Лигатурное шинирование зубов при переломе

Лигатурное шинирование зубов при переломе thumbnail

Шинирование челюсти – это ее фиксация в неподвижном состоянии. К такой мере прибегают ортопеды  при переломах кости, что гарантирует правильное срастание и ускоряет процесс реабилитации. Лечение пациентов с такой травмой вызывает сложности. Методика шинирования позволяет добиться абсолютной иммобилизации, сводит риск осложнений к минимуму.

Виды шинирования челюсти

Вид шинирования определяет врач в индивидуальном порядке, в зависимости от сложности перелома.

Виды шинирования

На выбор метода влияют такие факторы:

  • смещение отломков;
  • дробление кости;
  • степень повреждения зубов и мягких тканей;
  • местно локализации перелома;
  • возможность реконструкции костных отломков или остеосинтез (внедрение искусственных фиксаторов).

Как проходит наложение шины при переломе челюсти

Все манипуляции по установке фиксирующей конструкции проводят под местным обезболиванием.

Одностороннее шинирование

Эффективным способом шинирования при переломе нижней челюсти является односторонняя фиксация. Для создания неподвижности используют конструкции из изогнутых проволок. Их закрепляют у основания коронки жевательных зубов для фиксации челюсти в анатомически правильном положении.

Способ частично сохраняет физиологическую подвижность, которая необходима для жевания. Это щадящий метод лечения, который не доставляет пациентам сильного дискомфорта.

Двухстороннее шинирование

Шина устанавливается на верхнюю и нижнюю челюсть. Для репозиции костных фрагментов используют гладкие скобы или шины с распорочным изгибом. Конструкция крепится с помощью зацепных петель и имеет межчелюстные тяги.

Такие иммобилизационные средства готовят для каждого пациента отдельно. При правильном изготовлении шина должна:

  • проходить по линии шеек зубов;
  • прикасаться к каждому зубу;
  • в точности повторять кривизну прикуса;
  • не должна травмировать десневые сосочки;
  • не должна пружинить.

При двустороннем шинировании также применяют шину Васильева – лента с зацепными петлями из нержавеющей стали.

Двухчелюстное шинирование

Для одновременной фиксации обеих челюстей используют парные элементы – конструкции с крючками и резиновыми кольцами для плотного прижатия костей, стягивания.

С целью лечения переломов со смещением пациентам устанавливают конструкции с распорками. Они предотвращают деформацию зубного ряда и самой челюсти. Эластичные лигатуры безопасные, надежные и простые в наложении на травмированные участки.

Показания к двусторонней иммобилизации

  • полный разлом верхней челюсти;
  • множественные переломы;
  • риск внутричерепных осложнений.

Перед шинированием

Перед лечебной иммобилизацией проводят тщательную диагностику, выявляют степень разрушения челюсти, целостность зубов.

Случаи, при которых зубы могут удалить:

  • выраженное расшатывание зуба с надломом корневой зоны;
  • повреждение с последующим гнойным воспалением;
  • зуб, не подлежащий эстетическому восстановлению;
  • вколачивание в челюсть;
  • если зубы мешают установке шин.

Если есть возможность сохранить свои зубы, пациентам проводят процедуру шунтирования челюсти. Зубной ряд фиксируют с помощью приспособлений, позволяющих надолго сохранить их неподвижность. Если зубные корни отходят от лунок, не прилегают плотно к мягким тканям – это прямое показание к шунтированию.

Используемые материалы

шинирование резинкой

В большинстве случаев применяют лигатурную проволоку из нержавеющей стали, меди. Это доступный и недорогой способ восстановления целостности костей.

Если отломки смещены, используют средства для остеосинтеза – мини-пластины, шурупы, винты, скобы со специально заданными свойствами. При оскольчатых переломах нижней челюсти применяют быстротвердеющие пластмассы.

Как проходит лечение

Шинирование челюстей при переломах – это начальный этап продолжительного лечения и реабилитации. Сложность наложения фиксаторов зависит от выбранной конструкции.

При неосложненных переломах на челюсть накладывают шину, закрепляют ее на жевательных зубах. Если происходит иммобилизация  двух челюстей, их соединяют резиновыми лигатурами, что обеспечивает неподвижность.

Алгоритм наложения шины Тигерштедта (назубная):

  1. Подкожно ввести атропин, это снизит выработку слюны во время проведения манипуляции.
  2. Провести местную анестезию
  3. Шину изгибать постепенно, слева направо (некоторые врачи изгиб начинают с места перелома).
  4. Во время изгибания шину держат правой рукой с помощью специальных крампонных щипцов, левой рукой задают нужную форму.
  5. После примерки на зубах, дальнейшее формирование шины производится не во рту.
  6. Готовая шина должна прилегать к каждому зубу и располагаться в нижней половине коронки.
  7. Конструкцию фиксируют лигатурной проволокой (закручивают по часовой стрелке).

Остеосинтез – хирургический метод лечения переломов. Он проводится открытым и закрытым способом. Бывает очаговый (фиксатор пересекает щель разлома) и внеочаговый (фиксаторы крепятся над переломом) остеосинтез.

Сколько ходить с шинами при переломе челюсти

Лигатурное шинирование зубов при переломеПроцесс сращения костей  — длительный. С учетом трудностей создания абсолютной неподвижности, больших рисков повторного смещения костных отломков  больные вынуждены носить конструкцию во рту несколько месяцев.

При частичном переломе или  трещине иммобилизация может длиться 1,5-2 месяц при условии строгого соблюдения режима и выполнении всех рекомендаций врача. Восстановление после осложненных травм длится от 6 месяцев до года. Все это время больной вынужден носить фиксаторы.

Длительное обездвиживание также показано при массивном повреждении зубов. Возвращение зубного ряда в нормальное состояние занимает не менее 12 месяцев. При уменьшении этого срока сохраняется подвижность корневой зоны.

Когда снимают шины

Показание к снятию шин – рентгенологический снимок, подтверждающий полное сращение костей, образование костной мозоли. Перед тем, как снять шину, лечащий врач также учитывает вероятность развития посттравматических осложнений – вторичное смещение отломков, ложный сустав, деформация челюстей.

После оценки всех факторов, результатов анализов, доктор принимает решение, когда снимут шины.

Лигатурное шинирование зубов при переломе

Как снимают шины после перелома челюсти

После продолжительного ношения конструкции во рту у пациентов может возникнуть вопрос, больно ли снимать шину с челюсти. У специалистов эта манипуляция не вызывает сложности.

Затруднения могут возникнуть при развитии контрактур (ограничение движений в нижнечелюстном суставе). При необходимости открыть рот возникают болевые ощущения разной интенсивности. Это неизбежные последствия при длительной неподвижности сустава.

Некоторые люди испытывают только дискомфорт. Это зависит от того, сколько они ходили с конструкцией в ротовой полости, болевого порога нервной системы.

После снятия шин в обязательном порядке проводят профессиональную гигиеническую чистку (санацию) ротовой полости. При обнаружении хронических очагов инфекции (кариес) пациент проходит стоматологическое лечение.

Восстановительный период

Период восстановления функциональности челюстей зависит от таких факторов:

  • степень тяжести, вид перелома;
  • продолжительность лечения;
  • отсутствие или наличие осложнений;
  • возраст пациента;
  • наличие сопутствующих внутренних болезней.

Возвращение полноценного функционирования сустава не всегда возможно. Здесь на первый план выходит ответственность и исполнительность самого пациента. Чтобы вернуть здоровую работу челюсти, необходимо строго соблюдать все прописанные рекомендации. Длительная, скрупулезная реабилитация – залог нормальной деятельности челюстных суставов.

Реабилитационные мероприятия:

  • ЛФК для разработки суставов. Все упражнения выполняются с полной амплитудой даже при болевых ощущениях;
  • регулярные курсы лечебного массажа;
  • физиотерапевтические процедуры – аппликации парафина, грязелечение, ультразвук, электрофорез с кальцием, УФ-облучение в зимнее время;
  • щадящая пища.

Правильное питание после шинирования

После снятия шин важно правильно питаться в домашних условиях. Принимаемая пища должна быть мягкой, перетертой, вареной или запеченной, не требующей активного пережевывания.

После длительного нахождения фиксаторов во рту у пациентов часто развивается чувствительность зубной эмали. Поэтому не рекомендуют употреблять горячую, холодную, кислую, соленую, острую пищу.

Читайте также:  Корсет после перелома бедра

На фоне жидких блюд постепенно вводится пюреобразная еда. Можно употреблять запеченные овощи, фрукты, рыбу. Первое время исключить мясо, включая нежные сорта птицы. Отварное мясо можно измельчать блендером и употреблять в составе супов, в качестве пюре.

Чтобы человек получал необходимое количество полезных нутриентов, в рацион вводят белковые коктейли, творог, муссы из каш, пудинги с грибами, яйцами, рисом, сыром, молотыми орехами.

Рекомендации по питанию:

  • первое время используйте трубочку для употребления пищи;
  • обогатите рацион кальцием;
  • обеспечьте высокую калорийность приготовленных блюд;
  • восполняйте потребность организма в полезных веществах с помощью витаминных комплексов в виде растворимых шипучих таблеток Омега-3 в жидкой форме.

Шинирование челюстей при переломах – единственный эффективный способ лечения травмы. Методику используют во всех передовых отечественных и зарубежных клиниках. Обездвижение создает дискомфорт на протяжении всей терапии и сопряжено с посттравматическими осложнениями. При качественном лечении и правильной реабилитации человек со сломанной челюстью полностью восстанавливается и возвращается к нормальной деятельности.

Источник

Ортопедическое лечение переломов челюстей. Лигатурные повязки.

Ортопедическое лечение переломов челюстей проводится различно в зависимости от следующих условий:

1) от локализации перелома: а) на верхней, нижней или на обеих челюстях, б) на теле, альвеолярном отростке челюстей или на ветви нижней челюсти, в) в пределах или вне зубного ряда;

2) от наличия или отсутствия зубов на отломках;

3) от наличия или отсутствия дефектов костной ткани;

4) от количества отломков;

5) от тяжести перелома, от осложнений, сопутствующих перелому.

Таким образом, при выборе ортопедического аппарата необходим учет всех указанных условий. Может быть применен одночелюстной или двучелюстной, съемный или несъемный, временный или стационарный, внутриротовой, внеротовой или комбинированный аппарат. Среди перечисленных условий есть одно, от которого зависит не только применение той или другой конструкции аппарата, но и характер ортопедического вмешательства, а именно достаточно ли одной иммобилизации отломков или необходимо сначала вправить отломки, а потом их иммобилизовать, т. е. нужен только фиксирующий или нужен вначале репонирующий, а потом фиксирующий аппарат. Этим условием является отсутствие или наличие смещения, а при смещении следует различать два его вида: нестойкое или стойкое.

При отсутствии смещения лечение сводится к иммобилизации отломков и удержанию их в анатомически правильном положении. При наличии нестойкого смещения нужно сначала репонировать отломки, т. е. установить их в правильную окклюзию с зубным рядом противоположной стороны, а затем фиксировать.

Репозиция в этих случаях производится ручным способом и отломки устанавливаются в правильном положении одномоментно. Следовательно, репозиция и иммобилизация в этих случаях производятся одновременно.

лечение переломов челюстей

При запущенных переломах, т. е. если с момента перелома прошло больше 10—14 дней и на смещение отломков действует не только сократительная способность, но и эластическая ретракция мускулатуры, смещение становится стойким и, как сказано выше, часто наблюдается картина миогенной контрактуры; при этом репозиция отломков ручным способом невозможна и приходится прибегать к вправляющим аппаратам. В таких случаях к иммобилизации отломков приступают лишь после произведенной репозиции отломков.

В случаях переломов челюсти без смещения или с нестойким смещением отломков, репонированных одномоментно ручным способом, ортопедическое лечение сводится к иммобилизации отломков. Для этой цели применяются фиксирующие аппараты. Последние делятся на две группы: на внелабораторные и лабораторные шины. Каждая группа шин делится в свою очередь на несъемные и съемные.

К внелабораторным несъемным шинам относятся лигатурные повязки и проволочные шины. Для лигатурной повязки применяется бронзо-алюминиевая проволока толщиной 0,5 мм или медная звонковая без обмотки. Звонковая проволока менее удобна, чем бронзо-алюминиевая, так как она толще (ее диаметр 0,75 мм) и с трудом проходит через межзубные промежутки. В тех случаях, когда межзубный промежуток широкий, лучше применять проволоку диаметром 0,6—0,7 мм, так как такой толщины лигатура прочнее.

Для наложения повязок берут кусок проволоки, прокаливают на огне и протирают его ватой со спиртом. Проволока обладает вязкостью и мягкостью, гнется подобно нитке, не ломаясь. Повязка из проволочной лигатуры применяется для связывания зубов, расположенных на одной челюсти, и для межчелюстной фиксации отломков. Предпочтение этому способу фиксации отломков перед другими отдают в тех случаях, когда у больного повреждена слизистая оболочка, имеется отечность и большая болезненность травмированных тканей и когда нет возможности по тем или другим причинам применять другой метод фиксации. Разумеется, что необходимым условием для применения лигатурного скрепления является наличие функционально-полноценных антагонирующих зубов на обеих челюстях.

При срединном переломе накладывают две повязки в области боковых зубов, справа и слева. При двустороннем переломе накладывают еще повязку в области фронтальных зубов для иммобилизации среднего отломка.

Для связывания челюстей используются премоляры, моляры, а иногда и резцы. Зубы, стоящие на линии перелома, а также подвижные зубы не могут быть использованы для лигатурного скрепления. Необходимым условием является охват повязкой одноименных зубов.

Повязки накладывают следующим образом: кусочек мягкой лигатурной проволоки длиной 12—15 см складывают вдвое в виде шпильки. На изгибе шпильки проволоку скручивают так, чтобы образовалась небольшая петелька. Оба свободных конца лигатурной проволоки при помощи пинцета вводят одновременно с вестибулярной стороны в один из межзубных промежутков. Концы проволоки разводят с лингвальной стороны в разных направлениях, сгибают ими шейки соседних зубов и проводят кнаружи в вестибулярную сторону. Дистальный конец выведенной наружу проволоки продевают через петельку для устойчивости повязки и для предотвращения проскальзывания петельки в глубь межзубного промежутка.

Оба конца лигатурной проволоки скручивают вместе по ходу часовой стрелки. Концы срезают так, чтобы нх длина не превышала 3—4 мм, и подгибают с таким расчетом, чтобы они не ранили слизистую оболочку губ и щек. После того как повязки наложены на обе челюсти справа и слева, отломки устанавливают руками в правильное положение. Больного просят сомкнуть зубы для придания челюстям нормального соотношения. Затем проводят небольшой кусок лигатурной проволоки через обе петельки каждой стороны верхней и нижней челюстей, концы ее также скручивают, излишек срезают, оставшийся скрученный кусочек подгибают. Таков метод наложения лигатурных повязок по Айви.

Существует еще следующий способ связывания верхней и нижней повязок. Излишки концов верхней и нижней повязок не срезают, а скручивают вместе и таким образом связывают нижнюю челюсть с верхней.

А. А. Лимберг предлагает другой способ лигатурного связывания челюстей. По его способу связывают не два зуба, а охватывают лигатурой по одному зубу. Куски проволоки длиной 5—6 см изгибают в виде шпилек и проводят вокруг шеек отдельных зубов таким образом, чтобы один конец проволоки проходил с мезиальной, а другой — с дистальной стороны каждого зуба. То же самое проделывают с одноименными зубами противоположной челюсти. Затем накладывают лигатуры на другой стороне нижней и верхней челюстей. Концы лигатур, наложенных на каждый зуб верхней и нижней челюстей, скручивают по ходу часовой стрелки, а затем скручивают попарно завитки нижних лигатур с завитками зерхних, обрезают и инструментом подгибают так, чтобы они не ранили слизитую оболочку губ и щек.

Концы должны быть так скручены, чтобы верхние и нижние зубы были плотно сомкнуты. Кормление жидкой ищей производится через промежутки между зубами, если таковые имеются, или через щели за зубами мудрости. Существуют еще другие методы лигатурного связывания челюстей: Гейкина, Вильга, Тигерштедта. Лигатурное связывание зубов является временным лечебным мероприятием и применяется весьма ограниченно, так как этот способ фиксации отломков нижней челюсти влечет за собой расшатывание зубов. Пользование этим способом показано главным образом при обширных разрушениях подбородочной области для связывания боковых отломков, на которых имеются устойчивые жевательные зубы. Срок действия лигатурной повязки не должен превышать 3—5 дней. При лигатурном связывании зубов с целью межчелюстной фиксации необходимо применение стандартной подбородочной повязки.

Лигатурные повязки еще применяются при расшатывании зубов. В этих случаях можно пользоваться непрерывной вязью, так называемой восьмеркой, описанной еще Гиппократом. В этих случаях лигатурная повязка только связывает зубы, но не отражается вредно на их устойчивости, как это наблюдается при межчелюстной фиксации, поэтому ею можно пользоваться более продолжительный промежуток времени.

— Также рекомендуем «Гнутые проволочные шины. Одночелюстная гладкая связующая шина-скоба.»

Оглавление темы «Ортопедические аппараты.»:

1. Действия мышц нижней челюсти. Направления смещения под воздействием мышц нижней челюсти.

2. Ортопедические аппараты. Классифкация ортопедических аппаратов.

3. Внутриротовые аппараты. Составные части ортопедических аппаратов.

4. Ортопедическое лечение переломов челюстей. Лигатурные повязки.

5. Гнутые проволочные шины. Одночелюстная гладкая связующая шина-скоба.

6. Одночелюстная связующая шина. Шина с зацепными петлями.

7. Ошибки в шинировании при переломах челюстей. Модификация гнутых проволочных шин.

8. Стальные шины. Гипсовая шапка.

9. Шина дуга для фиксации челюсти. Транспортные повязки.

10. Стержневые шины. Капповые шины.

Источник

ШИНИРОВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ — иммобилизация челюстей при их переломах, а также при заболеваниях пародонта с помощью специальных приспособлений (шин) из металла, пластмассы или подручного материала.

Различают временную (транспортную) и постоянную (лечебную) иммобилизацию. Временную иммобилизацию осуществляют путем наложения повязок или лигатурного связывания зубов, постоянную — главным образом назубными проволочными шинами, реже зубонадесневыми и надесневыми шинами.

Временная иммобилизация при переломах челюстей, заключающаяся в фиксации отломков, имеет целью уменьшить боль и травматизацию мягких тканей острыми краями поврежденных костей, при обширных повреждениях нижней челюсти со значительным смещением отломков она устраняет опасность асфиксии. Временная иммобилизация не обеспечивает устойчивой фиксации отломков в правильном положении, поэтому применение ее допустимо лишь на период транспортировки больного в ближайшее специализированное лечебное учреждение. Временная иммобилизация, продолжающаяся более 1—2 суток, особенно при наличии резко смещенных или подвижных отломков, затрудняет последующую репозицию и может способствовать сращению отломков в неправильном положении.

Наиболее простой способ временной иммобилизации при переломах нижней челюсти — фиксация ее к неповрежденной верхней путем кругового бинтования через голову (под нижнюю челюсть подкладывают дощечку, обернутую ватой и марлей) или наложения пращевидной повязки (см. рис. 5 к ст. Десмургия). Более удобны стандартные повязки: мягкая матерчатая шина-праща Померанцевой — Урбанской, удерживаемая на голове с помощью резиновых полосок, укрепленных на лоскуте ткани; жесткая шина-праща, имеющая опорную головную шапочку, к которой праща крепится с помощью резиновых полосок (см. рис. 9 к ст. Стоматологическая техника).

Рис. 1. Временная иммобилизация отломков верхней челюсти с помощью деревянной планки.

Рис. 1. Временная иммобилизация отломков верхней челюсти с помощью деревянной планки.

При переломах верхней челюсти временную иммобилизацию осуществляют с помощью подручных средств, например деревянной планки или линейки, которую подводят под зубы и подвязывают за концы к круговой повязке, наложенной на свод черепа (рис. 1). В некоторых случаях при незначительном повреждении верхней челюсти и неповрежденной нижней с сохранившимся зубным рядом, временная иммобилизация достигается наложением шины-пращи. Стандартная металлическая верхнечелюстная шина, используемая для транспортной иммобилизации, состоит из шины-ложки, вставляемой в ротовую полость, с боковыми стержнями, расположенными снаружи по обеим сторонам верхней челюсти.

Рис. 2. Временная иммобилизация отломков верхней челюсти с помощью стандартной верхнечелюстной металлической шины-ложки: а — шина-ложка с внеротовыми стержнями: б — больной с наложенной шиной.

Рис. 2. Временная иммобилизация отломков верхней челюсти с помощью стандартной верхнечелюстной металлической шины-ложки: а — шина-ложка с внеротовыми стержнями: б — больной с наложенной шиной.

Стержни служат для крепления шины с помощью резиновых полосок к опорной головной шапочке (рис. 2). При наложении шины ее внутриротовую часть выстилают ватно-марлевой прокладкой.

Рис. 3. Лигатурное связывание зубов по Айви при переломах челюстей: а — в межзубный промежуток введен отрезок сложенной вдвое бронзоалюминиевой проволоки: б — вид завязанной лигатуры; в — лигатура на зубах больного; г — межчелюстное связывание (лигатурные повязки наложены на зубы-антагонисты и скреплены между собой).

Рис. 3. Лигатурное связывание зубов по Айви при переломах челюстей: а — в межзубный промежуток введен отрезок сложенной вдвое бронзоалюминиевой проволоки: б — вид завязанной лигатуры; в — лигатура на зубах больного; г — межчелюстное связывание (лигатурные повязки наложены на зубы-антагонисты и скреплены между собой).

Лигатурное связывание зубов (лигатурная повязка) с целью временной иммобилизации показано при наличии не менее двух устойчивых зубов на каждом из отломков. Зубы связывают на одной челюсти (одночелюстное связывание) или на обеих, а затем соединяют (межчелюстное связывание). Фиксация отломков путем наложения лигатурной повязки допустима на срок не более 3—4 дней из-за опасности расшатывания зубов. Методика лигатурного связывания зубов проста; такая повязка мажет быть наложена в любом медицинском учреждении. Под местной анестезией проводят репозицию отломков. Затем бронзоалюминиевую проволоку толщиной 0,2—0,5 мм, длиной 6—8 см проводят с помощью анатомического пинцета в межзубный промежуток, охватывают два соседних зуба в области шеек, выводят конец проволоки наружу, соединяют оба конца и скручивают по часовой стрелке. Такие лигатуры накладывают по обе стороны от перелома и соединяют между собой, достигая скрепления отломков. Концы лигатур подгибают таким образом, чтобы они не травмировали слизистую оболочку ротовой полости. Более удобен способ, предложенный Айви (R. Н. Ivy). Отрезок проволоки длиной 6—8 см сгибают пополам в виде шпильки и скручивают так, чтобы образовалась небольшая петля (рис. 3). Концы проволоки вводят между зубами, намеченными для фиксации, и, обмотав ими вокруг шейки двух соседних зубов, выводят на наружную их поверхность, протаскивают через петлю и связывают между собой, скручивая по часовой стрелке. При необходимости межчелюстного связывания лигатурные повязки накладывают на зубы-антагонисты и соединяют отрезком проволоки, пропущенным через петли лигатур.

Постоянную иммобилизацию применяют в основном при переломах нижней челюсти. Для этого используют шины, изготавливаемые вне-лабораторным и лабораторным способами. Внелабораторным способом изготавливают более простые, главным образом назубные проволочные шины и шины из быстро-твердеющей пластмассы; лабораторным способом (в специальных зуботехнических лабораториях) — сложные шины по оттискам, снятым с челюстей больного. Сложные шины нередко представляют собой репонирующие и иммобилизирующие аппараты.

Шинирование при переломах нижней челюсти в основном производят с помощью назубных проволочных шин. Метод предложен в 1915 году С. С. Тигерштедом. Перед наложением назубных шин отломки челюсти репонируют под проводниковой анестезией. Проволочные шины изготовляют вручную, моделируя их по величине и форме зубной дуги пострадавшего и в зависимости от локализации перелома, его характера, наличия зубов на отломках челюстей. Для этого используют алюминиевую проволоку диаметром около 2 мм; шину привязывают к зубам лигатурными повязками из бронзоалюминиевой проволоки.

Рис. 4. Постоянная иммобилизация при переломах нижней челюсти с использованием назубных проволочных шин: а, б, в — иммобилизация с помощью гладкой скобы (а — гладкая скоба наложена на нижнюю челюсть; б — фиксация гладкой скобы лигатурной проволокой; в — вид нижней челюсти с наложенной гладкой скобой после ее фиксации); г — иммобилизация с помощью скобы, имеющей распорочный изгиб; д — шинирование скобой с наклонной плоскостью при смещении большого отломка кости в сторону перелома; е — межчелюстная фиксация с помощью проволочной шины с зацепленными петлями (скобы скреплены между собой резиновыми кольцами).

Рис. 4. Постоянная иммобилизация при переломах нижней челюсти с использованием назубных проволочных шин: а, б, в — иммобилизация с помощью гладкой скобы (а — гладкая скоба наложена на нижнюю челюсть; б — фиксация гладкой скобы лигатурной проволокой; в — вид нижней челюсти с наложенной гладкой скобой после ее фиксации); г — иммобилизация с помощью скобы, имеющей распорочный изгиб; д — шинирование скобой с наклонной плоскостью при смещении большого отломка кости в сторону перелома; е — межчелюстная фиксация с помощью проволочной шины с зацепленными петлями (скобы скреплены между собой резиновыми кольцами).

Одночелюстную гладкую шину (гладкая скоба) применяют при линейных переломах нижней челюсти, легко вправимых, расположенных в пределах зубного ряда, при наличии не менее 2—3 устойчивых зубов на каждом отломке (рис. 4, а, б, в). При небольших дефектах в зубном ряду накладывают шину с распорочным изгибом (рис. 4, г). В случаях, когда большой отломок смещается в сторону перелома, используют шину с наклонной плоскостью (рис. 4, д). В большинстве случаев при переломах нижней челюсти используют шину с зацепными петлями (рис. 4, е).

Зацепные петли на шине изгибают с таким расчетом, чтобы они соответствовали наружной щечной или губной выпуклости зуба, а не межзубному промежутку. Привязав зацепные шины к зубам, верхнюю и нижнюю челюсти соединяют резиновыми кольцами, создавая тягу в определенном направлении для обеспечения репозиции отломков и восстановления правильного прикуса (межчелюстная фиксация). Существуют усовершенствованные шины с зацепными петлями. Так, в модификации А. И. Степанова на гладкую шину до ее закрепления на челюсти надевают готовые крючки; Г. А. Васильевым разработана стандартная назубная ленточная шина с зацепными крючками, которую фиксируют на челюсти лигатурной проволокой.

Рис. 1— 4. Шинирующие бюгельные протезы с опорно-удерживающими Кламмерами. Рис. 1. Шина-протез для нижней челюсти больного с дефектом зубного ряда во фронтальном отделе: а— внешний вид шины; б— шина в полости рта больного. Рис. 2. Шина-протез для нижней челюсти больной с дефектами зубного ряда в боковых участках: а— внешний вид шины; б— шина в полости рта больной. 1— искусственные пластмассовые зубы, 2— соединяющая дуга-бюгель, 3— окклюзионная накладка, 4— опорно-удерживающий кламмер, 5 — многозвеньевой непрерывный кламмер.

Рис. 1— 4. Шинирующие бюгельные протезы с опорно-удерживающими Кламмерами. Рис. 1. Шина-протез для нижней челюсти больного с дефектом зубного ряда во фронтальном отделе: а— внешний вид шины; б— шина в полости рта больного. Рис. 2. Шина-протез для нижней челюсти больной с дефектами зубного ряда в боковых участках: а— внешний вид шины; б— шина в полости рта больной. 1— искусственные пластмассовые зубы, 2— соединяющая дуга-бюгель, 3— окклюзионная накладка, 4— опорно-удерживающий кламмер, 5 — многозвеньевой непрерывный кламмер.

Рис. 3. Шина-протез с литой пластинкой для верхней челюсти больной с множественными дефектами зубного ряда: а — внешний вид шины: б— шина в полости рта больной. Рис. 4. Шины-протезы для обеих челюстей: а— внешний вид шин, слева — для верхней челюсти при наличии одного концевого дефекта зубного ряда, справа— для нижней челюсти с отсутствием одного жевательного зуба; б— шины в полости рта больной. 6— широкая металлическая дуга, выполняющая одновременно функцию непрерывного кламмера — литая пластина, 7— соединяющая дуга в форме рамы

Рис. 3. Шина-протез с литой пластинкой для верхней челюсти больной с множественными дефектами зубного ряда: а — внешний вид шины: б— шина в полости рта больной. Рис. 4. Шины-протезы для обеих челюстей: а— внешний вид шин, слева — для верхней челюсти при наличии одного концевого дефекта зубного ряда, справа— для нижней челюсти с отсутствием одного жевательного зуба; б— шины в полости рта больной. 6— широкая металлическая дуга, выполняющая одновременно функцию непрерывного кламмера — литая пластина, 7— соединяющая дуга в форме рамы

Зубонадесневые и десневые шины применяют при переломах нижней челюсти с беззубыми отломками, дефектами костной ткани, при локализации перелома вне зубного ряда. Их изготавливают из пластмассы лабораторными методами. К этому виду шин принадлежит шина Вебера, представляющая собой пластинку, напоминающую съемный ортопедический протез. При локализации перелома за зубным рядом используют шину Вебера с наклонной плоскостью, которая предотвращает смещение большого отломка в сторону перелома. Шина Порта служит для иммобилизации отломков при отсутствии зубов на обеих челюстях. Она состоит из двух пластинок — для верхней и нижней челюсти, сваренных между собой; в переднем отделе шины имеется отверстие для приема пищи.

Шины из быстротвердеющей пластмассы применяют для иммобилизации отломков при переломе челюстей различной локализации. Этот вид шин показан при переломах челюстей в сочетании с лучевыми поражениями. Фиксацию шин к зубам осуществляют с помощью капроновой нити или бронзоалюминиевой проволоки. При дефекте зубного ряда в области перелома иммобилизацию отломков можно произвести с помощью капп (см.) из быстротвердеющей пластмассы, изготовленных в форме мостовидного протеза.

Одночелюстную и межчелюстную фиксацию можно осуществить с помощью колпачковых шин, которые штампуют из одного куска листового металла для каждого зуба или для нескольких зубов в виде каппы.

При невозможности иммобилизации с помощью шин, например при чрезмерном смещении фрагментов, дефектах костной ткани, наличии беззубых отломков, а также при необходимости более раннего восстановления функции челюсти применяют оперативные методы лечения с использованием внеротовых методов фиксации и различных способов остеосинтеза (см. Челюсти).

Шинирование при заболеваниях пародонта — объединение группы зубов в единый блок с целью иммобилизации подвижных зубов и распределения жевательного давления на сохранившиеся зубы.

Временное шинирование зубов осуществляют при обострении заболевания, оперативных вмешательствах, после перемещения зубов при применении ортодонтических методов лечения (см.). Постоянные шины используют как лечебные аппараты для иммобилизации зубов на продолжительное время.

Шины могут быть съемными и несъемными, а по протяженности — цельными (для всей челюсти) и частичными (для группы зубов). Несъемные шины обеспечивают длительную и прочную фиксацию, удобны, отвечают косметическим требованиям, однако недостатком этого вида шин является необходимость препарирования зубов. Из съемных шин наиболее надежно устраняют функционные перегрузки пародонта бюгельные шинирующие протезы. Шина-протез представляет собой металлический каркас, одним из основных элементов которого является соединяющая дуга (бюгель). Дуга может быть широкой или узкой, в ряде случаев иметь форму рамы. В каркасе протеза имеются фиксирующие и разгружающие приспособления в виде удерживающих и опорно-удерживающих кламмеров (см. Зубные протезы) различной конструкции — когтевидных, кольцевидных, непрерывных многозвеньевых, с окклюзионными накладками (цветн. рис. 1—4). Как правило, в протезе имеются искусственные зубы, восполняющие дефекты зубных рядов.

Библиогр.:

Гаврилов Е. И. и Оксман И, М. Ортопедическая стоматология, с. 402, М., 1978;

3аусаев В. И. и др. Хирургическая стоматология, с. 348, М., 1981; Руководство по ортопедической стоматологии, под ред. А. И. Евдокимова, М., 1974; Руководство по хирургической стоматологии, под ред. А. И. Е?