Ольга лепешинская перелом

На 93-м году жизни скончалась выдающаяся балерина Ольга Лепешинская. «Ольга Васильевна скончалась сегодня в 13:00 в своей квартире, — рассказал родственник балерины. — Она уснула и не проснулась». По его словам, сейчас решается вопрос похорон. «Прощание состоится в Большом театре 23 декабря, похороны пройдут в этот же день. Сейчас мы определяемся с кладбищем», — уточнил он.
«Она была человеком очень знаковым, — вспоминает Танцор Николай Цискаридзе. — Если брать таких икон, как Любовь Орлова, Валентина Серова, Марина Ладынина, среди можно назвать имя Ольги Лепешинской. На Тверской площади есть дом с башней наверху. На этой башне стояла статуя танцовщицы. И многие ее называли Ольгой Лепешинской, говорили, что это с нее лепили».
Одна из величайших балерин ХХ столетия Лепешинская родилась в Киеве 15 сентября 1916 года в семье, происходящей из старинного дворянского рода. Ее дед Василий Павлович Лепешинский считался вольнодумцем, участвовал в «Народной воле», за что был арестован, а позже построил в своем имении школу и обучал в ней грамоте крестьянских детей. Отец — Василий Васильевич в 1905 году блестяще окончил Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге и уехал в Харбин, где стал одним из руководителей строительства Китайско- Восточной железной дороги. Мать балерины -Мария Сергеевна. С началом Первой мировой войны Лепешинские вернулись на родину, в Киев.
С детства девочка, которую за буйный темперамент и мальчишеские задиристые повадки многие предпочитали называть Лешей, танцевала под любую музыку и даже без музыки. В семье шутили, будто Леля научилась танцевать раньше, чем ходить. Но девочка и не думала о своем увлечении как о будущей профессии, она мечтала стать, как отец, инженером и строить мосты, но судьбу решил случай. Летом 1925 года Лепешинские отдыхали в Крыму. По соседству отдыхала семья художника Большого театра Федорова. Однажды его жена, в прошлом балерина, увидела «выступления» девочки и уговорила Марию Сергеевну отдать дочь в хореографическое училище. На приемной комиссии Московского балетного техникума девочку внимательно проверили и… не приняли. Тут проявился характер Лели. Все свободное время она занималась хореографией, несколько раз в неделю ездила брать уроки, и ей «повезло». Одна из принятых девочек заболела, и на освободившееся место взяли Олю Лепешинскую. Ее юношеский азарт позволял ей просто из озорства прокрутить 64 фуэте. Лепешинская закончила училище в 1933 году, ее ждал Большой театр, на сцене которого юная балерина выступила в прологе оперы «Снегурочка» в 10-летнем возрасте, когда училась во 2-м классе. В Большом театре она протанцевала 30 лет — с 1933 по 1963 год. Незабываемыми остались ее партии в «Тщетные предосторожности» и «Щелкунчике», «Лебедином озере» и «Красном маке», «Золушке» и «Алых парусах». На сцене Ольга Лепешинская была великолепна, потрясая своей искрометной техникой, темпераментом, фантастической динамикой вращений.
Особую страницу в творческую биографию балерины вписала Великая Отечественная война, на фронтах которой артистка дала бесчисленное количество концертов. «Я испытала тогда невероятный прилив энергии и всегда вспоминаю фронтовые будни с особым внутренним трепетом», — признавалась артистка. Когда началась Великая Отечественная война она сразу пришла в райком комсомола и потребовала, чтобы ее отправили на фронт. Вскоре в Большом театре была создана фронтовая бригада, первое выступление которой состоялось в сентябре 1941 года перед бойцами и командирами 100-й стрелковой дивизии.
В 1975 году, накануне 30-летия Победы, Ольга Васильевна расскажет об этом концерте в выступлении по радио. А вскоре поступит письмо. В нем автор напишет, как ему, в те дни 1941 года молодому офицеру, поручили помочь артистам в организации этого концерта, как отбирали лучших бойцов, как сложились судьбы некоторых из них. Сообщит он и о том, что дорогу, по которой бригада поехала домой, через полчаса после отъезда перерезали немцы. Артисты чудом не попали к ним в руки. С фронтовой бригадой Лепешинская прошла всю войну. Площадка грузовика, поляна в лесу, палата в госпитале, сцена театра… Ей приходилось танцевать и на обычном грунте. И тогда на ее знаменитых фуэте нога просто ввинчивалась в песок. Но радость зрителей была выше боли и травм.
9 мая я 1945 года Лепешинская встретила в Варшаве, а на следующее утро получила телеграмму, что для нее в Большом ставят балет «Золушка» на музыку Прокофьева. Первая послевоенная премьера Большого театра состоялась 21 ноября 1945 года. Лепешинская была всегда готова на все ради любимого зрителя. В 1953 году, танцуя в «Красном маке», по ходу первого акта спектакля она сломала ногу. Дотанцевала его до конца и уже за кулисами потеряла сознание. Врачи констатировали перелом в четырех местах, но уже через три месяца она танцевала главную партию в балете «Фадетта». Ее выход на сцену зрительный зал встретил овациями стоя. Так было еще только на спектакле «Три толстяка» в марте 1941 года после присуждения ей первой Сталинской премии. В начале 70-х годов, оставив сцену, Ольга Васильевна переключилась на педагогическую деятельность. Она много работала за рубежом — преподавала в Риме, Будапеште, Стокгольме, Вене, Токио, Мюнхене. Лепешинская стала почетным гражданином и Западного, и Восточного Берлина, Белграда и Стокгольма, многих других городов. Ольга Васильевна — первый представитель советского балета, награжденный в Швеции почетной медалью имени Карины Ари, известной шведской балерины. Народная артистка СССР, четырежды лауреат Государственных (Сталинских) премий ее труд отмечен многими высокими наградами, в числе которых ордена Ленина, Октябрьской революции, орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Источник
В субботу не стало легендарной балерины, любимой артистки Иосифа Сталина Ольги Лепешинской. Звезде Большого театра было 92 года… Родные планируют похоронить артистку во вторник на Введенском кладбище Москвы рядом с матерью и сестрой. Церемония прощания с Ольгой Лепешинской пройдет в Большом театре, которому она отдала тридцать лет своей жизни.
Ольга Лепешинская родилась в Киеве 15 (28 сентября) 1916 года. Говорят, танцевать начала раньше, чем ходить. Двигалась под любую музыку и даже без нее. А в балет попала благодаря случаю. Ее семья отдыхала в Крыму и однажды «выступления» Оленьки увидела жена художника Большого театра. Она посоветовала маме Ольги отдать ее учиться танцам. Девочка держала экзамен в Московский хореографический техникум и… не прошла! Но не с характером Лепешинской было отступать! Она ходила на занятия и, наконец, подвернулся случай: одна из учениц заболела и на ее место взяли Ольгу.
Окончив Московское хореографическое училище, 17-летняя польская дворянка поступает в Большой театр, где сразу становится солисткой труппы. Вынужденная с детства скрывать свои княжеские корни, истинная комсомолка Лепешинская даже боялась одевать изысканные кружевные воротнички: «Когда моя мама вынимала из заветного ларца кружевной воротничок, чтобы украсить мою форму, я отказывалась его надевать, считая, что этот воротник принадлежал классу угнетателей».
«Легка и весом, и характером» — именно так отзывался о Лепешинской великий Марис Лиепа. Ее партнерами были все лучшие танцовщики тех лет — Владимир Преображенский, Асаф Мессерер, Александр Царман, Юрий Жданов; специально для Лепешинской писали музыку к балету «Алые паруса», ставили роли Мирандолины, Жизели, Китри…
Лепешинская блистала в самых разных балетах, В «Лебедином озере», «Тщетной предосторожности», «Алых парусах», «Щелкунчике», «Золушке». Критике отмечали ее «огненный» темперамент и виртуозность вращений. О характере Лепешинской ходили легенды. Однажды она, танцуя в «Красном маке», в первом акте сломала ногу. Балет дотанцевала до конца, и только когда дали занавес, потеряла сознание. Врачи, прибывшие к ней, констатировали перелом в четырех (!) местах! Но уже через три месяца балерина танцевала главную партию в балете «Фадетта». Зрители встречали ее стоя.
Свой первый орден Лепешинская получила в 21 год, вместе с Галиной Улановой она стала первой балериной, удостоенной высокого звания Народного артиста СССР.
Горячим поклонником артистки был сам Иосиф Сталин . Как потом писал мемуарист Гронский (деликатно не указывая фамилии), в середине 30-х вождь народов нередко возвращался от балерины в Кремль уже в глухую ночь.
Отвечая в свое время на вопрос эстонского издания Postimees, почему балет пользовался столь большим вниманием у властьимущих, Лепешинская прямо заявила: «Потому что в Большой театр приходил Сталин. Когда у него было свободное время, он всегда приезжал, садился в свою ложу, и мы знали, что Сталин в театре. За кулисами появлялось много молодых, хорошо одетых мужчин. Сталин очень любил балет «Пламя Парижа», который и для нас был святым. Он часто приходил только на один акт, в котором происходило взятие Тюильри. Сталин сделал очень много для Большого театра, при нем театр превратился в единое целое. Появились первоклассные музыканты, а сам оркестр стал таким же цехом, как балет и опера».
Вспоминая об оборотной стороне медали театрального триумфа, Лепешинская в интервью газете «Труд» признавалась, что публика даже не представляет, какой каторжный труд скрыт за видимой легкостью балетных па.
— На гастролях в Черновцах на авансцене театра не было обычного барьерчика — рампы. По ходу танца партнер, Володя Преображенский, высоко поднял меня в поддержке, сделал два шага и… мы летим в оркестровую яму (она была в тот вечер пустой). У меня мгновенная мысль: упаду на Володю — сломаю ему позвоночник. В полете отделяюсь, приземляюсь на пятки и от боли падаю. Какой-то генерал (мы давали шефский концерт для военных) перемахнул через барьер, и вместе с Володей в двойной поддержке они подняли меня снова на сцену. «Вот, мол, она жива, в порядке». На крики в зале: «Врача, врача!» в гримерную пришел огромный человек с ручищами в длинных рыжих волосах, сильно косящий одним глазом. Он оказался… ветеринаром и тут же приступил к лечению. Осмотрев ногу, с силой дернул за пятку. Я заорала, лекарь привычно сказал: «Т-п-р-р-у, не балуй!» Мне стало легче, и я расцеловала мохнатого спасителя.
Сама Ольга Васильевна также не раз выступала «спасателем» , участвуя во многих благотворительных мероприятиях, в том числе, и в акциях «КП»: как только в нашей газете появилась рубрика «Читатель, помоги читателю!», прославленная артистка откликнулась на первый же зов о помощи, навестив четырех осиротевших детей из семьи Ковалевых.
Два года назад, в канун своего 90-летия, Ольга Васильевна поделилась с «Комсомолкой», по которой балерина еще в детстве училась читать, секретом своего долголетия. Все оказалось крайне просто – в жизни надо не причинять никому вреда.
— Ольга Васильевна, скажите, в чем секрет вашего долголетия и оптимизма?
— Секрет прост. В жизни надо меньше делать гадостей другим!
— Чего вы бы пожелали самой себе?
— Хорошего настроения и отличной погоды в день рождения.
— Вы рано начали читать, и вашей первой газетой была именно «Комсомолка»…
— Меня учила читать моя сестра. И читала я именно «Комсомолку». Я до сих пор люблю вашу газету, но смотрю и другие издания. Ведь газеты — это часть культурной жизни!
— Раньше вы были атеисткой. Сейчас ваше отношение к вере изменилось?
— Сейчас я не атеистка.
Ольга Васильевна говорила, что довольна своей творческой судьбой. «Я танцевала много и долго. И только когда умер муж, сняла балетные туфли».
Прощание с балериной пройдет во вторник, 23 декабря в Большом театре.
Елена ЧИНКОВА, Оксана ФОМИНА
Иосиф Кобзон: «Это большая потеря для балета..»
Вот что сказал о великой балерине Иосиф КОБЗОН: « Я познакомился с Лепешинской, когда она стала руководителем Центрального Дома работников искусств. Ольга Васильевна была не только выдающейся балериной, но и замечательным организатором. Сожалею, что мы не были с ней дружны. Но, это большая потеря для балета.»
Анастасия Волочкова, балерина: «Ольга Лепешинская оставалась в стороне от интриг!»
Ольга Васильевна была неординарной балериной. Безусловно талантливой. И этот талант она не прятала. Наоборот щедро делилась своим опытом. Она была добрым человеком. И всегда оставалась в стороне от всевозможных интриг. Для нас для всех это большая утрата.
Андрис Лиепа, танцор балета: «Ольга Васильевна была для нашей семьи добрым ангелом!»
— Я очень огорчен. Очень. Для нашей семьи Ольга Васильевна была добрым ангелом, — рассказывает Андрис Лиепа. — Своего первого «Дон Кихота» отец (знаменитый танцор Марис Лиепа) исполнял с Ольгой Васильевной. Именно с нее началась творческая судьба моего отца.
— К сожалению, я не застал те времена, когда танцевала Ольга Лепешинская, был еще слишком мал, — продолжает Андрис. — Но помню с какой любовью и почитанием к ней относился отец. Она была потрясающей балериной! С фантастическим обаянием и совершенно феноменальной жизненной энергией. Кажется, мы виделись как будто вчера. Ольге Васильевне вручали Орден Дягилева «За пользу русской культуре». Она была полна энергии, хотя уже не могла свободно ходить. Эта ее внутренняя энергия шла через край. и это отмечали не только близкие, но и участники конкурсов, когда она присутствовала в жюри, и ее многочисленные ученицы. Ольга Васильевна преподавала в том числе Швейцарии.
— Те, кто ее знал лично, был счастлив этим знакомством. А зритель, который приходил на ее спектакли, был покорен ее танцами. Это абсолютно точно. Таких как она – единицы. Нет уже Галины Сергеевны Улановой, нет Раисы Степановны Стручковой. Вот не стало Ольги Лепешинской. А это когорта тех великих балерин, утрата которых невосполнима.
Беседовали Раиса МУРАШКИНА и Мария РЕМИЗОВА
Читайте также:
Ольга Лепешинская: «Все, что я хотела сказать, я уже давно станцевала». Волею судьбы, наш спецкор Ярослава Танькова была знакома с ушедшей от нас великой артисткой и знала ее с очень необычной стороны
ИСТОЧНИК KP.RU
Источник
За вклад в искусство знаменитая балерина Ольга Лепешинская получила от государства квартиру в престижном доме на улице Горького.
Она была не только звездой мирового масштаба, ею был очарован сам Сталин. Она настолько свободно чувствовала себя в его обществе, что если ей приглянулись фужеры в Кремле, она намекала, что хотела бы такие же.
И Сталин на следующий же день присылал ей коробку. Она могла одним лишь звонком в Кремль решить любую свою проблему.
Мужем Лепешинской был видный военачальник Алексей Антонов. Он неоднократно умолял Лепешинскую родить ему ребенка, но она выбрала сцену. Она не мыслила себя без Большого театра.
У Антонова была дочка от первого брака и, когда она приходила в гости, Лепешинская с удовольствием возилась с ней. В старости балерина неоднократно признавалась, что жалеет, что не родила собственных детей.
В 1963 году скончался супруг Лепешинской, и она осталась в полном одиночестве. А вскоре случилось еще одно несчастье – на сцене Лепешинская сломала ногу и больше уже не выступала. После травмы балерина переключилась на преподавательство.
Тяжело перенося одиночество, балерина решила, что ей нужна компаньонка. И такая нашлась. Ариадна Москаленко была большой поклонницей таланта балерины. Лепешинская звала ее Ритой. Рита вела все хозяйство, она следила за тем, чтобы Лепешинская ни в чем не нуждалась.
Но с годами Рита, как и ее кумир Лепешинская, состарилась. Они не могли ухаживать друг за другом. Когда обеим женщинам перевалило за 85, стало понятно, что без посторонней помощи больше обходиться они не могут. По соседству жила пара супругов – Вячеслав и Светлана Борульники. Они начали приносить женщинам лекарства и продукты и в конце концов взяли над ними ежедневное шефство.
Однажды Лепешинскую пришел навестить друг, так как все были обеспокоены тем, что она долгое время не подходит к телефону.
Он спросил балерину, в чем дело, почему она не выходит на связь, на что та сильно удивилась, сказав, что никто ей в последнее время не звонит. В итоге выяснилось, что телефон попросту отключен от розетки, было очевидно, что сделали это опекуны.
Другая знакомая, придя в гости к балерине, заметила, что все картины, среди которых были подлинники Серова и других именитых художников, имеют новые рамки, да и выглядят полотна как-то странно.
Она удивленно спросила Лепешинскую, в чем тут дело. Та ответила, что Борульник забирал их на чистку. Как потом выяснилось, все оригиналы попросту исчезли.
Вячеслав Борульник
Лепешинская, в силу возраста, и уже ослабевшего ума, попросту не сознавала, с кем имеет дело. Она подписала Борульнику дарственную на свою роскошную квартиру.
Друзья и знакомые пытались вмешаться, искали встреч с Борульником, но он посылал всех далеко и надолго.
Из квартиры пропали все драгоценности, а со счета балерины было снято полтора миллиона, Борульник потом объяснял, что якобы Лепешинская их раздала на благотворительные цели.
Шестого ноября 2008 года супруги Борульники как обычно принесли Лепешинской и Рите продукты, но дверь почему-то открывать своим ключом не стали.
Они позвали соседку в качестве свидетельницы, как будто четко знали, что их ждет внутри. На полу в луже крови лежала мертвая Рита. В комнате сидела Лепешинская с безумным взглядом и вытирала кровь с разбитого носа.
Прибывшие врачи зафиксировали смерть Риты от трофической язвы, а вот почему на полу было столько крови, никто расследовать не стал. Борульник потом предъявил завещание Риты, где она просила кремировать ее тело, так и сделали. Никаких следов попросту не осталось.
Самое странное в этой истории то, что вскоре не стало и Лепешинской, а согласно ее завещанию прощание не стали устраивать в родном ей Большом театре.
Ее также как Риту быстро кремировали. Все документы и доверенности были оформлены на Борульника, причем, буквально в последние месяцы жизни знаменитости.
Странной гибелью двух старушек и причастностью к ней Борульника занималась прокуратура, но никаких следов преступления не нашла.
Также смотрите:
Борис Новиков: заработанная им квартира чуть не стоила жизни единственному сыну
Источник
На 93-м году жизни скончалась выдающаяся балерина Ольга Лепешинская. «Ольга Васильевна скончалась сегодня в 13:00 в своей квартире, — рассказал родственник балерины. — Она уснула и не проснулась». По его словам, сейчас решается вопрос похорон. «Прощание состоится в Большом театре 23 декабря, похороны пройдут в этот же день. Сейчас мы определяемся с кладбищем», — уточнил он.
«Она была человеком очень знаковым, — вспоминает Танцор Николай Цискаридзе. — Если брать таких икон, как Любовь Орлова, Валентина Серова, Марина Ладынина, среди можно назвать имя Ольги Лепешинской. На Тверской площади есть дом с башней наверху. На этой башне стояла статуя танцовщицы. И многие ее называли Ольгой Лепешинской, говорили, что это с нее лепили».
Одна из величайших балерин ХХ столетия Лепешинская родилась в Киеве 15 сентября 1916 года в семье, происходящей из старинного дворянского рода. Ее дед Василий Павлович Лепешинский считался вольнодумцем, участвовал в «Народной воле», за что был арестован, а позже построил в своем имении школу и обучал в ней грамоте крестьянских детей. Отец — Василий Васильевич в 1905 году блестяще окончил Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге и уехал в Харбин, где стал одним из руководителей строительства Китайско- Восточной железной дороги. Мать балерины -Мария Сергеевна. С началом Первой мировой войны Лепешинские вернулись на родину, в Киев.
С детства девочка, которую за буйный темперамент и мальчишеские задиристые повадки многие предпочитали называть Лешей, танцевала под любую музыку и даже без музыки. В семье шутили, будто Леля научилась танцевать раньше, чем ходить. Но девочка и не думала о своем увлечении как о будущей профессии, она мечтала стать, как отец, инженером и строить мосты, но судьбу решил случай. Летом 1925 года Лепешинские отдыхали в Крыму. По соседству отдыхала семья художника Большого театра Федорова. Однажды его жена, в прошлом балерина, увидела «выступления» девочки и уговорила Марию Сергеевну отдать дочь в хореографическое училище. На приемной комиссии Московского балетного техникума девочку внимательно проверили и… не приняли. Тут проявился характер Лели. Все свободное время она занималась хореографией, несколько раз в неделю ездила брать уроки, и ей «повезло». Одна из принятых девочек заболела, и на освободившееся место взяли Олю Лепешинскую. Ее юношеский азарт позволял ей просто из озорства прокрутить 64 фуэте. Лепешинская закончила училище в 1933 году, ее ждал Большой театр, на сцене которого юная балерина выступила в прологе оперы «Снегурочка» в 10-летнем возрасте, когда училась во 2-м классе. В Большом театре она протанцевала 30 лет — с 1933 по 1963 год. Незабываемыми остались ее партии в «Тщетные предосторожности» и «Щелкунчике», «Лебедином озере» и «Красном маке», «Золушке» и «Алых парусах». На сцене Ольга Лепешинская была великолепна, потрясая своей искрометной техникой, темпераментом, фантастической динамикой вращений.
Особую страницу в творческую биографию балерины вписала Великая Отечественная война, на фронтах которой артистка дала бесчисленное количество концертов. «Я испытала тогда невероятный прилив энергии и всегда вспоминаю фронтовые будни с особым внутренним трепетом», — признавалась артистка. Когда началась Великая Отечественная война она сразу пришла в райком комсомола и потребовала, чтобы ее отправили на фронт. Вскоре в Большом театре была создана фронтовая бригада, первое выступление которой состоялось в сентябре 1941 года перед бойцами и командирами 100-й стрелковой дивизии.
В 1975 году, накануне 30-летия Победы, Ольга Васильевна расскажет об этом концерте в выступлении по радио. А вскоре поступит письмо. В нем автор напишет, как ему, в те дни 1941 года молодому офицеру, поручили помочь артистам в организации этого концерта, как отбирали лучших бойцов, как сложились судьбы некоторых из них. Сообщит он и о том, что дорогу, по которой бригада поехала домой, через полчаса после отъезда перерезали немцы. Артисты чудом не попали к ним в руки. С фронтовой бригадой Лепешинская прошла всю войну. Площадка грузовика, поляна в лесу, палата в госпитале, сцена театра… Ей приходилось танцевать и на обычном грунте. И тогда на ее знаменитых фуэте нога просто ввинчивалась в песок. Но радость зрителей была выше боли и травм.
9 мая я 1945 года Лепешинская встретила в Варшаве, а на следующее утро получила телеграмму, что для нее в Большом ставят балет «Золушка» на музыку Прокофьева. Первая послевоенная премьера Большого театра состоялась 21 ноября 1945 года. Лепешинская была всегда готова на все ради любимого зрителя. В 1953 году, танцуя в «Красном маке», по ходу первого акта спектакля она сломала ногу. Дотанцевала его до конца и уже за кулисами потеряла сознание. Врачи констатировали перелом в четырех местах, но уже через три месяца она танцевала главную партию в балете «Фадетта». Ее выход на сцену зрительный зал встретил овациями стоя. Так было еще только на спектакле «Три толстяка» в марте 1941 года после присуждения ей первой Сталинской премии. В начале 70-х годов, оставив сцену, Ольга Васильевна переключилась на педагогическую деятельность. Она много работала за рубежом — преподавала в Риме, Будапеште, Стокгольме, Вене, Токио, Мюнхене. Лепешинская стала почетным гражданином и Западного, и Восточного Берлина, Белграда и Стокгольма, многих других городов. Ольга Васильевна — первый представитель советского балета, награжденный в Швеции почетной медалью имени Карины Ари, известной шведской балерины. Народная артистка СССР, четырежды лауреат Государственных (Сталинских) премий ее труд отмечен многими высокими наградами, в числе которых ордена Ленина, Октябрьской революции, орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Источник