Перелом 1968

Что случилось

Вечером в понедельник, 25 мая 2020 года, офицеры полиции Миннеаполиса, столицы американского штата Миннесота, задержали 46-летнего афроамериканца Джорджа Флойда по подозрению в использовании «поддельного платежного средства» для оплаты покупок в магазине. Полицию вызвал продавец, который решил, что Флойд пытался расплатиться с ним поддельной 20-долларовой банкнотой. Прибывшие на место сотрудники полиции задержали Флойда. Как они потом указали в рапорте, Флойд якобы был «под воздействием опьяняющих веществ» и оказал сопротивление при задержании.

Однако на видеозаписях с камер наблюдения возле магазина, у которого был задержан Флойд, и других, снятых очевидцами, хорошо видно, что Флойд спокойно дал полицейским заковать себя в наручники и увести. После чего один из полицейских повалил Флойда на асфальт у патрульной машины лицом вниз и встал ему коленом на шею. В таком положении Флойд провел около семи минут, сдавленным голосом повторяя: «Не могу дышать» (эту же фразу произнес погибший при похожих обстоятельствах Эрик Гарнер в 2014 году в Нью-Йорке). После этого полицейские вызвали скорую помощь, и Флойда, уже не подававшего признаков жизни, увезли в ближайший госпиталь, где он вскоре скончался, не приходя в сознание. Все это происходило на оживленной городской улице, при свете дня и многочисленных свидетелях, которые требовали, чтобы полицейские перестали издеваться над Флойдом, и снимали происходящее на видео.

Как на это отреагировали власти?

Видео задержания Флойда, снятое очевидцами, немедленно стало вирусным в соцсетях. На следующий день, 26 мая, начальник полиции Миннеаполиса Медариа Аррдондо объявил, что четверо офицеров, участвовавших в задержании Джорджа Флойда, отстранены от работы на время разбирательства. Позже в тот же день их уволили. Мэр Миннеаполиса Джейкоб Фрей заявил, что на 100 процентов поддерживает это решение руководства полиции. На следующий день, 27 мая, он написал у себя в твиттере: «Если бы любой человек, особенно темнокожий, сделал бы то, что в понедельник сделал офицер полиции, он уже сидел бы за решеткой. Поэтому я призываю прокурора округа Хеннепин Майка Фримана предъявить обвинение офицеру, проводившему задержание». Президент США Дональд Трамп, находясь во Флориде, где должен был состояться позже отмененный запуск космического корабля Crew Dragon, назвал смерть Джорджа Флойда «весьма, весьма прискорбным событием» и заявил, что ожидает по возвращении в Вашингтон увидеть полный отчет о произошедшем. На следующий день, 28 мая, федеральный прокурор штата Миннесота Эрика Макдональд и специальный агент Райнер Дролсхаген, руководитель регионального отделения ФБР Миннесоты, сделали совместное заявление, в котором пообещали придать расследованию инцидента максимальный приоритет. ФБР по просьбе руководства полиции Миннеаполиса открыло дело о возможном нарушении гражданских прав. Основанием для открытия такого дела является ситуация, когда «лицо при исполнении служебных обязанностей умышленно лишает другое лицо любых прав, гарантированных последнему Конституцией или законами США». Смерть Джорджа Флойда осудили и призвали к немедленному расследованию обстоятельств убийства представители Миннесоты в обеих палатах конгресса США: член палаты представителей Ильхан Омар и сенатор Эми Клобушар. Посты в соцсетях в память о Флойде и в поддержку движения Black Lives Matter написали многие знаменитости: Леброн Джеймс, Ким Кардашьян, Джастин Бибер и другие.

И что было дальше?

Однако все эти действия и заявления властей города, штата и федерального правительства не сбили волну массового недовольства. Место смерти Джорджа Флойда в районе Паудерхорн в южной части Миннеаполиса с утра 26 мая, на следующий день после его гибели, превратилось в импровизированный мемориал. Многие плакаты содержали лозунг Black Lives Matter («Жизни черных имеют значение»), впервые появившийся в 2014 году в ходе массовых протестов в городе Фергюсон, штат Миссури, где присяжные оправдали полицейского, обвинявшегося в убийстве чернокожего юноши Майка Брауна. Возле мемориала начался спонтанный митинг протеста, к которому присоединялись все новые и новые участники. Сначала митинг проходил мирно, но к обеду там собралась многотысячная толпа, которая двинулась маршем на 3-й участок полиции Миннеаполиса в нескольких километрах от места происшествия. Там начались первые жесткие столкновения: протестующие забросали участок камнями, разбив несколько окон. Полиция ответила залпами травматического оружия и слезоточивого газа. 

На следующий день, 27 мая, митинги в Миннеаполисе продолжились и стали еще многочисленнее, а стычки демонстрантов с полицией — еще ожесточеннее. Новые акции протеста охватили сначала другие районы Миннеаполиса, а затем и соседний с ним город Сент-Пол (в нем находится штата), с которым Миннеаполис образует единую агломерацию, известную как «Города-близнецы» (Twin Cities). От скандирования лозунгов «Справедливость для Джорджа», «Жизни черных имеют значение» и забрасывания отрядов полиции камнями, бутылками и другими предметами демонстранты вскоре перешли к погромам и грабежу магазинов. В соцсетях появились первые кадры, как сотни людей выносят товары из супермаркета Target. Ограбленные магазины поджигались, как и другие строения. 

Читайте также:  Самый сильный перелом

К утру четверга, 28 мая, сообщила местная газета Star Tribune, в «Городах-близнецах» было разграблено больше 30 заведений: крупных супермаркетов, мелких магазинов, кафе, аптек и других. В перестрелке с владельцем одного из магазинов погиб один человек: местные СМИ сообщали, что владелец принял его за мародера.

В этот день полиция Миннеаполиса полностью потеряла контроль над городом — к вечеру четверга демонстранты окончательно разгромили и подожгли тот самый 3-й участок полиции Миннеаполиса, где до 26 мая работали четверо офицеров, обвиняемых в смерти Джорджа Флойда. Тут дело дошло уже до прямого вмешательства президента — утром 29 мая по московскому времени (в Вашингтоне в это время была глубокая ночь) он написал у себя в твиттере: «Я не могу сидеть сложа руки и смотреть, что происходит с великим американским городом Миннеаполисом. Полный провал руководства. Либо очень слабый, радикально левый мэр Джейкоб Фрей соберется и вернет контроль над городом, либо я пошлю и покажу, как надо. Эти БАНДИТЫ оскверняют память Джорджа Флойда, и я не позволю им так поступать. Я только что поговорил с губернатором Тимом Уолцем и пообещал ему полную поддержку со стороны армии. При любой сложности мы вернем контроль [над городом], но если вы начинаете грабить, то мы начинаем стрелять».

На самом деле Национальная гвардия уже была задействована приказом губернатора Миннесоты Тима Уолца. За час до твита Трампа в официальном аккаунте Национальной гвардии штата Миннесота появилось сообщение: «Мы вводим в Сент-Пол, Миннеаполис и ближайшие пригороды больше 500 бойцов. Наша миссия — спасать жизни, имущество и право на мирный протест. Главная задача — обеспечить способность пожарных команд выезжать на вызовы». До этого местная телекомпания сообщала, что пожарные Миннеаполиса не могли подъехать к горящему зданию полиции из-за опасений за свою безопасность. 

Кроме Миннеаполиса и Сент-Пола, протесты против убийства Джорджа Флойда проходят и в других городах США. 27 мая сотни демонстрантов в Лос-Анджелесе на несколько часов перекрыли в обе стороны шоссе 101, идущее с севера на юг Калифорнии. 28 мая сотни демонстрантов собрались у капитолия штата Колорадо в Денвере, перекрыли движение в центре города, а затем и федеральную трассу I-25. Полиция обстреляла их резиновыми пулями и слезоточивым газом. Актами вандализма и стычками с полицией закончилась и демонстрация в Коламбусе, столице штата Огайо. 

Почему это происходит? Это же не первый случай?

Беспорядкам в Миннесоте еще далеко до бунта в Лос-Анджелесе в апреле-мае 1992 года, в ходе которого были сожжены и повреждены тысячи зданий и погибли десятки людей. По последствиям они пока недотягивают и до Фергюсона. Но объединяет все эти события — как и беспорядки в Лондоне и других городах Англии в 2011 году — единый сценарий. При задержании темнокожего мужчины офицеры полиции — как правило, белые — применяют к нему силу и либо жестоко избивают, как Родни Кинга в Лос-Анджелесе, либо убивают на месте, как Майкла Брауна в Фергюсоне, штат Миссури, в 2014 году. Затем запись этого происшествия попадает в прессу или, с момента появления соцсетей, в фейсбук или твиттер, у полицейского участка сначала собирается небольшая группа друзей или родственников задержанного или погибшего, сначала протест проходит мирно, но затем к спонтанному митингу присоединяется все больше и больше людей, обстановка накаляется, в полицейских летят бутылки и камни, они отвечают залпами резиновых пуль и слезоточивого газа, начинаются стычки, которые переходят в массовые столкновения демонстрантов с полицией. И в этот момент обычно начинаются грабежи, мародерство и массовый вандализм. Продолжается эскалация насилия, пока в город не вводятся усиленные отряды полиции, спецназа или даже Национальной гвардии, которые в конце концов подавляют восстание. Только за последние десять лет в США такие массовые беспорядки на расовой почве, не считая нынешних, проходили восемь раз, не считая многих более мелких инцидентов. 

В Миннеаполисе все проходит по такому же сценарию — не считая (пока) масштабов разрушений и гибели людей. Но Национальную гвардию в город уже ввели.

В Миннеаполисе проблема полицейского насилия по отношению к афроамериканцам актуальна, как и везде в США. New York Times, ссылаясь на официальную статистику, пишет, что с 2009 по 2019 год во всех инцидентах со стрельбой с участием полиции и смертельным исходом больше 60% жертв — афроамериканцы, хотя они составляют не больше 20% от населения города. Более того, Медариа Аррадондо, первый темнокожий начальник полиции Миннеаполиса, которому сейчас приходится подавлять беспорядки в своем городе, в 2007 году, будучи еще лейтенантом, судился с собственным начальством, обвиняя руководство департамента в системном расизме. Но проблема, очевидно, волнует не только афроамериканцев: на фото из Миннеаполиса и других городов, где проходят протесты против убийства Джорджа Флойда, хорошо виден разнородный расовый состав демонстрантов.

Читайте также:  Перелом лодыжки вдоль

Алексей Ковалев

Источник

  • Все:3
  • Положительные:3
  • Отрицательные:
  • Процент:100%
  • Нейтральные:

В фильме, разумеется, нет конкретных прототипов полководцев и операций. Да, в самом общем виде она напоминает оборону Сталинграда — но эпизод с контрартподготовкой взят из Курской битвы. Эрмлер просто хотел показать, как работает высшее командование на абстрактном сражении. Именно поэтому обороняемый Город именно так и называется, без уточнений.

И показал отлично! Виден тяжкий груз ответственности за решение, которое может стоить жизни тысячам бойцов. Видно, как важна информация и разведка — когда за восстановление связи жизни не жаль.

Отражены и зачастую весьма острые отношения между военачальниками. Когда у каждого командира своё понимание того, как надо — заставить их следовать плану бывает весьма непросто.

Личная драма Виноградова — один из самых сильных эпизодов фильма. Видно, как человек в момент трагедии собирает себя в кулак чудовищным усилием воли…

При этом фильм очень лаконичен, воды в диалогах абсолютно нет. Практически весь его можно растащить на цитаты, но не буду спойлить.

В общем, кто хочет иметь представление о внутренней кухне советских штабов в Великую отечественную — очень советую именно этот фильм.

прямая ссылка

  • Полезная рецензия?

    пожаловаться на спойлер?

  • Да
    / Нет
  • 12 / 1

7 марта 2016 | 22:40

Есть три основные категории военных фильмов: 1) герои оказываются в гуще военных действий и становятся вершителями или свидетелями подвига 2) герои не участвуют в боевых действиях, но принимают непосредственное участие в войне тем или иным способом и, конечно, тоже совершают свой подвиг 3) фильмы, где война является фоном, но каким-то образом влияет на героев. «Великий перелом» Эрмлера относится ко второй категории и представляет собой, на первый взгляд, настолько безэмоциональную и камерную картину, что зрителям, привыкшим к разрывам снарядов и демонстрации тягот жизни простого солдата, она может показаться напрочь лишенной патриотизма и героизма. На самом деле режиссер Эрмлер и сценарист Чирсков совершили в своем роде подвиг, сняв редкий фильм, который показывает войну в диалогах высшего военного руководства, раскрывая характеры полководцев, их трудную интеллектуальную работу, ужасную ответственность и тяжелые решения, от которых ни много ни мало зависела судьба всего мира.

В «Великом переломе», где речь идет о Сталинградской битве, одной из тяжелейших и кровопролитнейших битв в истории, практически нет смертей и крови. Вся война — на картах военачальников, на суровых лицах людей, получивших приказ не отступать и не сдаваться, каждый день отправляющих, не моргнув глазом, на смерть тысячи, десятки тысяч людей во имя великой цели, война гремит канонадой, которой мы можем и не увидеть, но ее слышат измученные бессонницей и ожиданием генералы, и в их глазах — и боль за солдат, и уверенность в победе, и важность принятых решений, и груз ответственности, и опыт, и военная смекалка… Разыгрывается смертельная шахматная партия: один из самых известных немецких военных стратегов с огромной армией движется на Сталинград, падение которого может стать началом конца Советского Союза, и несколько человек пытаются обыграть его всеми возможными способами.

Все имена изменены, мы не услышим здесь привычных имен (хотя, конечно, более-менее сведущий зритель будет узнавать, о ком идет речь), просто потому, что у Эрмлера не стояла задаче возвеличить конкретных людей. Его задачей было — создать прижизненный памятник мудрости и правильности действий советского военного руководства, тем людям, которые привели к победе солдат, о подвиге которых говорили, говорят и будут говорить еще очень долго. Со своей задачей он справился блестяще! Какой разительный контраст с нынешними отечественными фильмами, где подвиг простого солдата пытаются чтить (в меру таланта и способностей), но высших офицеров почему-то неизменно выставляют сволочами, карьеристами, садистами и алкашами. Думаю, если б они действительно были такими, как в фильмах Михалкова или, прости господи, в какой-нибудь шляпе, вроде «На Париж!», не видали б мы победы, как своих ушей!

Офицеры из фильма Эрмлера, одного из главных советских киноагитаторов, каким-то немыслимым образом стали напоминать высшее руководство царской белой армии из романа Булгакова. Они благородны, умны и готовы на любые жертвы. Это, возможно, оттолкнуло от «Великого перелома», прекрасно принятого в первые годы после выхода и даже получившего гран-при в Каннах, внимание последующих поколений. «Великий перелом» как будто обесценивает подвиг простого солдата (на самом деле нет — например, одна из самых впечатляющих сцен — подвиг военного шофера Минутки в исполнении Марка Бернеса), не моргнув глазом генералы отправляют в пекло войны тысячи людей, для них это просто пешки, просто числа на картах и в телеграммах с фронта. Это шло вразрез с агитационной советской политикой начиная с «оттепели», и идет вразрез сейчас.

Читайте также:  Питание и лекарства при переломах

В кадре очень мало военных действий, но мы прекрасно понимаем, о чем идет речь и как развивались события. Советские генералы представлены обычными людьми, хоть и наделенными большой властью и нагруженными грандиозной ответственностью. Они любят, дружат, ссорятся, дают слабину, не верят и верят в победу и друг в друга. В их диалогах — вся война: личные драмы и потери, которые они не имеют права переживать как обычные люди, конфликт с союзниками, определенное уважение к врагу, о котором говорят без ненависти, усталость от войны, трудное положение на острие бритвы между ставкой верховного главнокомандующего, требующего одно и живыми силами, могущими другое, почти фантастическое понимание врага, его стратегии, разгадывание его планов — никакой удачи, бога, молитв и прочей «михалковщины». Война по Эрмлеру — прежде всего ежедневный, тяжелый, интеллектуальный труд, требующий постоянной победы над самим собой.

Очень хорошие актеры с чувством исполняют роли советских военачальников, не посрамив честь их мундиров. Эти люди видели войну своими глазами, некоторые были ее непосредственными участниками, они не врут ни в одном кадре, и, хоть это вполне объяснимо, таких лиц и такой актерской правды в фильмах о войне уже больше никогда не будет. Михаил Державин очень убедителен в образе исполина советского военного искусства Муравьева («срисованного» с Жукова), умеющего не поддаваться эмоциям, идти на риск и брать на себя самую большую ответственность. Это харизматичный лидер и профессионал высшей пробы, за которым всегда пойдут люди. В карьере Державина это была одна из самых заметных ролей: к несчастью, он умер всего через несколько лет после выхода картины еще совсем не старым человеком, успев сыграть всего в десятке картин.

Очень необычным было то, что немцев в фильме играли немецкие военнопленные! Как этого добился Эрмлер, ума не приложу, зато, в отличие от многих других фильмов о войне той поры, немцы здесь не карикатурны и аутентичны.

Единственное, что мне не совсем понравилось — все-таки фильм получился достаточно одномерным, на экране идет борьба хорошего с еще лучшим. Генералы ошибаются в мелочах, но тут же исправляют положение. Несомненно, с точки зрения политики и агитации это верный ход, но это лишает картину интереснейших конфликтов — мы знаем, что далеко не все и не всегда было гладко, сколько было сделано роковых ошибок, сколько было кадровых перестановок, сколько генералов справедливо и не справедливо были расстреляны. В этом смысле ленте не хватает остроты. Но в остальном — это хорошая, честная, глубокая и оригинальная лента, требующая к себе пристального внимания.

Фильм снимался во время войны, был закончен еще до победы, но неугасимая вера авторов в нее горит в каждом кадре! «Великий перелом» представляет вид на битву под Сталинградом «за кадром», из кажущимися уютными кабинетов, в которых совсем не изможденные и не терпящие окопных лишений умудренные мужи тоже творят победу. Тоже каждый день совершают свой подвиг, без которого все солдатские смерти были бы бессмысленными. Это лишь один из пазлов общей картины о войне, которую создавало советское кино, но пазл также важный, нужный, талантливый и совершенно безосновательно сегодня потерянный. А без него картина в любом случае не выглядит полной.

8 из 10

прямая ссылка

  • Полезная рецензия?

    пожаловаться на спойлер?

  • Да
    / Нет
  • 2 / 0

16 июня 2020 | 22:01

Хороший фильм. В основе фильма, как я могу понять, лежат реальные герои и события происходившие во время Сталинградской битвы. Имена главнокомандующих изменены. Под генерал-полковником Муравьёвым, вероятно, подразумевается Ерёменко, а под генералом Виноградовым, изображён генерал Гордов. Изменение имён связано, наверное, с преследованием Гордова после войны.

Очень хорошо передано напряжение, возникающее в ожидании главного удара. Это напряжение видно и внутри, и между героями фильма. Оно нарастает по мере нарастания сложности ситуации в обороне Сталинграда.

И конечно, кульминацией фильма были кадры о принятии решения начать артиллерийскую подготовку за полчаса до наступления. Фактически генерал Муравьёв (Ерёменко) взял на себя ответственность за судьбу сражения и страны в целом, как минимум сохранив многие жизни тех кто оборонял Сталинград. У него не было времени согласовывать это со ставкой. По сути показан пример того, каким должен быть настоящий полководец.

прямая ссылка

  • Полезная рецензия?

    пожаловаться на спойлер?

  • Да
    / Нет
  • 15 / 3

24 ноября 2012 | 02:34

Источник