Массаж при переломе ребра

Переломы костей предплечья. Задачи массажа: 1) улучшить кровообращение в травмированных тканях; 2) ускорить регенерацию нервных волокон; 3) оказать обезболивающее действие; 4) ликвидировать отек и спазм сосудов; 5) уменьшить напряжение мышц; 6) стимулировать процессы костного заживления; 7) предупредить атрофию мышц и тугоподвижность в соседних суставах; 8) ускорить восстановление функции поврежденной конечности.

Методика массажа. При наложении гипсовой повязки массируются спина и здоровая конечность. После ее снятия вначале проводятся тепловые процедуры в виде парафина или ванн, а затем массаж. Если имеется съемная лангета, ее при проведении массажа снимают. Вначале делается массаж шейно-грудного отдела позвоночного столба, затем мышц плеча, предплечья и пальцев. Если имеется отек, проводится отсасывающий массаж, т.е. массируются проксимальные отделы; место же повреждения следует щадить, так как энергичный массаж усиливает отек. Продолжительность сеанса массажа 10–15 мин.

Переломы костей голени и бедра. Задачи массажа: 1) улучшить кровообращение в суставе; 2) оказать обезболивающее и рассасывающее действие; 3) стимулировать процессы костного заживления; 4) предупредить атрофию мышц бедра.

Методика массажа. При наложении гипсовой повязки массаж необходимо начинать со 2–4 дня после перелома для ускорения рассасывания кровоизлияния в суставе. Ежедневно массируют мышцы бедра и голени здоровой конечности в приподнятом ее положении и мышцы поясничной области. Применяют поглаживание, растирание, а также продольное и поперечное разминание. После оперативного вмешательства при наложении гипса необходимо массировать здоровую конечность и поясницу.

После снятия гипсовой повязки в первые дни показан щадящий массаж, особенно если есть отек. Проводится, как правило, отсасывающий массаж, конечность при этом несколько приподнята. Особое внимание следует уделять массажу четырехглавой мышцы бедра, которая имеет тенденцию к атрофии. В этом случае массаж проводится в сочетании с электростимуляцией. Продолжительность массажа 10–15 мин.

Переломы ребер возникают при падениях, ударах и пр. Характерна боль, которая усиливается при глубоком вдохе или кашле и пальпации.

Задачи массажа: 1) оказать обезболивающее и рассасывающее действие; 2) нормализовать дыхание; 3)стимулировать костное заживление.

Методика массажа. И.п. пациента – сидя, руки располагаются на столике, голова опущена. Проводиться массаж шеи, надплечья, спины и живота с применением щадящих приемов. Продолжительность массажа 5-10 минут.

Переломы ключицы и лопатки. Задачи массажа: 1) оказать обезболивающее и рассасывающее действие; 2) способствовать скорейшему восстановлению функций плечевого сустава; 3) предупредить атрофию мышц.

Методика массажа. В зависимости от вида иммобилизации со 2–3-го дня проводится массаж рук, шейно-грудного отдела позвоночника, живота. Продолжительность массажа 5–10 мин.

Переломы поперечных и остистых отростков позвонков. Переломы поперечных отростков встречаются почти исключительно в области I–IV поясничных позвонков, а остистых – в зоне VII шейного или I грудного позвонках. Отмечаются припухлость, резкая болезненность, локализующаяся по остистым отросткам при их травме, по бокам – при переломах поперечных отростков. Боли усиливаются при активном боковом наклоне туловища в сторону повреждения и при пассивном – в противоположную сторону.

Задачи массажа: 1) оказать обезболивающее и рассасывающее действие; 2) вызвать глубокую гиперемию тканей; 3) улучшить крово- и лимфообращение; 4) способствовать скорейшему восстановлению функции позвоночника.

Методика массажа. Вначале проводится предварительный массаж, включающий плоскостное поглаживание спины, разминание боковых ее поверхностей. Затем оказывается воздействие на паравертебральные области позвоночника с применением растирания основанием ладони, кончиками и фалангами согнутых пальцев. В области травмы применять интенсивные приемы не рекомендуется. Заканчивают массаж общим поглаживанием всей спины. Продолжительность массажа 10–15 мин.

Источник

Грудная клетка служит своеобразным каркасом для внутренних органов. Симптомы повреждения отражают не только переломы ребер, но и возможные сопутствующие разрывы сосудов, нервов, мягких тканей, соседних органов. Курс лечения зависит от особенностей травмы, индивидуальных ресурсов организма.

Причины и виды повреждений

Перелом ребра — это очень распространенная травма после повреждений конечностей. Разрушение целостности кости возникает после следующих событий:

  • падений;
  • сдавливания грудной клетки;
  • сильных ударов;
  • транспортных происшествий.

Множественные переломы приводят к образованию отломков с острыми краями, повреждающими соседние органы. Вследствие смещения фрагментов кости риск осложнений возрастает многократно.

В пожилом возрасте эластичность тканей снижается. Незначительное столкновение или падение приводит к травматическим переломам ребер.

Получение травмы может стать следствием хронического заболевания, снижающего прочность костей:

  • остеопороза;
  • остеомиелита и др.

Переломы, полученные вследствие внутренних заболеваний организма, называют патологическими.

По характеру травмы различают повреждения ребер:

  • прямые — разрушение кости в месте приложения силы;
  • непрямые — по бокам от места силового воздействия, например, при сдавливании с двух сторон.

Виды повреждений классифицируют на основе разных признаков:

  • локализации перелома — слева, справа, спереди, сзади, внизу и др.;
  • сложности травмы — неполный, полный перелом, множественный, оскольчатый;
  • характеру перелома — открытый, закрытый;
  • причины — механическое воздействие, компрессия, патология.

Особую угрозу здоровью несет двойной перелом с образованием свободного отломка — флотирующий (окончатый) перелом. Риск осложнений многократно возрастает.

Симптомы травмы

Ряд признаков, отражающих состояние пострадавшего, зависит от степени тяжести травмы, вовлечении в зону поражения не только ребер, но и ближайших органов, сосудов, нервов. Основная задача в оказании доврачебной помощи — вызвать медиков, бригаду неотложки.

Признаки перелома ребер

Клиническая картина травмы ребер характеризуется яркими симптомами:

  • сильной боли;
  • затрудненного (поверхностного) дыхания;
  • деформации грудной клетки;
  • крепитации;
  • отека.

Двигательная активность усиливает остроту болевых ощущений — это объясняется тем, что отломки воздействуют на нервные окончания. Переломы в передней части реберного каркаса сопровождаются более интенсивными болями, в задней части — слабыми ощущениями дискомфорта, так как в процессе дыхания ребра в данной области менее подвижны.

Подозрение на перелом ребра у ребенка может возникнуть, если после падения или другого травмирующего фактора появляются жалобы на боль и кашель. Кости детей эластичны, поэтому частота повреждений значительно ниже.

Причина поверхностного дыхания — в болевом барьере. Пострадавший не рискует глубоко дышать из-за острой рези в груди, вследствие чего поврежденная сторона отстает в дыхании, появляется синдром прерванного вдоха, нарушается частота дыхания. Межреберные промежутки смещаются, что наглядно проявляется у лиц с худощавым телосложением. Характерный хруст от трения поврежденных костей может сопровождать движения пострадавшего. На месте травмы появляется отек мягких тканей, возможна гематома.

Типичная поза с охватом руками больного места и соответствующим наклоном свидетельствует о стремлении пациента занять положение, в котором грудная клетка не подвержена движению.

Читайте также:  Перелом лодыжки первая медицинская помощь

Признаки перелома с осложнением

Множественные переломы ребер на практике связаны с неизбежными осложнениями.

Первые симптомы тяжелых травм:

  • обильное кровотечение;
  • кровохарканье;
  • подкожная эмфизема;
  • резкое нарушение дыхания;
  • учащение пульса;
  • падение давления;
  • сильно выраженная бледность кожи.

Сигналы опасности свидетельствуют о поражениях крупных сосудов и соседних органов:

  • легких;
  • сердечной мышцы;
  • печени;
  • селезенки;
  • почек и др.

Пострадавшему требуется неотложная медицинская помощь. Промедление в несколько часов приводит к тяжелым увечьям или гибели пострадавшего.

Осложнения

Переломы ребер без последующих осложнений угрозы жизни не представляют. Самые простые, одиночные повреждения, лечатся в домашних условиях, пострадавшие получают хороший прогноз в процессе восстановления.

Состояние пострадавшего с неясным сознанием, головокружением, невыносимой болью, сильным кровотечением — признаки тяжелой патологии.

Осложнения возникают вследствие ограничения дыхательной деятельности и недостатка клеточного питания кислородом.

Наиболее распространенные последствия после повреждения ребер:

  • подкожная эмфизема — скопление воздуха в подкожной клетчатке. Проявляется в характерной вздутости и скрипе при нажатии;
  • пневмоторакс — наполнение воздухом области плевры. Возникает отрывистый кашель, посинение кожи, частый пульс, набухание вен на шее. Устраняют пневмоторакс с помощью пункции в стационаре;
  • гемоторакс — скопление крови в области плевры. Тахикардия, снижение давления сигнализируют о срочности госпитализации;
  • инфицирование органов — воспалительные процессы возникают по причине недостатка поступления кислорода. Температура тела повышается при наличии очага воспаления. Длительное проявление данного симптома свидетельствует о развитии осложнения. Предупредить возникновение пневмонии, трахеита, бронхита можно назначением препаратов пенициллинового ряда.

Осложнение может выражаться в сочетанной форме — это представляет особую угрозу жизнедеятельности организма. Так, скопление в грудной полости одновременно крови, воздуха приводит к полному спадению поврежденного легкого.

Сигналом опасного состояния является дыхательная недостаточность, возникновение которой связано с западением фрагментов реберной кости после переломов. Грудная клетка при этом становится ассиметричной. Срочная медицинская помощь обязательна.

Доврачебная помощь

Важное условие в оказании первой помощи — осознание, что следует делать при переломе ребер, а чего предпринимать нельзя. Многие осложнения возникают как следствия неправильных действий пострадавшего и близких людей.

Полезные советы заключаются в следующем:

  • нужно обездвижить пострадавшего в полусидячей позе либо уложить в кровать на травмированную сторону;
  • предложить препарат-анальгетик для облегчения дыхания;
  • остановить кровотечение холодом.

Самое главное — вызвать бригаду медиков для оказания квалифицированной помощи.

В случае самостоятельной транспортировки больного нужно выбрать полусидячее положение с опорой на твердую поверхность. Подложенный под спину валик из одежды или одеяла поможет занять максимально удобную позу.

Лечение

На основе медицинского осмотра, изучения анамнеза, жалоб пострадавшего и аппаратного обследования осуществляется диагностика повреждения.

Терапия единичных переломов

Единичные травмы, 1−2 перелома без осложнений, подлежат лечению в домашних условиях.

Терапевтический курс состоит из следующих процедур:

  • приема обезболивающих препаратов и отхаркивающих средств;
  • иммобилизации посредством перевязок, применения бандажа или пластыря.

Лечение множественных травм

В ряде случаев требуется хирургическое вмешательство для жизнеобеспечения работы всего организма:

  • при открытых переломах;
  • попадании в рану инородных тел;
  • скоплении крови, воздуха в плевральной области;
  • сильном кровотечении и т. д.

На первом этапе проводят удаление скоплений жидкости, газов, проводят мероприятия для восстановления легочной вентиляции, нормального дыхания.

Задачей травматологов является фиксация отломков для заживления. Специальные приспособления служат креплениями для костей ребер: пластины; спицы. Шины либо удаляют после появления костной мозоли, либо сохраняют в организме без причинения вреда.

Сложные переломы со смещением фрагментов кости, повреждением других органов подлежат лечению исключительно в условиях стационара.

Лекарственная терапия сопровождает лечение переломов.

Пациент принимает комплекс препаратов:

  • обезболивающих;
  • противовоспалительных;
  • витаминных и насыщенных минералами;
  • хондопротекторов.

Народные методы лечения применяются как дополнительные к основному курсу терапии. Специалисты не опровергают их пользу на стадии заживления. Прием настоев, натирания, прикладывание компрессов на основе натуральных компонентов снимают боль, усиливают кровообращение, питание тканей в зоне поражения.

Восстановление

Продолжительность лечения напрямую зависит от характера травмы, особенностей организма пострадавшего, наличия осложнений. Заживление переломов у детей и подростков длится примерно 2−3 недели, у лиц среднего возраста — 3−4 недели, пожилых и ослабленных людей — до 7 недель.

Процесс восстановления включает основные стадии:

  • формирование остеоидной мозоли;
  • регенерация костной ткани.

Увеличение физических нагрузок должно быть постепенным, без резких движений и ношения тяжестей. Спортивная деятельность допускается только после консультации с врачом.

Большую роль играет питание в период восстановления. Сбалансированная пища с микроэлементами и витаминами ускоряет процесс срастания костей. В рацион рекомендуют включать продукты с высоким содержанием кальция, белка — молочные продукты, рыба, орехи, овощи.

Важную роль в процессе выздоровления играют специальные дыхательные упражнения, физиопроцедуры, занятия ЛФК, прогулки на свежем воздухе и здоровый образ жизни в целом.

Удобная одежда из натуральных материалов способствует комфортному состоянию, если она не сковывает движения, пропускает воздух, не создает трудностей в переодевании.

Ночной отдых рекомендуется проводить лежа на спине с приподнятой головой, иногда в полусидящем положении.

Совместные усилия лечащего врача и пациента, соблюдение условий и предписаний помогут вернуться пострадавшему в привычный образ жизни и забыть о переломе ребер.

Источник

Ìàññàæ êàê ýôôåêòèâíûé ìåòîä, ïðèìåíÿåìûé â öåëÿõ íîðìàëèçàöèè ôóíêöèé îðãàíèçìà ïðè òðàâìàòè÷åñêèõ ïîâðåæäåíèÿõ. Âëèÿíèå ìàññàæà íà âîññòàíîâëåíèå òêàíåé, óñòðàíåíèå àòðîôèé. Ðàññìîòðåíèå ïðèåìîâ, ìåòîäèêè, òåõíèêè ìàññàæà ïðè ðàçíûõ ïîâðåæäåíèÿõ êîñòåé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Ïåðìñêîãî êðàÿ

Ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå ïðîôåññèîíàëüíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå

«×àéêîâñêèé ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ»

Èòîãîâàÿ àòòåñòàöèîííàÿ ðàáîòà

Îñîáåííîñòè ìàññàæà ïðè ïîâðåæäåíèè êîñòåé

Êóðñ ïðîôåññèîíàëüíîé ïåðåïîäãîòîâêè ïî ñïåöèàëüíîñòè Ìåäèöèíñêèé ìàññàæ

Ñïåöèàëüíîñòü: 34.02.01 Ñåñòðèíñêîå äåëî

Ñòóäåíòêà: Ñàáèðüÿíîâà Êñåíèÿ Òèìîôååâíà

Ãðóïïà 4 ì/ñ Â

Ðóêîâîäèòåëü: Å.À. Ïðîõîðîâà

×àéêîâñêèé, 2017 ã.

Ñîäåðæàíèå

  • Ââåäåíèå
  • 1. Îñîáåííîñòè ìàññàæà ïðè ïîâðåæäåíèè êîñòåé
  • 2. Òåõíèêà ìàññàæà ïîä ãèïñîì
  • 3. Òåõíèêà ìàññàæà ïðè ïåðåëîìå ðóêè
  • 4. Òåõíèêà ìàññàæà ïðè ïåðåëîìå íîãè
  • 5. Òåõíèêà ìàññàæà ïðè ïåðåëîìå ëîäûæêè
  • 6. Òåõíèêà ìàññàæà ïðè ïåðåëîìå ëó÷åâîé êîñòè
  • 7. Òåõíèêà ìàññàæà ïðè ïåðåëîìå ðåáåð
  • 8. Òåõíèêà ìàññàæà ïðè ïîâðåæäåíèè êîñòåé òàçà
  • Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ

Àêòóàëüíîñòü: â íàñòîÿùåå âðåìÿ ëå÷åáíûé ìàññàæ ÿâëÿåòñÿ ýôôåêòèâíûì ëå÷åáíûì ìåòîäîì, ïðèìåíÿåìûì â öåëÿõ íîðìàëèçàöèè ôóíêöèé îðãàíèçìà ïðè ðàçëè÷íûõ òðàâìàòè÷åñêèõ ïîâðåæäåíèÿõ; øèðîêî èñïîëüçóåòñÿ ïðè êîìïëåêñíîì ëå÷åíèè â áîëüíèöàõ, ïîëèêëèíèêàõ, ñàíàòîðèÿõ, ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ [2].

Öåëü: èçó÷èòü îñîáåííîñòè ìàññàæà ïðè ïîâðåæäåíèè êîñòåé.

Читайте также:  Повязка на кисть после перелома

Çàäà÷è:

1. Èçó÷èòü èñòî÷íèêè èíôîðìàöèè ïî äàííîé òåìå.

2. Ðàññìîòðåòü îñîáåííîñòè ìàññàæà ïðè ïîâðåæäåíèè êîñòåé.

Ïðè çàêðûòûõ ïåðåëîìàõ ìàññàæ âûïîëíÿåòñÿ íà âñåõ ñòàäèÿõ åãî çàæèâëåíèÿ, íà÷èíàÿ ñî 2-3 äíÿ ïîñëå ïåðåëîìà. Ðàííèé ìàññàæ ñïîñîáñòâóåò óìåíüøåíèþ áîëåé, óñêîðåíèþ ðàññàñûâàíèÿ êðîâîèçëèÿíèÿ â îáëàñòè ïåðåëîìà, óëó÷øåíèþ òðîôèêè ïîâðåæäåííûõ òêàíåé, ñîêðàùåíèþ ñðîêà îáðàçîâàíèÿ êîñòíîé ìîçîëè è âîññòàíîâëåíèþ ôóíêöèè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè.

Ìàññèðîâàòü áîëüíóþ êîíå÷íîñòü ìîæíî êàê â ãèïñîâîé ïîâÿçêå, òàê è ïðè íàëîæåíèè ñêåëåòíîãî âûòÿæåíèÿ.

Çàäà÷è ìàññàæà:

1) óëó÷øèòü êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèå;

2) óñêîðèòü ïðîöåññ ðåãåíåðàöèè òêàíåé;

3) îêàçàòü îáåçáîëèâàþùåå äåéñòâèå;

4) óìåíüøèòü íàïðÿæåíèå ìûøö;

5) ïðåäóïðåäèòü àòðîôèþ ìûøö.

Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé âîçäåéñòâóþò ìàññàæåì â îáëàñòè âåðõíåãðóäíîãî è øåéíî-çàòûëî÷íîãî îòäåëîâ. Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé íèæíåé êîíå÷íîñòè ìàññèðóþò íèæíåãðóäíîé è ïîÿñíè÷íî-êðåñòöîâûé îòäåëû. Çàòåì ìàññèðóþò çäîðîâóþ êîíå÷íîñòü è ñåãìåíòû ïîðàæåííîé êîíå÷íîñòè, ñâîáîäíûå îò ãèïñîâîé ïîâÿçêè. Ïðè ëîêàëèçàöèè ïîâðåæäåíèé íà âåðõíèõ êîíå÷íîñòÿõ ìàññèðóþò âåðõíþþ ÷àñòü ñïèíû îò ëèíèè, ñîåäèíÿþùåé íèæíèå óãëû ëîïàòêè äî íàäïëå÷üÿ, ãäå èñïîëüçóþò ïðèåì ïîãëàæèâàíèÿ 1-2 âèäà (ïðÿìîëèíåéíîå, ïîïåðåìåííîå), ïðèåì ðàñòèðàíèÿ 1-2 âèäà (îñíîâàíèåì ëàäîíè, ðåáðîì ëàäîíè) è ñïèðàëåâèäíûå äâèæåíèÿ, ïðèìåíÿåìûå ïðè ìàññàæå òðàïåöèåâèäíîé ìûøöû (ñïèðàëåâèäíîå ïîäóøå÷êîé áîëüøîãî ïàëüöà, ñïèðàëåâèäíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, ñïèðàëåâèäíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ, ñïèðàëåâèäíîå áóãðîì áîëüøîãî ïàëüöà).

Íà çäîðîâîé êîíå÷íîñòè âûïîëíÿþò ïðèåìû è ìåòîäèêó ïî êëàññè÷åñêîìó ïðèíöèïó, ò. å. ïëå÷åâîé ñóñòàâ, ïëå÷î, ïðåäïëå÷üå è êèñòü.

Íà ãðóäíûõ ìûøöàõ âûïîëíÿþò ïðèåìû ïîãëàæèâàíèÿ, ïîòðÿõèâàíèÿ è 1-2 ïðèåìà ðàçìèíàíèÿ â ìåäëåííîì òåìïå.

Íà âåðõíåé êîíå÷íîñòè ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé êèñòè è ïàëüöåâ ìàññèðóþò ìûøöû ïëå÷à, ïðåäïëå÷üÿ è ìåñòà âûøå ãèïñîâîé ïîâÿçêè. Ïîñëå ñíÿòèÿ ëàíãåòû ïðîèçâîäÿò ïîãëàæèâàíèå, ðàñòèðàíèå è ðàçìèíàíèå ïàëüöåâ êèñòè, âèáðàöèþ ïàëüöàìè ìåñòà ïåðåëîìà. Àêòèâíûå è ïàññèâíûå äâèæåíèÿ — ïî ìåðå âîçìîæíîñòè ïðèìåíåíèÿ.

Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ ïðîâîäÿò ìàññàæ ïëå÷à, ëîêòåâîãî ñóñòàâà, ìåñòà âûøå è íèæå ïåðåëîìà, à òàêæå êèñòè. Êîãäà êîñòíàÿ ìîçîëü äîñòàòî÷íî îêðåïíåò, è ãèïñîâóþ ïîâÿçêó ñíèìàþò, âêëþ÷àþò ìàññàæ ïðåäïëå÷üÿ. Ñíà÷àëà ïðîèçâîäÿò ëåãêîå ïîãëàæèâàíèå è ïîêîëà÷èâàíèå, çàòåì âêëþ÷àþò ïðèåìû ðàñòèðàíèÿ è ðàçìèíàíèÿ.

Ïðè ïåðåëîìàõ ïëå÷åâîé êîñòè äåëàþò ìàññàæ íàäïëå÷üÿ è øåè, ïðåäïëå÷üÿ è êèñòè. Ñ ïåðåõîäîì íà ñúåìíûå ãèïñîâûå ëàíãåòû âêëþ÷àþò è ìàññàæ ïëå÷à, âèáðàöèþ ïàëüöàìè ìåñòà ïåðåëîìà, àêòèâíûå è ïàññèâíûå äâèæåíèÿ. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïðîöåäóðû 10-15 ìèí.

Ïðè ëîêàëèçàöèè ïîâðåæäåíèé íà íèæíèõ êîíå÷íîñòÿõ ïðèìåíÿþò ìàññàæ íà íèæíåé ÷àñòè ñïèíû, ïîÿñíè÷íîì îòäåëå, îáëàñòè òàçà, çäîðîâîé êîíå÷íîñòè è çàòåì ìàññèðóþò ñåãìåíòû âûøå ìåñòà ïåðåëîìà, íèæíèå îòäåëû êîíå÷íîñòè (íèæå ìåñòà ïåðåëîìà), à ïðè ñíÿòèè ãèïñà — áîëüíîé ó÷àñòîê.

Íà íèæíåé ÷àñòè ñïèíû ïðèåìû ïîãëàæèâàíèÿ è ðàñòèðàíèÿ (ïî 1-2 âèäàì) ïðèìåíÿþòñÿ îò ïîäâçäîøíûõ êîñòåé äî ëèíèè, ñîåäèíÿþùåé óãëû ëîïàòîê.

Ïðèåìû ðàçìèíàíèÿ ïðèìåíÿþòñÿ íà ìûøöàõ ñïèíû îò êðåñòöà äî íèæíåãî óãëà ëîïàòêè (ñïèðàëåâèäíîå ïîäóøå÷êîé áîëüøîãî ïàëüöà, ñïèðàëåâèäíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ). Ïðîâîäÿò ñíà÷àëà íà îäíîé, ïîòîì íà äðóãîé ñòîðîíå.

Âäîëü ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà èñïîëüçóþò ïðèåìû — ïðÿìîëèíåéíîå ðàçìèíàíèå ïîäóøå÷êàìè 2-3-ãî ïàëüöåâ, âîçäåéñòâóþò íà ïðîìåæóòêè ìåæäó îòðîñòêàìè.

Íà ïîÿñíè÷íîì îòäåëå ïðèìåíÿþòñÿ ïðèåìû — ïðÿìîëèíåéíîå ïîãëàæèâàíèå è ðàçìèíàíèå ïîäóøå÷êîé è áóãðîì áîëüøîãî ïàëüöà, ñïèðàëåâèäíîå ïîäóøå÷êîé áîëüøîãî ïàëüöà, ñïèðàëåâèäíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, ñïèðàëåâèäíîå îñíîâàíèåì ëàäîíè, íà îäíîé è äðóãîé ñòîðîíå.

Îáëàñòü òàçà è çäîðîâàÿ êîíå÷íîñòü ìàññèðóþòñÿ ïî îáùåïðèíÿòîé ìåòîäèêå ñ ïðèìåíåíèåì ñîêðàùåííîãî êîëè÷åñòâà ïðèåìîâ.

Íà áîëüíîé íîãå ïðè ïåðåëîìå êîñòåé ñòîïû ïðèìåíÿþò ïðèåìû íà ìûøöàõ áåäðà, êîëåííîãî ñóñòàâà, ãîëåíè. Ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñîâîé ëàíãåòû ïðîèçâîäÿò ïîãëàæèâàíèå, ðàñòèðàíèå ñòîïû, âèáðàöèÿ ìåñòà ïåðåëîìà. Àêòèâíûå è ïàññèâíûå äâèæåíèÿ.

Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ãîëåíè ïðîèçâîäÿò ìàññàæ áåäðà âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà íà ãîëåíè, ñòîïû. Ñî âòîðîé íåäåëè ïîñëå ïåðåëîìà êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ è ãîëåíè ïðåäëàãàåòñÿ âûðåçàòü îòâåðñòèå â ãèïñå è äåëàòü ëåãêóþ âèáðàöèþ íà ìåñòå ïåðåëîìà (ñ ïîìîùüþ àïïàðàòà èëè ïàëüöåâ ðóêè). Ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñà ïåðåõîäÿò ê ìàññàæó âñåé êîíå÷íîñòè.

Ïðè ïåðåëîìå áåäðà ìàññèðóþò ãðóäíóþ êëåòêó è ìûøöû æèâîòà, ïðîâîäÿò ìàññàæ âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà, à òàêæå ïîãëàæèâàíèå è ðàñòèðàíèå íàäêîëåííèêà. Âèáðàöèþ â îêíàõ ãèïñà ïðè ïåðåëîìàõ áåäðà è ïëå÷à íàçíà÷àþò ñ òðåòüåé íåäåëè. Ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñîâîé ïîâÿçêè âûïîëíÿþò ìàññàæ âñåé êîíå÷íîñòè.

Ëå÷åáíóþ ãèìíàñòèêó çäîðîâîé êîíå÷íîñòè íàçíà÷àþò âî âñåõ ñëó÷àÿõ.

Ïðè îñòàòî÷íûõ ÿâëåíèÿõ ïåðåëîìîâ êîñòåé (ìûøå÷íûå àòðîôèè, òóãîïîäâèæíîñòü ñóñòàâîâ, ïîçäíèå îòåêè, çàìåäëåíèå îáðàçîâàíèÿ êîñòíîé ìîçîëè, ðàçâèòèå èçáûòî÷íîé êîñòíîé ìîçîëè) òàêæå ïðèìåíÿþò ìàññàæ.

Ïðè ãèïîòðîôèè ìûøö èñïîëüçóþò ïðèåìû ñèëüíîãî ðàçìèíàíèÿ â áûñòðîì òåìïå, ïîòðÿõèâàíèå. Ìàññàæ ìåñòà ïåðåëîìà — çèãçàãîîáðàçíîå è ñïèðàëåâèäíîå ïîãëàæèâàíèå (ýòè ïðèåìû ïîãëàæèâàíèÿ ìåíüøå ðàçäðàæàþò êîæó), íåæíàÿ âèáðàöèÿ, ñäâèãàíèå è ðàñòÿæåíèå ìÿãêèõ òêàíåé, ñïàÿííûõ ñ êîñòíîé ìîçîëüþ.

Ïðè çàìåäëåííîì ñðàùåíèè ïåðåëîìà è íàëè÷èè ìÿãêîé ïëàñòè÷íîé ìîçîëè ïðèìåíÿþò íàäàâëèâàíèå, ïîêîëà÷èâàíèå, äðóãèå óäàðíûå ïðèåìû (ïðè îòñóòñòâèè áîëè). Âñå ïðèåìû èíòåíñèâíîãî âîçäåéñòâèÿ íà ìåñòå ïåðåëîìà âûïîëíÿþò ðèòìè÷íî, ñ ïàóçàìè îòäûõà è ÷åðåäóþò ñ ïîãëàæèâàíèåì. Äîïîëíèòåëüíî ê ýòîìó íàçíà÷àåòñÿ ñàìîìàññàæ â âèäå ïîêîëà÷èâàíèÿ îáëàñòè ïåðåëîìà ïîäóøå÷êàìè ïàëüöåâ íåñêîëüêî ðàç â äåíü.  ïåðèîä èììîáèëèçàöèè êîíå÷íîñòè ãèïñîâîé ïîâÿçêîé ðåêîìåíäóåò ïðèìåíÿòü âèáðàöèîííûé ìàññàæ ÷åðåç ãèïñ.

Ïðè èçáûòî÷íîé êîñòíîé ìîçîëè èçáåãàþò èíòåíñèâíûõ âîçäåéñòâèé íà ìåñòî ïåðåëîìà, íåîáõîäèìî îáõîäèòü äàííîå ìåñòî.

Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ è çàìåäëåííîì îáðàçîâàíèè êîñòíîé ìîçîëè ñëåäóåò ïðèìåíÿòü ìàññàæ íà îêîëîïîçâîíî÷íûõ çîíàõ ñïèíû è èíòåíñèâíûé ìàññàæ çäîðîâûõ îáëàñòåé òåëà. Ýôôåêòèâíîñòü ìàññàæà ïîâûøàåòñÿ ïðè ñî÷åòàíèè åãî ñ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé.

Êóðñ ëå÷åíèÿ ìàññàæåì â îñíîâíîì — 16 ïðîöåäóð, ïðè íåîáõîäèìîñòè (îñòàþùåéñÿ òóãîïîäâèæíîñòè è ò. ä.) íàçíà÷àþò ïîâòîðíûå êóðñû ñ ïåðåðûâàìè ìåæäó íèìè íå ìåíåå äâóõ íåäåëü[3].

Ìàññàæ ïîä ãèïñîì âûïîëíÿåòñÿ äëÿ àêòèâèçàöèè êðîâîòîêà ìûøö ïîâðåæäåííîé ÷àñòè òåëà. Ïîä ãèïñîì áåç äâèæåíèÿ ìûøöû îñëàáåâàþò, ñòàíîâÿòñÿ âÿëûìè. Ìàññàæ ïîçâîëÿåò óâåëè÷èòü êðîâîòîê, óâåëè÷èâàÿ ñêîðîñòü îáíîâëåíèÿ êîñòíîé òêàíè, è ñîîòâåòñòâåííî, ñðàñòàíèÿ êîíå÷íîñòè.

Ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî ìåòîäèê ìàññàæà ïðè íîøåíèè ãèïñà:

Читайте также:  Ольга лепешинская перелом

1. Íàäàâëèâàíèÿ — ÷åðåç íåáîëüøèå îòâåðñòèÿ â ãèïñå èëè ÷åðåç ïàçóõè ìåæäó ãèïñîì è êîíå÷íîñòüþ, äåëàþòñÿ íåáîëüøèå íàäàâëèâàíèÿ íà êîæó.

2. Ïîñòóêèâàíèÿ — íåïîñðåäñòâåííî ïî ãèïñó âûïîëíÿþòñÿ ëåãêèå îòäåëüíûå ïîñòóêèâàíèÿ. Óäàðû íå äîëæíû áûòü ñèëüíûìè è ÷àñòûìè, ÷òîáû íå ñîçäàâàòü ýôôåêò âèáðàöèè.

3. Ìàññàæ äî è ïîñëå ãèïñà — ðàçìèíàåòñÿ êîíå÷íîñòü îêîëî ãèïñà, ÷òîáû ñíÿòü îòå÷íîñòü, óâåëè÷èòü êðîâîòîê è ïðèòîê êèñëîðîäà. Ýòîò ìåòîä ñíèìàåò áîëü, ãåìàòîìû è óñêîðÿåò ïðîöåññ âîññòàíîâëåíèÿ òêàíåé.

Ìàññàæ äî è ïîñëå ãèïñà âûïîëíÿåòñÿ ëåãêèìè íàæàòèÿìè è ïîãëàæèâàíèåì. Äâèæåíèÿ ìîæíî ïðîâîäèòü êàê ïðîäîëüíî, òàê è ïîïåðå÷íî ïî îòíîøåíèþ ê ãèïñó[4].

Ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñà íà÷èíàåòñÿ ïåðèîä ðåàáèëèòàöèè, çà âðåìÿ êîòîðîãî ïàöèåíòó ïðåäñòîèò çàíîâî íàó÷èòü êîíå÷íîñòü äâèãàòüñÿ.  ýòî âðåìÿ ïðîâîäèòñÿ ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ïðîöåäóðû, ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà, âîññòàíàâëèâàþùèé ìàññàæ.

Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ íîðìàëüíîé öèðêóëÿöèè âåùåñòâ â ïîâðåæäåííîì ìåñòå ìàññàæè âûïîëíÿþòñÿ ñ ïðèìåíåíèåì ñïåöèàëüíûõ ìàçåé è ãåëåé, êîòîðûå â ñâîåì áîëüøèíñòâå îáëàäàþò îáåçáîëèâàþùèì ýôôåêòîì, ïîìîãàÿ ïàöèåíòó ïåðåíîñèòü ïðîöåäóðû.

×òîáû ïðîöåäóðû ïðèíîñèëè ïîëüçó, íå ñòîèò ñèëüíî íàãðóæàòü ïîâðåæäåííîå ìåñòî — äëèòåëüíîñòü è èíòåíñèâíîñòü ìàññàæåé îáû÷íî íå óâåëè÷èâàåòñÿ.

Òåõíèêà ðåàáèëèòàöèîííîãî ìàññàæà ðóêè:

1. ïðîäîëüíûå è ïîïåðå÷íûå ïîãëàæèâàíèÿ — ïðîâîäÿòñÿ ëàäîíÿìè è ïàëüöàìè äëÿ ðàçîãðåâà òêàíåé ïåðåä ìàññàæåì;

2. ðàñòèðàíèå (ïðîäîëüíîå è ïîïåðå÷íîå) — äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ êðîâîòîêà è äðóãèõ ôóíêöèé, ïîâðåæäåííûõ ïðè ïåðåëîìå. Ðàñòèðàíèå ìîæíî ïðîâîäèòü ñ íåáîëüøèì äàâëåíèåì, ÷òîáû äîáðàòüñÿ äî íèæåëåæàùèõ òêàíåé;

3. ðàçìèíàíèå — ïðîâîäèòñÿ äëÿ óñêîðåíèÿ âîññòàíîâëåíèÿ òêàíåé. Ïðèìåíÿåòñÿ ïðîäîëüíîå è ïîïåðå÷íîå ðàçìèíàíèå, êðóãîîáðàçíûå äâèæåíèÿ ïàëüöàìè. Íà äàííîì ýòàïå æåëàòåëüíî ïðèìåíÿòü ìàçè ïðîòèâ îòåêîâ — Âåíîëàéô, Ãåïàòðîìáèí, Áûñòðóìãåëü. Êàê îñíîâà ÷àñòî ïðèìåíÿåòñÿ êåäðîâîå ìàñëî;

4. âèáðàöèÿ — ÷åðåäóåòñÿ ñ ïîãëàæèâàíèåì, èñïîëüçóþòñÿ ëåãêèå íàæèìû è ïåðêóññèÿ.

 êà÷åñòâå äîïîëíèòåëüíûõ àêñåññóàðîâ ïðèìåíÿþòñÿ êàòî÷êè, ìàññàæåðû, àïïëèêàòîðû è ïîäîáíûå èíñòðóìåíòû.

Ìàññàæ ðóêè ïîñëå ïåðåëîìà ÷åðåäóåòñÿ ñ ðàçðàáîòêîé ñóñòàâîâ. Äëèòåëüíîñòü ïðîöåäóðû âàðüèðóåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ñëîæíîñòè ïîâðåæäåíèÿ è áîëåâûõ îùóùåíèé ïàöèåíòà[4].

Ðåàáèëèòàöèÿ ïîñëå ïåðåëîìà ëó÷åâîé êîñòè ïðîâîäèòñÿ â íåñêîëüêî ýòàïîâ. Ñíà÷àëà áîëüøåå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ ðàçðàáîòêå ïàëüöåâ. Çàòåì ïðîâîäèòñÿ íåñêîëüêî ñåàíñîâ ñ ó÷àñòêàìè ïðèáëèæåííûìè ê ïîâðåæäåííîìó ìåñòó.

 ðåàáèëèòàöèîííûõ ïðîöåäóðàõ ìîãóò ó÷àñòâîâàòü âñå ïðèåìû ìàññàæà, íî èçëèøíåå äàâëåíèå ìîæåò âûçâàòü íå òîëüêî áîëåâûå îùóùåíèÿ, íî ñìåùåíèå îñêîëêîâ òðàâìèðîâàííîé êîñòè.

Ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ëó÷åâîé êîñòè:

1. ðàçîãðåâàíèå — ðóêà êëàäåòñÿ íà ðîâíóþ ïîâåðõíîñòü, âûïîëíÿþòñÿ ñãèáàòåëüíûå è ðàçãèáàòåëüíûå äâèæåíèÿ;

2. ïîäúåì ïðåäïëå÷üÿ — ðóêà íà ðîâíîé ïîâåðõíîñòè, ïðåäïëå÷üå ïåðïåíäèêóëÿðíî ïîâåðõíîñòè, íà êîòîðîé ëåæèò ðóêà. Âûïîëíÿþòñÿ ïîäúåìû è îïóñêàíèÿ ïðåäïëå÷üÿ;

3. êðóãîâûå äâèæåíèÿ — ïîëîæåíèå ðóêè àíàëîãè÷íî ñ ïîäúåìàìè, âûïîëíÿþòñÿ êðóãîâûå äâèæåíèÿ ïðåäïëå÷üÿ;

4. ïàëüöû — ëóêà ëåæèò ëàäîíüþ ââåðõ, ïàëüöû ðàçìèíàþòñÿ èõ ïîäúåìàìè;

5. ïîäúåì ðóêè — ïîëîæåíèå ðóêè — ëàäîíüþ âíèç, ðóêà ñãèáàåòñÿ â ëîêòå, ïðîâîäÿòñÿ ïîäúåìû è îïóñêàíèÿ. Â ýòîì óïðàæíåíèè ìîæíî ïîìîãàòü çäîðîâîé ðóêîé.

Ïåðå÷èñëåííûå ïðèåìû ìîæíî âûïîëíÿòü ñàìîñòîÿòåëüíî, ëþáîé äðóãîé ìàññàæ ïîñëå ïåðåëîìà ëó÷åâîé êîñòè äîëæåí ïðîâîäèòüñÿ ñïåöèàëèñòîì. Åäèíñòâåííîå ïðîòèâîïîêàçàíèå äëÿ òàêîé ðàçðàáîòêè ðóêè — ïåðåëîì ëîêòåâîãî ñóñòàâà[5].

Ïåðåëîìû ðåáåð âîçíèêàþò îò ïàäåíèé, óäàðîâ è äð.

Õàðàêòåðíà áîëü, êîòîðàÿ óñèëèâàåòñÿ ïðè ãëóáîêîì âäîõå èëè êàøëå, ïðè ïàëüïàöèè.

Çàäà÷è ìàññàæà: îêàçàòü îáåçáîëèâàþùåå è ðàññàñûâàþùåå äåéñòâèå, íîðìàëèçîâàòü äûõàíèå, ñòèìóëèðîâàòü ðåãåíåðàöèþ êîñòåé.

Ìàññàæ ïðîâîäÿò â ïîëîæåíèè ñèäÿ, ðóêè ðàñïîëàãàþòñÿ íà ñòîëèêå, ãîëîâà îïóùåíà.

Âûïîëíÿþò ìàññàæ øåè, íàäïëå÷üÿ, ñïèíû è æèâîòà.

Ïðèìåíÿþò ùàäÿùèå ïðèåìû.

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ìàññàæà 5-10 ìèí[5].

Ïðè òðàâìàõ òàçîâîé îáëàñòè íàáëþäàþòñÿ ïåðåëîìû ãîðèçîíòàëüíûõ è íèñõîäÿùèõ âåòâåé ëîáêîâûõ è ñåäàëèùíûõ êîñòåé. Ïåðåëîìû òàçîâûõ êîñòåé ÷àñòî áûâàþò îäíîñòîðîííèìè. Ðàçëè÷àþò èçîëèðîâàííûå ïåðåëîìû òàçîâûõ êîñòåé áåç íàðóøåíèÿ öåëîñòíîñòè òàçîâîãî êîëüöà è ïåðåëîìû ñ íàðóøåíèåì öåëîñòíîñòè òàçîâîãî êîëüöà.

Öåëü ìàññàæà: óìåíüøåíèå è ëèêâèäàöèÿ áîëåé, óëó÷øåíèå êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ, ïðîôèëàêòèêà ïðîëåæíåé è çàïîðîâ, ðåôëåêòîðíîå âîçäåéñòâèå íà ñòèìóëÿöèþ ðåãåíåðàòèâíûõ ïðîöåññîâ, ïðåäóïðåæäåíèå òóãîïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ, ìûøå÷íîé ãèïîòîíèè.  ìåñòàõ âîçìîæíîãî îáðàçîâàíèÿ ïðîëåæíåé ïðèìåíÿþò ïîãëàæèâàíèå, êðóãîâîå èëè ñïèðàëåâèäíîå ðàñòèðàíèå ÷åòûðüìÿ ïàëüöàìè, ïåðåìåæàþùååñÿ íàäàâëèâàíèå.  îáëàñòè æèâîòà ïðèìåíÿþò êðóãîâîå ïëîñêîñòíîå ïîãëàæèâàíèå, ïîïåðåìåííîå ðàñòèðàíèå, êðóãîâîå ïîãëàæèâàíèå, ïèëåíèå, ãëóáîêîå êðóãîâîå ïëîñêîñòíîå ïîãëàæèâàíèå, ñïèðàëåâèäíîå ðàñòèðàíèå ÷åòûðüìÿ ïàëüöàìè, êðóãîâîå ïîãëàæèâàíèå, íàêàòûâàíèå, ïîãëàæèâàíèå, ïðîñòîå ïîïåðå÷íîå ïðåðûâèñòîå ðàçìèíàíèå, ïîãëàæèâàíèå. Ïðè óêàçàííîì âûøå ïîëîæåíèè ïàöèåíòà ìàññèðóþò è íèæíèå êîíå÷íîñòè. Âî âðåìÿ ìàññàæà íèæíèõ êîíå÷íîñòåé ìàññàæèñò ñòàðàåòñÿ îõâàòèòü ìàññàæíûìè ïðè¸ìàìè ïåðåäíþþ, çàäíþþ, íàðóæíóþ è âíóòðåííþþ ïîâåðõíîñòè íèæíèõ êîíå÷íîñòåé. Ìàññàæ íîãè çàêàí÷èâàþò îáõâàòûâàþùèì íåïðåðûâèñòûì ïîãëàæèâàíèåì. Êîëåííûé è ãîëåíîñòîïíûé ñóñòàâû ìàññèðóþò ïî îáùåé ìåòîäèêå. Ïðè¸ìû ðó÷íîé âèáðàöèè íå ïðèìåíÿþò â îáëàñòè æèâîòà è íà íèæíèõ êîíå÷íîñòÿõ. Îáùàÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü ìàññàæíîé ïðîöåäóðû 20-25 ìèíóò. Ìàññàæ ïðîâîäèòñÿ åæåäíåâíî. Êóðñ ìàññàæà ñîñòîèò èç äåñÿòè-ïÿòíàäöàòè ïðîöåäóð ñ íåäåëüíûì ïåðåðûâîì ìåæäó ïîâòîðíûìè êóðñàìè. Ìàññàæ ïðîèçâîäÿò íà âñ¸ì ïðîòÿæåíèè ñòàöèîíàðíîãî ëå÷åíèÿ [6].

ìàññàæ òðàâìàòè÷åñêèé êîñòü àòðîôèÿ

Çàêëþ÷åíèå

Òàêèì îáðàçîì, ìàññàæ èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå ïðè ëå÷åíèè òðàâì, òàê êàê îíà ñïîñîáñòâóåò ñêîðåéøåìó âîññòàíîâëåíèþ òêàíåé è óñòðàíåíèþ àòðîôèè. Âëèÿíèå åãî âåëèêî: íàìíîãî áûñòðåå ïðîõîäÿò áîëè, ïðîïàäàþò îòåêè, ïðîèñõîäèò óêðåïëåíèå ìûøö, èõ ôóíêöèè ñòàíîâÿòñÿ ïðåæíèìè:

1. ÿâëÿÿñü ðàçäðàæèòåëåì êîæè, ñïîñîáñòâóåò âîçíèêíîâåíèþ àêòèâíîé êîæíîé ãèïåðåìèè;

2. àêòèâèçèðóåò ìûøå÷íûå ñîêðàùåíèÿ;

3. ðåçêî ñíèæàåò ÷óâñòâèòåëüíîñòü ïåðèôåðè÷åñêèõ íåðâîâ, îäíîâðåìåííî ñ ýòèì è îáùóþ áîëåçíåííîñòü òîãî ó÷àñòêà, êîòîðûé òðàâìèðîâàí;

4. áëàãîïðèÿòñòâóåò àêòèâíîìó ïðèëèâó êðîâè ê ìàññèðóåìîìó ó÷àñòêó, ñòèìóëèðóÿ ïðè ýòîì îáìåííûå ïðîöåññû â íåì;

5. ñïîñîáñòâóåò áûñòðåéøåìó îáðàçîâàíèþ êîñòíîé ìîçîëè;

6. ýôôåêòèâíî äåéñòâóåò íà ðàññàñûâàíèå âûïîòîâ, îòåêîâ, êðîâîèçëèÿíèé è èíôèëüòðàòîâ;

7. óêðåïëÿåò ìûøöû è óëó÷øàåò òðîôèêó òêàíåé.

1. Ëå÷åáíûé ìàññàæ. URL: https://www.medmas.ru/8_lecebnii/8_14.htm

2. Ìàññàæ ïîñëå ïåðåëîìà. URL: https://vmassazh.ru/lechenie/massazh-posle-pereloma-reabilitaciya-i-vosstanovlenie.html

3. Ìàññàæ íà òðàâìàõ êîíå÷íîñòåé. URL: https://bibliofond.ru/view.aspx?id=659220

4. Ìåòîäèêà ìàññàæà ïðè ïåðåëîìàõ. URL: https://realmassage.livejournal.com/33448.html

5. Ìàññàæ ïðè ïåðåëîìå ðåáåð. URL: https://www.fiziolive.ru/html/massaj/zabolev/ortoped/perel-reber.htm

6. ËÔÊ è ìàññàæ ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé òàçà. URL: https://stud24.ru/medicine/lfk-i-massazh-pri-perelomah/132077-387554-page1.html

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник