Лфк при переломе вертлужной впадины

ÓÏÐÀÆÍÅÍÈß  ÂÛÏÎËÍßÞÒÑß  3  ÐÀÇÀ Â ÄÅÍÜ ÏÎ
10 ÐÀÇ ÊÀÆÄÎÅ.

I.      ÓÏÐÀÆÍÅÍÈß ËÅÆÀ ÍÀ
ÑÏÈÍÅ.

1.      Ñòîïû íà ñåáÿ è îò ñåáÿ – 20 ðàç.

2.      Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ñòîïàìè âíóòðü –
4 äâèæåíèÿ è íàðóæó – 4 äâèæåíèÿ – 10 ðàç.

3.      Ïîî÷åðåäíîå ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå íîã,
íå îòðûâàÿ ïÿòêè îò êðîâàòè — ñêîëüçèòü ïÿòêîé ïî êðîâàòè (åñëè îïåðèðîâàííàÿ
íîãà íå ñãèáàåòñÿ – çàêðûòü ãëàçà è ñãèáàòü, ðàçãèáàòü åå â âîîáðàæåíèè) – 10
ðàç êàæäîé íîãîé.

4.      Ïîî÷åðåäíîå îòâåäåíèå íîã â ñòîðîíó,
íîñîê «íà ñåáÿ» (åñëè îïåðèðîâàííàÿ íîãà íå îòâîäèòñÿ — çàêðûòü
ãëàçà è îòâîäèòü íîãó â ñòîðîíó ìûñëåííî) – 10 ðàç êàæäîé íîãîé.

5.      Èçîìåòðè÷åñêîå íàïðÿæåíèå 4–õ ãëàâîé
ìûøöû áåäðà (ïðèæèìàòü êîëåíè ê êðîâàòè – 5 ñåê. — íàïðÿæåíèå, 5 ñåê. – ðàññëàáëåíèå)
– 25 – 30 ðàç.

6.      Ïîî÷åðåäíî ïîäíèìàòü ïðÿìûå íîãè ââåðõ,
íîñîê «íà ñåáÿ» (åñëè îïåðèðîâàííàÿ íîãà íå ïîäíèìàåòñÿ — çàêðûòü
ãëàçà è ïîäíèìàòü ýòó íîãó ìûñëåííî) – 10 ðàç êàæäîé íîãîé.

7.      «Âåëîñèïåä» — âûïîëíÿòü
çäîðîâîé íîãîé – 4 äâèæåíèÿ âïåðåä (îò ñåáÿ) è 4 – íàçàä (íà ñåáÿ) – 10 ðàç,
îïåðèðîâàííîé íîãîé âûïîëíÿòü ìûñëåííî.

8.      Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå (äûõàíèå æèâîòîì),
îáðàùàòü âíèìàíèå íà äëèòåëüíûé âûäîõ.

II.     ÓÏÐÀÆÍÅÍÈß ÑÈÄß ÍÀ ÑÒÓËÅ.

1.      Ñòîïû âìåñòå. «Ãóñåíè÷êè»
— ïðîäâèãàòü ñòîïû âïåðåä, íàçàä, ñãèáàÿ  ïàëüöû.

2.      Íà ìåñòå ñîáèðàòü êîâðèê ïàëüöàìè ïîä
ïîäîøâó è âûòàëêèâàòü.

3.      Ïåðåêàòû  ñ ïÿòîê íà íîñêè:

•       íîñêè ââåðõ;

•       ïÿòêè ââåðõ.

4.      Ñòîïû âìåñòå. «Ãàðìîøêà»
— ðàçâåñòè ñòîïû â ñòîðîíû ñ íîñêîâ íà            ïÿòêè,
ñ ïÿòîê íà íîñêè è ñîåäèíèòü ñòîïû â òîì æå ïîðÿäêå.

5.      Ñòîïû âìåñòå, êîëåíè âìåñòå. Ðàçâåñòè
íîñêè â ñòîðîíû (êîëåíè è ïÿòêè âìåñòå) è ñîåäèíèòü.

6.      Ñòîïû âìåñòå, êîëåíè âìåñòå. Ðàçâåñòè
ïÿòêè â ñòîðîíû (êîëåíè è íîñêè âìåñòå) è ñîåäèíèòü.

7.      Ñîáèðàòü ìåëêèå ïðåäìåòû è ïåðåêëàäûâàòü
èõ îäíîé íîãîé çà äðóãóþ.

8.      Ñòîïû ïàðàëëåëüíî. Ïåðåêàòû íà íàðóæíûé
è âíóòðåííèé êðàé.

9.      Ñòîïû âìåñòå. Êàòàòü ïàëêó âïåðåä,
íàçàä.

10.      Ñòîïû  âìåñòå. Ãëàäèòü áîëüíîé íîãîé
çäîðîâóþ, íå îòðûâàÿ ïÿòêè.

11.      Ñòîïû âìåñòå. «Ãëàäèòü ïîë»
— íå îòðûâàÿ ñòîï âïåðåä, íàçàä.

12.      Ñòîïû ïàðàëëåëüíî. «Ñîáèðàòü ïåñîê»
— ñòîïû âíóòðü è íàðóæó.

13.      «Íîãó íà íîãó». Êðóãîâûå äâèæåíèÿ
â ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå.

Ø. ÓÏÐÀÆÍÅÍÈß Ñ Ìß×ÎÌ.

1.      Êàòàòü ìÿ÷ âïåðåä – íàçàä îäíîé è äâóìÿ
íîãàìè.

2.      Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ìÿ÷à â îáå ñòîðîíû
îäíîé è äâóìÿ íîãàìè.

3.      Çàõâàò ìÿ÷à ïàëüöàìè è ñåðåäèíîé ñòîïû
(ñòîïû âûâåðíóòü) è ïîäúåì åãî.

4.      Êàòàòü ìÿ÷ îò ñòîïû ê ñòîïå âûâåðíóòûìè
ñòîïàìè.

IV. ÓÏÐÀÆÍÅÍÈß ÑÒÎß.

1.      Ñòîÿ íà çäîðîâîé íîãå, êàòàòü ìÿ÷ âïåðåä
è íàçàä.

2.      Ñòîÿ íà çäîðîâîé íîãå, ïåðåêàòûâàòü
ïàëêó âïåðåä íàçàä.

3.      Òðàâìèðîâàííóþ íîãó ïîñòàâèòü âïåðåä
íà íîñîê.

4.      Òðàâìèðîâàííóþ íîãó ïîñòàâèòü â ñòîðîíó
íà íîñîê.

5.      Òðàâìèðîâàííóþ íîãó ïîñòàâèòü íàçàä
íà íîñîê.

6.      Òðàâìèðîâàííóþ íîãó ïîñòàâèòü âïåðåä
íà ñòóïåíüêó (ñòóïåíüêó ìîæíî ñëîæèòü èç êíèã èëè âûïîëíèòü â âèäå íåáîëüøîé
ïîäñòàâêè âûñîòîé 10 -15 ñì.)

VI. ÓÏÐÀÆÍÅÍÈß Ñ ÏÀËÊÎÉ.

1.      Êàòàòü ïàëêó ñ íàæèìîì.

2.      Çàõâàòûâàòü ïàëêó ïàëüöàìè íå îòðûâàÿ
ïîäîøâû.

3.      Õîäüáà ïîïåðåê ïàëêè ïàëüöàìè.

4.      Õîäüáà ïîïåðåê ïàëêè ñåðåäèíîé ïîäîøâû.

5.      Õîäüáà ïîïåðåê ïàëêè ïÿòêàìè, ñïóñêàÿ
âûïðÿìëåííûå ïàëüöû íà êîâðèê.

6.      Õîäüáà âäîëü ïàëêè «åëî÷êîé»
— ïÿòêà íà ïàëêå, íîñîê íà êîâðèêå, ïàëüöû ïðÿìûå.

7.      Õîäüáà «ìèøêà êîñîëàïûé»
— ïÿòêè íà êîâðèêå, ïàëüöû ïîäæàòû.

VII. ÂÈÄÛ ÕÎÄÜÁÛ.

1.      Õîäüáà ñ îïîðîé íà êîñòûëè (èëè íà
òðîñòü åñëè ðàçðåøåíî) äëÿ ðàçãðóçêè òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà.

Íà ãëàâíóþ.

Источник

При переломе вертлужной впадины накладывают скелетное вытяжение (спицу вводят за мыщелки бедра или большеберцовой кости). Больного укладывают на кровать со щитом, ногу с поврежденной стороны — на шину Беллера. Величина груза (5— 8 кг) зависит от стояния головки бедра в вертлужной впадине и тяжести повреждения.

Задачами лечебной гимнастики в I периоде являются: выведение больного из состояния травмы; расслабление мышц ноги с поврежденной стороны с целью снять болевые ощущения; восстановление работы органов кровообращения, дыхания, выделения, обмена веществ. На фоне дыхательных и общеразвивающих упражнений выполняются следующие специальные упражнения: 1) сгибание и разгибание пальцев ног—10 раз; 2) тыльное и подошвенное сгибание стопы—10 раз; 3) круговые движения стопой—по 6 раз в каждую сторону; 4) поднимание и опускание таза с опорой на стопу согнутой здоровой ноги и на две руки — 4—6 раз; 5) сгибание и разгибание в коленном суставе, разбинтовав гамачок шины до коленного сустава—10—15 мин.— с отдыхом по мере необходимости, 2 раза в день (если спица введена за мыщелки бедра) или движения надколенником —10—20 раз, 4—6 раз в день (если спица введена за мыщелки большеберцовой кости). Продолжительность занятий при переломе вертлужной впадины 15—20 мин. I период длится с момента травмы до снятия вытяжения, срок которого определяется контрольным рентгеновским снимком, подтверждающим наличие костной мозоли.

II период начинается после снятия вытяжения и продолжается до обучения больного ходьбе без опоры. Задачей лечебной гимнастики является обучение ходьбе с опорой на костыли, потом на палку. Вначале больного учат ходить не наступая на ногу (до 4 месяцев после перелома), затем приступая, затем полностью наступая на ногу. Ориентиром нагрузки является болевой синдром— она не должна вызывать болевых ощущений. Во II периоде выполняются упражнения лежа на спине для всех суставов нижних конечностей, во всех направлениях, раздельно и содружественно со здоровой ногой; в положении стоя на двух костылях — движения ногой с поврежденной стороны на весу: маховые, отведение и приведение, круговые, сгибание и разгибание в коленном и тазобедренном суставах. Если больной, стоя на костылях, может безболезненно согнуть на весу ногу к животу, ему разрешают осторожно наступать на нее, но не раньше чем через 4 месяца после перелома. Каждое упражнение выполняется по 4— 6 раз, 5—6 раз в день. II период длится 4—6 месяцев с момента перелома.

Читайте также:  Транспортировка закрытый перелом

III период — тренировочный. Задачей лечебной физической культуры в этом периоде является окончательное восстановление движений и обычной нормальной походки. Большое внимание уделяется обучению ходьбы без опоры, обычной ходьбе в разном темпе, ходьбе скрестным шагом, боком, спиной вперед, в полуприседе, с препятствиями, сложной координации. Бег, прыжки, подскоки назначаются индивидуально (сроки зависят от характера повреждения вертлужной впадины и консолидации перелома), но не раньше чем через 7 месяцев после травмы. Каждое упражнение повторяется 6—10 раз, 3—4 раза в день. Чрезмерные нагрузки ведут к осложнениям — артрозу и деформации сустава.

Трудоспособность восстанавливается через 6—8 месяцев после травмы, а к спортивным тренировкам допускает врач индивидуально, но не раньше чем через 10 месяцев с момента травмы.

Источник

Одно из наиболее часто встречающихся в травматологии повреждений – это перелом вертлужной впадины, где разрушению подвергается тазобедренный сустав в области суставной ямки. Такой тип травмирования суставов входит в рейтинг наиболее сложных для лечения, поскольку восстановление и дальнейшая реабилитация поврежденного участка занимают длительный период времени.

Локализация вертлужной впадины

Под вертлужной впадиной принято понимать небольшое углубление в подвздошной части тазовых костей. В сочетании с головкой бедренной кости она формирует сустав, отвечающий за сложные действия, позволяющие человеку стоять и передвигаться.

Внутренность впадины «выстлана» синовиальной оболочкой, вырабатывающей смазку для наилучшего скольжения сустава, что позволяет совершать сложные движения и вести активный образ жизни.

Как возникает травма: причины

Вертлужная впадина расположена в непосредственной близости с головкой бедра. Это сочетание позволяет выдерживать множественные нагрузки, но в отдельно взятых случаях воздействие сильно возрастает, травмируя участок. Причины этого могут быть различны:

  • Перелом как следствие ДТП;
  • Травма впадины в результате профессиональных спортивных нагрузок;
  • Травмирование впадины на производстве;
  • При падении с высоты;
  • Как результат прочих несчастных случаев.

Больше всего перелому вертлужной впадины подвержены люди пожилого возраста, ввиду повышенной хрупкости костей и потере их прочности. Наименьший процент травмирования по статистике относится к детям, поскольку их кости еще достаточно гибкие.

В медицинской практике перелом вертлужной впадины часто соседствует с вывихом и переломом шейки бедра, ввиду характерной особенности расположения.

Нередко наиболее серьезные последствия этого вида травмы или ее сочетания с другими проявляются не сразу, а через некоторое время. Это характерно для случаев, когда лечение было начато несвоевременно и время было утеряно.

Разновидности переломов вертлужной впадины

В зависимости от масштаба поражения, травму условно разделили на два типа:

  1. Простой перелом. Диагностируется в случае повреждения одного малого участка, такого как трещина дна впадины;
  2. Сложный перелом. Диагностируется при повреждении нескольких участков впадины, переломов со смещением. Нередко к этим травмам добавляется и повреждение мягких тканей вокруг перелома, кровеносных сосудов и других органов.

Симптомы травмы

Для снижения риска развития опасных осложнений необходимо своевременно диагностировать травму вертлужной впадины. Первым элементом диагностики являются симптомы, тревожащие пациента после произошедшего с ним несчастного случая. Это:

  • Сильно выраженные болезненные ощущения в районе поврежденного бедра или паховой области;
  • Измененное расположение ноги, которое является вынужденным. Травмированная конечность немного вывернута наружу, слегка укорочена;
  • Ограничение опорных функций и движений. Пострадавший не в состоянии самостоятельно передвигаться, стоять и просто опираться на поврежденную ногу.
  • В случае со сложным переломом со смещением, сочетанная травма при задействовании мягких тканей сопровождается отечностью и покраснением участка;
  • Если во время несчастного случая при получении травмы впадины были задеты и повреждены нервные стволы, то потерпевший может жаловаться на онемение участков мягких тканей, ощущение ослабленности мышц и появление мелких колючих ощущений «мурашек».

Диагностика перелома впадины: этапы

  1. Перелом вертлужной впадины чаще всего встречается в медицинской практике как следствие ДТП, аварий на производстве, падений с высоты и т.д. В таких случаях травму сопровождают не только трещины и переломы скелета в области бедра, но и другие, опасные для жизни состояния. Это может быть сильная кровопотеря, повреждения внутренних органов, другие переломы конечностей и позвоночника. Поэтому первым пунктом диагностики перелома является стабилизация состояния потерпевшего и оказание незамедлительной помощи медиками.
  2. Вторым этапом диагностики является физикальное обследование пациента. При нем врачами оценивается общее состояние тазовых костей, суставов бедра, конечностей. Определяется степень сохранности двигательных функций в пальцах стопы и голеностопных суставах, а также чувствительность подошвы ног.
  3. Для постановки окончательного диагноза врач назначает один или сразу несколько дополнительных высокотехнологичных методов исследования: рентген и КТ.
  • Рентген позволяет увидеть состояние костей в виде статических изображений. Обычно делается минимум в двух, а при необходимости – и более, проекциях. С помощью метода можно оценить характер перелома, степень повреждения и наличие (отсутствие) смещений.
  • Компьютерная томография предоставляет наиболее полную картину при переломе вертлужной впадины. Ввиду анатомических особенностей расположения и труднодоступности участка, предыдущий метод исследования может быть не полностью информативен. КТ выдает более детализированную картинку срезов повреждения в различных плоскостях и позволяет получить максимально полную информацию о травме перед операцией.
Читайте также:  Перелом или трещина запястья симптомы

Эффективность лечения травмированного участка тазобедренного сустава зависит от своевременности поставленного диагноза и начала терапии.

Первичные рентгенограммы могут быть не достаточно информативны, поэтому при подозрении на перелом назначают исследования в таких проекциях:

  • Переднезаднее тазовое расположение луча;
  • Проекция наружная косая под углом в 45 градусов;
  • Косая внутренняя по тем же углом;
  • тазобедренное, бедренное переднезаднее расположение луча на поврежденном участке.

Большее количество высокотехнологичных методов обследования позволяет поставить точный диагноз и своевременно приступить к лечению.

Оказываем первую помощь при переломе вертлужной впадины

От своевременности и правильности оказания первичной помощи пострадавшему при переломе вертлужной впадины зависят дальнейшие сроки его исцеления и восстановления. Какие действия необходимы при подозрении на травму до приезда бригады с красным крестом:

  1. Дать пострадавшему болеутоляющее средство во избежание болевого шока, затем сразу вызвать скорую помощь;
  2. Пока неизвестны все прочие травмы, которые мог получить потерпевший, ни в коем случае не стоит его перемещать. Необходимо уложить на ровное место (асфальт, доску и т.д.) на спину;
  3. Для снижения болевых ощущений и удобства подложить под колено травмированной ноги плотный валик. Можно свернуть одеяло или куртку;
  4. Если в области перелома также имеются повреждения кровеносных сосудов и вен, необходимо перетянуть ногу жгутом выше раны во избежание сильной кровопотери;
  5. Если шея больного не повреждена при аварии, для удобства также можно подложить под голову невысокую подушку или плед, чтобы ее приподнять.

Ни в коем случае не следует пытаться самостоятельно вправить смещение и вывих, если они сопровождают перелом кости , а также перемещать больного, менять положение ноги. Это можно привести к ухудшению его состояния.

Лечение перелома вертлужной впадины

Выбор тактики лечения перелома такого типа зависит от нескольких факторов:

  • Тип перелома (простой, сложный);
  • Наличие или отсутствие смещения кости и ее фрагментов, размер смещения;
  • Прочие факторы состояния здоровья потерпевшего, хронические заболевания, опасные для жизни состояния.

Консервативный метод

Назначается при простых типах повреждения кости без смещения отдельных фрагментов либо малом смещении (не больше 3 мм). Такой вид лечения также показан тем, кому операция по состоянию здоровья противопоказана. Это пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями, остеопорозом и другими тяжелыми сопутствующими болезнями.

Консервативный метод подразумевает:

  • Скелетное вытяжение. Назначается на 1-2,5 месяца в зависимости от степени повреждения. При наличии смещения, предварительно его выпрямляют;
  • Дыхательная и лечебная гимнастика в положении лежа;
  • Фиксация положения головки бедра. Осуществляется, если при травме имел место вывих;
  • После отмены вытяжения назначаются вспомогательные средства опоры (костыли, ходунки) – до 3 месяцев;
  • Для ускорения восстановления – физиопроцедуры, плавание, лечебный массаж;
  • Медикаментозная терапия для купирования болевых симптомов, профилактики тромбоза.

Хирургический метод

Данная методика назначается при сложных травмах. Обычно проводится в срок до 10 дней после инцидента, когда травматический шок пациента позади, уменьшена отечность, устранены все локальные кровотечения. В отдельных случаях предоперационный период может быть продлен, но не более чем на 3 недели, т.к. позднее провести операцию будет сложно из-за образования костной мозоли. За пару суток до хирургического вмешательства пациенту назначают антибиотики.

По методу доступа к поврежденным участкам различают:

  1. Прямой-боковой метод;
  2. Подвздошно-бедренный метод;
  3. Подвздошно-паховый.

Как кусочки пазла, хирурги постепенно собирают раздробленные части кости, скрепляя их медицинскими шурупами. В заключение на подвздошную кость налагается защитная пластина.

В послеоперационном периоде важную роль в восстановлении играет профилактика образования тромбов и гетеротропических оссификатов. Если данные меры лечения приводят к устойчивому положительному результату, то пациенту назначается дальнейшая реабилитация.

Реабилитация больного после травмы вертлужной впадины

Реабилитация назначается пациенту после успешного хирургического либор консервативного лечения. Через 7-8 недель после начала терапии назначается еще одно рентгенографическое либо КТ-исследование, чтобы убедиться в целостности кости, правильности ее срастания, образования костной мозоли. При стечении этих благоприятных факторов назначается реабилитация.

Читайте также:  Перелом травма носа операция

Прежде всего, для возвращения двигательной активности, пациенту предлагают небольшие нагрузки: умеренную ходьбу на костылях, леченую физкультуру. Очень важно в этот период стараться не переносить весь свой вес полностью на поврежденную конечность. Со временем, когда болезненные ощущения при движении уменьшатся, нагрузка при движении будет повышена.

Дополнительными методами реабилитации в восстановительном периоде служат лечебные массажи, бассейн, процедуры ЛФК.

Когда ждать результаты?

Полное исцеление травмированного участка кости наступает у пациентов в срок от 9 месяцев до года, в зависимости от степени повреждения и характера перелома, возраста пациента, его вредных привычек, общего состояния здоровья и некоторых других базовых факторов.

Осложнения и последствия травмы

В большинстве случаев при своевременном лечении травмы и соблюдении рекомендаций медиков прогноз благоприятный.

Однако, возможны такие осложнения:

  • Некроз вертлужной впадины;
  • Хронический болезненный синдром;
  • Защемление седалищного нерва;
  • Неполное восстановление двигательной активности;
  • Артрит сустава;
  • Тромбоз;
  • Остеоартроз;
  • Патологические изменения в хрящевых тканях возле поврежденного сустава;
  • Неправильное срастание кости;
  • Инфекция и воспаление (при открытых переломах).

Поскольку несвоевременное лечение или его отсутствие травмы может привести к отмиранию впадины, его необходимо начинать сразу же.

ÓÏÐÀÆÍÅÍÈß  ÂÛÏÎËÍßÞÒÑß  3  ÐÀÇÀ Â ÄÅÍÜ ÏÎ
10 ÐÀÇ ÊÀÆÄÎÅ.

I.      ÓÏÐÀÆÍÅÍÈß ËÅÆÀ ÍÀ
ÑÏÈÍÅ.

1.      Ñòîïû íà ñåáÿ è îò ñåáÿ – 20 ðàç.

2.      Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ñòîïàìè âíóòðü –
4 äâèæåíèÿ è íàðóæó – 4 äâèæåíèÿ – 10 ðàç.

3.      Ïîî÷åðåäíîå ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå íîã,
íå îòðûâàÿ ïÿòêè îò êðîâàòè — ñêîëüçèòü ïÿòêîé ïî êðîâàòè (åñëè îïåðèðîâàííàÿ
íîãà íå ñãèáàåòñÿ – çàêðûòü ãëàçà è ñãèáàòü, ðàçãèáàòü åå â âîîáðàæåíèè) – 10
ðàç êàæäîé íîãîé.

4.      Ïîî÷åðåäíîå îòâåäåíèå íîã â ñòîðîíó,
íîñîê «íà ñåáÿ» (åñëè îïåðèðîâàííàÿ íîãà íå îòâîäèòñÿ — çàêðûòü
ãëàçà è îòâîäèòü íîãó â ñòîðîíó ìûñëåííî) – 10 ðàç êàæäîé íîãîé.

5.      Èçîìåòðè÷åñêîå íàïðÿæåíèå 4–õ ãëàâîé
ìûøöû áåäðà (ïðèæèìàòü êîëåíè ê êðîâàòè – 5 ñåê. — íàïðÿæåíèå, 5 ñåê. – ðàññëàáëåíèå)
– 25 – 30 ðàç.

6.      Ïîî÷åðåäíî ïîäíèìàòü ïðÿìûå íîãè ââåðõ,
íîñîê «íà ñåáÿ» (åñëè îïåðèðîâàííàÿ íîãà íå ïîäíèìàåòñÿ — çàêðûòü
ãëàçà è ïîäíèìàòü ýòó íîãó ìûñëåííî) – 10 ðàç êàæäîé íîãîé.

7.      «Âåëîñèïåä» — âûïîëíÿòü
çäîðîâîé íîãîé – 4 äâèæåíèÿ âïåðåä (îò ñåáÿ) è 4 – íàçàä (íà ñåáÿ) – 10 ðàç,
îïåðèðîâàííîé íîãîé âûïîëíÿòü ìûñëåííî.

8.      Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå (äûõàíèå æèâîòîì),
îáðàùàòü âíèìàíèå íà äëèòåëüíûé âûäîõ.

II.     ÓÏÐÀÆÍÅÍÈß ÑÈÄß ÍÀ ÑÒÓËÅ.

1.      Ñòîïû âìåñòå. «Ãóñåíè÷êè»
— ïðîäâèãàòü ñòîïû âïåðåä, íàçàä, ñãèáàÿ  ïàëüöû.

2.      Íà ìåñòå ñîáèðàòü êîâðèê ïàëüöàìè ïîä
ïîäîøâó è âûòàëêèâàòü.

3.      Ïåðåêàòû  ñ ïÿòîê íà íîñêè:

•       íîñêè ââåðõ;

•       ïÿòêè ââåðõ.

4.      Ñòîïû âìåñòå. «Ãàðìîøêà»
— ðàçâåñòè ñòîïû â ñòîðîíû ñ íîñêîâ íà            ïÿòêè,
ñ ïÿòîê íà íîñêè è ñîåäèíèòü ñòîïû â òîì æå ïîðÿäêå.

5.      Ñòîïû âìåñòå, êîëåíè âìåñòå. Ðàçâåñòè
íîñêè â ñòîðîíû (êîëåíè è ïÿòêè âìåñòå) è ñîåäèíèòü.

6.      Ñòîïû âìåñòå, êîëåíè âìåñòå. Ðàçâåñòè
ïÿòêè â ñòîðîíû (êîëåíè è íîñêè âìåñòå) è ñîåäèíèòü.

7.      Ñîáèðàòü ìåëêèå ïðåäìåòû è ïåðåêëàäûâàòü
èõ îäíîé íîãîé çà äðóãóþ.

8.      Ñòîïû ïàðàëëåëüíî. Ïåðåêàòû íà íàðóæíûé
è âíóòðåííèé êðàé.

9.      Ñòîïû âìåñòå. Êàòàòü ïàëêó âïåðåä,
íàçàä.

10.      Ñòîïû  âìåñòå. Ãëàäèòü áîëüíîé íîãîé
çäîðîâóþ, íå îòðûâàÿ ïÿòêè.

11.      Ñòîïû âìåñòå. «Ãëàäèòü ïîë»
— íå îòðûâàÿ ñòîï âïåðåä, íàçàä.

12.      Ñòîïû ïàðàëëåëüíî. «Ñîáèðàòü ïåñîê»
— ñòîïû âíóòðü è íàðóæó.

13.      «Íîãó íà íîãó». Êðóãîâûå äâèæåíèÿ
â ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå.

Ø. ÓÏÐÀÆÍÅÍÈß Ñ Ìß×ÎÌ.

1.      Êàòàòü ìÿ÷ âïåðåä – íàçàä îäíîé è äâóìÿ
íîãàìè.

2.      Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ìÿ÷à â îáå ñòîðîíû
îäíîé è äâóìÿ íîãàìè.

3.      Çàõâàò ìÿ÷à ïàëüöàìè è ñåðåäèíîé ñòîïû
(ñòîïû âûâåðíóòü) è ïîäúåì åãî.

4.      Êàòàòü ìÿ÷ îò ñòîïû ê ñòîïå âûâåðíóòûìè
ñòîïàìè.

IV. ÓÏÐÀÆÍÅÍÈß ÑÒÎß.

1.      Ñòîÿ íà çäîðîâîé íîãå, êàòàòü ìÿ÷ âïåðåä
è íàçàä.

2.      Ñòîÿ íà çäîðîâîé íîãå, ïåðåêàòûâàòü
ïàëêó âïåðåä íàçàä.

3.      Òðàâìèðîâàííóþ íîãó ïîñòàâèòü âïåðåä
íà íîñîê.

4.      Òðàâìèðîâàííóþ íîãó ïîñòàâèòü â ñòîðîíó
íà íîñîê.

5.      Òðàâìèðîâàííóþ íîãó ïîñòàâèòü íàçàä
íà íîñîê.

6.      Òðàâìèðîâàííóþ íîãó ïîñòàâèòü âïåðåä
íà ñòóïåíüêó (ñòóïåíüêó ìîæíî ñëîæèòü èç êíèã èëè âûïîëíèòü â âèäå íåáîëüøîé
ïîäñòàâêè âûñîòîé 10 -15 ñì.)

VI. ÓÏÐÀÆÍÅÍÈß Ñ ÏÀËÊÎÉ.

1.      Êàòàòü ïàëêó ñ íàæèìîì.

2.      Çàõâàòûâàòü ïàëêó ïàëüöàìè íå îòðûâàÿ
ïîäîøâû.

3.      Õîäüáà ïîïåðåê ïàëêè ïàëüöàìè.

4.      Õîäüáà ïîïåðåê ïàëêè ñåðåäèíîé ïîäîøâû.

5.      Õîäüáà ïîïåðåê ïàëêè ïÿòêàìè, ñïóñêàÿ
âûïðÿìëåííûå ïàëüöû íà êîâðèê.

6.      Õîäüáà âäîëü ïàëêè «åëî÷êîé»
— ïÿòêà íà ïàëêå, íîñîê íà êîâðèêå, ïàëüöû ïðÿìûå.

7.      Õîäüáà «ìèøêà êîñîëàïûé»
— ïÿòêè íà êîâðèêå, ïàëüöû ïîäæàòû.

VII. ÂÈÄÛ ÕÎÄÜÁÛ.

1.      Õîäüáà ñ îïîðîé íà êîñòûëè (èëè íà
òðîñòü åñëè ðàçðåøåíî) äëÿ ðàçãðóçêè òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà.

Íà ãëàâíóþ.

Источник

Источник