На переломе россия в великой войне
«На переломе: Россия в Великой войне 1914-1918»
15 September ’14
В этом году в России широко отмечается столетие с момента начала Первой мировой войны. В Москве проходит большое количество мероприятий, приуроченных к этой знаменательной дате. Одним из них стала выставка «На переломе: Россия в Великой войне 1914-1918», проходившая со 2 по 31 августа 2014 года в центральном выставочном зале «Манеж».
Экспозиция, занимавшая всю площадь выставочного зала, привлекала немалое количество посетителей в первую очередь благодаря красочному оформлению и большому количеству экспонатов эпохи Первой мировой войны. Выставка была разбита на несколько частей, каждая из которых была посвящена отдельному году войны. Демонстрировались не только фотографии и письма 1910-х годов, но и большое количество агитационных материалов той эпохи, отражающих патриотическое настроение общества в годы войны. Плакаты, расположенные во всех залах, были посвящены не только военным действиям или насмешкам над противником, но и помощи раненым солдатам и офицерам и военным займам.
На выставке проходили показы кинохроники времен Первой мировой войны. На архивных записях можно было увидеть не только фрагменты боев, но и моменты мирной жизни. Демонстрировались кадры прибытия делегаций в Брест-Литовск на подписание мира. Отдельного упоминания заслуживают архивные документы, относящиеся как к предвоенному периоду, так и военному времени.
Кроме вышеперечисленных материалов, в ЦВЗ «Манеж» в дни проведения выставки можно было увидеть оружие и технику эпохи войны. В частности, штык-ножи, пистолеты, карабины и винтовки, пулеметы, как стран Антанты, так и Центральных держав. Представлена была солдатская и офицерская амуниция, предметы быта. Большое внимание посетителей было приковано к двум самолетам времен Первой мировой войны: немецкому Fokker E. I. Eindecker и британскому истребителю-триплану Sopwith Triplane.
Нельзя не упомянуть и об оформлении выставки. Центральная ее часть была полностью посвящена творчеству русских поэтов, участников и современников Великой войны. Каждому отдельному стихотворению был посвящен свой стенд. Гости выставки, останавливаясь у этой части экспозиции, могли еще глубже окунуться в атмосферу той эпохи.
Часть экспонатов выставки «На переломе» можно увидеть на фотографиях в отчете.
Источник
Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвёртый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Н.С. Гумилёв
В ЦВЗ «Манеж» откроется масштабная городская выставка «На переломе… Россия в Великой войне, 1914–1918 гг.», посвящённая 100-летнему юбилею с начала Первой мировой войны. Выставка продлится до конца августа.
Для России война стала важнейшим историческим переломом, переосмыслением своей миссии и сменой вех, концом Империи и началом нового этапа истории.
В основе экспозиции – уникальная коллекция кинокомпании «Талан», которую составляют военно-агитационные плакаты. Изучая их, сегодня можно проследить как смещаются акценты, как трансформируются образы, как меняются цели и приоритеты. 450 плакатов 1914–1918 годов позволят увидеть историю войны как череду актуальных художественных образов. Также в экспозиции будет представлена исключительно ценная подборка знаменитого журнала «Летопись Великой войны».
В состав экспозиции войдут важнейшие архивные документы из Российского государственного архива социально-политической истории, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного военно-исторического архива и Государственного архива кинофотодокументов: письма, дневники, карты, фотоснимки, кинохроника. Московские литературные и исторические музеи, музеи Министерства обороны РФ (Центральный музей Вооружённых сил РФ, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи) и другие музеи представят на выставке образцы вооружения, обмундирования и вещевого довольствия армии, предметы быта гражданского населения тыла. Центральное место в экспозиции займут самолёты времён Первой мировой войны, модели паровозов. Всего предметы из своих фондов представят более 25 российских музеев.
Предметы и символы эпохи будут показаны в контексте связанных с ними поэтических образов, созданных во время этой первой Великой войны, воспринятой поэтами – непосредственными участниками военных действий и тылового обеспечения – как «Вторая Отечественная». Настоящая выставка – это не большое историческое повествование, но своего рода мемориальная инсталляция, призванная передать чувство скорби о человеческих жертвах первого глобального конфликта XX столетия.
Архивный документ и художественный образ, слово и предмет, агитационный плакат и фотохроника – вот те категории, на которых будет построен рассказ о трагических событиях тех лет. Кроме того, в рамках выставки будет реализован проект «Герои Великой войны», оформленный в отдельный раздел экспозиции. Проект позволит приблизить далёкую войну к нашему времени, проявить размытый образ неизвестных героев, показать, как война повлияла на судьбы реальных людей, свидетелей тех событий. Для публикации на выставке достаточно направить на почту geroi_velikoy@mail.ru отсканированную копию фотографии, указать ФИО родственника, изображённого на фото, а также добавить несколько фраз о его судьбе.
В рамках выставки будет организован лекторий, в котором пройдёт цикл лекций о Первой мировой войне, в том числе состоится показ видео-лекций «Великая война. История и судьбы» – проект реализован при участии московских литературных музеев и Российского государственного гуманитарного университета, техническая поддержка проекта – компания Dream Industries.
Выставка «На переломе… Россия в Великой войне, 1914–1918 гг.» станет знаковым событием не только в череде памятных мероприятий, но и масштабным проектом в рамках проведения Года культуры в России.
Организатор выставки: Департамент культуры города Москвы,
МВО «Манеж».
Участники проекта: Музей М.А. Булгакова, Дом русского зарубежья, Московский государственный музей С.А. Есенина, Государственный музей В.В. Маяковского, Музей Москвы, Музей–центр «Преодоление» им. Н.А. Островского, Музей К.Г. Паустовского, Музейно-парковый комплекс «Северное Тушино», Музей А.Н. Скрябина, Музейный комплекс «История Танка Т-34», Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой, Государственный музей обороны Москвы
Партнёры проекта: Министерство обороны РФ, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург), Центральный музей Вооружённых Сил, Музей Военно-воздушных сил РФ (Монино), Музей военной формы одежды (Бахчиванджи), Государственный литературный музей, Музей истории Московского педагогического государственного университета, Кинокомпания ТАЛАН, ЦНТИБ ОАО «РЖД», ООО «Ратоборцы», Российский государственный архив социально–политической истории (РГАСПИ), Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), Государственный архив РФ (ГАРФ), Российский государственный архив кинофотодокументов, Российский государственный гуманитарный университет.
Партнёр проекта:
Информационная поддержка:
Источник
28 июля с объявления войны Австро-Венгерской империи Сербии началась Первая мировая война. 1 августа в войну вступила Россия. Началась Великая война, полностью перекроившая политическую карту Европы и разрушившая три европейские империи.
2 августа в Центральном Манеже открылась выставка «На переломе. Россия в Великой войне, 1914-1918 гг.», знакомящая посетителей со Второй Отечественной войной. Предлагаю и вам пройтись и расширить свои знания об этих событиях.
Один из экспозиционных залов.
На выставке собраны коллекции из разных музеев. Вы сможете увидеть документы, плакаты, оружие, макеты и даже самолеты. Во всех залах устроены маленькие кинотеатры или как они тогда назывались электротеатры, где демонтируется кинохроника Великой войны.
Вход в электротеатр.
Все входы в электротеатры, отгорожены черной шторой, так что не пугайтесь и смело заглядывайте, чтобы погрузится в события тех времен.
Кадр из кинохроники.
По стенам залов размещены лубочные листы, которые освещали события военной жизни страны.
Стены залов.
К сожалению, к лубкам нет описания. Поэтому посетитель может не обратить внимание на плакаты из серии «Современный лубок», которые создавал Казимир Малевич. А потому мы уделим им отдельное внимание немного позже.
Сейчас же предлагаю посмотреть редкие и заинтересовавшие нас экспонаты.
Детали и фотография первого в мире тяжелого колесного танка Н.Н.Лебеденко.
Царь-танк, как его еще называли, проходил испытания в 1915 году, но был признан не пригодным к применению в условиях боя. В его постройке так же участвовал отец аэродинамики Николай Жуковский. Испытания проходили рядом с городом Дмитров, где танк стоял и ржавел до 1923 года, когда был разобран на металлолом.
Пулемет ручной английский системы Льюиса. Образца 1914 года, калибра 7,71 мм. Сталь, дерево. (внизу)
Пулемет ручной французский системы Шоша. Образца 1915 года, калибра 8 мм. Сталь, дерево. (вверху).
Макет боевой машины «Вездеход» созданный А.А. Порохщиковым. Масштаб (1:9). Кожзам, картон, ручная сборка.
Кивер – проект генеральский для армейской пехоты.
На выставке вы сможете познакомиться с большим количеством документов. В том числе Высочайшие манифесты о войне с Австро-Венгрией и Германией, отчет о разгроме 2-й армии и гибели ее командующего генерала от кавалерии А.В. Самсонова. Интересны документы, предоставленные музеем К.Г. Пуастовкого о его семье в годы Перовой мировой войны.
Докуметы К.Г. Паустовского.
На стенах можно ознакомиться с хронологией Великой войны, подробнее узнать о боях и сражениях этого мирового катаклизма.
Хронология войны.
Одним из самых интересных экспонатов, на мой взгляд, является еженедельный журнал «Летопись войны», издаваемый Дубенским Дмитрием Николаевичем. Вы сможете не только посмотреть эти журналы в витринах, но и почитать их электронную версию.
Еженедельный журнал «Летопись войны».
Электронная версия журнала «Летопись войны».
А как привлекает взгляд оружие! Вот свое место занял адский косильщик:
Пулемет станковый немецкий системы Максима, образца 1908 года, калибра 7,92 мм.
Фотография 1917 года. Бронироавнный боез «Хунхуз», построенный в Киевских Главных мастерских 4-й ротой 2-го Заамурского железнодорожного батальона.
Паровоз серии С. Масштаб 1:20.
Паровоз серии С (конструкции Сормовского завода). Выпускался с 1910 по 1919 годы. Всего было выпущено 678 паровозов. Массово эксплуатировался до 1960-х годов. Последний паровоз данного типа списан в 1972 году. Считается одним из лучших и экономичных пассажирских паровозов Российской империи.
А вот и обещанный аэроплан:
Самолет «Сопвич» (Sopwith).
Одноместный истребитель, триплан деревянной конструкции, английского происхождения. На самолете установлен английский мотор «Клерже» реактивного типа, мощностью 130 л.с. Продолжительность полета составляла 2 часа, максимальная скорость – 198 км в час.
Огромное место отведено на выставке лубку, отражавшему события во время войны. Здесь вы сможете увидеть и событийный лубок, сатирический и рекламно-благотворительный плакат.
Вид экспозиции лубочными листами.
Взятие Хопы
Гибель германского крейсера «Магдебург».
Обращайте внимание на подписи к лубкам, там вы найдете описание боев, геройских подвигов русских солдат, портреты генералов и конечно сатирические стихотворения высмеивающие наших противников.
Еще одна стена с картами и лубком.
Один из залов полностью посвящен помощи раненым. Здесь вы сможете узнать о госпиталях, о благотворительных акциях и многих других мероприятиях проходивших в тылу для помощи фронту.
Набор хирургических инструментов.
Очень много документов и экспонатов представлено Московским педагогическим государственным университетом, которые рассказывают о жизни Московских Высших женских курсов в годы войны.
И снова выставка нам показывает предметы для уничтожения человека.
Мортирка 20-мм системы Рдултовского, первой четверти XX века. Бронза, сталь, дерево.
На первом плане корпус АФ-82. Фугасная авиационная бомбаФАБ-82, конструкции Орановского В.В.
Первые образцы появились в 1914 году и применялись на бомбардировщиках «Илья Муромец».
На заднем плане корпус АФ-32. Фугасная авиационная бомба ФАБ-32, конструкции Орановско В.В.
По устройству ФАБ представляет из себя тонкостенный металлический корпус каплевидной формы, заполненный мощным бризантным веществом. Первые образцы появились в 1913 году. Применялись на бомбардировщиках «Илья Муромец». Вес 32 кг.
Фотография 1916 г. Искусственные препятствия «силки и ежи». Юго-Западный фронт, период Брусиловского прорыва.
Шашка офицерская «Георгиевское оружие» образца 1913 год.
Шлем нижних чинов танковых частей из черной кожи. Кожа, металл 1914-1917 гг.
Пистолет автоматический германский системы Маузер образца 1896 -1908 гг. Сталь, дерево.
Бинокль полевой, восьмикратный. 1913 г.
Последние экспонаты подводят нас к революционному движению и победе революции в России.
Антибуржуазный плакат.
Но я бы еще хотел обратить ваше внимание на центральную аллею выставки. Здесь на боковых стендах высечены слова великих русских поэтов серебряного века. Сама же аллея заканчивается черной дверью, за которой в темном пространстве кинозала на стенах появляются имена георгиевских кавалеров.
Центральная аллея.
Еще один вид центральной аллеи.
В стенах аллеи представлены экспонаты, живые свидетели Великой войны.
Шапка солдатская суконная командира разведчиков в гвардии из серой мерлушки с шишаком. 1913 год. Сукно, искусственный мех, металл.
Издание «Очерков русской смуты» генерала Деникина.
Стоит обратить внимание, на экспозицию предоставленную народным архивом «Герои Великой Войны». Здесь собирают все фотографии и сведения обо всех участниках этих событий.
Стенд с фотографиями присланными участниками проекта.
А завершить свой рассказ мне хочется военными фотографиями пионера цветной фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Его фотографии можно увидеть как на стендах, таки в электронном виде на экране одного из залов.
Эта выставка довольно полно рассказывает о трагических событиях Второй Отечественной войны. Но сейчас в нашем городе открылось еще несколько выставок, которые раскрывают другие стороны этих событий. И эти экспозиции не менее интересны. Скоро мы расскажем о них в нашем журнале.
Выставка продлится до 31 августа 2014.
Адрес: Манежная пл., д.1. Проезд до м. Охотный ряд, м. Александровский сад, м. Библиотека им. Ленина. Схема проезда тут.
Цена билета: взрослый — 350 руб, льготный — 50 руб.
Поддержи авторов — Добавь в друзья!
Источник
Казалось, судьба Руси была предрешена. Что же произошло в те дни? Что вызвало перелом в ходе Великой Отечественной и позволило не только остановить, но и полностью разгромить непобедимую до этого немецкую армию? Какая причина позволила мобилизоваться, разработать и внедрить новейшие образцы военной техники, нарастить экономическую мощь за столь короткое время? Чтобы понять, что же произошло, следует обратиться к воспоминаниям протоирея Василия Швеца. В книге “Чудеса от Казанской иконы Божией Матери” он рассказывает следующее.
**
Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной поддержке России (Советского Союза). Очень немного настоящих друзей оставалось тогда у нашей страны. Для изъявления воли Божией и определения судьбы России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви — митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат). Он понимал, что значит Россия для мира (хотя мир этого и не осознает), и потому всегда молился о спасении Руси, о просветлении народа.
После обращения Александра III митрополит Илия стал еще более усердно от всего сердца молиться за спасение России от погибели, от нашествия вражеского. Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России[1]. Митрополит Илия спустился в каменное подземелье, где не было слышно ни одного звука с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых, а также о том, куда удалось продвинуться врагу.
Через трое суток молитв в огненном столпе ему явилась Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа российского. Если все, что сказано, не будет выполнено, Россия погибнет.
Митрополит Илия (Карам)
Вот что было сказано: «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, — сдавать нельзя. Пусть вынесут, — сказала Она, — чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена[2]».
Митрополит Илия немедленно связался с представителями Русской Церкви, а также с советским правительством и передал им все, что было определено. В настоящее время в архивах хранятся письма и телеграммы, направленные митрополитом Илией в Москву.
Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и пообещал исполнить все, что передал митрополит Илия! Этот факт уже сам по себе является чудом, так как первостепенной задачей советской власти в довоенный период являлось искоренение веры в Бога, как таковой. Планировалось закрыть все храмы в России и только война помешала осуществить это в срок. И Сталин, принимая требования митрополита Илии, фактически соглашался с тем, что больше нет никакой возможности спасти положение…
И тогда из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери. С ней обошли крестным ходом вокруг Ленинграда. Из истории мы знаем, что город был спасен, хотя многим до сих пор непонятно, чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было: того, что подвозили, было ничтожно мало.
И тем не менее город выстоял. Подтвердились пророческие слова, сказанные святителем Митрофаном Воронежским Петру I о том, что город святого апостола Петра избран Самой Богородицей, и пока Казанская Ее икона в городе и есть те, кто молится, враг не сможет войти в город. Вот почему ленинградцы так почитают Казанскую икону Божией Матери. Она все время от основания города была его Заступницей пред Богом, а также всей России.
После Ленинграда Казанская икона Божьей матери начала свое шествие по России. Москва также была спасена чудом. Ведь Волоколамское шоссе было свободно, и ничто не мешало немцам войти в Москву. Однако внезапно на них напал неописуемый страх. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге бросая технику, и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло…
Затем икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба — молебны и поминовения погибших воинов. Казанская икона Божией Матери стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги (так называемая «Малая земля»), но немцы не смогли столкнуть наших воинов, так как там находилась Казанская икона Божией Матери.
Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. Многие бойцы принимали все это умиленно и радостно!
Святейший Патриарх Алексий I и митрополит гор Ливанских Илия Карам.
Рассказы о чудесных случаях приходилось слышать и от многих фронтовиков, в том числе и от неверующих. Вот одно из таких свидетельств заступничества и помощи Божией Матери. Произошло это во время штурма Кенигсберга в 1944 году. Вот что рассказывает офицер, бывший в самом центре событий битвы за этот город-крепость: «Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери были огромны и чаша весов колебалась, мы могли там потерпеть страшное поражение.
Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут…» Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба — огненная стена!
Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал — и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло немыслимое: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные — перед самым русским штурмом «в небе появилась Мадонна» (так они называют Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии, и у всех абсолютно отказало оружие — они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили (рукопашное) сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен, и мы несли такие потери! Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским!»
Еще один интересный факт. Киев — матерь городов русских — был освобожден нашими войсками 22 октября — в день празднования Казанской иконы Божией Матери (по церковному календарю, или 4 ноября гражданского стиля). И это было весьма знаменательно для народа России: отсюда началась Русь; здесь произошло Крещение нашего народа, который избрал навсегда христианство, Православную веру!
Итак, вместо ликвидации веры в Бога и полному закрытию церквей, в то время было открыто 20 000 храмов Русской Православной Церкви. Молилась вся Россия, словно очнувшись от смертного сна! Молился даже Иосиф Сталин (об этом есть свидетельства). Б.М. Шапошников, царский генерал, не скрывавший своих религиозных убеждений, часами беседовал со Сталиным, и все его советы (в том числе одеть войска в старую форму царской армии с погонами) были приняты.
По материалам книги протоирея Василия Швеца “Чудеса от Казанской иконы Божией Матери”
[1] Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий. Тысячу дней и ночей стоял он на молитве о спасении страны и народа России, хотя был очень болен.
[2] Все сказанное в дальнейшем исполнилось.
Источник