Несросшийся перелом челюсти
Несросшиеся переломы челюстей. Протезирование несросшихся переломов челюстей.
Кроме неправильно сросшихся переломов, могут быть еще несросшиеся переломы с дефектом костной ткани. Дефекты костной ткани могут быть небольшие, не превышающие 1 см, и большие дефекты, превышающие 1 см. В первом случае допустимо изготовление несъемного мостовидного протеза. Но для этого необходимо наличие двух и большего количества зубов на каждом из отломков, биологически полноценных и могущих быть использованными в качестве опорных зубов для укрепления промежуточной части мостовидного протеза, замещающей недостающие зубы в области дефекта. При наличии же большого дефекта применение мостовидного протеза противопоказано.
Противопоказание к несъемному протезированию объясняется тем, что микродвижения в области дефекта вызывают в одних случаях расшатывание опорных зубов, особенно при наличии высоких коронок; в других, особенно при низких коронках опорных зубов, — расцементирование мостовидного протеза: в-третьих — поломку протеза. Поэтому при больших дефектах показано только съемное протезирование. И. М. Оксман предлагает следующую конструкцию съемного шарнирного протеза. Он разработал два варианта: 1) односуставное соединение; 2) двусуставное соединение.
Первый вариант состоит из двух протезов, изготовленных для каждого отломка и укрепляющихся при помощи обыкновенных кламмеров. После введения обоих протезов в рот снимают оттиск с обоих протезов и отливают модель. Затем в больший протез вваривают стержень, оканчивающийся шариком, а в другой протез вваривают коробочку, открытую кверху, в которой на пазах укрепляют жевательную поверхность.
Когда оба протеза введены окончательно в полость рта, заполняют коробочку медной амальгамой, вставляют в нее шарообразное сочленение и жевательную поверхность.
Больной производит жевательные движения в течение 15—20 минут, за это время полость из амальгамы формируется в соответствии с движениями поломанной челюсти, потом амальгама затвердевает и протез считается готовым.
Конструкция второго варианта заключается в следующем: изготовляют металлическую конструкцию в виде стержня длиной 3—4 мм с шариками диаметром 4—5 мм на обоих концах и съемный протез с кламмерами. Затем разрезают протез на две части в области, соответствующей ложному суставу. На краях протезов, отступя на 1—2 мм от края протеза, выпиливают углубления величиной 6—7 мм и диаметром 7 мм. Эти углубления заполняют медной амальгамой и вкладывают в них шарики, до затвердения амальгамы предлагают больному производить различные движения. Таким образом, амальгама в углублении формируется в соответствии с функциональным движением.
Вторая конструкция шарнирного протеза применяется при большой смещаемости отломков челюсти.
Б. Р. Вайнштейн предлагает следующую конструкцию шарнирного протеза при ложных суставах. Снимают оттиск, отливают модель, изготовляют восковой шаблон. В восковом базисе в области, соответствующей месту ложного сустава, вставляют горизонтально две встречные стальные гильзы, протянутые по наименьшему пуансону. После соответствующей припасовки в воске их вынимают из базиса, запаивают дистальные концы, вновь устанавливают на место и заканчивают изготовление протеза обычным способом.
После изготовления протеза его разрезают на две части в области ложного сустава, обнажают концы трубок и вводят в обе трубки стальную пружину, соединяющую обе части протеза.
Диаметр пружины должен быть на 0,5—0,6 мм меньше внутреннего диаметра трубок.
— Также рекомендуем «Расщелины неба. Обтураторы твердого и мягкого неба.»
Оглавление темы «Лечение контрактур челюсти. Лечение расщелин неба.»:
1. Фиксирующие аппараты. Аппараты при остеопластике нижней челюсти фиксирующие.
2. Виды фиксирующих аппаратов. Характеристика фиксирующих аппаратов.
3. Защитные пластинки при операциях на небе. Виды защитных пластинок при операциях на небе.
4. Контрактуры нижней челюсти. Профилактика контрактуры нижней челюсти.
5. Лечение контрактур нижней челюсти. Ортопедия при контрактурах нижней челюсти.
6. Микростомия. Протезирование неправильно сросшихся переломов.
7. Несросшиеся переломы челюстей. Протезирование несросшихся переломов челюстей.
8. Расщелины неба. Обтураторы твердого и мягкого неба.
9. Изготовление обтураторов для твердого неба. Изготовление обтураторов для мягкого неба.
10. Протезирование детей с расщелинами неба. Техника протезирования расщелин неба.
Источник
Лекция 5
Правильное оказание помощираненному в челюсть заключается в лечении не только раны, но и перелома.
Лечение раны и перелома заключается в сочетании двух лечебных мероприятий:
-ранней обработке раны,
-своевременной фиксации отломков.
Эти мероприятия дополняют друг друга и должны таким образом проводиться параллельно, одновременно.
В этих случаях переломы челюстных костей, не осложненные дефектом костной ткани, заживают правильно без деформаций поврежденного органа.
Протезирование при неправильно сросшихся переломах
Причины:
1.Несвоевременно оказанная первая помощь;
2.Допущение врачом погрешности в наложении фиксирующего аппарата, а именно при неправильной репозиции отломков;
3. Рано снятая шина или неправильное ее наложение.
При этом челюстные кости заживают со смещением отломков.
В результате получаются неправильно сросшиеся переломы.
Неправильно сросшиеся отломки могут быть смещены:
-В вертикальном,
-В горизонтальном,
-В трансверзальном направлении.
Иногда в двух-трёх направления одновременно.
По степени окклюзионных нарушений в горизонтальной плоскости различают три группы больных:
1. У больных первой группы окклюзионныеконтакты сохраняются в виде бугоркового смыкания,
2. Второй — зубы смыкаются только боковыми поверхностями,
3. У больных третьей группы полностью отсутствует смыкание зубов.
Неправильно сросшиеся переломы
должны характеризоваться не только с точки зрения направления смещения, но и с точки зрения степени смещения отломков:
1. Незначительная деформация, влекущая за собой небольшое нарушение окклюзионных контактов, и, следовательно, функции жевания.
2. Значительная деформация, нарушающая сильно акт жевания, речь и др.
В зависимости от срока, истекшего после ранения, размера образовавшегося дефекта кости и течения раневого процесса отломки могут быть:
-Подвижными,
-Тугоподвижными,
-Неподвижными.
Методы лечения неправильно сросшихся переломов челюстей могут быть:
хирургическими,
ортодонтическими,
ортопедическое,
аппаратурно-хирургическими.
Хирургическое лечение:
Рефрактуризация (т.е. разделение костей по линиям их неправильного сращения), репозиция и фиксация костных фрагментов в правильном положении. Фиксация костей (остеосинтез) в новом положении, как правило, осуществляется специальными титановыми шурупами и минипластинами.
При невозможности хирургического лечения(состояние больного, отказ от операции, незначительность смещения), восстановление нормальной окклюзии осуществляют при помощи ортодонтического лечения– перемещением зубов. Используют аппараты, повышающие прикус, и в целом механически действующие съемные и несъемные аппараты. Ортопедическое лечениесостоит в пришлифовывании выдвинутых зубов, протезирование съемными и несъемными протезами, повышающими прикус.
Тактика лечебных мероприятий зависит от:
1. Наличия зубов в челюсти,
2. Возраста больного,
3. Вида прикуса.
Например:
если есть признаки открытого прикуса, то в молодом возрасте хорошие результаты дают ортопедические методы, тогда как у больных пожилого возраста с такой же патологией эффективным будет сошлифовывание зубов, на которых фиксируется прикус, или даже их удаление.
Лечение неправильно сросшихся переломов с незначительным нарушением функциине требует особого ортопедического вмешательства.
Иногда в этих случаях требуется назначительное подпиливание одних зубов и удлинение при помощи искусственных коронок других зубов.
Лечение неправильно сросшихся переломов с значительным нарушением функции (значительная деформация одной из челюстных костей)
Допустим, нижней.
Деформация характеризуется полным нарушением смыкания зубных рядов.
В этих случаях применяют поперечную остеотомию на месте костной мозолиили рядом с костной мозолью, затем производят правильную репозицию отломков и изготовляют фиксирующий ортопедический аппарат для удержания отломков в правильном положении до консолидации мозоли между отломками. (Лучше всего изготовить кольцевую шину, которая дает возможность следить за правильным смыканием зубов).
изготовление фиксирующего аппарата:
1. Снимают до остеотомии оттиски с верхней челюсти и деформированной нижней челюсти.
2. Отливают модели.
3. Разрезают модель нижней челюсти в области, намеченной для остеотомии, складывают части модели с моделью верхней челюсти в состоянии центральной окклюзии и изготовляют шину для фиксации отломков.
В тех случаях, при которых невозможно по той или другой причине кровавое исправление (остеосинтез) неправильно сросшегося перелома, применяют бескровный метод — ортопедическое вмешательство, а именно изготовляют аппарат несъемный или съемный.
Несъемные аппараты:
Применяются при вертикальном смещении отломков сросшегося перелома, состоящие из мостовидных протезов или спаянных коронок, надетых на зубы, не смыкающиеся со своими антагонистами.
Эти аппараты изготовляются только тогда, когда количество несмыкающихся зубов незначительное.
Съемные аппараты:
Применяются при большом количестве несмыкающихся зубов.
Изготавливают съемные аппараты из пластмассы в виде каппы, накладывающейся на жевательные и режущие края несмыкающихся зубов.
При наличии клинической картины, которая характеризуется деформацией костной ткани в трансверзальном направлении, изготовляется аппарат с двойным рядом зубов следующей конструкции:
Изготовливают каппу на все зубы(каппой обычно поднимают прикус).
Поднятие прикуса до нормальной высоты весьма желательно, так как деформированная челюстная кость повлекла за собой уменьшение высоты прикуса.
Изготовленную каппу припасовывают в полости рта и снимают новый оттиск вместе с каппой, а также определяют центральную окклюзию.
Лаборант моделирует на модели второй ряд зубов с вестибулярной стороны. Второй ряд зубов должен быть так моделирован, чтобы зубы артикулировали с антагонистами.
Таким образом, съемная каппа с двойным рядом зубов восстанавливает правильную окклюзию зубных рядов больного.
Несросшиеся переломы челюстей. Протезирование несросшихся переломов челюстей.
Кроме неправильно сросшихся переломов, могут быть еще несросшиеся переломы с дефектом костной ткани.
Дефекты костной ткани могут быть:
— небольшие, не превышающие 1 см,
— большие дефекты, превышающие 1 см.
Небольшие дефекты костной ткани :
В этом случае допустимо изготовление несъемного мостовидного протеза.
Но для этого необходимо наличие двух и большего количества зубов на каждом из отломков, биологически полноценных и могущих быть использованными в качестве опорных зубов для укрепления промежуточной части мостовидного протеза, замещающей недостающие зубы в области дефекта.
Большие дефекты костной ткани:
применение мостовидного протеза противопоказано.
Причины: микродвижения в области дефекта
1. вызывают в расшатывание опорных зубов (особенно при наличии высоких коронок);
2. вызывают расцементирование мостовидного протеза (особенно при низких коронках опорных зубов);
3. Вызывают поломку протеза.
Поэтому при больших дефектах показано только съемное протезирование.
И. М. Оксман предлагает конструкцию съемного шарнирного протеза.
Он разработал два варианта:
а) односуставное соединение;
б) двусуставное соединение.
Односуставное соединение:
состоит из двух протезов, изготовленных для каждого отломка и укрепляющихся при помощи обыкновенных кламмеров.
После введения обоих протезов в рот снимают оттиск с обоих протезов и отливают модель.
Затем в больший протез вваривают стержень, оканчивающийся шариком, а в другой протез вваривают коробочку, открытую кверху, в которой на пазах укрепляют жевательную поверхность.
Когда оба протеза введены окончательно в полость рта, заполняют коробочку медной амальгамой, вставляют в нее шарообразное сочленение и жевательную поверхность.
Больной производит жевательные движения в течение 15—20 минут, за это время полость из амальгамы формируется в соответствии с движениями поломанной челюсти, потом амальгама затвердевает и протез считается готовым.
Двусуставное соединение:
Конструкциязаключается в следующем:
изготовляют металлическую конструкцию в виде стержня длиной 3—4 мм с шариками диаметром 4—5 мм на обоих концах и съемный протез с кламмерами.
Затем разрезают протез на две части в области, соответствующей ложному суставу.
На краях протезов, отступя на 1—2 мм от края протеза, выпиливают углубления величиной 6—7 мм и диаметром 7 мм.
Эти углубления заполняют медной амальгамой и вкладывают в них шарики, до затвердения амальгамы предлагают больному производить различные движения.
Таким образом, амальгама в углублении формируется в соответствии с функциональным движением.
Вторая конструкция шарнирного протеза применяется при большой смещаемости отломков челюсти.
Б. Р. Вайнштейн предлагает следующую конструкцию шарнирного протеза при ложных суставах.
1. Снимают оттиск,
2. Отливают модель,
3. Изготавливают восковой шаблон.
4. В восковом базисе в области, соответствующей месту ложного сустава, вставляют горизонтально две встречные стальные гильзы, протянутые по наименьшему пуансону. После соответствующей припасовки в воске их вынимают из базиса, запаивают дистальные концы, вновь устанавливают на место и заканчивают изготовление протеза обычным способом.
5. После изготовления протеза его разрезают на две части в области ложного сустава, обнажают концы трубок и вводят в обе трубки стальную пружину, соединяющую обе части протеза. Диаметр пружины должен быть на 0,5—0,6 мм меньше внутреннего диаметра трубок.
В результате неправильно сросшихся переломов изменяется внешний вид пациента вплоть до асимметрии лица, происходят изменения в суставах, что ведет к нарушению движений нижней челюсти, дисфункции жевательных мышц, изменению речи.
Дата добавления: 2016-12-31; просмотров: 2895 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Òðàâìà
(êàê ÿ â ïåðâûé ðàç ÷óòü íå ïîïðîùàëàñü ñ çóáàìè)
Ìíîãèå ðàññêàçû íà÷èíàþòñÿ òàê: ïîäðàëñÿ ñ ìóæèêàìè ïî ïüÿíè, ñëîìàëè ÷åëþñòü.
Ìîé ñëó÷àé ïðîèçîøåë äîìà âî âðåìÿ óáîðêè. Óïàëà ïðÿìî íà ïîäáîðîäîê ñ âûñîòû (íå çíàþ, ãäå íàõîäèëèñü ìîè ðóêè â ýòîò ìîìåíò).
Ñèëüíåéøèé óäàð íèæíåãî çóáíîãî ðÿäà ïî âåðõíåìó. Øîê.
Äóìàëà, êîãäà îòêðîþ ðîò, âûâàëÿòñÿ âñå çóáû. Íî íåò âñå óöåëåëè.
«Ïåðåëîì» îáðàäîâàëñÿ äîêòîð ðàéîííîãî òðàâìïóíêòà (âèäèìî ÷åëþñòè ó íèõ áûâàþò ðåäêî).
«Íóæíî ãîñïèòàëèçèðîâàòüñÿ, øèíêó íàëîæàò èëè îñòåîñèíòåç» — çâó÷àëî êàê âî ñíå. «Âîò âàì àäðåñ áîëüíèöû è íàïðàâëåíèå, ñåãîäíÿ â òå÷åíèå äíÿ ïðèåçæàéòå ê íèì».
Íà ðåíòãåíå âñå âûãëÿäåëî íåóáåäèòåëüíî, ñëîè íàêëàäûâàëèñü íà ñëîè, ÷åòêîé ëèíèè ðàçëîìà íå âèäíî. Íå âåðþ!
Ñòàëà èñêàòü, ãäå ñðî÷íî ñäåëàòü òîìîãðàôèþ. ÊÒ íå íàøëà (à íóæíà áûëà èìåííî îíà), ñäåëàëà ÌÐÒ. Ïîäòâåðäèëè, ÷òî ïåðåëîì. Ñîáðàëà âåùè è âñþ ðåøèòåëüíîñòü, ïîåõàëà ñäàâàòüñÿ â áîëüíèöó (ê òîìó âðåìåíè áûëî óæå ÷àñîâ 8 âå÷åðà).
3 ÷àñà â ïðèåìíîì îòäåëåíèè, íîâûå ðåíòãåíû, îæèäàíèå êàêèõ-òî áóìàã, çàïîëíåíèå êàêèõ-òî áóìàã. Îáû÷íàÿ áîëüíèöà, äåëî ê íî÷è, êòî ñ ÷åì ïîñòóïàåò: ìèìî, íàïðèìåð, ïðîâîçÿò îêðîâàâëåííîãî áîìæà, êîòîðûé âñþ äîðîãó ïûòàåòñÿ âñòàòü è ñáåæàòü Ðîìàíòèêà.
Íåóæåëè íóæíà îïåðàöèÿ? Êàê âûãëÿäÿò ýòè øèíû, êàê ñ íèìè æèòü? Ó ìåíÿ æå ðàáîòà.
«Âîçìîæíî ïðè ïåðåëîìå â ýòîì ìåñòå îáîéäåòñÿ áåç îïåðàöèè, óòî÷íèòå ó ëå÷àùåãî âðà÷à, çàâòðà ñäåëàþò âàì ÊÒ. Øèíû íîðìàëüíî. Êðåïÿòñÿ íà çóáû. Ãîâîðèòü ñìîæåòå, âñå ãîâîðÿò. Ïèòàíèå ÷åðåç òðóáî÷êó. Âñå åäÿò íîðìàëüíî. ×åðåç 2 äíÿ âñå ïðèâûêàþò îáû÷íî.» îáúÿñíèë äîêòîð â ïðèåìíîì.
Ãäå-òî â 11 âå÷åðà ÿ ïîïàëà â îòäåëåíèå è çàñåëèëàñü â ïàëàòó. Òàì âñå óæå ñïàëè, òåìíî, ÿ ïåðåîäåëàñü è ïîøëà íà ðàçâåäêó ê ìåäñåñòðàì.
Ñïðîñèëà, áóäóò ëè ìíå ñåãîäíÿ ÷òî-òî äåëàòü èëè ìîæíî ñïàòü. «Áóäóò. Ëó÷øå ïîäîæäèòå â ïàëàòå, çà âàìè çàéäóò».
Ëåæó â òåìíîòå æäó, ïåðåïèñûâàþñü ñ ðîäíûìè. Ïðîøëà öåëàÿ æèçíü, à ïî ôàêòó ÷àñà äâà. Ïîøëà íà ïîñò, ñìîòðþ, à òàì óæå ñâåò âûêëþ÷åí è íå âèäíî íèêîãî. Îíè âñå ñïÿò? È ÷åãî ÿ æäó?
Ëåãëà. Ïðî ñîí êîíå÷íî ìîæíî áûëî çàáûòü. Åùå ÷åðåç ÷àñ â êîðèäîðå íà÷àëàñü êàêàÿ-òî àêòèâíîñòü, äâåðè íà÷àëè îòêðûâàòüñÿ, çàêðûâàòüñÿ, è ìåíÿ ïîçâàëè â êàáèíåò ñ òàáëè÷êîé «Øèíèðîâàíèå».
Ïîòîì êòî-òî ìíå ãîâîðèë, ÷òî ýòè øèíû èçãîòàâëèâàþò ñïåöèàëüíî, ïîýòîìó ïðèøëîñü æäàòü. Ìîæåò è ïðàâäà.
Øèíèðîâàíèå
(êàê ÿ âî âòîðîé ðàç ÷óòü íå ïîïðîùàëàñü ñ çóáàìè)
Ðÿäîì ñ êðåñëîì â ïëåâàòåëüíèöå (èëè êàê òàì åå) çàìåòèëà êóñî÷êè æåëåçíîé ïðîâîëîêè ñ ðîçîâåíüêèìè òàêèìè ìèëûìè êàïëÿìè êðîâè, îäíîâðåìåííî ñ ýòèì óâèäåëà çàíåñåííûé ê ïðîòèâîïîëîæíîé îò ïåðåëîìà ñòîðîíå øïðèö ñ îáåçáîëèâàþùèì (çíà÷èò ÷òî-òî ñòðàøíîå áóäåò).
«Ó ìåíÿ íå çäåñü » ïîïûòàëàñü âîçðàçèòü ÿ, ïîêàçûâàÿ íà ìåñòî ïåðåëîìà.
«Àëëåðãèÿ åñòü?» íå äàëà ìíå äîãîâîðèòü æåëåçíàÿ ëåäè è óêîëîëà ñ îáåèõ ñòîðîí.
ß ñòàðàëàñü íå ñëóøàòü ãðîõîò æåëåçíûõ øòó÷åê ðÿäîì ñ ñîáîé íà ïîäíîñå (èëè êàê òàì åãî) è íå çàäóìûâàòüñÿ îá èõ êîëè÷åñòâå.
Øèíà Òèãåðøòåäòà ðàçðàáîòàíà â 1915 ãîäó âîåííûì âðà÷îì. Äî ñèõ ïîð ñ÷èòàåòñÿ ëó÷øèì ñðåäñòâîì äëÿ ôèêñèðîâàíèÿ ÷åëþñòè. Ýòî ÿ ïîòîì âû÷èòàëà, à â òîò ìîìåíò ó ìåíÿ áûëà ìûñëü «Êóäà ÿ ïîïàëà?».
 ïåðâûå â æèçíè ÿ ïîðàäîâàëàñü òîìó, ÷òî ó ìåíÿ íå 32 çóáà, à ìåíüøå — èáî êàæäûé çóá îïîÿñûâàëñÿ òîíêîé æåëåçíîé ïðîâîëîêîé, êîòîðóþ î÷åíü ñëîæíî ïðîäåòü ìåæäó çóáàìè, íå ïîðàíèâ äåñíû. Ñîáñòâåííî, ñèãíàëîì òîãî, ÷òî äåñíó çàäåëè, ìîæåò áûòü òîëüêî «îé» èëè «àé» ïàöèåíòà. Èòàê, âñå ïðîâîëîêè ïðîäåòû, ÷òî äàëüøå?
Äàëüøå ïðèêëàäûâàåòñÿ øèíà è ïðèêðåïëÿåòñÿ ïóòåì ñêðó÷èâàíèÿ ïðîâîëîê âîçëå êàæäîãî çóáà. Âî âðåìÿ ñêðó÷èâàíèÿ ÿ ðåàëüíî èñïóãàëàñü çà êàæäûé ñâîé çóá òÿíóò è ñæèìàþò ðåàëüíî ñèëüíî, à çóáû ó ìåíÿ õèëûå. Ïîñëå, êîãäà âñå ýòî æåëåçî çàêðåïèëîñü âî ðòó, âåðõíèå è íèæíèå øèíû îïÿòü-òàêè «ñòÿãèâàþò» òîíêèìè ðåçèíêàìè ñâåðõó âíèç.  ìîåì ñëó÷àå ìíå â êîìàíäíîì òîíå ñêàçàëè «Çàêðîé ðîò». È ÿ çàõëîïíóëà åãî, äàæå íå ïîäóìàâ, à â ïðàâèëüíîì ëè ïðèêóñå ÿ åãî çàêðûëà. Âèäèìî îò íåîæèäàííîñòè è èñïóãà ÷åëþñòè ìîãóò ñîìêíóòüñÿ òîëüêî ïðàâèëüíî.
Âñå, ìîæåòå èäòè ñêàçàëà æåëåçíàÿ ëåäè. ß ïîïðîáîâàëà äâèíóòü çóáàìè, ïðèîòêðûòü ðîò, èñïûòàëà áîëü è çàøåïåëÿâèëà.
Âû ñëèøêîì ñèëüíî ñòÿíóëè. Ðîò íå îòêðûâàåòñÿ ñîâñåì.
Îí è íå îòêðîåòñÿ — èñêðåííå óëûáíóëàñü âðà÷.
À êàê æå ÿ áóäó ïèòü?
Òàê. Ñêâîçü çóáû åùå áîëüøå ðàçâåñåëèëàñü îíà È åñëè áóäåòå õîðîøî óõàæèâàòü çà çóáàìè, ìîæåò áûòü ñ íèìè è áóäåò âñå â ïîðÿäêå èíòðèãóþùå ïðîèçíåñëà îíà è ïîçâàëà ñëåäóþùåãî.
ß âûøëà ñ ÷óâñòâîì ïîëíîé îïóñòîøåííîñòè. Òî÷íåå íå ñîâñåì ãîëîâà áûëà çàáèòà âîïðîñàìè, à ðîò áûë ïîëîí ñëþíåé, êðîâè è æåëåçà (ïî êðàéíåé ìåðå ïî îùóùåíèÿì). È âñå âðåìÿ ïðåñëåäîâàëà ìûñëü «×òî æ ÿ çóáû êàê ñëåäóåò äîìà ïåðåä âûõîäîì íå ïî÷èñòèëà». À åùå íè ðàçó çà âñþ ïðîöåäóðó (íè ïîñëå íåå) ìíå íå ïðîïîëîñêàëè / íå ïîëèëè / íå ïðîìûëè íè÷åì äåçèíôèöèðóþùèì È äàæå íå ñêàçàëè, íàïðèìåð, «Ïðîïîëîùè ñàìà». ß âçÿëà áóòûëêó âîäû, âûíåñëà åå â êîðèäîð èç ñïÿùåé ïàëàòû è êàêîå-òî âðåìÿ ñèäåëà ñ íåé â îáíèìêó, ïåðèîäè÷åñêè ïðèêëàäûâàÿñü. «Ïðèêëàäûâàÿñü» ïîòîìó ÷òî ïèòü îñîáî ó ìåíÿ íå ïîëó÷àëîñü, íàïîð ÷åðåç çóáû áûë ìàëåíüêèé, è âñå ëèëîñü ìèìî.
Îñòàâøóþñÿ íî÷ü ÿ ëåæàëà è äóìàëà, êàê òåïåðü åñòü? Îíè âåäü áóäóò ñíèìàòü ýòè ðåçèíêè, ÷òîáû ïðîñóíóòü òðóáî÷êó ñ åäîé ìåæäó ÷åëþñòÿìè? Òî åñòü êàæäûé ïðèåì ïèùè èõ íóæíî ñíèìàòü è îäåâàòü, à êàê ïîòîì ñàìîé ýòî äåëàòü? Çóáû áîëåëè, äåñíû íûëè ñïàòü êîíå÷íî æå íåâîçìîæíî. Ïðî ïåðåëîì ÿ âîîáùå ñòàðàëàñü íå äóìàòü, âñïîìèíàÿ, êàê ñèëüíî ìíå ïðèøëîñü îòêðûòü ðîò â ïðîöåññå øèíèðîâàíèÿ. ß âñòàâàëà, ïîäõîäèëà íà ïîñò ê ìåäñåñòðàì, ñïðàøèâàëà ïðî òó æåíùèíó-âðà÷à, ïûòàëàñü îáúÿñíèòü, ÷òî ïåðåñòàðàëèñü, ñëèøêîì ñèëüíî ñöåïèëè çóáû — ÷åëþñòü íàõîäèòñÿ â ïîñòîÿííîì íàïðÿæåíèè, â íåêîòîðûõ ìåñòàõ øèíà äàâèò íà äåñíó òàê, ÷òî ê óòðó, íàâåðíîå, áóäåò íåêðîç. Ìåäñåñòðû ïðèâûêøèì àâòîìàòîì îòâå÷àëè âðà÷ íå âåðíåòñÿ, âñå íîðìàëüíî, ó âñåõ äàâèò ñíà÷àëà.
Íàñòóïèëî óòðî, äàëüøå âñå ïîøëî, êàê âåçäå àíàëèçû, óêîëû è ïð.
ß íàêîíåö-òî ïîäîøëà ê çåðêàëó è íå óçíàëà ñåáÿ. Âûãëÿäåëà áîìæåâàòî: ñèíÿêè ïîä ãëàçàìè, ñâàëÿâøèåñÿ âîëîñû è êàïëè çàñîõøåé êðîâè âîêðóã ðòà, êàê áóäòî ÿ çàãðûçëà êîãî-òî íî÷üþ))) È â òàêîì âîò âèäå ÿ óæå ïîõîäèëà ïî îòäåëåíèþ è ñõîäèëà íà êàðäèîãðàììó)))
Ìíîãèå òàê æå, êàê è ÿ, ðàçãîâàðèâàëè ÷åðåç ñòèñíóòûå çóáû, â îñíîâíîì ìóæ÷èíû. Äåâóøåê ñ øèíàìè ÿ íå âñòðå÷àëà. Î÷åíü ñìåøíî âûãëÿäåëè î÷åðåäè íà óêîë èëè ðåíòãåí ðÿä ïàðíåé è ÿ ñðåäè íèõ)). Âðîäå ÿ âçðîñëûé ÷åëîâåê è âñå ïîíèìàþ, íî ÷óâñòâî þìîðà ïðè ñòðåññå ñîåäèíÿåò îáðàçû áîëüíè÷íîãî àíòóðàæà, ïèæàì, òðåíèêîâ è íàøåé ñïåöèôè÷åñêîé ðå÷è â îùóùåíèå äóðêè. Ãëàâíûì îáðàçîì æóòêî ñòàíîâèòñÿ, êîãäà ñëûøèøü ñîáñòâåííóþ óùåðáíóþ ðå÷ü (ê ñëîâó, ïîëó÷àëîñü ó ìåíÿ ãîðàçäî õóæå, ÷åì ó äðóãèõ), è êîãäà êòî-òî íà÷èíàåò ïåðåñïðàøèâàòü, åñòü òîëüêî îäíî æåëàíèå ïîñêîðåå ñâåðíóòü ðàçãîâîð. Ïðî ðàáîòó, êîíå÷íî æå, íà ìåñÿö ìîæíî çàáûòü.
Ìíå ñäåëàëè åùå îäèí ðåíòãåí, à ÊÒ ïî÷åìó-òî ðåøèëè íå äåëàòü ñêàçàëè, ÷òî øèíû óæå ñòîÿò. Õèðóðã ïîñìîòðåëà, âñå ëè â ïîðÿäêå ñî ðòîì, ðàññêàçàëà, ÷òî íóæíî ïîëîñêàòü àíòèñåïòèêàìè, ò.ê. çàòðóäíåíà áóäåò ãèãèåíà çóáîâ. Íîñèòü øèíû 4 íåäåëè. ß ñíîâà ïîïûòàëàñü ðàññêàçàòü, ÷òî çäåñü êàêàÿ-òî îøèáêà, ÷òî ìíå ñëèøêîì ñèëüíî âñå ñòÿíóëè. Íî âèäèìî îíè óæå óñòàëè îò òàêèõ ðàçãîâîðîâ. «Ïî-äðóãîìó íèêàê, ýòî íóæíî äëÿ ðàñïðåäåëåíèÿ íàãðóçêè íà çóáû».
Íà çàâòðàêå, êîãäà âñå øèíèðîâàííûå âçÿëè ñâîè òàðåëêè è ñòàëè åñòü ÷åðåç òðóáî÷êó, ìåíÿ íàêîíåö-òî ñðàçèëî: «ÐÅÇÈÍÊÈ ÍÅ ÑÍÈÌÓÒ», ÅÑÒÜ ÒÀÊÆÅ ÊÀÊ ÏÈÒÜ ×ÅÐÅÇ ÑÒÈÑÍÓÒÛÅ ÇÓÁÛ», «4 ÍÅÄÅËÈ ÐÎÒ ÁÓÄÅÒ ÇÀÊÐÛÒ ÑÎÂÑÅÌ». Ïîçæå ÿ óæå íàøëà âèäîñû, ãäå «ñ÷àñòëèâûå» ëþäè ñ øèíàìè äåëÿòñÿ âïå÷àòëåíèÿìè è ðàññêàçûâàþò, êàê è ÷òî. Åñòü ÷åðåç òðóáî÷êó ýòî çíà÷èò åñòü ÷åðåç ñòèñíóòûå çóáû, à òðóáî÷êà íóæíà äëÿ ïîäãîíà åäû, ÷òîáû íå óäåëàòüñÿ.
Åñòü ÷åðåç çóáû
Âîäà äûðî÷êó âñåãäà íàéäåò, è åñëè òû õî÷åøü åñòü, óìåé âåðòåòüñÿ.
Âðåìÿ ìîåãî ãîëîäàíèÿ ïåðåâàëèâàëî çà ñóòêè, ò.ê. ïðè ïîïûòêàõ ïîåñòü ìíå êàçàëîñü, ÷òî íàäî ìíîé èçäåâàþòñÿ. Êàê ìîæíî òÿíóòü æèäêóþ ïèùó ÷åðåç òðóáî÷êó, êîãäà îò êàæäîãî ýòîãî äâèæåíèÿ çóáû íà÷èíàþò íûòü åùå áîëüøå?
Íåêîòîðàÿ åäà áûëà æèäêîé, íî ñ ìåëêèìè êóñî÷êàìè ãðå÷êè, êîòîðûå íà ðàç-äâà-òðè çàáèâàëè âñå, ÷òî âîçìîæíî. Èòîãî ðàç-äâà-òðè öåäèøü, ðàç-äâà-òðè-÷åòûðå ïðîïîëàñêèâàåøü âîäîé è òàê ïî êðóãó.
Âðà÷ èç ïðèåìíîãî íå îáìàíóë: ðîâíî ÷åðåç äâà äíÿ (êîòîðûå êàçàëèñü íåäåëåé) áîëü è ñèëüíîå îùóùåíèå ñòÿíóòîñòè óøëè. Ê åäå ïðèíîðîâèëàñü, íî ïðî òî, ÷òîáû íàåñòüñÿ äî ñûòà, ìîæíî áûëî çàáûòü. Ïîïðîáîâàâ ðàçíûå âàðèàíòû, íàøëà ìåñòî â çóáíîì ðÿäó, ãäå çóáû ìåíüøå âñåãî ñìûêàþòñÿ. Òàê è åëà.
Âûïèñàëè ìåíÿ ñ òàëîí÷èêîì ÿâèòüñÿ ÷åðåç 10 äíåé. Âûõîäÿ èç îòäåëåíèÿ, ÿ çàìåòèëà íà ñòåíå ïëàêàò, ðàçúÿñíÿþùèé, êàê óõàæèâàòü çà çóáàìè:
1. íóæíî ÷èñòèòü ïîñëå êàæäîãî ïðèåìà ïèùè (÷èñòêà ïîëó÷àåòñÿ óñëîâíàÿ, ò.ê. ÷åðåç ðåçèíêè ê çóáàì ïî÷òè íå äîáðàòüñÿ)
2. èððèãàòîð (óæå ìå÷òàëà î íåì)
3. êóïèòü «âîñê äëÿ áðåêåòîâ», ÷òîáû íàíîñèòü íà êðþ÷êè øèí (äåéñòâèòåëüíî, ýòè ñâîëî÷è ïîñòîÿííî óïèðàþòñÿ â ãóáû ñ âíóòðåííåé ñòîðîíû òàê, ÷òî åùå ìåíüøå õî÷åòñÿ åñòü èëè ðàçãîâàðèâàòü)
4. ïîëîñêàòü àíòèñåïòèêàìè, íî íå óâëåêàòüñÿ, ò.ê. îò õëîðãåêñèäèíà, íàïðèìåð, òåìíåþò çóáû.
×òî??? Âû áû õîòü òêíóëè ïàëüöåì â ýòîò ïëàêàò ðàíüøå! Çà ÷åòûðå äíÿ äåéñòâèòåëüíî êàçàëîñü, ÷òî çóáû ïîòåìíåëè.
Áëåíäåð è èððèãàòîð
Äâà ïðåäìåòà, êîòîðûå îáÿçàòåëüíî íóæíû ýòî áëåíäåð, ÷òîáû êðîøèòü åäó, è èððèãàòîð, ÷òîáû ïîòîì ýòó åäó âûìûâàòü èç-ïîä ðåçèíîê è øèí. Èíîãäà ìíå äàæå ñíèëñÿ ýòîò ïðîöåññ, ò.ê. èëè îäíî èëè äðóãîå ïðîèñõîäèëî ïîñòîÿííî. Òðóáî÷êè 5 ìì ïðèøëîñü íàéòè îïòîì, áîëüøóþ ïà÷êó. Íó åùå ãèãèåíè÷åñêàÿ ïîìàäà, ò.ê. ÿçûê ãóáû óâèäèò åùå íå ñêîðî.
Äåâî÷êè ïî æèçíè ïðèâûêëè íåäîåäàòü, ïîýòîìó â âåñå ÿ îñîáî íå ïîòåðÿëà (ìóæ÷èíû òåðÿþò îò 5 äî 15 êã). Ê òîìó æå ìîé îðãàíèçì ñèëüíî «óäèâèëñÿ», à çàòåì îáðàäîâàëñÿ òàêîìó êîëè÷åñòâó áûñòðûõ óãëåâîäîâ â âèäå ïåðåðàáîòàííîé â íîëü ïèùè, êîåé ÿ ðàíüøå íå óâëåêàëàñü.
Åëà äåòñêîå ôðóêòîâîå ïþðå, êàøè, îâîùè (äîáàâëÿÿ ñëèâî÷íîå ìàñëî äëÿ ñûòíîñòè), ñóïû, èíîãäà íåçàæàðåííûé îìëåò (ïðîâåðíóòûé ñ ìîëîêîì).
Îòêðûòèåì è ëþáèìîé îòäóøèíîé äëÿ ìåíÿ ñòàë êîêòåéëü èç áàíàíà è ìîëîêà 1/1 (òåïåðü ëþáîâü íàâåêè ê ýòîìó íàïèòêó).  îáùåé ñëîæíîñòè ïîëó÷àëîñü, ÷òî ÿ âûïèâàëà â äåíü ïîë-ëèòðà ìîëîêà, ò.ê. ìíîãî ÷òî ðàçáàâëÿëà èì.  ìîåì ñëó÷àå âñå ïðèõîäèëîñü ðàçáàâëÿòü äî êîíñèñòåíöèè âîäû, åñëè ãóùå íå ïðîõîäèëî.
Òùåòíî ïûòàëàñü ðàçíîîáðàçèòü áëþäà, íàïðèìåð, ïîäêèíóòü ïëîâó ñåáå â ïþðå, ÷òî áûëî áåñïîëåçíî, ò.ê. ïëîâèê ïëîõî ðàçìåëü÷àëñÿ è çàñòðåâàë ñðàçó ïðè ïèòüå.
Ïðî çàïàñ âñåãäà ñòîÿëè áóòûëî÷êè ñ ýíòåðîïèòàíèåì (òàêèå ïèùåâûå ñìåñè, ãäå åñòü ìíîãî áåëêîâ è ïðî÷åãî äëÿ òàêèõ êàê ìû) î÷åíü ñûòíî.
Ïèëà ïðîïèñàííûå ìíå ðàñòâîðèìûå âèòàìèíû è êàëüöèé, õîòÿ ãîâîðÿò, ÷òî êàëüöèÿ â åäå è òàê äîñòàòî÷íî íóæåí âèòàìèí Ä, ÷òîáû êàëüöèé óñâàèâàëñÿ.
×òî äî øèí — ñíà÷àëà áûëà íåáîëüøàÿ ôîáèÿ çàêàøëÿòüñÿ èëè ïîïåðõíóòüñÿ. Ïîòîì ÿ ïîíÿëà, ÷òî ïðè ïèòàíèè ÷åðåç òðóáî÷êó åäà â ëþáîì ñëó÷àå äîñòàâëÿåòñÿ ìåäëåííî è â ìàëûõ êîëè÷åñòâàõ. Äà è ðåçèíêè, åñëè ÷òî, ìîæíî ðàçðåçàòü. ×èõíóëà ÿ âîîáùå òîëüêî íåäåëè ÷åðåç äâå íè÷åãî ñòðàøíîãî íå ïðîèçîøëî.
Ñìåøíî è ìó÷èòåëüíî ó ìåíÿ ïîëó÷àëîñü ñ çåâàíèåì. Ïîäàâëÿÿ çåâîê, çóáû è ÷åëþñòü î÷åíü íàïðÿãàþòñÿ, è ñíîâà âñå íà÷èíàåò íûòü. Çàòî èç-çà ýòîãî «ïîäàâëåíèÿ» ïðîáëåì ñî ñíîì íå áûëî. Êàê òîëüêî âîò òàê «çåâíóëà» — ìèãîì ñïàòü. Âî ñíå, ê ñîæàëåíèþ, ÷åëþñòü íå ïîìíèò, ÷òî îíà â øèíàõ, ïîýòîìó èçðåäêà äåðãàåòñÿ, äîñòàâëÿÿ áîëü. Íî âñå òåðïèìî.
Ëþäè ðàññêàçûâàþò, ÷òî áîëüøå âñåãî â ýòî ïåðèîä èõ çàíèìàþò ìûñëè î åäå. Ìåíÿ ñèëüíåå âñåõ äðóãèõ ìîìåíòîâ óáèâàë íàëåò ñ âíóòðåííåé ñòîðîíû çóáîâ, ê êîòîðûì íèêàê íå ïîäîáðàòüñÿ. Àíòèñåïòèêè áåçóñëîâíî äàþò îùóùåíèå ÷èñòîòû. Íî ÿçûê-òî ïîñòîÿííî íàùóïûâàåò çóáû — è âîò îá ýòîì ÿ äóìàëà ïîñòîÿííî, è äàæå âñÿ÷åñêè ïûòàëàñü ðàñòâîðèòü ýòîò íàëåò, ïîëîùà ñîäîé èëè ëèìîííûì ñîêîì áåñïîëåçíî. Ãîâîðÿò, ìåæçóáíîé åðøèê ïîìîãàåò, íî ÿ îá ýòîì ñëèøêîì ïîçäíî óçíàëà.
Ñíÿòèå øèí
(çóáû öåëû)
Äâà ðàçà ÿ åçäèëà â áîëüíèöó, ÷òîáû ìíå ïîìåíÿëè ðåçèíêè, è îäèí ðàç, êîãäà îäíà èç ðåçèíîê ïîðâàëàñü. Çàáàâíî, ÷òî ñ êàæäûì ðàçîì, êàê ìíå èõ ìåíÿëè, ÿ íà÷èíàëà âñå õóæå è õóæå ãîâîðèòü. Íå ïîëó÷àåòñÿ ó ìåíÿ òàê õîðîøî, êàê ó âñåõ. Âñå äåëî â òîì, ÷òî ðå÷ü â íàøåì ñëó÷àå ýòî âûõîä âîçäóõà ÷åðåç ìåæçóáíûå ùåëè, è âèäèìî ìíå ïåðåêðûâàëè ñàìûå âàæíûå èç íèõ. Ïîä êîíåö ðîäíûå ïåðåñòàëè ïûòàòüñÿ ìåíÿ ïîíèìàòü.
Ïî îòçûâàì çíàëà, ÷òî ïðîöåññ ñíÿòèÿ øèí ñëîæíûé. Ó ëþäåé ïîñëå ñíÿòèÿ ãëàçà åùå áîëåå ïîòóõøèå, ÷åì ïîñëå óñòàíîâêè.
Âåñü ïðîöåññ ó ìåíÿ çàíÿë ìèíóò äåñÿòü. Òåðïèìî, ñêîðåå 99% ýòî ñòðàõ çà çóáû, ÷òî îíè ðàñêîëþòñÿ îò íàïðÿæåíèÿ, íåæåëè áîëü.
Òåïåðü ãëàâíîå ñëîâî ïðåäñòîÿùåãî ìåñÿöà «îñòîðîæíîñòü».
×åëþñòü áåç øèí íå çàôèêñèðîâàíà, ïîáàëèâàåò ïðè äâèæåíèè, íóæíî àêêóðàòíî ðàçðàáàòûâàòü.
Çóáû íå øàòàþòñÿ, íî îñëàáëè èç-çà äîëãîãî áåçäåéñòâèÿ, íàæèìàòü íà íèõ ïîêà íåïðèÿòíî. Íóæíî ïîòèõîíüêó ïðîáîâàòü æåâàòü (íî íå êóñàòü).
Åñòü îùóùåíèå íåïðàâèëüíîãî ïðèêóñà ìîëþñü, ÷òîáû ïðîøëî…
Ñêàçàëè, ÷òî çà ìåñÿö äîëæíî âñå ïðèéòè â íîðìó.
Î ìåäèöèíå
Íå ïîíÿòíî, ïî÷åìó ïàöèåíòû èíôîðìàöèþ óçíàþò íå îò âðà÷åé, à äðóã îò äðóãà, øèïÿ ñâîèìè øèíàìè â êîðèäîðàõ. Âåäü ÷åëîâåê â ñëîæíîé ñèòóàöèè ÷àñòî çàìûêàåòñÿ â ñåáå, íå ãîòîâ ñôîðìóëèðîâàòü ïðàâèëüíûå âàæíûå âîïðîñû. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî îí îñòàåòñÿ ñ íèìè îäèí íà îäèí. Õîòü áû ïàìÿòêó ñî âñåì íåîáõîäèìûì âûäàâàëè ïðè ïîñòóïëåíèè, ðàç îáùàòüñÿ íåîõîòà. Èíòåðíåò âîò ëó÷øèé èñòî÷íèê èíôîðìàöèè íà ñåãîäíÿ.
Ñäàåòñÿ ìíå, ÷òî îòñóòñòâèå âåðáàëüíîé ôóíêöèè ïðèñóùå íå ÷åëþñòíûì ïàöèåíòàì, à ìíîãèì ìåäèöèíñêèì ñïåöèàëèñòàì â íàøåé ñòðàíå. Óâåðåíà, ÷òî ëþäè çíàþò ñâîå äåëî è êàæäûé äåíü ñïàñàþò ïî íåñêîëüêî òàêèõ ÷åëþñòåé, íî âîò ýòîé, ïðèíÿòîé âî âñåì ìèðå, òàêòèêå: «Ïðåäóïðåæäàé, ðàçúÿñíÿé, à ïîòîì óæå äåëàé» — õîðîøî áû íàó÷èòüñÿ.
Íàïèñàëà ýòó êó÷ó òåêñòà, ò.ê. ñàìà æèâó â ìñê, à ìíîãèå â 100-òûñÿ÷íûõ ãîðîäàõ, ãäå îäíà áîëüíèöà íà âñþ îêðóãó, à ñïåöèàëèçèðîâàíûå âîîáùå â ñîñåäíåì ãîðîäå, è ÊÒ ñäåëàòü ýòî ïîëçàðïëàòû. Êîãäà ÷èòàëà, êàê îíè ìûêàþòñÿ ñ âîïðîñàìè, íå ïî ñåáå ñòàëî.
Åñëè âû äî÷èòàëè ýòî äî êîíöà âû ãåðîé, íå òîëüêî ïîòîìó, ÷òî íàøëè âðåìÿ, à ïîòîìó ÷òî ñêîðåå âñåãî âû íîñèëè èëè íîñèòå ñåé÷àñ øèíû.
Êàê ñêàçàëà îäíà äåâî÷êà ñ ïåðåëîìîì: Âñå ÷òî íàñ íå óáèâàåò, ïóñòü áîëüøå íå ïûòàåòñÿ.
Источник