Перелом челюсти снять резинки

Перелом челюсти снять резинки thumbnail

Спасибо всем, кто оставил комментарии и поддержал мою задумку про стоматологический ликбез. Теперь у меня есть, чем заняться в свободное от работы время, и, думаю, первые записи об анатомии зубов появятся уже на следующей неделе.

А пока я хочу вернуться к актуальной теме последнего времени  — переломам нижней челюсти. Точнее, к лечению переломов нижней челюсти. В нем существует масса спорных моментов — шинировать-не шинировать, оперировать-не оперировать, удалять-не удалять… И, как показала практика, единого мнения по этим спорным моментам до сих пор нет.

  
(пример правильного лечения ангулярного перелома нижней челюсти)

Ниже я постараюсь обозначить четкие критерии, исходя из которых выбирается тактика лечения переломов. Если кто-то из моих коллег не согласен с нижесказанным — я жду аргументированные комментарии. Давайте побеседуем об этом.

Спорный момент №1. Нужно ли что-то делать вообще?
 Даже в самых простых случаях (односторонний закрытый перелом вне зубного ряда без смещения отломков) необходимо, как минимум провести мероприятия, направленные на профилактику возможных осложнений:
 — случайного смещения отломков челюсти
 — возможного инфицирования области перелома
 — развития воспалительных явлений в окружающих область перелома мягких тканях
 — случайной повторной травмы
Для этого нужна временная, на пару недель, иммобилизация нижней челюсти любым доступным способом, проще говоря, зафиксировать ее в прикусе. Это можно сделать с помощью пращевидной повязки, но гораздо удобнее (и надежнее) прибегнуть к лигатурному межчелюстному связыванию (например, по Айви). Имейте ввиду, чем больше связок сделано — тем лучше. Классические две связки по Айви (обычно в области четверок-пятерок) создают большую нагрузку на пародонт зубов и могут привести к их повреждению. Поэтому делать нужно, минимум, четыре.
Если же перелом сложный (со смещением, множественный, двух- или трехсторонний, открытый, в пределах зубного ряда), то лечение нужно обязательно. В противном случае можно остаться инвалидом.

Спорный момент №2. Пращевидная (элластическая) повязка.
Смысл ее — создать видимость» лечения». Даже при лечении травм нижней челюсти без повреждения целостности кости (ушибах и вывихах) польза от нее крайне сомнительная.
Во-первых, вряд ли пациент будет носить ее в том режиме, который рекомендует доктор.
Во-вторых, даже при очень тугом бинтовании существует значительная подвижность нижней челюсти, которая может привести к осложнениям.
В-третьих, пользоваться ей очень неудобно. Она громоздкая и некрасивая.
В-четвертых, эластическая повязка пережимает сосуды лица, что создает дополнительный дискомфорт, не говоря уже о риске развития синдрома длительного сдавливания (СДС).
Насколько мне известно, на курсе хирургической стоматологии в университетах до сих пор заставляют студентов шить эти самые пращевидные повязки. С той же практической пользой можно заставить студентов-юристов учиться современной юриспруденции по законнику великопетровских времен.

Спорный момент №3. Шинировать или нет?
Как я уже отмечал выше, иммобилизация нижней челюсти требуется в любом случае, даже при переломах без смещения. Пусть временная, но требуется. Ибо лечить потом осложнения гораздо неприятнее.
В случае перелома нижней челюсти со смещением полноценное шинирование ОБЯЗАТЕЛЬНО, вне зависимости от локализации перелома.
Иногда шинирование применяют также для лечения травматических вывихов и ушибов нижней челюсти. Я думаю, что это оправдано.

до лечения

после репозиции и иммобилизации отломков шинами Васильева с межчелюстной резиновой тягой

Спорный момент №4. Зачем нужны шины Тигерштедта, если есть межзубное связывание?
Вся прелесть шин Тигерштедта состоит в том, что они равномерно распределяют нагрузку на весь зубной ряд. Поэтому, несмотря на всю их громоздкость, они меньше повреждают зубы, чем, скажем, две лигатурные связки по Айви. Последние часто либо перегружают, либо вытягивают зубы из десны, причем до такой степени, что их потом не спасти.
Переломы челюстей со смещением с помощью лигатурного связывания иммобилизировать нельзя — оно не создает нужной фиксации и может мешать правильной репозиции отломков.
Также в случае с резиновыми тягами пациент чувствует себя более безопасно. В случае каких-то проблем (например, при рвоте или тошноте, иногда сопровождающих черепно-мозговые травмы) резинки можно легко перерезать ножницами и открыть пациенту рот. В случае с проволочными лигатурами сделать это невозможно, что приведет к асфиксии рвотными массами и смерти пациента.
Запомните — пациентам с сочетанной черепно-мозговой травмой жесткое связывание противоказано!
Некоторые локализации переломов требуют вытяжения, которое создает резиновая тяга.
Ну и, последнее — чем меньше у пациента зубов, тем больше показаний для применения шин Тигерштедта.

Спорный момент №5. Шины Васильева или шины Тигерштедта?
Разница следующая: шины Тигерштедта изготавливаются индивидуально, в то время как стандартные шины Васильева выпускаются медицинской промышленностью. Нужно ли говорить, что все индивидуальное работает лучше, нежели стандартное?
Форма шин Васильева (лента с крючками) такова, что под ними часто образуются пролежни, повреждается пародонт и эмаль зубов. В то время как правильно изготовленные индивидуальные шины Тигерштедта наносят зубам гораздо меньший ущерб.

стандартная ленточная шина имени Васильева. Широкая и неудобная.

индивидуальная проволочная шина имени Тигерштедта. Обратите внимание на ее толщину и размеры

Спорный момент №6. Нужно ли удалять зубы из области перелома?
Чаще да, чем нет. Зубы из области перелома удаляются в следующих случаях:
 — если это зуб мудрости. Причем неважно, ретинированный он или нет.
 — если это многокорневой зуб и линия перелома проходит между его корней.
 — если это зуб с невылеченным периодонтитом или какими-то периапикальными воспалительными процессами (например, кистой или гранулемой).
 — если зуб не подлежит лечению или перелечиванию по ортопедическим или терапевтическим показаниям.
 — если зуб подвижен, вне зависимости от степени подвижности.
 — если зуб мешает правильной репозиции и фиксации отломков челюсти.
 — если зуб сильно поврежден (например, низкий перелом коронки с обнажением пульпы). Это условное показание к удалению, иногда такие зубы можно сохранить.
 — если зуб вывихнут или вколочен.
 Во всех остальных случаях зубки можно сохранить, но они требуют тщательного наблюдения.

ретинированная восьмерка прямо в линии перелома

Одно движение — и нет больше восьмерки. 

Спорный момент №7. Делать ли остеосинтез?
Накостный остеосинтез ОБЯЗАТЕЛЕН  при любых переломах челюсти со смещением отломков, либо если существует угроза такого смещения.
Он также необходим, если нет возможности надежно иммобилизировать нижнюю челюсть (например, при отсутствии большей части зубов).
Также не стоит забывать, что длительное ношение шин сильно повреждает зубы и пародонт и иногда, после шинирования, пациент вынужден тратить массу времени и денег на восстановление поврежденных зубов и десен. Поэтому, чем меньше пациент носит шины — тем лучше. А остеосинтез позволяет сократить время иммобилизации челюсти буквально до считанных дней (7-14 дней максимум).
К тому же, современные технологии делают подобную операцию очень комфортной и безопасной. Иногда даже не требуется госпитализации.

      

Спорный момент №8. Остеосинтез минипластинами или чем-то еще?
Если не рассматривать минипластины, то остеосинтез можно сделать спицей Киршнера, скобой с памятью формы или даже внеротовым аппаратом (например, аппарат Рудько или Бернадского).
Но наиболее удобным и безопасным на сегодняшний день является именно остеосинтез минипластинами. Внеротовые аппараты забудьте и никогда больше не вспоминайте.

Спорный момент №9. Операция остеосинтеза делается из полости рта или через разрезы на коже?
Современные технологии (в том числе, эндоскопия) позволяют провести операцию остеосинтеза в любом участке нижней челюсти из полости рта, без кожных разрезов.

вид операционной раны после остеосинтеза

Спорный момент №10. Когда снимать шины Тигерштедта?
Чем пациент старше — тем больший срок требуется для реабилитации.
Если не проводилась операция остеосинтеза, шины можно снять на 30-45 день, в зависимости от локализации и сложности перелома.
После операции остеосинтеза шины можно снять через 5-14 дней, также в зависимости от сложности перелома.

Читайте также:  Переломы скуловой кости стоматология

Спорный момент №11. Нужно ли ждать, пока на рентгене исчезнет линия перелома?
Не нужно. Можно спокойно снимать иммобилизационные шины в указанные выше сроки.
Очень часто линию перелома видно в течение полугода после получения травмы или даже дольше. Это не значит, что полгода нужно ходить с шинами.

ортопантомограмма через 4,5 месяцев после операции остеосинтеза

Спорный момент №12. Нужно ли принимать какие-то лекарства после операции остеосинтеза или после шинирования?
Чаще всего нужно. Любой перелом со смещением в пределах зубного ряда является открытым. Это значит, что существует риск инфицирования места перелома (особенно в условиях затруднения гигиены из-за шинирования) и развития травматического остеомиелита. А это травматический остеомиелит — очень-очень страшная штука.
Если перелом без смещения и находится за пределами зубного ряда — от антибактериальной терапии можно отказаться.

Спорный момент №13. Целесообразен ли прием витаминов и препаратов кальция для ускорения заживления перелома?
Да, целесообразен. Особенно нужны витамины группы Д, витамины С и Р, при повреждениях нервов — витамины группы В. 
Прием препаратов кальция считаю излишним, поскольку после перелома уровень кальция в крови увеличивается и он просто не усваивается организмом. Об этом я уже писал.

Спорный момент №14. За какое время заживает перелом нижней челюсти.
Сроки заживления переломов очень индивидуальны и зависят от локализации и сложности перелома, возраста пациента и проводимого лечения. Но, в среднем, срок полной реабилитации составляет 45-60 дней.

Спорный момент №15. Справедливо ли мнение, что перелом нижней челюсти возник из-за недостатка кальция в организме?
Нет, это миф. Почему — читайте здесь.
Увы, но чаще всего переломы нижней челюсти случаются по глупости…

Спорный момент №16. Для лечения переломов нижней челюсти нужно обязательно госпитализироваться.
Нет, не обязательно. Шинирование при переломах нижней челюсти можно провести в условиях амбулаторной клиники. Оно, собственно, и должно там проводиться.
Операция остеосинтеза также может быть проведена в обычной стоматологической клинике, за исключением случаев перелома мыщелкового и венечного отростков и высоких переломов ветви нижней челюсти.

ОБЯЗАТЕЛЬНА госпитализация пациентов в случае сочетанной, особенно черепно-мозговой, травмы, при сложных или осложненных переломах нижней челюсти или невозможности провести лечение в амбулаторных условиях.

О том, что можно сделать в обычной стоматологической клинике, читайте здесь>>

Такие дела.

Может быть, есть еще какие-то непонятные Вам моменты в лечении переломов и травм нижней челюсти? Давайте их обсудим!

Спасибо за внимание.

С уважением, Станислав Васильев.

Источник

Лечение челюстных травм не обходится без применения шин для фиксации смещенных или осколочных фрагментов. В медицинскую задачу входит соединение костных тканей с максимальной плотностью прилегания.

Шина при переломе челюсти выполняет функцию индивидуального крепления, или иммобилизации, костных отломков. Однако такие повреждения требуют продолжительного и трудоемкого лечения.

Шинирование при переломе челюсти является основным методом скрепления конструкции до ее окончательного срастания.

Особенности конструкции

Методика шинирования создана военными врачами в прошлом веке. Усовершенствованы способы наложения, применяются новые материалы, но принципы лечения сохранены по сей день.

Шинирование нижней челюсти при разрушении костной структуры применяют с целью фиксации элементов для правильного срастания в максимально короткие сроки. Профессиональное лечение осуществляется либо с помощью проволочной конструкции, либо пластмассовых элементов.

Прежде чем закрепить сломавшиеся кости, необходима операция по восстановлению нормальной формы лица и удаления отломков. Также врач занимается обработкой разрывов тканей и кровеносных сосудов.

Конструктивные решения различны:

  1. Ленточные шины Васильева. Крепление с зацепными петлями из бронзоалюминиевой проволоки устанавливают на зубах. Фиксация производится посредством резиновой тяги. Простое и недорогое приспособление выполнено из нержавеющей стали.
  2. Шины Тигерштедта выполнены из алюминиевой проволоки. Самые распространённые три конструкции.

Первая — гладкая шина-скоба.

Вторая — состоит из резиновых тяг и петель для сцепления.

Третья — шина с распорочным изгибом.

Крепление к зубам осуществляется проволочными лигатурами индивидуально каждому пациенту. Эффективна одночелюстная шина-скоба. Бронзоалюминиевые лигатуры удерживают конструктивные элементы. Важные преимущества — в равномерном распределении нагрузки и минимальном травмировании зубов.

Лечебные шины обладают особенными качествами.

Самыми распространенными материалами являются медь и алюминий. Толщина проволоки составляет не более 2 мм. На одного больного обычно требуется 8 г алюминия и 9 г проволоки из сплава бронзы и алюминия.

Шина изготавливается строго индивидуально, чтобы в точности соответствовать зубной дуге.

Манипуляции с наложением проводят под местным обезболиванием.

Чем тяжелее перелом челюсти, тем сложнее конструкция с крючками и кольцами для фиксации костных тканей.

Без шинирования, т. е. обездвиживания челюстей, обойтись нельзя.

В противном случае пациенту грозит:

  • повторная травма путем смещения обломков;
  • инфицирование раны;
  • воспаления мягких тканей.

Антибактериальная терапия и противостолбнячные инъекции обязательны для исключения риска заражения в период лечения травмы.

При ношении шины пациент должен проходить регулярные осмотры и делать рентгеновские снимки челюсти. После окончания курса лечения шина снимается врачом.

Виды шинирования

Панорамный снимок места перелома позволяет подобрать и с точностью установить необходимую шинную конструкцию.

Методики зависят от особенностей травмы костной ткани:

  • одностороннее шинирование производят на поврежденной области медной проволокой;
  • двустороннее шинирование — это фиксация частей жесткой проволокой с двух сторон. При необходимости устанавливают крючки и кольца для укрепления прочности конструкции;
  • двухчелюстное шинирование применяют в самых тяжелых случаях — двусторонних переломах со смещением частей. Крепления держатся на крепких зубах или устанавливаются в просверленные отверстия кости. Соединяют челюсти резиновыми кольцами, закрепленными на крючках.

Жесткое крепление не позволяет пациенту открывать рот. Усиливает соединение подбородочная праща. Вспомогательное приспособление препятствует провисанию, прижимает подбородок снизу.

Шинирование зубов при переломе нижней челюсти возможно как мера первой помощи в ожидании скорой. Пострадавшему следует зафиксировать челюсть, туго замотав бинтом его голову, как показано на фото:

Лечение переломов челюсти без шинирования требует продления сроков восстановления организма, поэтому данная методика установки фиксирующих каркасов используется практически в большинстве случаев.

Наложение шины меняет особенности питания, приводит к необходимости употреблять жидкую и протертую пищу.

Соблюдение правил и рекомендаций стоматолога усилит эффективность лечения и приведет к максимальной отдаче от этапа шинирования.

Правильное питание во время ношения шины

Рацион существенно влияет на процесс заживления перелома челюсти. Ресурсы организма должны обеспечивать снабжение костных тканей микроэлементами.

Выполнять следует основные рекомендации:

  • питаться придется через трубочку кашеобразными блюдами;
  • еда должна быть калорийной и разнообразной;
  • особое внимание нужно уделять продуктам с повышенным содержанием кальция, кисломолочным изделиям.

Категорически нельзя принимать алкогольные напитки. Рвота может стать причиной смерти из-за невозможности открыть самостоятельно рот. Человек просто захлебнется рвотным содержимым.

В питании рекомендуют использовать детские смеси и коктейли для спортсменов.

Снятие шин

Период ношения шин — важный этап лечения травмы челюсти. Срок составляет не менее полутора месяцев, но в каждом случае он индивидуально определяется в зависимости от тяжести травмы. При сращивании костных тканей сложных переломов продолжительность иммобилизации достигает 60 дней.

В тяжелых случаях переломов со смещением фиксирующая шина может находиться до года, а пациенту затем предстоит многолетняя восстановительная терапия.

На срок ношения шины влияют:

  • возраст больного;
  • наличие хронических заболеваний;
  • характер перелома;
  • своевременность оказания медицинской помощи

При ношении шины пациент должен проходить регулярные осмотры и делать рентгеновские снимки челюсти. После окончания курса лечения шина снимается врачом.

Лечение не заканчивается после снятия конструкции. Дальше предстоит постепенная и кропотливая реабилитация: разработка челюсти и восстановление традиционного питания.

Время ношения шины требует от больного выдержки и желания преодолеть трудную жизненную ситуацию. Только совместные усилия пациента и врача приведут к эффективному результату без осложнений.

Лечение перелома челюсти при помощи шинирования является главной методикой, многолетний опыт применения которой показал свою эффективность на примере тысяч выздоровевших пациентов. Однако такое лечение является достаточно длительным и требует поддерживающей медикаментозной терапии.

Источник

Òðàâìà

(êàê ÿ â ïåðâûé ðàç ÷óòü íå ïîïðîùàëàñü ñ çóáàìè)

Ìíîãèå ðàññêàçû íà÷èíàþòñÿ òàê: ïîäðàëñÿ ñ ìóæèêàìè ïî ïüÿíè, ñëîìàëè ÷åëþñòü.

Ìîé ñëó÷àé ïðîèçîøåë äîìà âî âðåìÿ óáîðêè. Óïàëà ïðÿìî íà ïîäáîðîäîê ñ âûñîòû (íå çíàþ, ãäå íàõîäèëèñü ìîè ðóêè â ýòîò ìîìåíò).

Читайте также:  Деротационный ортез при переломе шейки бедра

Ñèëüíåéøèé óäàð íèæíåãî çóáíîãî ðÿäà ïî âåðõíåìó. Øîê.

Äóìàëà, êîãäà îòêðîþ ðîò, âûâàëÿòñÿ âñå çóáû. Íî íåò – âñå óöåëåëè.

«Ïåðåëîì» – îáðàäîâàëñÿ äîêòîð ðàéîííîãî òðàâìïóíêòà (âèäèìî ÷åëþñòè ó íèõ áûâàþò ðåäêî).

«Íóæíî ãîñïèòàëèçèðîâàòüñÿ, øèíêó íàëîæàò èëè îñòåîñèíòåç» — çâó÷àëî êàê âî ñíå. «Âîò âàì àäðåñ áîëüíèöû è íàïðàâëåíèå, ñåãîäíÿ â òå÷åíèå äíÿ ïðèåçæàéòå ê íèì».

Íà ðåíòãåíå âñå âûãëÿäåëî íåóáåäèòåëüíî, ñëîè íàêëàäûâàëèñü íà ñëîè, ÷åòêîé ëèíèè ðàçëîìà íå âèäíî. Íå âåðþ!

Ñòàëà èñêàòü, ãäå ñðî÷íî ñäåëàòü òîìîãðàôèþ. ÊÒ íå íàøëà (à íóæíà áûëà èìåííî îíà), ñäåëàëà ÌÐÒ. Ïîäòâåðäèëè, ÷òî ïåðåëîì. Ñîáðàëà âåùè è âñþ ðåøèòåëüíîñòü, ïîåõàëà ñäàâàòüñÿ â áîëüíèöó (ê òîìó âðåìåíè áûëî óæå ÷àñîâ 8 âå÷åðà).

3 ÷àñà â ïðèåìíîì îòäåëåíèè, íîâûå ðåíòãåíû, îæèäàíèå êàêèõ-òî áóìàã, çàïîëíåíèå êàêèõ-òî áóìàã. Îáû÷íàÿ áîëüíèöà, äåëî ê íî÷è, êòî ñ ÷åì ïîñòóïàåò: ìèìî, íàïðèìåð, ïðîâîçÿò îêðîâàâëåííîãî áîìæà, êîòîðûé âñþ äîðîãó ïûòàåòñÿ âñòàòü è ñáåæàòü… Ðîìàíòèêà.

Íåóæåëè íóæíà îïåðàöèÿ? Êàê âûãëÿäÿò ýòè øèíû, êàê ñ íèìè æèòü? Ó ìåíÿ æå ðàáîòà.

«Âîçìîæíî ïðè ïåðåëîìå â ýòîì ìåñòå îáîéäåòñÿ áåç îïåðàöèè, óòî÷íèòå ó ëå÷àùåãî âðà÷à, çàâòðà ñäåëàþò âàì ÊÒ. Øèíû – íîðìàëüíî. Êðåïÿòñÿ íà çóáû. Ãîâîðèòü ñìîæåòå, âñå ãîâîðÿò. Ïèòàíèå ÷åðåç òðóáî÷êó. Âñå åäÿò íîðìàëüíî. ×åðåç 2 äíÿ âñå ïðèâûêàþò îáû÷íî.» – îáúÿñíèë äîêòîð â ïðèåìíîì.

Ãäå-òî â 11 âå÷åðà ÿ ïîïàëà â îòäåëåíèå è çàñåëèëàñü â ïàëàòó. Òàì âñå óæå ñïàëè, òåìíî, ÿ ïåðåîäåëàñü è ïîøëà íà ðàçâåäêó ê ìåäñåñòðàì.

Ñïðîñèëà, áóäóò ëè ìíå ñåãîäíÿ ÷òî-òî äåëàòü èëè ìîæíî ñïàòü. «Áóäóò. Ëó÷øå ïîäîæäèòå â ïàëàòå, çà âàìè çàéäóò».

Ëåæó â òåìíîòå æäó, ïåðåïèñûâàþñü ñ ðîäíûìè. Ïðîøëà öåëàÿ æèçíü, à ïî ôàêòó ÷àñà äâà. Ïîøëà íà ïîñò, ñìîòðþ, à òàì óæå ñâåò âûêëþ÷åí è íå âèäíî íèêîãî. Îíè âñå ñïÿò? È ÷åãî ÿ æäó?

Ëåãëà. Ïðî ñîí êîíå÷íî ìîæíî áûëî çàáûòü. Åùå ÷åðåç ÷àñ â êîðèäîðå íà÷àëàñü êàêàÿ-òî àêòèâíîñòü, äâåðè íà÷àëè îòêðûâàòüñÿ, çàêðûâàòüñÿ, è ìåíÿ ïîçâàëè â êàáèíåò ñ òàáëè÷êîé «Øèíèðîâàíèå».

Ïîòîì êòî-òî ìíå ãîâîðèë, ÷òî ýòè øèíû èçãîòàâëèâàþò ñïåöèàëüíî, ïîýòîìó ïðèøëîñü æäàòü. Ìîæåò è ïðàâäà.

Øèíèðîâàíèå

(êàê ÿ âî âòîðîé ðàç ÷óòü íå ïîïðîùàëàñü ñ çóáàìè)

Ðÿäîì ñ êðåñëîì â ïëåâàòåëüíèöå (èëè êàê òàì åå) çàìåòèëà êóñî÷êè æåëåçíîé ïðîâîëîêè ñ ðîçîâåíüêèìè òàêèìè ìèëûìè êàïëÿìè êðîâè, îäíîâðåìåííî ñ ýòèì óâèäåëà çàíåñåííûé ê ïðîòèâîïîëîæíîé îò ïåðåëîìà ñòîðîíå øïðèö ñ îáåçáîëèâàþùèì (çíà÷èò ÷òî-òî ñòðàøíîå áóäåò).

«Ó ìåíÿ íå çäåñü…» – ïîïûòàëàñü âîçðàçèòü ÿ, ïîêàçûâàÿ íà ìåñòî ïåðåëîìà.

«Àëëåðãèÿ åñòü?» – íå äàëà ìíå äîãîâîðèòü æåëåçíàÿ ëåäè è óêîëîëà ñ îáåèõ ñòîðîí.

ß ñòàðàëàñü íå ñëóøàòü ãðîõîò æåëåçíûõ øòó÷åê ðÿäîì ñ ñîáîé íà ïîäíîñå (èëè êàê òàì åãî) è íå çàäóìûâàòüñÿ îá èõ êîëè÷åñòâå.

Øèíà Òèãåðøòåäòà – ðàçðàáîòàíà â 1915 ãîäó âîåííûì âðà÷îì. Äî ñèõ ïîð ñ÷èòàåòñÿ ëó÷øèì ñðåäñòâîì äëÿ ôèêñèðîâàíèÿ ÷åëþñòè. Ýòî ÿ ïîòîì âû÷èòàëà, à â òîò ìîìåíò ó ìåíÿ áûëà ìûñëü «Êóäà ÿ ïîïàëà?».

 ïåðâûå â æèçíè ÿ ïîðàäîâàëàñü òîìó, ÷òî ó ìåíÿ íå 32 çóáà, à ìåíüøå — èáî êàæäûé çóá îïîÿñûâàëñÿ òîíêîé æåëåçíîé ïðîâîëîêîé, êîòîðóþ î÷åíü ñëîæíî ïðîäåòü ìåæäó çóáàìè, íå ïîðàíèâ äåñíû. Ñîáñòâåííî, ñèãíàëîì òîãî, ÷òî äåñíó çàäåëè, ìîæåò áûòü òîëüêî «îé» èëè «àé» ïàöèåíòà. Èòàê, âñå ïðîâîëîêè ïðîäåòû, ÷òî äàëüøå?

Äàëüøå ïðèêëàäûâàåòñÿ øèíà è ïðèêðåïëÿåòñÿ ïóòåì ñêðó÷èâàíèÿ ïðîâîëîê âîçëå êàæäîãî çóáà. Âî âðåìÿ ñêðó÷èâàíèÿ ÿ ðåàëüíî èñïóãàëàñü çà êàæäûé ñâîé çóá – òÿíóò è ñæèìàþò ðåàëüíî ñèëüíî, à çóáû ó ìåíÿ õèëûå. Ïîñëå, êîãäà âñå ýòî æåëåçî çàêðåïèëîñü âî ðòó, âåðõíèå è íèæíèå øèíû îïÿòü-òàêè «ñòÿãèâàþò» òîíêèìè ðåçèíêàìè ñâåðõó âíèç.  ìîåì ñëó÷àå ìíå â êîìàíäíîì òîíå ñêàçàëè «Çàêðîé ðîò». È ÿ çàõëîïíóëà åãî, äàæå íå ïîäóìàâ, à â ïðàâèëüíîì ëè ïðèêóñå ÿ åãî çàêðûëà. Âèäèìî îò íåîæèäàííîñòè è èñïóãà ÷åëþñòè ìîãóò ñîìêíóòüñÿ òîëüêî ïðàâèëüíî.

– Âñå, ìîæåòå èäòè – ñêàçàëà æåëåçíàÿ ëåäè. ß ïîïðîáîâàëà äâèíóòü çóáàìè, ïðèîòêðûòü ðîò, èñïûòàëà áîëü è çàøåïåëÿâèëà.

– Âû ñëèøêîì ñèëüíî ñòÿíóëè. Ðîò íå îòêðûâàåòñÿ ñîâñåì.

– Îí è íå îòêðîåòñÿ — èñêðåííå óëûáíóëàñü âðà÷.

– À êàê æå ÿ áóäó ïèòü?

– Òàê. Ñêâîçü çóáû – åùå áîëüøå ðàçâåñåëèëàñü îíà – È åñëè áóäåòå õîðîøî óõàæèâàòü çà çóáàìè, ìîæåò áûòü ñ íèìè è áóäåò âñå â ïîðÿäêå – èíòðèãóþùå ïðîèçíåñëà îíà è ïîçâàëà ñëåäóþùåãî.

ß âûøëà ñ ÷óâñòâîì ïîëíîé îïóñòîøåííîñòè. Òî÷íåå íå ñîâñåì – ãîëîâà áûëà çàáèòà âîïðîñàìè, à ðîò áûë ïîëîí ñëþíåé, êðîâè è æåëåçà (ïî êðàéíåé ìåðå ïî îùóùåíèÿì). È âñå âðåìÿ ïðåñëåäîâàëà ìûñëü «×òî æ ÿ çóáû êàê ñëåäóåò äîìà ïåðåä âûõîäîì íå ïî÷èñòèëà». À åùå – íè ðàçó çà âñþ ïðîöåäóðó (íè ïîñëå íåå) ìíå íå ïðîïîëîñêàëè / íå ïîëèëè / íå ïðîìûëè íè÷åì äåçèíôèöèðóþùèì… È äàæå íå ñêàçàëè, íàïðèìåð, «Ïðîïîëîùè ñàìà». ß âçÿëà áóòûëêó âîäû, âûíåñëà åå â êîðèäîð èç ñïÿùåé ïàëàòû è êàêîå-òî âðåìÿ ñèäåëà ñ íåé â îáíèìêó, ïåðèîäè÷åñêè ïðèêëàäûâàÿñü. «Ïðèêëàäûâàÿñü» – ïîòîìó ÷òî ïèòü îñîáî ó ìåíÿ íå ïîëó÷àëîñü, íàïîð ÷åðåç çóáû áûë ìàëåíüêèé, è âñå ëèëîñü ìèìî.

Îñòàâøóþñÿ íî÷ü ÿ ëåæàëà è äóìàëà, êàê òåïåðü åñòü? Îíè âåäü áóäóò ñíèìàòü ýòè ðåçèíêè, ÷òîáû ïðîñóíóòü òðóáî÷êó ñ åäîé ìåæäó ÷åëþñòÿìè? Òî åñòü êàæäûé ïðèåì ïèùè èõ íóæíî ñíèìàòü è îäåâàòü, à êàê ïîòîì ñàìîé ýòî äåëàòü? Çóáû áîëåëè, äåñíû íûëè – ñïàòü êîíå÷íî æå íåâîçìîæíî. Ïðî ïåðåëîì ÿ âîîáùå ñòàðàëàñü íå äóìàòü, âñïîìèíàÿ, êàê ñèëüíî ìíå ïðèøëîñü îòêðûòü ðîò â ïðîöåññå øèíèðîâàíèÿ. ß âñòàâàëà, ïîäõîäèëà íà ïîñò ê ìåäñåñòðàì, ñïðàøèâàëà ïðî òó æåíùèíó-âðà÷à, ïûòàëàñü îáúÿñíèòü, ÷òî ïåðåñòàðàëèñü, ñëèøêîì ñèëüíî ñöåïèëè çóáû — ÷åëþñòü íàõîäèòñÿ â ïîñòîÿííîì íàïðÿæåíèè, â íåêîòîðûõ ìåñòàõ øèíà äàâèò íà äåñíó òàê, ÷òî ê óòðó, íàâåðíîå, áóäåò íåêðîç. Ìåäñåñòðû ïðèâûêøèì àâòîìàòîì îòâå÷àëè – âðà÷ íå âåðíåòñÿ, âñå íîðìàëüíî, ó âñåõ äàâèò ñíà÷àëà.

Íàñòóïèëî óòðî, äàëüøå âñå ïîøëî, êàê âåçäå – àíàëèçû, óêîëû è ïð.

ß íàêîíåö-òî ïîäîøëà ê çåðêàëó è íå óçíàëà ñåáÿ. Âûãëÿäåëà áîìæåâàòî: ñèíÿêè ïîä ãëàçàìè, ñâàëÿâøèåñÿ âîëîñû è … êàïëè çàñîõøåé êðîâè âîêðóã ðòà, êàê áóäòî ÿ çàãðûçëà êîãî-òî íî÷üþ))) È â òàêîì âîò âèäå ÿ óæå ïîõîäèëà ïî îòäåëåíèþ è ñõîäèëà íà êàðäèîãðàììó)))

Ìíîãèå òàê æå, êàê è ÿ, ðàçãîâàðèâàëè ÷åðåç ñòèñíóòûå çóáû, â îñíîâíîì ìóæ÷èíû. Äåâóøåê ñ øèíàìè ÿ íå âñòðå÷àëà. Î÷åíü ñìåøíî âûãëÿäåëè î÷åðåäè íà óêîë èëè ðåíòãåí – ðÿä ïàðíåé è ÿ ñðåäè íèõ)). Âðîäå ÿ âçðîñëûé ÷åëîâåê è âñå ïîíèìàþ, íî ÷óâñòâî þìîðà ïðè ñòðåññå ñîåäèíÿåò îáðàçû áîëüíè÷íîãî àíòóðàæà, ïèæàì, òðåíèêîâ è íàøåé ñïåöèôè÷åñêîé ðå÷è â îùóùåíèå äóðêè. Ãëàâíûì îáðàçîì æóòêî ñòàíîâèòñÿ, êîãäà ñëûøèøü ñîáñòâåííóþ óùåðáíóþ ðå÷ü (ê ñëîâó, ïîëó÷àëîñü ó ìåíÿ ãîðàçäî õóæå, ÷åì ó äðóãèõ), è êîãäà êòî-òî íà÷èíàåò ïåðåñïðàøèâàòü, åñòü òîëüêî îäíî æåëàíèå – ïîñêîðåå ñâåðíóòü ðàçãîâîð. Ïðî ðàáîòó, êîíå÷íî æå, íà ìåñÿö ìîæíî çàáûòü.

Ìíå ñäåëàëè åùå îäèí ðåíòãåí, à ÊÒ ïî÷åìó-òî ðåøèëè íå äåëàòü – ñêàçàëè, ÷òî øèíû óæå ñòîÿò. Õèðóðã ïîñìîòðåëà, âñå ëè â ïîðÿäêå ñî ðòîì, ðàññêàçàëà, ÷òî íóæíî ïîëîñêàòü àíòèñåïòèêàìè, ò.ê. çàòðóäíåíà áóäåò ãèãèåíà çóáîâ. Íîñèòü øèíû 4 íåäåëè. ß ñíîâà ïîïûòàëàñü ðàññêàçàòü, ÷òî çäåñü êàêàÿ-òî îøèáêà, ÷òî ìíå ñëèøêîì ñèëüíî âñå ñòÿíóëè. Íî âèäèìî îíè óæå óñòàëè îò òàêèõ ðàçãîâîðîâ. «Ïî-äðóãîìó íèêàê, ýòî íóæíî äëÿ ðàñïðåäåëåíèÿ íàãðóçêè íà çóáû».

Читайте также:  Лечение ребенка при переломе

Íà çàâòðàêå, êîãäà âñå øèíèðîâàííûå âçÿëè ñâîè òàðåëêè è ñòàëè åñòü ÷åðåç òðóáî÷êó, ìåíÿ íàêîíåö-òî ñðàçèëî: «ÐÅÇÈÍÊÈ ÍÅ ÑÍÈÌÓÒ», ÅÑÒÜ – ÒÀÊÆÅ ÊÀÊ ÏÈÒÜ – ×ÅÐÅÇ ÑÒÈÑÍÓÒÛÅ ÇÓÁÛ», «4 ÍÅÄÅËÈ ÐÎÒ ÁÓÄÅÒ ÇÀÊÐÛÒ ÑÎÂÑÅÌ». Ïîçæå ÿ óæå íàøëà âèäîñû, ãäå «ñ÷àñòëèâûå» ëþäè ñ øèíàìè äåëÿòñÿ âïå÷àòëåíèÿìè è ðàññêàçûâàþò, êàê è ÷òî. Åñòü ÷åðåç òðóáî÷êó – ýòî çíà÷èò åñòü ÷åðåç ñòèñíóòûå çóáû, à òðóáî÷êà íóæíà äëÿ ïîäãîíà åäû, ÷òîáû íå óäåëàòüñÿ.

Åñòü ÷åðåç çóáû

Âîäà äûðî÷êó âñåãäà íàéäåò, è åñëè òû õî÷åøü åñòü, óìåé âåðòåòüñÿ.

Âðåìÿ ìîåãî ãîëîäàíèÿ ïåðåâàëèâàëî çà ñóòêè, ò.ê. ïðè ïîïûòêàõ ïîåñòü ìíå êàçàëîñü, ÷òî íàäî ìíîé èçäåâàþòñÿ. Êàê ìîæíî òÿíóòü æèäêóþ ïèùó ÷åðåç òðóáî÷êó, êîãäà îò êàæäîãî ýòîãî äâèæåíèÿ çóáû íà÷èíàþò íûòü åùå áîëüøå?

Íåêîòîðàÿ åäà áûëà æèäêîé, íî ñ ìåëêèìè êóñî÷êàìè ãðå÷êè, êîòîðûå íà ðàç-äâà-òðè çàáèâàëè âñå, ÷òî âîçìîæíî. Èòîãî ðàç-äâà-òðè öåäèøü, ðàç-äâà-òðè-÷åòûðå ïðîïîëàñêèâàåøü âîäîé – è òàê ïî êðóãó.

Âðà÷ èç ïðèåìíîãî íå îáìàíóë: ðîâíî ÷åðåç äâà äíÿ (êîòîðûå êàçàëèñü íåäåëåé) áîëü è ñèëüíîå îùóùåíèå ñòÿíóòîñòè óøëè. Ê åäå ïðèíîðîâèëàñü, íî ïðî òî, ÷òîáû íàåñòüñÿ äî ñûòà, ìîæíî áûëî çàáûòü. Ïîïðîáîâàâ ðàçíûå âàðèàíòû, íàøëà ìåñòî â çóáíîì ðÿäó, ãäå çóáû ìåíüøå âñåãî ñìûêàþòñÿ. Òàê è åëà.

Âûïèñàëè ìåíÿ ñ òàëîí÷èêîì ÿâèòüñÿ ÷åðåç 10 äíåé. Âûõîäÿ èç îòäåëåíèÿ, ÿ çàìåòèëà íà ñòåíå ïëàêàò, ðàçúÿñíÿþùèé, êàê óõàæèâàòü çà çóáàìè:

1. íóæíî ÷èñòèòü ïîñëå êàæäîãî ïðèåìà ïèùè (÷èñòêà ïîëó÷àåòñÿ óñëîâíàÿ, ò.ê. ÷åðåç ðåçèíêè ê çóáàì ïî÷òè íå äîáðàòüñÿ)

2. èððèãàòîð (óæå ìå÷òàëà î íåì)

3. êóïèòü «âîñê äëÿ áðåêåòîâ», ÷òîáû íàíîñèòü íà êðþ÷êè øèí (äåéñòâèòåëüíî, ýòè ñâîëî÷è ïîñòîÿííî óïèðàþòñÿ â ãóáû ñ âíóòðåííåé ñòîðîíû òàê, ÷òî åùå ìåíüøå õî÷åòñÿ åñòü èëè ðàçãîâàðèâàòü)

4. ïîëîñêàòü àíòèñåïòèêàìè, íî íå óâëåêàòüñÿ, ò.ê. îò õëîðãåêñèäèíà, íàïðèìåð, òåìíåþò çóáû.

×òî??? Âû áû õîòü òêíóëè ïàëüöåì â ýòîò ïëàêàò ðàíüøå! Çà ÷åòûðå äíÿ äåéñòâèòåëüíî êàçàëîñü, ÷òî çóáû ïîòåìíåëè.

Áëåíäåð è èððèãàòîð

Äâà ïðåäìåòà, êîòîðûå îáÿçàòåëüíî íóæíû – ýòî áëåíäåð, ÷òîáû êðîøèòü åäó, è èððèãàòîð, ÷òîáû ïîòîì ýòó åäó âûìûâàòü èç-ïîä ðåçèíîê è øèí. Èíîãäà ìíå äàæå ñíèëñÿ ýòîò ïðîöåññ, ò.ê. èëè îäíî èëè äðóãîå ïðîèñõîäèëî ïîñòîÿííî. Òðóáî÷êè 5 ìì ïðèøëîñü íàéòè îïòîì, áîëüøóþ ïà÷êó. Íó åùå ãèãèåíè÷åñêàÿ ïîìàäà, ò.ê. ÿçûê ãóáû óâèäèò åùå íå ñêîðî.

Äåâî÷êè ïî æèçíè ïðèâûêëè íåäîåäàòü, ïîýòîìó â âåñå ÿ îñîáî íå ïîòåðÿëà (ìóæ÷èíû òåðÿþò îò 5 äî 15 êã). Ê òîìó æå ìîé îðãàíèçì ñèëüíî «óäèâèëñÿ», à çàòåì îáðàäîâàëñÿ òàêîìó êîëè÷åñòâó áûñòðûõ óãëåâîäîâ â âèäå ïåðåðàáîòàííîé â íîëü ïèùè, êîåé ÿ ðàíüøå íå óâëåêàëàñü.

Åëà äåòñêîå ôðóêòîâîå ïþðå, êàøè, îâîùè (äîáàâëÿÿ ñëèâî÷íîå ìàñëî äëÿ ñûòíîñòè), ñóïû, èíîãäà íåçàæàðåííûé îìëåò (ïðîâåðíóòûé ñ ìîëîêîì).

Îòêðûòèåì è ëþáèìîé îòäóøèíîé äëÿ ìåíÿ ñòàë êîêòåéëü èç áàíàíà è ìîëîêà 1/1 (òåïåðü ëþáîâü íàâåêè ê ýòîìó íàïèòêó).  îáùåé ñëîæíîñòè ïîëó÷àëîñü, ÷òî ÿ âûïèâàëà â äåíü ïîë-ëèòðà ìîëîêà, ò.ê. ìíîãî ÷òî ðàçáàâëÿëà èì.  ìîåì ñëó÷àå âñå ïðèõîäèëîñü ðàçáàâëÿòü äî êîíñèñòåíöèè âîäû, åñëè ãóùå – íå ïðîõîäèëî.

Òùåòíî ïûòàëàñü ðàçíîîáðàçèòü áëþäà, íàïðèìåð, ïîäêèíóòü ïëîâó ñåáå â ïþðå, ÷òî áûëî áåñïîëåçíî, ò.ê. ïëîâèê ïëîõî ðàçìåëü÷àëñÿ è çàñòðåâàë ñðàçó ïðè ïèòüå.

Ïðî çàïàñ âñåãäà ñòîÿëè áóòûëî÷êè ñ ýíòåðîïèòàíèåì (òàêèå ïèùåâûå ñìåñè, ãäå åñòü ìíîãî áåëêîâ è ïðî÷åãî äëÿ òàêèõ êàê ìû) – î÷åíü ñûòíî.

Ïèëà ïðîïèñàííûå ìíå ðàñòâîðèìûå âèòàìèíû è êàëüöèé, õîòÿ ãîâîðÿò, ÷òî êàëüöèÿ â åäå è òàê äîñòàòî÷íî – íóæåí âèòàìèí Ä, ÷òîáû êàëüöèé óñâàèâàëñÿ.

×òî äî øèí — ñíà÷àëà áûëà íåáîëüøàÿ ôîáèÿ çàêàøëÿòüñÿ èëè ïîïåðõíóòüñÿ. Ïîòîì ÿ ïîíÿëà, ÷òî ïðè ïèòàíèè ÷åðåç òðóáî÷êó åäà â ëþáîì ñëó÷àå äîñòàâëÿåòñÿ ìåäëåííî è â ìàëûõ êîëè÷åñòâàõ. Äà è ðåçèíêè, åñëè ÷òî, ìîæíî ðàçðåçàòü. ×èõíóëà ÿ âîîáùå òîëüêî íåäåëè ÷åðåç äâå – íè÷åãî ñòðàøíîãî íå ïðîèçîøëî.

Ñìåøíî è ìó÷èòåëüíî ó ìåíÿ ïîëó÷àëîñü ñ çåâàíèåì. Ïîäàâëÿÿ çåâîê, çóáû è ÷åëþñòü î÷åíü íàïðÿãàþòñÿ, è ñíîâà âñå íà÷èíàåò íûòü. Çàòî èç-çà ýòîãî «ïîäàâëåíèÿ» ïðîáëåì ñî ñíîì íå áûëî. Êàê òîëüêî âîò òàê «çåâíóëà» — ìèãîì ñïàòü. Âî ñíå, ê ñîæàëåíèþ, ÷åëþñòü íå ïîìíèò, ÷òî îíà â øèíàõ, ïîýòîìó èçðåäêà äåðãàåòñÿ, äîñòàâëÿÿ áîëü. Íî âñå òåðïèìî.

Ëþäè ðàññêàçûâàþò, ÷òî áîëüøå âñåãî â ýòî ïåðèîä èõ çàíèìàþò ìûñëè î åäå. Ìåíÿ ñèëüíåå âñåõ äðóãèõ ìîìåíòîâ óáèâàë íàëåò ñ âíóòðåííåé ñòîðîíû çóáîâ, ê êîòîðûì íèêàê íå ïîäîáðàòüñÿ. Àíòèñåïòèêè áåçóñëîâíî äàþò îùóùåíèå ÷èñòîòû. Íî ÿçûê-òî ïîñòîÿííî íàùóïûâàåò çóáû — è âîò îá ýòîì ÿ äóìàëà ïîñòîÿííî, è äàæå âñÿ÷åñêè ïûòàëàñü ðàñòâîðèòü ýòîò íàëåò, ïîëîùà ñîäîé èëè ëèìîííûì ñîêîì – áåñïîëåçíî. Ãîâîðÿò, ìåæçóáíîé åðøèê ïîìîãàåò, íî ÿ îá ýòîì ñëèøêîì ïîçäíî óçíàëà.

Ñíÿòèå øèí

(çóáû öåëû)

Äâà ðàçà ÿ åçäèëà â áîëüíèöó, ÷òîáû ìíå ïîìåíÿëè ðåçèíêè, è îäèí ðàç, êîãäà îäíà èç ðåçèíîê ïîðâàëàñü. Çàáàâíî, ÷òî ñ êàæäûì ðàçîì, êàê ìíå èõ ìåíÿëè, ÿ íà÷èíàëà âñå õóæå è õóæå ãîâîðèòü. Íå ïîëó÷àåòñÿ ó ìåíÿ òàê õîðîøî, êàê ó âñåõ. Âñå äåëî â òîì, ÷òî ðå÷ü â íàøåì ñëó÷àå – ýòî âûõîä âîçäóõà ÷åðåç ìåæçóáíûå ùåëè, è âèäèìî ìíå ïåðåêðûâàëè ñàìûå âàæíûå èç íèõ. Ïîä êîíåö ðîäíûå ïåðåñòàëè ïûòàòüñÿ ìåíÿ ïîíèìàòü.

Ïî îòçûâàì çíàëà, ÷òî ïðîöåññ ñíÿòèÿ øèí ñëîæíûé. Ó ëþäåé ïîñëå ñíÿòèÿ ãëàçà åùå áîëåå ïîòóõøèå, ÷åì ïîñëå óñòàíîâêè.

Âåñü ïðîöåññ ó ìåíÿ çàíÿë ìèíóò äåñÿòü. Òåðïèìî, ñêîðåå 99% – ýòî ñòðàõ çà çóáû, ÷òî îíè ðàñêîëþòñÿ îò íàïðÿæåíèÿ, íåæåëè áîëü.

Òåïåðü ãëàâíîå ñëîâî ïðåäñòîÿùåãî ìåñÿöà – «îñòîðîæíîñòü».

×åëþñòü áåç øèí íå çàôèêñèðîâàíà, ïîáàëèâàåò ïðè äâèæåíèè, íóæíî àêêóðàòíî ðàçðàáàòûâàòü.

Çóáû íå øàòàþòñÿ, íî îñëàáëè èç-çà äîëãîãî áåçäåéñòâèÿ, íàæèìàòü íà íèõ ïîêà íåïðèÿòíî. Íóæíî ïîòèõîíüêó ïðîáîâàòü æåâàòü (íî íå êóñàòü).

Åñòü îùóùåíèå íåïðàâèëüíîãî ïðèêóñà – ìîëþñü, ÷òîáû ïðîøëî…

Ñêàçàëè, ÷òî çà ìåñÿö äîëæíî âñå ïðèéòè â íîðìó.

Î ìåäèöèíå

Íå ïîíÿòíî, ïî÷åìó ïàöèåíòû èíôîðìàöèþ óçíàþò íå îò âðà÷åé, à äðóã îò äðóãà, øèïÿ ñâîèìè øèíàìè â êîðèäîðàõ. Âåäü ÷åëîâåê â ñëîæíîé ñèòóàöèè ÷àñòî çàìûêàåòñÿ â ñåáå, íå ãîòîâ ñôîðìóëèðîâàòü ïðàâèëüíûå âàæíûå âîïðîñû. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî îí îñòàåòñÿ ñ íèìè îäèí íà îäèí. Õîòü áû ïàìÿòêó ñî âñåì íåîáõîäèìûì âûäàâàëè ïðè ïîñòóïëåíèè, ðàç îáùàòüñÿ íåîõîòà. Èíòåðíåò – âîò ëó÷øèé èñòî÷íèê èíôîðìàöèè íà ñåãîäíÿ.

Ñäàåòñÿ ìíå, ÷òî îòñóòñòâèå âåðáàëüíîé ôóíêöèè ïðèñóùå íå ÷åëþñòíûì ïàöèåíòàì, à ìíîãèì ìåäèöèíñêèì ñïåöèàëèñòàì â íàøåé ñòðàíå. Óâåðåíà, ÷òî ëþäè çíàþò ñâîå äåëî è êàæäûé äåíü ñïàñàþò ïî íåñêîëüêî òàêèõ ÷åëþñòåé, íî âîò ýòîé, ïðèíÿòîé âî âñåì ìèðå, òàêòèêå: «Ïðåäóïðåæäàé, ðàçúÿñíÿé, à ïîòîì óæå äåëàé» — õîðîøî áû íàó÷èòüñÿ.

Íàïèñàëà ýòó êó÷ó òåêñòà, ò.ê. ñàìà æèâó â ìñê, à ìíîãèå – â 100-òûñÿ÷íûõ ãîðîäàõ, ãäå îäíà áîëüíèöà íà âñþ îêðóãó, à ñïåöèàëèçèðîâàíûå âîîáùå â ñîñåäíåì ãîðîäå, è ÊÒ ñäåëàòü – ýòî ïîëçàðïëàòû. Êîãäà ÷èòàëà, êàê îíè ìûêàþòñÿ ñ âîïðîñàìè, íå ïî ñåáå ñòàëî.

Åñëè âû äî÷èòàëè ýòî äî êîíöà – âû ãåðîé, íå òîëüêî ïîòîìó, ÷òî íàøëè âðåìÿ, à ïîòîìó ÷òî ñêîðåå âñåãî âû íîñèëè èëè íîñèòå ñåé÷àñ øèíû.

Êàê ñêàçàëà îäíà äåâî÷êà ñ ïåðåëîìîì: Âñå ÷òî íàñ íå óáèâàåò, ïóñòü áîëüøå íå ïûòàåòñÿ.

Источник