Лубки перелом

Лубки перелом thumbnail

При закрытом переломе кожа не повреждена; однако он может быть осложнен повреждением близрасположенного кровеносного сосуда или органа. При открытом переломе кожа повреждена и так же возможно осложнение.

При наличии одного или нескольких из перечисленных ниже признаков следует предполагать возможность перелома:

  • * затрудненное движение какой-либо частью тела;
  • * усиление боли при попытках движения;
  • *вспухание и посинение травмированного места в сочетании с его ощутимой мягкостью
  • * деформация или укорочение поврежденной части тела;
  • * царапающий звук, издаваемый костью при попытке обследования или шевеления;
  • * шоковые симптомы;
  • * пострадавший слышал или ощутил перелом кости.

Закрытый перелом

Открытый перелом

Осложненный перелом

Лубки перелом

первая медицинская помощь

При иммобилизации сломанной ноги закрепите шину над и под коленом и вблизи лодыжки.

При травме ступни сделайте мягкую повязку и поднимите ногу, чтобы она меньше распухала.

Единственным лечением переломов в чрезвычайной ситуации является иммобилизация. Если только пострадавшему не грозит немедленная опасность, следует наложить ему шины (лубки) до того, как его будут перемещать. В любом случае обращайтесь с ним с крайней осторожностью, чтобы избежать дополнительной боли и травмы. Если перелом сочетается с ранением, удалите одежду в месте травмы и до наложения лубков обработайте рану.

Шину для обеспечения неподвижности сломанной руки можно сделать даже из свернутой газеты или журнала. В условиях холодного климата никогда не применяйте для этой цели металл.

Лубки (шины) можно изготовить из палок, веток, кусков разбитого транспортного средства или оборудования — на худой конец, из туго свернутой одежды или постельного белья. Подложите что-нибудь мягкое под шину и закрепите ее таким образом, чтобы фиксировались концы кости выше и ниже перелома. Сломанную ногу можно частично иммобилизовать, привязав ее к здоровой ноге (если ничего другого нет под рукой). Сломанная нога может быть деформирована, укорочена или неестественно повернута. В таких случаях до иммобилизации следует предпринять попытку исправления деформации — при условии, что пострадавший не возражает. Для этого аккуратно потяните за конечность и восстановите ее форму или распрямите. После того как все возможное сделано, наложите шины.

Единственная помощь пострадавшему, которая возможна кроме этого, состоит в том, чтобы поднять поврежденную конечность и тем самым уменьшить отек и дискомфорт, кроме этого необходимо бороться с шоковыми симптомами. После всего этого пострадавшему необходим отдых.

Иммобилизацию сломанной руки с целью ускорить заживление и избежать дальнейшей деформации можно выполнить при помощи большого треугольника из ткани. Под перевязь подложите тряпку или траву.

Сотрясение мозга и повреждение головы

Сильный удар по голове может вызвать головокружение, состояние комы и кровотечение из ушей, рта и носа. Уложите пострадавшего, сделайте так, чтобы ему было тепло, не давайте ему вставать и двигаться.

Если пострадавший хотя бы ненадолго терял сознание, если из ушей или носа вытекает бесцветная или окрашенная кровью жидкость либо зрачки у него неодинакового размера или не реагируют на свет, следует подозревать у него наличие перелома черепа или сотрясение мозга. Если он находится без сознания, нужно следить за его дыханием и пульсом. Если они в норме, его следует положить в позу комы. Если он в сознании, посадите его в полулежащее положение с подпертыми головой и плечами. В любом случае сохраняйте пострадавшего в тепле и обращайтесь с ним осторожно.

Источник

У этого термина существуют и другие значения, см. Лубок (значения).

«Мыши кота погребают», 1760

Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик[1]) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки[2].

Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

История[править | править код]

Страница Библии бедных (Biblia Pauperum). Европа. XV век

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.

Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времён Великой французской революции).

В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне, Мюнхене, Нойруппине; во Франции — в городе Труа. В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Картина супружеской любви» (фр. Tableau de l’amur conjual). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.

Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.

Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.

В конце XIX века лубок возродился в виде комиксов[3].

В России[править | править код]

В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы» или «немецкие потешные листы»[4].
В России такие рисунки печатались на досках особого пиления; доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.

Читайте также:  Перелом все актеры

В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези»[5].

Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.

Цензура и запреты[править | править код]

Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».

Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии».
В Москве была создана Изуграфская палата; палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений святых. Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».

Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.

В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции; некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены.
В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.

Сюжеты картин[править | править код]

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.

Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных альманахов и календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Иоганна Вольфганга фон Гёте, Анны Радклиф, Софи Коттен, Франсуа Рене де Шатобриана и других писателей.

В конце XIX века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты императорской семьи, затем шли жанровые картинки, всего чаще нравственно-поучительного характера (о гибельных последствиях обжорства, пьянства, жадности), лицевые издания «Еруслана Лазаревича» и других сказок, изображения в лицах народных песен («Ехали бояре из Нова-города», «Била жинка муженька»), женские головки со вздорными надписями, изображения городов (Иерусалим — пуп земли).[6]

Типы лубков[править | править код]

  • Духовно-религиозные — в византийском стиле. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.
  • Философские.
  • Юридические — изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд» и «Повесть о Ерше Ершовиче».
  • Исторические — «Умильные повести» из летописей. Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.
  • Сказочные — сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.
  • Праздники — изображения святых.
  • Конница — лубки с изображением всадников.
  • Балагурник — потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.

Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.

XIX век[править | править код]

Генерал-майор Александр Сеславин. Исторический лубок XIX века

В середине XIX века в Москве работают крупные фигурные типографии: Ахметьева, Логинова, Щурова, Чижова, Кудрякова, Руднева, Флорова, девицы Лаврентьевой, Шарапова, Кирилова, Морозова, Стрельцова, Яковлева.

Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин. В 1882 году в Москве состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка, на которой продукция Сытина была отмечена серебряной медалью.

Сытин около 20 лет коллекционировал доски, с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года[7].

В конце XIX века Сытин выпускал ежегодно около 2 млн экземпляров календарей, около 1,5 млн картинок на библейские сюжеты и 900 тыс. картинок светского содержания, Морозов изготовлял ежегодно до 1, 4 млн картинок, литография Голышева — около 300 тыс. Простовиков, то есть самых дешевых картинок, стоимостью в 1/2 копейки штука, печаталось и раскрашивалось в Московском уезде около 4 млн ежегодно. Высшая цена лубочных картинок составляла 25 копеек.[6]

Лубок в русских игральных картах В. М. Свешникова[править | править код]

В 1981 году Комбинат цветной печати издает колоду игральных карт под названием «Карты игральные, по мотивам русских лубочных картинок, рисованные Виктором Свешниковым». Рисунки к данной колоде изготовил один из старейших художников Ленинграда, график Виктор Михайлович Свешников (род. 1907). Ученик И. Я. Билибина и В. М. Конашевича, он вносит значительный вклад в графическое искусство игральных карт. Лубочные рисунки Свешникова сделаны на высоком мастерском уровне, в них чувствуется большая и серьёзная подготовительная работа художника по изучению исторического и бытового материала.[8]

Эволюция русского лубка[править | править код]

  • Четырёхлистовый лубок «Трапеза благочестивых и нечестивых» (XVIII век)

  • «Как мыши кота хоронили» (XVIII век)

  • Медведь с козою прохлаждается (XVIII век)

  • Мужик лапти плетёт (XVIII век)

  • Шут Фарнос верхом на свинье (XVIII век)

  • Сова (начало XIX века)

  • Храбрый Витязь Франц Венециан (XIX век)

  • В селе малом Ванька жил… (XIX век)

  • Свадьба Мишки косолапого (1868 год)

  • Во лузях, лубок издательства Сытина (1894 год)

  • «Издыхающий многоглавый австро-германский змей», лубок времён Первой Мировой войны

Производство лубков[править | править код]

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешёвой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети.

Читайте также:  Перелом головки бедренной кости рентген

Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.

Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание.

Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-гравёры. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске.
Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.

В России гравёры назывались «фряжских[9] резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.

Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

См. также[править | править код]

  • Бильдербоген
  • Иллюминисты
  • Лубочная литература
  • Комикс
  • Манга
  • Маньхуа
  • Манхва
  • Няньхуа
  • Пинап
  • Эстамп

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Лубок русский изобразительный // Энциклопедия Кругосвет
  2. ↑ Лубок // Большой Энциклопедический словарь (рус.). — 2000. // Большой Энциклопедический словарь. 2000.
  3. ↑ И. М. Волчкова. Комикс как факт массового искусства. // Антропология языка. Выпуск 1. Флинта, Наука, 2010.
  4. ↑ «Само название этих листов „немецкими“ или „фряжскими“ указывает на их происхождение: они вывозились к нам с Запада» — Забелин И. Е. Домашняя жизнь русских царей — М.: Эксмо, 2008, 448 с. ISBN 978-5-699-13829-6
  5. Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 стр. 173—177. ISBN 5-9578-2773-8
  6. 1 2 Народная литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. К. И. Коничев «Русский самородок. Повесть о Сытине». Лениздат. 1966.
  8. ↑ Российское карточное общество. Л.Ф.Гарин. «Художник и карты». (Панорама искусств. Вып. 11: М.: Советский художник, 1988). Дата обращения 3 апреля 2016.
  9. ↑ Фрязин (иск. франк) — старорусское название выходцев из Южной Европы романского происхождения, обычно итальянцев (ср. с современным англичанин и датчанин). Многие известные итальянцы, в основном архитекторы, работавшие в России в XV и XVI веках, носили прозвище „Фрязин“. Подробнее можно прочитать в статье Итальянцы в Московской Руси

Литература[править | править код]

  • Лубок // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 487—488 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
  • Юрков С. От лубка к «Бубновому валету»: гротеск и антиповедение в культуре «примитива» // Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре(XI-начало XX вв.). СПб., 2003, с. 177—187.
  • Народная картинка XVII—XIX веков, сб. ст., изд. Дмитрий Буланин, 1996.
  • Михаил Никитин. К истории изучения русского лубка// Советское искусствознание. 1986. Вып.20. С.399-419.
  • Анатолий Рогов «Кладовая Радости», Москва, изд. Просвещение, 1982.
  • Лубок, М., 1968.
  • Иванов Е. П. Русский народный лубок. С 90 одноцветными и 13 красочными репродукциями. М.: ИЗОГИЗ, — 1937.
  • Лубочные картинки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ровинский Д. А., Русские народные картинки, СПБ, 1881.
  • Иван Снегирев Лубочные картинки русского народа в московском мире. Москва. В Университетской тип., 1861.
  • Лубок — статья из Большой советской энциклопедии. 

Ссылки[править | править код]

  • Русский рисованный лубок конца XVIII — начала XIX века Из собрания Государственного исторического музея
  • Русский лубок
  • Галина Щедрина. «Русский лубок»
  • Александра Плетнева. «Повесть Н. В. Гоголя „Нос“ и лубочная традиция»
  • Подборка изображений лубка 19 в. (англ.)
  • Русский лубок (Russian Lubok) (англ.)
  • Коллекция лубков

Источник

Оперативное вмешательство чрезвычайно опасно.

Болезнь Ходжкина

Эта болезнь проявляется в распухании лимфатических желез и увеличении селезенки. Причина заболевания неизвестна.

Воспаленные лимфатические узлы легко прощупываются. Другие симптомы: учащенное дыхание, анемия, отечность и опухоли в области живота.

Течение болезни очень быстрое. Ветеринары иногда прописывают мышьяковые соединения, чаще всего Sodium cacodilate.

Бородавки

Существует два вида бородавок — твердые и мягкие. Твердые бывают выпукло–круглыми и гладкими и появляются обычно на веках, на спине и на шее собак. Мягкие бородавки — плоские и шершавые, похожие на поверхность цветной капусты. Они вырастают преимущественно в пасти и на половых органах молодых собак.

Бородавки редко причиняют какой–либо вред, хотя, если их очень много в пасти, они могут доставлять неудобства при еде и вызывать обильное слюноотделение. Предрасположенность к бородавкам носит по большей части наследственный характер.

Для удаления бородавок применяется очень много средств, в том числе и хирургическое вмешательство. Среди наиболее распространенных лекарств — углекислый снег, кристаллизованная уксусная кислота, мазь салициловой кислоты, туевое масло и др.

ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ

В зависимости от того, как сломана кость, различают следующие виды переломов:

простой перелом — без повреждения или с незначительным повреждением окружающих тканей;

открытый перелом — кость, порвав кожу, вышла наружу;

сложный или осколочный перелом — кость сломана в нескольких местах;

трещина в кости — этот вид бывает у щенков и молодых собак, кости которых еще полностью не отвердели. Кость не сломалась, а треснула, что обычно сопровождается изменением форм.

Читайте также:  Перелом шейного пятого позвонка

СИМПТОМЫ ПЕРЕЛОМА

Боль, потеря способности управлять конечностью, неестественное положение сломанной части, опухоли вокруг этого места, звук трения или ощущение трущихся друг о друга костей при манипуляциях со сломанной костью (это не относится к случаю трещины). Особенно заметен звук трения, когда сломано ребро. Мускулы сокращаются так, что части сломанного ребра заходят друг на друга.

Сломанные части кости надо как можно скорее совместить в их естественном положении и держать так, пока они не срастутся. Если это не сделать, кость может срастись неправильно и у собаки останется, например, кривая или укороченная лапа.

Если с момента повреждения в течение нескольких часов не были приняты никакие меры, поврежденное место может оказаться настолько распухшим, что невозможно будет установить, перелом ли это, вывих или просто ушиб. В таких случаях приходится ждать с лечением несколько дней, пока опухоль не спадет. Однако во избежание дальнейших травм поврежденную часть необходимо оградить временной шиной.

КАК СОВМЕСТИТЬ СЛОМАННЫЕ ЧАСТИ?

Обычно это нетрудно, за исключением случаев, когда кость сильно раздроблена, или перелома лапы у крупных собак, когда требуется большая сила для преодоления сопротивления сокращающихся мышц.

Ветеринары обычно выправляют кость под общим наркозом. Но это делают только после того, как собака выйдет из состояния шока, которым часто сопровождается ранение от несчастного случая. Наркоз при шоке может привести к смерти животного.

Совместив сломанные части кости, обложите поврежденное место гигроскопической ватой в несколько слоев и обвяжите ее бинтом, чтобы она не сбивалась. Это делается для того, чтобы сломанные части сохраняли свое естественное положение. Скрепить их лучше всего клейкой лентой.

Шины можно сделать из липовых дощечек, фанеры, картона, картонных трубок, железных сеток и других жестких или полужестких материалов. Когда спадет опухоль, можно накладывать постоянный лубок. Его чаще всего делают их силиката натрия, гипса или клея.

Силикат натрия (жидкое стекло) легок, водонепроницаем и дешев, но он раздражает кожу и его трудно снимать. Чтобы сделать лубок из силиката натрия, окуните в него ленты из миткаля шириной 5–7 см и обвяжите ими перелом. С клеем поступают так же, однако его труднее накладывать и он медленно засыхает.

Гипсовый лубок

Прежде чем накладывать гипсовый лубок на ногу, обложите перелом гигроскопической ватой в несколько слоев, закрепив ее на месте куском марли. Чтобы нога не соприкасалась с жесткими краями лубка, вата должна выступать с обоих концов гипсовой повязки.

Для гипсовых повязок применяются специальные бинты. Положите бинт и держите его пока он полностью не размокнет, то есть пока из него не перестанут выходить пузыри. Наложив свободный конец бинта на обложенное ватой место и придерживая этот конец одной рукой, начинайте другой рукой осторожно обматывать перелом спиралью вокруг лапы, раскручивая постепенно бинт до конца.

Каждый последующий виток должен примерно на половпну заходить на предыдущий. Если гипс ложится неровно или кусками, разгладьте его мокрой рукой. Как только кончится один рулон, сразу же кладите в воду следующий. Должно быть наложено 4–5 слоев.

Закончив обмотку, смочите повязку, присыпьте ее гипсом и разгладьте мокрой рукой. Через десять минут повязка затвердеет. До этого собаке не разрешают двигаться.

Лубок не должен причинять никакого беспокойства. Если это не так, то либо он плохо наложен, либо части сломанной кости неправильно совмещены. За лапой в лубке нужно постоянно наблюдать, чтобы немедленно принять меры в случае какой–нибудь инфекции.

В зависимости от возраста собаки кость срастается через 3–6 недель. Все это время лубок должен оставаться на месте. Чтобы снять лубок, нужно размягчить его уксусом и разрезать бритвой или ножницами, соблюдая осторожность, чтобы не поранить лапу.

Принципы лечения всех переломов в общем одинаковы. Поставить сломанные части на место, в их естественное положение и держать их так, пока они не срастутся. Редко один перелом бывает похож на другой, поэтому часто приходится проявлять изобретательность, чтобы выбрать подходящие случаю шины и лубки.

ВЫВИХИ

Иногда бывает трудно отличить, вывих от перелома. И в том и в другом случае признаки схожи — боль и деформация. Однако при переломе кость имеет ненормальную подвижность, тогда как при вывихе она более или менее зафиксирована в одном положении.

Если кость сломана, слышен звук трения, когда сломанные части соприкасаются друг с другом. Вывих — это повреждение сустава, поэтому движение кости звука трения не вызывает.

Совмещение сломанной кости можно без вреда отложить на несколько часов и даже на несколько дней, вывихнутый сустав необходимо вправить как можно скорее. Чем дольше задержки, тем тяжелее последствия.

Самый распространенный вывих

Чаще всего вывихи у собак — результат удара автомобиля. Ветеринары называют это Coxotemoral luxation то есть вывих бедра. Самой распространенной формой такого вывиха является выброс круглой верхней части головки бедра из гнезда вперед и вверх.

В этих случаях головка прощупывается впереди сустава. Лапа зафиксирована в откинутом назад положении, и собака на нее не ступает. Иногда головка бедра выбрасывается вверх и назад — тогда она выпирает сзади сустава, а лапа зафиксирована в положении вперед под живот.

Источник