На переломе веков литература 10 класс
10 класс
Урок № 15.
Тема. Журналистика 50-80-х гг. XIX века.
Цель:
показать учащимся, как происходило развитие журналистики в России в 50-80 гг.;
развивать речь учащихся, навыки конспектирования;
прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны, формировать культурные и эстетические качества личности.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Беседа о социально-политической обстановке в России во второй половине XIX века и о русской литературе этого периода.
IІ. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Лекция учителя с элементами беседы о журналистике 50-80-х гг. XIX века.
Во второй половине XIX столетия русская литература развивалась в сложной политической обстановке. Это была эпоха Великих реформ, явившихся необходимой формой разрешения назревших социальных проблем, среди которых центральное место занимал «крестьянский вопрос». Русское общество пришло в движение, что не могло не отразиться на творчестве писателей, позиции литературной критики и журналов. «С половины прошедшего столетия ум образованного русского человека напитался значительным запасом политических и нравственных идей», — так характеризовал время реформ историк В.О.Ключевский. Реформирование коснулось и области высшего и среднего образования. Литература неизбежно втягивалась в политическую борьбу. Выдающийся русский публицист-демократ А.И.Герцен назвал художественную литературу «единственной трибуной», откуда передовое русское общество открыто выразило своё возмущение положением в стране и требовало радикально изменить, вплоть до революционного переворота. Разумеется, далеко не все писатели принимали доктрину радикалов, но все чувствовали неизбежность назревающих социальных перемен.
Такой ход литературного развития был определён уже в 1840-е годы, когда в русском образованном обществе произошла идейно-политическая поляризация, в литературу и журналистику пришли и потеснили дворян «новые люди» — демократы-разночинцы во главе с Белинским и Герценом. Общество разделилось на славянофилов и западников. Белинский встал во главе нового литературного направления – «натуральной школы», главным жанром сделавший «физиологический» очерк, социологическое описание различных общественных типов, в основном из низших слоёв русской жизни.
Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В. и П.В.Киреевские, Ю.Ф.Самарин, К.С. и И.С.Аксаковы) были по своим воззрениям и творческим взглядам поздними романтиками, отстаивали идею особого исторического пути России и русского народа, жаждали утраченного единения образованных сословий с простым народом и национального возрождения, критиковали Петровские реформы, утверждая, что в России невозможны просвещение и демократия западного образца.
Западники (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Т.Н.Грановский, П.Я.Чаадаев) считали необходимым для России именно европейское экономическое развитие и просвещение, законы, парламентские институты, демократические свободы.
Обе непримиримые партии были в оппозиции к правительству, но расходились в определении путей, форм и сроков крестьянской и других реформ.
Идейная борьба велась в основном в «толстых» литературных журналах – консервативно-славянофильском «Москвитянине» и либерально-западнических «Отечественных записках» — и находила своё отражение в художественной литературе. В 1846 году Некрасов и Белинский создают обновлённый журнал «Современник», вокруг которого сплачиваются все демократические силы. Царское правительство ответило цензурными запретами и гонениями, арестами, ссылкой и т.п. Революция 1848 года в Западной Европе послужила поводом для наступления очередной политической реакции в России.
Смерть Белинского, уход в эмиграцию Герцена и Огарёва, каторга петрашевца Достоевского, арест и ссылка Салтыкова-Щедрина и Тургенева, гонения на славянофилов – всё это обозначило историческую грань, за которой произошли самые радикальные перемены в обществе и литературе. И всё же в журнале «Москвитянин» в 1851 году появилась группа молодых писателей (А.Н.Островский, А.А.Григорьев, А.Ф.Писемский), давшая новое направление идеям славянофилов; либеральные западники (М.Н.Катков, В.П.Боткин, А.В.Дружинин, П.В.Анненков) продолжали отстаивать ставшую передовой в годы безвременья идею «чистого искусства», а Некрасов привлёк в «Современник» молодого Л.Н.Толстого и литераторов-демократов во главе с Н.Г.Чернышевским. Именно этот период дал импульс к формированию основных литературных школ и течений 1860-х годов.
3. Чтение и обсуждение статьей учебника «От литературных мечтаний к литературной борьбе», стр.128-133 и «Под бременем «проклятых вопросов», стр.133-137.
4. Беседа по статье учебника «На переломе веков», стр.137-139 (статья конспектировалась учащимися дома).
ІV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
Инд.задания. Подготовить сообщения:
-«Театр Островского»;
-«Пьеса «Свои люди – сочтёмся».
Источник
Конспект урока литературы в 10 классе
Тема: Общая характеристика русской и литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме.
Цель: дать общее представление о русской литературе 19 века, ее основных чертах.
Задачи:
Образовательные:
— изучить понятие «русская классическая литература»;
— выявить основные литературные направления 19 века;
— познакомить с романтизмом и реализмом как литературными направлениями.
Развивающие:
— развивать умение понимать взаимосвязь между историческими событиями и литературными произведениями;
— развивать умение сравнивать литературные направления;
— расширять кругозор учащихся (эпоха – литература –история);
Воспитательные:
— воспитывать понимание важности русской литературы в контексте мировой культуры; чувство гордости за родную страну, ее культуру.
Ход урока:
Эпиграф к уроку
«…Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя,
поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине,
бороться с пошлостью в людях,
уметь найти хорошее в них,
возбуждать в их душах стыд,
гнев, мужество, делать все для того,
чтоб люди стали благородно сильными
и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты…
М. Горький
I. Организационный момент.
II.Постановка целей урока.
Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучение литературы ХIХ столетия, который называли «золотым веком» русской литературы. Это век Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого. Развивая лучшие традиции древнерусской литературы и литературы ХVIII в., русская литература в ХIХ столетии достигает необычайных высот. Она выходит за национальные рамки и заставляет говорить о себе всю Европу, весь мир. Русских поэтов и писателей не только знают и читают на Западе, но и учатся у них.
Что это было за время в истории нашей страны? Каков художественный мир литературы этого периода? На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока.
III. Актуализация опорных знаний.
Русскую литературу XIX века часто называют классической. Что обозначают выражения классическая литература, классика, писатель-классик?
Классический —
1. античный и тем самым образцовый;
2. связанный с изучением античных языков и литературы;
3. относящийся к классицизму;
4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.
Классик —
1. специалист по классической филологии;
2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.
Классическая литература — канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.
Обращаем внимание на многозначность слов, возможность двоякого и более уместного употребления слова классический, на сопряжение значений слов классицизм и классика.
IV. Восприятие, осмысление и усвоение нового материала
Общая характеристика русской литературы ХIХ века.
Всю русскую литературу 19 века можно разделить на 2 периода: литература первой половины XIXвека и второй половины XIX века.
Сегодня нас интересует не только литература этого периода, но и основные исторические события, которые происходили в это время, так как без исторической основы невозможно понять причины и мотивы появления тех или иных произведений русской классики.
Основные положения сегодняшней лекции мы будем записывать в виде обобщающей таблицы, которая будет состоять из 3 колонок. В нее будут входить название периода литературы XIXвека, важнейшие исторические события в Европе и России этого периода, общая характеристика развития русской литературы по каждому периоду.
Мы уже назвали основные периоды литературы XIXвека и можем приступить к заполнению 2 колонки таблицы.
Лекция учителя, заполнение 3 колонки таблицы.
Период
Важнейшие
исторические события
в Европе и России
Общая характеристика
развития русской
литературы ХIХ века
I половина ХIХ века (1795 — первая половина 1850-х годов)
Открытие Царскосельского лицея (1811). Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе.
Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821—1822). Восстание декабристов (1825) и его поражение.
Реакционная политика Николая I. Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848—1849), их подавление
Освоение европейского культурного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма. Зарождение и расцвет романтизма.
Литературные общества и кружки, издание журналов и альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование рядом с романтизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реализму и социальной сатире. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана
II половина ХIХ века (1852—1895 годы)
Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855).
Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия.
Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований.
Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций
Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малых дел». Рост пролетариата.
Пропаганда идей марксизма.
Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). Ослабление цензурного гнета после смерти Николая I. Развитие драматургии и реалистического романа. Новые темы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики. Поэзия «чистого искусства». Обличение общественных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов
Понятие о романтизме и реализме.
Мы уже выяснили, что основными направлениями в русской литературе XIX века были романтизм и реализм. Что это за литературные течения? В чем их суть? Чем они отличаются друг от друга? Заполнение таблицы:
Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века
Основания для сопоставления
Романтизм
Реализм
Возникновение и развитие
Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя
Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого
Художественный мир, проблематика и пафос
Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью.
Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие
Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности
События и герои
Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев.Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности
Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности к ней.
Язык
Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис
Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни
Судьба направления
Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним
Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микросредой», усиливается критический пафос изображения действительности
V.Подведение итогов урока.
Беседа по вопросам:
Почему 19 век литературы называют «Золотым»?
Какие поэты и писатели относятся к «золотому веку»?
В чем особенность романтизма и реализма? В чем их основное отличие?
Слово учителя: Русская литература ХIХ века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.
VI. Домашнее задание
Выучить таблицы в тетради. Подготовить материалы критические «Славянофильство» и «Западничество».
Источник
Технологическая карта урока литературы
Класс: 10
Предмет: литература
Учебник: Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Сахаров В.И., Зинин С.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». 2008.
Тема урока: Критический реализм как направление.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: познакомить с понятием «критический реализм».
Педагогические цели:
1.Организовать работу по осмысленному чтению текста.
2.Создать условия для прогнозирования содержания урока с помощью ключевых слов.
3.Организовать работу детей в группах, создать условия для того, чтобы услышать и принять иные точки зрения.
4.Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока (организовать работу с кластерами, сравнительной таблицей).
5.Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.
Ожидаемый результат:
Осмысленное чтение текста.
Активная, эффективная работа в группах.
Творческий подход к усвоению темы.
Позитивное отношение к уроку и работе на нём.
Используемая технология: технология развития критического мышления (ТРКМ).
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оснащение урока:
— кластеры,
— раздаточный материал для работы в группах (текст),
— таблица на доске «ложно-верно»
— вопросы на экране для таблицы «ложно-верно»
— репродукции картин реалистов конца 19 в.
— возможны отрывки из музыкальных произведений.
Формирование УУД:
Предметные: владеть понятием «реализм», уметь воспринимать текст
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, умение провести самооценку, организовать взаимооценку, уважение к чужому мнению.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, прогнозирование, контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,самооценка, коррекция своих результатов.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач, уметь убеждать; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении темы.
План урока.
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
Организационный
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Настрой обучающихся на работу.
Приветствие.
Подготовка к уроку.
Самоорганизация.
* Регулятивные (самоконтроль).
Стадия вызова.
— ассоциации
— первичное систематизирование информации
— работа с таблицей «ложно-верно»
Создание учебной мотивации.
Запись на доске слова «критический» и «критический реализм».
Вопрос классу: Какие ассоциации возникают в связи с этим словом? (Постарайтесь отразить время, эпоху, имена, произведения, черты, страны…).
Запись на доске всех вариантов.
Утверждения группам:
Основными принципами являются народность, историзм и психологизм.
Человек понимается как социально-историческое существо.
Критический реализм возникает во II половине 19 в.
Наибольшее распространение получают большие жанры
Критический реализм сосредотачивается над разоблачением безобразного
Это направление, критикуя многое, утратило свои идеалы.
Заполнение таблицы на доске.
Работа с таблицей на доске (заносятся все ДА и НЕТ каждой группы).
вопросы
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа
1
2
3
4
5
6
Индивидуальная работа со словом.
Составление ассоциативного ряда к слову «реализм» в группах, определение лексического значения слова.
Создание кластера.
Защита кластера (1мин.).
Групповое обсуждение утверждений (ДА-НЕТ)
* Регулятивные
(прогнозирование, самоконтроль),
* познавательные (воспроизведение информации, систематизация данных),
*коммуникативные
(работа в группах, умение строить монологическое высказывание)
*личностные (стремление к речевому самосовершенствованию, уважение к чужому мнению, взаимооценка)
Стадия
Осмысления.
— чтение текста
Напоминание об основных пометках при работе с текстом (+мыслил правильно, — не совпало, ?– вопросы, которые возникли)
Индивидуальное чтение распечатанного текста («чтение с пометками»)
Обсуждение в группе правильности предложенных утверждений.
*Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текста, смысловое чтение, сравнение, анализ)
*Личностные (умение провести самооценку)
*Регулятивные (саморегуляция, контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,самооценка, коррекция своих результатов).
Стадия рефлексии.
— обсуждение пометок
— работа с таблицей «ложно-верно»
— вторичное систематизирование информации
— Возврат к первичной информации
Вопросы по тексту: Много ли узнали нового? Возникли ли у вас вопросы?
Внесение корректировок в таблицу на доске.
Вопрос классу: Много ли было верной информации сказано в начале урока?
Сформулируйте тему нашего урока.
Осмысление в группах материала с учётом новой информации.
Создание нового кластера.
Презентирование кластера.
Обсуждение результата каждой группы, ответы на вопросы других групп.
Сопоставление первичной и итоговой информации.
Формулирование темы урока.
* познавательные
( исследование, развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация)
*личностные (нравственно-этическая ориентация поведения при работе в группах).
* Регулятивные (рефлексия, самооценка, коррекция своих действий).
*коммуникативные (соблюдение правил речевого поведения, умение строить монологическое высказывание, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении темы).
Домашнее задание
а) черты кр.реализма в тетрадь б) – 1 ряд: доказать, что «Отцы и дети» относятся к критическому реализму;
— 2 ряд: …»Гроза»; — 3 ряд: …»Обломов».
Запись задания в дневник.
* Регулятивные (самоконтроль).
Литература:
С.И. Заир-Бек, И.В Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
М.И.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2004.
В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература XIX века. 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». 2008.
Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе XIXв.:10класс. – М.: ВАКО, 2007.
Приложение.
История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нём менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности.
Новый тип реализма складывается в XIX в. Это критический реализм. Он существенно отличается от ренессансного и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, в России – А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.
Критический реализм — художественное направление, в основе которого лежит принцип историзма, правдивого изображения действительности. Возник в 20-х годах XIX в. в Европе. Реалистическое направление возникло во многом как отрицание художественных принципов романтизма. Для него характерна типизация как средство раскрытия социальных качеств личности. Реализм создает типические характеры в типических обстоятельствах.
Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм поэтому одновременно становится психологическим.
В России XIX век является периодом исключительного по силе и размаху развития реализма. Во второй половине века художественные завоевания реализма выводят русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание. Первоначально формирование его связано с именем Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». Критический реализм сделал шаг вперед на пути демократизации литературы также в сравнении с творчеством просветителей XVIIIв. Он значительно шире захватил современную ему действительность. Крепостническая современность вошла в произведения, критических реалистов не только как самоуправство крепостников, но и как трагическое положение народных масс — крепостного крестьянства, обездоленного городского люда. В творчестве Филдинга, Шиллера, Дидро и других писателей эпохи Просвещения человек среднего сословия изображался главным образом как воплощение благородства, честности и тем самым противостоял развращенным бесчестным аристократам. Его повседневная жизнь со всеми своими бедами, болями и заботами оставалась, по сути, за пределами повествования. Идеал в творчестве критических реалистов часто утверждается через отрицание уродливых явлений действительности.
Критический реализм характеризует человека универсально как конкретную исторически сложившуюся индивидуальность. Герои Бальзака, Салтыкова-Щедрина, Чехова и др. изображаются не только в возвышенные минуты своей жизни, но и в самых трагических ситуациях. Человек ими рисуется как существо социальное, которое сформировалось под влиянием определенных социально-исторических причин. Критический реализм конца XIX в. вступает в новую полосу своего развития, приобретает ряд новых черт, отличающих его от классического реализма середины века. На рубеже веков он завоевывает ведущие позиции в мировом литературном процессе. Писатели-реалисты действуют во Франции ( Мопассан, Франс, Роллан), Великобритании ( Уэллс, Шоу, Голсуорси), Германии ( Г.Гауптман), Скандинавских странах ( Ибсен).
Критический реализм ознаменовался небывалым распространением эпоса и драматургии, которые заметным образом потеснили поэзию. В эпических жанрах наибольшую известность приобрел роман. Причина его успеха главным образом в том, что он позволяет писателю-реалисту с наибольшей полнотой обнажить причины возникновения социального зла.
Критический реализм не ограничивается разоблачением безобразного. Он изображает также положительные стороны жизни — трудолюбие, нравственную красоту, поэтичность русского крестьянства, стремление передовой дворянской и разночинной интеллигенции к общественно полезной деятельности и т.д. Критический реализм вызвал к жизни комедию нового типа, основанную на конфликте не традиционно любовном, а социальном. Образ её – «Ревизор» Гоголя, острая сатира на российскую действительность 30-х годов XIХ в.
Основная заслуга критического реализма состояла в объяснении жизни, в раскрытии трагического положения народных масс. Именно так рассматривали этот вопрос Белинский и Чернышевский. Революционный романтизм развивал действенную, преобразующую сторону искусства, введя в литературу героя-бунтаря.
Источник