Перелом формы в рисунке

Перелом формы в рисунке thumbnail

Поворот формы и светотень: как и почему образуется свет и тень на предметах

Как и почему образуются свет и тень на предметах (светотень и поворот формы) – законы освещения, часть 2

1. То, находится плоская поверхность в тени или на свету определяется тем, насколько она повернута к источнику света.

2. Если у нас не плоская поверхность, а угловатая (скажем, поверхность куба), то это как будто у нас несколько плоских поверхностей, стыкующихся под разными углами. Как освещаются плоские поверхности – нам известно, так что понятно, почему и как освещена каждая грань куба.*

3. Обычно предметы состоят из большого числа разнонаправленных поверхностей. Эти поверхности по-разному направлены к источнику свету, поэтому какие-то из них светлее, а какие-то темнее (см. пункт 2)

4. Те места, где плоские поверхности стыкуются, или, другими словами, места, где поверхность предмета резко меняет свое направление, называются на профессиональном жаргоне “переломом формы” (или  “поворотом формы”). Зная, где находятся переломы формы на предметах, вы будете знать, где ожидать резкого изменения в освещенности формы.*

5. На предметах с равномерным плавным изменением направления поверхности свет плавно переходит в тень*

6. Вы не обязаны передавать все щербинки и неровности поверхности предмета. Делать ли это зависит только от вашего замысла.

7. Смысл всей этой теории в том, что зная её, вы можете рисовать любое освещение, которое вам нужно, а не только быть привязанным к тому, что вы видите, или есть на фоточке. Очень удобно, когда надо повернуть предмет на картинке или перенести его на картинке в сторону (например, немного повернуть здание или поставить стол в комнате под другим углом, или изменить позу человека).

Дополнительная информация:

2* Технарям бывает удобнее думать не ограниченными плоскими поверхностями, а  пересечениями бесконечных плоскостей.

2**В некоторых случаях части угловатой поверхности иногда могут давать отсвет друг на друга, например, когда свет светит на внутреннюю поверхность угловотой поверхности буквы “П”, но это тоже легко учесть, зная что свет отражается от гладких поверхностей под тем же углом, что падает (а от матовых рассеивается, как – зависит от конкретной поверхности), и перемещается по прямым (или просто понаблюдав вживую).

4* Простой пример – угол куба. Однако не всегда перелом формы это угол. На руке углов нет, а переломы формы есть.

5* Иногда поверхности предметов плавно изгибаются. Правильно нарисовав несколько раз такие поверхности, смотря при этом на них в реальной жизни, а также порисовав пару раз шар и куб, вы хорошо поймете светотень на таких поверхностях. Суть же в том, что изогнутые поверхности можно разбить на много-много мелких плоских поверхностей. Например, шар можно представить в виде футбольного мяча с сотами маленьких поверхностей.Если так сделать, то становится понятно, почему свет на изогнутой поверхности именно такой.

Таким образом можно разбить любую гладкую фигуру. В каких-то случаях это легко сделать мысленно, в каких-то вы будете всё понимать из предыдущего опыта (порисовав несколько раз базовые геометрические формы, вы сможете рисовать их сплюснутые и вытянутые варианты, а в каких-то случаях придется поломать голову над конструкцией (см. следующую часть).

5** Расстояние до ограниченного по размерам источника света тоже играет свою роль: чем дальше от источника, тем слабее свет от него. Это может давать плавную растяжку тона на поверхности от более светлого к более темному. Так происходит потому, что лучи света разлетаются в разные стороны от шарика лампочки, и вблизи неё свет “плотнее”. То есть, если сложить из двух пальцев колечко, то вблизи лампочки в это колечко попадет больше лучей света, чем вдали. Солнце очень далеко от Земли, так что его лучи практически параллельны, поэтому при прямом свете солнца из окна или свете солнца на улице такого эффекта нет.

5*** Надо понимать, что области полутени, тени и света очень редко имеют по-настоящему четкие границы между собой, так что это условные области, просто названия. На деле обычно есть только градация от самой слабо освещенной части на предмете к самой темной. Это происходит потому, что поверхности предметов гладкие и потому в микроскопическом масштабе очень плавно изменяют свое направление, а значит и их тон меняется постепенно и непрерывно. То есть, если у нас есть тон из полутени, всегда можно найти более темный тон из тени, а между ними будет еще бесконечное число промежуточных тонов, постепенно утемняющихся вплоть до тона из тени (если мы взяли две близких точки и промежуточных тонов не разглядеть глазом, можно взять лупу и увидеть их под лупой). Всё дело в том, что поверхность предмета поворачивает плавно. Разве что на кубе и подобных угловатых фигурах есть резкие границы полутени и тени.

Читайте также:  Что делать при переломе со смещением

Предыдущая часть, в которой я рассказываю о базовых понятиях светотени 

Следующая часть, в которой я рассказываю о том, как всё это применить к сложным предметам

Recent Posts

    Источник

    §4 Элементы формообразования. Простые и сложные формы

    Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур.

    Более сложные объекты обычно называют комбинированными, имея в виду, что данный объект в своей основе представляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести, например, машину любого вида, животных и множество других объектов действительности.

    Не случайно художники, подчеркивая геометрическую форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот – цилиндрическую, а тот – шарообразную и т. п.».

    Геометрическая основа строения объектов окружающего мира вовсе не означает, что при рисовании надо изображать геометрические формы. Проблема заключается в следующем: за внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке построить форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур или плоскостей, усложняя ее до полного реалистического изображения.

    Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно представить, что горло – это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усеченных конусов (ил. 39).

    39. Анализ строения формы кувшина

    Давайте сделаем анализ формы предметов, входящих в несложный натюрморт (ил. 40).

    Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму.

    Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.

    Сложным объектом для изображения является лошадь. Вообразить особенности ее строения можно с помощью геометризации и обобщения формы. Сравните геометрическую конструкцию формы лошади и ее реалистическое изображение.

    40. Натюрморт

    «Обрубовка» формы помогает лучше представить объемно- пространственное изображение, перспективное сокращение поверхностей. Голова лошади представляет усеченную пирамиду, тело – цилиндр.

    41 а. Геометрическое обобщение формы лошади (А. Лаптев) б. Реалистическое изображение лошади

    42. Последовательность движения бегущей лошади (по А. Лаптеву)

    Рисунки выдающегося японского художника К. Хокусая представляют значительное явление в мировой графике. Многие из них являются образцами для учебников. Композиции и рисунки Хокусая построены на основе пластического анализа и конструктивного разбора формы. Он показывает, что в основе всех живых форм лежат геометрические фигуры. Однако анализ не заслоняет ощущения натуры, поэтического восприятия природы. Наглядность метода мастера видна из сопоставления схематических рисунков и завершенных работ.

    43. К. ХОКУСАЙ. Животные. Из альбома «Ускоренное руководство по рисованию». 1812-1814 гг.

    Кроме конструкции и общей формы предметов, мы видим и передаем в рисунке контур (абрис), то есть внешнее очертание.

    44. Превращения яблока

    Интересно отметить, что можно образовать новую форму не только за счет прибавления объема, как в лепке, но и отнимая объем, как в скульптуре. При этом внешние очертания предмета могут измениться до неузнаваемости. Посмотрите, какие метаморфозы произошли с яблоком (ил. 44). Как изменилась его круглая форма!

    Обратите внимание, что контур предметов в рисунке должен соответствовать их строению и общей форме.

    Читайте также:  Болит нога после перелома голеностопа

    Сложным объектом, с точки зрения формообразования, является человек. Можно представить, что голова – это шар, шея – цилиндр, грудная клетка – бочонок, руки и ноги – тоже цилиндрической формы и т. п.

    На примере обобщенно-геометризированной гипсовой головы «обрубовки» (ил. 46) видно, что голова в целом построена по принципу геометрических объемов и ее изображение состоит из комбинации усложненных геометрических тел. В такой геометризированно-обобщенной форме очень четко и наглядно расшифровывается объемное построение головы и ее деталей.

    В дальнейшем, рисуя живую голову, необходимо не потерять ощущение тех больших плоскостей, которые так хорошо просматриваются в «обрубовке».

    45. РУБЕНС. Схематический рисунок головы человека

    Геометрические схемы помогают и в рисовании человека. Этот забавный рисунок показывает превращение лица в орнамент.

    46. А. ДЮРЕР. Аналитический рисунок построения головы человека

    47. Скелет человека

    Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роль каркаса в строении фигуры (ил. 47).

    Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.

    С помощью таких человечков (ил. 48) легко передать любое движение. Сначала рисуем как бы проволочный скелет, а затем превращаем его в человека, наращивая объем.

    48. Проволочные человечки

    49. Хоккеисты

    50. Веселые человечки Такие веселые человечки, нарисованные с помощью овалов, тоже помогают передать разнообразные движения.

    Следующая глава >

    Похожие главы из других книг:

    2. ФОРМЫ ЖИЗНИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

    Клубы авторской песни
    Клубы авторской песни (первоначально называвшиеся клубами самодеятельной песни — КСП) стали первой естественной формой жизни движения авторской песни, выросшей из постоянных встреч авторов, исполнителей и любителей

    Глава 1 Зрительное восприятие формы и пространства
    Компьютер позволяет быстро трансформировать геометрию объекта, подобрать цвет, выполнить сложные графические построения, имитировать различные визуальные эффекты, анимировать изображение. К сожалению, кажущаяся

    Простые вещи
    Михайлов стоит около метро и просит подаяние. Ему подают скупо, потому что молодой, здоровый и пока еще прилично одетый мужик не вызывает сострадания. Но после того что произошло, он не может устроиться ни на какую работу — иногда, правда, его берут грузчиком,

    §2 Восприятие формы. Многообразие форм
    Все, что нас окружает, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и

    Стилизация формы

    Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема.

    60. Принципы стилизации: а –

    Источник

    Муниципальное автономное учреждение

    дополнительного образования

    «Детская школа искусств» города Когалыма

    Конспект занятия

    по предмету: «РИСУНОК»

    на тему: «Наброски фигуры человека»

    2 класс

    г. Когалым, 2019

    Тип урока: освоение нового материала,совершенствование иуглубление полученных знаний, навыков и умений.

    Тема урока рассчитана на 5 академических часов. Академический час – 40 минут.

    Временной план урока:

    • Теоретическая часть – 0,5 а. ч.

    • Практическая часть – 2,5 а. ч.

    • Самостоятельная работа – 2 а. ч.

    План работы над темой:

    1. 0,25 а. ч. – постановка основной цели и задач для ее выполнения

    2. 0,25 а. ч. – объяснение теоретической основы темы

    3. 2,5 а. ч. – выполнение зарисовок фигуры

    4. 2 а. ч. – самостоятельная работа

    План урока:

    1. Организационный момент

    2. Объяснение материала

    3. Практическая работа

    4. Самостоятельная работа

    5. Подведение итогов

    Цель: выполнить зарисовки фигуры человека в статичном и динамичном положении.

    Задачи:

    1. Обучающая (дать понятие «зарисовка», виды зарисовок, «перелом формы», «плоскость грифеля», «пропорция фигуры человека», познакомить с основными пропорциями фигуры)

    2. Развивающая (продолжить обучение глазомера при выполнении зарисовок и постановки руки; продолжить приучение к правилам компоновки, научить тонально показывать «перелом формы», начать видеть всю форму целиком, «опускать» мало значимые детали)

    3. Воспитывающая (воспитать аккуратное и быстрое ведение работы)

    Оборудование: листы формата А4, простые карандаши, пастель, ластик, натура.

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    Преподаватель здоровается с детьми и отмечает присутствующих. Затем ученики берут планшеты и выбирают себе место, для выполнения зарисовок и решают кто первый будет позировать. В качестве натуры выступают все дети по очереди. Позируют сидя.

    1. Объяснение материала

    Читайте также:  С переломом лодыжки на работу

    Перед началом объяснения нового материала преподаватель проверяет «оставшиеся» знания с прошлых уроков.

    Дети, что такое «композиция»?

    Композиция – организация элементов (объектов), для которых характерно наличие доминанты и ее поддержки, которые подчинены общей идее автора.

    Как нужно ее компоновать на формате?

    Первое требование хорошей компоновки — это корректное соотношение между предметами и пустым пространством листа. Изображение на листе не должно быть слишком крупным или слишком мелким.

    Также изображение не должно находиться слишком низко или слишком высоко в формате листа. Зрительно мы ощущаем «тяжесть изображения», для нашего сознания изображенные предметы имеют ту или иную массу. Поэтому свободное пространство между низом изображения и нижним краем листа (нижнее поле) должно быть шире, чем верхнее. Это пустое пространство снизу играет роль «постамента», на котором держится тяжесть изображенных масс. Если этот «постамент» будет слишком низким предметы начнут «проваливаться» за край листа.

    Изображение должно быть уравновешенным. То есть, его левая и правая половины должны быть равны по массе. Если на каком — то одном крае формата изображены предметы большего размера, чем на противоположной стороне — вся композиция визуально перевешивается, вызывает у зрителя чувство «не устойчивости».

    Что такое «пропорция» в рисунке?

    Пропорции — соразмерность всех частей художественного произведения или архитектурного сооружения, их соответствие друг другу и определенное соотношение с целым.

    Пропорциональные соотношения – соотношения большого к малому.

    Какие вы знаете пропорции фигуры человека?

    Практически все пропорции человека мерятся собственной головой данной фигуры. В полный рост вмещается восемь голов, верхние тазовые кости делят фигуру строго пополам. Ширина плеча равна длине одной головы от еремной ямки. Длина рук – до середины бедренной кости. Локтевой сустав делит руки (вместе с кистью) строго пополам. Коленный сустав находится на середине расстояния от ступней до нижних тазовых костей. Длина ладони равна лицевой части головы. Округлые головки пятипястных костей делит ладонь пополам. Ширина головы (анфасовое состояние) равна половине длины головы, ширина, в профиль — равна длине головы (по горизонтали). Длина ступни равна длине головы.

    Данные пропорции характерны для фигуры человека среднего возраста.

    С него начинается рисование сложных предметов, на пример фигуры человека? Как вы будите ее рисовать?

    Любую сложную форму, на примере фигуры человека, можно представить в виде простых геометрических фигур, которые расположены на формате согласно законам композиции.

    Как вы думаете, что такое «зарисовка»?

    Зарисовка – быстрый рисунок, приучающий глаз видеть цельную форму, опускать малозначимые детали, выполняется он без линий построения, иногда с условной светотенью.

    Что такое, по – вашему мнению, «перелом формы» в рисунке и для чего он нужен?

    Перелом формы в академическом рисунке – это своего рода «граница» между светом и тенью, для которого характерна сильная тональность, а также выявляет форму, показывает объем. Изображение «перелома форма» делается бочком карандаша, т. е. пятном, поверх которого потом наносится штрих.

    1. Практическая работа

    Когда дети готовы к работе над зарисовками, сначала преподаватель наглядно демонстрирует последовательность выполнения, затем они самостоятельно.

    Перед тем как начать работать, находится «выигрышное» место перед натурой, зрительно отмечается «опорная точка». На формате отмечаются две крайние точки – сверху и снизу, затем середина (тазовые кости). Прямой горизонтальной линий рисуется – линия плеч, локтей, таза, колен, также этой линией отмечается их положение (прямо горизонтально они или под определенным углом). Когда сделано данное «мероприятие» одной линией рисуется пластика фигуры, затем уточняются пропорции и детали. Далее «бочком карандаша» рисуется «перелом формы».

    Зарисовки выполняются как линеарно, так и тонально.

    1. Самостоятельная работа

    Дома при помощи интернет – ресурсов познакомится с академическим подходом в выполнении зарисовок. Выполнить 5 зарисовок фигуры человека в разных положениях.

    1. Подведение итогов

    В конце урока, дети на полу раскладывают все свои зарисовки, и сами их оценивают, затем преподаватель комментирует их. После оценки работы подписываются и сдаются.

    Источник