Можно ли водить машину с переломом
Езда за рулём автомобиля в 2020 году ограничена разного рода противопоказаниями и особыми указаниями, например, только с АКПП или на легковых авто. Есть большой ряд травм и болезней, при которых водить машину запрещено. Но относятся ли к этому сломанные конечности? Можно или нельзя управлять автомобилем, если рука в гипсе или нога переломана? Разделяет ли законодательство в этом отношении определённые типы транспортных средств или их конструкции, которыми можно управлять? На все эти вопросы давайте отвечать по порядку!
Можно ли водить одной рукой, если вторая сломана?
Если рассматривать этот вопрос с практической точки зрения, то это напрямую зависит от типа коробки передач:
- если автомобиль на АКПП водить хоть как-то ещё можно, так как не требуется переключение передач второй рукой,
- то на механической коробке ездить за рулём с рукой в гипсе достаточно сложно.
Но нас интересует законодательный аспект нашего вопроса. И здесь вопрос сломанных конечностей косвенно, но не прямо упоминается в нескольких нормативных актах.
ПДД запрещают управлять в болезненном состоянии
Пункт 2.7 Правил прямо предписывает, что водить автомобиль в болезненном состоянии нельзя. Переломы, вывихи, растяжения и прочие условия, когда ваши конечности становятся недееспособны – пусть даже временно – являются травмами, а травмы классифицированы как полноценная болезнь. Поэтому в данном случае вы нарушаете ПДД.
А вот хорошая новость заключается в том, что штрафа за это нет от слова «совсем». То есть формально вам запрещено ездить за рулём в гипсе, но наказания за это инспектор ДПС не сможет применить никакого.
Закон о противопоказаниях к вождению
Но есть ещё Федеральный закон №196. И он в 2 своих пунктах говорит следующее:
- вам нельзя водить автомобиль при наличии противопоказаний к управлению – вам не выдадут водительское удостоверение (статья 23.1),
- если такие противопоказания были выявлены у вас, уже будучи водителем, право управления подлежит прекращению (статья 28).
Что же это за противопоказания? Полный их перечень мы привели в специальной статье. И давайте посмотрим по нашей теме – нам нужно выяснить, есть ли среди них сломанная, вывихнутая, растянутая рука в гипсе или подобные заболевания.
Но и здесь есть, чему порадоваться. В актуальном на 2020 год списке нет прямого указания на то, что водить машину со сломанной загипсованной рукой запрещается.
Но есть условия, которые могут быть буквально «притянуты» сотрудником ГИБДД. Среди них особые указания для управления автомобилям только с автоматической коробкой:
- отсутствие руки или только её кисти,
- деформация кисти, существенно затрудняющая её движение.
Отсюда можно сделать простой вывод о том, что эти болезни попросту не подходят для руки в гипсе. Рука и кисть у нас полностью присутствуют. А деформация отсутствует – переломы, вывихи и растяжения – это несколько иное.
Если в гипсе нога?
Здесь, согласно ПДД, всё аналогично: есть нарушение, но нет ответственности за вождение со сломанной ногой.
А вот по части перечня противопоказаний и особых указаний к вождению есть определённые тонкости. Опять же, прямого запрета управлять автомобилем с загипсованной и, вследствие этого, (частично) неподвижной ногой в Перечне нет. Но есть условия, которые могут быть обоснованы инспектором уже более убедительно. Впрочем, это не делает их законными.
А болезни эти следующие:
- стойкая деформация ноги, от чего человеку затруднительно ходить или даже стоять – перелом в гипсе не является стойкой деформацией,
- отсутствие всей ноги или стопы – в нашем случае, разумеется, об этом не может идти и речи, так у нас всё есть, просто оно загипсовано и временно недееспособно,
- паралич ноги – также не подходит, так как паралич – это отдельное заболевание.
Все эти условия являются показаниями к езде на машине с ручным управлением, а последнее также для автомобиля на АКПП.
Выводы
Они простые и продиктованы не столько действующим в 2020 году законодательством, сколько здравым смыслом.
- Если у вас рука в гипсе, то водить автомобиль с ручной КПП будет затруднительно, но с автоматической коробкой проблем быть не должно. Сотрудник ГИБДД может предъявить нарушение, но оштрафовать законно не сможет.
- Если у вас сломана загипсована нога, то ездить на машине становится уже сложнее – даже на АКПП. Однако, выписать штраф у ДПС, опять же, не получится, хотя вероятность незаконного штрафа немного выше, чем в случае с руками в гипсе.
- Следует иметь в виду, что, хотя оба условия и не запрещены, ухудшение возможности управления может повысить риск ДТП, вина в котором ляжет на вас и может усугубить проблему со здоровьем.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Что может сделать сотрудник ГИБДД?
Допустим, вас останавливает инспектор и видит, что у вас конечность неподвижна. Есть мнение в интернете, что при нарушении пункта ПДД – 2.7 в нашем случае – и отсутствии штрафа за это полицейский, тем не менее, имеет полное право запретить ехать дальше. И приводятся 2 якобы законных основания для этого:
- согласно статьи 13 ФЗ О Полиции, инспектор может требовать прекращения нарушения,
- на основании этого, а также статьи 27.12 КоАП сотрудник ГИБДД имеет право отстранить водителя от управления автомобилем до устранения причины такого отстранения.
Но и это незаконное действие, потому как, если внимательно прочитать статью 27.12, то отстранение производится только с целью освидетельствования на состояние опьянения, и не может быть применено при других нарушениях ПДД.
А вот сценарий законного требования выглядит более реальным. ДПС видит, что вы управляете в болезненном состоянии и требует прекратить нарушение. Обратите внимание, что за неисполнение законного требования вам может грозить наказание вплоть до ареста до 15 суток.
И в этом плане такое действие аналогично требованиям за тонировку – только в случае со сломанной ногой или рукой сотрудник требует прекратить противоправное действие немедленно. Кроме того, это перекликается и с новым законом о предостережении.
Но и это незаконно, просто потому что любые действия против свобод граждан для полиции должны быть регламентированы. А регламента по требованию прекращения вождения автомобиля при ноге в гипсе или руке вы не найдёте в действующем законодательстве.
Источник
Отвечает
кандидат медицинских наук
Прежде всего, пункт 2.7 ПДД запрещает водителю управлять транспортным средством «в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения». Определить, насколько ваше состояние за рулем опасно для окружающих, и ставит ли оно под угрозу безопасность движения, можете вы – это дело совести, а может и инспектор ГИБДД. Однако ответственность за управление автомобилем в болезненном состоянии законом не предусмотрена, если, конечно, речь не идет об алкогольном или наркотическом опьянении. Среди общих медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, вообще не упоминается ни одна травма. По закону наличие водительского удостоверения свидетельствует об отсутствии у вас медицинских противопоказаний.
Конечно же, если вы работаете водителем, то никакой здравомыслящий руководитель в соответствии с установленным регламентом, до руля вас не допустит. Так что, будучи вольным автолюбителем с каким-либо увечьем, конкретизировать размытую формулировку закона придется вам. Повторюсь — это дело совести и ответственности. Даже если, на первый взгляд, вы чувствуете себя бодрячком, садясь за руль с одной рукой или с какой-либо другой серьезной травмой, сто раз подумайте. Нужно ли в который раз объяснять, что дорожное движение – это бег по лезвию бритвы?
Известны случаи, когда «поломанные» водители устанавливают на свой автомобиль знак «Инвалид». Закон гласит, что эти знаки могут устанавливаться по желанию, но только водителям транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов.
Что касается списка болезней, то его регламентирует федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Итак, общие медицинские противопоказания, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, являются:
— заболевания центральной нервной системы различной этиологии, сопровождающиеся стойкими двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, тяжелыми когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;
— нарколепсия и катаплексия;
— заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии; синкопальные синдромы различной этиологии, синдром обструктивного апное во сне (СОАС) и другие (вопрос о допуске к управлению наземными транспортными средствами решается комиссионно врачебной комиссией медицинской организации в индивидуальном порядке);
— психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в медицинских организациях психоневрологического профиля. В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о пригодности к управлению транспортными средствами решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача – профпатолога;
— алкоголизм, токсикомания, наркомания. Допускаются к вождению лица, страдающие алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией через 36 месяцев с даты начала профилактического наблюдения при условии отсутствия у них за период наблюдения рецидивов указанных заболеваний;
— гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV;
— хронические болезни сердца и перикарда, сопровождающиеся недостаточностью кровообращения функционального класса II и более;
— ишемическая болезнь сердца, в том числе: а) стенокардия функционального класса III –IV, в том числе с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла); б) пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики; в) аневризмы сердца и расслоения любых отделов аорты, и артерий; г) облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов; д) облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей);
— варикозная и посттромбофлебитическая болезни нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени. (Решается индивидуально врачебной комиссией);
— ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени;
— болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности степени 2 и более;
— активные формы туберкулеза любой локализации;
— декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 3 степени и портальной гипертензии;
— хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 3 степени; неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения для водителей, осуществляющих трудовую деятельность по найму;
— диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени;
— хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;
— хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени;
— глаукома декомпенсированная;
— рецидивирующая эмболия кровеносных сосудов (тромбоэмболическая болезнь).
Прежде всего, пункт 2.7 ПДД запрещает водителю управлять транспортным средством «в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения». Определить, насколько ваше состояние за рулем опасно для окружающих, и ставит ли оно под угрозу безопасность движения, можете вы – это дело совести, а может и инспектор ГИБДД. Однако ответственность за управление автомобилем в болезненном состоянии законом не предусмотрена, если, конечно, речь не идет об алкогольном или наркотическом опьянении. Среди общих медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, вообще не упоминается ни одна травма. По закону наличие водительского удостоверения свидетельствует об отсутствии у вас медицинских противопоказаний.
Конечно же, если вы работаете водителем, то никакой здравомыслящий руководитель в соответствии с установленным регламентом, до руля вас не допустит. Так что, будучи вольным автолюбителем с каким-либо увечьем, конкретизировать размытую формулировку закона придется вам. Повторюсь — это дело совести и ответственности. Даже если, на первый взгляд, вы чувствуете себя бодрячком, садясь за руль с одной рукой или с какой-либо другой серьезной травмой, сто раз подумайте. Нужно ли в который раз объяснять, что дорожное движение – это бег по лезвию бритвы?
Известны случаи, когда «поломанные» водители устанавливают на свой автомобиль знак «Инвалид». Закон гласит, что эти знаки могут устанавливаться по желанию, но только водителям транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов.
Что касается списка болезней, то его регламентирует федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Итак, общие медицинские противопоказания, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, являются:
— заболевания центральной нервной системы различной этиологии, сопровождающиеся стойкими двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, тяжелыми когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;
— нарколепсия и катаплексия;
— заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии; синкопальные синдромы различной этиологии, синдром обструктивного апное во сне (СОАС) и другие (вопрос о допуске к управлению наземными транспортными средствами решается комиссионно врачебной комиссией медицинской организации в индивидуальном порядке);
— психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в медицинских организациях психоневрологического профиля. В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о пригодности к управлению транспортными средствами решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача – профпатолога;
— алкоголизм, токсикомания, наркомания. Допускаются к вождению лица, страдающие алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией через 36 месяцев с даты начала профилактического наблюдения при условии отсутствия у них за период наблюдения рецидивов указанных заболеваний;
— гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV;
— хронические болезни сердца и перикарда, сопровождающиеся недостаточностью кровообращения функционального класса II и более;
— ишемическая болезнь сердца, в том числе: а) стенокардия функционального класса III –IV, в том числе с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла); б) пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики; в) аневризмы сердца и расслоения любых отделов аорты, и артерий; г) облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов; д) облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей);
— варикозная и посттромбофлебитическая болезни нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени. (Решается индивидуально врачебной комиссией);
— ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени;
— болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности степени 2 и более;
— активные формы туберкулеза любой локализации;
— декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 3 степени и портальной гипертензии;
— хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 3 степени; неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения для водителей, осуществляющих трудовую деятельность по найму;
— диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени;
— хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;
— хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени;
— глаукома декомпенсированная;
— рецидивирующая эмболия кровеносных сосудов (тромбоэмболическая болезнь).
Источник
Среди строгих противопоказаний к вождению автомобиля обычно упоминают состояние алкогольного или наркотического опьянения. Менее известно, но вполне логично, что за руль нельзя садиться при наличии проблем с психикой или серьезных нарушениях зрения. При этом неясно, можно ли вести машину со сломанной рукой или ногой, особенно если водительские права давно получены. Некоторые водители опасаются, что за такую езду положен штраф или другие ограничительные санкции.
Можно ли водить одной рукой, если вторая сломана?
Если вас угораздило сломать руку, прежде всего следует оценить характер травмы и тип коробки передач, установленной в вашей автомобиле:
- на «автомате» вести машину вполне возможно, поскольку вам не нужно постоянно задействовать вторую руку для переключения передач;
- с механической коробкой передач вождение одной рукой становится крайне сложным и небезопасным.
Важно! Большое значение имеет место и характер перелома.
Обычно люди ломают лучевую или локтевую кость, при этом рука в целом остается подвижной. Пальцы зачастую тоже могут двигаться.
При открытых или двойных переломах, а также сломанном плече руку фиксируют неподвижно по отношению к туловищу, так что фактически вы становитесь на какое-то время одноруким.
ПДД запрещают управлять в болезненном состоянии
Внимание! В пункте 2.7 Правил дорожного движения Пункт 2.7 напрямую говорится, что управлять автомобилем в болезненном состоянии запрещено, поскольку возникает угроза для безопасного движения.
Любые переломы, растяжения, ушибы и вывихи являются травмами, а они рассматриваются как настоящая болезнь. Соответственно, перелом конечностей попадает под определение ПДД, и водитель со сломанной рукой или ногой становится явным нарушителем правил.
В то же время правила не предусматривают наказаний за езду в болезненном состоянии, которое вызвано различными травмами. Фактически, человек с гипсом не имеет права сажаться за руль, но это правонарушение не влечет за собой никаких санкций (штрафов, запрета на вождение и др.)
Закон о противопоказаниях к вождению
Помимо Правил дорожного движения, управление автомобилем регулируется Федеральным законом № 196. Водителю необходимо обратить внимание на два момента:
- Статья 23.1 сообщает, что некоторые заболевания или состояния являются противопоказанием для вождения.
- В статье 28 устанавливается, что при обнаружении медицинских противопоказаний водитель теряет право на управление автомобилем.
Но что говорит закон о самих медицинских противопоказаниях? Постановление Правительства РФ № 1604 указывает, что все болезненные состояния или травмы делятся на несколько групп:
- психические заболевания (в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ);
- эпилепсия;
- нарушения зрения (полная слепота и дальтонизм, при котором человек видит только черно-белые тона).
Важно! Исходя из этого списка, можно сделать вывод, что сломанные конечности не являются противопоказанием к вождению.
Тем не менее, при сломанной руке сотрудники ГИБДД могут указать на особые медицинские показания, при которых разрешается вождение только с АКПП. К таким показаниям относятся:
- отсутствие руки (кисти);
- значительная деформация кисти;
- отсутствие или полная неподвижность пальцев рук.
Загипсованная рука вновь не подпадает под эти требования. Если ваш перелом сопровождается временной неподвижностью пальцев, то вы и без указаний закона не сможете управлять машиной с ручной коробкой передач. Таким образом, сломанная рука не может быть ограничением для вождения автомобиля.
Если в гипсе нога?
При езде со сломанной ногой Правила дорожного движения тоже указывают на нарушение, но никакой ответственности не устанавливают.
В Федеральном законе о противопоказаниях опять же есть некоторые нюансы. Любая сломанная конечность, как уже было сказано ранее, не является полным отводом от управления машиной.
Важно! Закон не устанавливает прямой запрет на вождение автомобиля со сломанной ногой.
При этом Постановление Правительства РФ № 1604 указывает, что при некоторых болезненных состояниях водитель может ездить только с автоматической коробкой передач. К таким травмам относятся:
- отсутствие ноги (или стопы);
- значительная деформация стопы;
- ампутация по колено или бедро (при отсутствии одной руки);
- остаточный паралич.
Загипсованная нога не подходит ни по одному пункту, так что вы можете садиться за руль без опасения, что вам выпишут штраф или отберут права.
Выводы
В целом, при переломе руки или ноги нужно опираться не на требования законодательства, а на здравый смысл и ваши конкретные обстоятельства:
- Загипсованная рука становится препятствием для вождения машины с ручной коробкой передач, но с АКПП особых затруднений не возникнет. Сотрудники ГИБДД могут указать вам на нарушения ПДД, но выписывать штрафы они не могут.
- Со сломанной ногой вести автомобиль сложнее даже с автоматической коробкой передач. ДПС может выписать вам штраф, но имейте в виду, что это будет сделано незаконно.
- В любом случае нужно понимать, что поврежденная конечность снижает вашу маневренность и скорость реакции, поэтому повышается риск попасть в ДТП. Вина в таком случае будет лежать на вас, к тому же вы можете ухудшить состояние своего здоровья.
Водители, которые имеют опыт вождения со сломанной рукой или ногой, советуют адекватно оценить свое состояние и способности. Если рукой, кистью или ногой сложно шевелить (или совсем не удается), то от управления автомобилем лучше отказаться. В противном случае нужно быть максимально осторожным и аккуратным, даже если обычно вы любите полихачить.
Справка! Чтобы облегчить управление с загипсованной рукой, рекомендуется прикрутить к рулю ручку от автобуса или грузовика («лентяйку»).
Есть ли штраф? Что может сделать сотрудник ГИБДД?
В статье неоднократно говорилось, что законодательство не предусматривает штрафы за езду со сломанными конечностями. Тем не менее, некоторые сотрудники ГИБДД могут придраться к вашему гипсу. Фактически, вы нарушаете пункт 2.7 ПДД – несмотря на отсутствие штрафа, инспектор имеет право остановить ваше дальнейшее движение. Для такого указания есть парочка законных моментов:
- Статья 13 Федерального закона «О полиции» устанавливает, что сотрудник вправе требовать прекратить имеющееся нарушение.
- Согласно статье 27.12 Кодекса о административных правонарушениях инспектор может отстранить водителя от езды до выяснения обстоятельств.
В действительности, подобные действия сотрудников ГИБДД являются неправомерными.
Важно! Статья 27.12 КоАП распространяется только на водителей, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения. Санкции этой статьи не применяются при других правонарушениях.
На практике, инспектор может остановить вас и указать на то, что вы ведете машину в заведомо болезненном состоянии. Поскольку это является нарушением ПДД, то ДПС имеет полное право требовать немедленно прекратить вождение. Если вы откажетесь выполнять это требование, то можете попасть под арест (вплоть до 15 суток).
Несмотря на фактическое нарушение пункта 2.7 ПДД, водитель все равно не может быть привлечен за езду со сломанной конечностью. Дело в том, что ни один кодекс или закон не регламентирует управление автомобиля с загипсованной рукой или ногой. По рассказам многих водителей, инспекторы обычно интересуются, насколько удобно вести машину, и разрешают дальнейшее движение без всяких претензий.
Перелом руки или ноги – неприятная, но довольно распространенная травма. Российское законодательство не устанавливает никаких запретов, штрафов или санкций за вождение машины со сломанной конечностью, поэтому решение остается за вами. В некоторых ситуациях от поездок действительно стоит отказаться. В любом случае, за рулем нужно быть особенно внимательным и осмотрительным.
Источник