Лубок перелом
У этого термина существуют и другие значения, см. Лубок (значения).
«Мыши кота погребают», 1760
Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик[1]) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки[2].
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.
История[править | править код]
Страница Библии бедных (Biblia Pauperum). Европа. XV век
Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.
Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времён Великой французской революции).
В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне, Мюнхене, Нойруппине; во Франции — в городе Труа. В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Картина супружеской любви» (фр. Tableau de l’amur conjual). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.
Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.
Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.
В конце XIX века лубок возродился в виде комиксов[3].
В России[править | править код]
В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы» или «немецкие потешные листы»[4].
В России такие рисунки печатались на досках особого пиления; доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.
В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези»[5].
Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.
Цензура и запреты[править | править код]
Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».
Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии».
В Москве была создана Изуграфская палата; палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений святых. Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».
Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.
В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции; некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены.
В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.
Сюжеты картин[править | править код]
Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.
Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных альманахов и календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Иоганна Вольфганга фон Гёте, Анны Радклиф, Софи Коттен, Франсуа Рене де Шатобриана и других писателей.
В конце XIX века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты императорской семьи, затем шли жанровые картинки, всего чаще нравственно-поучительного характера (о гибельных последствиях обжорства, пьянства, жадности), лицевые издания «Еруслана Лазаревича» и других сказок, изображения в лицах народных песен («Ехали бояре из Нова-города», «Била жинка муженька»), женские головки со вздорными надписями, изображения городов (Иерусалим — пуп земли).[6]
Типы лубков[править | править код]
- Духовно-религиозные — в византийском стиле. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.
- Философские.
- Юридические — изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд» и «Повесть о Ерше Ершовиче».
- Исторические — «Умильные повести» из летописей. Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.
- Сказочные — сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.
- Праздники — изображения святых.
- Конница — лубки с изображением всадников.
- Балагурник — потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.
Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.
XIX век[править | править код]
Генерал-майор Александр Сеславин. Исторический лубок XIX века
В середине XIX века в Москве работают крупные фигурные типографии: Ахметьева, Логинова, Щурова, Чижова, Кудрякова, Руднева, Флорова, девицы Лаврентьевой, Шарапова, Кирилова, Морозова, Стрельцова, Яковлева.
Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин. В 1882 году в Москве состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка, на которой продукция Сытина была отмечена серебряной медалью.
Сытин около 20 лет коллекционировал доски, с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года[7].
В конце XIX века Сытин выпускал ежегодно около 2 млн экземпляров календарей, около 1,5 млн картинок на библейские сюжеты и 900 тыс. картинок светского содержания, Морозов изготовлял ежегодно до 1, 4 млн картинок, литография Голышева — около 300 тыс. Простовиков, то есть самых дешевых картинок, стоимостью в 1/2 копейки штука, печаталось и раскрашивалось в Московском уезде около 4 млн ежегодно. Высшая цена лубочных картинок составляла 25 копеек.[6]
Лубок в русских игральных картах В. М. Свешникова[править | править код]
В 1981 году Комбинат цветной печати издает колоду игральных карт под названием «Карты игральные, по мотивам русских лубочных картинок, рисованные Виктором Свешниковым». Рисунки к данной колоде изготовил один из старейших художников Ленинграда, график Виктор Михайлович Свешников (род. 1907). Ученик И. Я. Билибина и В. М. Конашевича, он вносит значительный вклад в графическое искусство игральных карт. Лубочные рисунки Свешникова сделаны на высоком мастерском уровне, в них чувствуется большая и серьёзная подготовительная работа художника по изучению исторического и бытового материала.[8]
Эволюция русского лубка[править | править код]
Четырёхлистовый лубок «Трапеза благочестивых и нечестивых» (XVIII век)
«Как мыши кота хоронили» (XVIII век)
Медведь с козою прохлаждается (XVIII век)
Мужик лапти плетёт (XVIII век)
Шут Фарнос верхом на свинье (XVIII век)
Сова (начало XIX века)
Храбрый Витязь Франц Венециан (XIX век)
В селе малом Ванька жил… (XIX век)
Свадьба Мишки косолапого (1868 год)
Во лузях, лубок издательства Сытина (1894 год)
«Издыхающий многоглавый австро-германский змей», лубок времён Первой Мировой войны
Производство лубков[править | править код]
Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешёвой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети.
Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.
Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание.
Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-гравёры. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске.
Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.
В России гравёры назывались «фряжских[9] резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.
Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.
См. также[править | править код]
- Бильдербоген
- Иллюминисты
- Лубочная литература
- Комикс
- Манга
- Маньхуа
- Манхва
- Няньхуа
- Пинап
- Эстамп
Примечания[править | править код]
- ↑ Лубок русский изобразительный // Энциклопедия Кругосвет
- ↑ Лубок // Большой Энциклопедический словарь (рус.). — 2000. // Большой Энциклопедический словарь. 2000.
- ↑ И. М. Волчкова. Комикс как факт массового искусства. // Антропология языка. Выпуск 1. Флинта, Наука, 2010.
- ↑ «Само название этих листов „немецкими“ или „фряжскими“ указывает на их происхождение: они вывозились к нам с Запада» — Забелин И. Е. Домашняя жизнь русских царей — М.: Эксмо, 2008, 448 с. ISBN 978-5-699-13829-6
- ↑ Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 стр. 173—177. ISBN 5-9578-2773-8
- ↑ 1 2 Народная литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ К. И. Коничев «Русский самородок. Повесть о Сытине». Лениздат. 1966.
- ↑ Российское карточное общество. Л.Ф.Гарин. «Художник и карты». (Панорама искусств. Вып. 11: М.: Советский художник, 1988). Дата обращения 3 апреля 2016.
- ↑ Фрязин (иск. франк) — старорусское название выходцев из Южной Европы романского происхождения, обычно итальянцев (ср. с современным англичанин и датчанин). Многие известные итальянцы, в основном архитекторы, работавшие в России в XV и XVI веках, носили прозвище „Фрязин“. Подробнее можно прочитать в статье Итальянцы в Московской Руси
Литература[править | править код]
- Лубок // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 487—488 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
- Юрков С. От лубка к «Бубновому валету»: гротеск и антиповедение в культуре «примитива» // Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре(XI-начало XX вв.). СПб., 2003, с. 177—187.
- Народная картинка XVII—XIX веков, сб. ст., изд. Дмитрий Буланин, 1996.
- Михаил Никитин. К истории изучения русского лубка// Советское искусствознание. 1986. Вып.20. С.399-419.
- Анатолий Рогов «Кладовая Радости», Москва, изд. Просвещение, 1982.
- Лубок, М., 1968.
- Иванов Е. П. Русский народный лубок. С 90 одноцветными и 13 красочными репродукциями. М.: ИЗОГИЗ, — 1937.
- Лубочные картинки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Ровинский Д. А., Русские народные картинки, СПБ, 1881.
- Иван Снегирев Лубочные картинки русского народа в московском мире. Москва. В Университетской тип., 1861.
- Лубок — статья из Большой советской энциклопедии.
Ссылки[править | править код]
- Русский рисованный лубок конца XVIII — начала XIX века Из собрания Государственного исторического музея
- Русский лубок
- Галина Щедрина. «Русский лубок»
- Александра Плетнева. «Повесть Н. В. Гоголя „Нос“ и лубочная традиция»
- Подборка изображений лубка 19 в. (англ.)
- Русский лубок (Russian Lubok) (англ.)
- Коллекция лубков
Источник
- Лубок — в хирургии так называется неподвижная повязка для создания покоя повреждённых конечностей, разновидность медицинской шины. Лубок использовался с давних времён. Его изготавливали из свежей коры молодых деревьев. В частности, лубок изготавливали из коры липы, причём не исключительно в медицинских целях: обычно его использовали для производства мочала и для покрытия крыш деревенских строений. В настоящее время разработаны способы изготовления медицинских лубков из металла.
Лубок накладывали на конечность, неподвижность которой нужно было обеспечить. Потом вокруг обводили бинт. Однако после изобретения отвердевающих повязок, например из гипса, лубок стали накладывать на короткое время, с тем чтобы потом заменить отвердевающими повязками, которые оставляли на продолжительное время.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Гипсовая повязка — медицинская затвердевающая повязка, приготавливаемая с использованием гипса. Применяется, прежде всего, при переломах костей, а также ушибах, растяжениях связок, некоторых заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Цель применения — иммобилизация, создание неподвижности в сегменте конечности или отдельных областях туловища для улучшения и ускорения процесса заживления, уменьшения болевого синдрома.Честь изобретения фиксирующей (иммобилизирующей) повязки принадлежит русскому хирургу…
Десмурги́я (от греч. δεσμός — «связь, повязка» и έργον — «дело») — раздел медицины, изучающий технику наложения повязок и шин.
Протезирование — замена утраченных или необратимо повреждённых частей тела искусственными заменителями — протезами. Протезирование представляет собой важный этап процесса социально-трудовой реабилитации человека, утратившего конечности, или страдающего заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Кинематизация культи — хирургическая операция, призванная придать культям верхних конечностей захватные функции и, тем самым, повысить способность человека к обслуживанию себя, а также улучшить пользование протезом. Подобные операции (в самостоятельном виде) были популярны в первой половине XX века, особенно в период Мировых войн. На данный момент практически вытеснены протезированием, хотя ещё имеют свою нишу. Один из первых (если не первый) вариант подобной операции был предложен Германом Крукенбергом…
Глазная повязка — мягкое или жёсткое приспособление для прикрытия глаза. Представляет собой обычно небольшой выпуклый овал размером с куриное яйцо для прикрытия глаза и тесьмы для закрепления вокруг головы. Материалом может служить пластик, войлок или кожа, а также другие пригодные материалы. Имеются модели с возможностью крепления на очки. Глазная повязка является стереотипным атрибутом пиратов.
Упоминания в литературе
Прорыв в области анатомии человека стал мощным толчком для развития хирургии в Европе в XV–XVI вв. Кроме этого, частью войн того периода становится такой мощный фактор, как огнестрельное оружие. Анатомия становится востребованным знанием, поскольку ампутации являются основой медицинской практики того времени. В числе прочих ран в медицинских трактатах упоминаются черепно-мозговые ранения и описываются разнообразные методики их лечения. Так, описываются методики лечения перелома челюсти, для чего предлагалось использовать кожаный лубок, закрепленный ремнями через затылок.
Связанные понятия (продолжение)
Жгут — средство временной остановки кровотечения из крупных кровеносных сосудов, представляет собой прочную, относительно узкую и длинную полоску какого-либо материала, накладываемую с целью прижатия сосуда к костным выступам, уменьшения его просвета, и, как следствие, прекращения или значительного уменьшения кровотечения.
Орте́з (греч. ορθός — прямой, равный) — внешнее медицинское приспособление, предназначенное для изменения структурных и функциональных характеристик нервно-мышечной и скелетной системы: разгрузки, фиксации, активизации и коррекции функций повреждённого сустава или конечности. В частности, корсеты, бандажи, аппараты, специальная обувь, стельки и пр. Применяется при нестабильности связочного аппарата суставов, травмах при занятиях спортом, артрозе и артрите суставов, в послеоперационный период.
Бинт (нем. Binde — тесьма, повязка) — полоска ткани (марли, холста, полотна, фланели), используемая для перевязки ран, наложения повязки, переплетения книг.
Перелом пальцев кисти — состояние, при котором кости кистевых пальцев выходят из правильного положения. Как правило, возникает при ударах и падениях.
Пила́ Джи́льи — хирургическая проволочная пила, предназначенная для распиливания костной ткани.
Капа (гав. kapa) — ткань, изготавливавшаяся древними гавайцами из внутренней коры или лыка шелковицы (Бруссонетия бумажная, гав. Wauke) и некоторых других деревьев и кустарников из растений порядка розоцветных и мальвоцветных. Во многом схожа с тапой, распространённой во всей Полинезии, однако отличается от неё в способе производства.
Шитьё — вид ручного труда. Представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке. До изобретения пряжи и тканных материалов одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных.
Боксёрский бинт или Кумпур — полоса ткани, которую боксёры и представители других спортивных единоборств используют для того, чтобы предотвратить травмы запястья, кулака и пальцев. Также он впитывает пот, увеличивая срок годности перчаток.
Оде́жда — изделие или совокупность изделий, надеваемых человеком и несущих утилитарные и эстетические функции.Одежда может быть изготовлена из ткани, вязаного полотна, кожи, меха и других материалов. Предохраняет тело человека от негативного влияния окружающей среды и выполняет эстетические функции — создаёт образ человека, демонстрирует его социальный cтатус. Одежда может дополняться украшениями и аксессуарами.
Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «изделие из лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне…
Плэй-пи́рсинг (англ. play piercing — «прокол-игра») — вид пирсинга, характеризующийся декоративной функцией с целью самоудовлетворения, временного украшения, создания рисунка, редко используемый для постоянного ношения.
Липомоделирование — малотравматичная пластическая операция, предполагающая использование собственного жира для устранения косметических дефектов тела. Данный вид коррекции восстанавливает контуры фигуры, выравнивает рельеф. Процедура липомоделирования появилась в начале 21 века, её методика постоянно совершенствуется. Липомоделирование помогает убрать неровности на теле, например, омолодить кисти рук.
Зубной техник — одна из профессий в современной стоматологии, входит в понятие дантист. Зубных техников часто путают с зубными врачами или стоматологами. Однако в отличие от стоматологов или зубных врачей, зубной техник не встречается с пациентами. Иногда в исключительных случаях такая встреча бывает необходима. Чаще всего пациенты стоматологических клиник попадают в зуботехническую лабораторию для коррекции цвета зубных протезов, для замены матриц аттачменов в бюгельных протезах или для починки…
Кирза́ (устаревш. — ки́рза) — плотная прочная хлопчатобумажная ткань. Существует версия, что название — это сокращение от Кировского завода, где якобы начали массовое производство этой ткани во время Великой Отечественной войны. На самом же деле изначальное дореволюционное название материала — керза (от английского kersey — грубое домотканое сукно, или тяжелое сукно, или техническая ткань). Со временем буква «е» в этом слове поменялась на «и» — видимо, как слышали, так и писали. При этом массовое…
Клейкая лента, или скотч — применяемая в быту и на производстве плёночная лента с клеевым покрытием, технологически использующая физическое явление адгезии. Выпускается, как правило, в форме рулона с внешней неклеевой поверхностью, гораздо реже — с двусторонним нанесением клея. Используется для склеивания предметов вместе, а также защитного или декоративного покрытия предметов.
Дерматом представляет собой специальный медицинский инструмент для снятия тонкого кожного лоскута с донорского участка для последующей пересадки. Применяется преимущественно в комбустиологии с целью получения трансплантата для пластики ожогового дефекта после ожогов 3-й степени.
Кломпы (нидерл. Klompen) — традиционные голландские деревянные башмаки. Эта обувь является одним из важнейших сувениров для туристов, приносящим стране немалый доход, а также памятным подарком, нередко вручаемым главам иностранных государств и высокопоставленным лицам.
Бума́га (предположительно от итал. bombagia
Сухая игла — техника гравирования на металле, не использующая травление, а основанная на процарапывании остриём твёрдой иглы штрихов на поверхности металлической доски. Полученная доска с изображением представляет собой форму глубокой печати.
И́станг — традиционный чеченский войлочный ковёр, украшенный национальным орнаментом, выполненным по методу цветной аппликации. Массово производились вплоть до начала XX века. Производство истангов существовало также в Дагестане, Ингушетии и на Кубани, но в меньших масштабах.
Дека́ль (англ. decal) — «переводная картинка», метод непрямой печати изображений переносом с бумажной основы, а также само такое изображение. То же, что и декалькомания. В полиграфической и керамической промышленности обычно используется слово деко́ль.
Боксёрки — вид спортивной обуви, разработанной с учётом требований и нужд боксёров для тренировок и выступлений на ринге.
Подмышники — вкладыши под одежду, размещаемые в подмышечной области для защиты одежды от пота. До массового распространения современных средств от пота использовались также как часть личной гигиены. Исследователи также указывают на то, что подмышники телесного цвета, вошедшие в употребление в 1917 году, могли использоваться для сокрытия волосяного покрова, в связи с проводившейся в то время американской рекламной кампанией, объявившей волосы подмышками у женщин неэстетичными (англ. «The great underarm…
Художественная обработка кожи — 1) Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий.
Зубна́я щётка — приспособление для чистки зубов и массажа дёсен. Как правило, применяется с использованием зубной пасты.
Смири́тельная руба́шка (англ. Straitjacket; синонимы: усмирительная рубашка, смирительная рубаха, смирительный камзол, горячечная рубашка) — специальная одежда для фиксации рук, а иногда рук и ног. Чаще всего применяется в медицине для контроля двигательной активности пациентов психиатрических больниц. Также смирительные рубашки могут использоваться в тюрьмах и медвытрезвителях.
Микрохирургия — раздел современной оперативной хирургии, включающий хирургические вмешательства на малых анатомических структурах с использованием оптических средств и микрохирургического инструментария. Внешним признаком микрохирургической операции является, как следует из определения, использование операционного микроскопа или хирургической лупы, микрохирургических инструментов и очень тонких шовных нитей. Методы микрохирургии применяются при выполнении хирургических вмешательств по поводу окклюзионных…
Манеке́н (фр. mannequin , от нидерл. mannekijn — человечек) — изделие, имитирующее форму тела человека: мужчины, женщины или ребёнка.
Корсет Шено — ортопедический корсет, активно-корригирующее техническое устройство, выполненное в виде жёсткой гильзы. Имеет детали крепления, тазовый посадочный контур, а также дополнительные приспособления (шины, костыльки, пелоты). Корсет Шено предназначен для коррекции и восстановления функций позвоночника при его заболеваниях (чаще всего при сколиозе). Это устройство было изобретено в начале 70-х годов XX века бывшим военным французским врачом Жаком Шено (фр. Jacgues Cheneau).
Поддоспешник или подлатник — термин, используемый для обозначения разновидности одежды, надеваемой под доспех. В другом источнике упоминается как полукафтанье или зипун, который надевается под латы, панцири, кольчуги, бахтерцы, куяки и другое. Основными функциями поддоспешника являются смягчение удара, принятого на доспех (амортизация); защита от холода и натирания тела доспехом или кольчугой (например на плечах). Подлатники шились из разного типа тканей (чаще всего бумажных), и набивались ватой…
Акушерские щипцы — медицинский инструмент в виде специальных щипцов для извлечения головки плода во время родов у человека.
Паке́т перевя́зочный индивидуа́льный (ППИ) — заключённый в защитную полимерную (или прорезиненную) оболочку стерильный комплект перевязочного материала, предназначенный для оказания первой помощи, само- и взаимопомощи для наложения окклюзионной повязки на грудную клетку при проникающих ранениях грудной клетки, также возможно использование при других ранениях и ожогах. В полевых условиях пакет имеется в снаряжении каждого военнослужащего, в том числе каждого медицинского работника. Запас ППИ находится…
Ринопла́стика (др.-греч. ῥίς, р. п. ῥινός — нос + πλαστική — пластика) — это исправление врождённых или приобретённых деформаций носа, а также полное восстановление отсутствующего носа.
Поду́шка — постельная принадлежность в виде зашитого со всех сторон мешка, набитого пухом, пером, поролоном или другим мягким материалом. Служит для опоры головы лежащего человека, для удобства сидения на диване или для декоративных целей. Также бывают ортопедические подушки для повышенной комфортности и правильного расположения головы и шеи.
Антропометрическая (ортопедическая) косметология (Антропометрия — от греч. Ανθρωπος — человек и μετρεω — мерить, Ортопе́дия — от греч. ορθος — прямой, правильный и παιδεία — воспитание, обучение) — это исправление врождённых или приобретённых деформаций верхних и нижних конечностей человека, а также их коррекция (удлинение, выпрямление!) с чисто эстетическими целями, для устранения как физического, так и психологического дискомфорта.Свод врачебных методик, позволяющих путём хирургического воздействия…
Чертёж — представляет собой графическое изображение, выполненное в определенном масштабе, с указанием размеров и условно выраженных технических условий, соблюдение которых должно быть обеспечено при изготовлении изделия. При создании чертежа используются чертёжные инструменты.
Варёная кожа (кюрболи, бойлинг, фр. cuir bouilli, англ. boiled leather) — кожа растительного дубления, отличающаяся при особой прочности и жёсткости достаточной лёгкостью. Другие названия — «литая кожа» и «закалённая кожа» (англ. moulded leather, hardened leather). Применялась в Древнем мире и Средневековье для изготовления пластинчатых и чешуйчатых доспехов (в том числе и для животных) и щитов как в Европе, так и в странах Востока. Она шла также на чемоданы, футляры, ножны и т. д.
Обувная колодка (также сапожная колодка) — приспособление для поддержания формы обуви в процессе её изготовления, по форме напоминающее человеческую стопу. Колодка определяет внешний вид и удобство обуви и представляет собой центральный, наиболее важный, сложный и тесно связанный с наукой компонент производства обуви.
История медицины и хирургии — область изучения одной из самых древних наук в истории человечества. Первые эмпирические опыты инвазивного лечения заболеваний, ранений и ожогов были сделаны человеком за много тысячелетий до нашей эры. Неустанно накапливая опыт предыдущих поколений, человечество совершенствовало методы лечения хирургического профиля.
Пинцет (от фр. pincette — щипчики) — инструмент, приспособление для манипуляции небольшими предметами, которые невозможно, неудобно, либо нежелательно или опасно брать незащищёнными руками.
Таксидерми́я (др.-греч. τάξις — приведение в порядок и δέρμα — кожа, шкура) — способ изготовления реалистичных изображений (чучел) животных, основой при котором является шкура животного. Она собирается на некую основу, а полость внутри заполняется наполнителем. Современная таксидермия использует «манекены» (внутреннюю основу из пенополиуретана с анатомическим сохранением пропорций всех частей тела и объёма мышц). В основном таксидермия применяется для изготовления музейных экспонатов, а также для…
Ухочистка, копоушка, мимикаки (яп. 耳掻き) — тонкий и длинный инструмент в форме палки с лопаточкой на конце, предназначенный для чистки уха внутри. Используется не только для доставания ушной серы, но и вообще — для чесания ушей. Данный специальный инструмент получил наибольшее распространение в странах восточной Азии.
Типографское клише́ (фр. cliché) — печатная форма для воспроизведения текста и иллюстраций.
Пирсинг пистолет — инструмент, предназначенный для прокалывания мочек ушей серьгой-иглой. Как правило, их используют в магазинах бижутерии и косметических салонах. Могут быть одноразовыми и многоразовыми.
Орбитокласт (от англ. «orbit» — «глазница» и греч. «κλάω» — «разбивать») — хирургический инструмент, использовавшийся для проведения трансорбитальной лоботомии. Орбитокласт был изобретен доктором Уолтером Фрименом в 1948 г. для замены лейкотома, ранее применявшегося для данной операции. Фримена не устраивала прочность конструкции лейкотома: после того, как доктор усовершенствовал операцию по лоботомии, добавив глубокий фронтальный разрез, выполнявшийся путём введения лейкотома глубоко в лобную долю…
Источник