Открытый урок коренной перелом

Открытый урок «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»

Цели:

  • формирование знаний о военных действиях в 1942-1943г.г.;

  • развитие мыслительной деятельности учащихся, работы с текстом;

  • развитие коммуникативных умений;

  • воспитание чувства гордости за народ, победивший фашизм.

Оборудование:

  • учебник: «Россия и мир», 11 класс

  • копии текста о Курско й битве;

  • карта “Великая Отечественная война”;

  • карта “Курская битва”

  • медиапроектор;

  • презентация.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приемы: кластер, инсерт, синквейн, древо предсказаний.

Ход урока

Вызов – осмысление – рефлексия.

1. Учитель формулирует цели урока. Обращается к эпиграфу “Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (У.Черчилль). (слайд 2, см. Приложение)

К 1942 г. фашисты захватили значительную часть территории СССР ( идет работа с картой “Великая Отечественная война”). Но в конце 1942 – начале 1943гг. произошли события, которые историки называют коренным переломом.

– Как вы думаете, почему? (работа с термином “коренной перелом”: советские войска перехватили инициативу, Красная Армия перешла от обороны к контрнаступлению).(слайд 3)

2. Сейчас мы с вами познакомимся с ходом военных действия под Сталинградом. Выступает ученик с опережающим заданием. По ходу рассказа учащиеся в тетради составляют хронологию событий, выделяют героев Сталинградской битвы. (слайд 4, 5)

Беседа с учащимися: – Какие этапы Сталинградской битвы можно выделить?

  1. 17.07.1942 г. – 18.11.1942 г. – оборона Сталинграда

  2. 19.11.1942 г. – 03.02.1943 г. – контрнаступление (слайд 6)

Задание учащимся: составить кластер “Значение Сталинградской битвы”.

Проверка задания. (слайд 7)

.

Работа по карте: показать пути отступления немецких войск после Сталинградской битвы.

– Почему Сталинградская битва положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне? (В ответах учащиеся используют знание термина “коренной перелом”).

3. Учитель продолжает рассказ о событиях лета 1943г.Организована работа с картой “Курская битва”. Операция “Цитадель”. (слайд 8, 9)

Работа с текстом Приложение 1. Отметить знаком:

+ – интересно
— – неважно, неинтересно
! – новое для меня.

Беседа с учащимися:

— Какие факты в тексте у вас вызвали интерес? Почему?
— Что нового вы узнали?

Коллективная работа по составлению кластера “Причины победы в Сталинградской и Курской битве”. (можно пользоваться учебником с. 230).

При проверке ответы проецируются на экран (слайд 10)

– Какую роль в победе сыграл приказ 227 “Ни шагу назад!” Приложение 2

4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).

Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии.(слайд 11)

Задание: в форме синквейна выразить основную тему урока.(слайд 12)

Выступления учащихся. (составлены примерные синквейны)

Сталинград.
Несгибаемый, мощный.
Сражался, наступал, победил.
Вся страна помогала городу.
Коренной перелом.

Используется прием “древо предсказаний”: предположите, как развивались бы события, если бы контрнаступление у Сталинграда оказалось неудачным? (гипотезы учащихся).

Домашнее задание

Подготовить выступления о героях Сталинградского и Курского сражений.

Источник

Конспект открытого урока по истории

Класс: 11

Учитель: Кузнецова Виктория Валерьевна

Тема: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»

Цели:

1. образовательные: показать, что Сталинградская и Курская битвы являются коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны;

2. воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, толерантность;

3. развивающие: формировать информационно-коммуникативную культуру, учебным текстом, решать проблемный вопрос, выделять главное, делать обобщение и вывод.

Понятия: антигитлеровская коалиция, коренной перелом

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный вопрос, частично-поисковый

Формы познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник “История Отечества ХХ-начало ХХI века” 11 класс, Н.В.Загладина, С.И.Козленко, тесты, иллюстрации, медиапроектор, презентация, таблица.

I. Организационный момент.

Учитель: — Здравствуйте! Сегодня мы на уроке рассмотрим тему “Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны”. Наша работа будет включать следующие вопросы:

1.Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом;

2.Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне;

3.Тегеранская конференция.

Основные понятия нашего урока:

1.коренной перелом;

2.антигитлеровская коалиция.

II. Проверка домашнего задания.

-Но сначала давайте вспомним материалы предыдущего урока.

Итак, ответьте на следующие вопросы.

1.Что такое антигитлеровская коалиция? Когда она возникла?

Ответ: Военный союз государств и народов, сражавшихся во Второй мировой войне (1939 — 1945) против агрессивного блока гитлеровской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов (союзников).

2.Сравните намерения воюющих сторон после завершения Московской битвы.

Ответ: И.В.Сталин считал, что покончить с захватчиками Красной Армии удастся уже в 1942 году. Командование предполагало начать широкое наступление на всем советско-германском фронте, хотя ни на одном из его участков советские войска не располагали превосходством. Между тем Вермахт планировал нанести удар на юго-восточном направлении, затем на Кавказ, к нефтеносным районам Баку.

3.Охарактеризуйте оккупационный режим германских властей на территории, занятой агрессорами.

Ответ: На захваченных землях германские власти устанавливали свои порядки. У населения изымалась продукция сельского хозяйства, передвижение между населенными пунктами допускалось только по специальным пропускам, людей работоспособного возраста принудительно отправляли в Германию.

— А теперь, ребята, поработаем по тесту.

III. Знакомство с новой темой.

— На сегодняшнем уроке мы должны: уяснить значение Сталинградской и Курской битв в ходе Великой Отечественной войны. Проблемный вопрос сегодняшнего урока звучит так: «В чем суть коренного перелома? Почему он стал возможным?». К концу урока мы должны ответить на этот вопрос. По ходу урока заполняйте таблицу, которая называется «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

1.Итак, мы переходим к первому вопросу «Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом». Послушаем сообщение _Казанокову Мариду_____________.

-Итак, мы прослушали сообщение. А теперь, давайте поработаем с документами. (§25 по учебнику). Ознакомьтесь с документальным материалом и сравните взгляды К.К. Рокоссовского и Э.Манштейна на Сталинградскую битву.

Ответ: Действительно, Рокоссовский считал, что в преддверии зимы у врага оставался только один выход – немедленный отход на большое расстояние. Самоуверенность немецко-фашистского генералитета обрекла эти войска на гибель. А Манштейн считал, что Гитлер- главным образом из соображений престижа -отказался дать приказ об оставлении Сталинграда. Попытка удержать растянутый фронт длительное время представляло собой ошибку.

2. -Переходим ко второму вопросу «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне».

Рассказ учителя.

— В этот период удалось достичь превосходства над противником в силах и средствах. В 1942 г.эвакуированные на восток предприятия начали работать на полную мощность. Интенсивно работали конструкторские бюро, где создавались новые образцы военной техники. Многие, из которых по своим техническим характеристикам превосходили немецкую и англо-американскую технику.

Соотношение сил на Орловско-Курском направлении в начале июля 1943 г.

Читайте также:  Узи при переломе ключицы

Силы и средства Советские войска Германские войска

Личный состав(тыс.чел.) 1336 900

Количество танков и САУ 3444 2733

Количество орудий и минометов 19100 10000

Количество самолетов 2172 2050

-По данным этой таблицы мы отчётливо видим превосходство советских сил и средств над противником.

Рассказ учителя с опорой на карту.

— От Орла до Воронежа войска Юго-Западного фронта в феврале – апреле 1943 г. продвигались вперед. К середине февраля Курск, Харьков, Белгород были освобождены. Однако вермахт мощными ударами остановил продвижения Красной армии. Отбив Харьков и Белгород, немцы угрожали взять кольцо под Курском два фронта. В апреле бои затихли. Стороны стали готовиться к летней кампании. Германское командование решило подготовить мощное наступление- операцию «Цитадель»- на Курском участке фронта.

Рассказ учителя о ходе сражения на Курской дуге. Этапы сражения:

-Сражения на Курской дуге происходило в два этапа. Первый этап сражения — это оборонительный этап Курской битвы с 5 июля 1943 г.- по 12июля 1943 г. Советским командованием было решено оборонительными боями истощить врага, а затем перейти в наступление. Активизировалась деятельность партизан в немецком тылу, они срывали поступление боевой техники и боеприпасов для сил вермахта. 5 июля 1943 г. Германские войска начали наступление. Но им удалось продвинуться на Орловском направлении всего на 10-12 км. Для отражения натиска противника в бой была введена 1-я танковая армия под командованием М.Е.Катукова. В районе деревни Прохоровки столкнулись они с отборными танковыми дивизиями Германии, разыгралось крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение.

-А теперь предоставим слово _Киржинову Алину______________ с сообщением «Танковое сражение под Прохоровкой»

-Второй этап — это наступление Красной армии 15 июля 1943г.- 28 августа 1943г.

Красная армия перешла в наступление на Орловском и Белгородском направлениях. В результате были освобождены города Орел, Белгород, Харьков. На этом этапе битва на Орловско- Курской дуге закончилась.

— Опираясь на карту в учебнике, объясните, почему наступление под Курском получило развитие на южном направлении.

— Подумайте, почему А.Гитлер назвал танковое сражение под Прохоровкой «битвой железа».

3. — Третий вопрос сегодняшнего урока «Тегеранская конференция».

Предоставим слово _Шурдумовой Марине____________ с сообщением.

Рассказ учителя.

— Итак, как вы поняли, были согласованы сроки открытия второго фронта в Западной Европе – не позднее 1 мая 1944 года. Состоялось также обсуждение послевоенного политического устройства мира.

IV. Закрепление изученного материала.

-А теперь, давайте проверим ваши таблицы. Пожалуйста, поменяйтесь работами и соотнесите ответы с правильными. Каждый правильный ответ отметьте плюсом. (слайд с правильными ответами)

Проверяется заполнение таблицы «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

V. Домашнее задание.

Заполнить таблицу «Конференции антигитлеровской коалиции».

§ 25. Подготовить сообщение по теме «Мои земляки – участники Курской битвы», «Мои земляки – участники Сталинградской битвы».

VI. Итоги урока.

— Итак, ребята, давайте вернёмся к проблемному вопросу. «В чем суть коренного перелома? Почему он стал возможным?»

Вывод учителя:

— В военной области — это решение коренной проблемы войны – “…захват, удержание и закрепление стратегической инициативы Вооруженными Силами Советского Союза, развертывание общего стратегического наступления на врага”.

В экономической области “…решались коренные проблемы экономического противоборства с врагом – увеличение военно-экономического потенциала страны, ускорение темпов развития слаженного военного хозяйства, достижение его общего объема, дальнейшее расширение военного производства, улучшение его качественной стороны, рост качества продукции в соответствии с потребностями войны, Вооруженных Сил, повышение их технической оснащенности, окончательное завоевание военно-экономического и технического превосходства над противником.

В политической области “…решался вопрос о максимальной политической мобильности материальных и духовных сил страны. Этот период характерен дальнейшим укреплением морально-политического единства советского народа, возросшей сплоченностью интернациональных действий всех народов многонационального советского общества. Советский Союз, являясь ведущей силой антигитлеровской коалиции, … внес в 1943г. неоценимый решающий вклад в изменение политической обстановки в мире”.

— Итак, именно превосходство над противником во всех этих трёх областях сделало возможным коренной перелом в Великой Отечественной войне.

— Оценки за сегодняшний урок.

-Урок закончен. До свидания.

Источник

                                        Открытый урок по истории в 11 классе.

Тема: «Сталинградская битва: коренной перелом в Великой Отечественной войне»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о событиях на южном фронте в 1942-1943 году, определить причины коренного перелома в ходе войны.

Задачи урока:

I. Педагогические:

Развивающая: совершенствовать у учащихся навыки самостоятельной работы с научным материалом (учебник, карта) и дополнительной литературой, делать выводы и обобщения; развивать речевые способности. Воспитательная: показать учащимся, какой ценой «ковалась»  победа над немецко-фашистскими захватчиками; формировать чувство уважения гордости за своих соотечественников и земляков-участников Великой отечественной войны за их подвиги и борьбу, чувство патриотизма и стремление принести пользу Родине и обществу. Образовательная: ознакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942 г., выделить основные причины, которые позволили начать активное сопротивление немецко-фашистской агрессии и заложили предпосылки коренного перелома в ходе войны.

II. Развитие образовательного процесса:

1. диагностические

2. познавательные

3. исследовательские

 Оборудование урока:

Карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», мультимедийный проектор и ПК (презентация по теме), фотографии и иллюстрации на стенде по теме урока

Ход урока:

Мотивация:

Ребята, скажите, что вы чувствуете,  видя эти фото, какие эмоции у вас возникают?

Как вы думаете, какие события здесь запечатлены?

-Это кадры из фашистских концлагерей, где во время войны уничтожалось мирное население восточной Европы и СССР.

-Вы видели бараки, в которых содержались мирные ни в чём не повинные люди, камеры пыток, в которых они безжалостно истязались и уничтожались, печи и рвы, ставшие для них последним мучительным пристанищем.

На этих кадрах вы видели не только взрослых людей, но и детей.

Скажите, существуют ли в мире какие-то законы, которые бы защищали их от подобного зла?

Верно, существует большой пакет таких общечеловеческих документов, получивших название Международной хартии прав человека.

Это сводный документ, а из каких самостоятельных документов он состоит?

Всеобщая декларация прав человека, международный Пакт о гражданских и политических и др. правах человека…

Да, но ведь в них идёт речь о «мирных» правах? Какие документы, отдельные договора защищают мирных жителей именно во время войны?

Международные соглашения о защите прав человека в периоды вооружённых конфликтов, так называемое международное гуманитарное право: о защите гражданского населения во время войны, улучшение участи раненых и больных в действующих армиях.

Но, как вы только что убедились, их существование не является залогом мирного существования народов на земле. Есть те, кто развязывает кровопролитные войны. Война – страшное слово. Война ранит и калечит не только воинов, она оставляет глубочайшие раны на сердцах тех, кто любит и ждёт, верит и помнит своего сына, брата, отца, мужа, деда.

Читайте также:  Отрывной перелом это

Да, действительно, тема войны – страшная тема, но мне, как учителю истории, нужно вам показать всю её боль, ужас и трагичность. Для чего спросите вы?  Для того, чтобы вы никогда,   не допустили этого в будущем, и, если не дай бог что-то подобное случится, вы обязаны будете встать на защиту своей Родины, своей семьи, своих близких… А вот как сражались советские солдаты с немецко-фашистскими захватчиками, мы узнаем в процессе сегодняшнего урока, Темой которого будет «Сталинградская битва: коренной перелом в войне».

Актуализация знаний:

Ребята, в течение предыдущих уроков вы изучали события 1939-1942 гг., связанные с внешней политикой СССР в предвоенные годы, началом  Второй мировой войны и непосредственно началом ВОВ. И сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты.

Индивидуальное задание:

 Первое  задание: показать на карте схеме основные группировки немецких войск и направления их ударов согласно плану «Барбаросса».

Второе задание: сейчас вы увидите военную кинохронику. Ваша задача рассказать о событиях, которые иллюстрирует этот ролик.

Третье задание: сейчас вы увидите военную кинохронику. Ваша задача рассказать о событиях, которые иллюстрирует этот ролик.

/Что вы видели на этих кадрах? Солдат? Каких солдат? Есть ли оружие? В какой они форме? Можем ли мы предположить, что это военнопленные? А где и когда могли быть они пленены в таком количестве? – наводящие вопросы/.

Итак, сейчас мы с вами вспомнили обстановку на фронте в 1941 г. А вот как развивались события далее вы узнаете из сегодняшнего урока, в процессе которого, мы должны определить, Стала ли Сталинградская битва переломным событием в ходе войны?

На доске «основное понятие»: 

Коренной перелом в войне —

Процесс, охватывающий обычно целый период или этап войны, в ходе которого происходят резкие необратимые изменения в военно-политической и стратегической обстановке. В ходе его стратегическая инициатива окончательно переходит от стороны, имевшей успех, к другой стороне, отразившей удары противника, захватившей инициативу и получившей подавляющее военно-экономическое превосходство.

1. Изложение нового материала.

Введение.

В результате кампаний 1941-42 года, на фронте сложилась обстановка, которую точнее всего будет назвать неустойчивым равновесием, так как в течение этого времени стратегическая инициатива переходила из рук в руки. С одной стороны, советскому командованию удалось остановить победоносное шествие немецких войск на центральном направлении, и даже организовать ряд контрнаступательных операций. Но, к сожалению, значительным успехом они так и не увенчались. С другой стороны, немецкое командование, потерпев сокрушительное поражение под Москвой, не стало предпринимать попыток повторного захвата столицы, а активизировало свои действия на южном направлении. Немецкие армии группы «Юг» стремительно продвигались по направлению к Северному Кавказу, захватив Донбасс, Крым, Кубань, и летом 1942 года вышли к побережью Чёрного моря. Однако, дальнейшее продвижение передовых танковых дивизий было остановлено. Не сумев реализовать план захвата Северного Кавказа, немецкое командование устремило свои взгляды на крупнейший промышленный центр – Сталинград.

Первый вопрос

«I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.)».

/На доске обозначены силы сторон:  Соотношения сил воющих сторон.

В Середине июля 1942 немецкие войска устремились на Сталинград – важный стратегический пункт и крупнейший центр оборонной промышленности. Немецкое командование рассчитывало на лёгкий успех. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией под командованием генерала Ф. Паулюса.

Сообщение 1

Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены значительно укрепить свои силы. С других участков фронта, в том числе и с главного направления – Кавказского, к Сталинграду были переброшены 3 танковые, 2 моторизованные и 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии упорно продвигались к городу. Советские войска с трудом сдерживали натиск врага и, чтобы избежать окружения, отходили на заранее подготовленные позиции. Ценой огромных потерь 6-й немецкой армии за месяц беспрерывных боёв удалось к середине августа выйти на правый берег Дона в его малой излучине. 4-я немецкая танковая армия, снятая с Кавказского направления, устремилась с юга в обход главной группировки советских войск и К середине августа Вышла на ближние подступы Сталинграда. После ожесточённых боёв 6-й армии удалось прорвать оборону на узком участке советских войск на реке Дон и 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда.

Сообщение 2

В этот день фашистская авиация подвергла жесточайшему бомбовому удару весь город, совершив 2 тыс. боевых вылетов. Были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей.

Под ударами немецких войск части Красной Армии к исходу 2 сентября отошли непосредственно к городу и заняли внутреннюю оборону. Взять с ходу Сталинград немцы не смогли. Завязались упорные бои на окраинах города.

А теперь внимание.

На этом моменте закончился I этап битвы за Сталинград. Какую характеристику мы можем дать ему? /Можно ли уже говорить о переломном моменте в войне? Если да, то в чью сторону он произошёл?/

Возможный ответ учащихся: Момент был переломным, но не в ходе войны, а в ходе конкретной битвы, т. к. инициатива перешла на сторону немецких войск, а именно 6й и 44й армий.

Вывод учителя: Таким образом, I этап прошёл под знаком побед 6-й и 44-й немецких армий, которые подошли к окраинам Сталинграда.

Второй вопрос

«II этап Сталинградской битвы (12 сентября – 18 ноября 1942 г.)».

Сообщение 3

Гитлер непрестанно требовал во что бы то ни стало взять город. Сосредоточив против ослабленных в боях 62-й и 64-й советских армий, непосредственно оборонявших город, превосходящие силы пехоты и танков, Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А. И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. Бои за город, за каждую улицу, каждый дом, продолжались беспрерывно более двух месяцев. К середине ноября наступательные возможности немецких войск окончательно иссякли. Потеряв в боях за Сталинград около 700 тыс. убитыми и ранеными, более 1 тыс. танков и свыше 1,4 тыс. самолётов, немецкие войска вынуждены были к середине ноября перейти к обороне. Весь мир, затаив дыхание, следил за исходом битвы. Сталинград стал синонимом массового героизма советских солдат, целых полков, дивизий. Неувядаемой славой покрыли свои знамёна 62-я армия (командующий генерал В. И. Чуйков) и 64-я армия (командующий генерал М. С. Шумилов).

Читайте также:  Последствия перелома черепа у грудных детей

 Работа с документами

Ребята, у вас на столах лежат документы – это воспоминания  военачальников воющих сторон.

 Документ

Из воспоминаний маршала В. И.Чуйкова (командующего 62-й армией)

Колонны пехоты на машинах и танках ворвались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями…Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы. Наши части тоже понесли большие потери в живой силе и технике и отошли. Когда я говорю: «части понесли большие потери и отошли», это не значит, что люди отходили по приказу, организованно, с одного рубежа обороны на другой. Это значит, что наши бойцы (даже не подразделения) выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали главным образом боеприпасами и снова бросали в бой.

Давайте дадим характеристику этому этапу сражения.

Возможный ответ учащихся: Советские войска в тяжелейших боях измотали и обескровили крупную группировку немецких войск, остановили её и создали условия для перехода Красной Армии в контрнаступление.

Верно, 11 ноября 1942 года немецкие войска предприняли последнюю попытку штурма города.

 Третий вопрос «III этап Сталинградской битвы (19 ноября – 3 февраля 1943 г.)» /освещается после выслушивания выступлений учащихся по мини-исследованию/.

Сообщение 4

Ещё в ходе оборонительного сражения под Сталинградом советское командование приступило к разработке плана разгрома врага на юге страны. Для достижения этой цели имелись все Условия. Перестроенная на военный лад промышленность с каждым месяцем наращивала выпуск современной боевой техники. В тылу заканчивалось формирование резервных армий, в том числе танковых. Осенью 1942 г, в результате больших потерь, понесённых немецкими армиями под Сталинградом и на Кавказе, общее соотношение сил на советско-германском фронте изменилось в пользу Красной Армии. Главный удар было решено нанести по Сталинградской группировке немецких войск. Её разгром должен был привести к крушению южного фланга противника и к перелому в оде войны.

Сообщение 5

Для уточнения деталей плана, получившего условное название «Уран», под Сталинград в сентябре 1942 г. выехал заместитель Верховного Главнокомандующего Г. К. Жуков и начальник Генерального штаба А. М. Василевский. К ноябрю все подготовительные работы были завершены, и 13 ноября 1942 г. план контрнаступления утвердил И. В. Сталин. Ставка намечала нанести главные удары силами двух фронтов – Юго-Западного (командующий Н. Ф. Ватутин) и Сталинградского (командующий Д. И. Ерёменко), по сходящимся направлениям, окружить и разгромить войска противника, находившиеся в междуречье Волги и Дона. На направлениях главного удара было создано двойное, а на отдельных участках тройное превосходство над противником. Скрытое сосредоточение ударных группировок позволило обеспечить внезапность перехода войск в контрнаступление.

Сообщение 6

В 7 ч 30 мин 19 ноября 1942г. советская артиллерия открыла шквальный огонь по противнику, занимавшему оборону на правом берегу Дона, северо-западнее Сталинграда. Удар артиллерии был настолько мощным, что противник в панике бросился бежать. Затем в прорыв были введены танковые соединения и пехота Юго-Западного фронта, которые устремились с севера на юг и на юго-восток. 20 ноября в наступление перешли войска Сталинградского фронта, расположенные южнее Сталинграда. В этот же день они прорвали оборону противника и устремились на северо-запад, навстречу наступавшим частям Юго-Западного фронта.

Документ  /читается учителем/

Из донесения командующего 6-й армии генерала Паулюса, 22 ноября 1942 г. об окружении армии советскими войсками под Сталинградом.

Армия окружена… Запасы горючего скоро кончатся, танки и тяжелое оружие в этом случае будут неподвижны. Положение с боеприпасами критическое. Продовольствия хватит на 6 дней…

Прошу предоставить свободу действий на случай, если не удастся создать круговую оборону. Обстановка может заставить тогда оставить Сталинград и северный участок фронта, чтобы обрушить удары на противника всеми силами на южном участке фронта между Доном и Волгой и соединиться здесь с 4-й танковой армией…

Сообщение 7

Днём 23 ноября войска двух фронтов соединились в районе города Калач. В окружение попали основные силы врага – 6-я и4-я танковые армии. В котле оказалась 330-тысячная группировка противника. Все попытки немецких войск прорвать кольцо окружения были безрезультатны. В середине декабря на помощь окруженным армиям была послана ударная танковая группировка под командованием фельдмаршала Манштейна. После упорных боёв дивизии Манштейна приблизились к окружённым армиям с юго-запада на расстояние 35-40 км. Но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия под командованием генерала Р. Я. Малиновского не только остановила врага, но нанесла ему сокрушительное поражение. Остатки немецких войск отступили к Ростову.

После перехода в наступление войск Юго-Западного фронта на Среднем Дону в направлении Донбасса и разгрома войск Манштейна окружённая немецкая группировка оказалась в глубоком тылу. Во избежание напрасного кровопролития командующий Донским фронтом генерал К. К. Рокоссовский 8 января 1943 г. предложил немецким войскам сдаться. Но командующий 6-й армией генерал Паулюс отказался принять ультиматум.

Вопрос учителя классу: Как вы думаете, почему Паулюс поступил именно так?

Советские войска приступили к ликвидации окружённой группировке. Упорные бои продолжались до конца января 1943 г.

Сообщение 8

31 января основные силы окружённых немецких войск во главе с произведённым накануне в фельдмаршалы Паулюсом сдались в плен. 2 февраля капитулировала последняя немецкая часть. Всего же в ходе Сталинградской битвы противник потерял 800 тыс. чел., 2 тыс. танков и штурмовых орудий, 3 тыс. самолётов. Всего в плен была взята 91тыс. чел., в том числе 24 генерала.

Итог:

Так завершилось одно из крупнейших сражений ВОВ.

А теперь внимание: скажите, какое значение на ход войны оказала победа в Сталинградской битве?

На данном этапе можно говорить о переломе в ходе войны? Почему?

Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная Армия захватила стратегическую инициативу и удерживала её вплоть до полной победы над врагом.

Действительно, разгром немецких войск под Сталинградом перерос в мощное наступление Красной Армии на многих участках фронта. Опасаясь нового окружения, немецкое командование стало спешно отводить войска с Северного Кавказа:

2. Закрепление изученного материала.

«А сейчас давайте закрепим полученные на сегодняшнем уроке знания.

-Укажите на карте район, где были окружены войска генерала Ф. Паулюса.

-Какие факты позволяют нам сказать о том, что победоносное шествие немецких войск было остановлено?

3. Домашнее задание: Прочитать текст параграфа в учебнике. Ответить устно на вопросы после параграфа

Источник