Перелом колена у детей
Повреждения коленного сустава представляют собой достаточно разнородную группу травм, в которую входят переломы надколенника, надрывы и разрывы связок, гемартроз и разрывы менисков. Причиной повреждений обычно становится падение или прямой удар. Нередко травмы возникают во время занятий спортом, реже – в результате падений с высоты или автодорожных происшествий. Наиболее постоянными признаками являются боль, припухлость, затруднение опоры на ногу и ограничение движений. Гемартроз (скопление крови в суставе) возникает при всех травмах, поэтому сустав при любых повреждениях равномерно увеличивается в объеме, а его контуры сглаживаются. Диагноз выставляется после детального осмотра и изучения рентгеновских снимков. Тактика лечения зависит от вида травмы. Обычно лечение консервативное: выполняются пункции коленного сустава, накладывается гипс, при необходимости проводятся другие лечебные мероприятия.
Общие сведения
Повреждения коленного сустава наблюдаются примерно у 5% детей, госпитализируемых в детские травматологические отделения. Первое место по распространенности занимает гемартроз – от 40 до 60% от общего числа травм коленного сустава. Надрывы и разрывы менисков у детей наблюдаются гораздо реже, чем у взрослых – в 4-5% случаев. Вывихи и переломы надколенника в детском возрасте выявляются достаточно редко.
Травмы коленного сустава обычно возникают в быту или во время занятий спортом. Непосредственной причиной может стать как прямой удар или падение, так и подворачивание, попытка резкого насильственного вращения, сгибания или разгибания. Во всех перечисленных случаях травма, как правило, изолированная. При автодорожных катастрофах и падениях с высоты возможно сочетание с другими повреждениями костно-мышечной системы, тупой травмой живота, черепно-мозговой травмой, повреждением грудной клетки и мочеполовых органов.
Повреждения коленного сустава у детей
Гемартроз
Гемартроз возникает при всех повреждениях коленного сустава. Однако в качестве основного этот диагноз выставляется при наиболее легких травмах, когда кровь изливается в сустав из синовиальной оболочки или фиброзной части капсулы, частично поврежденных в результате удара, скручивания или падения. Ребенок жалуется на боль. Сустав увеличивается в объеме, его контуры сглаживаются, выявляется баллотирование надколенника. При значительном скоплении крови наблюдается выбухание по обеим переднебоковым поверхностям сустава. Возможно ощущение распирания. В отдельных случаях отмечается повышение местной или (реже) общей температуры.
Детский травматолог проводит тщательный осмотр для исключения других, более тяжелых повреждений. Выполняется рентгенография коленного сустава. При необходимости ребенка направляют на МРТ, КТ или артроскопию. Программа лечения включает в себя пункции, наложение гипсовой лонгеты и УВЧ. Осмотр проводят через каждые 1-2 дня, при повторном скоплении крови снова делают пункцию. Как правило, требуется не более 1-2, реже 3 пункции. Гипс обычно снимают через 6-7 дней.
Повреждения менисков
Обычно травма возникает при резком вращении голени кнутри (разрыв наружного мениска) или кнаружи (разрыв внутреннего мениска). Гораздо реже причиной становится падение или ушиб колена. У детей младшей возрастной группы травмы менисков возникают редко и составляют не более 2-3% от общего числа повреждений коленного сустава. У подростков, особенно активно занимающихся спортом, частота таких травм возрастает до 25-26%. Разрыв внутреннего мениска наблюдается в 80% случаев, разрыв наружного мениска – в 20% случаев.
В первые 2-3 недели после травмы сустав отечен, в нем определяется жидкость. Ребенка беспокоит разлитая боль, но четко указать точку максимальной болезненности он не может. В этом периоде повреждения мениска очень трудно диагностировать из-за общих признаков неспецифического посттравматического воспаления. Единственным достоверным способом подтвердить диагноз является артроскопия, однако, это достаточно серьезное вмешательство, поэтому детей на такое исследование направляют только при наличии яркой клинической картины (большом количестве крови в суставе, сильной боли, затруднении опоры на ногу). Лечение на этом этапе заключается в наложении лонгеты и пункциях сустава.
После стихания острых воспалительных явлений постепенно проявляется истинная клиническая картина разрыва. Боль перестает быть разлитой и локализуется на уровне суставной щели со стороны пораженного мениска. Могут возникать повторные блокады сустава – состояния, при которых колено фиксируется в положении легкого сгибания, а пассивное и активное сгибание и разгибание становятся невозможными. Иногда блокады устраняются самостоятельно, иногда это состояние требует врачебной помощи. В ряде случаев в суставе появляется выпот. Возможно формирование аритмической походки (легкое прихрамывание при ходьбе).
При подозрении на разрыв мениска пациентов направляют на артроскопию коленного сустава. Если диагноз подтверждается, производят частичное удаление поврежденной части мениска. Полное удаление не рекомендуется, поскольку после таких операций повышается вероятность развития остеоартроза в отдаленном периоде. При отсутствии артроскопического оборудования (например, в сельских больницах) диагноз выставляют на основании клинической картины, после чего выполняют хирургическую операцию. Затем накладывают лонгет, назначают физиолечение и ЛФК.
Переломы надколенника
Переломы надколенника у детей наблюдаются редко, в основном – в старшем возрасте. Возможно как повреждение центральной части, так и отрыв краевых костных фрагментов. Ребенка беспокоит боль. Движения и опора затруднены. Сустав отечен, выявляется гемартроз. Пальпация надколенника резко болезненна. При наличии смещения определяется «провал» между верхним и нижним фрагментами. Рентгенография информативна только при переломах центральной части и краевых переломах с толщиной костного фрагмента более 1 мм. При переломах хрящевой части изменений на рентгенограмме нет, поэтому для уточнения диагноза приходится проводить МРТ или КТ коленного сустава.
При повреждениях без смещения выполняется пункция коленного сустава, накладывается гипс. При расхождении отломков показано хирургическое лечение – шов надколенника. Операция проводится в стационаре, затем ребенку накладывают гипс и назначают физиолечение. Сустав регулярно осматривают, при необходимости удаляют скопившуюся кровь. УВЧ назначают со второго дня. Занятия ЛФК начинают после снятия гипса.
Вывих надколенника
Обычно вывих надколенника является следствием спортивной травмы и возникает у детей старшей возрастной группы. Такая травма считается достаточно редкой, однако ее точную частоту установить не удается, поскольку у части больных надколенник самопроизвольно вправляется еще до обращения в лечебное учреждение. Ребенок жалуется на боль. При невправившемся вывихе наблюдается деформация по передней поверхности сустава. При вправившемся вывихе сустав имеет нормальную конфигурацию. Во всех случаях наблюдается гемартроз.
На рентгенограммах при невправившемся вывихе надколенник смещен в сторону. При подозрении на разрыв медиопателлярной связки дополнительно выполняют МРТ коленного сустава или артроскопию. Если целостность медиопателлярной связки не нарушена, ребенка госпитализируют, вправляют надколенник, выполняют пункцию и накладывают гипс. В последующие несколько дней может потребоваться еще одна или две пункции из-за повторного скопления крови в полости сустава. Больному назначают УВЧ, в восстановительном периоде проводят занятия ЛФК.
При повреждении связки рекомендуется ее сшивание для предупреждения повторных вывихов. Операция проводится чрескожно с использованием артроскопа. Иглу вкалывают через кожу, под контролем артроскопа вводят в полость сустава, а затем направляют обратно, подводя под кожей к месту вкола. Обычно для восстановления целостности связки достаточно 2-3 швов. Затем накладывают гипс. В послеоперационном периоде колено регулярно осматривают, при скоплении крови выполняют пункции. Назначают УВЧ. После снятия гипса приступают к занятиям ЛФК.
Источник
ðÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÓÏÂÏÊ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ ÒÁÚÎÏÒÏÄÎÕÀ ÇÒÕÐÐÕ ÔÒÁ×Í, × ËÏÔÏÒÕÀ ×ÈÏÄÑÔ ÐÅÒÅÌÏÍÙ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ, ÎÁÄÒÙ×Ù É ÒÁÚÒÙ×Ù Ó×ÑÚÏË, ÇÅÍÁÒÔÒÏÚ É ÒÁÚÒÙ×Ù ÍÅÎÉÓËÏ×. ðÒÉÞÉÎÏÊ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ ÏÂÙÞÎÏ ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÐÁÄÅÎÉÅ ÉÌÉ ÐÒÑÍÏÊ ÕÄÁÒ. îÅÒÅÄËÏ ÔÒÁ×ÍÙ ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ×Ï ×ÒÅÍÑ ÚÁÎÑÔÉÊ ÓÐÏÒÔÏÍ, ÒÅÖÅ — × ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÐÁÄÅÎÉÊ Ó ×ÙÓÏÔÙ ÉÌÉ Á×ÔÏÄÏÒÏÖÎÙÈ ÐÒÏÉÓÛÅÓÔ×ÉÊ.
îÁÉÂÏÌÅÅ ÐÏÓÔÏÑÎÎÙÍÉ ÐÒÉÚÎÁËÁÍÉ Ñ×ÌÑÀÔÓÑ ÂÏÌØ, ÐÒÉÐÕÈÌÏÓÔØ, ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÉÅ ÏÐÏÒÙ ÎÁ ÎÏÇÕ É ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÉÅ Ä×ÉÖÅÎÉÊ. çÅÍÁÒÔÒÏÚ (ÓËÏÐÌÅÎÉÅ ËÒÏ×É × ÓÕÓÔÁ×Å) ×ÏÚÎÉËÁÅÔ ÐÒÉ ×ÓÅÈ ÔÒÁ×ÍÁÈ, ÐÏÜÔÏÍÕ ÓÕÓÔÁ× ÐÒÉ ÌÀÂÙÈ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÈ ÒÁ×ÎÏÍÅÒÎÏ Õ×ÅÌÉÞÉ×ÁÅÔÓÑ × ÏÂßÅÍÅ, Á ÅÇÏ ËÏÎÔÕÒÙ ÓÇÌÁÖÉ×ÁÀÔÓÑ. äÉÁÇÎÏÚ ×ÙÓÔÁ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÏÓÌÅ ÄÅÔÁÌØÎÏÇÏ ÏÓÍÏÔÒÁ É ÉÚÕÞÅÎÉÑ ÒÅÎÔÇÅÎÏ×ÓËÉÈ ÓÎÉÍËÏ×. ôÁËÔÉËÁ ÌÅÞÅÎÉÑ ÚÁ×ÉÓÉÔ ÏÔ ×ÉÄÁ ÔÒÁ×ÍÙ. ïÂÙÞÎÏ ÌÅÞÅÎÉÅ ËÏÎÓÅÒ×ÁÔÉ×ÎÏÅ: ×ÙÐÏÌÎÑÀÔÓÑ ÐÕÎËÃÉÉ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á, ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÅÔÓÑ ÇÉÐÓ, ÐÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ ÐÒÏ×ÏÄÑÔÓÑ ÄÒÕÇÉÅ ÌÅÞÅÂÎÙÅ ÍÅÒÏÐÒÉÑÔÉÑ.
ðÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÅ ÍÅÎÉÓËÁ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ×ÓÔÒÅÞÁÅÔÓÑ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ ÞÁÓÔÏ. ðÏ ÓÔÅÐÅÎÉ ÒÁÓÐÒÏÓÔÒÁÎÅÎÎÏÓÔÉ, ÓÒÅÄÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ ×ÎÕÔÒÅÎÎÉÈ ÓÔÒÕËÔÕÒ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á, ÔÒÁ×ÍÙ ÍÅÎÉÓËÁ ÓÔÏÑÔ ÎÁ ÐÅÒ×ÏÍ ÍÅÓÔÅ.
÷ ÏÓÎÏ×ÎÏÊ Ó×ÏÅ ÍÁÓÓÅ, ÔÒÁ×ÍÁ É ÒÁÚÒÙ× ÍÅÎÉÓËÁ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÅÔ ÌÀÄÅÊ, ÚÁÎÉÍÁÀÝÉÈÓÑ ÓÐÏÒÔÏÍ, ÎÁÐÒÉÍÅÒ ÌÙÖÎÉËÏ×, ÆÕÔÂÏÌÉÓÔÏ×, ÆÉÇÕÒÉÓÔÏ×, Á ÔÁËÖÅ ÌÀÄÅÊ ÚÁÎÉÍÁÀÝÉÈÓÑ ÂÁÌÅÔÏÍ É ÆÉÚÉÞÅÓËÉÍ ÔÒÕÄÏÍ. ëÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÜÔÏ ÌÀÄÉ × ×ÏÚÒÁÓÔÅ 18-40 ÌÅÔ, ÐÒÉÞÅÍ ÍÕÖÞÉÎÙ ÓÔÒÁÄÁÀÔ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÞÁÝÅ, ÞÅÍ ÖÅÎÝÉÎÙ. õ ÄÅÔÅÊ ÄÏ 14 ÌÅÔ, × ÓÉÌÕ ÁÎÁÔÏÍÉÞÅÓËÉÈ ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÅÊ ÔÒÁ×ÍÙ É ÒÁÚÒÙ×Ù ÍÅÎÉÓËÁ ÂÙ×ÁÀÔ ÒÅÄËÏ.
òÁÚÒÙ× ÍÅÎÉÓËÁ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ×ÏÚÍÏÖÅÎ É ÂÅÚ ÔÒÁ×ÍÙ, ÜÔÏ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ ÐÒÉ ÎÁÌÉÞÉÉ ÄÅÇÅÎÅÒÁÔÉ×ÎÙÈ ÐÒÏÃÅÓÓÏ× É ×ÏÓÐÁÌÉÔÅÌØÎÙÈ Ñ×ÌÅÎÉÊ × ÓÕÓÔÁ×Å, ÎÁÐÒÉÍÅÒ ÐÒÉ ÁÒÔÒÏÚÅ. ôÒÁ×ÍÙ ÍÅÎÉÓËÏ× ÍÏÇÕÔ ÓÏÞÅÔÁÔØÓÑ Ó ÒÁÚÒÙ×ÏÍ Ó×ÑÚÏË É ÄÒÕÇÉÍÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÍÉ ÓÔÒÕËÔÕÒ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á.
ïÓÎÏ×ÎÙÍÉ ÐÒÉÚÎÁËÁÍÉ Ñ×ÌÑÀÔÓÑ
- ÌÏËÁÌØÎÁÑ ÂÏÌØ ÐÏ ×ÎÕÔÒÅÎÎÅÊ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÉ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ÎÁ ÕÒÏ×ÎÅ ÓÕÓÔÁ×ÎÏÊ ÝÅÌÉ,
- ÐÅÒÉÏÄÉÞÅÓËÉ ×ÏÚÎÉËÁÀÝÉÅ ÓÉÍÐÔÏÍÙ ÂÌÏËÁÄÙ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á, ÐÏÑ×ÌÅÎÉÅ ×ÙÐÏÔÁ × ÓÕÓÔÁ×Å;
- × ÄÁÌØÎÅÊÛÅÍ — ÇÉÐÏÔÒÏÆÉÑ ÞÅÔÙÒÅÈÇÌÁ×ÏÊ ÍÙÛÃÙ ÂÅÄÒÁ, ÂÏÌÉ ÐÒÉ ÈÏÄØÂÅ, ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÐÒÉ ÓÐÕÓËÁÎÉÉ ÐÏ ÌÅÓÔÎÉÃÅ, ÞÕ×ÓÔ×Ï ÎÅÕ×ÅÒÅÎÎÏÓÔÉ ÐÒÉ ÈÏÄØÂÅ É ÐÒÙÖËÁÈ.
ïÂÙÞÎÙÅ ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÍÍÙ, ×ÙÐÏÌÎÅÎÎÙÅ × Ä×ÕÈ ÐÒÏÅËÃÉÑÈ, Á ÔÁËÖÅ ÐÎÅ×ÍÏÁÒÔÒÏÇÒÁÆÉÑ ÎÅ ÐÏÚ×ÏÌÑÀÔ ÐÏÌÕÞÉÔØ ËÁËÉÈ-ÌÉÂÏ ÄÁÎÎÙÈ ÄÌÑ ÓÕÖÄÅÎÉÑ Ï ÎÁÌÉÞÉÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ÍÅÎÉÓËÁ. îÁÉÂÏÌÅÅ ÉÎÆÏÒÍÁÔÉ×ÎÁ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÉÑ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á, ËÏÔÏÒÁÑ ÄÏÌÖÎÁ ×ÙÐÏÌÎÑÔØÓÑ ÐÒÁËÔÉÞÅÓËÉ ×Ï ×ÓÅÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÔÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÇÅÍÁÒÔÒÏÚÁ, ÈÒÏÎÉÞÅÓËÏÇÏ ÒÅÃÉÄÉ×ÉÒÕÀÝÅÇÏ ÓÉÎÏ×ÉÔÁ ÔÏÊ ÖÅ ÜÔÉÏÌÏÇÉÉ, ÂÌÏËÁÄ ÓÕÓÔÁ×Á É ÄÒ.
çÅÍÁÒÔÒÏÚ
çÅÍÁÒÔÒÏÚ ×ÏÚÎÉËÁÅÔ ÐÒÉ ×ÓÅÈ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÈ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á. ïÄÎÁËÏ × ËÁÞÅÓÔ×Å ÏÓÎÏ×ÎÏÇÏ ÜÔÏÔ ÄÉÁÇÎÏÚ ×ÙÓÔÁ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÒÉ ÎÁÉÂÏÌÅÅ ÌÅÇËÉÈ ÔÒÁ×ÍÁÈ, ËÏÇÄÁ ËÒÏ×Ø ÉÚÌÉ×ÁÅÔÓÑ × ÓÕÓÔÁ× ÉÚ ÓÉÎÏ×ÉÁÌØÎÏÊ ÏÂÏÌÏÞËÉ ÉÌÉ ÆÉÂÒÏÚÎÏÊ ÞÁÓÔÉ ËÁÐÓÕÌÙ, ÞÁÓÔÉÞÎÏ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÎÙÈ × ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÕÄÁÒÁ, ÓËÒÕÞÉ×ÁÎÉÑ ÉÌÉ ÐÁÄÅÎÉÑ. òÅÂÅÎÏË ÖÁÌÕÅÔÓÑ ÎÁ ÂÏÌØ. óÕÓÔÁ× Õ×ÅÌÉÞÉ×ÁÅÔÓÑ × ÏÂßÅÍÅ, ÅÇÏ ËÏÎÔÕÒÙ ÓÇÌÁÖÉ×ÁÀÔÓÑ, ×ÙÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÂÁÌÌÏÔÉÒÏ×ÁÎÉÅ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ. ðÒÉ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏÍ ÓËÏÐÌÅÎÉÉ ËÒÏ×É ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ ×ÙÂÕÈÁÎÉÅ ÐÏ ÏÂÅÉÍ ÐÅÒÅÄÎÅÂÏËÏ×ÙÍ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÑÍ ÓÕÓÔÁ×Á. ÷ÏÚÍÏÖÎÏ ÏÝÕÝÅÎÉÅ ÒÁÓÐÉÒÁÎÉÑ. ÷ ÏÔÄÅÌØÎÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÐÏ×ÙÛÅÎÉÅ ÍÅÓÔÎÏÊ ÉÌÉ (ÒÅÖÅ) ÏÂÝÅÊ ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÙ.
äÅÔÓËÉÊ ÔÒÁ×ÍÁÔÏÌÏÇ ÐÒÏ×ÏÄÉÔ ÔÝÁÔÅÌØÎÙÊ ÏÓÍÏÔÒ ÄÌÑ ÉÓËÌÀÞÅÎÉÑ ÄÒÕÇÉÈ, ÂÏÌÅÅ ÔÑÖÅÌÙÈ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ. ÷ÙÐÏÌÎÑÅÔÓÑ ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÆÉÑ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á. ðÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ ÒÅÂÅÎËÁ ÎÁÐÒÁ×ÌÑÀÔ ÎÁ íòô, ëô ÉÌÉ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÉÀ. ðÒÏÇÒÁÍÍÁ ÌÅÞÅÎÉÑ ×ËÌÀÞÁÅÔ × ÓÅÂÑ ÐÕÎËÃÉÉ, ÎÁÌÏÖÅÎÉÅ ÇÉÐÓÏ×ÏÊ ÌÏÎÇÅÔÙ É õ÷þ. ïÓÍÏÔÒ ÐÒÏ×ÏÄÑÔ ÞÅÒÅÚ ËÁÖÄÙÅ 1-2 ÄÎÑ, ÐÒÉ ÐÏ×ÔÏÒÎÏÍ ÓËÏÐÌÅÎÉÉ ËÒÏ×É ÓÎÏ×Á ÄÅÌÁÀÔ ÐÕÎËÃÉÀ. ëÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÔÒÅÂÕÅÔÓÑ ÎÅ ÂÏÌÅÅ 1-2, ÒÅÖÅ 3 ÐÕÎËÃÉÉ. çÉÐÓ ÏÂÙÞÎÏ ÓÎÉÍÁÀÔ ÞÅÒÅÚ 6-7 ÄÎÅÊ.
ðÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ÍÅÎÉÓËÏ×
ïÂÙÞÎÏ ÔÒÁ×ÍÁ ×ÏÚÎÉËÁÅÔ ÐÒÉ ÒÅÚËÏÍ ×ÒÁÝÅÎÉÉ ÇÏÌÅÎÉ ËÎÕÔÒÉ (ÒÁÚÒÙ× ÎÁÒÕÖÎÏÇÏ ÍÅÎÉÓËÁ) ÉÌÉ ËÎÁÒÕÖÉ (ÒÁÚÒÙ× ×ÎÕÔÒÅÎÎÅÇÏ ÍÅÎÉÓËÁ). çÏÒÁÚÄÏ ÒÅÖÅ ÐÒÉÞÉÎÏÊ ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÐÁÄÅÎÉÅ ÉÌÉ ÕÛÉ ËÏÌÅÎÁ. õ ÄÅÔÅÊ ÍÌÁÄÛÅÊ ×ÏÚÒÁÓÔÎÏÊ ÇÒÕÐÐÙ ÔÒÁ×ÍÙ ÍÅÎÉÓËÏ× ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ÒÅÄËÏ É ÓÏÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÎÅ ÂÏÌÅÅ 2-3% ÏÔ ÏÂÝÅÇÏ ÞÉÓÌÁ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á. õ ÐÏÄÒÏÓÔËÏ×, ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÁËÔÉ×ÎÏ ÚÁÎÉÍÁÀÝÉÈÓÑ ÓÐÏÒÔÏÍ, ÞÁÓÔÏÔÁ ÔÁËÉÈ ÔÒÁ×Í ×ÏÚÒÁÓÔÁÅÔ ÄÏ 25-26%. òÁÚÒÙ× ×ÎÕÔÒÅÎÎÅÇÏ ÍÅÎÉÓËÁ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ × 80% ÓÌÕÞÁÅ×, ÒÁÚÒÙ× ÎÁÒÕÖÎÏÇÏ ÍÅÎÉÓËÁ — × 20% ÓÌÕÞÁÅ×.
÷ ÐÅÒ×ÙÅ 2-3 ÎÅÄÅÌÉ ÐÏÓÌÅ ÔÒÁ×ÍÙ ÓÕÓÔÁ× ÏÔÅÞÅÎ, × ÎÅÍ ÏÐÒÅÄÅÌÑÅÔÓÑ ÖÉÄËÏÓÔØ. òÅÂÅÎËÁ ÂÅÓÐÏËÏÉÔ ÒÁÚÌÉÔÁÑ ÂÏÌØ, ÎÏ ÞÅÔËÏ ÕËÁÚÁÔØ ÔÏÞËÕ ÍÁËÓÉÍÁÌØÎÏÊ ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÏÓÔÉ ÏÎ ÎÅ ÍÏÖÅÔ. ÷ ÜÔÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ÍÅÎÉÓËÁ ÏÞÅÎØ ÔÒÕÄÎÏ ÄÉÁÇÎÏÓÔÉÒÏ×ÁÔØ ÉÚ-ÚÁ ÏÂÝÉÈ ÐÒÉÚÎÁËÏ× ÎÅÓÐÅÃÉÆÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÏÓÔÔÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÏÇÏ ×ÏÓÐÁÌÅÎÉÑ. åÄÉÎÓÔ×ÅÎÎÙÍ ÄÏÓÔÏ×ÅÒÎÙÍ ÓÐÏÓÏÂÏÍ ÐÏÄÔ×ÅÒÄÉÔØ ÄÉÁÇÎÏÚ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÉÑ, ÏÄÎÁËÏ, ÜÔÏ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ ÓÅÒØÅÚÎÏÅ ×ÍÅÛÁÔÅÌØÓÔ×Ï, ÐÏÜÔÏÍÕ ÄÅÔÅÊ ÎÁ ÔÁËÏÅ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÅ ÎÁÐÒÁ×ÌÑÀÔ ÔÏÌØËÏ ÐÒÉ ÎÁÌÉÞÉÉ ÑÒËÏÊ ËÌÉÎÉÞÅÓËÏÊ ËÁÒÔÉÎÙ (ÂÏÌØÛÏÍ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Å ËÒÏ×É × ÓÕÓÔÁ×Å, ÓÉÌØÎÏÊ ÂÏÌÉ, ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÉÉ ÏÐÏÒÙ ÎÁ ÎÏÇÕ). ìÅÞÅÎÉÅ ÎÁ ÜÔÏÍ ÜÔÁÐÅ ÚÁËÌÀÞÁÅÔÓÑ × ÎÁÌÏÖÅÎÉÉ ÌÏÎÇÅÔÙ É ÐÕÎËÃÉÑÈ ÓÕÓÔÁ×Á.
ðÏÓÌÅ ÓÔÉÈÁÎÉÑ ÏÓÔÒÙÈ ×ÏÓÐÁÌÉÔÅÌØÎÙÈ Ñ×ÌÅÎÉÊ ÐÏÓÔÅÐÅÎÎÏ ÐÒÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÉÓÔÉÎÎÁÑ ËÌÉÎÉÞÅÓËÁÑ ËÁÒÔÉÎÁ ÒÁÚÒÙ×Á. âÏÌØ ÐÅÒÅÓÔÁÅÔ ÂÙÔØ ÒÁÚÌÉÔÏÊ É ÌÏËÁÌÉÚÕÅÔÓÑ ÎÁ ÕÒÏ×ÎÅ ÓÕÓÔÁ×ÎÏÊ ÝÅÌÉ ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ÐÏÒÁÖÅÎÎÏÇÏ ÍÅÎÉÓËÁ. íÏÇÕÔ ×ÏÚÎÉËÁÔØ ÐÏ×ÔÏÒÎÙÅ ÂÌÏËÁÄÙ ÓÕÓÔÁ×Á — ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ, ÐÒÉ ËÏÔÏÒÙÈ ËÏÌÅÎÏ ÆÉËÓÉÒÕÅÔÓÑ × ÐÏÌÏÖÅÎÉÉ ÌÅÇËÏÇÏ ÓÇÉÂÁÎÉÑ, Á ÐÁÓÓÉ×ÎÏÅ É ÁËÔÉ×ÎÏÅ ÓÇÉÂÁÎÉÅ É ÒÁÚÇÉÂÁÎÉÅ ÓÔÁÎÏ×ÑÔÓÑ ÎÅ×ÏÚÍÏÖÎÙÍÉ. éÎÏÇÄÁ ÂÌÏËÁÄÙ ÕÓÔÒÁÎÑÀÔÓÑ ÓÁÍÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏ, ÉÎÏÇÄÁ ÜÔÏ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÔÒÅÂÕÅÔ ×ÒÁÞÅÂÎÏÊ ÐÏÍÏÝÉ. ÷ ÒÑÄÅ ÓÌÕÞÁÅ× × ÓÕÓÔÁ×Å ÐÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ ×ÙÐÏÔ. ÷ÏÚÍÏÖÎÏ ÆÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÅ ÁÒÉÔÍÉÞÅÓËÏÊ ÐÏÈÏÄËÉ (ÌÅÇËÏÅ ÐÒÉÈÒÁÍÙ×ÁÎÉÅ ÐÒÉ ÈÏÄØÂÅ).
ðÒÉ ÐÏÄÏÚÒÅÎÉÉ ÎÁ ÒÁÚÒÙ× ÍÅÎÉÓËÁ ÐÁÃÉÅÎÔÏ× ÎÁÐÒÁ×ÌÑÀÔ ÎÁ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÉÀ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á. åÓÌÉ ÄÉÁÇÎÏÚ ÐÏÄÔ×ÅÒÖÄÁÅÔÓÑ, ÐÒÏÉÚ×ÏÄÑÔ ÞÁÓÔÉÞÎÏÅ ÕÄÁÌÅÎÉÅ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÎÏÊ ÞÁÓÔÉ ÍÅÎÉÓËÁ. ðÏÌÎÏÅ ÕÄÁÌÅÎÉÅ ÎÅ ÒÅËÏÍÅÎÄÕÅÔÓÑ, ÐÏÓËÏÌØËÕ ÐÏÓÌÅ ÔÁËÉÈ ÏÐÅÒÁÃÉÊ ÐÏ×ÙÛÁÅÔÓÑ ×ÅÒÏÑÔÎÏÓÔØ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÏÓÔÅÏÁÒÔÒÏÚÁ × ÏÔÄÁÌÅÎÎÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ. ðÒÉ ÏÔÓÕÔÓÔ×ÉÉ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÉÞÅÓËÏÇÏ ÏÂÏÒÕÄÏ×ÁÎÉÑ (ÎÁÐÒÉÍÅÒ, × ÓÅÌØÓËÉÈ ÂÏÌØÎÉÃÁÈ) ÄÉÁÇÎÏÚ ×ÙÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÎÁ ÏÓÎÏ×ÁÎÉÉ ËÌÉÎÉÞÅÓËÏÊ ËÁÒÔÉÎÙ, ÐÏÓÌÅ ÞÅÇÏ ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÕÀ ÏÐÅÒÁÃÉÀ. úÁÔÅÍ ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÌÏÎÇÅÔ, ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ÆÉÚÉÏÌÅÞÅÎÉÅ É ìæë.
ðÅÒÅÌÏÍÙ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ
ðÅÒÅÌÏÍÙ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÎÁÂÌÀÄÁÀÔÓÑ ÒÅÄËÏ, × ÏÓÎÏ×ÎÏÍ — × ÓÔÁÒÛÅÍ ×ÏÚÒÁÓÔÅ. ÷ÏÚÍÏÖÎÏ ËÁË ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÅ ÃÅÎÔÒÁÌØÎÏÊ ÞÁÓÔÉ, ÔÁË É ÏÔÒÙ× ËÒÁÅ×ÙÈ ËÏÓÔÎÙÈ ÆÒÁÇÍÅÎÔÏ×. òÅÂÅÎËÁ ÂÅÓÐÏËÏÉÔ ÂÏÌØ. ä×ÉÖÅÎÉÑ É ÏÐÏÒÁ ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÙ. óÕÓÔÁ× ÏÔÅÞÅÎ, ×ÙÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÇÅÍÁÒÔÒÏÚ. ðÁÌØÐÁÃÉÑ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ ÒÅÚËÏ ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÁ. ðÒÉ ÎÁÌÉÞÉÉ ÓÍÅÝÅÎÉÑ ÏÐÒÅÄÅÌÑÅÔÓÑ ‘ÐÒÏ×ÁÌ’ ÍÅÖÄÕ ×ÅÒÈÎÉÍ É ÎÉÖÎÉÍ ÆÒÁÇÍÅÎÔÁÍÉ. òÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÆÉÑ ÉÎÆÏÒÍÁÔÉ×ÎÁ ÔÏÌØËÏ ÐÒÉ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ ÃÅÎÔÒÁÌØÎÏÊ ÞÁÓÔÉ É ËÒÁÅ×ÙÈ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ Ó ÔÏÌÝÉÎÏÊ ËÏÓÔÎÏÇÏ ÆÒÁÇÍÅÎÔÁ ÂÏÌÅÅ 1 ÍÍ. ðÒÉ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ ÈÒÑÝÅ×ÏÊ ÞÁÓÔÉ ÉÚÍÅÎÅÎÉÊ ÎÁ ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÍÍÅ ÎÅÔ, ÐÏÜÔÏÍÕ ÄÌÑ ÕÔÏÞÎÅÎÉÑ ÄÉÁÇÎÏÚÁ ÐÒÉÈÏÄÉÔÓÑ ÐÒÏ×ÏÄÉÔØ íòô ÉÌÉ ëô ÓÕÓÔÁ×Á.
ðÒÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÈ ÂÅÚ ÓÍÅÝÅÎÉÑ ×ÙÐÏÌÎÑÅÔÓÑ ÐÕÎËÃÉÑ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á, ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÅÔÓÑ ÇÉÐÓ. ðÒÉ ÒÁÓÈÏÖÄÅÎÉÉ ÏÔÌÏÍËÏ× ÐÏËÁÚÁÎÏ ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ — ÛÏ× ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ. ïÐÅÒÁÃÉÑ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ × ÓÔÁÃÉÏÎÁÒÅ, ÚÁÔÅÍ ÒÅÂÅÎËÕ ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÇÉÐÓ É ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ÆÉÚÉÏÌÅÞÅÎÉÅ. óÕÓÔÁ× ÒÅÇÕÌÑÒÎÏ ÏÓÍÁÔÒÉ×ÁÀÔ, ÐÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ ÕÄÁÌÑÀÔ ÓËÏÐÉ×ÛÕÀÓÑ ËÒÏ×Ø. õ÷þ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ÓÏ ×ÔÏÒÏÇÏ ÄÎÑ. úÁÎÑÔÉÑ ìæë ÎÁÞÉÎÁÀÔ ÐÏÓÌÅ ÓÎÑÔÉÑ ÇÉÐÓÁ.
÷Ù×ÉÈ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ
ïÂÙÞÎÏ ×Ù×ÉÈ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅÍ ÓÐÏÒÔÉ×ÎÏÊ ÔÒÁ×ÍÙ É ×ÏÚÎÉËÁÅÔ Õ ÄÅÔÅÊ ÓÔÁÒÛÅÊ ×ÏÚÒÁÓÔÎÏÊ ÇÒÕÐÐÙ. ôÁËÁÑ ÔÒÁ×ÍÁ ÓÞÉÔÁÅÔÓÑ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ ÒÅÄËÏÊ, ÏÄÎÁËÏ ÅÅ ÔÏÞÎÕÀ ÞÁÓÔÏÔÕ ÕÓÔÁÎÏ×ÉÔØ ÎÅ ÕÄÁÅÔÓÑ, ÐÏÓËÏÌØËÕ Õ ÞÁÓÔÉ ÂÏÌØÎÙÈ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉË ÓÁÍÏÐÒÏÉÚ×ÏÌØÎÏ ×ÐÒÁ×ÌÑÅÔÓÑ ÅÝÅ ÄÏ ÏÂÒÁÝÅÎÉÑ × ÌÅÞÅÂÎÏÅ ÕÞÒÅÖÄÅÎÉÅ. òÅÂÅÎÏË ÖÁÌÕÅÔÓÑ ÎÁ ÂÏÌØ. ðÒÉ ÎÅ×ÐÒÁ×É×ÛÅÍÓÑ ×Ù×ÉÈÅ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ ÄÅÆÏÒÍÁÃÉÑ ÐÏ ÐÅÒÅÄÎÅÊ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÉ ÓÕÓÔÁ×Á. ðÒÉ ×ÐÒÁ×É×ÛÅÍÓÑ ×Ù×ÉÈÅ ÓÕÓÔÁ× ÉÍÅÅÔ ÎÏÒÍÁÌØÎÕÀ ËÏÎÆÉÇÕÒÁÃÉÀ. ÷Ï ×ÓÅÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ ÇÅÍÁÒÔÒÏÚ.
îÁ ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÍÍÁÈ ÐÒÉ ÎÅ×ÐÒÁ×É×ÛÅÍÓÑ ×Ù×ÉÈÅ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉË ÓÍÅÝÅÎ × ÓÔÏÒÏÎÕ. ðÒÉ ÐÏÄÏÚÒÅÎÉÉ ÎÁ ÒÁÚÒÙ× ÍÅÄÉÏÐÁÔÅÌÌÑÒÎÏÊ Ó×ÑÚËÉ ÄÏÐÏÌÎÉÔÅÌØÎÏ ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ íòô ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ÉÌÉ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÉÀ. åÓÌÉ ÃÅÌÏÓÔÎÏÓÔØ ÍÅÄÉÏÐÁÔÅÌÌÑÒÎÏÊ Ó×ÑÚËÉ ÎÅ ÎÁÒÕÛÅÎÁ, ÒÅÂÅÎËÁ ÇÏÓÐÉÔÁÌÉÚÉÒÕÀÔ, ×ÐÒÁ×ÌÑÀÔ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉË, ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ ÐÕÎËÃÉÀ É ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÇÉÐÓ. ÷ ÐÏÓÌÅÄÕÀÝÉÅ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÄÎÅÊ ÍÏÖÅÔ ÐÏÔÒÅÂÏ×ÁÔØÓÑ ÅÝÅ ÏÄÎÁ ÉÌÉ Ä×Å ÐÕÎËÃÉÉ ÉÚ-ÚÁ ÐÏ×ÔÏÒÎÏÇÏ ÓËÏÐÌÅÎÉÑ ËÒÏ×É × ÐÏÌÏÓÔÉ ÓÕÓÔÁ×Á. âÏÌØÎÏÍÕ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ õ÷þ, × ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÉÔÅÌØÎÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ÐÒÏ×ÏÄÑÔ ÚÁÎÑÔÉÑ ìæë.
ðÒÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÉ Ó×ÑÚËÉ ÒÅËÏÍÅÎÄÕÅÔÓÑ ÅÅ ÓÛÉ×ÁÎÉÅ ÄÌÑ ÐÒÅÄÕÐÒÅÖÄÅÎÉÑ ÐÏ×ÔÏÒÎÙÈ ×Ù×ÉÈÏ×. ïÐÅÒÁÃÉÑ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ ÞÒÅÓËÏÖÎÏ Ó ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÅÍ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÁ. éÇÌÕ ×ËÁÌÙ×ÁÀÔ ÞÅÒÅÚ ËÏÖÕ, ÐÏÄ ËÏÎÔÒÏÌÅÍ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÁ ××ÏÄÑÔ × ÐÏÌÏÓÔØ ÓÕÓÔÁ×Á, Á ÚÁÔÅÍ ÎÁÐÒÁ×ÌÑÀÔ ÏÂÒÁÔÎÏ, ÐÏÄ×ÏÄÑ ÐÏÄ ËÏÖÅÊ Ë ÍÅÓÔÕ ×ËÏÌÁ. ïÂÙÞÎÏ ÄÌÑ ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÑ ÃÅÌÏÓÔÎÏÓÔÉ Ó×ÑÚËÉ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ 2-3 Û×Ï×. úÁÔÅÍ ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÇÉÐÓ. ÷ ÐÏÓÌÅÏÐÅÒÁÃÉÏÎÎÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ËÏÌÅÎÏ ÒÅÇÕÌÑÒÎÏ ÏÓÍÁÔÒÉ×ÁÀÔ, ÐÒÉ ÓËÏÐÌÅÎÉÉ ËÒÏ×É ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ ÐÕÎËÃÉÉ. îÁÚÎÁÞÁÀÔ õ÷þ. ðÏÓÌÅ ÓÎÑÔÉÑ ÇÉÐÓÁ ÐÒÉÓÔÕÐÁÀÔ Ë ÚÁÎÑÔÉÑÍ ìæë.
Источник
Хотя повреждения коленного сустава у детей вполне возможны, они скорее являются результатом перелома кости, нежели следствием значительного повреждения связок. Последнее может иметь место в детском возрасте, но наблюдается нечасто. Тщательное обследование и рентгенография обычно обнаруживают интактность связок и наличие повреждения эпифиза. Разрывы менисков также наблюдаются у детей значительно реже, чем у взрослых.
Характерно, что разрывы менисков у детей происходят не столь явно, как у взрослых. Переломы надколенника у детей также довольно редки. Диагностика таких переломов может быть затруднена ввиду сложности их рентгенологического определения. При этом целесообразно получение рентгенограммы противоположного коленного сустава, что позволит провести сравнительное исследование. Вывихи у детей наблюдаются исключительно редко. Если же они возникают, то сопровождаются столь же серьезными осложнениями, как у взрослых.
Отрыв дистального эпифиза бедренной кости
Повреждение эпифиза у детей происходит часто и может наблюдаться в передней или во фронтальной плоскости. Передний отрыв обычно является результатом переразгибания. Более частый фронтальный отрыв возникает вследствие воздействия силы при отведении и приведении, чаще всего во время занятий спортом. В острый период пациент жалуется на неспособность переносить нагрузку; кроме того, отмечается сгибательная деформация. Как и при большинстве повреждений эпифиза, определяются напряжение и болезненность вокруг эпифиза на всем его протяжении.
Для диагностики отрыва эпифиза необходима стандартная рентгенограмма сустава. Для определения таких переломов используется классификация Salter—Harris. Наиболее часто определяется перелом II типа. Лечение отрывов дистального эпифиза бедра консервативное; его основу составляют закрытое вправление и иммобилизация.
Отрыв проксимального эпифиза большеберцовой кости
Отрыв проксимального эпифиза большеберцовой кости — явление редкое, поскольку кость хорошо защищена. Механизмом повреждения обычно является непрямое воздействие силы при отведении конечности или переразгибании в коленном суставе. Иногда повреждение возникает вследствие прямого действия силы, например, при автодорожных происшествиях. Для подобных переломов применима классификация Salter—Harris.
Симптомы и признаки аналогичны наблюдаемым при любых других повреждениях коленного сустава (боль, отек, кровоизлияние и ограниченный объем движений, особенно при разгибании—сгибании). Как и при любом отрыве эпифиза, отмечается циркулярное напряжение над поврежденной ростковой пластинкой. Исследование с нагрузкой обнаруживает нестабильность при различных движениях.
Для оценки состояния сустава рекомендуется получение стандартных рентгенограмм, если повреждение не выявляется, но предполагается, следует выполнить снимки с нагрузкой. Важное значение имеет тщательный поиск линии скрытого перелома с последующей ее оценкой. Лечение состоит в немедленном вправлении и консервативной терапии. Осложнения подобны таковым при отрыве дистального эпифиза бедренной кости.
Повреждение бугристости большеберцовой кости
С бугристостью большеберцовой кости связаны две потенциальные проблемы: во-первых, это острый отрыв бугристости и, во-вторых, — классическая болезнь Осгуда—Шлаттера. Авульсионные повреждения обычно связаны с острой травмой, получаемой во время спортивных занятий и игр. Пациент не в состоянии ходить (из-за повреждения); кроме того, у него наблюдаются локальное напряжение и отек.
При диагностике особенно важна латеральная рентгенограмма, позволяющая определить размеры костных отломков и степень их смещения. Лечение при наличии любых (но очень небольших) костных отломков — хирургическое; осложнения при этом минимальны, а прогноз наиболее благоприятный. Напротив, при поражениях, связанных с болезнью Осгуда—Шлаттера у юношей, анамнез бывает весьма неопределенным. Боль бывает умеренной и преходящей, что позволяет пострадавшему продолжать занятия спортом, но не в полной мере.
Примерно в 25 % случаев поражение кости при болезни Осгуда—Шлатгера бывает двусторонним. В отличие от пациентов с авульсионными травмами пациенты с названной болезнью испытывают боль при различных движениях в суставе (особенно при движении с преодолением сопротивления), но не в покое. Проводится симптоматическое поддерживающее лечение. Осложнения минимальные, прогноз благоприятный.
Перелом межмыщелкового выступа большеберцовой кости
Такой перелом обычно наблюдается у детей 8—15-летнего возраста и чаще всего связан с падением с велосипеда. При травме происходит отрыв межмыщелкового возвышения от большеберцовой кости, что приводит к появлению боли и острого отека колена. Пациенты имеют положительный тест Lachman и признак волочения конечности; может отмечаться сопутствующая нестабильность медиальных коллатеральных связок при вальгусном нагрузочном тестировании. Признаки перелома обычно обнаруживаются на рентгенограмме в боковой проекции при слегка согнутом колене.
Лечение в большинстве случаев консервативное, так как при соответствующем позиционировании конечности костный отломок способен принять прежнее анатомическое положение. Сопутствующие повреждения медиальной коллатеральной связки нечасто требуют хирургического вмешательства и могут лечиться во время заживления перелома. Прогноз при надлежащем лечении благоприятный.
Костно-хрящевые переломы
Остеохондральные переломы у детей и подростков довольно редки. Если они возникают (чаще всего у юношей), то обычно наблюдаются отломки мыщелков бедра или надколенника. В анамнезе отмечается острая травма с треском или щелканьем (в момент перелома) и возникновением интенсивной боли и кровоизлияния. На рентгенограмме перелом трудно различим, поэтому особое внимание следует уделить мыщелкам бедра и надколеннику. Лечение состоит в хирургическом удалении инородного тела, которое позволяет избежать каких-либо неблагоприятных последствий.
Резюме
Итак, коленный сустав имеет весьма сложное строение. Знание анатомии и физиологии движения сустава, понимание механизма действия сил, вызывающих его повреждение, и умение правильно спланировать и провести исследование коленного сустава имеют важное значение для врача ОНП, которому приходится относительно часто сталкиваться с подобными повреждениями. Задача врача ОНП при лечении повреждений коленного сустава — проведение тщательного начального обследования пациента, распознавание значительных отклонений от нормы, оказание первой помощи и соответствующее оформление медицинской документации.
Дж. Ф. Векерле
Источник