Лубки при переломах

Лубки при переломах thumbnail

При закрытом переломе кожа не повреждена; однако он может быть осложнен повреждением близрасположенного кровеносного сосуда или органа. При открытом переломе кожа повреждена и так же возможно осложнение.

При наличии одного или нескольких из перечисленных ниже признаков следует предполагать возможность перелома:

  • * затрудненное движение какой-либо частью тела;
  • * усиление боли при попытках движения;
  • *вспухание и посинение травмированного места в сочетании с его ощутимой мягкостью
  • * деформация или укорочение поврежденной части тела;
  • * царапающий звук, издаваемый костью при попытке обследования или шевеления;
  • * шоковые симптомы;
  • * пострадавший слышал или ощутил перелом кости.

Закрытый перелом

Открытый перелом

Осложненный перелом

Лубки при переломах

первая медицинская помощь

При иммобилизации сломанной ноги закрепите шину над и под коленом и вблизи лодыжки.

При травме ступни сделайте мягкую повязку и поднимите ногу, чтобы она меньше распухала.

Единственным лечением переломов в чрезвычайной ситуации является иммобилизация. Если только пострадавшему не грозит немедленная опасность, следует наложить ему шины (лубки) до того, как его будут перемещать. В любом случае обращайтесь с ним с крайней осторожностью, чтобы избежать дополнительной боли и травмы. Если перелом сочетается с ранением, удалите одежду в месте травмы и до наложения лубков обработайте рану.

Шину для обеспечения неподвижности сломанной руки можно сделать даже из свернутой газеты или журнала. В условиях холодного климата никогда не применяйте для этой цели металл.

Лубки (шины) можно изготовить из палок, веток, кусков разбитого транспортного средства или оборудования — на худой конец, из туго свернутой одежды или постельного белья. Подложите что-нибудь мягкое под шину и закрепите ее таким образом, чтобы фиксировались концы кости выше и ниже перелома. Сломанную ногу можно частично иммобилизовать, привязав ее к здоровой ноге (если ничего другого нет под рукой). Сломанная нога может быть деформирована, укорочена или неестественно повернута. В таких случаях до иммобилизации следует предпринять попытку исправления деформации — при условии, что пострадавший не возражает. Для этого аккуратно потяните за конечность и восстановите ее форму или распрямите. После того как все возможное сделано, наложите шины.

Единственная помощь пострадавшему, которая возможна кроме этого, состоит в том, чтобы поднять поврежденную конечность и тем самым уменьшить отек и дискомфорт, кроме этого необходимо бороться с шоковыми симптомами. После всего этого пострадавшему необходим отдых.

Иммобилизацию сломанной руки с целью ускорить заживление и избежать дальнейшей деформации можно выполнить при помощи большого треугольника из ткани. Под перевязь подложите тряпку или траву.

Сотрясение мозга и повреждение головы

Сильный удар по голове может вызвать головокружение, состояние комы и кровотечение из ушей, рта и носа. Уложите пострадавшего, сделайте так, чтобы ему было тепло, не давайте ему вставать и двигаться.

Если пострадавший хотя бы ненадолго терял сознание, если из ушей или носа вытекает бесцветная или окрашенная кровью жидкость либо зрачки у него неодинакового размера или не реагируют на свет, следует подозревать у него наличие перелома черепа или сотрясение мозга. Если он находится без сознания, нужно следить за его дыханием и пульсом. Если они в норме, его следует положить в позу комы. Если он в сознании, посадите его в полулежащее положение с подпертыми головой и плечами. В любом случае сохраняйте пострадавшего в тепле и обращайтесь с ним осторожно.

Источник

У этого термина существуют и другие значения, см. Лубок (значения).

«Мыши кота погребают», 1760

Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик[1]) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки[2].

Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

История[править | править код]

Страница Библии бедных (Biblia Pauperum). Европа. XV век

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.

Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времён Великой французской революции).

В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне, Мюнхене, Нойруппине; во Франции — в городе Труа. В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Картина супружеской любви» (фр. Tableau de l’amur conjual). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.

Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.

Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.

В конце XIX века лубок возродился в виде комиксов[3].

В России[править | править код]

В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы» или «немецкие потешные листы»[4].
В России такие рисунки печатались на досках особого пиления; доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.

В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези»[5].

Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.

Цензура и запреты[править | править код]

Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».

Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии».
В Москве была создана Изуграфская палата; палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений святых. Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».

Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.

В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции; некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены.
В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.

Сюжеты картин[править | править код]

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.

Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных альманахов и календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Иоганна Вольфганга фон Гёте, Анны Радклиф, Софи Коттен, Франсуа Рене де Шатобриана и других писателей.

В конце XIX века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты императорской семьи, затем шли жанровые картинки, всего чаще нравственно-поучительного характера (о гибельных последствиях обжорства, пьянства, жадности), лицевые издания «Еруслана Лазаревича» и других сказок, изображения в лицах народных песен («Ехали бояре из Нова-города», «Била жинка муженька»), женские головки со вздорными надписями, изображения городов (Иерусалим — пуп земли).[6]

Типы лубков[править | править код]

  • Духовно-религиозные — в византийском стиле. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.
  • Философские.
  • Юридические — изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд» и «Повесть о Ерше Ершовиче».
  • Исторические — «Умильные повести» из летописей. Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.
  • Сказочные — сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.
  • Праздники — изображения святых.
  • Конница — лубки с изображением всадников.
  • Балагурник — потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.

Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.

XIX век[править | править код]

Генерал-майор Александр Сеславин. Исторический лубок XIX века

В середине XIX века в Москве работают крупные фигурные типографии: Ахметьева, Логинова, Щурова, Чижова, Кудрякова, Руднева, Флорова, девицы Лаврентьевой, Шарапова, Кирилова, Морозова, Стрельцова, Яковлева.

Читайте также:  После перелома руки лечение

Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин. В 1882 году в Москве состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка, на которой продукция Сытина была отмечена серебряной медалью.

Сытин около 20 лет коллекционировал доски, с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года[7].

В конце XIX века Сытин выпускал ежегодно около 2 млн экземпляров календарей, около 1,5 млн картинок на библейские сюжеты и 900 тыс. картинок светского содержания, Морозов изготовлял ежегодно до 1, 4 млн картинок, литография Голышева — около 300 тыс. Простовиков, то есть самых дешевых картинок, стоимостью в 1/2 копейки штука, печаталось и раскрашивалось в Московском уезде около 4 млн ежегодно. Высшая цена лубочных картинок составляла 25 копеек.[6]

Лубок в русских игральных картах В. М. Свешникова[править | править код]

В 1981 году Комбинат цветной печати издает колоду игральных карт под названием «Карты игральные, по мотивам русских лубочных картинок, рисованные Виктором Свешниковым». Рисунки к данной колоде изготовил один из старейших художников Ленинграда, график Виктор Михайлович Свешников (род. 1907). Ученик И. Я. Билибина и В. М. Конашевича, он вносит значительный вклад в графическое искусство игральных карт. Лубочные рисунки Свешникова сделаны на высоком мастерском уровне, в них чувствуется большая и серьёзная подготовительная работа художника по изучению исторического и бытового материала.[8]

Эволюция русского лубка[править | править код]

  • Четырёхлистовый лубок «Трапеза благочестивых и нечестивых» (XVIII век)

  • «Как мыши кота хоронили» (XVIII век)

  • Медведь с козою прохлаждается (XVIII век)

  • Мужик лапти плетёт (XVIII век)

  • Шут Фарнос верхом на свинье (XVIII век)

  • Храбрый Витязь Франц Венециан (XIX век)

  • В селе малом Ванька жил… (XIX век)

  • Свадьба Мишки косолапого (1868 год)

  • Во лузях, лубок издательства Сытина (1894 год)

  • «Издыхающий многоглавый австро-германский змей», лубок времён Первой Мировой войны

Производство лубков[править | править код]

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешёвой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети.

Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.

Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание.

Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-гравёры. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске.
Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.

В России гравёры назывались «фряжских[9] резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.

Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

См. также[править | править код]

  • Бильдербоген
  • Иллюминисты
  • Лубочная литература
  • Комикс
  • Манга
  • Маньхуа
  • Манхва
  • Няньхуа
  • Пинап
  • Эстамп

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Лубок русский изобразительный // Энциклопедия Кругосвет
  2. ↑ Лубок // Большой Энциклопедический словарь (рус.). — 2000. // Большой Энциклопедический словарь. 2000.
  3. ↑ И. М. Волчкова. Комикс как факт массового искусства. // Антропология языка. Выпуск 1. Флинта, Наука, 2010.
  4. ↑ «Само название этих листов „немецкими“ или „фряжскими“ указывает на их происхождение: они вывозились к нам с Запада» — Забелин И. Е. Домашняя жизнь русских царей — М.: Эксмо, 2008, 448 с. ISBN 978-5-699-13829-6
  5. Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 стр. 173—177. ISBN 5-9578-2773-8
  6. 1 2 Народная литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. К. И. Коничев «Русский самородок. Повесть о Сытине». Лениздат. 1966.
  8. ↑ Российское карточное общество. Л.Ф.Гарин. «Художник и карты». (Панорама искусств. Вып. 11: М.: Советский художник, 1988). Дата обращения 3 апреля 2016.
  9. ↑ Фрязин (иск. франк) — старорусское название выходцев из Южной Европы романского происхождения, обычно итальянцев (ср. с современным англичанин и датчанин). Многие известные итальянцы, в основном архитекторы, работавшие в России в XV и XVI веках, носили прозвище „Фрязин“. Подробнее можно прочитать в статье Итальянцы в Московской Руси

Литература[править | править код]

  • Лубок // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 487—488 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
  • Юрков С. От лубка к «Бубновому валету»: гротеск и антиповедение в культуре «примитива» // Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре(XI-начало XX вв.). СПб., 2003, с. 177—187.
  • Народная картинка XVII—XIX веков, сб. ст., изд. Дмитрий Буланин, 1996.
  • Михаил Никитин. К истории изучения русского лубка// Советское искусствознание. 1986. Вып.20. С.399-419.
  • Анатолий Рогов «Кладовая Радости», Москва, изд. Просвещение, 1982.
  • Лубок, М., 1968.
  • Иванов Е. П. Русский народный лубок. С 90 одноцветными и 13 красочными репродукциями. М.: ИЗОГИЗ, — 1937.
  • Лубочные картинки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ровинский Д. А., Русские народные картинки, СПБ, 1881.
  • Иван Снегирев Лубочные картинки русского народа в московском мире. Москва. В Университетской тип., 1861.
  • Лубок — статья из Большой советской энциклопедии. 

Ссылки[править | править код]

  • Русский рисованный лубок конца XVIII — начала XIX века Из собрания Государственного исторического музея
  • Русский лубок
  • Галина Щедрина. «Русский лубок»
  • Александра Плетнева. «Повесть Н. В. Гоголя „Нос“ и лубочная традиция»
  • Подборка изображений лубка 19 в. (англ.)
  • Русский лубок (Russian Lubok) (англ.)
  • Коллекция лубков

Источник

1. По большей части сходны случаи перелома, а также сходно и лечение плечевой и бедренной костей; нечто общее также наблюдается при переломе костей плеча, предплечья, бедра, голени и пальцев; так переломы посередине представляют меньше всего опасности.
Чем ближе перелом к головке кости, верхней или нижней, тем положение становится хуже, так как возникают более сильные боли и лечение более трудное.
Наиболее благоприятный характер имеет простой поперечный перелом; хуже, когда имеется много осколков и перелом по косому направлению, хуже всего, когда осколки острые. Иногда осколки переломленной кости остаются на своих местах, но гораздо чаще сходят со своих мест, причем один налезает на другой, и это надо обследовать прежде всего, причем для этого есть определенные показатели.
Если переломленные части сдвинуты со своих мест, то это заметно по слышимому хрусту и ощущению укола; при ощупывании эти части неровны. Если же они соединяются не прямо во встречном направлении, а наискосок, что бывает, когда поврежденные части не на своем месте, то поврежденный орган делается короче соответствующего органа другой стороны, и мышцы его утолщаются. Таким образом, если это явление обнаружено, то немедленно надо вытянуть этот орган, так как связка и мышцы, обтягивающие кости, сокращаются и не приходят в прежнее состояние, если их не вытянуть силой. Если в первые дни это было упущено, то снова возникает воспалительный процесс, при котором трудно и опасно применять растяжение силой, так как могут последовать судороги или омертвение (cancer) и, во всяком случае, при очень осторожном обращении, нагноение. Таким образом, если кости не были вправлены до воспалительного процесса, то надо это сделать после. Сделать же растяжение пальца или какого-либо другого органа, если он еще не утратил гибкости, может один человек, взявшись правой рукой за один конец, а левой за другой. Растяжение более сильного органа требует применения силы двух человек. В случае, если мышцы очень крепки, что бывает у сильных людей и преимущественно в бедрах и голенях, то нужно обвязать концы пораженного органа с обеих сторон ремнями или полотняными бинтами и с помощью нескольких человек растягивать в противоположных направлениях. Если благодаря применению силы орган, подвергаемый вытяжению, оказался немного длиннее, чем это должно быть согласно природе, то тогда необходимо лишь вправить кости руками на свои места. Показателем того, что кость поставлена на свое место, служит прекращение боли.
Затем этот орган, уравненный в длине с соответствующим ему органом другой стороны тела, должен быть забинтован сложенными вдвое или втрое кусками ткани, пропитанными вином и маслом; для этого удобнее всего брать полотняную ткань.
Обыкновенно приходится накладывать шесть повязок.
Первая повязка должна быть самая короткая, ее оборачивают три раза вокруг места перелома, направляя спирально вверх наподобие хода улитки; достаточно таким образом обернуть ее три раза. Вторая повязка должна быть в полтора раза длиннее и ее следует накладывать, если кость в каком-нибудь месте выдается, то начиная с этого места, а если вся кость ровная, то начиная с любого места, поверх перелома, и бинтовать в противоположном направлении к первой повязке, оттягивая бинт книзу, и затем повернуть снова к месту перелома и закончить бинтов в верхней части поверх первой повязки. А чтобы эти повязки держались крепко, поверх них надо наложить восковую мазь на более широком куске холста; и если с какой-либо стороны кости оказался выступ, то надо с этой стороны наложить кусок ткани, сложенный втрое, пропитанный также вином и маслом. Все это охватить третьей и четвертой повязкой так, чтобы последующая повязка накладывалась во встречном направлении к предыдущей и чтобы только третья повязка оканчивалась в нижней части, а остальные наверху. Целесообразнее побольше намотать бинт, чем затягивать его, так как туго затянутая часть немеет и подвержена омертвению. Что же касается сустава, то его надо бинтовать возможно меньше; но если около него переломлена кость, то бинтовать необходимо. Повязка должна оставаться в течение трех дней, причем накладывать такую повязку надо так, чтобы с первого же дня ничто не беспокоило, с тем однако, чтобы повязка не была слабо натянута. На второй день она должна быть свободнее, а на третий день уже почти совсем свободной. Затем снова надо забинтовать пораженный орган и к первым четырем повязкам прибавить пятую.
На пятый день надо снова снять повязку и наложить шесть повязок так, чтобы третья и пятая оканчивались бы внизу, а остальные наверху. Всякий же раз как повязка снимается, надо обмывать пораженный орган подогретой водой. Но если перелом произошел возле сустава, то надо в течение долгого времени смачивать больное место вином с прибавлением небольшого количества масла и проделывать все то же самое, о чем было сказано выше до тех пор, пока воспаление не прекратится или пораженный орган не сделается тоньше, чем обычно. Если на седьмой день этого не случилось, то, наверное произойдет на девятый день. Тогда кости очень легко прощупываются. Таким образом, если они скреплены недостаточно плотно, то надо их скрепить; если выпирают какие-нибудь осколки, то их надо вставить на свои места; затем накладывается повязка вышеописанным способом и поверх нее прилаживаются лубки, которые разрезаются и располагаются вокруг костей так, чтобы удерживать последние на своих местах; причем более широкий и крепкий лубок накладывается с той стороны, откуда идет линия перелома. И все эти лубки должны быть загнуты вокруг сустава, чтобы не повредить его и должны быть стянуты не больше того, что нужно для удержания костей на своих местах. А так как с течением времени ремни на лубках расслабляются, то каждый третий день их надо немного подтягивать. Если же не появится ни зуда, ни боли, то оставить в таком положении до тех пор, пока не пройдет две трети времени, в какое обычно заживает каждая кость. После этого лишь слегка промывать больное место горячей водой, потому что первоначально необходимо рассеивать материю, а затем ее вызывать. Таким образом, надо смазывать слегка это место жидкой восковой мазью, растирать поверхность кожи и менее стягивать повязку. Каждый третий день снимать повязку, но прекратить промывать горячей водой, а в остальном поступать так же, как было указано. Надо только всякий раз, как будут сниматься повязки, удалять их снизу по одной.
2. Все вышесказанное носит общий характер, но имеются частные случаи.
Если случился перелом плечевой кости, то вытяжение плечевой кости делается иначе, чем вытяжение другой конечности: человека сажают на высоком кресле, врач же помещается напротив на более низком стуле; одна повязка поддерживает предплечье, подвешенное к шее самого больного, другая повязка, протянутая с другой стороны над головой, завязывается там узлом, третья, подвязанная к нижней части плечевой кости, опускается вниз и там также связывается концами. Затем помощник врача просовывает со стороны затылка под повязку, которую я поставил на втором месте, правую руку, если надо вытянуть правое плечо, и левую, если надо вытянуть левое плечо, и сам держит палку, зажатую между ногами больного. Врач нажимает ступней правой ноги на повязку, обозначенную третьей, если лечить надо левое плечо, и ступней левой ноги, если лечить правое плечо; и одновременно одну повязку тянет вверх помощник, а на другую вниз нажимает врач; таким образом, плечо понемногу растягивается.
Если перелом произошел посредине или в нижней части кости, то нужны более короткие повязки, если в верхней, то более длинные, чтобы можно было протянуть бинт от плеча через грудь и спину под мышками с другой стороны.
Когда делается перевязка предплечья, то нужно с самого начала дать определенный наклон перевязанному органу; это достигается тем, что перевязка заранее должна быть приложена таким образом, чтобы подвешенное предплечье не давало бы плечевой кости другого наклона, чем это было при перевязке.
После того, как предплечье будет подвешено, плечо также нужно нетуго прибинтовать к боку, чтобы возможно меньше производилось движений, и таким образом кости сохраняют данное им положение. Что же касается лубков, то те из них, которые накладываются с наружной стороны руки, должны иметь самую большую длину, с внутренней стороны должны быть покороче, а под мышками короче всего; их надо развязывать почаще, если плечевая кость переломлена близко к локтю, чтобы в этом месте не онемели мышцы и не перестала бы действовать нижняя часть руки. Всякий раз как снимаются перевязки, надо придерживать рукой кости в месте перелома, обмывать локоть горячей водой, растирать мягкой восковой мазью; лубки же или вовсе не следует накладывать на локтевой бугор, или они должны быть несколько короче.
3. Если переломлено предплечье, то прежде всего надо посмотреть, имеется ли перелом одной из костей, или обеих; и это необходимо не потому, что в последнем случае требуется иное лечение, но прежде всего потому, что в случае перелома обеих костей необходимо сильнее произвести вытяжение. Ведь мышцы меньше сокращаются, когда другая кость в целости и держит их в состоянии напряжения; далее, если ни одна из костей не может служить опорой для другой, то необходимо делать все более тщательно, чтобы сдержать кости на своих местах. Ведь когда одна из костей в целости, то она представляет более надежную опору, чем повязки и лубки.
Перевязывать же предплечье надо в таком положении, чтобы, большим пальцем рука была повернута к груди, так как это наиболее естественное положение нижней части руки; затем руку лучше всего забинтовать и подвесить на повязке, которая широкой своей стороной охватывает локтевую часть руки, а узкими концами — шею; таким образом, предплечье надлежащим образом подвешивается к шее. Его следует подвешивать несколько выше уровня локтя другой руки.
4. Если в верхней части локтя случился перелом, то не следует пытаться сращивать его путем наложения повязки, так как рука в локтевой части делается неподвижной. А если ограничиться только подачей помощи против боли, то больной начинает владеть рукою так же, как и раньше.
5. При переломе голени такое же значение (как и в случае перелома предплечья) имеет сохранение в целости по крайней мере одной из двух костей. Как бедро, так и голень после перевязки должны быть вправлены в лубки. В этом лубке с нижней стороны должны быть отверстия для стока жидких выделений, а со стороны ступни должна быть приложена дощечка, чтобы поддерживать ступню и не допускать ее отпадения; с боков же у этой дощечки должны, быть отверстия, чтобы продевать ремни для поддержки голени и бедра на своих местах. Если имеется перелом голени, то лубки должны быть протяжением от ступни до подколенной впадины, если перелом: бедра, то до тазовой кости. Если перелом произошел возле верхней головки бедра, то в лубки надо вязать также и тазовую кость.
Наконец, необходимо иметь в виду, что, если случается перелом·бедренной кости, то нога укорачивается, так как она никогда не возвращается в прежнее состояние и после приходится, наступая на эту ногу, становится на цыпочки.
Но человек становится значительно более безобразным калекой, когда к несчастному случаю присоединяется еще небрежность в лечении.
6. При переломе пальца достаточно подвязать палец к кусочку лубка после того, как пройдет воспалительное состояние.
7. Изложив то, что относится собственно к отдельным членам тела, мы снова возвращаемся к общим вопросам.
В первые дни необходима голодная диета, затем когда уже начнет нарастать костная мозоль — более обильная пища; долгое время надо воздерживаться от вина; пока длится воспалительный процесс — прикладывать горячие припарки почаще, а когда воспаление прекратится, то пореже; затем надо подольше, но мягко втирать жидкую восковую мазь в части тела, расположенные за линией перелома. И заставлять действовать этот орган надо не сразу, но постепенно упражнять, восстанавливая его прежнюю дееспособность. Значительно усложняется положение, когда к перелому кости присоединяется также и рана в мышечных тканях, в особенности если она находится в мышцах бедра или плеча, так как возникают значительно более опасные воспалительные процессы и быстро наступающее омертвение.
Что же касается бедра, то, если кости не срослись, то почти всегда необходима ампутация. Плечевой кости также угрожает подобная- опасность, но этот орган легче сохранить в целости.
Этой опасности также больше подвергаются части тела, получившие удар вблизи суставов. В подобных случаях надо действовать более осмотрительно: через мышцу надо сделать разрез, проведя его через середину раны; кровь же, если ее мало вытекло, необходимо пустить, а тело ослабить голоданием. Что же касается прочих частей тела, то они более податливы на вытяжение, и кости их с большей легкостью вставляются на свои места. В этих же случаях не представляется возможным ни делать вытяжение мышцы, ни производить вправление костей, причем приходится предоставлять самому больному держать пораженный орган в том положении при котором он причиняет меньше всего беспокойства. Но все же к подобным ранам прежде всего необходимо прикладывать корпию, пропитанную вином с добавлением необходимого количества розового масла. Перевязывать надо повязками, несколько более широкими чем размеры раны и, разумеется, свободнее чем если бы этой раны не было. И чем легче рана может быть избавлена от омертвения или охвачена им, тем лучше сделать так, чтобы слабо натянутый бинт благодаря числу оборотов одинаково ровно стягивал пораженный орган. Так надо поступать при переломе бедра и плечевой кости, если кости случайно соединились правильно. Если же положение костей будет иное, то их надо будет забинтовать, стягивая настолько, чтобы повязка поддерживала наложенное лекарство. В остальном надо поступать так, как я указал выше, за исключением того, что не следует прибегать ни к лубкам, ни к лубяным желобам, между которыми рана не может зажить, но необходимо только побольше широких повязок и время от времени смачивать их горячим маслом и вином, а также в начале лечения побольше держаться голодной диеты. Рану надо промывать горячей водой, всячески избегать холода и обратиться к лечению средствами, способствующими выделению гноя, а также больше внимания оказывать лечению раны, чем кости; следовательно, ежедневно развязывать повязку для ухода за раной. При этом, если выдается какой-нибудь маленький осколок кости с тупым концом, то вставить его на свое место; если же осколок с острым концом, предварительно срезать острие, если конец слишком длинный, а если короткий, то подточить напильником и в обоих случаях подравнять края с помощью скальпеля, а затем, вправить самую кость. Если рукой этого сделать нельзя, то щипцы, какими работают мастеровые, надо наложить их плоской стороной на конец прямо торчащей кости так, чтобы выпуклой их стороной протолкнуть выпирающую кость на свое место. Если осколок более значительных размеров и покрыт тканями, то следует их отделить с помощью лекарств; когда эта кость будет обнажена, то ее удалить, что, разумеется, следует сделать своевременно. Таким образом, и кость может срастись в соответствуют и срок, и рана зажить в зависимости от физического состояния больного.
Иногда также случается, когда рана значительных размеров, — что некоторые осколки как бы подвергаются некрозу и не сращиваются с прочими, что замечается по вытекающей в этом месте материи (humor). Ввиду этого тем более необходимо почаще снимать повязку с раны и лечить ее. Затем такая кость по прошествии нескольких дней отделяется сама собой. Хотя рана при переломах является осложняющим обстоятельством, однако иногда приходится ее вызывать искусственно и сохранять на более длительный срок. Ведь часто бывает, что неповрежденный кожный покров прорывается обломком кости и тотчас возникает зуд и боль. В подобном случае надо скорее вскрыть рану и промыть ее в летнее время холодной водой, зимой тепловатой и затем наложить восковую миртовую мазь. Иногда при переломе случается, что осколки, подобно острым шипам, колют тело; распознав это по ощущению зуда у больного и колющей боли, врач должен вскрыть это место и изъять эти острые осколки. В остальном лечение в обоих случаях такое же, какое при переломе с нанесением раны. Когда рана очистится, то надо давать больному пищу, способствующую росту тканей. Если пораженный орган остается короче, и кости не находятся на своих местах, то необходимо просунуть между костями тонкий клин, возможно более гладко отполированный таким образом, чтобы концом он несколько выдавался поверх раны и ежедневно продвигать — клин вглубь до тех пор, пока пораженный орган не станет одинаковой длины с другим, соответствующим ему. Затем клин надо вынуть, а рану лечить. Образовавшийся рубец надо обмывать холодной водой, отваром из мирта, плюща, вербены и других подобных растений и мазать лекарством, которое бы сушило. В этом периоде также особенно важно, чтобы больной находился в состоянии покоя, пока не окрепнет пораженный орган. В случае, если кости, которые приходилось часто перебинтовывать и часто двигать, не срослись, то лечение в дальнейшем, поскольку кости могут срастись, известно.
Если случай застарелый, то надо растянуть пораженный орган, не останавливаясь перед некоторыми повреждениями. Кости необходимо отделить рукой одну от другой, так, чтобы они, смыкаясь, терли одна другую и соскабливали всякие жировые образования и чтобы· повреждение в целом было как бы свежим, прилагая при этом величайшее старание, чтобы не были затронуты сухожилия и мышцы. Затем следует обмывать поврежденное место вином, приготовленным в виде отвара из корки граната, а самый отвар прикладывать к ране в соединении с яичным белком. На третий день снять повязку и промыть водой, в которой были выварены побеги вербены, о которой я говорил выше. На пятый день проделать то же самое и обложить лубками. В отношении прочих лечебных мероприятий проделывать и перед тем, и после то же самое, о чем я говорил выше.
Но иногда кости срастаются между собой в поперечном направлении и вследствие этого орган становится короче и принимает уродливый вид; если же осколки кости с острыми концами, то постоянно ощущаются уколы.
В таком случае необходимо снова сломать кости и выправить их. Это делается таким образом: поврежденный орган обильно обмывается горячей водой, растирается жидкой восковой мазью и растягивается. В это время врач, ощупывая кости, отделяет их одну от другой руками, поскольку соединяющая их костная мозоль еще не затвердела, и вставляет выступающие части на свои места. Если же результат недостаточен, то он прикладывает с той стороны, на которую отклоняется кость, обернутую шерстью планку и, делая таким образом перевязки,

Читайте также:  Олимпиада перелом ног