Нарушение двигательных функций переломы
Двигательные нарушения развиваются в том случае, когда происходит повреждение центральной нервной системы или нарушается проведение нервных импульсов по двигательным нервам. Причиной расстройства двигательной активности может быть нарушение процесса передачи этих импульсов с нерва на мышечные волокна.
Какими бы ни были причины нарушений двигательных функций и степень тяжести, их можно восстановить при помощи современных методов лечения. Мы организуем консультации и лечение у ведущих специалистов в лучших клиниках Испании, Италии, Франции, США и других стран. Узнайте больше, звоните +7 (495) 023-10-24.
Группы двигательных нарушений
Чаще всего встречается такое расстройство двигательной активности, как паралич и парез. Они характеризуются потерей или ослаблением движений. Различают такие типы данных двигательных нарушений, вызванных поражением нервной системы:
- Моноплегия – нарушение двигательной активности одной конечности.
- Гемиплегия –паралич мышц, расположенных с одной стороны тела.
- Параплегия – поражение одноименных конечностей.
- Тетраплегия – расстройство двигательных функций всех конечностей.
Нарушение двигательной функции нервной системы может происходить по таким причинам:
- Патология моторных нервов нервной системы и концевой пластинки. Ее причиной может быть повышенная концентрация в крови пациентов курареподобных веществ, нарушение экспрессии ацетилхолина, избыточная концентрация холинэстеразы в концевых пластинках. Когда поражаются двигательные нервы, в иннервируемых мышцах развивается периферический паралич, они становятся вялыми, исчезают все рефлексы.
- Нарушение функции спинного мозга. Оно происходит после травмы и сопровождается спинальным шоком. Симптомы зависят от того, на каком уровне расположен дефект. При травме в области продолговатого мозга наступает остановка сердца и дыхания. Если проводимость нарушена в более низко расположенных сегментах спинного мозга, наступает расстройство движений. Пациент не может поднять рук или ног вверх, согнуть и разогнуть конечности, выполнить пронацию и супинацию.
- Патология ствола головного мозга. Она проявляется децеребрационной ригидностью – резким повышением тонуса разгибательных мышц. Для того чтобы согнуть ногу или руку в суставе, пациенту приходится приложить немало усилий. Но в определенный момент вследствие реакции удлинения сопротивление резко ослабевает. Если после этого попытаться разогнуть конечность, сопротивление сгибанию вследствие реакции укорочения восстанавливается.
- Нарушения функции мозжечка. Поскольку мозжечок корригирует движения и обеспечивает их точность, то при его патологии нарушается мышечный тонус, развивается астазия (постоянное дрожание и качание конечностями и туловищем). Расстраивается взаимосвязь между скоростью, силой и направлением движений (дисметрия). Асинэргия – еще один признак патологии мозжечка: движения становятся неловкими, шаткими, они теряют плавность. Происходит нарушение равновесия. Пациент очень быстро устает.
- Нарушение функциональной активности пирамидной и экстрапирамидной систем. Оно приводит к нарушению постановочных рефлексов. Пациент может выполнять лишь простые движения конечностью. Может определяться гипотония или повышение тонуса мышц туловища и конечностей. Появляются гипокинезии – вспомогательные движения, необходимые для того чтобы выполнить сложное действие. Возникает хорея и атетоз (неритмичные размашистые или червеобразные движения).
- Нарушение функций коры мозга. В этом случае повышается тонус мышц и нарушаются тонкие дифференцированные движения. Также могут развиваться судороги.
Двигательные нарушения с нарушениями речи
Речевые нарушения могут быть внешними и внутренними. Они взаимосвязаны между собой. Расстройства речи бывают органическими и функциональными. Органические причины нарушений речи – это поражение и недоразвитие мозга во пребывания эмбриона в утробе матери. К ним относится непосредственно поражение центральных участков мозга и органические периферические причины. Это расщепление неба, заячья губа, поражения органа слуха.
Функциональные причины нарушений речи можно объяснить изменениями соотношения между процессами возбуждения и торможения. Также речь нарушается при умственной отсталости, нарушении внимания и памяти. На нее может влиять окружающая среда.
Для того чтобы речь была выразительной, четкой, необходима скоординированная работа голосового, дыхательного и артикуляционного аппарата. Если происходит поражение подкорково-мозжечковых ядер, а также проводящих путей, нарушается мышечный тонус, отмечаются признаки центрального паралича, нарушается темп, громкость, эмоциональная выразительность и индивидуальный тембр голоса.
При поражении проводящих путей, по которым импульс проводится от коры мозга к двигательному аппарату речи, имеет место центральный паралич мышц, обеспечивающих качество речи, повышение в них тонуса, и рефлексы орального автоматизма. Когда патологический процесс поражает отделы коры мозга, благодаря которым происходит дифференцированная иннервация речевых мышц, отмечаются разнообразные моторные расстройства речи. Развитие речи задерживается в том случае, когда ребенок испытывает психическую травму или испуг.
Нарушения речи отмечаются у детей с церебральным параличом. Они тесно взаимосвязаны с органическими и функциональными двигательными нарушениями. Речевые нарушения зависят от типа заболевания.
Нарушение двигательной функции нервной системы
Известны такие причины нарушения деятельности нервной системы:
- Травматические повреждения головного или спинного мозга. К ним относят сотрясение, ушиб и сдавление мозга.
- Повреждение нервных стволов вследствие травмы или патологического процесса
- Нарушения кровообращения головного мозга
- Интоксикации
- Новообразования мозга и мозговых оболочек
- Нарушения обмена веществ
- Различные нейротропные инфекции
- Эмоции.
Двигательное расстройство может развиться в случае нарушения проведения нервных импульсов на любом участке рефлекторной дуги. Они проявляются парезами или параличами. Также имеют место нарушения функциональной активности нервной системы. Гиперкинезы возникают тогда, когда патологический процесс вызывает раздражение двигательных зон центральной нервной системы. Они проявляются непроизвольными движениями и судорогами.
Если причиной гиперкинезов является поражение спинного мозга, то они проявляются подергиванием мышц. Это тонические судороги. Когда поражаются подкорковые ганглии, возникают клонические судороги, для которых характерны ритмические сокращения мышц, чередующиеся с периодами их расслабления.
При некоторых заболеваниях (эпилепсия) клонические и тонические судороги чередуются. При столбняке имеет место опистотонус. Хорея и атеноз также относятся к гиперкинезам. При хорее происходит быстрое беспорядочное подергивание мышц конечностей и лица. Атеноз проявляется медленными судорожными движениями, которые чаще всего возникают в конечностях. Известны такие типы гиперкинезов, как тремор (дрожание) и нервный тик. Он проявляется непроизвольными молниеносными сокращениями отдельных групп мышц.При поражении отделов нервной системы, которые отвечают за координацию движение, нарушается эта функция.
Расстройства опорно-двигательной системы
Опорный аппарат состоит из костей и мышц. Основным его стержнем является позвоночник. Его в вертикальном положении поддерживает мышечный корсет, брюшной пресс и грудная клетка. Опорно-двигательный аппарат выполняет такие функции:
- Опорную – фиксирует мышцы и внутренние органы
- Защитную – защищает жизненно важные органы
- Двигательную – обеспечивает простые движения, двигательные действия и двигательную деятельность
- Рессорную – смягчает толчки и сотрясения.
В случае нарушения одной из функций у человека диагностируют то или иное заболевание.
1. Артрит. Боль, припухлость, ограничение движений в суставах, их деформация. Повышение температуры тела.
2. Болезнь Бехтерева. Поражение суставов позвоночника разной степени. Боль в пояснично-крестцовой области, которая усиливается ночью или в утреннее время. Она проходит после движений. Затем позвоночник искривляется, окостенеет.
3. Остеоартрит. Боль, нарушение функции сустава. Периодически возникающее обострение проявляется усилением боли в суставах, припухлостью, повышением температуры тела. Со временем суставы становятся неподвижными.
4. Остеопороз. Боль по всему телу, уменьшение роста, чувство усталости, деформация позвоночника.
5. Остеохондроз. Головные боли, боль в спине и конечностях. Ограничение подвижности.
В результате травмы часто наступает перелом кости. Он может быть полным и неполным. Если при переломе не нарушена целостность кожи, то он закрытый, а когда имеется повреждение кожных покровов костными отломками, то его называют открытым. Если перелом наступил на фоне имеющегося локального изменения структуры костной ткани, его называют патологическим. Для перелома характерны такие симптомы:
- Боль, которая усиливается при движениях поврежденной областью.
- Хруст в месте перелома (крепитация)
- Деформация конечности
- Патологическая подвижность
- Нарушение функции поврежденной конечности.
Кость может ломаться либо в одном месте, либо в нескольких местах. Отломки в некоторых случаях смещаются. При открытом переломе имеет место кровотечение и зияние краев раны. Она при попадании микроорганизмов может инфицироваться.
Распространенным видом артрита является подагра. Она развивается при избытке мочевой кислоты в моче, крови и тканях организма. Они вначале накапливаются в кровеносном русле, а затем откладываются в полости суставов. В этом случае развиваются приступы острого подагрического артрита. Вначале появляется боль в пораженном суставе, который воспаляется. Кожа над ним становится красной, отечной, при прикосновении к суставу появляется боль. Повышается температура тела. В разных частях тела откладываются подагрические узлы (тофусы). Когда они располагаются в суставах, развивается аутоиммунная реакция. В дальнейшем нарушается их структура и функция.
Двигательные нарушения у людей с перерывом спинного мозга
После того как исчезнут явления спинального шока при травмах спинного мозга, резко усиливается рефлекторная деятельность. У людей с нарушенной целостностью спинного мозга из-за иррадиации возбуждения все спинальные рефлексы утрачивают нормальное расположение и ограниченность. В зависимости от локализации линии разрыва могут быть разные нарушения двигательных функций.
- С5 Пациент не может поднять вверх плечи
- С5-С6 Нарушено поднятие верхних конечностей до горизонтального уровня
- С6-С6-С7 Невозможно согнуть и разогнуть руку в локтевом суставе
- С7-С8 Сложности со сгибанием и разгибанием кисти
- С5-С8 Нарушение пронации и супинации
- С7-С8 Нарушено сгибание и разгибание пальцев рук
- С8 Проблемы с отведением и приведением пальцев кисти
Если нарушено приведение и отведение бедра, то линия разрыва находится на уровне второго или третьего грудного сегмента. О поражении третьего, четвертого и пятого грудных сегментов говорит нарушение сгибания и разгибания ноги в коленном суставе. Пальцы стопы не сгибаются и не разгибаются тогда, когда линия разрыва проходит в четвертом и пятом поясничном, а также первом и втором крестцовом сегментах спинного мозга. При разрыве на уровне С2-С6 нарушается функция длинных мышц шеи. Пациент не может согнуть и разогнуть головы. В случае поражения добавочного нерва нарушается функция грудино-ключично- сосцевидной мышцы, что затрудняет повороты головы.
Двигательные нарушения развиваются в большинстве случаев при поражении трех сегментов спинного мозга. После того, как врач определит локализацию разрыва, он может более предметно работать с проблемной областью. Спинальные больные нуждаются в длительной реабилитации.
Источник
Максимальная коррекция функций двигательного аппарата возможна после выяснения причин, по которым они нарушились. Мы поможем вам пройти обследование и лечение в ведущих клиниках мира, узнайте больше +7 (495) 023-10-24.
Виды двигательных нарушений
Известны такие виды двигательных функций, как поддержание положения тела и собственно движения. Регуляция движений происходит с участием пирамидной и экстрапирамидной систем. За координацию движений отвечают мозжечок и базальные ганглии.
Выраженность двигательных нарушений преимущественно зависит от того, на каком уровне расположен патологический процесс и какова степень повреждения систем, регулирующих функции движения. Расстройство двигательного аппарата может наступить по таким причинам:
- Патология нервной системы
- Нарушения пирамидной системы
- Патология экстрапирамидной системы
- Нарушение функции мозжечка.
Различают такие виды двигательных расстройств, характерных для заболеваний нервной системы:
- Гипокинезия представляет собой уменьшение скорости и объема произвольных движений;
- Гиперкинезия проявляется насильственныминепроизвольнымидвижениями;
- Атаксия – это нарушение координации движений;
- Гиподинамия – снижение силы мышечных сокращений и двигательной активности.
При патологии пирамидной системы могут определяться такие виды двигательных нарушений, как гипокинезии, которые проявляются парезами или параличами. Когда поражена одна нога или рука, говорят о моноплегии, паралич обеих верхних или нижних конечностей обозначается какпараплегия. Если у пациента имеется поражение одной половины тела, применяют термин «гемиплегия», а в случае паралича всех конечностей уместно употреблять обозначение «тетраплегия».
При параличе из-за нарушения иннервации мышц полностью отсутствуют произвольные движения. В случае пареза уменьшается амплитуда и сила произвольных движений.В зависимости от того, где расположен очаг поражения, параличи могут быть центральными и периферическими. Для того чтобы понять суть различных видов двигательных нарушений, следует вспомнить строение рефлекторной дуги. От рецепторов импульс по центростремительным нейронам поступает в кору мозга, откуда по центробежным нейронам передается мышцам.
Причиной периферического вялого паралича может быть повреждение или полное нарушение целостности двигательного нейрона. Оно наступает в случае таких заболеваний:
- Механическое повреждение нервов;
- Миастения;
- Ботулизм;
- Полиомиелит;
- Действие ядов и токсинов;
- Амиотрофический склероз;
- Энцефалит.
О периферическом параличе говорят при наличии таких признаков:
- Атония – характеризуется снижением мышечного тонуса. В парализованной конечности может отмечаться дряблость мышц, они становятся вялыми и тестообразными. Могут возникать пассивные движения в парализованной руке или ноге.
- Арефлексия – отсутствие двигательных рефлекторных реакций. Также не фиксируются и защитные движения.
- Атрофия проявляется уменьшением массы мышцы, которая теряется вследствие ухудшения трофики.
- Перерождение мышц и нервов. Появляется извращенная реакция нефункционирующего нерва и парализованной мышцы на раздражающее действие электрического тока.
Гипотония мышц
При поражении первого нейрона может возникать центральный паралич. Он развивается вследствие таких этиологических факторов:
- Травма, отек и новообразования головного мозга
- Тромбоз и эмболия церебральных сосудов.
Признаки центрального паралича.
1. Гипертонус — тонус мышц повышен в состоянии покоя и при выполнении пассивных движений
2. Патологические рефлексы — появляются врожденные рефлексы
3. Перерождение нервов и мышц — отсутствует
4. Синкинезии — в парализованной конечности происходят непроизвольные движения одномоментно с произвольными движениями, выполняемыми здоровой конечностью
Двигательные нарушения могут являться проявлением поражения экстрапирамидной системы. Она включает в себя такие разделы, как полосатое и красное ядро, черную субстанцию,а также Льюисово тело, ядра моста и зрительного бугра.При наличии их патологии меняется мышечный тонус. Насильственные непроизвольные движения называются гиперкинезами. Они могут иметь характер быстрых или медленных расстройств. Нервный тик, судороги, хорея и тремор относят к быстрым гиперкинезам.
Непроизвольные сокращения мышц называются судорогами. Они бывают клоническими и тоническими, а также смешанными. При хорее или эпилепсии имеет место такой вид судорог, как клонические. Они могут характеризоваться тем, что период сокращения мышц резко меняется их расслаблением. Когда развиваются клонические судороги мускулатуры, обеспечивающей речевую функцию, человек начинает заикаться.
Для тонических судорог характерные продолжительные мышечные сокращения без соответствующих периодов расслабления (например, опистотонус при столбняке).
Опистотонус при столбняке
Непроизвольные слабые сокращения скелетной мускулатуры, которые возникают из-за попеременного изменения тонуса сгибателей и разгибателей, называются тремором. Для хореи характерны быстрые, неритмичные, непроизвольные, нескоординированные размашистые сокращения различных групп мышц, которые происходят при значительном снижении тонуса мышц.
Атеноз и кривошея относятся к медленным гиперкинезам. Атеноз характеризуется непроизвольными стереотипными червеобразными, плавными, вычурными движениями, которые возникают в случае одновременных сокращений мышц агонистов и антагонистов. Чаще всего у ребенка можно наблюдать напряженные медленные движения пальцев рук.
В результате спазма мышц шеи с одной стороны на протяжении длительного времени развивается заболевание, которое называется спастическая кривошея. Ее причиной может быть отек, родовая травма, новообразование в области заднего моста или кровоизлияние.
При поражении мозжечка определяются такие симптомы нарушения двигательной функции:
1. Атаксия – нарушение походки. Пациент ходит с широко расставленными нижними конечностями, выполняет избыточные движения, как будто он пьяный;
2. Астазия. Пациент не способен удерживать нормальное, правильное положение головы и тела в пространстве;
3. Атония – выраженное снижение мышечного тонуса;
4. Дизартрия –наличие расстройства речи. Оно выражается в том, что пациенту сложно произносить отдельныезвуки, слова или слоги;
5. Дизэквилибрация – снижение равновесия во время движения.
Виды нарушений опорно-двигательного аппарата
Нарушение опорно-двигательного аппарата определяется у многих детей. Причиной патологии могут быть как внутриутробные аномалии развития, так и травмы, а также заболевания опорных органов.
Виды патологии опорно-двигательного аппарата
1. Заболевания нервной системы — полиомиелит, детский церебральный паралич
2. Врожденные нарушения опорно-двигательного аппарата — аномалии развития позвоночника; врожденный вывих бедра; недоразвитие и дефекты конечностей; косолапость, кривошея и иные деформации стоп; артрогрипоз; дефекты развития пальцев кисти
3. Приобретенные болезни и травмы опорно-двигательного аппарата — травматические нарушения целостности конечностей, травма спинного и головного мозга; полиартрит; заболевания костей скелета; системная патология скелета
Двигательный дефект является основным у пациентов детского возраста. У них наиболее часто диагностируется церебральный паралич. Особенностью этого заболевание является сочетание двигательных расстройств с нарушениями речи и психики. Эти дети нуждаются в специальном подходе. Им, кроме лечения и социальной помощи, необходимо обучение согласно индивидуальным программам, помощь психолога и логопеда.
Такие дети должны быть адаптированными в окружающий мир. У большинства маленьких пациентов, страдающих патологией опорных органов, отсутствуют нарушения познавательной деятельности. Они не нуждаются в примененииспециальных методик обучения и воспитания. Им необходимо создать особые условия жизни и возможность обучения, а впоследствии трудиться.
Нарушение двигательной функции присутствует также при миелопатии. Она развивается после заболевания или травматического повреждения позвонков. Заболевание могут вызвать такие факторы:
- Сдавление спинного мозга фрагментами позвонков, кровью или воспалительным экссудатом.
- Кислородное голодание вследствие сдавления или нарушения проходимости позвоночных артерий.
- Механическое повреждение спинного мозга, возникающее в результате травмы.
Заболевание проявляется частичной или полной утратой произвольных движений, нарушением чувствительности, а также расстройством функции органов таза.
При воздействии внешних факторов нарушается целостность костей скелета. Перелом кости проявляется болью, нарушением движения, припухлостью и деформацией в месте перелома. Если травмирующий фактор воздействует на позвоночник, может произойти перелом позвонков. При этой травме тяжесть двигательных нарушений зависит от расположения места перелома и нарушения целостности спинного мозга.
Двигательные нарушения при детском церебральном параличе
При недоразвитии структур головного мозга развивается детский церебральный паралич. Во время внутриутробного развития плода мозг эмбриона может повреждаться вследствие таких причин:
• Интоксикации и инфекционные заболевания матери в период гестации;
• Механические и психические травмы;
• Конфликт, возникший между антигенами АВ и Rh крови плода и беременной женщины;
• Внутриутробная асфиксия или гипоксия плода.
Родовая травма, в результате которой происходит кровоизлияние в головной мозг ребенка, а также асфиксия новорожденноготакже приводят кдетскому церебральному параличу. Причиной заболевания может быть травма и нейроинфекции, перенесенные малышом на первом году жизни. Предрасполагают к этой патологии такие факторы, как недоношенность и переношенность, а также заболевания органов сердечнососудистой системы матери.
Все дети, у которых диагностирован детский церебральный паралич, в зависимости от того, насколько у них выражены нарушения двигательных функций, делятся на три группы:
1. Дети, имеющие тяжелую патологию. Некоторые из них не способны прямо стоять и ходить, захватывать и удерживать предметы. Они не могут освоить навыков самообслуживания. Другие же с трудом могут передвигаться при помощи посторонних и частично себя обслуживать;
2. Дети, у которых нарушение двигательной функции выражено в средней степени. Большинство из них могут передвигаться на небольшое расстояние самостоятельно. Они способны сами себя обслуживать, но недостаточно автоматизированы;
3. Дети, имеющие легкие нарушения. Они могут самостоятельно ходить, уверенно себя чувствуют на улице и в закрытом помещении. У них полностью сформированы навыки самообслуживания. Иногда наблюдается нарушение походки, патологические позы или насильственные движения.
Двигательные нарушения у детей проявляются в отсутствии или недостатке контроля функционирования мышц со стороны центральной нервной системы. Для этого заболевания характерно нарушение высших корковых функций. Определяются признаки поражения базальных ядер и пирамидных путей.
Если головной мозг развивается нормально, стадийно происходит и становление нервной системы. В зависимости от последовательности созревания мозговых систем поэтапно развиваются движения. Более совершенные и сложные их формы сменяют элементарные.
У ребенка, страдающего детским церебральным параличом, нарушены и последовательность, и скорость созревания двигательных функций. У него в более старшем возрасте присутствуют примитивные врожденные рефлекторные формы двигательной активности. Если развитие происходит нормально, то к трем месяцам жизни малыша эти рефлексы угасают. Благодаря этому создается благоприятная основа для того чтобы развивались произвольные движения.
Когда хватательный рефлекс и рефлекс отталкивания проявляются к шести месяцам, существует риск поражения двигательных участков коры головного мозга. Патологические рефлексы могут впоследствии усиливаться, что приводит к существенной задержке формирования очень важных произвольных двигательных актов.
Второй специфичной особенностью этих детей является отставание в формировании моторных функций. Они поздно садятся, становятся на ножки и начинают ходить. Еще позже формируются сложные моторные акты, а также тонкие и дифференцированные движения, которые так нужны для самообслуживания, изобразительной, игровой, трудовой и учебной деятельности.
Иногда кажется, что с возрастом заболевание усугубляется, однако, это ошибочное мнение. Детский церебральный паралич – это заболевание, которому не свойственно прогрессировать. К растущему организму предъявляются все большие требования, которым не соответствуют двигательные возможности ребенка.
Различают такие виды двигательных нарушений у детей, которые страдают церебральным параличом:
1. Нарушение тонуса мышц. Они могут быть спазмированными, ригидными. Отмечается гипотония или дистония мускулатуры. Если ребенок пытается произвести какое-либо движение, мышечный тонус нарастает. Ноги могут быть приведенными и согнутыми в коленных суставах. Основная опора приходится на пальцы. Дети прижимают руки к туловищу и сгибают в локтевых суставах, а пальцы сжимают в кулаки. По причине значительного повышения мышечного тонуса происходит деформация конечности. Если имеет место ригидность, то мышцы также могут быть напряженными и находиться в состоянии «тетануса». Отсутствует слаженность и плавность мышечного взаимодействия. При низком мышечном тонусе мышцы туловища и конечностей становятся дряблыми, вялыми и слабыми. Отмечается значительно больше нормального объем пассивных движений. Непостоянным признаком нарушения мышечного тонуса является дистония. Для нее характерно расслабленное состояние мышц в покое, но при попытках осуществить движение тонус резко нарастает;
2. Парезы и параличи. Те или иные движения в зависимости от степени тяжести поражения мозга малыша могут полностью или частично отсутствовать. Также снижается мышечная сила. Ребенок либо затрудняется, либо вовсе не может поднять вверх руки или вытянуть их в стороны, вперед, а также согнуть или же разогнуть ногу. В связи с этим затрудняется развитие таких важных двигательных функций, как манипулятивная деятельность и ходьба. Если имеют место парезы, то, прежде всего, страдают тонкие и дифференцированные движения (ребенок, например, не может выполнить изолированных движений пальцев верхней конечности);
3. Насильственные движения. Они проявляются в виде тремора и гиперкинезов. Тремор может быть наиболее выраженным при целенаправленных движениях и усиливаться в их конце (например, когда ребенок при закрытых глазах пытается приблизить палец к носу);
4. Атаксия – нарушение равновесия и координации движений. Ребенок неустойчиво сидит, стоит и ходит. В особо тяжелых случаях дети не могут без посторонней помощи сидеть или стоять.Отмечаются неточные, несоразмерные движения. Такой ребенок не может захватить и переместить предмет. Когда он пытается выполнить эти движения, отмечается тремор. Нарушается также координация тонких, более дифференцированных движений;
5. Кинестезии – нарушение ощущений движений. Они обедняют двигательный опыт ребенка и задерживают формирование тонких движений;
6. Неполное развитие статокинетических рефлексов, благодаря которым формируется вертикальное положение тела и произвольная моторика. По этой причине ребенку очень тяжело удерживать туловище и голову в нужном положении. У него возникают определенные трудности в овладении не только учебными и трудовыми навыками, но и элементами самообслуживания;
7. Непроизвольные содружественные движения – синкинезии. Они возникают при активных движениях. Так, например, если ребенок пытается одной рукой взять предмет, у него сгибается и другая рука.
Клинические формы детского паралича
Формы детского церебрального паралича определяются в зависимости от повреждения тех или иных систем мозга. Различают такие виды заболевания:
• Спастическая диплегия;
• Двойная гемиплегия;
• Гемипаретическая форма;
• Гипекинетическая форма;
• Атонически-астатическая форма.
Для всех форм детского церебрального паралича характерны те или иные проявления нарушения двигательных функций. Они развиваются в разное время – некоторые определяются с рождения, а другие с возрастом. У них страдает психическое развитие, нарушается внимание. Дети не могут сосредоточиться на продолжительное время.
Многие из них не реагируют на звуковой или световой раздражитель поворотом головы. Они не узнают сложных изображений. В некоторых случаях нарушается слух. Для всех форм заболевания характерно нарушение пространственного восприятия. Дети становятся неспособными воспринимать объем, что сказывается на состоянии их психики.
У них нарушаются все виды памяти, позже формируется наглядно-мысленное мышление. Дети не могут определить сходство и различие предметов. У них возникают проблемы с речью. Из-за двигательных нарушений больные дети не могут общаться со сверстниками. У них недостаточно развиты волевые качества.
Особенностью детей с церебральным параличом является появление вторичных нарушений. У них развиваются деформации костей и тугоподвижность в суставах, кифосколиоз. Из-за нарушения всасывания спинномозговой жидкости повышается давление ликвора.Дети становятся вялыми, апатичными, часто срыгивают. Определяется выбухание большого родничка.
Могут возникать болезненные эпилептикоформные пароксизмы. Нарушается функция вегетативной нервной системы, что проявляется расстройствами сна, периодическим необоснованным подъемом температуры тела, снижением аппетита.
Дети с церебральным параличом нуждаются в специальном уходе. Если ими заниматься с рождения, то шанс повысить качество жизни возрастает во много раз. Позвоните нам и узнайте больше +7 (495) 023-10-24.
Источник