Лишь 19 перелома

Триллер «Перелом» (Fractured) — то кино, за которое мы все должны быть благодарны Netflix. Это не самый выдающийся фильм, крайне нишевый и рассчитанный на не самую широкую аудиторию, поэтому в прокате он бы просто не выжил. Но в видеосервисе, полагаю, ему уготована долгая жизнь — он достаточно увлекателен, в нем есть нерв и драма, а финальная отгадка оставляет долгое послевкусие. Вот про финал и захотелось написать — сравнить ощущения с вами, читателями. Все ли мы верно разглядели? И можно ли было вычислить ключевой твист заранее?

Промо фильма

Итак, «Перелом» рассказывает нам историю мужчины по имени Рэй, который вместе со своей женой Джоанной и дочерью Пэри совершает автомобильный переезд по американской глубинке. В дороге на лдной из остановок девочка падает в котлован строительной площадки и ломает руку. В ближайшей больнице дочь сначала долго не хотят обследовать, а затем вместе с матерью отправляют на один из нижних этажей, чтобы сделать необходимые диагностические процедуры. После этого Рэй забывается в тяжелом сне, а когда просыпается, узнает, что все вокруг считают, будто он приехал один и никаких жены и дочери с ним не было. После долгих поисков Рэй обнаруживает Джоанну и Пэри в подвале больницы, где их готовят к извлечению органов для «черных трансплантологов», но в то же время зрители видят, что мужчина находится в состоянии помешательства, полностью выпав из реальности.

Кадр из фильма «Перелом»

Так что же происходит в финале?

Когда Рэй, полагая, что все вокруг ему лгут, вырывается из комнаты больничной охраны, для него приглашают специального психиатра, который призван успокоить мужчину и докопаться до корней возникшей проблемы. В беседе с Рэем «мозгоправ» выясняет, что восемь лет назад мужчина пережил тяжелую психологическую травму, потеряв в аварии беременную жену. Доктор убеждает Рэя, полицию и своих коллег посетить автозаправку, где с Пэри произошел несчастный случай, и там все, кроме мужчины, приходят к выводу, что мужчина пережил психологический срыв, убил свою семью и только потом в бреду приехал в больницу.

Кадр из фильма «Перелом»

Рэй, впрочем, имеет иной взгляд на происходящее. Он считает, что в недрах больнице происходит что-то гнусное, а пробравшись в подвал обнаруживает в нем лабораторию по извлечению органов у доставленных в госпиталь больных. Прервав операцию над своим ребенком, Рэй увозит Джоанну и Пэри, однако зрители видят, что забрал он какого-то несчастного, находящегося под наркозом.

Как обнаруживается в финальных кадрах, Пэри не пережила падения на заправке, ударившись о бетон головой, а затем мужчина случайно убил и Джоанну, толкнув ту на торчащую арматуру. Тела жены и дочери все это время лежали в багажнике автомобиля Рэя — так что психиатр была права, мужчина утратил разум от горя и выстроил вокруг себя новую реальность, где его семья была жива.

Кадр из фильма «Перелом»

Ключевой момент срыва

Очевидно, что ключевым моментом «Перелома» становится эпизод с падением Пэри — именно здесь реальность уступает место искаженной точке зрения на происходящее. К моменту несчастного случая Рэй был полностью изможден и разбит, споры с Джоанной, его неудачи и проблемы выросли в огромный ком, способный раздавить любого. Гибель дочери запустила неконтролируемый процесс, первой жертвой которого стала супруга — Рэй просто оттолкнул Джоанну и та упала головой на торчащий из земли штырь.

Далее реальность разделяется с тем, что мы видим на экране. В реальности Рэй кладет тела дочери и жены в багажник автомобиля и едет в больницу, чтобы обработать рану на своей голове. В то же время, сам мужчина считает, что везет в госпиталь сломавшую руку после падения дочь. В больнице Рэй теряет сознание, а придя в себя, полагает, что реальность — это та история, что он придумал после несчастного случая и непреднамеренного убийства. Причем мужчина горячо уверен в своей версии и доводы окружающих врачей, охранников и полицейских считает частью зловещего заговора.

Кадр из фильма «Перелом»

Утрата реальности влечет катастрофу

К самому финишу истории мы наблюдаем за тем, как утрата прочной почвы под ногами влечет все более и более иррациональные поступки. В своей безумной погоне за фантомными женой и дочерью Рэй крадет оружие, подделывает документы, ранит доктора и убивает полицейского. То, что началось как трагический несчастный случай, с каждым новым шагом превращается в страшную цепь преступлений.

И тут история, наконец, обретает смысл. Главный герой фильма, столкнувшись восемь лет назад с невообразимой трагедией, оказался сломлен и не нашел возможности изжить боль. Единственный вывод, который он вынес из той беды, это то, что впредь ему стоит быть еще решительнее и не прогибаться под внешний мир. Так он и ведет себя в новых обстоятельствах — просто идет напролом, решая поставленную самим собой задачу, пусть даже и далекую от реальности. История Рэя в «Переломе» — драматическое предостережение о том, что ни одну психологическую травму невозможно пережить в одиночку, в той или иной степени психологическая помощь необходима, иначе последующее падение может оказаться еще более страшным.

Кадр из фильма «Перелом»

Подсказки по ходу фильма

Но вернемся к картине. Можно ли было обнаружить ключи к подлинному состоянию Рэя и тому, что произошло в реальности, на протяжении действия сюжета? С высоты уже увиденного я определенно говорю «Да». Подсказок было больше, чем достаточно, их просто необходимо было заметить и правильно интерпретировать.

Например, два момента отключения Рэя. Герой дважды в течение фильма впадает в забытье — в момент падения и удара головой и в больнице, когда передает, наконец, жену и дочь в руки врачей. Как оказалось, именно этот отрезок — выдуманная реальность, последовательность фантазий, в которых мужчина привозит дочь в госпиталь и вместе с супругой ждет приема доктора. До падения все реально, после пробуждения — когда персонал больницы пытается объяснить мужчине, что он приехал один — все реально. Между этими моментами забвения — безумие.

Кадр из фильма «Перелом»

Подсказки легко читаются в том, как ведет себя персонал во «сне» Рэя. Медсестры и врачи слишком много внимания уделяют вопросу донорства органов, явно выходя за пределы необходимых консультаций перед лечением перелома руки. Девочку зачем-то отправляют на томографию, хотя у нее всего лишь повреждена кисть, причем ее должны транспортировать в подвал, хотя позже мы видим, что все необходимые инструменты и аппараты находятся на первом этаже больницы. Затем явно больше, чем это нужно, в данный промежуток общения Рэя с администрацией упоминается трагедия, произошедшая с первой женой героя. Все это указывает на то, что показанное сформировано больной фантазией мужчины.

Наконец, камеры видеонаблюдения, установленные в больнице не фиксируют нахождения внутри госпиталя девочки и женщины, якобы прибывших вместе с Рэем. Больше того, авторы фильма тщательно избегают кадров, в которых мужчина находился бы вместе со своей семьей, наоборот, мы в основном видим либо его одного крупным планом, либо Джоанну и Пэри, сидящих отдельно. Это не самый очевидный художественный прием, но вполне действенный в данном случае.

Промо фильма

Далеко не каждый испытает восторг от того сюжетного поворота, какой придумали для «Перелома» его авторы — история получилась слишком трагичной и даже страшной. Но в этой смелости принести в жертву интриге ребенка есть большой плюс — до самого конца в страшный исход трудно поверить. И именно этим картина трогает больше всего — реальность всегда страшнее выдумки.

Смотрите кино и приходите пообсуждать. Будет еще интереснее!

Источник

В Краснодаре начались судебные слушания по делу шестерых врачей и медсестры Окружной клинической больницы РЖД. Они обвиняются в выполнении работ, повлекших по неосторожности смерть 81-летней пациентки. Врачи объясняют ошибку в диагностике возрастом и тяжелым состоянием пациентки. Эксперты опасаются, что обвинительный приговор приведет к росту числа отказов медиков от оказания помощи старикам с переломами. Дочь умершей женщины настаивает на привлечении виновных к ответственности.

В Краснодаре начались судебные слушания по делу шестерых врачей и медсестры Окружной клинической больницы на станции «Краснодар» ОАО РЖД. Сотрудники ведомственной больницы обвиняются в выполнении работ, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей и повлекших по неосторожности смерть пациентки (ст. 238 ч. 2 п. «в»). По версии следствия, в июле 2016 года пожилая женщина поступила в клинику для проведения операции после перелома шейки бедра, и во время подготовки к хирургическому вмешательству медсестра совершила ошибку, повлекшую повреждение внутренних органов.

«В течение трех последующих дней руководством и медицинскими работниками клиники не принимались необходимые меры по диагностированию, а также были допущены грубые нарушения при лечении возникшего гнойно-воспалительного процесса, что привело к смерти потерпевшей»,— говорится в сообщении Следственного комитета РФ (СКР). Изначально уголовное дело возбудило следственное управление на транспорте по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Позднее родственница погибшей побывала на личном приеме у председателя СКР Александра Бастрыкина, и дело забрали в Главное следственное управление, где переквалифицировали статью. Затем была проведена судебно-медицинская экспертиза, установившая причинно-следственную связь между действиями обвиняемых и смертью пациентки. Всего в деле имеется четыре заключения судебно-медицинских экспертов.

Обвинение предъявили заместителю главного врача по лечебной части, лечащему врачу, заведующему отделением травматологии и ортопедии, а также врачам-хирургам и медицинской сестре.

Один из обвиняемых, бывший завотделением травматологии и ортопедии больницы Владимир Абдуев (уволился в апреле 2018 года) заявляет, что версия следствия ошибочна. Он подтверждает, что 81-летняя пациентка из станицы Ленинградской поступила в отделение с переломом шейки бедренной кости.

«Была назначена операция, для которой требовалось сделать предоперационную очистку кишечника,— сообщил господин Абдуев “Ъ”.— При этом возникли сложности, и я отложил операцию на день. Медсестра повторила процедуру. Через какое-то время пациентка стала жаловаться на боли в животе, мы собрали консилиум и приняли решение перевести женщину в реанимацию, где ей провели всю возможную диагностику, сделали УЗИ и КТ, ее осмотрели узкие специалисты. В итоге поставили кишечную непроходимость. В пятницу вечером пациентку еще раз осмотрел дежурный хирург и диагностировал признаки развивающегося перитонита. Срочно прооперировали, однако это ее не спасло»,— пояснил господин Абдуев, добавив, что в результате вскрытия была определена причина смерти: перфорация прямой кишки.

По словам адвоката Сергея Филимонова, представляющего интересы дочери погибшей, клиент настаивает на том, чтобы виновные были привлечены к установленной законом ответственности: «У нее нет цели мстить, она лишь хочет добиться справедливости, которую ищет уже три года по всем возможным инстанциям. Ее заслуга в том, что она пошла до конца и, кажется, закон начал работать».

Господин Абдуев отмечает, что обвиняемые также просят объективного расследования и проведения независимой экспертизы, проведенной в другом регионе с участием врача-травматолога. Врач одного из крупных медицинских центров на условиях анонимности заявил “Ъ-Кубань”, что летальный исход пациентки мог быть предопределен объективными причинами: «Во-первых, больная в силу наличия перелома и болей из-за него не могла принять правильное положение тела во время процедуры, повредившей кишечник. Во-вторых, у возрастных пациентов часто бывает смазанная клиника, общее тяжелое состояние, к тому же пожилой пациент часто не может внятно объяснить, что и где болит. Из-за перелома, возможно, не удалось провести полноценное обследование. Некоторые медицинские манипуляции тяжелы и неприятны и для физически сильного человека, а 81-летний пациент может их просто не пережить».

Собеседник “Ъ-Кубань” считает, что, если врачей осудят, в больницах вырастет число отказов от госпитализации пожилых пациентов с тяжелыми переломами: «Их и так почти никто не оперирует — не хотят связываться, а теперь вообще начнут отказывать, формально — «старый человек, сердце не выдержит наркоза»».

«Дело возбуждено по такой статье, что при наличии хороших адвокатов есть перспективы не самого жесткого наказания для медперсонала,— считает юрист Алексей Коренев.— Однако в данном случае речь идет о причинении смерти по неосторожности. Тут могут быть сложности: с одной стороны, перелом шейки бедра в таком возрасте — это практически всегда смертный приговор. Полагаю, адвокаты врачей будут давить именно на это обстоятельство. Но против них играет тот факт, что в течение трех дней у больной развивались гнойно-воспалительные процессы, которые в итоге и привели к смерти. А это уже совсем другое дело».

Елена Рыжкова, Краснодар

Источник

Íàðêîòèêè — ýòî âåùåñòâà, âëèÿþùèå íà ôóíêöèîíèðîâàíèå íåðâíîé ñèñòåìû è ïðèâîäÿùèå ê èçìåíåíèþ ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ ÷åëîâåêà. Îíè ìîãóò óñûïëÿòü, ìîãóò âîçáóæäàòü, ìîãóò îòêðûâàòü òðåòèé ãëàç è äåëàòü ÷åëîâåêà áåçóìíûì.

Ñàìûé èçâåñòíûé íàðêîòèê ñ äðåâíèõ âðåìåí — ýòî îïèóì.

Ïîïàäàÿ â ÷åëîâåêà, îïèàòû ñîâåðøàþò íàä íèì ñèëüíîå è ñîâåðøåííî íå ó÷òåííîå ïðèðîäîé âîçäåéñòâèå — íàø îðãàíèçì ïðèíèìàåò èõ çà ñïåöèôè÷åñêèé òèï ìîëåêóë, êîòîðûå îí ñàì æå âûðàáàòûâàåò â ãèïîôèçå — ýíäîðôèíû.  ÷åëîâå÷åñêîì îðãàíèçìå ýíäîðôèíû, ïîìèìî ïðî÷èõ ôóíêöèé, ÿâëÿþòñÿ ðåãóëÿòîðîì áîëè — ôèëüòðóþò íåñóùåñòâåííûå äëÿ âûæèâàíèÿ áîëåâûå ñèãíàëû è äàåò íàì âîçìîæíîñòü íîðìàëüíî ñóùåñòâîâàòü.

Êîãäà âû ââîäèòå â îðãàíèçì âåùåñòâà, êîòîðûå ðàáîòàþò êàê ýíäîðôèíû, îðãàíèçì áëàãîðàçóìíî ïðèîñòàíàâëèâàåò âûðàáîòêó ñîáñòâåííûõ. À åñëè ýòî äåëàòü ðåãóëÿðíî, òî äëÿ íàäåæíîñòè ïðåêðàùàåò âîîáùå. Ïðè÷åì ïðîèñõîäèò ýòî äîâîëüíî áûñòðî, ïîýòîìó çàâèñèìîñòü îò îïèàòîâ âûðàáàòûâàåòñÿ çà ïàðó íåäåëü.

À òåïåðü ïðåäñòàâèì ñåáå, ÷òî ïðîèçîéäåò, åñëè ïðèó÷åííûé ê ïîñòóïëåíèþ îïèàòîâ îðãàíèçì ëèøèòü ýòîé ðàäîñòè. Ñâîé ýíäîðôèí âûðàáàòûâàòüñÿ ïåðåñòàë îò ñëîâà “ñîâñåì”. Áîëåå òîãî, çàáîòëèâûé îðãàíèçì çàïóñòèë óñèëåííóþ âûðàáîòêó âåùåñòâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ïðîâåäåíèþ áîëåâûõ èìïóëüñîâ. Ïîòîìó ÷òî äàâíî ÷òî-òî íå ñëûøíî íè îäíîãî ñèãíàëà áîëè îò êëåòîê è ìîçã çàáåñïîêîèëñÿ — åñòü ëè æèçíü íà Ìàðñå â îðãàíèçìå. Íàðêîòèêè íå óíè÷òîæàþò áîëü, îíè áåðóò åå â äîëã è îòäàþò ñ ïðîöåíòàìè — äîáðî ïîæàëîâàòü â ìàëåíüêèé ïåðñîíàëüíûé àä: îïèàòíóþ ëîìêó.

Èíòåðåñíûé ìîìåíò: íîðìàëüíûé óðîâåíü ñåðîòîíèíà è äîôàìèíà ìû íå çàìå÷àåì. Òî, ÷òî ìû ñ÷èòàåì îáû÷íûì óðàâíîâåøåííûì íàñòðîåíèåì áåç îñîáîé ðàäîñòè — ýòî íå íîëü! Êîãäà íàñòàíåò íîëü — âûêëþ÷èòñÿ ñâåò. Íàñòóïèò ÷åðíîå îò÷àÿíèå è óâåðåííîñòü ÷òî íè÷åãî õîðîøåãî áîëüøå íå áóäåò. Âñå îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè, êîòîðûå âû êîãäà ëèáî èñïûòûâàëè: îò÷àÿíèå, ñòûä, ñòðàõ îäèíî÷åñòâà, îáèäû, ñêîðáü ïî ïîòåðÿì è îòâðàùåíèå ê ñåáå è ê æèçíè — ïðèäóò è âñòàíóò ó èçãîëîâüÿ. Åñëè ó âàñ êîãäà-íèáóäü áûëà äåïðåññèÿ — óìíîæüòå åå íà äåñÿòü è ñîáåðèòå èç ãîäà â ñóòêè — âîò òî, ÷òî âû áóäåòå èñïûòûâàòü.

Êðàéíå íàèâíî äóìàòü ÷òî ÷òîáû ñëåçòü ñ èãëû íóæíî “âñåãî ëèøü” íàïðÿ÷ü ñèëó âîëè: âîëÿ ïîäûõàåò ïåðâîé, îò íåå íå îñòàåòñÿ è ìåëêèõ îøìåòêîâ. Ñòðàõ ñìåðòè âîîáùå óæå íå ñóùåñòâåíåí: òî ÷òî îùóùàåò íàðêîìàí — ýòî íîðìàëüíàÿ ïîëíîöåííàÿ àãîíèÿ, ïî ñðàâíåíèþ ñ êîòîðîé ñìåðòü íå êàæåòñÿ ÷åì-òî òàêèì óæ ñòðàøíûì.

Îïèàòíûé êàéô ýòî íå ïðîñòî ðàçâëå÷åíèå, ýòî ïîääåëêà áèîëîãè÷åñêîãî ìåõàíèçìà. Äîçà íå ïðîñòî ñíèìàåò áîëåâûå è ýìîöèîíàëüíûå ñèìïòîìû: îíà åùå ê òîìó æå äàåò ñèãíàë, íà èíñòèíêòèâíîì óðîâíå, ÷òî âñå ñäåëàíî ïðàâèëüíî. Ïîýòîìó çàâÿçàòü âñóõóþ ýòî ïðèìåðíî òàê æå ðåàëüíî, êàê íå îòäåðíóòü ðóêó îò êèïÿòêà.

Ýòî ïðåàìáóëà, ÷òîáû ïîíèìàòü ÷òî ïðèìåðíî ïðîèñõîäèò ñ îðãàíèçìîì è ïñèõèêîé ÷åëîâåêà.

Îïèóì ïîëó÷àþò òîëüêî èç îäíîãî èç ìíîãî÷èñëåííûõ âèäîâ ìàêà: Papaver somniferum (PS), îò ëàòèíñêîãî “ìàê ñíîòâîðíûé”. Ïî îäíèì äàííûì îïèóìíûé ìàê â äèêîì âèäå â ïðèðîäå íå âñòðå÷àåòñÿ, ïî äðóãèì — ÷òî ïðîèçðàñòàåò ñàìîñòîÿòåëüíî â Þæíîé Åâðîïå, íî òîò ôàêò, ÷òî äàííûé âèä ìàêà êóëüòèâèðóåòñÿ ÷åëîâåêîì íà ïðîòÿæåíèè òûñÿ÷ ëåò âûçûâàåò ñîìíåíèå â åãî ñàìîñòîÿòåëüíîì ïðîèçâðàñòàíèè â äèêîì âèäå. Îäíè ó÷åíûå ãîâîðÿò, ÷òî îïèóìíûé ìàê áûë ïëàíîìåðíî âûâåäåí ëþäüìè, òî åñòü, ýòî ïðîäóêò öåëåíàïðàâëåííîé ñåëåêöèè. Äðóãèå äîêàçûâàþò, ÷òî PS ýòî ðåçóëüòàò ñïîíòàííîé ìóòàöèè â ïðèðîäå, ïîòîì óæå íàéäåííûé è ïðèðó÷åííûé ÷åëîâåêîì.

Êàê ëþäè îáíàðóæèëè ñïåöèôè÷åñêèé ýôôåêò ìàêîâîãî ìîëî÷êà — òî÷íî íå èçâåñòíî, íî ñêîðåå âñåãî ìàê íà÷àëè ðàçâîäèòü ðàäè ñåìÿí, êîòîðûå ÿâëÿëèñü ÷àñòüþ êóëèíàðèè ìíîãèõ äðåâíèõ íàðîäîâ, íó è ïîñòåïåííî, ïóòåì ñ÷àñòëèâûõ ñëó÷àéíîñòåé, ÷åëîâåê æåëåçíîãî îáíàðóæèë, ÷òî åñëè ìàêîâûå ãîëîâêè íå ïîòðîøèòü, à òîëî÷ü öåëèêîì, òî íàñòîÿííîå íà íèõ âèíî ïðèîáðåòàåò ñîâåðøåííî ïîòðÿñíûå è áîæåñòâåííûå êà÷åñòâà.

Îïèóìíûé ìàê ÿâëÿåòñÿ äîâîëüíî íåïðèõîòëèâîé è ëåãêîé â êóëüòèâàöèè êóëüòóðîé. Åìó íå íóæíî ìíîãî âîäû èëè òåïëà, îí íåïðèõîòëèâ ê ïî÷âå, åäèíñòâåííîå, ÷òî åìó îáÿçàòåëüíî íóæíî — ýòî ìíîãî ñîëíöà. Äàæå íåäëèííûé ðÿä ïàñìóðíûõ äíåé ìîæåò ïðèâåñòè ê ðåçêîìó ïàäåíèþ êîëè÷åñòâà îïèóìà â êîðîáî÷êàõ. PS êàê ïðàâèëî èìååò áåëûå èëè òóñêëî-ñèðåíåâûå öâåòû ñ òåìíî-ôèîëåòîâîé ñåðåäèíêîé, è âÿëûìè, òîíêèìè “ìÿòûìè” ëåïåñòêàìè. Êðàñíûå öâåòû âñòðå÷àþòñÿ ðåæå. Êîãäà öâåòîê îòöâåòàåò, îí îñòàâëÿåò çà ñîáîé ñåìåííóþ êîðîáî÷êó, êîòîðàÿ âûðàñòàåò äî ðàçìåðà àáðèêîñà. Êîðîáî÷êè ãîòîâû ïðèìåðíî ÷åðåç äâå íåäåëè ïîñëå îïàäåíèÿ öâåòêà.  ýòî âðåìÿ, åñëè êîðîáî÷êó íàäðåçàòü, èç íåå ïîòå÷åò áåëûé ìëå÷íûé ñîê, êîòîðûé, ñîáñòâåííî, è íàçûâàåòñÿ “îïèé” èëè “îïèóì”.

Îïèóì — ýòî íå îäíî âåùåñòâî, ýòî ñëîæíûé ïðèðîäíûé êîêòåéëü èç áåëêîâ, ñìîë, ðàñòèòåëüíîãî âîñêà, âîäû, êèñëîò è áîëåå äåñÿòêà ðàçëè÷íûõ àëêàëîèäîâ — áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ îðãàíè÷åñêèõ âåùåñòâ, âûðàáàòûâàåìûõ â íåêîòîðûõ ðàñòåíèÿõ. “Áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ” — â ñìûñëå òîãî, ÷òî îíè íåîäíîçíà÷íî è ïîðîé î÷åíü ñèëüíî âëèÿþò íà ðàáîòó îðãàíèçìîâ æèâîòíûõ. Àëêàëîèäû âûðàáàòûâàþòñÿ ðàñòåíèÿìè, íî âëèÿþò íà æèâîòíûõ, âêëþ÷àÿ íàñ ñ âàìè.

Èñïîêîí âåêîâ — â Ìåæäóðå÷üå, Äðåâíåì Åãèïòå è íå ìåíåå äðåâíåé Ãðåöèè — îïèóì ïðèíèìàëè ïåðîðàëüíî, èëè æóÿ âûñóøåííûå ïëàñòèíêè ìëå÷íîãî ñîêà èëè ðàñòâîðÿÿ åãî â íàïèòêàõ. Èç-çà ñîäåðæàùèõñÿ â íåì àëêàëîèäîâ îïèóì âåñüìà íåïðèÿòåí íà âêóñ è ïî ñîîáùåíèþ âëèÿòåëüíûõ ðóññêîÿçû÷íûõ èñòî÷íèêîâ (Ëóðêìîðüå) “âîíÿåò êàê äåðüìî”. ×òîáû áûëî íå òàê ïðîòèâíî, îïèóì ðàñòâîðÿëè â ìîëîêå èëè âèíå, ïîäñëàùåííûìè ìåäîì è ñ äîáàâëåíèåì ñïåöèé.

Ïðèåì âíóòðü ñûðîãî îïèóìà ïðèâîäèò â ïåðâóþ î÷åðåäü ê òîøíîòå è ðâîòå è òîëüêî ïîòîì — ê êàêèì-òî ïîëîæèòåëüíûì ýôôåêòàì (åñëè âîîáùå ïðèâîäèò). Íå âàæíî, êàêèì àëêàëîèäîì âû çàêèíèòåñü: ïî áîëüøîìó ñ÷åòó, âñ¸ ýòî ÿäû è íà ÿäû ó ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà åñòü îòëè÷íûé ìåòîä çàùèòû: ðâîòà. Ïîýòîìó â äðåâíîñòè îïèóì ïðèíèìàëè ïðàêòè÷åñêè èñêëþ÷èòåëüíî êàê ëåêàðñòâî, à íå äëÿ ðàçâëå÷åíèÿ. Íàøè ïðåäêè âûðàùèâàëè îïèóìíûé ìàê ïîòîìó, ÷òî ýòî ðàñòåíèå — êîòîðîå íàçûâàëè äàðîì áîãîâ — áûëî íåçàìåíèìûì äðàãîöåííûì èçáàâèòåëåì îò áîëè.

Òîëüêî äðåâíèå ðèìëÿíå øèðîêî íà÷àëè èñïîëüçîâàòü îïèóì êàê îáåçáîëèâàþùåå ñðåäñòâî. Ñîëäàòû è ãëàäèàòîðû ïðèìåíÿëè åãî, ÷òîáû çàãëóøèòü áîëü îò ðàí, ñâåòñêèå äàìû — îò æåíñêèõ ïðîáëåì è äëÿ îòðàâëåíèÿ ñîïåðíèö.

Âñå ýòî âðåìÿ ÷åëîâå÷åñòâî áûëî íå îñâåäîìëåíî î ðàçâëåêàòåëüíîì ïîòåíöèàëå îïèóìà, ïîòîìó ÷òî ñûðîé îïèóì, ïðèíèìàåìûé ïåðîðàëüíî, íå äàåò êà÷åñòâåííîé ýéôîðèè, çà êîòîðîé ãîíÿþòñÿ íàðêîìàíû. Îí ñíèìàåò áîëü, óñûïëÿåò è äàåò æèâîïèñíûå ñíû — íî íå áîëüøå. Íè î êàêîì íàñòîÿùåì êàéôå, ãëþêàõ, ðîçîâûõ ñëîíàõ è îáùåíèè ñ áîãàìè ðå÷è íå èäåò.

 XVI âåêå çíàìåíèòûé øâåéöàðñêèé âðà÷ è íàòóðôèëîñîô Ïàðàöåëüñ, çàìåòèë, ÷òî îïèóì ëó÷øå âñåãî ðàñòâîðÿåòñÿ â àëêîãîëå. Ïîýêñïåðèìåíòèðîâàâ, Ïàðàöåëüñ ðàçðàáîòàë ôîðìóëó êàê åìó êàçàëîñü èäåàëüíîãî îáåçáîëèâàþùåãî ñðåäñòâà è âîîáùå ïàíàöåè îò âñåõ áîëåçíåé: ýòî áûëà àëêîãîëüíàÿ íàñòîéêà îïèóìà, â êîòîðóþ òàêæå âõîäèëè òàêèå êîìïîíåíòû êàê ìóñêóñ, àìáðà, ìóñêàòíûé îðåõ è ðàñòîë÷åííûå æåì÷óæèíû — âèäèìî, íàïèõàë âñå ñàìîå äîðîãîå, ÷òî íàøëîñü ïîä ðóêîé. Ïàðàöåëüñ íàçâàë ñâîå ëåêàðñòâî “ëàóäàíóì” îò ñëîâà “âîñõâàëÿåìûé”. È âïëîòü äî êîíöà XIX âåêà ëàóäàíóì (ê òîìó âðåìåíè óæå ïðîñòî ñïèðòîâàÿ íàñòîéêà öåëüíîãî îïèóìà) îñòàåòñÿ ñàìûì ïîïóëÿðíûì è äåéñòâåííûì ëåêàðñòâåííûì ñðåäñòâîì öèâèëèçîâàííîãî ÷åëîâå÷åñòâà. ×åñòíî ãîâîðÿ, ýòî áûëî îäíî èç íåìíîãèõ ëåêàðñòâ, êîòîðîå äåéñòâèòåëüíî ðàáîòàëî. Ýòî áûëî óíèâåðñàëüíîå ëåêàðñòâî, äåéñòâîâàâøåå áåçîòêàçíî îò âñåõ âèäîâ áîëè — îò çóáíîé äî ðîäîâ, îíî òàêæå ïîìîãàëî îò ïîíîñà è îò êàøëÿ, óñïîêàèâàëî íåðâû, äåëàëî ïîäðîñòêîâ è áóéíûõ ñóìàñøåäøèõ óïðàâëÿåìûìè, à ñìåðòü íå òàêîé ìó÷èòåëüíîé.  ìèðå, ãäå äèçåíòåðèÿ, õîëåðà, òèô è òóáåðêóëåç áûëè åæåäíåâíîé ðåàëüíîñòüþ, ëàóäàíóì áûë áëàãîñëîâåíèåì.

Ïðè îòñóòñòâèè êàêîãî áû òî íè áûëî êîíòðîëÿ ñî ñòîðîíû ãîñóäàðñòâ, ðûíîê íàâîäíèëè òàê íàçûâàåìûå «ïàòåíòîâàííûå ìèêñòóðû», ñîñòàâ êîòîðûõ äåðæàëñÿ â ñåêðåòå è êîòîðûå îáåùàëè èçëå÷èâàòü íàðîä îò ñàìûõ ðàçíûõ çàáîëåâàíèé, çà÷àñòóþ — îò âñåõ. Êàê ïðàâèëî, ðåàëüíûìè äåéñòâóþùèìè êîìïîíåíòàìè ýòèõ ëåêàðñòâ áûëè èëè àëêîãîëü èëè îïèóì èëè îáà âìåñòå. Îñòàëüíûå êîìïîíåíòû ïîäáèðàëèñü ðàíäîìíî.

Èíòåðåñíî: îäíèì èç ýòèõ ïàòåíòîâàííûõ ìèêñòóð áûëà Êîêà-Êîëà. Åå èçîáðåòàòåëü ïîëêîâíèê Ïåìáåðòîí ïûòàëñÿ èçëå÷èòüñÿ îò ñâîåé îïèóìíîé çàâèñèìîñòè, ïðèíèìàÿ êðàñíîå âèíî, â êîòîðîå áûë äîáàâëåí êîêàèí (â î÷åíü, âïðî÷åì, íåáîëüøîé äîçå). Ïîñòåïåííî Êîêà-Êîëà çíà÷èòåëüíî èçìåíèëà ñâîþ ðåöåïòóðó, çàìåíèâ êîêàèí êîôåèíîì, à âèíî ñèðîïîì, íî äî ñèõ ïîð ïîëíàÿ ôîðìóëà Êîêà-Êîëû õðàíèòñÿ â ñåêðåòå.

 ñâåòå òîãî, ÷òî àëêîãîëü â òî âðåìÿ ñ÷èòàëñÿ ñåðüåçíûì ïîðîêîì è ïîðÿäî÷íûå æåíùèíû ê íåìó íå ïðèòðàãèâàëèñü, ëàóäàíóì è ïàòåíòîâàííûå ìèêñòóðû íà åãî îñíîâå áûë â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè æåíñêîé ïðîáëåìîé. Âïðî÷åì, ñàìè æåíùèíû ñ÷èòàëè åãî íå ïðîáëåìîé, à ñïàñåíèåì, è ïðèíèìàëè åãî îò íåðâîâ, îò áîëåé âî âñåõ ÷àñòÿõ òåëà, îò áåññîííèöû, îò êàøëÿ è îò íåäîñòàòêà ãðàæäàíñêèõ ïðàâ. Ëàóäàíóì òàêæå øèðîêî èñïîëüçîâàëè äëÿ óñïîêîåíèÿ ïëà÷óùèõ äåòåé. Íÿíüêè è ìàòåðè ñïîêîéíî âëèâàëè â ðîò ìëàäåíöàì íåñêîëüêî êàïåëü ëàóäàíóìà â ìîëîêå, ÷òîáû îíè äàëè èì ïîñïàòü, à â îñîáûõ ñëó÷àÿõ îò÷àÿâøèåñÿ æåíùèíû äàâàëè äåòÿì ÷óòü ïîáîëüøå è èçáàâëÿëèñü îò íèõ.

Ïðåêðàùåíèå ïðèåìà ýòîãî «ëåêàðñòâåííîãî» ñðåäñòâà âëåêëî çà ñîáîé íåõèëûé àáñòèíåíòíûé ñèíäðîì ñ åãî ïàðàíîéåé, áîëÿìè, ïîíîñîì è òðÿñó÷êîé. Íî îïèóì êàê ïðàâèëî ïðèíèìàëè ëþäè ñåðüåçíî áîëüíûå. Îíè íà÷èíàëè åãî ïðèíèìàòü — èì ñòàíîâèëîñü ëó÷øå, ïåðåñòàâàëè — è èì ñòàíîâèëîñü õóæå. Ëîãè÷íî áûëî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî èì õóæå, ïîòîìó ÷òî âåðíóëàñü áîëåçíü. Îñîçíàòü, ÷òî ñòàëî õóæå ïðîñòî ïîòîìó ÷òî îðãàíèçì ïðèâûê è íå ìîæåò äàëåå íîðìàëüíî ñóùåñòâîâàòü áåç äîçû áûëî íåðåàëüíî ñëîæíî.

Òåì íå ìåíåå, óñèëèâàþùàÿñÿ òÿãà ê îïèóìó è ïëîõîå ñàìî÷óâñòâèå ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ åãî ïðèìåíåíèÿ áûëè çàìå÷åíû è âðà÷è íà÷àëè äóìàòü, ÷òî ñ ýòèì äåëàòü. Ê íà÷àëó XIX âåêà áûëî ñäåëàíî ïðåäïîëîæåíèå, ÷òî îïèóì — ýòî ñëîæíûé êîêòåéëü èç ìíîãèõ ñîñòàâëÿþùèõ, òîëüêî îäíî èç êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ïîëåçíûì àêòèâíûì âåùåñòâîì, îòâåòñòâåííûì çà âñå ïîëîæèòåëüíûå ýôôåêòû îò åãî ïðèåìà. Ïðè ýòîì îñòàëüíûå êîìïîíåíòû îïèóìà âûçûâàþò íåãàòèâíîå äåéñòâèå íà îðãàíèçì — îòñþäà ëîìêà: ôàêòè÷åñêè, ýòî îòðàâëåíèå. Ñîîòâåòñòâåííî, íåîáõîäèìî âûäåëèòü ýòîò ïîëåçíûé ÷èñòûé èíãðåäèåíò èç ñûðîãî îïèóìà è èçáàâèòü ëþäåé îò åãî ÿäîâèòûõ ñîïðîâîæäàþùèõ.

 1806 ãîäó íåìåöêèé àïòåêàðü-ñàìîó÷êà è ãåíèàëüíûé ÷åëîâåê Ôðèäðèõ Ñåðòþðíåð âïåðâûå â èñòîðèè õèìèè ñìîã âûäåëèòü ðàñòèòåëüíûé àëêàëîèä â ÷èñòîì âèäå. Âûäåëåííîå èì èç îïèóìà âåùåñòâî áûëî â 10 ðàç ñèëüíåå ñûðîãî îïèóìà. Èñïûòàâ ïîëó÷åííîå ñîåäèíåíèå íà íåñêîëüêèõ ñîáàêàõ (óìåðëè), Ñåðòþðíåð ïåðåøåë ê ýêñïåðèìåíòàì íà ñåáå è ñâîèõ ïðèÿòåëÿõ (âûæèëè). Êðîøå÷íàÿ äîçà íîâîãî ëåêàðñòâà âûçûâàëà ýôôåêòèâíîå îáåçáîëèâàíèå è ñèëüíóþ ýéôîðèþ. Îíà ëåãêî èçáàâèëà Ñåðòþðíåðà îò ìó÷èòåëüíîé çóáíîé áîëè è âûðóáèëà åãî íà ñóòêè. Ñåðòþðíåð íåìíîæêî èñïóãàëñÿ è íàçâàë âûäåëåííîå âåùåñòâî â ÷åñòü áîãà ñíà “ìîðôèí”.

Ê ñåðåäèíå 1820õ ãîäîâ ìîðôèí ñòàíåò ñàìûì øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûì ëåêàðñòâîì ïî âñåé Åâðîïå è ÑØÀ, è ïåðâûì ñóïåð-õèòîì ôàðìàöåâòè÷åñêîé êîìïàíèè Ìåðê. Âðà÷è áûëè óâåðåíû, ÷òî ìîðôèí — «÷èñòîå» õèìè÷åñêîå ñîåäèíåíèå — íå áóäåò âûçûâàòü òåõ íåãàòèâíûõ ïîñëåäñòâèé, êîòîðûå èìåë «ãðÿçíûé» îïèóì. ×òîáû ïîäñåñòü íà ìîðôèí áûëî äîñòàòî÷íî äâóõ íåäåëü, ÷òîáû óìåðåòü îò íåãî áûëî äîñòàòî÷íî ÷óòü áîëåå 100 ìã.

Ìîðôèí âïåðâûå ïîñòàâèë ÷åëîâå÷åñòâî ëèöîì ê ëèöó ñ ïðîáëåìîé, î êîòîðîé îíî äî ýòîãî ïðàêòè÷åñêè íå ïîäîçðåâàëî: âîçìîæíîñòü ñëó÷àéíî óìåðåòü îò ñëèøêîì áîëüøîé äîçû. Ëàóäàíóì, êîòîðûé ïðèíèìàëè êàïëÿìè, ÿâëÿëñÿ ïî ñóòè, 1% ìîðôèíîì. Îòðàâèòüñÿ ëàóäàíóìîì áûëî ìîæíî, íî êàê ïðàâèëî ýòî ïðîèñõîäèëî íàðî÷íî èëè â ðåçóëüòàòå äîëãîãî óïîòðåáëåíèÿ è íàðàùèâàíèÿ äîçû. Îò ìîðôèíà æå ìîæíî áûëî íå÷àÿííî áûñòðî óìåðåòü â ïåðâûé ðàç. Íî íàñòîÿùàÿ ñîâðåìåííàÿ íàðêîìàíèÿ, ñ íàñòîÿùåé ýïèäåìèåé îâåðäîç íà÷àëàñü òîëüêî ïîñëå âíåäðåíèÿ â ìåäèöèíó ðåâîëþöèîííîãî èíæåíåðíîãî èçîáðåòåíèÿ.

Ïåðâûì, êòî óñïåøíî ïðèìåíèë ïîëóþ ìåòàëëè÷åñêóþ èãëó, íå òðåáîâàâøóþ ïðåäâàðèòåëüíîãî íàäðåçà, áûë èðëàíäåö Ôðýíñèñ Ðèíä â 1844.  1854 ôðàíöóçñêèé õèðóðã Øàðëü Ïðàâàñ ðàçðàáîòàë ïîìïó ñ ïîäîãíàííûì çàêðó÷èâàþùèìñÿ ïîðøíåì, ãàðàíòèðóþùåì òî÷íóþ äîçèðîâêó ëåêàðñòâà, è øîòëàíäåö Àëåêñàíäð Âóä ñîåäèíèë òî è äðóãîå âìåñòå, óñïåøíî îïðîáîâàë íà ïàöèåíòêå ñ íåâðàëãèåé è äîëîæèë â ìåäèöèíñêîì æóðíàëå. Ýòè òðîå ñîâìåñòíî èçîáðåëè ìåäèöèíñêèé øïðèö.

Ýòî îòêðûòèå ñïàñëî æèçíè ìèëëèàðäîâ ëþäåé è ðàñïàõíóëî äâåðè â íàñòîÿùóþ íàðêîìàíèþ.

Источник