Основы лфк при переломах
В соответствии с характером переломов и этапами лечения весь курс лечебной физической культуры при переломах костей разделяется на три периода: иммобилизации, восстановления функции и тренировки функции.
I период – иммобилизации (общетонизирующий). Он клинически совпадает с формированием первичной костной мозоли. Средствами реабилитации являются: сегментарный массаж, массаж здоровых тканей, массаж нетравмированной конечности; электрофорез, электростимуляция; ЛФК. Лечебная физкультура назначается сразу после полного высыхания гипсовой повязки или уменьшение болевых ощущений после наложения вытяжки. Ранние сроки назначения ЛФК объясняются необходимостью ликвидировать проявления травматической болезни, предупредить возникновение гиподинамии, облегчить приспособление организма к иммобилизации.
Общие задачи ЛФК периода иммобилизации: улучшение течения основных нервных процессов; нормализация эмоционального тонуса больного; улучшение деятельности внутренних органов; активизация общих обменных процессов.
Специальные задачи I периода: а) улучшение трофики иммобилизированной конечности и предупреждение мышечной атрофии; б) предупреждение нарушений функции суставов иммобилизированной конечности, образования тугоподвижности и контрактур, выработка необходимых временных компенсаций.
Общие лечебные задачи решаются с помощью общеразвивающих упражнений. Они выполняются из всех возможных при иммобилизации исходных положениях и должны охватывать все группы мышц. В занятия ЛФК включают дыхательные упражнения (статические и динамические), на внимание, координацию движений, на растягивание и расслабление мышц, корригирующие упражнения. Темп упражнений – медленный.
Для решения специальных задач I периода включают следующие упражнения:
1. Упражнения для симметричной конечности (способствуют улучшению кровоснабжения и трофики в иммобилизованной конечности).
2. Упражнения в свободных от иммобилизации суставах пораженной конечности (производятся сначала с помощью, а затем самостоятельно).
3. Идеомоторные упражнения для иммобилизированной конечности (сосредоточиться на выполнении движения в пораженном отделе).
4. Упражнения в статическом напряжении мышц иммобилизи-рованной конечности (способствуют сближению костных отломков, стимулируются процессы регенерации в месте перелома, улучшается кровоснабжение и трофика).
5. Упражнения, способствующие формированию компенсации: укрепление здоровой ноги и рук для подготовки к ходьбе при травме нижней конечности; улучшение качества движения здоровой руки при травме верхних конечностей и др.
6. Упражнения в давлении по оси конечности (при переломах костей бедра и голени): на ящик, специальную подставку или спинку кровати.
7. Упражнения в опускании иммобилизированной конечности ниже уровня постели.
II период – период восстановления функции. Клинически в этот период происходит окончательное формирование костной мозоли и может нормализоваться функция пораженной конечности. Для него характерны: атрофия иммобилизированной конечности; ограниченность движения в суставах; недостаточная прочность костной мозоли.
Общие лечебные задачи такие же, как в первый период. Значительно расширяется набор и дозировка общеобразовательных упражнений, добавляются подвижные игры. Темп упражнений – средний.
К специальным задачам II периода относятся: а) окончательное формирование костной мозоли; б) ликвидация мышечной атрофии; в) восстановление движений в суставах пораженной конечности; г) восстановление и нормализация функции пораженной конечности; д) ликвидация ненужных временных компенсаций; е) восстановление осанки, нормализация двигательных навыков, улучшение их качества.
Специальные упражнения II периода:
1. Активные гимнастические упражнения для пораженной конечности из облегчающих исходных положений (такие исходные положения обеспечивают движения в суставах больной конечности при минимальном напряжении мышц).
2. Упражнения в облегченных условиях, где становится меньшей масса тела и снимается напряжение мышц (упражнения в теплой воде).
3. Упражнения с помощью здоровой конечности, упражнения в маховых движениях для увеличения амплитуды движения в суставах на фоне расслабления мышц.
4. Упражнения с сопротивлением (для восстановления силы мышц).
5. Упражнения в ходьбе (при переломах нижних конечностей).
6. Пассивные упражнения (назначаются при хорошей консолидации отломков). Конечность должна быть полностью расслабленна.
III период – период тренировки функции. В этот период ликвидируются возможные остаточные явления. Средства реабилитации: сегментарно-рефлекторный массаж; тренировка на тренажерах; массаж льдом (криомассаж); специальные упражнения; сауна (баня); электростимуляция.
Специальными задачами III периода являются: а) полная реабилитация организма больного; б) восстановление двигательных навыков; в) достижение совершенства функции травмированной конечности; г) формирование наиболее выгодной постоянной компенсации (если полноценность функции не может бить обеспечена).
Средства ЛФК третьего периода:
1. Общеразвивающие упражнения, общая физическая нагрузка в занятиях увеличивается, расширяя возможности организма.
2. Прикладные упражнения, включающие в работу пораженную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты при поражении кисти и т.д.
3. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.
4. Гимнастические упражнения на координацию, равновесие, внимание, упражнения с предметами и простейшими снарядами.
5. Подвижные игры, соответствующие возрасту и возможностям больного.
Источник
Переломом называется полное или частичное нарушение целостности кости. В
зависимости от того, насколько повреждены кожные покровы, переломы делятся на
закрытые и открытые.
При переломе костей наблюдаются следующие явления: боль, кровоподтеки и деформации,
укорочение конечности, ненормальная подвижность, костная крепитация, а самое
главное — нарушение функции, которое возникает сразу же после травмы. Помимо
всего прочего, любой перелом сопровождается травмой соседних тканей, отеками,
гематомами, нередко повреждаются мышцы, связки, суставная сумка и др.
Надо отметить, что никто не застрахован от переломов и травм
верхних конечностей. И если такая ситуация возникла, то следует немедленно
обращаться к травматологу. Врач наложит гипс. Если случай тяжелый, то лечение
может быть весьма длительным, может даже иметь место хирургическое
вмешательство.
Задачами реабилитации при переломах верхних конечностей являются:
сохранение жизни пострадавшему, стремление добиться в кратчайший срок полного и
прочного сращения костных отломков в нормальном их положении, восстановление
нормальной функции поврежденной конечности и трудоспособности пострадавшего.
Лечение включает в себя общие и местные процедуры. Чтобы добиться
правильного сращения костей при переломе, следует установить отломки поврежденной
кости в нужном положении и удерживать их в таком положении до полного сращения.
Если перелом открытый, то перед иммобилизацией следует провести первичную
хирургическую обработку раны.
Для нормального
сращения перелома в минимальные сроки необходимо, чтобы фиксация репонированных
отломков была прочной и надежной. Для того, чтобы добиться неподвижности в
месте перелома, необходимо это место обеспечить гипсовой повязкой, а также
постоянным вытяжением, остеосинтезом или компрессионно-дистракционными
аппаратами.
Для того, чтобы восстановить функции конечности, а также
трудоспособность больного, применяют функциональные методы лечения, такие как ЛФК при переломе верхних конечностей,
занятия на тренажерах, упражнения, способствующие напряжению и растягиванию
мышц. Также широко применяется лечебная гимнастика при переломе верхних
конечностей, массаж, физио- и гидротерапия. Если применять физиотерапию на
ранних сроках лечения, то это будет способствовать устранению таких симптомов,
как боль, отек, кровоизлияние и т.п. Помимо всего прочего, физиотерапия
ускоряет образование костной мозоли, восстанавливает функции конечности, а
также предупреждает послеоперационные осложнения.
На второй-третий день
после перелома назначается УВЧ или индуктотермия, УФ-облучение, лазеротерапия,
электрофорез с кальцием и фосфором, массаж, а также лечебная физкультура при
травмах верхних конечностей.
Если имеет место
атрофия мышц, в таких случаях необходимо прибегнуть к помощи электростимуляции
(с предварительным введением АТФ), также необходимы вибрационный массаж,
упражнения на растягивание, изометрические упражнения, занятия на тренажерах,
бег и гимнастика в воде, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах,
различные игры.
При наличии контрактур
суставов врачи рекомендуют электрофорез с лидазой, фонофорез с лазонилом,
артросенексом, мобилатом, а также ЛГ при переломе верхних конечностей, которая
проводится в воде. Больным показаны занятия на тренажерах, криомассаж, сауна и
плавание в бассейне.
При наличии гипсовой повязки или аппаратов компрессионного
остеосинтеза, таких как аппарат Илизарова-Гудушаури, Дедовой, Волкова-Оганесяна
и др. Причем с первых дней получения травмы в процесс лечения включается ЛФК
для здоровых конечностей, куда входит дыхательная гимнастика, общеразвивающие и
изометрические упражнения, растягивания.
После того, как
гипсовая повязка и аппараты будут сняты, больному рекомендуются ходьба, а также
немаловажное значение имеет применение осевой нагрузки на конечность.
При переломах костей
верхней конечности в процесс реабилитации включается ЛГ при травмах верхних
конечностей, которая способствует профилактике контрактур и тугоподвижности
суставов пальцев, а также сохранению способности захвата. После того, как
гипсовая повязка будет снята, включается массаж и трудотерапия поврежденной
конечности, особенно большое значение имеют упражнения, способствующие
приобретению навыков самообслуживания.
Лечебная физкультура и
лечебная гимнастика при переломе и травме верхних конечностей направлены на
восстановление полной амплитуды движения в суставах, укрепление мышц. Очень
часто ЛФК при травмах верхних конечностей назначается больному сразу же с
первых дней после получения травмы. Причем сначала применяются легкие
упражнения, в задачи которых входит уменьшить отеки и гематомы, а также
улучшить кровообращение. Позже в комплекс ЛФК и ЛГ при переломе верхних
конечностей добавляются упражнения, способствующие укреплению мышц. Затем, постепенно включаются упражнения с
сопротивлением, отягощением и с использованием различных предметов.
Комплекс упражнений при переломе верхних конечностей (очень важно — при выполнении
данных упражнений следите за тем, чтобы в травмированной руке не было болевых
ощущений):
Исходное положение —
стоя или сидя.
1. Выполнять круговые движения плечами, при этом покачивая больной
рукой. Поднимать плечи вверх.
2. Руки согнуть в локтях с напряжением, выполнять круговые
движения в плечевом суставе.
3. Поднять руки вверх через стороны, затем опустить. Поднять руки
вперед и вверх, опустить.
4. Положить больную руку на здоровую, поднять две руки вверх.
5. Выполнять движение, имитирующее колку дров, от плеча больной
руки к противоположному колену.
6. Больную руку поднять вверх, погладить волосы.
7. Больную руку поднять вверх и коснуться ею противоположного
плеча.
8. Сложить кисти рук в «замок», выпрямить руки вперед.
9. Руки согнуть в локтях. Затем коснуться кистями плеча, при этом
локти свести вместе.
10. Руки опустить вдоль туловища. Выполнять скользящие движения
кистями до подмышечных впадин по боковой поверхности тела.
11. Прямыми руками делать хлопки в ладоши, сначала перед собой, а
затем за собой.
12. Прямыми расслабленными руками выполнять круговые движения.
Следующий комплекс упражнений
при травме верхних конечностей выполняется из исходного
положения стоя, держа в руках гимнастическую палку:
1.
Поднимать прямые руки с палкой вверх.
2. Взять палку в одну руку, вытянуть руку с палкой перед собой
(палка находится в вертикальном положении). Перекладывать палку из одной руки в
другую, при этом свободной рукой выполнять движения в сторону, вверх и перед
собой.
3. Поставить палку одним концом на пол, держась больной рукой за
другой конец, выполнять движения палкой, как рычагом.
4. Держать палку перед собой двумя руками, вытянутыми вперед, и
выполнять круговые движения.
5. Руки опустить вниз, в руках палка. Выполнять движения
«маятника» в одну и в другую стороны.
6. Держать палку перед собой на вытянутых руках. Кисти должны быть
сведены вместе. Вертеть палку в руках, как «мельницу», при этом
перебирая пальцами рук.
7. Больной рукой взять палку и делать ею движения вперед-назад
(движения, имитирующие паровоз).
Положение
лежа
1. И. п. — лежа на спине, здоровая рука
подведена под больную, сгибание рук в плечевых суставах (4—5 раз).
2. И. п. — лежа на спине, руки согнуты в
локтевых суставах, с опорой на локти легкое прогибание в грудном отделе
позвоночника с разведением при этом плеч — вдох, возвращение в и. п. — выдох
(3—4 раза).
3. И.п. — лежа на спине, больная рука
опирается на панель из пластмассы. Отведение прямой руки по полированной
поверхности при горизонтальном положении и наклонном положении панели (4—6
раз).
4. И. п. —лежа на спине, гимнастическая
палка в опущенных руках. Поднимание палки вперед — вверх в медленном темпе,
возвращение в и. п. (4—5раз).
5. И.п. — лежа на спине, руки вдоль тела, ладонями
вниз. Поворот рук наружу ладонями вверх — вдох, ладонями вниз — выдох (3—4
раза).
Упражнения сидя
1. И. п. —рука на
плоскости стола. Активно сгибать и разгибать руку в локтевом суставе, скользя
по поверхности стола (4—6 раз).
2. Рука на плоскости
стола. Активные движения в локтевом суставе с перекатыванием по гладкой
поверхности легкой гимнастической палки, роликовой тележки.
3. Руки опираются на стол,
пальцы переплетены. Сгибание и разгибание в локтевом суставе с помощью здоровой
руки.
4. Опора плеча на спинку
стула, предплечье опущено, отягощение руки грузом (до 500 г), покачивать руку в
локтевом суставе (6—8 раз).
5. С опорой плеч на
плоскость стола: гимнастическая палка в руках. Разгибание рук в локтевых
суставах, стремясь их вытянуть. Рука на поверхности из пластмассы, потирание
поверхности пластмассы круговыми движениями руки, по 4—6 движений в каждую
сторону.
Вопросы для самоподготовки:
1. Что такое ЛФК?
2. С какого дня
назначается ЛФК при травмах верхних конечностей?
3. Что такое перелом?
4. Назовите виды
переломов.
5. Какие явления
наблюдаются при переломе верхних конечностей?
6. Что нужно сделать для
неподвижности суставов?
7. Какие упражнения
включаются в ЛФК при травмах верхних конечностей?
8. Перечислите 3 периода
ЛФК.
9. Какие задачи решаются
при реабилитации человека с переломом верхних конечностей?
10. Какие методы используют
при наступлении атрофии мышц верхних
конечностей?
11. С какой целью проводят
занятия ЛФК для здоровых людей?
12. Какая процедура
ускоряет образование костной мозоли?
13. Врач, к которому
обращаются при травме или переломе?
14. Перечислить название
костей, входящих в скелет верхних конечностей.
15. Какие исходные
положения существуют в занятиях ЛФК?
Тест по теме: «Основы методики ЛФК при травмах верхних конечностей»
1. Как называется врач, который занимается лечением
переломов?
а) терапевт
б) хирург
в) отоларинголог
г) травматолог
2.Что такое перелом?
а) полное или частичное
нарушение целостности кости
б) сращение костных
функций
в) все ответы верны
конечностей.
3. На какой день желательно применять ЛФК при
переломах верхних?
а) в первый
б) во второй
в) в третий
г) в четвертый
4. Каков механизм действия ЛФК при переломах верхних
конечностей?
а) помогает уменьшить
оттеки и гематомы уменьшить кровообращение
б) помогает увеличить боль
в) помогает увеличить
нарушение мышц
г) помогает нарушению функций, которые наблюдаются после травмы
5. Что нужно сделать при открытом переломе верхних
конечностей?
а) наложить гипс
б) следует провести
хирургическую обработку раны
в) выполнять упражнения на
наращивания и растяжения мышц
г) выполнять дыхательную гимнастику
6. Куда нужно обратиться при подозрении на перелом
верхних конечностей?
а) к врачу
б) в колледж
в) к друзьям
г) к родителям
7. Как называется полное или частичное нарушение кости?
а) перелом
б) вывих
в) растяжение
г) ушиб
8. Как называется нарушение целостности сустава со
смещением суставных костей?
а) перелом
б) вывих
в) растяжение
г) ушиб
9. После снятия гипса больному рекомендуется……
а) покой
в) бег
б) ходьба
г) все ответы верны
Источник
ËÔÊ è ìàññàæ ïðè ïåðåëîìàõ
Ïåðåëîì íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè êîñòíîé òêàíè â ðåçóëüòàòå âíåøíåãî ïîâðåæäàþùåãî âîçäåéñòâèÿ èëè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â êîñòíîé òêàíè. Ïåðåëîìû ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà: îòêðûòûå, çàêðûòûå, ïîëíûå, ÷àñòè÷íûå (òðåùèíû), ñî ñìåùåíèåì, áåç ñìåùåíèÿ, âíóòðèñóñòàâíûå, îêîëîñóñòàâíûå, ïåðåëîìû òðóá÷àòûõ êîñòåé, ïðîäîëüíûå, ïîïåðå÷íûå, êîñûå, âèíòîîáðàçíûå, âêîëî÷åííûå. Ñèìïòîìû ïåðåëîìîâ: áîëü, íàðóøåíèå ôóíêöèè, äåôîðìàöèÿ, íååñòåñòâåííàÿ ïîäâèæíîñòü, îòåê.
Ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ñëåäóåò ïðåäóïðåäèòü øîêîâóþ ðåàêöèþ íà áîëü è òðàâìó (äàòü îáåçáîëèâàþùèé ïðåïàðàò, îáåçäâèæèòü ìåñòî ïåðåëîìà äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ òðàâì ìÿãêèõ òêàíåé). Ïðè îêàçàíèè ñïåöèàëèçèðîâàííîé ïîìîùè íåîáõîäèìî ñîïîñòàâèòü îòëîìêè êîñòåé îäíîìîìåíòíî ïîä íàðêîçîì èëè ïóòåì âûòÿæåíèÿ, óäåðæàòü èõ â ïðàâèëüíîì ïîëîæåíèè äî ñðàñòàíèÿ (ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà èëè ëîíãåòà) è âîññòàíîâèòü ôóíêöèþ ïîðàæåííîé ÷àñòè òåëà. Âîçìîæíî îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ: ñîïîñòàâëåíèå îòëîìêîâ ñ ïîìîùüþ ìåòàëëè÷åñêîãî, êîñòíîãî èëè äðóãîãî ñòåðæíÿ ñ ïîñëåäóþùåé èììîáèëèçàöèåé. Ãèïñîâàÿ ôèêñàöèÿ íàêëàäûâàåòñÿ íà äâà ñìåæíûõ ñ òðàâìîé ñóñòàâà, êðîìå òðàâì ïëå÷à èëè áåäðà, ãäå íåîáõîäèìî ôèêñèðîâàòü òðè ñóñòàâà êîíå÷íîñòè âñëåäñòâèå ìàññèâíîñòè ìûøö. Ìîãóò âîçíèêíóòü îñëîæíåíèÿ: êîíòðàêòóðà (îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâå èç-çà óêîðî÷åíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé), òóãî-ïîäâèæíîñòü â ñóñòàâå (èç-çà àòðîôè÷åñêèõ èçìåíåíèé â ìûøöàõ), àíêèëîç (ïîòåðÿ ïîäâèæíîñòè èç-çà ñðàñòàíèÿ êîñòåé), ëîæíûé ñóñòàâ â ìåñòå ïåðåëîìà, îñòåîìèåëèò (âîñïàëåíèå êîñòíîãî ìîçãà ñ ðàçðóøåíèåì êîñòè è îòòîðæåíèåì îìåðòâåâøèõ òêàíåé). Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ îñëîæíåíèé â ðåàáèëèòàöèè ïîñòðàäàâøèõ ïðèìåíÿåòñÿ ËÔÊ, ìàññàæ, ôèçèîòåðàïèÿ è äðóãèå ñðåäñòâà.
Ìàññàæ ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé êîíå÷íîñòåé ÿâëÿåòñÿ ýôôåêòèâíûì ñðåäñòâîì äëÿ ëå÷åíèÿ çàêðûòûõ ïåðåëîìîâ. Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ ìàññàæ ïðîòèâîïîêàçàí, ïîòîìó ÷òî îíè ìîãóò îñëîæíÿòüñÿ ìåñòíîé èëè îáùåé èíôåêöèåé.
Ìàññàæ ïðè çàêðûòûõ ïåðåëîìàõ ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü íà 23-é äåíü ïîñëå ïåðåëîìà. Ìàññàæ íà ðàííåé ñòàäèè çàæèâëåíèÿ ïåðåëîìà ïîìîãàåò ñíÿòü áîëü, ñïîñîáñòâóåò ðàññàñûâàíèþ êðîâîèçëèÿíèé â îáëàñòè ïåðåëîìà, óëó÷øàåò òðîôèêó òêàíåé â ìåñòå ïåðåëîìà, óìåíüøàåò âðåìÿ îáðàçîâàíèÿ êîñòíîé ìîçîëè è âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèé òðàâìèðîâàííîé êîíå÷íîñòè, ïðåäóïðåæäàåò àòðîôèþ ìûøö. Ìàññàæ ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ìîæíî ïðîâîäèòü â ãèïñîâîé ïîâÿçêå èëè ïðè íàëîæåíèè ëþáîãî âèäà âûòÿæåíèÿ. Ïðè ïåðåëîìàõ ðóêè ìàññàæ íóæíî âûïîëíÿòü â îáëàñòè øåéíî-çàòûëî÷íîãî è âåðõíåãðóäíîãî îòäåëîâ, â ìåñòå âûõîäà ñïèííîìîçãîâûõ êîðåøêîâ ñëåâà è ñïðàâà. Ïðè ïåðåëîìàõ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé ìàññàæ ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü â îáëàñòè ïîÿñíè÷íî-êðåñòöîâîãî è íèæíåãðóäíîãî îòäåëîâ.
Ïîñëå âûïîëíåíèÿ ìàññàæíûõ ïðèåìîâ íà âûøåïåðå÷èñëåííûõ îáëàñòÿõ íåîáõîäèìî äåëàòü ìàññàæ ìûøö íåïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè è ìàññàæ ÷àñòåé ïîðàæåííîé êîíå÷íîñòè, ñâîáîäíûõ îò ãèïñîâîé ïîâÿçêè. Ïðè íàëè÷èè ìåñòíûõ ïîâðåæäåíèé íà âåðõíèõ êîíå÷íîñòÿõ íóæíî âûïîëíÿòü ìàññàæíûå ïðèåìû íà ìûøöàõ âåðõíåé ÷àñòè ñïèíû îò ëèíèè, êîòîðàÿ ñîåäèíÿåò íèæíèå óãëû ëîïàòîê, äî íàäïëå÷üÿ. Ïðèìåíÿþò ñëåäóþùèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå (ïðÿìîëèíåéíîå, ïîïåðåìåííîå); âûæèìàíèå (îñíîâàíèåì ëàäîíè, ðåáðîì ëàäîíè); êðóãîîáðàçíûå äâèæåíèÿ, êîòîðûå âûïîëíÿþòñÿ ïðè ìàññàæå ôàñöèè òðàïåöèåâèäíîé ìûøöû (êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êîé áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå áóãðîì áîëüøîãî ïàëüöà).
Ïðè ìàññàæå â ìåñòàõ âûõîäà íåðâíûõ êîðåøêîâ ðåêîìåíäóåòñÿ èñïîëüçîâàòü ìåòîäèêó ìàññàæà âäîëü ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà: ïðÿìîëèíåéíîå ðàñòèðàíèå 2-ì è 3-ì ïàëüöàìè, ìåæäó êîòîðûìè äîëæåí íàõîäèòüñÿ ñòîëá ïîçâîíî÷íèêà (ïðèåì ñëåäóåò âûïîëíÿòü â íàïðàâëåíèè ñíèçó ââåðõ, îò êðåñòöà äî 7-ãî øåéíîãî ïîçâîíêà); øòðèõîâàíèå ïîäóøå÷êàìè 2-ãî è 3-ãî ïàëüöåâ; ñäâèãàíèå (â íàïðàâëåíèè îò ñåáÿ ñëåâà è ñïðàâà îò ïîçâîíî÷íèêà, â íàïðàâëåíèè íà ñåáÿ îò ïîÿñíèöû äî ëîïàòîê); ðàñòèðàíèå (äâîéíîå êîëüöåâîå ùèïöåâèäíîå â íàïðàâëåíèè âäîëü ïàðàâåðòåáðàëüíûõ çîí; ïîäóøå÷êàìè 2, 3, 4, 5-ãî ïàëüöåâ è êóëàêàìè áîëüøîé ïàëåö ïðàâîé ðóêè, ñæàòîé â êóëàê, ðàçìåñòèòü â êóëàêå ëåâîé ðóêè; ñîåäèíåííûå òàêèì îáðàçîì êóëàêè ðàñïîëîæèòü êîñòÿøêàìè âíèç â îáëàñòè ïîÿñíèöû è ïåðåìåùàòü â íàïðàâëåíèè ââåðõ äî øåè; çàòåì ðàçæàòü êóëàêè è êîí÷èêàìè ïàëüöåâ âûïîëíèòü çèãçàãîîáðàçíûå äâèæåíèÿ ñâåðõó âíèç; çèãçàãîîáðàçíîå îñíîâàíèÿìè ëàäîíåé (îñíîâàíèÿ ëàäîíåé ðàñïîëîæèòü íà ïîÿñíèöå, à ïàëüöû ïðèïîäíÿòü; âûïîëíÿòü óïðàæíåíèå â íàïðàâëåíèè ñíèçó ââåðõ); ïîòðÿõèâàíèå; ëþáîé óäàðíûé ïðèåì; ïðîäîëüíîå ïîãëàæèâàíèå. Íà çàäíåé ïîâåðõíîñòè øåè ïðîâîäÿò ñëåäóþùèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå â íàïðàâëåíèè âíèç îò ìåñòà ðîñòà âîëîñ äî ïëå÷åâîãî ñóñòàâà (ïðÿìîëèíåéíîå, ïîïåðåìåííîå); âûæèìàíèå (êëþâîâèäíîå ëàäîííîé ÷àñòüþ, ðåáðîì ëàäîíè, ïîïåðå÷íîå); ðàçìèíàíèå êèñòüþ ñ òîé è äðóãîé ñòîðîíû øåè (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, äâîéíîå êîëüöåâîå ùèïöåâèäíîå, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå êëþâîâèäíîå ëàäîííîé ÷àñòüþ, êðóãîîáðàçíîå ëó÷åâîé ñòîðîíîé êèñòè); ïîãëàæèâàíèÿ; ðàñòèðàíèÿ âäîëü ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà âíèç äî 7-ãî øåéíîãî ïîçâîíêà (ïðÿìîëèíåéíîå ïîäóøå÷êàìè áîëüøèõ ïàëüöåâ êàê îäíîâðåìåííî, òàê è ïîïåðåìåííî; êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè áîëüøèõ ïàëüöåâ ïîïåðåìåííî; êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè âñåõ ïàëüöåâ, êðîìå áîëüøîãî ñíà÷àëà îäíîé, à çàòåì îáåèìè ðóêàìè; êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ ñíà÷àëà îäíîé ðóêîé, à çàòåì îáåèìè; êðóãîîáðàçíîå êîíöåâûìè ôàëàíãàìè ïàëüöåâ òûëüíîé ñòîðîíû îáåèìè ðóêàìè); ïðîäîëüíîå ïîãëàæèâàíèå ÷åòûðå ïàëüöà îäíîé ðóêè íóæíî íàëîæèòü íà øåþ ïàëüöàìè âïåðåä âíèç, áîëüøîé ïàëåö íàëîæèòü íà ïîçâîíî÷íèê.
Ìàññàæ ìûøö âîêðóã 7-ãî øåéíîãî ïîçâîíêà. Ðåêîìåíäóåòñÿ âûïîëíÿòü ïðèåìû â òàêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè: ñæàòèå (ìåæäó óêàçàòåëüíûìè è áîëüøèìè ïàëüöàìè ðóê, ìåæäó òûëüíûìè ñòîðîíàìè áîëüøèõ ïàëüöåâ); ðàñòèðàíèå (êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè áîëüøèõ ïàëüöåâ; êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ ñíà÷àëà îäíîé, à ïîòîì äðóãîé ðóêîé); ðàçìèíàíèå äâîéíîå êîëüöåâîå ùèïöåâèäíîå.
Ìàññàæ ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè øåè. Íà ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè øåè íóæíî ãîëîâó ìàññèðóåìîãî îòêèíóòü íàçàä (ïðè ýòîì ìûøöû øåè äîëæíû áûòü ðàññëàáëåíû). Âñå ïðèåìû ñëåäóåò äåëàòü â íàïðàâëåíèè ñâåðõó âíèç. Ñíà÷àëà íóæíî ìàññèðîâàòü áîêîâóþ ÷àñòü øåè: ïîãëàæèâàíèÿ (óêàçàòåëüíûé ïàëåö äâèæåòñÿ ïî âíóòðåííåìó êðàþ ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíîé ìûøöû; ñðåäíèé, áåçûìÿííûé, ìèçèíåö ïî áðþøêó ìûøöû äî ùèòîâèäíîãî õðÿùà, ó êîòîðîãî ìàññàæíûé ïðèåì âûïîëíÿåòñÿ ëàäîííîé ïîâåðõíîñòüþ êèñòè äî ÿðåìíîé âûðåçêè ãðóäèíû, çàòåì ëàäîíü ðàñïîëàãàåòñÿ ïîä êðàåì íèæíåé ÷åëþñòè è âåäåòñÿ âíèç äî ãðóäèíû); ðàñòèðàíèå êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè 2, 3, 4, 5-ãî ïàëüöåâ, ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ. Íà ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíîé ìûøöå, êðîìå ïîãëàæèâàíèÿ â âèäå ùèïêîâ, ìîæíî èñïîëüçîâàòü êðóãîîáðàçíîå ðàçìèíàíèå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ è ùèïöåâèäíîå ðàçìèíàíèå. Ìàññàæ íåïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè íóæíî ïðîâîäèòü ïî ìåòîäèêå ìàññàæà ìûøö ïëå÷åâîãî ñóñòàâà, ïëå÷à, ïðåäïëå÷üÿ è êèñòè.
Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ïàëüöåâ è êèñòè ìàññàæ íóæíî ïðîâîäèòü â òàêîì ïîðÿäêå: ìûøöû ïëå÷à, ïðåäïëå÷üÿ è îáëàñòè, ðàñïîëîæåííîé âûøå ãèïñîâîé ïîâÿçêè. Ïîñëå ñíÿòèÿ ëîíãåòû ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå; ðàñòèðàíèå ðàçìèíàíèå ïàëüöåâ êèñòè; âèáðàöèÿ ïàëüöàìè îáëàñòè ïåðåëîìà.
Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ íóæíî ìàññèðîâàòü ìûøöû ïëå÷à, ëîêòåâîé ñóñòàâ; îáëàñòè, íàõîäÿùèåñÿ âûøå è íèæå ïîâðåæäåííîãî ìåñòà; êèñòè. Ïîñëå íàëîæåíèÿ ñúåìíîé ëîíãåòû ñëåäóåò äåëàòü ìàññàæ ìûøö ïðåäïëå÷üÿ â ñëåäóþùåì ïîðÿäêå: íåæíîå ïîãëàæèâàíèå, ëåãêîå ïóíêòèðîâàíèå, ðàñòèðàíèÿ, ðàçìèíàíèÿ.
Ïðè ïåðåëîìàõ ïëå÷åâîé êîñòè ðåêîìåíäóåòñÿ ìàññàæ ìûøö íàäïëå÷üÿ, ïðåäïëå÷üÿ, øåè è êèñòè. Ïîñëå íàëîæåíèÿ ñúåìíûõ ãèïñîâûõ ëîíãåò íóæíî âûïîëíÿòü ìàññàæ ìûøö ïëå÷à ñ ïðèìåíåíèåì àêòèâíûõ è ïàññèâíûõ äâèæåíèé. Ìàññàæ íåîáõîäèìî äåëàòü â òå÷åíèå 15 ìèí. Ïðè íàëè÷èè ìåñòíûõ ïîâðåæäåíèé íà íèæíèõ êîíå÷íîñòÿõ ìàññàæíûå ïðèåìû ñëåäóåò äåëàòü íà íèæíåé ÷àñòè ñïèíû, â òàçîâîé, ïîÿñíè÷íîé îáëàñòÿõ, íà íåïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, íà ó÷àñòêàõ, íàõîäÿùèõñÿ âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà. Ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñà íóæíî ìàññàæèðîâàòü è áîëüíîé ó÷àñòîê.
Источник