На переломе веков конспект

На переломе веков конспект thumbnail

Dinka

Гений

(62007)

12 лет назад

Общее название СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа 19–20 вв. или начала 20 в. ,
Обычно, без особых оговорок, серебряным веком называют литературу русского модернизма, – в основном, символизм и акмеизм (включая весь спектр имен от Бальмонта, Брюсова, Блока и Белого до Гумилева, Ахматовой, Мандельштама) . Есть и другой подход, стремящийся рассматривать всю порубежную эпоху как единое целое, в сложной взаимосвязи не только разных литературных направлений, но и всех явлений культурной жизни этого периода (искусства, философии, религиозных и политических течений) . Такое представление о «серебряном веке» распространено в последние десятилетия как в западной, так и в отечественной науке.
Границы обозначаемого периода определяются разными исследователями по-разному. Начало «серебряного века» большинство ученых датируют 1890-ми, некоторые – 1880-ми. Расхождения по поводу его конечной границы велики (от 1913–1915 до середины 20 в.) . Однако постепенно утверждается точка зрения, что «серебряный век» подошел к концу в начале 1920-х.
Первоначальное употребление термина было скорее негативным, т. к. серебряный век, наступающий после золотого, подразумевает спад, деградацию, декаданс. Это представление восходит к античности, Метафора «золотого века» как счастливой поры человечества, когда царила вечная весна и земля сама приносила плоды, получила новое развитие в европейской культуре, начиная с Возрождения (прежде всего в пасторальной литературе) . Поэтому выражение «серебряный век» должно было указывать на понижение качества явления, его регресс. При таком понимании русская литература серебряного века (модернизм) противопоставлялась «золотому веку» Пушкина и его современников как «классической» литературе.
В дальнейшем понятие «серебряный век» поэтизировалось и потеряло негативный оттенок. Оно было переосмыслено как образное, поэтическое обозначение эпохи, отмеченной особым типом творчества, особой тональностью поэзии, с оттенком высокого трагизма и изысканной утонченности.
Органично восприняв влияние европейского модернизма (прежде всего символизма) , русская культура создала собственные варианты «нового искусства» , обозначившие рождение иного культурного сознания.
Символисты и акмеисты в противовес идее «полезности искусства» , утверждали внутреннюю свободу художника, его избранность, даже мессианство, и преобразующую роль искусства по отношению к жизни.
Характерно ощущение кризиса как в жизни, так и в искусстве. Часть направлений фиксировали состояние хаоса, связанное с осознанием «конца» (экспрессионизм) , часть призывала к обновлению и уповала на будущее, которое уже приближается. В то же время даже внутри одного направления сосуществовали противоположные устремления: крайний индивидуализм, эстетизм (в декадентской части символизма) и проповедь Мировой Души. Поиски истины, конечного смысла бытия вылились в различные формы мистицизма, в моду снова вошел оккультизм, бывший популярным и в начале 19 в. Характерным выражением этих настроений стал роман В. Брюсова Огненный ангел. Возник интерес к русскому сектантству
НЕОРОМАНТИЗМ Обращенность внутрь себя, упоение глубинами человеческого «я» сочетались с переоткрытием мира в его чувственно постигаемой предметности. Особой тенденцией на рубеже веков стало новое мифотворчество, также связанное с ожиданием нарождающегося будущего, с необходимостью заново осмыслить человеческое существование. Слияние бытового и бытийного, повседневности и метафизики различимо в произведениях писателей разных направлений. (Бунин, Куприн, Андреев)
Модернизация стиха, начатая экспериментами символистов, привносивших в поэзию редкие слова и сочетания была доведена до поэтической «зауми» футуристами. (маяковский, Крученых)
Ясность поэтического образа, отказ от туманности и мистики символистов и футуристской звуковой игры, «здоровое» соотношени

DinkaГений (62007)

12 лет назад

слова и смысла – таковы были требования акмеистов, желавших вернуть поэзию из области чистого эксперимента к гармонии и жизни. Еще один вариант творческой программы представил имажинизм. Ориентацию на яркий, неожиданный образ и «ритмику образов» провозгласили имажинисты в своей Декларации (1919). Основой их метода стало создание метафоры путем соединения несочетаемых, удаленных по смыслу понятий и предметов, «образ как самоцель», «образ как тема и содержание». (Есенин) Поэтические достижения были развиты и продолжены в прозе. Техника «потока сознания», нелинейное повествование, использование лейтмотивов и монтажа как принципов организации текста, экспрессивность и даже алогичность образов характеризуют прозаические произведения символизма и экспрессионизма (Петербург Белого, Капли крови и Мелкий бес Ф.Сологуба, проза Е.Габриловича и Л.Андреева). По-своему отвечали требованиям обновления художественной формы писатели, продолжившие традицию реализма (А.Чехов, И.Бунин, А.Куприн,

DinkaГений (62007)

12 лет назад

И.Шмелев, Б.Зайцев, А.Н.Толстой), и писатели-марксисты (М.Горький). Неореализм начала 20 в. воспринял творческие открытия модернистов. Постижение бытия через быт – основная черта этого направления. Не просто изображать действительность, но прислушиваться «к таинственному ритму, которым полна мировая жизнь», дать современникам необходимую жизненную философию призывал теоретик «новых реалистов» В.Вересаев. Поворот от позитивизма «старых реалистов» в сторону вопросов бытия сочетался с изменением поэтики, что сказалось прежде всего в «лиризации» прозы. Однако существовало и обратное влияние реалистической изобразительности, выразившееся в «объективации» поэзии. Так проявлялась одна из существенных черт этого периода – стремление к художественному синтезу. Синтетическим по своей природе было желание сблизить поэзию с музыкой, с философией (у символистов), с социальным жестом (у футуристов).Подобные процессы происходили и в других искусствах: в живописи, в театре, в архитектуре и в музыке.

Источник

     Ñàìûé êîíåö XIX-ãî âåêà. Äàâíî ìèíîâàëà ïåðâè÷íàÿ ðåôîðìà óïðàâëåíèÿ ãîñóäàðñòâåííûìè äåðåâíÿìè, ðàçðàáîòàííàÿ åùå ïðè êðåïîñòíîì ïðàâå Ìèíèñòðîì ãîñóäàðñòâåííûõ èìóùåñòâ Ïàâëîì Äìèòðèåâè÷åì Êèñåëåâûì â 1837-41 ãã. ñ áëàãîâîëåíèÿ Èìïåðàòîðà Íèêîëàÿ I-ãî, êîòîðàÿ âïåðâûå ïðåäóñìàòðèâàëà ïåðåñåëåíèå ãîñóäàðñòâåííûõ êðåñòüÿí íà íîâûå çåìëè. 
      Ðåôîðìà âî ìíîãîì ïîäãîòîâèëà ïî÷âó äëÿ áóäóùåé ëèêâèäàöèè êðåïîñòíîãî ïðàâà, à îòêàç îò áàðùèííîé ñèñòåìû è ïåðåâîä ãîñóäàðñòâåííûõ êðåñòüÿí íà îáðîê ÿâèëèñü ãëàâíûìè èòîãàìè ðåôîðìû, îïðåäåëèâøèìè åå ïðîãðåññèâíûé õàðàêòåð.  Òàêæå áûëî ââåäåíî êðåñòüÿíñêîå ñàìîóïðàâëåíèå â äåðåâíÿõ, íà÷àëîñü îáðàçîâàíèå øêîë, áîëüíèö.   È íàêîíåö, ìåñòíûå âëàñòè ïîëó÷èëè ïðàâî ïðèíèìàòü ðåøåíèå î ïåðåñåëåíèè êðåñòüÿí íà ñâîáîäíûå çåìëè â äðóãèå ðàéîíû ñòðàíû.   Êî âðåìåíè îïèñûâàåìûõ ñîáûòèé êòî õîòåë, òîò óæå óåõàë. Ïðîöåññ ñòàáèëèçèðîâàëñÿ è ïðîõîäèë ïîä êîíòðîëåì ãîñóäàðñòâà. 
     Óæå ïèñàëîñü (https://www.proza.ru/2016/04/18/659) îá îáùåé èñòîðèè ïàíöûðíûõ áîÿð, î  ïðîäîëæåíèè ïåðåñåëåí÷åñêîãî äâèæåíèÿ èç íàøåãî áîëüøîãî ðåãèîíà â áîëåå ïîçäíèå ãîäû. «Ñàìîõîäû», «ëèòâà» — îáîáùåííûå ïîíÿòèÿ, îòðàæàþùèå èñòîðèþ è ïîëèòèêó ïåðåñåëåí÷åñêîãî äâèæåíèÿ â Ñèáèðü ñî âñåãî ñåâåðî – çàïàäà Ðîññèè.  Óæå îïèñàíû òàêæå ëîêàëüíûå îñîáåííîñòè ðîññèéñêèõ ïàíöûðíûõ áîÿð íà çåìëÿõ ×åðíåöîâñêîãî, Ëàñèíñêîãî è Ãóëüòÿ¸âñêîãî êðàÿ (https://www.proza.ru/2017/02/22/869), íå èìåþùèõ, êàê îêàçàëîñü,  ê íàì ñåãîäíÿøíèì, ñëàâà Áîãó, íèêàêîãî îòíîøåíèÿ. 
     Äàëüíåéøèå àðõèâíûå èññëåäîâàíèÿ ïîçâîëèëè óòî÷íèòü íåêîòîðûå äîïîëíèòåëüíûå îñîáåííîñòè  æèçíè íàøèõ ïðåäêîâ, êîòîðûå ïðåäëàãàþòñÿ âíèìàíèþ ÷èòàòåëÿ â äàííîé ðàáîòå. Îïèñûâàåìûå çäåñü ñîáûòèÿ ïðîèñõîäèëè óæå íà ïåðåëîìå XIX – XX âåêîâ, îòíîñèòåëüíî íåäàâíî, â ãîäû ðîæäåíèÿ è äåòñòâà ìîèõ, â ÷àñòíîñòè, äåäîâ. Îïèñàí îäèí ëèøü ôðàãìåíò (5-7 ëåò) èñòîðèè ïåðåñåëåíèÿ, êîòîðàÿ íàñ÷èòûâàåò ìíîãèå äåñÿòèëåòèÿ, íà÷èíàÿ îò ðàçäåëà Ïîëüøè è äî ñîâåòñêîé âëàñòè è ïîçäíåå, êîãäà óæå ìîé ðîäíîé äåä óåçæàë â Ñèáèðü â 30-ì ãîäó ïðîøëîãî âåêà, äà âåðíóëñÿ. Ôðàãìåíò ïðèâÿçàí ê òîé æå òåððèòîðèè, î êîòîðîé øëà ðå÷ü è â ïðåäûäóùåì ìàòåðèàëå, òî åñòü ×åðíåöîâñêèå, Ëàñèíñêèå è Ãóëüòÿ¸âñêèå çåìëè.

Читайте также:  Когда синеет рука при переломе

     Ñ âåñíû 1896 ãîäà, âäðóã, áåç âèäèìûõ îñíîâàíèé, ñóùåñòâåííî âîçðîñëà èíòåíñèâíîñòü äâèæåíèÿ êðåñòüÿí ðàçíûõ óåçäîâ Âèòåáñêîé ãóáåðíèè â äàëåêèå ñèáèðñêèå ðåãèîíû [1-8]. Êðåñòüÿíå áðîñàëè íàñèæåííûå ìåñòà, ðàñïðîäàâàëè èìóùåñòâî è îòïðàâëÿëèñü èñêàòü ñ÷àñòüÿ â Ñèáèðè. Âëàñòè çàâîëíîâàëèñü â ñâÿçè ñ âäðóã âîçíèêøåé ïåðåñåëåí÷åñêîé ëèõîðàäêîé, è íà÷àëè ñîáèðàòü èíôîðìàöèþ î ïðè÷èíàõ íåîáúÿñíèìîãî ÿâëåíèÿ.
     Ïî ñóùåñòâîâàâøåìó òîãäà ïîðÿäêó æåëàþùèå ïåðåñåëèòüñÿ ñíà÷àëà äîëæíû áûëè ïðîñèòü ó ìåñòíûõ âëàñòåé  òàê íàçûâàåìîå «õîäà÷åñêîå óäîñòîâåðåíèå» [3], äàþùåå ïðàâî åõàòü, ñìîòðåòü è âûáèðàòü çåìëè íà íîâîì ìåñòå, ïîäõîäÿùèå äëÿ ïðîæèâàíèÿ äàííîãî ïðåòåíäåíòà èëè ãðóïïû êðåñòüÿí, åãî ïîñëàâøèõ.  Çàòåì, âåðíóâøèñü íà ðîäèíó çà ñåìüåé è ñêàðáîì, ïðåòåíäåíò èñïðàøèâàë «ïðîõîäíîå óäîñòîâåðåíèå», äàþùåå ïðàâî íà îêîí÷àòåëüíûé ïåðååçä íà âûáðàííîå ìåñòî è ïîëó÷åíèå óñòàíîâëåííûõ Ïðàâèòåëüñòâîì ëüãîò.
      íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ âëàñòè îòêàçûâàëè  â âûäà÷å óäîñòîâåðåíèé, è òîãäà íåäîâîëüíûå ïðåòåíäåíòû ïèñàëè æàëîáû öåíòðàëüíûì âëàñòÿì, êîòîðûå ñîõðàíèëèñü è äàþò íàì âîçìîæíîñòü ñåãîäíÿ èññëåäîâàòü äàííûé âîïðîñ ïî àðõèâíûì ìàòåðèàëàì. Ôèëîñîôèÿ æèçíè â äàííîì ñëó÷àå ïðîÿâèëàñü â òîì, ÷òî ñïèñêîâ «ïðàâèëüíûõ» ïðåòåíäåíòîâ, íå ïîäàâàâøèõ æàëîáû – íå ñîõðàíèëîñü.  Îñíîâíûå ïðîøåíèÿ, ïî êîòîðûì áûëè âûäàíû õîäàò÷åñêèå ñâèäåòåëüñòâà áåç îòêàçîâ, íàõîäÿòñÿ, âèäèìî, â Âèòåáñêîì àðõèâå, èëè â Ìèíñêå – ýòî âîïðîñ áóäóùèõ èññëåäîâàíèé.
     Íàïðèìåð, â íà÷àëå âíåçàïíîãî ïåðåñåëåíèÿ â 1897-ì ãîäó êðåñòüÿíå íàøåé ãóáåðíèè ïèøóò ïðÿìî èìïåðàòîðó [1] ïðèíÿòûì òîãäà êðàñèâûì ñòèëåì, äîñòîéíûì óïîìèíàíèÿ: «Âàøå Èìïåðàòîðñêîå Âåëè÷åñòâî Àâãóñòåéøèé Ìîíàðõ! Ùåäðîòû è ìèëîñòè, ðàçñûïàåìûå (òàê â îðèãèíàëå) íà âñåõ âåðíîïîääàííûõ, äàþò è ìíå ñìåëîñòü ïîâåðãíóòü ê Ñâÿùåííûì ñòîïàì Âàøåãî Èìïåðàòîðñêîãî Âåëè÷åñòâà ìîþ âñåïîääàííåéøóþ ïðîñüáó …     Äåðçàþ  ïðèáåãíóòü ïîä çàùèòó è ïîêðîâèòåëüñòâî Âàøåãî Èìïåðàòîðñêîãî Âåëè÷åñòâà ñ ìîåé ñë¸çíîé âñåïîääàííåéøåé ïðîñüáîé Âñåìèëîñòèâåéøå  ïîâåëåòü ìåñòíîìó íà÷àëüñòâó î ðàçðåøåíèè íàì ïåðåñåëåíèÿ…» Õîðîøèé ñòèëü! Òåïåðü òàê íå ïèøóò, à æàëü…  Ïîçæå, â 1900-ì ãîäó êðåñòüÿíå óäîâëåòâîðÿëèñü óæå îòïðàâêîé òåëåãðàìì ïðÿìî Ìèíèñòðó Âíóòðåííèõ Äåë [5], ÷òî òîæå äîñòîéíî óâàæåíèÿ çà ïðîÿâëÿåìóþ äîáëåñòü. Òåïåðü êðåñòüÿíå Ìèíèñòðó íå ïèøóò, äà è áåññìûñëåííî ýòî òåïåðü…

      ñâÿçè ñ ÷ðåçâû÷àéíîñòüþ ñèòóàöèè ×èíîâíèê Îñîáûõ Ïîðó÷åíèé ïðè ïåðåñåëåí÷åñêîì Óïðàâëåíèè Äìèòðèé Ãåîðãèåâè÷ Ðîçàëèîí – Ñîøàëüñêèé ïîëó÷àåò çàäà÷ó ðàçîáðàòüñÿ â ïðè÷èíàõ ÿâëåíèÿ, è ïèøåò ïèñüìî Óïðàâëÿþùåìó Âèòåáñêîé Êàçåííîé Ïàëàòû ñ ïðîñüáîé îêàçàòü ñîäåéñòâèå â äàííîì âîïðîñå, íà ÷òî Ãîñïîäèí Óïðàâëÿþùèé ó÷èíÿåò ïèñüìåííûé îïðîñ íàõîäÿùèõñÿ â åãî âåäåíèè óåçäíûõ ïîäàòíûõ èíñïåêòîðîâ (ïîðó÷åíèå îò 05 ìàÿ 1898 ãîäà çà ¹ 11298), îòâåòû êîòîðûõ ñîõðàíèëèñü ñîñòàâèëè ñóùåñòâåííóþ áàçó äàííîãî èññëåäîâàíèÿ è ïîçâîëèëè óñòàíîâèòü ñëåäóþùåå.
      Ïî îäíèì òîëüêî ñëóõàì î âîëüíûõ õîðîøèõ çåìëÿõ â Ñèáèðè ìíîãèå êðåñòüÿíå Íåâåëüñêîãî óåçäà, ïîòåðÿâ íàäåæäó íà óïðî÷íåíèå ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ íà ðîäèíå âñëåäñòâèå ìàëîçåìåëüÿ îò åñòåñòâåííîãî ïðèðîñòà íàñåëåíèÿ è íå îñîáåííî äîáðîêà÷åñòâåííîé ïî÷âû è ïîýòîìó ìàëîäîõîäíîñòè, ïîä âîçäåéñòâèåì ïðè òîì íåäàâíåãî íåóðîæàÿ (1895 ã.), áðîñèëè  â 1896-ì ãîäó íà íàñèæåííûõ ìåñòàõ âåäåíèå õîçÿéñòâà, äåøåâî ðàñïðîäàþò ñâîå èìóùåñòâî è ñ îñîáîþ áåçðàññóäíîé ëèõîðàäî÷íîþ ïîñïåøíîñòüþ, îõâàòèâøåé íå òîëüêî ëåíòÿåâ èëè èñêàòåëåé ïðèêëþ÷åíèé îæèäàâøèõ îò ïåðåñåëåíèÿ ëåãêîé íåòðóäîâîé æèçíè, íî è íàñòîÿùèõ ðàáîòíèêîâ, ñàìîâîëüíî îòïðàâèëèñü èñêàòü ñ÷àñòüÿ â Ñèáèðè.  Åäâà ëè íå âñå ñàìîâîëüíî äâèíóâøèåñÿ òîãäà  â ïóòü, âîçâðàòèëèñü íè ñ ÷åì, ïðè òîì áåç îáóâè, îäåæäû è  ïî÷òè ñîâåðøåííî ðàçîðèâøèìèñÿ [4].
     Ïåðåñåëåí÷åñêàÿ ëèõîðàäêà ïðîäîëæàëàñü ñ îñîáîé ýíåðãèåé è â ñëåäóþùåì 1897 ãîäó ñ òîé ðàçíèöåé, ÷òî òåïåðü ðóêîâîäÿùèì íà÷àëîì ñòàëè ïðàâèòåëüñòâåííûå îðãàíû è â ïóòü óæå äâèíóëèñü ïðåæäå õîäàêè â ÷èñëå 1503 ÷åëîâåêà îò óåçäà äëÿ ïðèèñêàíèÿ è îñìîòðà ñâîáîäíûõ çåìåëü, à çàòåì è ñàìè ïåðåñåëåíöû.
     Ïîñëå ïåðåñåëåíöåâ ïîäâîðíîãî çåìëåïîëüçîâàíèÿ, çåìåëüíûå èõ ó÷àñòêè îáûêíîâåííî ïåðåõîäÿò îñòàþùèìñÿ  — ÷ëåíàì ñåìåéñòâ ïåðåñåëåíöåâ, à çåìëè ïåðåñåëåíöåâ îáùèííîãî çåìëåïîëüçîâàíèÿ  îñòàþòñÿ â ðàñïîðÿæåíèè èõ îáùåñòâ, è òîëüêî èíîãäà, â ðåäêèõ ñëó÷àÿõ, ñ ñîãëàñèÿ îáùåñòâ ïî åãî ïðèãîâîðàì, ëèöàìè ïåðåñåëÿþùèìèñÿ ïåðåäàâàëèñü èõ ó÷àñòêè êîìó – ëèáî èç êðåñòüÿí çà âîçíàãðàæäåíèå è ïðè òîì çåìëÿ âñåãäà ïåðåõîäèëà ê ëèöàì ïðàâîñëàâíîãî èñïîâåäàíèÿ.  ×òî êàñàåòñÿ âëèÿíèÿ ïåðåñåëåíèÿ íà ýêîíîìè÷åñêóþ æèçíü óåçäà âîîáùå – âûñåëåíèå â òàêîì ðàçìåðå (800 ÷åëîâåê îáîåãî ïîëà çà òðè ãîäà) âðåäíîãî âëèÿíèÿ íå îêàçàëî.
     Ñàìî æå áðîæåíèå ïåðåñåëåí÷åñòâà – òîëêè, ñîáèðàíèå ñâåäåíèé î æèçíè ëèö, ïåðåñåëèâøèõñÿ óæå, âûáîð è ïîñûëêà õîäàêîâ, âûáîð ÷åðåç õîäàêîâ ìåñòà ïåðåñåëåíèÿ, ïðîäàæà èìóùåñòâà è ïðî÷åå – âðåäíî îòçûâàþòñÿ íà îòäåëüíûõ õîçÿéñòâàõ êàê íàìåòèâøèõñÿ ê ïåðåñåëåíèþ, òàê è äðóãèõ ëèö, íàõîäÿùèõñÿ åùå â íåðåøèòåëüíîñòè, ïîòîìó ÷òî âñåìè ýòèìè ëèöàìè õîçÿéñòâà ïîêà ñîâåðøåííî çàáðàñûâàþòñÿ.    Òå æå ìûñëè èñõîäÿò Ðîçàëèîí – Ñîøàëüñêîìó è îò Íåâåëüñêîãî óåçäíîãî ïðåäâîäèòåëÿ äâîðÿíñòâà:  «…äëÿ âîçäåëûâàíèÿ çåìëè ìàëî, è âñå îíè ïåðåïîëíåíû, â ïóñòûðÿõ æå ëåæàò òîëüêî áîðîâûå ìåñòà è êðàñíûå ìõè, ñîâåðøåííî íåïðèãîäíûå äëÿ êóëüòóðû…»  Èçâåñòíî, ÷òî íà ýòîò ïåðèîä ïðèøëîñü ïàäåíèå öåí íà ë¸í è ñâèíèíó, âûðóáêà ëåñîâ, ÷òî áûëî èñêîííûì ïðîìûñëîì ìåñòíûõ êðåñòüÿí. «Íî è ýòî íå ñìîãëî âûçâàòü ñòðåìëåíèå – íå èíà÷å êàê «ïåðåñåëåí÷åñêîé ãîðÿ÷êè» êîòîðàÿ òåïåðü çàìåòíî îñëàáåâàåò âñëåäñòâèå ìóäðîé ïîëèòèêè Ïðàâèòåëüñòâà» — ïèñàë òîãäà ïðåäâîäèòåëü äâîðÿíñòâà.  Áûëè äîïîëíèòåëüíûå ïðè÷èíû, î êîòîðûõ ðå÷ü ïîéäåò íèæå.
     Îòíîøåíèå ïðàâîñëàâíîãî äóõîâåíñòâà ê äàííîìó âîïðîñó áûëî èíäèôôåðåíòíûì – ñâÿùåííèêè ïðåäñòàâëÿëè ïðèõîæàíàì âñå áåäñòâèÿ è ëèøåíèÿ, íî «èì íå âòîðèëè» [4], êàê íå âòîðèëè è ìåñòíîé àäìèíèñòðàöèè. Êàòîëèêîâ æå â íàøåì óåçäå íà òîò ìîìåíò âîâñå íå áûëî. 
      äðóãèõ óåçäàõ ãóáåðíèè ñèòóàöèÿ áûëà ïîäîáíàÿ ñ íåêîòîðûìè îòëè÷èÿìè.  Òàê, ïî Ðåæèöêîìó óåçäó ñòðåìëåíèå ê ïåðåñåëåíèþ ñòàëî çàìå÷àòüñÿ â 1894 ãîäó, íî ìàññîâîãî õàðàêòåðà íå ïðèîáðåëî [4]. Íå áûëî ñëó÷àÿ, ÷òîáû õîòü îäíà äåðåâíÿ ïåðåñåëèëàñü â ïîëíîì ñîñòàâå. Æåëàíèå î ïåðåñåëåíèè èñêëþ÷èòåëüíî ñðåäè ìàëîçåìåëüíûõ è áåççåìåëüíûõ êðåñòüÿí. Çåìåëüíûå è çàæèòî÷íûå îòñþäà íå ïåðåñåëÿþòñÿ.  Ãîðîäîêñêîì óåçäå, íàïðîòèâ,  óåçæàþò è ñîñòîÿòåëüíûå ñåìüè, äëÿ êîòîðûõ ïðè óâåëè÷èâøåìñÿ ñîñòàâå ñåìüè çåìëè ñòàëî íåäîñòàòî÷íî. Óåçæàþùèå â Ñèáèðü êðåñòüÿíå ïåðåäàþò ñâîè çåìëè ðîäñòâåííèêàì.  Ïîëîöêîì óåçäå ñ 1896 ãîäà íà÷àëè ñàìîâîëüíî âûñåëÿòüñÿ öåëûìè äåðåâíÿìè. Ñâèäåòåëüñòâ âûäàíî íà 1527 äóø â ãîä. Ïî Âåëèæñêîìó óåçäó âñåãî íåñêîëüêî ÷åëîâåê óåõàëè õîäàêàìè äëÿ îñìîòðà çåìåëü è óñëîâèé ïîëüçîâàíèÿ åþ. Ïåðåñåëåíèå ïðîèñõîäèò â îñíîâíîì èç âîëîñòåé, ïðèìûêàþùèõ ê ãîðîäàì Âåëèæó è Ñóðàæó. Èç îñòàëüíûõ äàëüíèõ âîëîñòåé ïîïûòîê ïåðåñåëåíèÿ íå áûëî. Ïåðåñåëÿëèñü èñêëþ÷èòåëüíî ìàëîçåìåëüíûå ñåìüè.  Ëþöèíñêîì óåçäå ïåðåñåëåíèå – ñëåäñòâèå îñòðîãî ìàëîçåìåëüÿ. Ïî áåëîðóññêèì óåçäàì (Äðèññåíñêèé, Âèòåáñêèé) ÷èíîâíèêè îòìå÷àþò, ÷òî ìåñòíûé êðåñòüÿíèí â ñèëó èñòîðè÷åñêîãî ïðîøëîãî ïî÷òè íåñïîñîáåí ê êîëîíèçàòîðñêîé äåÿòåëüíîñòè. Íåäîñòàòîê ýíåðãèè, èíèöèàòèâû è ñìåòëèâîñòè âåä¸ò ê íåóäà÷àì ïðè îñâîåíèè íîâûõ çåìåëü. Ýòî ñòðåìëåíèå ïðîíèêëî â äàííûå óåçäû êàê çàðàçíàÿ áîëåçíü èç ñìåæíûõ óåçäîâ, ãäå òàêîâîå ñòðåìëåíèå íà÷àëîñü ðàíüøå. Îñòàíîâèòü ýòî äâèæåíèå ïóòåì ðàçúÿñíåíèé êðåñòüÿíàì  ðèñêîâàííîñòè  è  ïå÷àëüíûõ ïîñëåäñòâèé, íå áûëî íèêàêîé âîçìîæíîñòè.
     Ê îñíîâíûì ïðè÷èíàì âíåçàïíîé âîëíû ïåðåñåëåíèÿ åãî ñîâðåìåííèêè îòíîñÿò, ïðåæäå âñåãî,  ìàëîçåìåëüå. Ñî âðåìåíè îñâîáîæäåíèÿ îò êðåïîñòíîé çàâèñèìîñòè êðåñòüÿíñêîå íàñåëåíèå óäâîèëîñü çà ñ÷åò åñòåñòâåííîãî ïðèðîñòà, à çåìëè îñòàëèñü òå æå.     ×àñòûå íåóðîæàè è ñîâåðøåííîå íåèìåíèÿ ïîêîñîâ [5] ïîáóæäàëè êðåñòüÿí ê ïåðåñåëåíèþ — «…ðàáîòàëè íà ÷óæîé çåìëå, à ñâîåé íåò…»,  «…òàê êàê æèòüÿ ÿ òðè äåñÿòèíû áåç ÷åòâåðòè âñåé çåìëè, à ñåìåéñòâî ìî¸ çàêëþ÷àåòñÿ èç 2-õ äóø ìóæåñêîãî ïîëà è 4-õ æåíñêàãî, òî ñ òàêèì ñåìåéñòâîì íåò âîçìîæíîñòè ïðîæèòü íà ñòîëü ìàëîé çåìëå, ïî÷åìó ÿ è âîçûìåë æåëàíèå ïåðåñåëèòüñÿ â Ñèáèðü…»   
     Êðîìå òîãî, ïî ìíåíèþ óåçäíûõ ïîäàòíûõ èíñïåêòîðîâ  ñóùåñòâåííîå âëèÿíèå îêàçûâàëè ñëóõè, ÷òî â Ñèáèðè ìîæíî ëåãêî âñåãî äîñòèãíóòü. Ïîääàâàëèñü êðåñòüÿíå, íå îáëàäàâøèå çíàíèÿìè – âëèÿë ñóáúåêòèâíûé ôàêòîð —  «…â ïîèñêàõ ë¸ãêîé è õîðîøåé æèçíè îíè ïåðåñåëÿþòñÿ â Ñèáèðü…».  ýòîé ñâÿçè, ìèíèìóì ïåðåñåëåíèé íàáëþäàëñÿ â ëàòûøñêèõ âîëîñòÿõ Âèòåáñêîé ãóáåðíèè (Äâèíñêèé óåçä), à òàêæå â Ëèôëÿíäèè, ãäå êðåñòüÿíå áûëè áîëåå ðàçâèòû [4], ÷åì â èíûõ óåçäàõ.
     Ïî ìíåíèþ ãóáåðíñêîé ãàçåòû «Âèòåáñêèå âåäîìîñòè» [9] ñëóõè áûëè ñàìûå íàèâíûå: «…ñàì Öàðü ñ Öàðèöåþ âñòðå÷àþò è íàäåëÿþò âçðîñëûõ äåíüãàìè è õëåáîì, à äåòåé ìîëîêîì è êîíôåêòàì腻 Òàì æå ñîîáùàåòñÿ, ÷òî ñëóõàì äîïîëíèòåëüíî ñïîñîáñòâîâàëè, êàê åâðåè – ïåðåêóïùèêè ïî äåø¸âûì öåíàì, òàê è õîäàêè, êîòîðûå è íå áûëè â Ñèáèðè à îáùåñòâåííûå äåíüãè ïîòðàòèëè, à êðîìå òîãî è ìíîãî÷èñëåííûå âî âñå âðåìåíà ïðîõîäèìöû, ñîáèðàâøèå «ïî ðóáëþ çà âûçîâ èç Ñèáèðè». Íî îñíîâíàÿ ïî÷âà äëÿ ñòîëü ñïîíòàííîé âîëíû ïåðåñåëåíèé, âñå – òàêè:  áåäíîñòü, ãîëîä, íåîáðàçîâàííîñòü êðåñòüÿíñêîãî íàñåëåíèÿ âñåé ãóáåðíèè [9].
     Äîïîëíèòåëüíûå ïðè÷èíû ïåðåñåëåíèÿ – íåäîñòàòîê çàðàáîòêà íà ìåñòàõ â ñâÿçè ñ îòñóòñòâèåì ïðîìûøëåííîñòè,  íåçíàíèåì ðåì¸ñåë, ïàäåíèåì öåí íà ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûå ïðîäóêòû è òåìíîòà êðåñòüÿí, äîïóñòèâøàÿ èõ âåðèòü ðàçíûì âçäîðíûì ñëóõàì î Ñèáèðè, ðàñïóñêàåìûì çëîíàìåðåííûìè ëèöàìè ñ ëè÷íûìè âûãîäàìè.  Ïîáûâàâøèå â Ñèáèðè ñâîèìè ðàññêàçàìè âîëíîâàëè êðåñòüÿí, â ðåçóëüòàòå ÷åãî óåçæàëè íå òîëüêî áåççåìåëüíûå, íî  è ñîñòîÿòåëüíûå ÷ëåíû âî èçáåæàíèå ïåðåäåëà ó÷àñòêîâ â ñâÿçè ñ óâåëè÷åíèåì ñåìåéñòâ.
     Âëàñòè, â ñâîþ î÷åðåäü, îòêàçûâàëè â âûäà÷å ñâèäåòåëüñòâ [5], êàê èç-çà íåäîñòàòêà äåíåæíûõ ñðåäñòâ ó ïåðåñåëåíöåâ, òàê è èç-çà íåäîñòàòêà ðàáî÷èõ ðóê â ñåìüÿõ ïåðååçæàþùèõ. Îò ðàñïðîäàæè èìóùåñòâà ñðåäíåå ñåìåéñòâî â òî âðåìÿ ìîãëî âûðó÷èòü îêîëî 200 ðóáëåé [5], ÷òî ñîñòàâëÿëî çíà÷èòåëüíóþ ñóììó. Òèïè÷íàÿ ïðè÷èíà îòêàçà çâó÷àëà êàê — «…ïðîæèâàåò ñåìüÿ íà çàðàáîòêè è õëåáîïàøåñòâîì íå çàíèìàåòñÿ…». Ñìîòðåëè òàêæå «…â ðàáî÷åì âîçðàñò养, èëè â íåðàáî÷åì. Ïîýòîìó òîëüêî îòêàçíûå äåëà è ïîïàëè â èñòîðèþ, òàê êàê ðàññìàòðèâàëèñü â öåíòðàëüíîé âëàñòè, à äåë ñîãëàñíûõ êîíôîðìèñòîâ â àðõèâå íåò.
      ðåçóëüòàòå èññëåäîâàíèÿ èìåþùèõñÿ àðõèâíûõ ìàòåðèàëîâ óäàëîñü âûäåëèòü èìåíà íåêîòîðûõ íàøèõ ïàññèîíàðíûõ çåìëÿêîâ, îñòàâèâøèõ ñëåä â èñòîðèè ïåðåñåëåí÷åñêîãî äâèæåíèÿ. Òàê â 1898-ì ãîäó íàø çåìëÿê èç äåðåâíè  Êóëåâî Ñîêîëüíè÷åñêîé âîëîñòè Íåâåëüñêîãî óåçäà íåêòî êðåñòüÿíèí Àëåêñåé Áîãäàíîâ Æèãàíîâ íà ïðåêðàñíîé âîù¸íîé áóìàãå æàëóåòñÿ öåíòðàëüíûì âëàñòÿì íà îòêàç â âûäà÷å åìó ïðîõîäíîãî ñâèäåòåëüñòâà äëÿ îêîí÷àòåëüíîãî ïåðåñåëåíèÿ â Ñèáèðü [3], îòêóäà âèäíî, ÷òî îí óæå òàì áûë è ìåñòî ñåáå âûáðàë.  Åùå èç Íåâåëüñêîãî óåçäà óåçæàëè  Äìèòðèé Ãîðñêèé è Êàïèòîí Àíäðååâ. Òàêæå ëþáîïûòíî ñîîáùåíèå Ïåðåñåëåí÷åñêîãî Óïðàâëåíèÿ Âèòåáñêèì âëàñòÿì, â êîòîðîì «ïðåïðîâîæäàåòñÿ íà çàâèñÿùåå ðàñïîðÿæåíèå ïðîøåíèå êðåñòüÿí ä. Êîçîäîèõè Ðûêøèíñêîé âîëîñòè Íåâåëüñêîãî óåçäà  Ô¸äîðà è Àëåêñåÿ Ñòðóêîâûõ î ðàçðåøåíèè èì ïåðåñåëèòüñÿ â Ñèáèðü [6]» — íàøà ôàìèëèÿ! Èç áëèçêîé ê íàì Øàëàõîâñêîé âîëîñòè, äåðåâíÿ Êîâàë¸âà óåçæàëè Ëàâðåíòèé Ìàðêîâ, Åâäîêèì Àíäðååâ, à òàêæå áðàòüÿ Âàñèëèé, Àíèñèì è Ñåì¸í Âîù¸íîê.  1897-ì, 1900-ì è 1903-ì ãîäàõ ëþäè ñ íàøèìè ôàìèëèÿìè èç íàøèõ ìåñò îòêàçîâ ó ìåñòíîé àäìèíèñòðàöèè íå ïîëó÷àëè [1, 2, 5, 7].  Ìîæåò ïåðåñåëåíèÿ áûëè, íî íàøèì íå îòêàçûâàëè, è ïîýòîìó ñâåäåíèé â àðõèâàõ íåò.
     Íàèáîëåå áëèçêîå ïîïàäàíèå ê íàøèì ìåñòàì íàéäåíî â àðõèâå â âèäå ÷åðíîâèêà çàïèñêè Âèòåáñêîìó Ãóáåðíàòîðó (ïðèâåäåíà â çàãîëîâêå ñòàòüè) îò 12 íîÿáðÿ 1904 ã. ¹ 5989 î òîì, ÷òî êðåñòüÿíå Èâàí Ñìîðûãî èç äåðåâíè ×åðíåöîâî è ßêîâ Ñìîðûãî èç äåðåâíè Ïèëèïîâî ïîäàâàëè ïðîøåíèå î ðàçðåøåíèè ïåðåñåëåíèÿ è îñìàòðèâàíèé âáëèçè ïë. Íîâàãî, Ðûáèíñêîé, Òàðñêîãî óåçäà Òîáîëüñêîé ãóáåðíèè [8].  íàøåé îáùåé ðîäîñëîâíîé áàçå äàííûõ òàêèõ ëè÷íîñòåé ïîêà íåò, íî íå èñêëþ÷àþ, ÷òî îíè ïîÿâÿòñÿ èìåííî â ðåçóëüòàòå äàííîãî èññëåäîâàíèÿ.

Читайте также:  При каких переломах используют спицы

     Ïåðåäîâàÿ ñòàòüÿ óêàçàííîé âûøå ãóáåðíñêîé ãàçåòû «Ïî ïîâîäó ïåðåñåëåí÷åñêîãî äâèæåíèÿ â Âèòåáñêîé ãóáåðíèè» äà¸ò äîïîëíèòåëüíûå ðàçúÿñíåíèÿ î òîì, ÷òî ìàêñèìàëüíîå ïåðåñåëåí÷åñêîå äâèæåíèå ïðîèñõîäèëî íå èç Íåâåëüñêîãî óåçäà, à ñêîðåå â Ãîðîäîêñêîì, Äðèññåíñêîì, Ïîëîöêîì, Ëåïåëüñêîì, Ñåáåæñêîì.  Òàì æå ñîîáùàåòñÿ, ÷òî èìåííî Ìèíèñòåðñòâî Âíóòðåííèõ Äåë  ïðåäëîæèëî ïîñûëàòü õîäàêîâ ïðåæäå ïåðåñåëåíöåâ, ÷òî ñóùåñòâåííî ñíèçèëî ïîòîê êðåñòüÿí, óåçæàþùèõ èç ãóáåðíèè.
     Äåòàëüíûå èññëåäîâàíèÿ èìåí óåçæàâøèõ ïîêàçûâàþò, ÷òî êàçàöêèõ ôàìèëèé óæå íåò, êàê ýòî áûëî íà ìîìåíò ðàçäåëà Ïîëüøè áîëåå ñòà ëåò íàçàä. Óïîìèíàíèé î «ïàíöûðíûõ áîÿðàõ» íåò è ïîäàâíî – äàâíî çàáûòûé âîïðîñ, êàê óæå ñîîáùàë àâòîð â ïðåäûäóùèõ ìàòåðèàëàõ.
     Èìåíà óêàçûâàþòñÿ ñàìûå îáûêíîâåííûå, ðóññêèå [5, 7] — ßêîâ Çèíîâüåâ, Ïðîêîôèé Þçåôàòîâ, Èëüÿ Ïàâëîâ, Ïàâåë Êàáàíîâ, ϸòð Áîíèôàòîâ, Ìèðîí Ìàðêîâ, Ïàðàìîí ßêîâëåâ, Åôèì Øåðøí¸â, Àíòîí Ñòåôàíîâ, Èñààê Èãíàòîâ, àõàðèé Âåðõîâñêèé, Ëóêüÿí Êàðïîâ Âîðîõîáêî, Àíòîí Ëåîïàíîâ, Ñèäîð Ïåòðîâ, Íèêîëàé Ô¸äîðîâ, Ñàçîí Ëàâðåíîâ, Ìàêñèì Åëèñòðàòîâ, Àëåêñåé Âèêåíòüåâ Êî÷àíêà, Åãîð Èãíàòüåâ, Âàñèëèé Òåïëÿêîâ, Âåíåäèêò Áóõîëîâñêèé, Ñàâåëèé Äàíèëîâ Âûêøèí, Àâðààì Ñòåïàíîâ, Îëèìïèé Àñêîñîâ, Åôèì Èâàíîâ, Èñàê Àíòîíîâ, Íèêàíäðà Êàëèíèí, Ãîðäåé Ìóðàøîâ. Ñèëüâåñòð Êàñïàð.
     Ëþáîïûòåí ïîðòíîé èç Ñåáåæà Õàèì Ñàôðîíà Õîòÿíîâ [5], êîòîðûé  ïîäàë ïðîøåíèå íà ïåðåñåëåíèå  â Ñèáèðü ñ ñåìü¸é â ñëåäóþùåì ñîñòàâå: æåíà Õåíà – Ëèáà, äî÷ü Ìóñÿ, äî÷ü Äîáà, ñûí Ìîòà – Ìîíîôåíü, äî÷ü Íàõàìà, äî÷ü Ýëüêà, ñûí Çàëìàí, ñûí Áàðêà, ñûí Ìîâøà – Ãèðøà, æåíà åãî Ðèâêà, ñûí åãî Õàèì,  øóðèí Çàëìàí – Áûíÿ Âàñåðìàí, æåíà åãî Ãèíîðà – Ñîðà, äî÷ü Ëèáà – Áåéëÿ, ñûí Ìîòà, ñûí Ìîñêà, äî÷ü Õàåìà, ñûí Õàèì.
     Ñâîåé ôàìèëèè â ðàìêàõ äàííîãî èññëåäîâàíèÿ ÿ íå îáíàðóæèë íèãäå.

Читайте также:  Перелом челюсти защемление нерва

     Èòàê, èññëåäîâàíèå ïîêàçàëî, ÷òî ëîêàëüíàÿ òóðáóëåíòíîñòü ïåðåñåëåí÷åñêîãî äâèæåíèÿ èç íàøèõ ìåñò â óêàçàííûé ïåðèîä íå ìîæåò áûòü îïðàâäàíà îäíèìè ðàöèîíàëüíûìè ñîîáðàæåíèÿìè, îáúÿñíÿþùèìè ïðåèìóùåñòâà æèçíè íà íîâûõ ìåñòàõ. Çäåñü èìååò ìåñòî êîìïëåêñ ïðè÷èí, ñðåäè êîòîðûõ íå íà ïîñëåäíåì ìåñòå íàõîäèëîñü áðîæåíèå äóõà, íàäåæäû íà èçáàâëåíèå, áëèçêèé óæå ïðåäåë òåðïåíèÿ íàøèõ ïðåäêîâ, êîòîðûå ãîòîâû áûëè ïîääàòüñÿ íà ñàìûå íàèâíûå ïðåäëîæåíèÿ è óñòðåìèòüñÿ, ñëîìÿ ãîëîâó, çà ñ÷àñòüåì íà êðàé ñâåòà.
     Äóõ ãðÿäóùèõ ðåâîëþöèé óæå âèòàë â âîçäóõå, íàïèòûâàÿñü â ãîðîäàõ óæå èçäàííûì Ìàðêñîì è Ýíãåëüñîì Ìàíèôåñòîì êîììóíèñòè÷åñêîé ïàðòèè —  «Ïðèçðàê áðîäèò ïî Åâðîïå, ïðèçðàê êîììóíèçìà…», èëè âûðàæàÿñü ñëîâàìè áîëåå ïîçäíåãî ïîýòà Ìèõàèëà Ñâåòëîâà «Ïî Åâðîïå ïðèçðàê áðîäèò, ïî çàáðîøåííûì ïóòÿì, îí ïðèõîäèò, îí óõîäèò, îí áðåäåò ïî äåðåâíÿ셻  Âëèÿíèå ãîðîäà çäåñü, áåçóñëîâíî —  ãäå íå áàëàìóòÿò ãîðîäñêèå äåðåâåíñêèõ, îòòóäà è íå ïåðåñåëÿþòñÿ.
     Ïðî íàøèõ ×åðíåöîâñêèõ ïðåäêîâ ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî èíòåíñèâíî îíè íå ïåðåñåëÿëèñü  â óêàçàííûå ãîäû, äåë íà íèõ íåò, ÷òî ìîæåò ñëóæèòü êîñâåííûì ïîäòâåðæäåíèåì èõ íå ìàëîçåìåëüíîñòè.  È Ñëàâà Áîãó, òàê êàê âûïîëíåííîå èññëåäîâàíèå ïîêàçûâàåò óäèâèòåëüíûé è íåîæèäàííûé ðåçóëüòàò, ðàçâåèâàþùèé åùå îäèí ìèô, óïîðíî ñóùåñòâóþùèé â ïàìÿòè ïîêîëåíèé  — ïåðåñåëåíèå â òî âðåìÿ íå ïîäâèã, à ñêîðåå ïðèçíàê áåäíîñòè è ãëóïîñòè. Ýòî òåì áîëåå ïðàâèëüíî, ÷òî ïîäòâåðæäàåòñÿ âñåìè óåçäíûìè ÷èíîâíèêàìè — ïî âñåì óåçäàì ïåðåñåëåíèå äëÿ îñòàþùèõñÿ ñêîðåå ïîëåçíî, ÷åì âðåäíî, òàê êàê çåìëè óõîäÿùèõ ïîñòóïàþò îñòàþùèìñÿ. Äâèæåíèå ïîäíèìàåò óðîâåíü áëàãîñîñòîÿíèÿ çåìëåäåëü÷åñêîãî êëàññà, óñòðàíÿÿ èç ñðåäû åãî áåäíåéøèå ýëåìåíòû.  ðåçóëüòàòå, ýêîíîìè÷åñêîå ïîëîæåíèå ñåëåíèé, èç êîòîðûõ êðåñòüÿíå ïåðåñåëÿëèñü – óëó÷øèëîñü. Íå èñêëþ÷àþ, ÷òî â èíûå âðåìåíà ïåðåñåëåíèå â Ñèáèðü íàøèõ ïðåäêîâ èìåëî áîëåå îñìûñëåííûõ õàðàêòåð, íî â óêàçàííûé ïåðèîä ýòî áûëî ëèøü ïðîÿâëåíèå ñìóòû, ïðîòåñòà è íåîáîñíîâàííîé íàäåæäû.      Ìîè ðîäíîé äåä Ñåì¸í òîæå ïîåõàë â Ñèáèðü â 30-ì ãîäó ïðîøëîãî âåêà, êîãäà íàðîæàë äåòåé, è çåìëè ñòàëî íå õâàòàòü. Äà âîâðåìÿ ñïîõâàòèëñÿ è âåðíóëñÿ. Èç âûïîëíåííîãî èññëåäîâàíèÿ ñëåäóåò äîïîëíèòåëüíîå ïîäòâåðæäåíèå äîñòàòî÷íî î÷åâèäíîãî ôàêòà — íà ïåðåëîìå âåêîâ, äà è â äðóãèå âðåìåíà êðîìå íûíåøíèõ, íà íàøåé ðîäèíå èñïîëüçîâàëñÿ êàæäûé êëî÷îê çåìëè, òîãäà êàê ñåé÷àñ, ñòàðàíèÿìè ñîâðåìåííûõ âëàñòåé, âñå ïîëÿ áðîøåíû è çàðîñëè äî íåïðîõîäèìîñòè. Âîò è ñðàâíèòå…
     Ñëåäóåò òàêæå çàìåòèòü, ÷òî îòêàçîâ ìåñòíûõ âëàñòåé, à ñîîòâåòñòâåííî è æàëîá, â âûäà÷å õîäà÷åñêèõ ñâèäåòåëüñòâà â Íåâåëüñêîì óåçäå ìèíèìàëüíîå êîëè÷åñòâî ñðåäè îñòàëüíûõ óåçäîâ ãóáåðíèè, ÷òî òàêæå êîñâåííî ïîäòâåðæäàåò áîëüøóþ äèñöèïëèíèðîâàííîñòü íàøèõ ïðåäêîâ, öàðñòâèå èì âñåì íåáåñíî兠     
     Òîò ôàêò, ÷òî ñâîåé ôàìèëèè ÿ îïÿòü íè ðàçó íå íàø¸ë íè â îäíîì èç ìíîãèõ ïðîñìîòðåííûõ äîêóìåíòîâ, ãîâîðèò î íåïðåìåííîñòè äàëüíåéøèõ èññëåäîâàíèé. Ïîâòîðÿþ äëÿ «êðàåâåäîâ» è èæå ñ íèìè: «Ìåíÿ èíòåðåñóåò â ïåðâóþ î÷åðåäü ìîé ðîä è ìîÿ çåìëÿ. Îñòàëüíîå — â ìåíüøåé ñòåïåíè».

Ëèòåðàòóðà:
ÐÃÈÀ. Ôîíä 391. Îïèñü 2 (1894 – 1905 ãã.).  Äåëà:
1. 102,
2. 108,
3. 327,
4. 459,
5. 660,
6. 979,
7. 1150,
8. 1341
9. Ãàçåòà «Âèòåáñêèå âåäîìîñòè» îò 16 ñåíòÿáðÿ1897 ã. Ïåðåäîâàÿ ñòàòüÿ –«Ïî ïîâîäó ïåðåñåëåí÷åñêîãî äâèæåíèÿ â Âèòåáñêîé ãóáåðíèè»

ÑÏá,
Ìàðò 2017

Источник