Метод фиксации нога к ноге при переломе

Метод фиксации нога к ноге при переломе thumbnail
Лекции.Орг

Если вы сомневаетесь в существовании перелома у больного — лучше действовать так, как будто перелом есть. Опять-таки, цитата из Н.Н. Петрова: «…гораздо лучше много раз ошибиться и фиксировать ранение мягких тканей по правилам, нужным при переломах, чем хоть один раз оставить перелом без иммобилизации».

При наличии у больного перелома — приступите к иммобилизации, т.е. к обездвиживанию конечности. Ваша задача — создать покой в зоне перелома. В лечебном учреждении иммобилизацию осуществляют обычно наложением гипсовой повязки, либо другими способами (скелетное вытяжение, применение аппаратов внешней фиксации и пр.). У вас всего этого под рукой не будет, поэтому найдите что-нибудь, из чего можно сделать шину — латы от рюкзака, весло, лыжную палку, детали каркаса байдарки, толстую ветку…

При иммобилизации соблюдают следующие правила:

— шина должна фиксировать не менее двух суставов, а при переломе бедра — все суставы нижней конечности. Это правило часто нарушают даже практикующие врачи, но следствием подобной ошибки является обычно смещение отломков во время транспортировки пациента. Если у пострадавшего — перелом голени, то шина должна фиксировать голеностопный и коленный суставы. Если сломано бедро — то голеностопный, коленный и тазобедренный суставы. При переломах предплечья фиксируют лучезапястный и локтевой суставы, плеча — локтевой и плечевой суставы;

— перед наложением шины ее необходимо подогнать под размер поврежденной конечности. Подгонку шины проводят на себе, чтобы не нарушать положение травмированной части тела;

— шину накладывают поверх одежды и обуви, которые при необходимости разрезают;

— для предупреждения сдавливания тканей в местах костных выступов накладывают мягкий материал;

— шину нельзя накладывать с той стороны, где выступает сломанная кость.

Иммобилизацию обычно проводят вдвоем — один из оказывающих помощь осторожно приподнимает конечность, не допуская смещения отломков, а другой — плотно и равномерно прибинтовывает шину к конечности, начиная от периферии. Концы пальцев, если они не повреждены, оставляют открытыми для контроля за кровообращением. При ограниченном количестве перевязочных средств шины фиксируют кусками бинта, веревки, ремнями.

При переломах голени, бедра, предплечья шины можно делать прямыми, а вот при переломе плеча придется постараться — шина должна идти от середины лопатки здоровой стороны, затем — по спине, обогнуть плечевой сустав, спуститься по плечу до локтевого сустава, затем — изгиб под прямым углом, и далее — по предплечью и кисти до основания пальцев. В подмышечную впадину на стороне повреждения до наложения шины вкладывают комок ваты или свернутую косынку. Шину укрепляют бинтом.

Если нет ничего подходящего, чтобы сделать такую сложную шину, можно уложить на плечо сверху и снизу до согнутого локтя деревянные шины. Если уж совсем ничего под рукой нет — подвесьте руку на косынке.

Фиксация перелома плеча изогнутой шиной

Фиксация перелома плеча деревянными шинами

Фиксация перелома плеча косынкой

Переломы предплечья фиксируют на прямой шине с обязательной фиксацией локтевого сустава (обычно — в согнутом до прямого угла положении). Затем поврежденную руку подвешивают на косынке.

Фиксация перелома предплечья на деревянной шине — начало

Полностью фиксированный перелом предплечья

Переломы костей кисти иммобилизируют шиной, уложенной по ладонной поверхности, предварительно вложив в ладонь кусок ваты или ткани.

При переломе бедра обязательно надо фиксировать конечность с трех сторон. При этом наружную шину накладывают на протяжении от стопы до подмышки, внутреннюю — от стопы до паха, заднюю — от стопы до ягодичной складки. Стопу тоже лучше зафиксировать.

Иммобилизация перелома бедра

Переломы голени фиксируют двумя шинами, наложенными по бокам конечности от пальцев до верхней трети бедра.

Допустима иммобилизация бедра и голени методом «нога к ноге», но этот способ весьма ненадежен, поэтому особенно на него рассчитывать не стоит.

Фиксация переломов голени и стопы изогнутыми шинами

Фиксация перелома голени методом «нога к ноге»

При переломе костей стопы накладывают две шины. Одну из них накладывают от кончиков пальцев по подошвенной поверхности стопы и затем, согнув под прямым углом, — вдоль задней поверхности голени, почти до коленного сустава. Шину моделируют по очертанию задней поверхности голени. Затем накладывают еще одну шину в виде буквы Г или П, проводя ее с наружной поверхности голени через подошву на противоположную стороны (наподобие стремени).

После иммобилизации отправляйтесь в больницу, где уже и будут лечить перелом. Во время транспортировки важно надежно обезболить пациента, чтобы не столкнуться с таким грозным осложнением, как шок (о нем мы расскажем в будущем). Обычно больному лучше не разрешать пить и есть — это помешает проведению наркоза в больнице.

ПРЕПЯТСТВИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИСКУССТВЕННОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЁГКИХ И ПРОВЕДЕНИИ РЕАНИМАЦИИ

Проведение искусственной вентиляции легких ( ивл ).. Метод проведения ИВЛ способом «изо рта в рот» самый эффективный, однако, при оральном контакте возможна передача многих видов инфекции. Как предохранить себя от этого? Рекомендуется использование нескольких способов. 1. При возможности, лучше производите ИВЛ через S-образный воздуховод, или воздуховод любой другой конструкции. 2. Если нет воздуховода, используйте прокладку из 2-х слоев марли, но не более. При 3—4 и более слоях марли, проведение ИВЛ будет затруднительно чисто физически. То же самое можно сказать и в отношении попыток производить ИВЛ, используя в качестве прокладки носовой платок или любую другую материю. 3. После проведения реанимационного пособия, включавшего в свой состав производство ИВЛ методом «рот в рот», хорошо прокашляйтесь и прополощите ротовую полость любым антисептическим раствором или, в крайнем случае, водой. ИВЛ методом «изо рта в рот» осуществляется следующим образом. Оказывающий помощь одной рукой, помещенной на лбу пострадавшего, отгибает его голову назад, одновременно поддерживая ее другой рукой, подложенной под шею и затылок. Пальцами руки, расположенной на лбу, закрывают нос, чтобы не было утечки воздуха. Оказывающий помощь плотно охватывает своим ртом рот пострадавшего и производит выдох в его дыхательные пути. Критерий контроля эффективности — увеличение объема грудной клетки пострадавшего. После того, как грудная клетка расправилась, оказывающий помощь поворачивает свою голову в сторону и у больного происходит пассивный выдох. Интервалы дыхательных циклов должны быть в пределах физиологической нормы — не чаще 10—12 в 1 мин. (1 дыхательный цикл на 4—5 счетов). Объем выдыхаемого воздуха должен быть примерно на 50% больше обычного объема. Если реаниматор действует в одиночку, отношение частоты сдавливания грудной клетки к темпу ИВЛ должно составлять 15:2. В этих случаях проверяют пульс после завершения четырех циклов ИВЛ, а затем каждые 2—3 мин. Не стремитесь делать ИВЛ в режиме максимальных вдохов и выдохов в сочетании с большой частотой. Это чревато возникновением осложнений уже у реаниматора. На фоне усиленной искусственной гипервентиляции, да еще в сочетании с естественным волнением за судьбу больного, может очень быстро развиться декомпенсированный дыхательный алкалоз с кратковременной потерей сознания, что создаст дополнительные трудности членам реанимационной бригады. К проведению ИВЛ методом «изо рта в нос» прибегают в том случае, если нет возможности использовать вышеуказанный метод (например, при челюстно-лицевых травмах). Сразу следует отметить, что проводить ИВЛ данным способом более тяжело чисто физически. В основе этого лежат анатомические особенности верхних дыхательных путей (нос, носоглотка): они значительно уже просвета ротовой полости. Методика проведения данного пособия заключается в следующем. Оказывающий помощь одной рукой, расположенной на лбу пострадавшего, запрокидывает его голову назад, а другой рукой поднимает нижнюю челюсть вверх, закрывая рот. Дополнительно можно закрыть рот пострадавшего пальцами руки, поднимающей челюсть. Затем реаниматор охватывает нос пострадавшего своими губами и производит выдох Оценка эффективности ИВЛ — см. выше. При проведении ИВЛ у детей, учитывая небольшое расстояние между носом и ртом, следует сразу захватывать своими губами рот и нос пострадавшего, частота дыхания должна быть не менее 18—20 в 1 мин., с соответствующим уменьшением дыхательного объёма (ориентиром частоты дыхания и дыхательного объема могут служить величины нормы для конкретного возраста). Предотвращению раздувания желудка при отсутствии интубации трахеи способствует поддержание дыхательных путей в открытом состоянии не только во время вдоха (медленное выполнение которого обеспечивает реаниматор), но и во время пассивного выдоха. Несмотря на это, раздувание желудка все же возможно, особенно если реаниматор один (в одиночку непрерывно поддерживать дыхательные пути в открытом состоянии невозможно). В стремлении уменьшить растяжение желудка нельзя надавливать на область эпигастрия (это вызывает рвоту, если желудок наполнен). Вместо этого продолжают основные реанимационные мероприятия, уделяя особое внимание правильному проведению ИВЛ. Для проведения ИВЛ можно использовать дыхательный мех (мешок Амбу). Он улучшает физиологические параметры ИВЛ (пострадавший получает атмосферный воздух, не выдыхаемый; бесспорно, этот способ более гигиеничен). Трахеотомия ургентно не выполняется, т. к. даже самый высококлассный специалист быстрее, чем за 3 мин., ее не сделает. Искусственная вентиляция эффективна только в том случае, если отсутствуют механические препятствия в верхних дыхательных путях и соблюдается герметичность в поступлении воздуха. При наличии инородных тел, рвотных масс в глотке, гортани прежде всего необходимо их удаление (пальцем, зажимами, отсосом и т. д.) и восстановление проходимости дыхательных путей.

Читайте также:  Какие признаки перелома голени

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 3688 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Транспортная иммобилизация имеет особо важное значение при огнестрельных повреждениях нижних конечностей и является лучшим средством в борьбе с шоком, инфекцией и кровотечением. Несовершенное обездвиживание приводит к большому количеству смертельных исходов и тяжелых осложнений.

Иммобилизация при повреждениях бедра, тазобедренного и коленного суставов.Травмы бедра, как правило, сопровождаются значительной кровопотерей. Даже при закрытом переломе бедренной кости кровопотеря в окружающие мягкие ткани составляет 1,5 л. Значительная кровопотеря способствует частому развитию шока.

Показания к транспортной иммобилизации: закрытые и открытые переломы бедра; вывихи бедра и голени; повреждения тазобедренного и коленного суставов; повреждения крупных сосудов и нервов; открытые и закрытые разрывы мышц и сухожилий; обширные раны; обширные и глубокие ожоги бедра; гнойно-воспалителные заболевания нижних конечностей.

Основные признаки повреждений бедра, тазобедренного и коленного суставов: боль в бедре или суставах, которая резко усиливается при движениях; невозможность или значительное ограничение движений в суставах; изменение формы бедра, патологическая подвижность в месте перелома, укорочение бедра; изменение формы и объема суставов; отсутствие чувствительности в периферических отделах нижней конечности.

Лучшая стандартная шина при повреждениях тазобедренного сустава, бедра и тяжелых внутрисуставных переломах в коленном суставе — это шина Дитерихса (рис. 56). Иммобилизация будет более надежной, если шину Дитерихса дополнительно к обычной фиксации укрепить гипсовыми кольцами в области туловища, бедра и голени. Каждое кольцо формируют, накладывая по 7-8 циркулярных туров гипсового бинта. Всего 5 колец: 2 — на туловище, 3 — на нижней конечности. При отсутствии шины Дитерихса иммобилизацию выполняют лестничными шинами.

Читайте также:  Что улучшает срастание костей при переломах

Рис. 56.Транспортная иммобилизация шиной Дитерихса, фиксированной гипсовыми кольцами

Иммобилизация лестничными шинами. Для выполнения иммобилизации всей нижней конечности необходимо 4 лестничные шины длиной 120 см каждая. Если шин недостаточно, можно осуществить иммобилизацию 3 шинами. Шины должны быть тщательно обмотаны слоем ваты необходимой толщины и бинтами. Одна шина выгибается по контуру ягодиц задней поверхности бедра, голени и стопы с формированием углубления для пятки и мышцы голени. На участке, предназначенном для подколенной области, выгибание выполняют таким образом, чтобы нога была незначительно согнута в коленном суставе. Нижний конец изгибают в форме буквы Г, чтобы фиксировать стопу в положении сгибания в голеностопном суставе под прямым углом, при этом нижний конец шины должен захватывать всю стопу и выступать за кончики пальцев на 1-2 см. Две другие шины связывают вместе по длине. Нижний конец наружной шины Г-образно, а внутренней П-образно изгибают на расстоянии 15-20 см от нижнего края. Удлиненную шину укладывают по наружной поверхности туловища и конечности от подмышечной области до стопы. Нижний загнутый конец охватывает стопу поверх задней шины, что предупреждает отвисание стопы. Четвертую шину укладывают по внутренней боковой поверхности бедра от промежности до стопы. Нижний конец ее также изгибают в форме буквы П и заводят за стопу поверх загнутого нижнего конца удлиненной наружной боковой шины (рис. 57). Шины укрепляют марлевыми бинтами.

Рис. 57.Транспортная иммобилизация лестничными шинами при повреждениях бедра, тазобедренного и коленного суставов

Точно так же при отсутствии других стандартных шин нижнюю конечность можно иммобилизировать фанерными шинами. При первой возможности лестничные и фанерные шины должны быть заменены шиной Дитерихса.

Ошибки при иммобилизации нижней конечности лестничными шинами.

• Недостаточная фиксация наружной удлиненной шины к туловищу, что не позволяет надежно обездвижить тазобедренный сустав. В этом случае иммобилизация будет неэффективной.

• Плохое моделирование задней лестничной шины. Отсутствует углубление для икроножной мышцы и пятки. Отсутствует изгиб шины в подколенной области, в результате чего нижняя конечность обездвиживается полностью выпрямленной в коленном суставе, что при переломах бедра может привести к сдавлению костными отломками крупных сосудов.

• Подошвенное отвисание стопы в результате недостаточно прочной фиксации (отсутствует моделирование нижнего конца боковых шин в виде буквы Г).

• Недостаточно толстый слой ваты на шине, особенно в области костных выступов, что может привести к образованию пролежней.

• Сдавление нижней конечности при тугом бинтовании.

Иммобилизация подручными средствами, выполняется при отсутствии стандартных шин (рис. 58). Для иммобилизации используют деревянные рейки, лыжи, ветки и другие предметы достаточной длины, чтобы обеспечить обездвиживание в трех суставах поврежденной нижней конечности: тазобедренном, коленном и голеностопном. Стопу необходимо установить под прямым углом в голеностопном суставе и применить подкладки из мягкого материала, особенно в области костных выступов.

Рис. 58.Транспортная иммобилизация подручными средствами при повреждениях бедра, тазобедренного и коленного суставов: а — из узких досок; б — при помощи лыж и лыжных палок

В тех случаях, когда отсутствуют какие-либо средства для осуществления транспортной иммобилизации, следует применить метод фиксации «нога к ноге». Поврежденную конечность в 2-3 местах связывают со здоровой или укладывают поврежденную конечность на здоровую, также связывая в нескольких местах (рис. 59).

Иммобилизация поврежденной конечности методом «нога к ноге» должна быть заменена иммобилизацией стандартными шинами при первой возможности.

Эвакуация пострадавших с повреждениями бедра, тазобедренного и коленного суставов осуществляется на носилках в положении лежа. Для предупреждения и своевременного выявления осложнений транспортной иммобилизации необходимо следить за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности. Если конечность обнажена, то следят за окраской кожи. При неснятой одежде и обуви необходимо обращать внимание на жалобы пострадавшего. Онемение, похолодание, покалывание, усиление боли, появление пульсирующей боли, судороги в икроножных мышцах являются признаками нарушения кровообращения в конечности. Необходимо немедленно расслабить или рассечь повязку в месте сдавления.

Рис. 59.Транспортная иммобилизация при повреждении нижних конечностей методом «нога к ноге»: а — простая иммобилизация; б — иммобилизация с легким вытяжением

Источник

Переломы суставов

При переломе голени, стопы или бедра ногу нужно зафиксировать как можно быстрее – это предотвратит смещение костей и развитие дальнейших осложнений после травмы.

Умение наложения шины на доврачебном этапе укоротит время реабилитации. Однако следует не только знать о самой иммобилизации, нужно уметь правильно накладывать шину. В противном случае можно нанести дополнительный вред окружающим мягким тканям.

Наложение фиксатора при переломе нижней конечности происходит только после остановки кровотечения и первичной обработки раны. Детальнее об оказании первой помощи, консервативном и хирургическом лечении перелома голени, голеностопа и лодыжки, читайте здесь.

Что такое шина: общие принципы фиксации

Шина – это инструмент фиксации, предназначенный для предотвращения и лечения травматических повреждений опорно‐двигательного аппарата.

Иммобилизатор при переломе может быть «профессиональным» (используется бригадой скорой помощи) и импровизированным (сооружается из подручных средств).

Читайте также:  Перелом позвоночника в поясничном отделении

Главная задача наложения иммобилизатора при переломе конечности – сохранить и зафиксировать сломанные кости до поступления пострадавшего в больницу.

В медицине существует много шин, однако при переломах голени, стопы и бедра накладывают:

  1. шину Крамера;
  2. шину Дитерихса;
  3. импровизированную фиксацию.

Главные принципы наложения фиксатора и транспортной иммобилизации:

  1. Транспортируйте всегда с помощником: второй человек освободит вам руки и время на другие процедуры, например, остановку кровотечения.
  2. При переломе голени фиксируются минимум два сустава: голеностопный и коленный. В идеальном случае – три, включая бедренное сочленение.
  3. Поврежденная конечность должна быть прямой. Нога должна вытягиваться на всем протяжении. Если это невозможно – следует создать такое положение, при котором нижняя конечность повредится меньше всего.
  4. Иммобилизация должна проводится сразу после травмы.
  5. Иммобилизаторы можно накладывать поверх одежды.
  6. Если есть кровотечение – шиной нельзя закрывать кровоостанавливающий жгут.
  7. Фиксатор закрепляется мягкой тканью, которая не повредит коже.
  8. Если перелом открытый (рана, выпячивание частей кости), конечность фиксируют в том положении, в котором произошел перелом.
  9. Иммобилизатор не накладывается прямо на кожу: под части фиксатора подкладывается вата, полотенце или любая мягкая ткань.

ВАЖНО! При переломе средней трети голени необходимо наложить шину, зафиксировав мягкой тканью — бинтом, куском одежды, тканевым поясом.

Видео инструкция: как правильно наложить шину Крамера на голень

Наложение лестничной шины Крамера на голень

Правила фиксации конечности при переломе голени, стопы и бедра

Пошаговая методика наложения шины Крамера при переломе бедра, голени и стопы:

  1. Положите пациента на ровную поверхность.
  2. Разрежьте или разорвите одежду на нижней конечности. Старайтесь не повредить ногу лишний раз.
  3. Осмотрите область травмы. Убедитесь в наличии перелома или вывиха.
  4. Возьмите лестничную шину (длиной 120 см) и две дополнительные (длиной 80 см). Три шины оберните ватой или марлей.
  5. Приложите лестничную шину параллельно к стопе: пометьте размер от пятки до пальцев. Эту небольшую часть шины согните на 900 по отношению к основной части.
  6. На основную часть шины уложите ногу так, чтобы голень лежала на доске, а стопа упиралась в изогнутую на 900 часть.
  7. Вторая доска укладывается на наружную внешнюю сторону голени. Третья – укладывается на внутреннюю сторону голени.
  8. Попросите помощника придержать все три части.
  9. Возьмите эластичный бинт.Сделайте несколько полных оборотов бинтом вокруг голеностопного сустава. Достаточно 3–4 тура. Затем сделайте несколько туров вокруг стопы, плавно переходя на голеностоп и постепенно перемещаясь к коленному суставу. Закрепите бинт. Пострадавший готов к иммобилизации в стационар.

На бедро шина Крамера накладывается аналогично. Только увеличивается размер изделий.

Шина Дитерихса состоит из нескольких частей: внутреннего и внешнего костыля, подставки под стопу. Фиксатор имеет дополнительные элементы: закрутки и ремешки. Длину костылей можно регулировать.

Алгоритм наложения шины Дитерихса при переломе голени:

  1. Разрезать одежду и освободить конечность от одежды. Осмотрите и убедитесь, что есть перелом.
  2. Возьмите подставку для стопы и зафиксируйте ее с помощью ремешков.
  3. Длинный костыль приложите ко внешней стороне конечности так, чтобы верхняя часть планки упиралась в подмышечную впадину. Нижнюю часть костыля пропустите через проволочную рамку подставки для стопы. Подгоните размер длинного костыля под рост пациента. Сделайте так, чтобы нижний конец выступал за стопу на 7–10 см.
  4. Верхний конец длинной планки закрепите к груди с помощью ремешков или эластичного бинта.
  5. Малую планку установите на внутреннюю поверхность голени. Нижний ее конец пропустите через ту же проволочную рамку. На нижнем конце малого костыля есть двигающаяся часть – ее нужно прикрепить к подошвенной подставке.
  6. Верхний конец малой планки закрепите к параллельному костылю ремешками. Это должно быть на уровне верхней трети бедренной кости.
  7. После закрепления основных частей убедитесь, что все ремешки прикреплены к соответствующим частям.
  8. Для дополнительной иммобилизации при переломе голени можно зафиксировать коленный сустав эластичным бинтом .
  9. Пациент готов к транспортировке.

Алгоритм наложения импровизированной шины при переломе голени, бедра:

  1. Найдите один или несколько продолговатых и твердых предмета, подходящих по размеру нижним конечностям. Это может быть доска, арматура, палки и прочные ветки, длинная ножка стула, шланг от пылесоса.
  2. Приложите предметы так, чтобы конечность была вытянутой и сохраняла физиологическое положение.
  3. Найдите эластичный бинт и обвяжите конечность. Первые несколько туров сделайте на стопе, затем постепенно переходите в сторону коленного сустава. Там же снова сделайте 3–4 тура и закрепите бинт.
  4. Если нет бинта – используйте одежду.
  5. Если нет подходящих предметов – больную конечность можно прикрепить к здоровой ноге.

Видео инструкция наложения фиксатора Дитерихса

В видео иллюстрируется процесс накладывания шины Дитерихса.

Заключение

  1. Чем раньше вы наложите фиксатор, тем вероятней успех транспортировки. Быстрая иммобилизация убережет ногу от дополнительных травм и укоротит время восстановления.
  2. Шина используется как инструмент предотвращения и лечения травм конечностей. Главная ее задача – сохранить положение ноги и зафиксировать ее так, чтобы избежать осложнений.
  3. При оказании первой помощи при переломах используют наложение импровизированной шины, шины Крамера и Дитерихса.
  4. Всегда выполняйте наложение с помощником, фиксируйте несколько суставов, оставляйте ногу прямой и не накладывайте фиксатор прямо на кожу: между шиной и ногой должна быть мягкая ткань.

Окончил ВНМУ им. Н. И. Пирогова. Врач-интерн.

Источник