Мужчины с переломом челюсти

Нижняя челюсть — непарная кость черепа, которая образует нижний отдел лицевого скелета.  В нижней челюсти различают среднюю, идущую крутой дугой часть, которая называется телом, и две поднимающиеся кверху более уплощенные ветви. Каждая ветвь наверху оканчивается двумя отростками, разделенными полукруглой вырезкой. Передний отросток называется венечным,  задний — мыщелковым, или суставным.

Сломанная челюсть – это следствие прямых ударов по лицу, дорожно-транспортных происшествий, спортивных травм. Заключается в повреждении челюстной кости путем нарушения ее целостности.

На рисунке выше представлено схематическое изображение локализации типичных переломов нижней челюсти: 1 — срединный перелом; 2 — подбородочный (ментальный) перелом; 3 — перелом впереди угла челюсти; 4 — перелом позади угла челюсти; 5 — перелом ветви челюсти; 6 — перелом шейки челюсти (мыщелкового отростка).

Если вам сломали  челюсть, то симптомы тогда очень разнообразные и различаются в зависимости от травмы и степени ее тяжести. В первую очередь появляется асимметрия лица, отмечается подвижность отломков, нарушается привычный прикус. Особо опасными осложнениями считаются асфиксия, кровотечение, болевой шок.

Переломы чаще наблюдаются в нижней челюсти. Они могут быть одиночными и множественными и обычно происходят в так называемых слабых анатомических зонах (см. рисунок-схему выше). Переломы тела нижней челюсти и пределах зубного ряда, как правило, бывают открытыми, т.е. при незначительном смещении отломков происходит разрыв слизистой оболочки, десны, покрывающей альвеолярную часть.

Симптомы при переломе нижней челюсти

Типичные симптомы перелома нижней челюсти резкая болезненность в месте перелома, деформация кости и подвижность отломков при пальпации, смещение отломков с нарушением прикуса при попытках двигать челюстью. Иногда смещение отломков, обусловленное неравномерным распределением тяги мышц, может быть очень выражено. Особую опасность представляя смещение назад среднего отломка при двусторонних переломах тела челюсти: при этом язык может западать, закрывая вход в гортань, что ведет к асфиксии.

Жалобы пациента при переломе челюсти: больного беспокоит боль в области перелома, которая усиливается при движении челюстей: при жевании, разговоре, жалобы на припухлость лица в области поражения и затруднения при открывании рта.

Диагностика перелома челюсти

Диагноз перелома челюсти уточняют с помощью рентгенографии в двух проекциях. Высокоинформативным методом является ортопантомография (ОПГ). На рентгенограммах перелом челюсти определяется но характерному рисунку щели перелома. Перелом считают открытым, если на рентгенограмме линия перелома проходит через периодонтальную щель (лунку зуба).

Первая помощь при переломе челюстей

С целью предупреждения асфиксии производятся фиксация языка, очистка полости рта от выпавших зубов, инородных тел, съемных зубных протезов. Показано обезболивание, при необходимости — другие противошоковые мероприятия. Осуществляют временную иммобилизацию отломков, нижней челюсти с помощью подручных средств (косынка, шарф, бинт, фиксация эластичным бинтом, и др.), при этом поврежденную челюсти фиксируют к неповрежденной.

В ранние сроки необходимо начать антибиотикотерапию: ципрофлоксацин, аугментин или амоксиклав (500 мг по 1 капсуле 2 раза в день — 7-10 дней), полоскания полости рта антисептическими растворами (отвар ромашки, стоматофит, ротокан), препараты кальция (кальций Д3).

Лечение перелома челюсти в стационаре

В лечебном учреждении при переломах нижней челюсти костные фрагменты устанавливают в правильное положение и фиксируют их.

Фиксация — лечебная иммобилизация. осуществляется чаще всего путем наложения назубных шин из мягкой алюминиевой проволоки или специальных стандартных металлических шин. В большинстве случаев шины накладывают на обе челюсти, привязывая их к зубам лигатурной бронзоалюминиевой проволокой. Наиболее часто используют шины с зацепными петлями. Процедуру проводят под местной анестезией (новокаин, лидокаин, артикаин). С помощью зацепных петель и резиновых колец отломки нижней челюсти фиксируют к верхней, что обеспечивает правильное взаимоотношение зубных рядов на период заживления перелома. Необходимо периодически подтягивать ослабленные лигатуры, чтобы обеспечить жесткую фиксацию шин к зубам.

Больные нуждаются в уходе за полостью рта (удаление пищевых остатков, частое промывание слабыми дезинфицирующими растворами). Им назначают жидкую пищу, разнообразную по составу и калорийную. При затруднении приема пищи больные пользуются поильником с надетой на него широкой резиновой трубкой. Через 4-5 нед. при клинических признаках консолидации перелома шины снимают. В случае отсутствия или при недостаточном количестве зубов на костных фрагментах, а также при необходимости раннего восстановления функции поврежденной челюсти применяют остеосинтез.

Его осуществляют с помощью костного шва, металлических стержней (штифтов) и спиц, привинчиваемых к кости металлических пластин.

В случае правильного совмещения отломков, отсутствии воспаления перелом заживает примерно 1-2 месяца. Шины удаляются после образования на месте повреждения плотной костной мозоли. На окончательную реабилитацию и восстановление всех функций требуется еще дополнительное время. Контроль над ходом заживления производится с помощью периодического рентгенологического обследования.

Осложнения при переломе нижней челюсти

Если перелом открытый, не удален зуб из щели перелома, может произойти нагноение костной раны, при распространении патологического процесса в губчатое вещество кости развивается травматический остеомиелит — гнойно-некротическое воспаление.  В процесс быстро вовлекаются здоровые зубы: они становятся чувствительными к прикосновению, подвижными. На поверхности кости появляется разлитой инфильтрат, в окружающих мягких тканях часто развиваются абсцессы, флегмоны. При локализации процесса в боковых отделах тела нижней челюсти (зона иннервации подбородочного нерва) часто нарушается или утрачивается чувствительность половины нижней губы и подбородка вследствие сдавления нерва воспалительным инфильтратом или неврита. Пораженные участки кости некротизируются и подвергаются секвестрации: вокруг погибшего участка кости формируется так называемая секвестральная капсула. Образуются свищи, через которые выделяется гной. Свищи могут открываться в полости рта, на лице, шее. Свободное выделение гноя сопровождается улучшением общего состояния, нарушение оттока приводит к обострению болезни, усилению интоксикации. С ликвидацией воспалительного очага свищи самостоятельно закрываются, иногда образуя втянутые рубцы. Диагноз устанавливают на основании клинической картины, лабораторного и рентгенологического исследований. Рентгенологические признаки остеомиелита выявляются через 8-14 дней от начала заболевания. Вначале отмечается нечеткость рисунка костной ткани, позже — очаги деструкции (секвестральные полости) с секвестром в центре. Лечение при  остеомиелите челюсти включает раннее удаление зуба, послужившего источником воспаления, широкое вскрытие инфильтратов и гнойных очагов в надкостнице и окружающих мягких тканях, трепанацию кортикальной пластинки челюсти в области очага некроза (компактотомию), комплекс противовоспалительных мероприятий, обычно применяемых при остеомиелите. Однако это не всегда приводит к купированию процесса, а лишь облегчает его течение. При хроническом остеомиелите лечение оперативное. Для предупреждения патологических переломов уже на ранних стадиях заболевания на челюсти накладывают назубные или наддесневые шины.

Медицинские учреждения лечения переломов челюстей в Красноярске

Главная цель лечения перелома нижней челюсти – максимально быстро и эффективно добиться сращения отломков челюсти и восстановления нормального прикуса зубов.

Хирургическое лечение переломов  нижней челюсти в Красноярске оказывается в медицинских учреждениях:

НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Красноярск ОАО «РЖД» — г. Красноярск, ул. Ломоносова, 47.
Отделение челюстно-лицевой хирургии, тел. 8 913 552 4444; 2884012
Заведующий отделением – доктор медицинских наук, челюстно-лицевой-хирург Радкевич Андрей Анатольевич

Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера Сибирского отделения РАМН НИИМПС СО РАМН»
ул. Партизана Железняка 3г, тел. +79535884012,  8(391) 2-88-40-12, челюстно-лицевой-хирург Радкевич Андрей Анатольевич

Красноярская межрайонная клиническая больница № 6 им. Н.С. Карповича (БСМП) – ул. Курчатова, 17.
Отделение челюстно-лицевой хирургии, тел.246-94-10
Заведующий отделением – Ефремов Александр Константинович

КГБУЗ Краевая клиническая больница — г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 3а
Отделение челюстно-лицевой хирургии, тел. 8 (391) 2201547, 2201517

Читайте также:  Перелом руки закрытый у детей симптомы

Медицинский центр «МЕДИСТАР» – ул. Яковлева, 1а
по тел. 244-86-11, челюстно-лицевой хирург, Стопа Александр Анатольевич.

Центр Стоматологии «АСТРЕЯ» г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели, д. 71, стоматолог-хирург Николаев Павел Николаевич, тел. 244-34-50

Сохранить в соцсетях:

Похожие публикации:

Ваш отзыв:

Карточка данной публикации. Тема: «Что делать если сломали челюсть», опубликована в разделе Стоматология — последняя редакция, обновление: 2015-11-21

Копирование информации возможно с обязательной ссылкой на krasgmu.net!

Раздел

: Стоматология |
|

Просмотров

: 20162

Нашли ошибку? Есть свои предложения? Сообщите нам

Источник

 êîíöå àâãóñòà ñîáðàëèñü ìû íåáîëüøîé ìåäèöèíñêîé êîìïàíèåé â ïîõîä.  îñíîâíîì óæå íå ìîëî䏿ü, ïîýòîìó ïîõîä ìàêñèìàëüíî îáëåã÷¸ííûé – ñíà÷àëà íà ìàøèíàõ ïî àñôàëüòó, à êàê àñôàëüò çàêîí÷èëñÿ, ìàøèíû çà ìàëóþ ìçäó áðîñèëè ó äåäà íà õóòîðå. Åù¸ äåñÿòü-ïÿòíàäöàòü êèëîìåòðîâ ÷åðåç ëåñ, ïåøêîì, íà áåðåã íåáîëüøîãî, íî î÷åíü êðàñèâîãî îçåðà.

Äóøåâíî ïîñèäåëè. Êîñò¸ð, øàøëûêè, ðàçãîâîðû. Ñíà÷àëà âñïîìíèëè ñòóäåí÷åñòâî, ïîòîì, êóäà æå áåç ýòîãî, ðàçãîâîð ïåðåø¸ë íà ðàáîòó. Ïàöèåíòû, íà÷àëüñòâî, æàëîáû. Ïî ïàëàòêàì ðàçîøëèñü óæå ÷àñà â òðè íî÷è.

Áëèæå ê äåñÿòè âûïîëçàþ ê êîñòðó, à òàì óæå ñèäèò Âàëåðèé Ïåòðîâè÷, çàâ. òðàâìàòîëîãèè îäíîé èç ðàéîííûõ áîëüíèö. Ñèäèò, â ðþêçàêå êîïàåòñÿ è ëèöî ó íåãî êàêîå-òî îçàäà÷åííîå.

— Ñëóøàé, — ãîâîðèò. – À òû ñóìêó òàêóþ ñèíþþ íå âèäåë?

— Íå âèäåë, — îòâå÷àþ. – À ÷òî?

— Íó òàê è çíàë. Âåñü çàïàñ õëåáà â ìàøèíå îñòàâèë. Ìÿñî åñòü, êîíüÿê åñòü, äàæå ìàíäàðèíû, ÷òîá èõ, çàõâàòèëè. À õëåá çàáûëè.

— Â÷åðà æå áûë.

— Ýòî ÿ îòäåëüíî ïàðó áóõàíîê â ðþêçàê ïîëîæèë.  ñóìêó íå âëåçëè. Òåïåðü îò íèõ äâå êîðî÷êè îñòàëèñü. Íàäî èäòè. À òî òðè äíÿ åù¸, à ó íàñ íè êðîøêè.

À äî ìàøèí, íàïîìíþ – ïÿòíàäöàòü êèëîìåòðîâ.

— Ïîãîäè, — ÿ äîñòàë èç êàðìàíà òåëåôîí è ïîëåç â îäíî èçâåñòíîå ïðèëîæåíèå. – Åñëè ñåé÷àñ âäîëü áåðåãà îçåðà íà ñåâåð, ïîòîì ïîëåì êèëîìåòðà òðè, òî âûéäåì ê äåðåâíå. Òàì íàâåðíÿêà ñåëüïî èìååòñÿ.  ñåëüïî õëåá è êóïèì.

— Ïîøëè, — îæèâèëñÿ Âàëåðèé Ïåòðîâè÷. – Çàîäíî è ãîëîâó ïðîâåòðèì, à òî ÿ â÷åðà ïåðåáîðùèë ñ êîíüÿêîì.

Îáîãíóëè îçåðî, ïðîøëè êèëîìåòðà äâà ïî ëåñó è âûáðàëèñü íà îãðîìíûé ëóã. Õîðîøî, ïòè÷êè ïîþò, êóçíå÷èêè ñòðåêî÷óò, ëþòèêè-ðîìàøêè ïàõíóò. À ïðÿìî ïîñðåäè ëóãà – ñòàäî êîëõîçíîå, ñîòíÿ ïÿòíèñòûõ áóð¸íîê è õðàïÿùèé íà âñþ îêðóãó ïàñòóõ.

Ïðèëîæåíèå â òåëåôîíå âåä¸ò íàñ ïðÿìî ÷åðåç ýòî ñòàäî. Êîðîâû îæèâèëèñü, ïî÷óÿëè ÷óæàêîâ, ïîäíÿëè ðîãàòûå ãîëîâû. Îòêóäà-òî âûêàòèëàñü ñåëüñêàÿ ïóñòîëàéêà, îáíþõàëà íàøè ñàïîãè, òÿâêíóëà è óáåæàëà ïî ñâîèì äåëàì. Ïàñòóõ äàæå íå ïðîñíóëñÿ. Ñìîòðþ – Âàëåðèé Ïåòðîâè÷ â ñòîðîíó çàáèðàåò, ïîäàëüøå îò ñòàäà.

— Ïåòðîâè÷, — óäèâëÿþñü ÿ. – Òû ÷åãî?

— Äà íó èõ, — ¸æèòñÿ äîêòîð. – Äàâàé îáîéä¸ì.

— Òû êîðîâ èñïóãàëñÿ? Ýòî æå ñòàäî äîìàøíåé ñêîòèíû, à íå âîë÷üÿ ñòàÿ. Îíè òåáÿ äàæå íå çàìåòÿò.

— Äàâàé îáîéä¸ì, — òÿíåò ìåíÿ çà ðóêàâ Âàëåðèé Ïåòðîâè÷. – Ó ìåíÿ èç-çà ýòèõ áóð¸íîê òàêîå ëåòî áûëî, ÷òî âðàãó íå ïîæåëàåøü.

— Òàê ðàññêàæè, — ïðåäëàãàþ. – Èäòè åù¸ äîëãî.

— Äà ÷åãî òóò äîëãî ðàññêàçûâàòü. Òû æå ïîìíèøü, ðàáîòàþ ÿ â ðàéîííîé áîëüíèöå. È ïàöèåíòîâ íàì âåçóò íå òîëüêî èç ãîðîäà, íî è ñî âñåõ îêðåñòíûõ ñ¸ë. Çèìîé òðàêòîðèñò èç Êóðüÿíîâà íîãó ñëîìàë – êî ìíå. Âåñíîé ïàðíè íà ñåëüñêîé äèñêîòåêå â Çàòûøêàõ ïîäðàëèñü, ðåáðà äðóã äðóãó ïîìÿëè – îïÿòü êî ìíå. À ëåòîì íà÷àëàñü ó íàñ ýïèäåìèÿ êîðîâüèõ òðàâì.

Ñíà÷àëà ïðèâåçëè ñêîòíèêà èç Áûëüêîâî. Ïðîòèâíûé ìóæèê, ïüþùèé, êàê áîëüøàÿ ÷àñòü ýòèõ ñêîòíèêîâ. Æèçíü ó íåãî íå óäàëàñü, âîò íà ñêîòèíå è îòðûâàëñÿ.  èþíå ïíóë îò äóøè êàêóþ-òî ò¸ëêó ìîëîäóþ, à îíà ðàçâåðíóëàñü è ðîãàìè åãî. Ïåðåëîì ãðóäèíû, ÷åòûð¸õ ð¸áåð, íó è òàê, ïî ìåëî÷è, ñèíÿêè-óøèáû. Ïîëîæèëè â ïàëàòó, ëå÷èì. Íåäåëè íå ïðîøëî – èç ñîñåäíåé äåðåâíè äîÿðêó ïðèâîçÿò. Òàì äðóãàÿ èñòîðèÿ. Çèìîé èì ôåðìó ðåìîíòèðîâàëè, êàêèå-òî íîâûå ïåðåãîðîäêè ñòàâèëè, îêíà ìåíÿëè. Ïåðåãîðîäêè – õàëòóðà. Òîëùèíà â îäèí êèðïè÷, åù¸ è ñ öåìåíòîì ÷òî-òî íàìóäðèëè. Óêðàëè ïîëîâèíó, ñêîðåå âñåãî. Äîÿðêà ó ïåðåãîðîäêè ñòîÿëà, âîçèëàñü ñ àïïàðàòîì. À ñ äðóãîé ñòîðîíû, êîðîâà áîê ðåøèëà î êèðïè÷è ïî÷åñàòü. Íàâàëèëàñü âñåé òóøåé, ïåðåãîðîäêà è ðóõíóëà. Ïðÿìî íà äîÿðêó. Ïåðåëîì êëþ÷èöû, Ç×ÌÒ. Ñåëÿíå òåïåðü ñî ñòðîèòåëÿìè ñóäÿòñÿ.  áîëüíèöó ïðåäñòàâèòåëü îò ñòðîèòåëüíîé êîìïàíèè ïðèåçæàë, äîÿðêå çîëîòûå ãîðû ñóëèò. Íî ýòî óæå íå íàøå äåëî.

À â àâãóñòå íîâàÿ èñòîðèÿ. Äâà ïàñòóõà âûãîíÿëè óòðîì ñòàäî. Îäèí ïîñòàðøå, ïîîïûòíåå, íàòàñêàë äâóõ äâîðòåðüåðîâ ñåáå â ïîìîùü. Âòîðîé – îáû÷íûé äåðåâåíñêèé ïüÿí÷óæêà, êîòîðûé ëåòîì ïàñòóõîì, îñåíüþ – ñêîòíèêîì, çèìîé – áåçðàáîòíûì. Ïàñòóõ èç íåãî – òàê ñåáå, åù¸ è ïüÿíûé âå÷íî.  òî óòðî ïðèø¸ë êàê îáû÷íî – åëå íà íîãàõ ñòîèò. Íà÷àëè ñòàäî âûãîíÿòü. Ïüÿíèöà – ÷óòü âïåðåäè, îïûòíûé ñ ñîáàêàìè – ñçàäè. Âûøëè ñ ôåðìû, ê ïîëþ ïîäîãíàëè. Êîðîâû òðàâó óâèäåëè, çàñïåøèëè, åù¸ è ñîáàêè ñçàäè íàæàëè. À ïåðåäíèé ïàñòóõ âîçüìè è ñïîòêíèñü. Áûë áû òðåçâûé – âñêî÷èë áû òóò æå. À ïüÿíûé íå ñîîáðàçèë. È ñòàäî ïðÿìî ïî íåìó ïðîøëî. Çíàåøü ñêîëüêî îäíà êîðîâà âåñèò? Âîò òî-òî è îíî. Îïÿòü ð¸áðà, óøèáû, ñèíÿêè.

Óæå â ñåíòÿáðå øêîëüíèêè èç Êèðüÿíîâà øëè ñ ó÷¸áû, äà ÷åðåç ïîëå. À òàì – âîò òàêîå æå ñòàäî. È ïàñòóõ, çàðàçà, ñïèò. Ðåøèëè â òîðåàäîðîâ ïîèãðàòü. Îòîãíàëè îäíó èç êîðîâ â ñòîðîíó è äàâàé å¸ äðàçíèòü. Òà îøàëåëà, êóäà íå êèíåòñÿ – âñþäó ýòè äóðàêè ìàëîëåòíèå. Êðè÷àò, ïîðòôåëÿìè ìàøóò. Äîâåëè æèâîòíîå. Êîðîâà âçáåëåíèëàñü è íàïðÿìèê îáðàòíî ê ñòàäó ðâàíóëà. Íà ïóòè îäèí èç òîðåàäîðîâ ñëó÷èëñÿ. Äîãàäûâàåøüñÿ?

— иáðà, óøèáû, ñèíÿêè?

— Èìåííî. Ïîýòîìó íó èõ, ýòèõ áóð¸íîê. Ïîøëè ëó÷øå îáîéä¸ì.

Ìû âçÿëè ïðàâåå, îáîãíóëè ñòàäî.  ñåëüïî êóïèëè äâà ïàêåòà ÷åðíîãî õëåáà è áàòîíîâ, à êîãäà âåðíóëèñü, îêàçàëîñü, ÷òî ñèíÿÿ ñóìêà ñ õëåáîì íàøëàñü â îäíîé èç ïàëàòîê.

Íó íè÷åãî, çàòî ãîëîâó ïðîâåòðèëè.

Àâòîð Ïàâåë Ãóøèíåö (DoktorLobanov) ðàññêàç èç êíèãè «Ñáîðíèê íîìåð ïÿòü»

Источник

Òðàâìà

(êàê ÿ â ïåðâûé ðàç ÷óòü íå ïîïðîùàëàñü ñ çóáàìè)

Ìíîãèå ðàññêàçû íà÷èíàþòñÿ òàê: ïîäðàëñÿ ñ ìóæèêàìè ïî ïüÿíè, ñëîìàëè ÷åëþñòü.

Ìîé ñëó÷àé ïðîèçîøåë äîìà âî âðåìÿ óáîðêè. Óïàëà ïðÿìî íà ïîäáîðîäîê ñ âûñîòû (íå çíàþ, ãäå íàõîäèëèñü ìîè ðóêè â ýòîò ìîìåíò).

Ñèëüíåéøèé óäàð íèæíåãî çóáíîãî ðÿäà ïî âåðõíåìó. Øîê.

Äóìàëà, êîãäà îòêðîþ ðîò, âûâàëÿòñÿ âñå çóáû. Íî íåò – âñå óöåëåëè.

«Ïåðåëîì» – îáðàäîâàëñÿ äîêòîð ðàéîííîãî òðàâìïóíêòà (âèäèìî ÷åëþñòè ó íèõ áûâàþò ðåäêî).

«Íóæíî ãîñïèòàëèçèðîâàòüñÿ, øèíêó íàëîæàò èëè îñòåîñèíòåç» — çâó÷àëî êàê âî ñíå. «Âîò âàì àäðåñ áîëüíèöû è íàïðàâëåíèå, ñåãîäíÿ â òå÷åíèå äíÿ ïðèåçæàéòå ê íèì».

Íà ðåíòãåíå âñå âûãëÿäåëî íåóáåäèòåëüíî, ñëîè íàêëàäûâàëèñü íà ñëîè, ÷åòêîé ëèíèè ðàçëîìà íå âèäíî. Íå âåðþ!

Ñòàëà èñêàòü, ãäå ñðî÷íî ñäåëàòü òîìîãðàôèþ. ÊÒ íå íàøëà (à íóæíà áûëà èìåííî îíà), ñäåëàëà ÌÐÒ. Ïîäòâåðäèëè, ÷òî ïåðåëîì. Ñîáðàëà âåùè è âñþ ðåøèòåëüíîñòü, ïîåõàëà ñäàâàòüñÿ â áîëüíèöó (ê òîìó âðåìåíè áûëî óæå ÷àñîâ 8 âå÷åðà).

Читайте также:  Перелом со смешением что делать

3 ÷àñà â ïðèåìíîì îòäåëåíèè, íîâûå ðåíòãåíû, îæèäàíèå êàêèõ-òî áóìàã, çàïîëíåíèå êàêèõ-òî áóìàã. Îáû÷íàÿ áîëüíèöà, äåëî ê íî÷è, êòî ñ ÷åì ïîñòóïàåò: ìèìî, íàïðèìåð, ïðîâîçÿò îêðîâàâëåííîãî áîìæà, êîòîðûé âñþ äîðîãó ïûòàåòñÿ âñòàòü è ñáåæàòü… Ðîìàíòèêà.

Íåóæåëè íóæíà îïåðàöèÿ? Êàê âûãëÿäÿò ýòè øèíû, êàê ñ íèìè æèòü? Ó ìåíÿ æå ðàáîòà.

«Âîçìîæíî ïðè ïåðåëîìå â ýòîì ìåñòå îáîéäåòñÿ áåç îïåðàöèè, óòî÷íèòå ó ëå÷àùåãî âðà÷à, çàâòðà ñäåëàþò âàì ÊÒ. Øèíû – íîðìàëüíî. Êðåïÿòñÿ íà çóáû. Ãîâîðèòü ñìîæåòå, âñå ãîâîðÿò. Ïèòàíèå ÷åðåç òðóáî÷êó. Âñå åäÿò íîðìàëüíî. ×åðåç 2 äíÿ âñå ïðèâûêàþò îáû÷íî.» – îáúÿñíèë äîêòîð â ïðèåìíîì.

Ãäå-òî â 11 âå÷åðà ÿ ïîïàëà â îòäåëåíèå è çàñåëèëàñü â ïàëàòó. Òàì âñå óæå ñïàëè, òåìíî, ÿ ïåðåîäåëàñü è ïîøëà íà ðàçâåäêó ê ìåäñåñòðàì.

Ñïðîñèëà, áóäóò ëè ìíå ñåãîäíÿ ÷òî-òî äåëàòü èëè ìîæíî ñïàòü. «Áóäóò. Ëó÷øå ïîäîæäèòå â ïàëàòå, çà âàìè çàéäóò».

Ëåæó â òåìíîòå æäó, ïåðåïèñûâàþñü ñ ðîäíûìè. Ïðîøëà öåëàÿ æèçíü, à ïî ôàêòó ÷àñà äâà. Ïîøëà íà ïîñò, ñìîòðþ, à òàì óæå ñâåò âûêëþ÷åí è íå âèäíî íèêîãî. Îíè âñå ñïÿò? È ÷åãî ÿ æäó?

Ëåãëà. Ïðî ñîí êîíå÷íî ìîæíî áûëî çàáûòü. Åùå ÷åðåç ÷àñ â êîðèäîðå íà÷àëàñü êàêàÿ-òî àêòèâíîñòü, äâåðè íà÷àëè îòêðûâàòüñÿ, çàêðûâàòüñÿ, è ìåíÿ ïîçâàëè â êàáèíåò ñ òàáëè÷êîé «Øèíèðîâàíèå».

Ïîòîì êòî-òî ìíå ãîâîðèë, ÷òî ýòè øèíû èçãîòàâëèâàþò ñïåöèàëüíî, ïîýòîìó ïðèøëîñü æäàòü. Ìîæåò è ïðàâäà.

Øèíèðîâàíèå

(êàê ÿ âî âòîðîé ðàç ÷óòü íå ïîïðîùàëàñü ñ çóáàìè)

Ðÿäîì ñ êðåñëîì â ïëåâàòåëüíèöå (èëè êàê òàì åå) çàìåòèëà êóñî÷êè æåëåçíîé ïðîâîëîêè ñ ðîçîâåíüêèìè òàêèìè ìèëûìè êàïëÿìè êðîâè, îäíîâðåìåííî ñ ýòèì óâèäåëà çàíåñåííûé ê ïðîòèâîïîëîæíîé îò ïåðåëîìà ñòîðîíå øïðèö ñ îáåçáîëèâàþùèì (çíà÷èò ÷òî-òî ñòðàøíîå áóäåò).

«Ó ìåíÿ íå çäåñü…» – ïîïûòàëàñü âîçðàçèòü ÿ, ïîêàçûâàÿ íà ìåñòî ïåðåëîìà.

«Àëëåðãèÿ åñòü?» – íå äàëà ìíå äîãîâîðèòü æåëåçíàÿ ëåäè è óêîëîëà ñ îáåèõ ñòîðîí.

ß ñòàðàëàñü íå ñëóøàòü ãðîõîò æåëåçíûõ øòó÷åê ðÿäîì ñ ñîáîé íà ïîäíîñå (èëè êàê òàì åãî) è íå çàäóìûâàòüñÿ îá èõ êîëè÷åñòâå.

Øèíà Òèãåðøòåäòà – ðàçðàáîòàíà â 1915 ãîäó âîåííûì âðà÷îì. Äî ñèõ ïîð ñ÷èòàåòñÿ ëó÷øèì ñðåäñòâîì äëÿ ôèêñèðîâàíèÿ ÷åëþñòè. Ýòî ÿ ïîòîì âû÷èòàëà, à â òîò ìîìåíò ó ìåíÿ áûëà ìûñëü «Êóäà ÿ ïîïàëà?».

 ïåðâûå â æèçíè ÿ ïîðàäîâàëàñü òîìó, ÷òî ó ìåíÿ íå 32 çóáà, à ìåíüøå — èáî êàæäûé çóá îïîÿñûâàëñÿ òîíêîé æåëåçíîé ïðîâîëîêîé, êîòîðóþ î÷åíü ñëîæíî ïðîäåòü ìåæäó çóáàìè, íå ïîðàíèâ äåñíû. Ñîáñòâåííî, ñèãíàëîì òîãî, ÷òî äåñíó çàäåëè, ìîæåò áûòü òîëüêî «îé» èëè «àé» ïàöèåíòà. Èòàê, âñå ïðîâîëîêè ïðîäåòû, ÷òî äàëüøå?

Äàëüøå ïðèêëàäûâàåòñÿ øèíà è ïðèêðåïëÿåòñÿ ïóòåì ñêðó÷èâàíèÿ ïðîâîëîê âîçëå êàæäîãî çóáà. Âî âðåìÿ ñêðó÷èâàíèÿ ÿ ðåàëüíî èñïóãàëàñü çà êàæäûé ñâîé çóá – òÿíóò è ñæèìàþò ðåàëüíî ñèëüíî, à çóáû ó ìåíÿ õèëûå. Ïîñëå, êîãäà âñå ýòî æåëåçî çàêðåïèëîñü âî ðòó, âåðõíèå è íèæíèå øèíû îïÿòü-òàêè «ñòÿãèâàþò» òîíêèìè ðåçèíêàìè ñâåðõó âíèç.  ìîåì ñëó÷àå ìíå â êîìàíäíîì òîíå ñêàçàëè «Çàêðîé ðîò». È ÿ çàõëîïíóëà åãî, äàæå íå ïîäóìàâ, à â ïðàâèëüíîì ëè ïðèêóñå ÿ åãî çàêðûëà. Âèäèìî îò íåîæèäàííîñòè è èñïóãà ÷åëþñòè ìîãóò ñîìêíóòüñÿ òîëüêî ïðàâèëüíî.

– Âñå, ìîæåòå èäòè – ñêàçàëà æåëåçíàÿ ëåäè. ß ïîïðîáîâàëà äâèíóòü çóáàìè, ïðèîòêðûòü ðîò, èñïûòàëà áîëü è çàøåïåëÿâèëà.

– Âû ñëèøêîì ñèëüíî ñòÿíóëè. Ðîò íå îòêðûâàåòñÿ ñîâñåì.

– Îí è íå îòêðîåòñÿ — èñêðåííå óëûáíóëàñü âðà÷.

– À êàê æå ÿ áóäó ïèòü?

– Òàê. Ñêâîçü çóáû – åùå áîëüøå ðàçâåñåëèëàñü îíà – È åñëè áóäåòå õîðîøî óõàæèâàòü çà çóáàìè, ìîæåò áûòü ñ íèìè è áóäåò âñå â ïîðÿäêå – èíòðèãóþùå ïðîèçíåñëà îíà è ïîçâàëà ñëåäóþùåãî.

ß âûøëà ñ ÷óâñòâîì ïîëíîé îïóñòîøåííîñòè. Òî÷íåå íå ñîâñåì – ãîëîâà áûëà çàáèòà âîïðîñàìè, à ðîò áûë ïîëîí ñëþíåé, êðîâè è æåëåçà (ïî êðàéíåé ìåðå ïî îùóùåíèÿì). È âñå âðåìÿ ïðåñëåäîâàëà ìûñëü «×òî æ ÿ çóáû êàê ñëåäóåò äîìà ïåðåä âûõîäîì íå ïî÷èñòèëà». À åùå – íè ðàçó çà âñþ ïðîöåäóðó (íè ïîñëå íåå) ìíå íå ïðîïîëîñêàëè / íå ïîëèëè / íå ïðîìûëè íè÷åì äåçèíôèöèðóþùèì… È äàæå íå ñêàçàëè, íàïðèìåð, «Ïðîïîëîùè ñàìà». ß âçÿëà áóòûëêó âîäû, âûíåñëà åå â êîðèäîð èç ñïÿùåé ïàëàòû è êàêîå-òî âðåìÿ ñèäåëà ñ íåé â îáíèìêó, ïåðèîäè÷åñêè ïðèêëàäûâàÿñü. «Ïðèêëàäûâàÿñü» – ïîòîìó ÷òî ïèòü îñîáî ó ìåíÿ íå ïîëó÷àëîñü, íàïîð ÷åðåç çóáû áûë ìàëåíüêèé, è âñå ëèëîñü ìèìî.

Îñòàâøóþñÿ íî÷ü ÿ ëåæàëà è äóìàëà, êàê òåïåðü åñòü? Îíè âåäü áóäóò ñíèìàòü ýòè ðåçèíêè, ÷òîáû ïðîñóíóòü òðóáî÷êó ñ åäîé ìåæäó ÷åëþñòÿìè? Òî åñòü êàæäûé ïðèåì ïèùè èõ íóæíî ñíèìàòü è îäåâàòü, à êàê ïîòîì ñàìîé ýòî äåëàòü? Çóáû áîëåëè, äåñíû íûëè – ñïàòü êîíå÷íî æå íåâîçìîæíî. Ïðî ïåðåëîì ÿ âîîáùå ñòàðàëàñü íå äóìàòü, âñïîìèíàÿ, êàê ñèëüíî ìíå ïðèøëîñü îòêðûòü ðîò â ïðîöåññå øèíèðîâàíèÿ. ß âñòàâàëà, ïîäõîäèëà íà ïîñò ê ìåäñåñòðàì, ñïðàøèâàëà ïðî òó æåíùèíó-âðà÷à, ïûòàëàñü îáúÿñíèòü, ÷òî ïåðåñòàðàëèñü, ñëèøêîì ñèëüíî ñöåïèëè çóáû — ÷åëþñòü íàõîäèòñÿ â ïîñòîÿííîì íàïðÿæåíèè, â íåêîòîðûõ ìåñòàõ øèíà äàâèò íà äåñíó òàê, ÷òî ê óòðó, íàâåðíîå, áóäåò íåêðîç. Ìåäñåñòðû ïðèâûêøèì àâòîìàòîì îòâå÷àëè – âðà÷ íå âåðíåòñÿ, âñå íîðìàëüíî, ó âñåõ äàâèò ñíà÷àëà.

Íàñòóïèëî óòðî, äàëüøå âñå ïîøëî, êàê âåçäå – àíàëèçû, óêîëû è ïð.

ß íàêîíåö-òî ïîäîøëà ê çåðêàëó è íå óçíàëà ñåáÿ. Âûãëÿäåëà áîìæåâàòî: ñèíÿêè ïîä ãëàçàìè, ñâàëÿâøèåñÿ âîëîñû è … êàïëè çàñîõøåé êðîâè âîêðóã ðòà, êàê áóäòî ÿ çàãðûçëà êîãî-òî íî÷üþ))) È â òàêîì âîò âèäå ÿ óæå ïîõîäèëà ïî îòäåëåíèþ è ñõîäèëà íà êàðäèîãðàììó)))

Ìíîãèå òàê æå, êàê è ÿ, ðàçãîâàðèâàëè ÷åðåç ñòèñíóòûå çóáû, â îñíîâíîì ìóæ÷èíû. Äåâóøåê ñ øèíàìè ÿ íå âñòðå÷àëà. Î÷åíü ñìåøíî âûãëÿäåëè î÷åðåäè íà óêîë èëè ðåíòãåí – ðÿä ïàðíåé è ÿ ñðåäè íèõ)). Âðîäå ÿ âçðîñëûé ÷åëîâåê è âñå ïîíèìàþ, íî ÷óâñòâî þìîðà ïðè ñòðåññå ñîåäèíÿåò îáðàçû áîëüíè÷íîãî àíòóðàæà, ïèæàì, òðåíèêîâ è íàøåé ñïåöèôè÷åñêîé ðå÷è â îùóùåíèå äóðêè. Ãëàâíûì îáðàçîì æóòêî ñòàíîâèòñÿ, êîãäà ñëûøèøü ñîáñòâåííóþ óùåðáíóþ ðå÷ü (ê ñëîâó, ïîëó÷àëîñü ó ìåíÿ ãîðàçäî õóæå, ÷åì ó äðóãèõ), è êîãäà êòî-òî íà÷èíàåò ïåðåñïðàøèâàòü, åñòü òîëüêî îäíî æåëàíèå – ïîñêîðåå ñâåðíóòü ðàçãîâîð. Ïðî ðàáîòó, êîíå÷íî æå, íà ìåñÿö ìîæíî çàáûòü.

Ìíå ñäåëàëè åùå îäèí ðåíòãåí, à ÊÒ ïî÷åìó-òî ðåøèëè íå äåëàòü – ñêàçàëè, ÷òî øèíû óæå ñòîÿò. Õèðóðã ïîñìîòðåëà, âñå ëè â ïîðÿäêå ñî ðòîì, ðàññêàçàëà, ÷òî íóæíî ïîëîñêàòü àíòèñåïòèêàìè, ò.ê. çàòðóäíåíà áóäåò ãèãèåíà çóáîâ. Íîñèòü øèíû 4 íåäåëè. ß ñíîâà ïîïûòàëàñü ðàññêàçàòü, ÷òî çäåñü êàêàÿ-òî îøèáêà, ÷òî ìíå ñëèøêîì ñèëüíî âñå ñòÿíóëè. Íî âèäèìî îíè óæå óñòàëè îò òàêèõ ðàçãîâîðîâ. «Ïî-äðóãîìó íèêàê, ýòî íóæíî äëÿ ðàñïðåäåëåíèÿ íàãðóçêè íà çóáû».

Íà çàâòðàêå, êîãäà âñå øèíèðîâàííûå âçÿëè ñâîè òàðåëêè è ñòàëè åñòü ÷åðåç òðóáî÷êó, ìåíÿ íàêîíåö-òî ñðàçèëî: «ÐÅÇÈÍÊÈ ÍÅ ÑÍÈÌÓÒ», ÅÑÒÜ – ÒÀÊÆÅ ÊÀÊ ÏÈÒÜ – ×ÅÐÅÇ ÑÒÈÑÍÓÒÛÅ ÇÓÁÛ», «4 ÍÅÄÅËÈ ÐÎÒ ÁÓÄÅÒ ÇÀÊÐÛÒ ÑÎÂÑÅÌ». Ïîçæå ÿ óæå íàøëà âèäîñû, ãäå «ñ÷àñòëèâûå» ëþäè ñ øèíàìè äåëÿòñÿ âïå÷àòëåíèÿìè è ðàññêàçûâàþò, êàê è ÷òî. Åñòü ÷åðåç òðóáî÷êó – ýòî çíà÷èò åñòü ÷åðåç ñòèñíóòûå çóáû, à òðóáî÷êà íóæíà äëÿ ïîäãîíà åäû, ÷òîáû íå óäåëàòüñÿ.

Читайте также:  Синяк после перелома пятой плюсневой кости

Åñòü ÷åðåç çóáû

Âîäà äûðî÷êó âñåãäà íàéäåò, è åñëè òû õî÷åøü åñòü, óìåé âåðòåòüñÿ.

Âðåìÿ ìîåãî ãîëîäàíèÿ ïåðåâàëèâàëî çà ñóòêè, ò.ê. ïðè ïîïûòêàõ ïîåñòü ìíå êàçàëîñü, ÷òî íàäî ìíîé èçäåâàþòñÿ. Êàê ìîæíî òÿíóòü æèäêóþ ïèùó ÷åðåç òðóáî÷êó, êîãäà îò êàæäîãî ýòîãî äâèæåíèÿ çóáû íà÷èíàþò íûòü åùå áîëüøå?

Íåêîòîðàÿ åäà áûëà æèäêîé, íî ñ ìåëêèìè êóñî÷êàìè ãðå÷êè, êîòîðûå íà ðàç-äâà-òðè çàáèâàëè âñå, ÷òî âîçìîæíî. Èòîãî ðàç-äâà-òðè öåäèøü, ðàç-äâà-òðè-÷åòûðå ïðîïîëàñêèâàåøü âîäîé – è òàê ïî êðóãó.

Âðà÷ èç ïðèåìíîãî íå îáìàíóë: ðîâíî ÷åðåç äâà äíÿ (êîòîðûå êàçàëèñü íåäåëåé) áîëü è ñèëüíîå îùóùåíèå ñòÿíóòîñòè óøëè. Ê åäå ïðèíîðîâèëàñü, íî ïðî òî, ÷òîáû íàåñòüñÿ äî ñûòà, ìîæíî áûëî çàáûòü. Ïîïðîáîâàâ ðàçíûå âàðèàíòû, íàøëà ìåñòî â çóáíîì ðÿäó, ãäå çóáû ìåíüøå âñåãî ñìûêàþòñÿ. Òàê è åëà.

Âûïèñàëè ìåíÿ ñ òàëîí÷èêîì ÿâèòüñÿ ÷åðåç 10 äíåé. Âûõîäÿ èç îòäåëåíèÿ, ÿ çàìåòèëà íà ñòåíå ïëàêàò, ðàçúÿñíÿþùèé, êàê óõàæèâàòü çà çóáàìè:

1. íóæíî ÷èñòèòü ïîñëå êàæäîãî ïðèåìà ïèùè (÷èñòêà ïîëó÷àåòñÿ óñëîâíàÿ, ò.ê. ÷åðåç ðåçèíêè ê çóáàì ïî÷òè íå äîáðàòüñÿ)

2. èððèãàòîð (óæå ìå÷òàëà î íåì)

3. êóïèòü «âîñê äëÿ áðåêåòîâ», ÷òîáû íàíîñèòü íà êðþ÷êè øèí (äåéñòâèòåëüíî, ýòè ñâîëî÷è ïîñòîÿííî óïèðàþòñÿ â ãóáû ñ âíóòðåííåé ñòîðîíû òàê, ÷òî åùå ìåíüøå õî÷åòñÿ åñòü èëè ðàçãîâàðèâàòü)

4. ïîëîñêàòü àíòèñåïòèêàìè, íî íå óâëåêàòüñÿ, ò.ê. îò õëîðãåêñèäèíà, íàïðèìåð, òåìíåþò çóáû.

×òî??? Âû áû õîòü òêíóëè ïàëüöåì â ýòîò ïëàêàò ðàíüøå! Çà ÷åòûðå äíÿ äåéñòâèòåëüíî êàçàëîñü, ÷òî çóáû ïîòåìíåëè.

Áëåíäåð è èððèãàòîð

Äâà ïðåäìåòà, êîòîðûå îáÿçàòåëüíî íóæíû – ýòî áëåíäåð, ÷òîáû êðîøèòü åäó, è èððèãàòîð, ÷òîáû ïîòîì ýòó åäó âûìûâàòü èç-ïîä ðåçèíîê è øèí. Èíîãäà ìíå äàæå ñíèëñÿ ýòîò ïðîöåññ, ò.ê. èëè îäíî èëè äðóãîå ïðîèñõîäèëî ïîñòîÿííî. Òðóáî÷êè 5 ìì ïðèøëîñü íàéòè îïòîì, áîëüøóþ ïà÷êó. Íó åùå ãèãèåíè÷åñêàÿ ïîìàäà, ò.ê. ÿçûê ãóáû óâèäèò åùå íå ñêîðî.

Äåâî÷êè ïî æèçíè ïðèâûêëè íåäîåäàòü, ïîýòîìó â âåñå ÿ îñîáî íå ïîòåðÿëà (ìóæ÷èíû òåðÿþò îò 5 äî 15 êã). Ê òîìó æå ìîé îðãàíèçì ñèëüíî «óäèâèëñÿ», à çàòåì îáðàäîâàëñÿ òàêîìó êîëè÷åñòâó áûñòðûõ óãëåâîäîâ â âèäå ïåðåðàáîòàííîé â íîëü ïèùè, êîåé ÿ ðàíüøå íå óâëåêàëàñü.

Åëà äåòñêîå ôðóêòîâîå ïþðå, êàøè, îâîùè (äîáàâëÿÿ ñëèâî÷íîå ìàñëî äëÿ ñûòíîñòè), ñóïû, èíîãäà íåçàæàðåííûé îìëåò (ïðîâåðíóòûé ñ ìîëîêîì).

Îòêðûòèåì è ëþáèìîé îòäóøèíîé äëÿ ìåíÿ ñòàë êîêòåéëü èç áàíàíà è ìîëîêà 1/1 (òåïåðü ëþáîâü íàâåêè ê ýòîìó íàïèòêó).  îáùåé ñëîæíîñòè ïîëó÷àëîñü, ÷òî ÿ âûïèâàëà â äåíü ïîë-ëèòðà ìîëîêà, ò.ê. ìíîãî ÷òî ðàçáàâëÿëà èì.  ìîåì ñëó÷àå âñå ïðèõîäèëîñü ðàçáàâëÿòü äî êîíñèñòåíöèè âîäû, åñëè ãóùå – íå ïðîõîäèëî.

Òùåòíî ïûòàëàñü ðàçíîîáðàçèòü áëþäà, íàïðèìåð, ïîäêèíóòü ïëîâó ñåáå â ïþðå, ÷òî áûëî áåñïîëåçíî, ò.ê. ïëîâèê ïëîõî ðàçìåëü÷àëñÿ è çàñòðåâàë ñðàçó ïðè ïèòüå.

Ïðî çàïàñ âñåãäà ñòîÿëè áóòûëî÷êè ñ ýíòåðîïèòàíèåì (òàêèå ïèùåâûå ñìåñè, ãäå åñòü ìíîãî áåëêîâ è ïðî÷åãî äëÿ òàêèõ êàê ìû) – î÷åíü ñûòíî.

Ïèëà ïðîïèñàííûå ìíå ðàñòâîðèìûå âèòàìèíû è êàëüöèé, õîòÿ ãîâîðÿò, ÷òî êàëüöèÿ â åäå è òàê äîñòàòî÷íî – íóæåí âèòàìèí Ä, ÷òîáû êàëüöèé óñâàèâàëñÿ.

×òî äî øèí — ñíà÷àëà áûëà íåáîëüøàÿ ôîáèÿ çàêàøëÿòüñÿ èëè ïîïåðõíóòüñÿ. Ïîòîì ÿ ïîíÿëà, ÷òî ïðè ïèòàíèè ÷åðåç òðóáî÷êó åäà â ëþáîì ñëó÷àå äîñòàâëÿåòñÿ ìåäëåííî è â ìàëûõ êîëè÷åñòâàõ. Äà è ðåçèíêè, åñëè ÷òî, ìîæíî ðàçðåçàòü. ×èõíóëà ÿ âîîáùå òîëüêî íåäåëè ÷åðåç äâå – íè÷åãî ñòðàøíîãî íå ïðîèçîøëî.

Ñìåøíî è ìó÷èòåëüíî ó ìåíÿ ïîëó÷àëîñü ñ çåâàíèåì. Ïîäàâëÿÿ çåâîê, çóáû è ÷åëþñòü î÷åíü íàïðÿãàþòñÿ, è ñíîâà âñå íà÷èíàåò íûòü. Çàòî èç-çà ýòîãî «ïîäàâëåíèÿ» ïðîáëåì ñî ñíîì íå áûëî. Êàê òîëüêî âîò òàê «çåâíóëà» — ìèãîì ñïàòü. Âî ñíå, ê ñîæàëåíèþ, ÷åëþñòü íå ïîìíèò, ÷òî îíà â øèíàõ, ïîýòîìó èçðåäêà äåðãàåòñÿ, äîñòàâëÿÿ áîëü. Íî âñå òåðïèìî.

Ëþäè ðàññêàçûâàþò, ÷òî áîëüøå âñåãî â ýòî ïåðèîä èõ çàíèìàþò ìûñëè î åäå. Ìåíÿ ñèëüíåå âñåõ äðóãèõ ìîìåíòîâ óáèâàë íàëåò ñ âíóòðåííåé ñòîðîíû çóáîâ, ê êîòîðûì íèêàê íå ïîäîáðàòüñÿ. Àíòèñåïòèêè áåçóñëîâíî äàþò îùóùåíèå ÷èñòîòû. Íî ÿçûê-òî ïîñòîÿííî íàùóïûâàåò çóáû — è âîò îá ýòîì ÿ äóìàëà ïîñòîÿííî, è äàæå âñÿ÷åñêè ïûòàëàñü ðàñòâîðèòü ýòîò íàëåò, ïîëîùà ñîäîé èëè ëèìîííûì ñîêîì – áåñïîëåçíî. Ãîâîðÿò, ìåæçóáíîé åðøèê ïîìîãàåò, íî ÿ îá ýòîì ñëèøêîì ïîçäíî óçíàëà.

Ñíÿòèå øèí

(çóáû öåëû)

Äâà ðàçà ÿ åçäèëà â áîëüíèöó, ÷òîáû ìíå ïîìåíÿëè ðåçèíêè, è îäèí ðàç, êîãäà îäíà èç ðåçèíîê ïîðâàëàñü. Çàáàâíî, ÷òî ñ êàæäûì ðàçîì, êàê ìíå èõ ìåíÿëè, ÿ íà÷èíàëà âñå õóæå è õóæå ãîâîðèòü. Íå ïîëó÷àåòñÿ ó ìåíÿ òàê õîðîøî, êàê ó âñåõ. Âñå äåëî â òîì, ÷òî ðå÷ü â íàøåì ñëó÷àå – ýòî âûõîä âîçäóõà ÷åðåç ìåæçóáíûå ùåëè, è âèäèìî ìíå ïåðåêðûâàëè ñàìûå âàæíûå èç íèõ. Ïîä êîíåö ðîäíûå ïåðåñòàëè ïûòàòüñÿ ìåíÿ ïîíèìàòü.

Ïî îòçûâàì çíàëà, ÷òî ïðîöåññ ñíÿòèÿ øèí ñëîæíûé. Ó ëþäåé ïîñëå ñíÿòèÿ ãëàçà åùå áîëåå ïîòóõøèå, ÷åì ïîñëå óñòàíîâêè.

Âåñü ïðîöåññ ó ìåíÿ çàíÿë ìèíóò äåñÿòü. Òåðïèìî, ñêîðåå 99% – ýòî ñòðàõ çà çóáû, ÷òî îíè ðàñêîëþòñÿ îò íàïðÿæåíèÿ, íåæåëè áîëü.

Òåïåðü ãëàâíîå ñëîâî ïðåäñòîÿùåãî ìåñÿöà – «îñòîðîæíîñòü».

×åëþñòü áåç øèí íå çàôèêñèðîâàíà, ïîáàëèâàåò ïðè äâèæåíèè, íóæíî àêêóðàòíî ðàçðàáàòûâàòü.

Çóáû íå øàòàþòñÿ, íî îñëàáëè èç-çà äîëãîãî áåçäåéñòâèÿ, íàæèìàòü íà íèõ ïîêà íåïðèÿòíî. Íóæíî ïîòèõîíüêó ïðîáîâàòü æåâàòü (íî íå êóñàòü).

Åñòü îùóùåíèå íåïðàâèëüíîãî ïðèêóñà – ìîëþñü, ÷òîáû ïðîøëî…

Ñêàçàëè, ÷òî çà ìåñÿö äîëæíî âñå ïðèéòè â íîðìó.

Î ìåäèöèíå

Íå ïîíÿòíî, ïî÷åìó ïàöèåíòû èíôîðìàöèþ óçíàþò íå îò âðà÷åé, à äðóã îò äðóãà, øèïÿ ñâîèìè øèíàìè â êîðèäîðàõ. Âåäü ÷åëîâåê â ñëîæíîé ñèòóàöèè ÷àñòî çàìûêàåòñÿ â ñåáå, íå ãîòîâ ñôîðìóëèðîâàòü ïðàâèëüíûå âàæíûå âîïðîñû. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî îí îñòàåòñÿ ñ íèìè îäèí íà îäèí. Õîòü áû ïàìÿòêó ñî âñåì íåîáõîäèìûì âûäàâàëè ïðè ïîñòóïëåíèè, ðàç îáùàòüñÿ íåîõîòà. Èíòåðíåò – âîò ëó÷øèé èñòî÷íèê èíôîðìàöèè íà ñåãîäíÿ.

Ñäàåòñÿ ìíå, ÷òî îòñóòñòâèå âåðáàëüíîé ôóíêöèè ïðèñóùå íå ÷åëþñòíûì ïàöèåíòàì, à ìíîãèì ìåäèöèíñêèì ñïåöèàëèñòàì â íàøåé ñòðàíå. Óâåðåíà, ÷òî ëþäè çíàþò ñâîå äåëî è êàæäûé äåíü ñïàñàþò ïî íåñêîëüêî òàêèõ ÷åëþñòåé, íî âîò ýòîé, ïðèíÿòîé âî âñåì ìèðå, òàêòèêå: «Ïðåäóïðåæäàé, ðàçúÿñíÿé, à ïîòîì óæå äåëàé» — õîðîøî áû íàó÷èòüñÿ.

Íàïèñàëà ýòó êó÷ó òåêñòà, ò.ê. ñàìà æèâó â ìñê, à ìíîãèå – â 100-òûñÿ÷íûõ ãîðîäàõ, ãäå îäíà áîëüíèöà íà âñþ îêðóãó, à ñïåöèàëèçèðîâàíûå âîîáùå â ñîñåäíåì ãîðîäå, è ÊÒ ñäåëàòü – ýòî ïîëçàðïëàòû. Êîãäà ÷èòàëà, êàê îíè ìûêàþòñÿ ñ âîïðîñàìè, íå ïî ñåáå ñòàëî.

Åñëè âû äî÷èòàëè ýòî äî êîíöà – âû ãåðîé, íå òîëüêî ïîòîìó, ÷òî íàøëè âðåìÿ, à ïîòîìó ÷òî ñêîðåå âñåãî âû íîñèëè èëè íîñèòå ñåé÷àñ øèíû.

Êàê ñêàçàëà îäíà äåâî÷êà ñ ïåðåëîìîì: Âñå ÷òî íàñ íå óáèâàåò, ïóñòü áîëüøå íå ïûòàåòñÿ.

Источник