÓÔÏÒÏÎÕ. ðÒÉ ÐÏÄÏÚÒÅÎÉÉ ÎÁ ÒÁÚÒÙ× ÍÅÄÉÏÐÁÔÅÌÌÑÒÎÏÊ Ó×ÑÚËÉ ÄÏÐÏÌÎÉÔÅÌØÎÏ ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ íòô ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ÉÌÉ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÉÀ. åÓÌÉ ÃÅÌÏÓÔÎÏÓÔØ ÍÅÄÉÏÐÁÔÅÌÌÑÒÎÏÊ Ó×ÑÚËÉ ÎÅ ÎÁÒÕÛÅÎÁ, ÒÅÂÅÎËÁ ÇÏÓÐÉÔÁÌÉÚÉÒÕÀÔ, ×ÐÒÁ×ÌÑÀÔ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉË, ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ ÐÕÎËÃÉÀ É ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÇÉÐÓ. ÷ ÐÏÓÌÅÄÕÀÝÉÅ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÄÎÅÊ ÍÏÖÅÔ ÐÏÔÒÅÂÏ×ÁÔØÓÑ ÅÝÅ ÏÄÎÁ ÉÌÉ Ä×Å ÐÕÎËÃÉÉ ÉÚ-ÚÁ ÐÏ×ÔÏÒÎÏÇÏ ÓËÏÐÌÅÎÉÑ ËÒÏ×É × ÐÏÌÏÓÔÉ ÓÕÓÔÁ×Á. âÏÌØÎÏÍÕ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ õ÷þ, × ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÉÔÅÌØÎÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ÐÒÏ×ÏÄÑÔ ÚÁÎÑÔÉÑ ìæë.

ðÒÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÉ Ó×ÑÚËÉ ÒÅËÏÍÅÎÄÕÅÔÓÑ ÅÅ ÓÛÉ×ÁÎÉÅ ÄÌÑ ÐÒÅÄÕÐÒÅÖÄÅÎÉÑ ÐÏ×ÔÏÒÎÙÈ ×Ù×ÉÈÏ×. ïÐÅÒÁÃÉÑ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ ÞÒÅÓËÏÖÎÏ Ó ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÅÍ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÁ. éÇÌÕ ×ËÁÌÙ×ÁÀÔ ÞÅÒÅÚ ËÏÖÕ, ÐÏÄ ËÏÎÔÒÏÌÅÍ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÁ ××ÏÄÑÔ × ÐÏÌÏÓÔØ ÓÕÓÔÁ×Á, Á ÚÁÔÅÍ ÎÁÐÒÁ×ÌÑÀÔ ÏÂÒÁÔÎÏ, ÐÏÄ×ÏÄÑ ÐÏÄ ËÏÖÅÊ Ë ÍÅÓÔÕ ×ËÏÌÁ. ïÂÙÞÎÏ ÄÌÑ ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÑ ÃÅÌÏÓÔÎÏÓÔÉ Ó×ÑÚËÉ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ 2-3 Û×Ï×. úÁÔÅÍ ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÇÉÐÓ. ÷ ÐÏÓÌÅÏÐÅÒÁÃÉÏÎÎÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ËÏÌÅÎÏ ÒÅÇÕÌÑÒÎÏ ÏÓÍÁÔÒÉ×ÁÀÔ, ÐÒÉ ÓËÏÐÌÅÎÉÉ ËÒÏ×É ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ ÐÕÎËÃÉÉ. îÁÚÎÁÞÁÀÔ õ÷þ. ðÏÓÌÅ ÓÎÑÔÉÑ ÇÉÐÓÁ ÐÒÉÓÔÕÐÁÀÔ Ë ÚÁÎÑÔÉÑÍ ìæë.

Источник

У детей относительно упругие кости, плотная эластичная надкостница и хорошо развитые мягкие ткани, защищающие от переломов. Тем не менее уже в первые десять лет жизни каждый 15 россиянин перенес перелом[1]. К пятнадцати годам хоть раз в жизни носил гипс (или перенес операцию по поводу перелома) уже каждый восьмой ребенок. Чаще всего дети ломают кости предплечья — 37,4% всех переломов. Чуть реже повреждаются кости голени и лодыжки (22%), на третьем месте по частоте — переломы ключицы (9%).

Чем отличаются детские переломы от взрослых, возможные последствия травмы и современные методы восстановления — в нашем обзоре.

Особенности переломов костей у детей

Кости у детей содержат больше воды, органических веществ и меньше минеральных солей, чем у взрослых. Между эпифизами — «головками» трубчатой кости, где она сочленяется с суставом, — и диафизами — «трубками» кости с костномозговым каналом — у детей находятся хрящевые зоны роста. В этих зонах активно делятся клетки, обеспечивая постоянное удлинение костей. И это самый слабый участок детских костей. Увеличение костей в поперечнике происходит за счет костеобразования со стороны надкостницы, более толстой и эластичной. Эти особенности приводят к тому, что у детей появляются особые виды переломов, практически не встречающиеся у взрослых:

  • надлом или перелом по типу «зеленой ветки» — перелом не «завершается», на противоположной участку перелома стороне кости надкостница остается целой;
  • поднадкостничный перелом — сломанная кость остается покрытой неповрежденной надкостницей;
  • эпифизиолизы, остеоэпифизиолизы, метаэпифизиолизы — разрывы по линии хряща зоны роста (механизм этой травмы соответствует механизму вывиха у взрослых, и клиническая картина часто похожа) с отрывом эпифиза от метафиза (губчатого вещества между эпифизом и диафизом) или с частью метафиза (зависит от анатомического строения конкретной кости);
  • апофизиолизы — отрыв по ростковой зоне внесуставного «выступа» кости — апофиза, к которому крепятся мышцы.

В то же время у детей крайне активный обмен веществ, а значит, костная ткань обновляется быстрее, чем у взрослых. Поэтому и переломы срастаются быстрее, а образование ложного сустава или дефекта костей у ребенка скорее казуистика. Из-за активного роста у детей самопроизвольно устраняется смещение костных отломков, в связи с чем репозицию (совмещение костей) при переломах со смещением в детском возрасте обычно проводят без операции.

Виды и последствия переломов у детей

По типу воздействия переломы бывают травматические и патологические. Патологические переломы появляются, когда кость изначально ослаблена из-за нарушенной структуры (например, синдром несовершенного остеогенеза или «хрустального человека») или опухолей, кист, остеомиелита. Патологические переломы у детей случаются редко.

По характеру повреждений окружающих тканей переломы могут быть закрытые и открытые, когда острые концы костей «прорывают» мягкие ткани. Открытые переломы у детей — чаще всего следствие тяжелой сочетанной травмы (например, в результате автомобильной аварии), они требуют обязательного хирургического вмешательства.

По соотношению костных отломков переломы могут быть без смещения, когда отломки сохраняют нормальное анатомическое соотношение, и со смещением, когда они сдвигаются относительно друг друга. У детей переломы без смещения, как правило, имеют смазанную клиническую картину и их трудно диагностировать. Возможен ошибочный диагноз ушиба, и, как следствие, из-за неправильного лечения конечность может искривиться, а ее функция — нарушиться.

Переломы со смещением проявляются «ярче», оставляя меньше возможностей для диагностических ошибок. Из-за способности детских (особенно у пациентов до семи лет) костей самоустранять смещение в процессе роста допускается неточная репозиция (хирургическое сопоставление, или вправление, костных отломков) при переломах диафиза («тела» трубчатой кости). Но если смещение винтовое, исправить его нужно обязательно, такие изменения самостоятельно не корригируются (не исправляются). Тщательная репозиция необходима при внутрисуставных переломах, иначе функция сустава может нарушиться, вплоть до его полной неподвижности.

Повреждение зоны роста может вызывать ее преждевременное закрытие. Пораженная конечность будет расти тем медленнее, чем младше ребенок, и тем заметнее окажется отставание.

Особая группа переломов у детей — компрессионные переломы позвоночника, которые часто могут оставаться незамеченными. Они возникают при падении с относительно небольшой высоты (что вроде бы не дает повода для беспокойства) и плохо выявляются на рентгенограммах. Дело в том, что при компрессионном переломе позвонок приобретает клиновидную форму, и это единственный рентгенологический признак патологии. При этом у детей клиновидная форма позвонков — возрастная норма. Поэтому при подозрении на подобный перелом рекомендованы не просто рентгенограмма, но КТ или МРТ.

Этапы лечения переломов

Поскольку у детей симптомы перелома не так явно выражены, как у взрослых, до прихода врача (в случае сомнения) лучше действовать исходя из того, что перелом есть. Возможные признаки перелома:

  • припухлость, отек, резкая локальная боль в зоне травмы, особенно при осевой нагрузке (давить не надо, можно легко постучать по пятке или основанию ладони);
  • ограничение движений (пострадавший всеми силами «бережет» сломанную конечность);
  • укорочение конечности;
  • видимая деформация конечности (если голень согнута под углом, вопросов обычно не возникает);
  • костный хруст при попытке движения.
Читайте также:  При переломе руки поставили пластины

До прихода врача нельзя:

  • вправлять отломки при открытом переломе;
  • пытаться вернуть конечности «правильную» форму;
  • причинять дополнительную травму, снимая одежду (штанину или рукав нужно разрезать).

Пострадавшую конечность фиксируют шиной, под которую подкладывают мягкую ткань. Шина обязательно должна заходить за суставы выше и ниже области перелома.

Это важно!
В случае перелома или подозрения на перелом у детей конечность фиксируется «как есть», не надо пытаться что-то исправить — это задача врача. Крупные кости (бедро, голень) фиксируют двумя шинами по обе стороны конечности. Если перелом открытый, рану накрывают чистой марлевой салфеткой, которую по краям фиксируют пластырем.

После фиксации следует вызвать скорую, либо, если позволяет состояние ребенка, довезти его в дежурную травматологическую поликлинику. Можно дать ребенку парацетамол.

В медицинском учреждении сделают рентгенограмму. Иногда бывает, что по первой рентгенограмме точно диагностировать перелом не получается из-за возрастных особенностей. Тогда обязательна повторная ренгенография через семь–десять дней, когда из-за начавшейся консолидации (срастания) костей перелом на снимке станет заметнее. Поэтому, когда врач порекомендует сделать контрольный рентген через неделю, пренебрегать этой рекомендацией ни в коем случае не стоит.

Лечение переломов может быть консервативным и оперативным.

Методы лечения переломов у детей

94% переломов у детей требуют консервативного лечения[2]. Врач сопоставляет костные отломки и накладывает на конечность гипсовую лангету, неподвижно фиксируя область перелома и два смежных сустава. Кроме гипса могут быть использованы современные легкие материалы на основе пластика, благодаря которым можно принимать душ в период фиксации перелома. Продолжительность фиксации зависит от возраста ребенка и поврежденной кости и может составлять от 7 до 42 дней. Раз в неделю необходим рентгенологический контроль состояния костных отломков.

При переломах бедренной кости используют скелетное вытяжение, поскольку мышцы бедра слишком сильны и смещают отломки костей.

Операции для фиксации костных отломков у детей применяются редко. Показания к оперативному вмешательству следующие:

  • внутри- и околосуставные переломы со смещением и ротацией костного фрагмента;
  • при диафизарном переломе после двух–трех попыток репозиций сохраняется слишком сильное смещение отломков;
  • открытые переломы;
  • неправильно сросшиеся переломы с выраженной деформацией кости;
  • патологические переломы;
  • повреждение магистрального сосуда или нерва;
  • межотломковая интерпозиция (между отломками костей оказываются мягкие ткани).

При операции чаще всего используют спицевой остеосинтез, т.е. соединение отломков костей посредством спиц, как максимально щадящий. Металлические пластины применяют у детей старшего возраста при скошенных и винтовых переломах диафизов крупных костей: бедренной, большой берцовой. При любом вмешательстве стараются не повредить ростковые зоны.

Реабилитационный прогноз и период восстановления

Реабилитационный прогноз у детей обычно благоприятен. Очевидно, что период восстановления будет зависеть от тяжести травмы: если перелом, например, ключицы без повреждения сосудисто-нервного пучка, скорее всего, не оставит после себя никаких последствий, то осложненный компрессионный перелом позвоночника может потребовать множество усилий для восстановления утраченных функций. Осложненный прогноз имеют и переломовывихи, внутрисуставные переломы: часто их следствием становится оссификация (сращение) сустава и ограничение его подвижности.

Процесс восстановления зависит не только от тяжести травмы и возраста пациента, но и от общего состояния организма и сбалансированного питания и подразделяется на три периода:

  1. Иммобилизационный — с момента оперативного вмешательства до консолидации перелома или формирования рубца, имеющего достаточную прочность. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для правильного течения процесса восстановления.
  2. Постиммобилизационный — с момента снятия иммобилизации до улучшения состояния тканей и восстановления амплитуды движения, силы мышц. Важной задачей в этом периоде является максимальное препятствование сопутствующим нарушениям: атрофии, контрактурам, ригидности суставов и пр.
  3. Восстановительный — до полного восстановления поврежденного сегмента и восстановления двигательного мастерства.

Каждый период включает в себя несколько значимых задач и способов для их реализации, от которых будет зависеть дальнейший успех.

Занятия в периоде иммобилизации — это профилактика вторичных нарушений, которая включает:

  1. Идеомоторные упражнения — мысленное представление движения в поврежденном сегменте для профилактики координационных нарушений, сохранения динамического стереотипа.
  2. Упражнения на свободные от иммобилизации мышечные группы для сохранения подвижности, профилактика атрофии.
  3. Статические упражнения иммобилизированной конечности для поддержания тонуса мышц.
  4. Упражнения на противоположной конечности для улучшения трофики.

Занятия в постиммобилизационном периоде направлены на преодоление контрактуры:

  1. Упражнения на увеличение объема активных движений — профилактика контрактур или же их устранение.
  2. Механотерапия — добавление пассивного компонента движения.
  3. Правильное позиционирование конечности способствует профилактике или устранению контрактур.
  4. Упражнения в воде.
  5. Криотерапия — противоотечная мера, уменьшение боли. Может использоваться охлажденная вода при заживлении послеоперационной раны, лед в пакете.

Важно помнить, что как раз в периоде постиммобилизации достигается восстановление структурного компонента движения, подвижности, а в восстановительном периоде накладываются различные предметные действия с поврежденной конечностью, достигается утраченное двигательное мастерство или ловкость.

В этом периоде широко используются игровые методы реабилитации, например упражнения с мячом, вовлечение поврежденной конечности в повседневную бытовую активность.

Реабилитация детей после тяжелых переломов

На сегодня только 50% детей, нуждающихся в реабилитации, получают ее в государственных медицинских учреждениях.

У детей реабилитация отличается от нее же у взрослых: часто приходится работать не только с восстановлением утраченных навыков, но и формировать их с нуля — к примеру, многие родители детей младше шести лет жалуются, что после сращения перелома голени ребенка его приходится учить ходить буквально заново. Восстановление после травмы — комплексная задача, затрагивающая не только физические особенности, но и психику маленького пациента. Кроме того, дети нуждаются не только в медицинской, но и в социальной реабилитации. То есть восстановление ребенка после травмы — сложная комплексная задача, включающая медицинские, психологические, педагогические, социальные и физиотерапевтические формы работы. Выпадение любой из них часто ухудшает результат — и это еще одна проблема государственной медицины: жесткие ведомственные разграничения, мешающие координированной работе, которую в идеале должна выполнять мультидисциплинарная бригада специалистов.

Компенсаторные возможности детского организма крайне велики, но большинство специалистов подчеркивает: уже на этапе сопоставления отломков нужно обращаться с поврежденными тканями чрезвычайно бережно, выбирая минимально инвазивные методики — чем обширней вмешательство, тем хуже реабилитационный прогноз. То есть, по сути, медицинская реабилитация пациента начинается еще на этапе лечения, и очень важно не упустить время.

Источник