Носилки при переломах
Учебное пособие для 10-11 классов
Основы медицинских знаний
Первая медицинская помощь при переломах оказывается самим пострадавшим или свидетелями травмы. В первую очередь необходимо предупредить сдвиги отломков костей, чтобы исключить дальнейшее травмирование ими прилегающих тканей, а также по возможности предупредить посттравматические осложнения. Доврачебная помощь при открытых переломах и кровотечении из раны предусматривает: остановку кровотечения путем наложения давящей повязки или жгута; наложение первичной асептической повязки на рану и обезболивание; иммобилизацию конечностей; вынос или вывоз пострадавших в лечебное учреждение.
Средства иммобилизации. Для обеспечения неподвижности поврежденной конечности или другой части тела используют стандартные, нестандартные, импровизированные шины. Стандартные шины бывают сетчатые, лестничные (шины Крамера), фанерные, деревянные (шины Дитерихса), пластмассовые, пневматические (рис. 16).
Рис. 16. Средства иммобилизации: а — стандартные шины; б — шина Дитерихса; в — пневматические шины
Они применяются при переломах костей, значительных повреждениях мягких тканей, больших кровеносных сосудов, нервов, при значительных ожогах конечности, вывихах. При отсутствии стандартных шин для иммобилизации можно использовать различный материал (деревянные рейки, бруски, толстый картон, пучки хвороста), менее пригодны орудия труда и предметы обихода (палки, лыжи, лопаты). Если нет никаких подручных средств, самую примитивную иммобилизацию можно осуществить, прибинтовав поврежденную верхнюю конечность к туловищу, а поврежденную нижнюю конечность — к неповрежденной (рис. 17).
Рис. 17. Создание неподвижности сломанной конечности по методу «нога к ноге»
Правила иммобилизации. При проведении иммобилизации фиксационными шинами следует руководствоваться рядом правил:
- шина должна быть удобной для пострадавшего и не причинять ему боль;
- иммобилизация должна быть проведена как можно раньше;
- при наличии раны ее следует закрыть асептической повязкой до наложения шины;
- при применении кровоостанавливающего жгута последний накладывается до проведения иммобилизации;
- перед иммобилизацией предварительно моделируют шину под размер и форму поврежденной конечности;
- шина не должна оказывать сильного давления на мягкие ткани, сосуды, нервы, особенно на костные выступы;
- при переломах длинных трубчатых костей обязательна фиксация 2-3 смежных суставов;
- конечность следует иммобилизовать в среднем физиологическом положении;
- транспортную шину прикрепляют к конечности бинтом, не нарушая кровообращения;
- перед наложением шины потерпевшему вводят обезболивающие средства.
Наложение шин при переломах костей верхних конечностей. При переломах костей кисти и пальцев иммобилизацию можно провести сетчатой или деревянной шиной, другим подручным материалом. Шину накладывают на тыльную поверхность руки от концов пальцев до верхней трети предплечья. Ладонь несколько сгибают, кладут в нее ватно-марлевый валик, затем прикрепляют шину бинтом (рис. 18).
Рис. 18. Иммобилизация при переломах костей кисти
При повреждении костей предплечья верхний конец шины кладут на уровне средней трети плеча, а нижний — на уровне концов пальцев, ладонная поверхность кисти повернута от туловища или вверх (рис. 19).
Рис. 19. Иммобилизация при переломах костей предплечья: а — лестничной шиной; б — подручными средствами
При переломах ключицы для иммобилизации можно использовать палку, которую располагают горизонтально на уровне нижних углов лопаток, а также ватно-марлевые кольца и повязку Дезо (рис. 20).
Рис. 20. Повязка Дезо
При переломах плеча шину кладут от внутреннего края лопатки здоровой стороны, через плечевой сустав, вдоль наружной поверхности плечевой кости, сгибая руку в локте-вом суставе под прямым углом, подводят ее к туловищу и заканчивают, несколько перекрывая концы пальцев. Шину укрепляют бинтом (рис. 21).
Рис. 21. Иммобилизация перелома плеча лестничной шиной
Наложение шин при переломах костей нижних конечностей. При повреждении стопы и голени иммобилизацию проводят шинами Крамера. Стопу и голень фиксируют с трех сторон: одну шину накладывают на заднюю поверхность голени и стопы от кончиков пальцев до средней трети бедра, две другие фиксируют по сторонам голени (внутренней и внешней), причем подошвенную их часть сгибают в виде стремени для более сильной фиксации голеностопного сустава. Стопу устанавливают под углом 90° по отношению к голени. Шины укрепляют бинтами или косынками.
При переломе бедренной кости, повреждениях тазобедренного и коленного суставов применяют шины Дитерихса или импровизированные шины. Перед наложением шины места костных выступов покрывают ватой, марлей или другим мягким материалом. Подошвенную часть шины фиксируют бинтом к подошве стопы (обуви). Наружную планку расширяют и закрепляют с таким расчетом, чтобы она начиналась от подмышечной впадины и, вставленная в металлическую скобу подошвенной части, выступала за нее также на 10-12 см. Конечную (шарнирную) ее часть сгибают под углом 90° и одевают на конец наружной планки. На конечности шину фиксируют циркулярными ходами бинта, а вверху наружную и внутреннюю части шины фиксируют двумя ремнями, после чего при помощи палочки-закрутки производят вытяжение за подошвенную часть шины.
При переломах позвоночника больного кладут на твердые носилки, доски. Если транспортировка осуществляется на мягких носилках, потерпевшего необходимо положить на живот, под грудь положить мягкий валик из одежды или одеяла для разгибания позвоночного столба (рис. 22).
Рис. 22. Транспортная иммобилизация при повреждении позвоночника: а — на спине; б — на животе
Пострадавшего с переломами костей таза кладут на твердую поверхность (доски, носилки), а под коленные суставы подкладывают скатанную в валик одежду. Ноги при этом необходимо согнуть в коленных и тазобедренных суставах, что создает условия для расслабления мышц и уменьшения болей.
Рис. 23. Вакуум-носилки для транспортной иммобилизации
Для транспортной иммобилизации позвоночника и таза используются вакуум-носилки, наполненные пластмассовыми шариками (рис. 23). После выкачивания воздуха с помощью небольшого насоса носилки становятся твердыми, хорошо моделируют форму тела при любом положении пострадавшего и долгое время ее сохраняют. Также при транспортной иммобилизации широко применяются гипсовые и пластмассовые повязки для фиксации отломков костей, лечения различных заболеваний конечностей, позвоночника.
Вопросы для повторения
- Перечислите основные правила иммобилизации.
- Какие существуют средства иммобилизации при переломах?
- Опишите ваши действия при переломах костей верхних конечностей; костей нижних конечностей.
Практическое занятие 4
Цель занятия — изучить правила иммобилизации при повреждениях (переломах) верхних и нижних конечностей.
Оснащение: бинты, косынки, ватно-марлевые валики, шины Крамера и Дитерихса, подручные средства.
Последовательность выполнения иммобилизации при переломе плеча:
- конечности придают среднефизиологическое положение: сгибают в локтевом суставе под углом 70-90°, приводят к туловищу, кисть в полусогнутом положении;
- кладут ватно-марлевые валики в подмышечную впадину и под кисть;
- фиксируют бинтом шину от плеча до середины кисти;
- для более надежной иммобилизации стараются обездвижить три сустава: плечевой, локтевой и лучезапястный (см. рис. 19, 21).
Последовательность выполнения иммобилизации при переломе костей предплечья:
- конечности придают среднефизиологическое положение: сгибают в локтевом суставе под углом 70-90°, приводят к туловищу, кисть в полусогнутом положении;
- отмоделировав шину, подкладывают под кисть ватно-марлевый валик и прибинтовывают шину в месте перелома, оставив фаланги пальцев открытыми, при этом необходимо обездвижить локтевой и лучезапястный суставы.
Последовательность выполнения иммобилизации при переломе бедра:
- перед наложением шины места костных выступов покрывают ватой, марлей или другим мягким материалом; подошвенную часть шины фиксируют бинтом к подошве ступни (обуви); наружную планку расширяют и закрепляют так, чтобы она начиналась от подмышечной впадины и заканчивалась на уровне ступни, и фиксируют циркулярными ходами бинта;
- при аутоиммобилизации ее фиксируют к здоровой нижней конечности;
- для обеспечения надежной иммобилизации при переломе бедра необходимо обездвижить тазобедренный, коленный и голеностопный суставы.
Последовательность выполнения иммобилизации при переломе голени:
- используют отмоделированную шину Крамера или подручный материал (лучше три шины, одну из которых укладывают на заднюю поверхность голени от средней трети бедра до пяточной кости);
- вторую и третью шины укладывают по наружной и внутренней поверхности голени; все три шины скрепляют с помощью бинта;
- для обеспечения устойчивой иммобилизации следует обездвижить голеностопный и коленный суставы.
Источник
Перелом руки – один из наиболее частых видов переломов, встречающихся в быту. Очень важно уметь оказывать первую помощь. Самым важным является вовремя иммобилизовать руку, иначе закрытый перелом может превратиться в открытый. Для иммобилизации к руке необходимо приложить шину и зафиксировать. В качестве шины можно использовать подручные материалы: доску, фанеру, толстую ветку и тд. Существуют несколько разновидностей шин, подбирать которые необходимо в зависимости от вида перелома.
Лестничная шина Крамера изготавливается из проволоки. Ее необходимо накладывать поверх одежды. Шину моделируют по здоровой руке, а затем накладывают на поврежденную конечность. Важно, чтоб шина охватывала два сустава.
Пневматические шины представляют собой герметичные камеры, внутрь которых помещается конечность. Различают три основных типа пневматических шин – для кисти и предплечья, для стопы и голени и для бедра. Этот тип шин прост в применении и наиболее часто используется не только сотрудниками «скорой помощи», но и службами МЧС, медицины катастроф, в спортивной медицине. Эти виды шин можно использовать не только при переломе, но и при ушибах, кровоизлияниях, повреждениях суставов.
При сильной боли можно принять анальгезирующий препарат – анальгин, кеторол, ибупрофен. Руку с шиной подвесить в согнутом в локте положении. При развитии болевого шока – то есть реакции организма на боль, при которой страдает нервная и сердечно-сосудистая система, важно принять незамедлительные меры. В противном случае, такое состояние может привести к смерти. Важно оказать первую помощь пострадавшему до приезда скорой помощи. О развитии болевого шока у пострадавшего свидетельствуют спутанность сознания, заторможенность, бледность, понижение температуры тела, снижение тонуса мышц, больной не понимает, что с ним происходит. На следующей стадии снижается артериальное давление до 90-100 мм рт.ст, учащенный пульс до 120 уд. в мин., холодный пот.
Пострадавшего с симптомами болевого шока необходимо согреть с помощью грелок, одеял, отпоить горячим чаем. При рвоте или ранениях брюшной полости пить запрещено.
Транспортировать пострадавшего можно только после устранения симптомов шока.
При открытом переломе руки в первую очередь необходимо остановить кровотечение. Для этого необходимо наложить жгут на область выше раны. Жгут представляет из себя прочную резиновую полоску. Жгут накладывают на 30-40 минут, в зависимости от состояния человека, времени года. Более длительное наложение может быть чревато некрозом, ведь конечность по сути отключают от кровотока, что может быть чревато развитием кислородного голодания. Что делать если под рукой не оказалось жгута? Можно наложить импровизированное средство, например, кусок ткани, ленты, веревки, собственный ремень и др.
Существуют две разновидности жгутов – ленточные и воронкообразные. Ленточный жгут – это небольшой отрезок ленты из резины. На нем могут быть нанесены отверстия для кнопок, или кнопки, которые позволяют его застегнуть.
Воронковые жгуты обычно используются в экстремальных условиях. Они представляют собой широкую синтетическую ленту, застегивающуюся с помощью липучки, которая обеспечивает надежную фиксацию. Часто такие жгуты снабжены медицинским маячком, который отслеживает время наложения.
Рану обработать антисептиком для того, чтобы предупредить попадание инфекции. После остановки кровотечения и обработки раны руку необходимо зафиксировать.
Источник
Все травматические переломы можно разделить на 3 типа: закрытый перелом, открытый перелом (если повреждаются наружные покровы тела) и внутрисуставный перелом (если линия перелома проходит через суставную поверхность, и кровь собирается в капсуле сустава, образуя гемартроз).
Полные травматические переломы.
Различают патологические переломы (возникают на фоне измененной предшествующим заболеванием структуры костной ткани) и травматические, «обычные»; закрытые и открытые, то есть с наличием раны; без смещения или со смещением отломков кости; косые, поперечные и оскольчатые. Как правило, перелом – результат действия чрезмерной для кости механической нагрузки в момент травмы. Реже встречаются так называемые хронические переломы вследствие небольших, но продолжительных нагрузок.
Перелом – нарушение анатомической целости кости вследствие травмы.
Признаки перелома:
— интенсивная боль в месте повреждения;
— нарушение формы и длины конечности по сравнению со здоровой;
— невозможность движения конечностью;
— патологическая подвижность (там, где ее не должно быть) в месте перелома.
Наибольшую опасность представляют открытые переломы, когда повреждается кожа, что создает возможность попадания в рану инфекции.
Разрушение при переломе костной ткани и повреждение окружающих кость мягких тканей приводит к внутреннему или наружному (при открытом переломе) кровотечению. При множественных или тяжелых открытых переломах крупных костей возможно развитие травматического шока.
Первая помощь при переломах костей должна включать остановку кровотечения, обезболивание, наложение повязки при наличии раны и транспортную иммобилизацию.
Иммобилизация – это создание условий для неподвижности поврежденной части тела. Иммобилизация обязательно должна быть применена при переломах костей, суставов, повреждении нервов, крупных сосудов, обширных повреждениях мышц, ожогах большой площади тела. В этих ситуациях движения, которые совершает пациент произвольно или непроизвольно, при транспортировке могут нанести вред его здоровью.
Транспортная иммобилизация – это создание неподвижности конечности на время, необходимое для доставки пациента в травмопункт или больницу. Она позволяет избежать дальнейшего повреждения окружающих место перелома сосудов, нервов, мягких тканей острыми костными отломками и, таким образом, уменьшает опасность развития травматического шока, значительной кровопотери и инфекционных осложнений. Транспортная иммобилизация накладывается на несколько часов, иногда на несколько дней, если стационар оказывается далеко от места происшествия.
Иммобилизация сломанных конечностей проводится при помощи табельных шин.
Транспортные шины (они могут быть деревянными; проволочными, которые выпускаются нескольких типов, размеров, длиной 75-100 см, шириной 6-10 см, хорошо моделируются по рельефу конечности, применимы при повреждениях различной локализации; пластмассовыми, пневматическими, вакуумными), выпускаемые промышленностью, называют стандартными (рис.). При отсутствии стандартных шины для транспортировки используют импровизированные шины из подручного материала — досок, лыж, фанеры, прутьев и др. Основное правило наложения транспортной шины — иммобилизация двух сегментов, соседних с поврежденным. Например, при переломах костей голени шины фиксируют бинтами к стопе, голени и бедру, при переломах плеча — к предплечью, плечу и грудной клетке.
Требования к транспортной иммобилизации следующие.
Шина должна быть наложена не только на место повреждения, а захватывать два ближайших сустава, иногда возникает необходимость в обездвиживании трех близлежащих суставов. Делается это для того, чтобы исключить движения в суставах, которые передаются на поврежденную конечность. Кроме того, при переломе конечности в близлежащем суставе может произойти вывих головки сломанной кости.
Сломанной конечности необходимо придать правильное положение. Эта мера уменьшает возможность травмы близлежащих тканей, сосудов и нервов. При открытых переломах на рану накладывается повязка.
Перед наложением шины при возможности надо провести обезболивание.
Жесткая шина должна быть наложена на одежду, в местах трения с костными выступами подкладывается вата, мягкая ткань.
Иммобилизация должна быть достаточной для создания неподвижности поврежденной кости, так как неправильная или неполная иммобилизация может привести к нанесению большего вреда, чем пользы.
Первая помощь. Прежде всего, необходимо предотвратить попадание инфекции в рану и одновременно обездвижить поврежденную конечность. Это сделает менее болезненной последующую доставку пострадавшего в лечебное учреждение, а также уменьшит вероятность смещения отломков.
Запрещается исправлять деформацию конечности, так как это может усилить страдания больного, вызвать у него развитие шока!
При открытом переломе кожу вокруг раны необходимо смазать раствором йода, наложить стерильную повязку, после чего приступить к иммобилизации. Все виды переломов необходимо непосредственно на месте несчастного случая иммобилизировать с помощью транспортных шин или подручными средствами (доска, рейка, пучки хвороста и др.). Наиболее удобны в пользовании гибкие шины Крамера.
Еще раз повторим правила иммобилизации при переломе конечности:
— шина должна фиксировать не менее двух суставов, а при переломе бедра – все суставы нижней конечности;
— подгонку шины проводят на себе, чтобы не нарушать положение травмированной части тела;
— накладывать шину поверх одежды и обуви, которые при необходимости разрезают;
— для предупреждения сдавливания тканей в местах костных выступов накладывают мягкий материал;
— шину нельзя накладывать с той стороны, где выступает сломанная кость.
Иммобилизацию обычно проводят вдвоем – один из оказывающих помощь осторожно приподнимает конечность, не допуская смещения отломков, а другой – плотно и равномерно прибинтовывает шину к конечности, начиная от периферии. Концы пальцев, если они не повреждены, оставляют открытыми для контроля за кровообращением. При ограниченном количестве перевязочных средств шины фиксируют кусками бинта, веревки, ремнями.
При иммобилизации необходимо фиксировать не менее двух суставов, расположенных выше и ниже области перелома, чтобы исключить подвижность поврежденного сегмента конечности.
Иммобилизацию переломов плеча лучше проводить шиной Крамера. Ее накладывают от середины лопатки здоровой стороны, затем шина идет по спине, огибает плечевой сустав, спускается по плечу до локтевого сустава, изгибается под прямым углом и идет по предплечью и кисти до основания пальцев. Перед наложением шины оказывающий помощь предварительно придает ей форму, прикладывая к себе: укладывает свое предплечье на один из концов шины и, захватив свободной рукой другой конец, направляет ее по задне-наружной поверхности через надплечье и спину до надплечья противоположной стороны, где и фиксирует рукой и делает нужный изгиб шины.
При переломе бедра наружную шину накладывают на протяжении от стопы до подмышечной области, внутреннюю – до паха. Иммобилизацию можно улучшить дополнительным наложением шины Крамера по задней поверхности бедра и подошве стопы.
При переломе бедра неподвижность всей конечности осуществляется длинной шиной – от стопы до подмышечной впадины.
При переломе костей голени шину Крамера накладывают от пальцев до верхней трети бедра, при травме стопы – до верхней трети голени. При тяжелых переломах голени заднюю шину укрепляют боковыми шинами.
В случае отсутствия шины Крамера иммобилизацию переломов голени проводят двумя деревянными планками, которые фиксируют по бокам от конечности на том же протяжении. Допустима иммобилизация бедра и голени методом «нога к ноге», который однако мало надежен и может быть использован лишь как крайнее средство.
При переломе костей стопы накладывают две лестничные шины. Одну из них накладывают от кончиков пальцев по подошвенной поверхности стопы и затем, согнув под прямым углом, – вдоль задней поверхности голени, почти до коленного сустава. Шину моделируют по очертанию задней поверхности голени. Дополнительно накладывают боковую шину в форме буквы V, накладывают вдоль наружной поверхности голени с таким расчетом, чтобы она охватила подошвенную поверхность стопы наподобие стремени. Шины прибинтовывают к конечности.
Переломы костей кисти иммобилизируют шиной, уложенной по ладонной поверхности, предварительно вложив в ладонь кусок ваты или ткани.
При переломе костей предплечья фиксируют как минимум кисть и область локтевого сустава. Руку подвешивают на косынку.
Первая помощь при переломах костей таза. Удар или сдавливание области таза при обрушении, падении с высоты, отбрасывании ударной волной могут привести к переломам костей таза.
Переломы костей таза сопровождаются изменением формы таза, резкими болями и отеком в области перелома, невозможностью ходить, стоять, поднимать ногу.
Характерной позой является «поза лягушки», когда пострадавший лежит на спине с разведенными ногами, полусогнутыми в тазобедренных и коленных суставах.
Действия по оказанию первой помощи.
Положите пострадавшего на жесткие носилки или деревянный щит спиной вниз.
Ногам придайте полусогнутое положение.
Под колени положите плотные валики из одежды, одеял и т.п.
При переломе переднего отдела таза наложите кольцевую фиксирующую повязку.
Первая помощь при переломах позвоночника. При переломах позвоночника – чрезвычайно тяжелом повреждении, возникающем при падении с высоты, удара в спину, резким сгибании туловища во время упражнений, отмечается резкая боль, иногда выпячивание поврежденных позвонков, кровоподтеки, припухлость. Чувство онемения и отсутствие движений в конечностях ниже области перелома, самопроизвольное мочеиспускание свидетельствует о повреждении спинного мозга.
Оказывая помощь, необходимо соблюдать исключительную осторожность, т.к. даже небольшие смещения позвонков могут вызвать дополнительное повреждение или разрыв спинного мозга.
Поэтому пострадавшего, по команде, укладывают на жесткие носилки или достаточно широкую доску в положение «на спине», не допуская перегиба позвоночника,. Под колени и под шейный отдел позвоночникам подкладывают валик. Пострадавшего фиксируют лямками.
В случае перелома шейного отдела позвоночника под шею и вокруг головы кладут валики из одежды. Для эвакуации по наклонным или вертикальным спускам пострадавшего необходимо прочно привязать к носилкам (доске) и наложить импровизированный воротник, т.е. обернуть шею несколькими слоями мягкой ткани из одежды и забинтовать.
При транспортировке на носилках достаточно зафиксировать голову и шею импровизированными валиками из одежды.
Перенос и транспортировка пострадавших с переломами без иммобилизации недопустимы даже на короткие расстояния!
Щадящая транспортировка при переломах имеет первостепенное значение. Большинство больных с переломами перевозят в положении лежа. Как правило, пострадавшие с переломами нижних конечностей не могут самостоятельно добраться до транспорта.
Перелом ключицы и разрыв ключично-акромиального сустава.
Переломы ключицы возникают часто и составляют около 15% от всех переломов костей. Очень часто переломы ключицы происходят у детей и подростков.
Механизм перелома ключицы чаще всего представляет собой прямое воздействие травмирующей силы – удар по ключице. Повреждение ключицы может возникнуть в результате падения на плечо, прямую руку, локоть.
Переломы ключицы возникают в результате падения, например с велосипеда. В виду того, что ключица покрыта практически только кожей, ее перелом, отек и деформация хорошо видны невооруженным глазом.
Под влиянием тяги мышц (в основном грудино-ключично-сосцевидной или кивательной мышцы) центральный отломок ключицы смещается вверх и назад, а периферический, вследствие тяжести конечности, смещается вниз и внутрь. Пациент жалуется на боли в области перелома, боль при движении рукой, ограничение движений в плечевом суставе. В области перелома возникает припухлость, кровоизлияние.
При осмотре обнаруживают укорочение надплечья со стороны поврежденной ключицы. Часто смещение отломков ключицы заметно на глаз.
В качестве первой помощи необходимо подвесить руку пациента на косынку и отправить пациента в ближайшее лечебное учреждение. Если время позволяет или требуется продолжительная транспортировка, накладывается восьмиобразная повязка, цель которой отвести надплечья назад и зафиксировать их в этом положении.
Переломы ребер. Переломы ребер при травмах встречаются достаточно часто. Они составляют до 5% от всех переломов. В связи с уменьшением эластичности ребер с возрастом, чаще ломаются ребра у пожилых людей.
Переломы ребер возникают:
при падении на грудную клетку;
при прямом ударе по грудной клетке;
при сдавлении грудной клетки.
В зависимости от травмирующего предмета ребро может ломаться в одном или в двух местах. При высокой кинетической энергии травмирующего предмета возникают оскольчатые переломы.
Перелом одного ребра называется изолированным, перелом нескольких ребер – множественным.
Сами по себе переломы ребер не опасны и достаточно быстро заживают, опасность представляют собой сопутствующие повреждения внутренних органов. При множественных переломах ребер отломки могут смещаться в разных направлениях, травмировать близлежащие ткани и органы и вызывать опасные осложнения.
Переломы ребер осложняются повреждениями оболочки легких – плевры, самих легких. При повреждении легких и плевры существует опасность возникновения гемоторакса (скопления крови в грудной полости между внутренней и наружной оболочкой легких), пневмоторакса (скопление воздуха в грудной полости). Иногда воздух из легких попадает в подкожную клетчатку, что называется «подкожная эмфизема». Пациента беспокоит боль в грудной клетке, которая усиливается при глубоком дыхании, кашле, разговоре. Боль может уменьшаться в положении больного сидя и усиливается при движениях.
Первая помощи при неосложненных переломах ребер сводится к наложению фиксирующей повязки на грудную клетку, местного применения тепла и в применении обезболивающих средств. На выдохе грудную клетку туго забинтовывают. Стянутые в положении выдоха ребра совершают очень ограниченные движения при дыхании. Это уменьшает болевые ощущения и вероятность травмирования костными отломками тканей.
Источник