Лфк при переломе голени у детей

Лфк при переломе голени у детей thumbnail

 Голень — это часть ноги между бедром и стопой. Сама голень имеет в своем составе две кости — большую берцовую кость (внутри) и малую берцовую кость (снаружи). Эти кости соединяются в верхнем сочленении, до низу они соединены межкостной перепонкой, а снизу — связками. Перелом голени может произойти при прямом воздействии внешней силы, например, падение какого-либо тяжелого предмета на голень, прижатие голени к твердому предмету или прямой удар по голени. Также перелом может случиться и при непрямом воздействии внешней силы: при падении с резким скручиванием голени (стопа при этом зафиксирована) и пр. Вообще, по статистике, в большинстве случаев переломы голени возникают в результате дорожно-транспортных происшествий, также очень часто переломы голени случаются в ходе спортивной деятельности.
Травмирующая сила может быть двухмоментной, в результате чего может образоваться двойной перелом. Повреждения костей голени подразделяются на следующие переломы:
—  перелом большеберцовой кости
—  перелом малоберцовой кости
—  перелом костей голени
—  переломы лодыжек
При наличии перелома костей голени без смещения или с незначительным расхождением отломков, не требующим репозиции, лечение проводится при помощи гипсовой повязки, которая накладывается от кончиков пальцев до середины бедра.
Если же перелом голени произошел со смещением отломков, тогда лечение осуществляется путем одномоментного вправления и фиксации поврежденной конечности гипсовой повязкой без вытяжения или с последующим скелетным вытяжением за пяточную кость, вытяжение накладывается на 3-4 недели.
В том случае, если отломки не удается сопоставить одномоментно или путем скелетного вытяжения, приходится осуществлять оперативное вмешательство. В ходе операции отломки фиксируются с помощью металлических стержней, балок, винтов и специальных компрессионно-дистракционных аппаратов. После окончания операции больному накладывается сначала гипсовая лонгета (до снятия операционных швов), а затем — циркулярная гипсовая повязка до средней трети бедра. На 14-16 день проводятся первые измерения осевой нагрузки. Если переломы голени оскольчатые и косые, то после скелетного вытяжения, через 3,5-4 недели, проводится первое определение опороспособности травмированной конечности.
Очень важно при травмах такого рода уделить особое внимание занятиям ЛФК и ЛГ при Лфк при переломе голени у детейпереломе голени. При остеосинтезе металлическим стержнем, винтом, балкой и т.п., к тренировке опорной функции поврежденной конечности можно приступать на 14-20 день. В том случае, если стабилизация отломков достигнута в результате работы аппаратов компрессионно-дистракционного действия, больному можно давать нагрузку с опорой на 5-7 день.
Нельзя забывать о том, что из-за длительного нахождения в гипсе нарушается свободный ток крови и лимфы в поврежденной конечности. Если у больного имеется варикоз или слабый тонус сосудов, то необходимо использовать компрессионный бинт. Его надо накладывать утром, сразу после того, как больной встанет с постели. Необходимо проследить за тем, чтобы бинт не был наложен слишком туго. Повязку следует носить в течение всего дня. А длительность ношения повязки зависит от степени тяжести травмы и определяется врачом. Также больной должен следить за тем, чтобы его обувь была удобной, на устойчивой подошве. Для выздоровления очень важно соблюдать специальную диету, при которой нужно делать акцент на продукты, богатые кальцием.
После того, как гипс будет снят, можно приступать к активным занятиям лечебной физкультурой. Физические упражнения при переломе голени помогут больному быстрее вернуть утраченные функции поврежденной конечности, а также будут способствовать общему укреплению организма и поднятию настроения.

Лфк при переломе голени у детейРазработать ногу после перелома поможет специальный комплекс упражнений ЛФК при переломе голени:
Упражнения выполняются из исходного положения стоя:
1. Это упражнение позволяет вернуть подвижность суставу. Выполнять вращение стопой поврежденной ноги в разные стороны. Повторить 8-10 раз. Примечание: данное упражнение не рекомендуется выполнять в первые дни после снятия гипса.
2. Это упражнение способствует приведению в тонус мышц передней поверхности бедер. Встать рядом с опорой. Держась за опору, поднять ногу вперед под углом 30 градусов. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Затем сделать то же самое другой ногой. Выполнить каждой ногой по 10 раз.
3. Это упражнение способствует приведению в тонус мышц задней и боковой поверхности бедер. Встать рядом с опорой. Держась за опору, выполнять махи правой ногой в сторону, затем то же самое — левой ногой (каждой ногой по 8-10 махов). После этого поочередно каждой ногой выполнять отведение назад. Выполнить по 8-10 раз каждой ногой.
4. Это упражнение способствует укреплению икроножной мышцы. Встать лицом к опоре и, держась за нее руками, медленно приподниматься на носки, а затем опускаться на полную стопу. Для увеличения нагрузки следует выполнять упражнение стоя на одной ноге. Повторить 8-10 раз.
5. Это упражнение способствует укреплению внутренней поверхности бедер. Исходное положение — лежа на спине. Выполнять перекрестные махи ногами. Повторить 10 раз.
6. Обычная ходьба. Ходите как можно больше, однако если почувствуете боль в поврежденной конечности, то следует дать ноге отдохнуть.

При выполнении комплекса ЛГ (лечебная гимнастика) при переломе бедра, физическую нагрузку следует постепенно увеличивать. Спустя некоторое время можно будет приступать к занятиям с отягощением. После того, как пройдет один месяц, больной может перейти к занятиям на тренажерах. Также ЛГ при переломе бедра включает в себя массаж, в который входят приемы растирания, разминания и поглаживания.
Очень полезны при реабилитации после перелома голени ванны с морской солью. Для того, чтобы принять такую ванну, следует взять 100 г морской соли на 1 л воды.
Если вдруг появились отеки, то следует спать с приподнятыми ногами, предварительно положив их на валик.
Лечебный комплекс физических упражнений при переломе голени направлен на то, чтобы окончательно восстановились функции конечности после травмы. Все вышеописанные упражнения в сочетании с массажем и ванной помогут избежать застоя жидкости в травмированной ноге и восстановят тонус сосудов. Регулярные занятия ЛФК при переломе голени будут способствовать укреплению не только поврежденной конечности, но и всего организма в целом.

Читайте также:  Перелом ноги держатели

Источник

Ìåõàíèçìû âîçíèêíîâåíèÿ ïåðåëîìîâ ãîëåíè, èõ äèàãíîñòèêà. Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ è ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ òàêîãî ðîäà. Öåëü ýòàïà ðåàáèëèòàöèè. Çàäà÷è è ìåòîäèêà ËÔÊ ïðè ïåðåëîìàõ áåäðà è ãîëåíè. Êîìïëåêñ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû äëÿ ñóñòàâîâ íèæíåé êîíå÷íîñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò

Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè ïåðåëîìàõ ãîëåíè

Èñïîëíèòåëü

Äûáîâ Ñâåòîñëàâ Ïåòðîâè÷

Ââåäåíèå. Àêòóàëüíîñòü ïðîáëåìû

ïåðåëîì ãîëåíü ëå÷åáíûé ôèçêóëüòóðà

Íåñìîòðÿ íà çíà÷èòåëüíûå óñïåõè, äîñòèãíóòûå òðàâìàòîëîãèåé â âîïðîñàõ ðåïîçèöèè è ôèêñàöèè îòëîìêîâ (ìåòàëëî-îñòåîñèíòåç, óëüòðàçâóêîâàÿ ñâàðêà, îìïðåññèîííûéìåòàëëî-îñòåîñèíòåç) èíâàëèäíîñòü è ñðîêè âîññòàíîâëåíèÿ òðóäîñïîñîáíîñòè, à òàêæå ðàáîòîñïîñîáíîñòè ïîñëå òðàâì îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà îñòàþòñÿ âûñîêèìè (4; 7;

Ïðàêòèêà ïîêàçûâàåò, ÷òî âñå ïàöèåíòû ñ ïîâðåæäåíèåì ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà, íåçàâèñèìî îò òîãî ÿâëÿþòñÿ ëè îíè íå îñëîæíåííûìè èëè îñëîæí¸ííûìè, à òåì áîëåå, ïàöèåíòû ñ ïåðåëîìàìè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà, íóæäàþòñÿ â ðåàáèëèòàöèè.

13). Ïåðåëîìû íèæíèõ êîíå÷íîñòåé äàþò íàèáîëüøèé ïðîöåíò èíâàëèäíîñòè, ÷òî ÷àñòî ñâÿçàíî ñ íåðàöèîíàëüíûì íàçíà÷åíèåì ôóíêöèîíàëüíîé íàãðóçêè. Ïî äàííûì Áåëÿêîâà À.À. 2003 ãîä, ïåðåëîìû íèæíèõ êîíå÷íîñòåé äàþò 69 ñëó÷àåâ èíâàëèäíîñòè èç 506. Èç íèõ 23 ïðèõîäèòñÿ íà ðàííþþ íàãðóçêó è 46 íà ïîçäíþþ.

 ýòîé ñâÿçè äàëüíåéøåå ñîâåðøåíñòâîâàíèå ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ ïðîäîëæàåò îñòàâàòüñÿ àêòóàëüíûì è ïðåäñòàâëÿåò áîëüøóþ ñîöèàëüíî — ýêîíîìè÷åñêóþ ïðîáëåìó. Íàèáîëåå ñëàáûì çâåíîì â ðåøåíèè ýòîé ïðîáëåìû ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå âîïðîñîâ, ñâÿçàííûõ ñ ïðîôèëàêòèêîé, ëå÷åíèåì ïîñòòðàâìàòè÷åñêèõ îñëîæíåíèé è èçó÷åíèåì ïðè÷èí, ïðåïÿòñòâóþùèõ íîðìàëüíî — òåêóùåìó ïðîöåññó ðåãåíåðàöèè (Àòàåâ Ç.Ì. 1973ã., Áåðêóòîâ À.Í., Ñìèðíîâ Þ.Ã. 1996ã.)

Ñîâðåìåííûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ ñ øèðîêèìè ïîêàçàíèÿìè ê îïåðàòèâíîìó ìåòîäó ëå÷åíèÿ è âûñîêèìè òðåáîâàíèÿìè ê êà÷åñòâó òðóäîâîé ðåàáèëèòàöèè äåëàþò î÷åâèäíîé àêòóàëüíîñòü ðàçðàáîòîê íîâûõ áîëåå ñîâåðøåííûõ ìåòîäèê ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ýôôåêòèâíûìè ñðåäñòâàìè âîññòàíîâèòåëüíîé òåðàïèè.  îòëè÷èå îò áàçîâîé äèñöèïëèíû îáúåêò ïîçíàíèÿ è ïðåîáðàçîâàíèÿ â àäàïòèâíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðå — íå çäîðîâûå, à áîëüíûå ëþäè, â òîì ÷èñëå è èíâàëèäû, èìåííî ñâîåé îðèåíòàöèåé íà õðîíè÷åñêèõ áîëüíûõ è èíâàëèäîâ àäàïòèâíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà è îòëè÷àåòñÿ îò îäíîãî èç ðàçäåëîâ (âèäîâ) îáùåé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû, êîòîðûé íàçûâàåòñÿ «îçäîðîâèòåëüíî-ðåàáèëèòàöèîííàÿ, èëè ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà» èëè «äâèãàòåëüíàÿ ðåàáèëèòàöèÿ». Òàêèì îáðàçîì àêòóàëüíîñòü èçó÷åíèÿ çíà÷åíèÿ è ðîëè àäàïòèâíî — ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê ïðè ðåàáèëèòàöèè ïîñëå ðàçëè÷íûõ òðàâì è ïîâðåæäåíèé íå âûçûâàåò ñîìíåíèé è ÿâëÿåòñÿ î÷åâèäíîé.

Òåîðåòè÷åñêóþ áàçó äàííîé ðàáîòû ñîñòàâèëè ðàçëè÷íûå òðóäû (ñòàòüè, ìîíîãðàôèè, ó÷åáíèêè è ó÷åáíûå ïîñîáèÿ) ðàçëè÷íûõ àâòîðîâ, òàêèõ êàê: Áàõðàõ È.È., Ãðåö Ã.Í., Áåëàÿ Í.À., Åïèôàíîâ Â.À., Ïîïîâ Ñ.Í., Þìàøåâ Ã.Ñ., Þðüåâ Â.Ï. è äðóãèå.

1. Ìåõàíèçìû âîçíèêíîâåíèÿ ïåðåëîìîâ ãîëåíè. Äèàãíîñòèêà

 ìåõàíèçìå âîçíèêíîâåíèÿ ïåðåëîìà äèàôèçà êîñòåé ãîëåíè îñíîâíóþ ðîëü èãðàåò íåïðÿìàÿ òðàâìà, êîòîðàÿ îáû÷íî ñâÿçàíà ñ ïàäåíèåì è îáóñëîâëåíà ïåðåãèáîì èëè âðàùåíèåì ãîëåíè ïðè ôèêñèðîâàííîé ñòîïå. Ïîäîáíûé ìåõàíèçì äåéñòâèÿ âûçûâàåò âèíòîîáðàçíûå èëè êîñûå ïåðåëîìû îäíîé áîëüøîé áåðöîâîé êîñòè èëè äâóõ êîñòåé. Ïðÿìîå äåéñòâèå òðàâìèðóþùåé ñèëû ïðèâîäèò ê ïîïåðå÷íûì ïåðåëîìàì. Îáû÷íî ïðè óäàðå áàìïåðîì ìàøèíû. Äëÿ êîñûõ è âèíòîîáðàçíûõ ïåðåëîìîâ íàèáîëåå õàðàêòåðíû ñìåùåíèå ïî äëèíå, ïðîãèá ñ óãëîì, îòêðûòûì êíóòðè, è ðîòàöèÿ ïåðèôåðè÷åñêîãî îòëîìêà êíàðóæè.

2. Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ è îñîáåííîñòè ëå÷åíèÿ ïåðåëîìà ãîëåíè

Êëèíèêà ïåðåëîìà êîñòåé ãîëåíè ÷åòêàÿ. Õàðàêòåðíû ñèìïòîìû äèàôèçàðíûõ ïåðåëîìîâ ëþáîé ëîêàëèçàöèè (áîëü, îòå÷íîñòü, íàðóøåíèå ôóíêöèè, äåôîðìàöèÿ, êðåïèòàöèÿ, ïàòîëîãè÷åñêàÿ ïîäâèæíîñòü, àíàòîìè÷åñêîå óêîðî÷åíèå ãîëåíè). Êðîìå òîãî, âîçìîæíî âîðîíêîîáðàçíîå âòÿæåíèå (óìáèëèêàöèÿ) êîæè íàä ìåñòîì ïåðåëîìà, ÷òî ãîâîðèò îá èíòåðïîçèöèè ìÿãêèõ òêàíåé. Ðåíòãåíîãðàììà â äâóõ ïðîåêöèÿõ óòî÷íÿåò äèàãíîç. Äâóõìîìåíòíîñòü òðàâìèðóþùåé ñèëû ìîæåò âûçâàòü äâîéíîé ïåðåëîì. Ïåðåëîìû ìîãóò áûòü êàê áîëüøåáåðöîâîé è ìàëîáåðöîâîé êîñòåé îòäåëüíî, òàê è îáåèõ êîñòåé. ×àùå ïîâðåæäàþòñÿ îáå êîñòè. Ðàçëè÷àþò ïåðåëîìû ïðîêñèìàëüíîãî è äèñòàëüíîãî êîíöîâ (à è á), äèàôèçàðíûå ïåðåëîìû .

Âûäåëÿþò ñëåäóþùèå ãðóïïû ïåðåëîìîâ äèàôèçà ãîëåíè:

Ðèñ 1.

— âèíòîîáðàçíûå (ñïèðàëüíûå ïåðåëîìû);

— êîñûå ïåðåëîìû (óãîë ëèíèè ïåðåëîìà ñ ãîðèçîíòàëüíîé ëèíèåé áîëüøå 30°);

— ïîïåðå÷íûå ïåðåëîìû (óãîë ëèíèè ïåðåëîìà ñ ãîðèçîíòàëüíîé ëèíèåé ìåíüøå 30°);

Читайте также:  Бандаж перелом ноги

-ïåðåëîì ñ íàëè÷èåì êëèíîâèäíîãî îòëîìêà;

— ñãèáàëüíûé îñêîëü÷àòûé ïåðåëîì;

— ìíîãîôðàãìåíòàðíûé îñêîëü÷àòûé ïåðåëîì;

— ñëîæíûé ñïèðàëüíûé ïåðåëîì;

— ñëîæíûé ñåãìåíòàðíûé ïåðåëîì;

— ñëîæíûé ïåðåëîì íåïðàâèëüíîé ôîðìû âèíòîîáðàçíûå (ñïèðàëüíûå ïåðåëîìû);

Ëå÷åíèå:

 çàâèñèìîñòè îò ñëîæíîñòè ïåðåëîìà íàçíà÷àþò ëå÷åíèå.

Ïðè çíà÷èòåëüíîì ñìåøåíèè êîñòåé äåëàþò âûòÿæêó ãðóçîì ÷åðåç áëîê.

Ïðè ëåãêîé ôîðìå ïåðåëîìîâ íàêëàäûâàþò ãèïñîâóþ ïîâÿçêó. Ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà íàêëàäûâàåòñÿ íà 3 ìåñÿöà; ïîñëå åå ñíÿòèÿ ïðîèçâîäèòñÿ êîíòðîëüíàÿ ðåíòãåíîãðàôèÿ â äâóõ ïðîåêöèÿõ.  ïåðâûå 10—12 äíåé áîëüíîìó ïðåäïèñûâàþò ïîñòåëüíûé ðåæèì, ïðè÷åì äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ òîíóñà ñîñóäîâ ðåêîìåíäóþò ïåðèîäè÷åñêè îïóñêàòü íîãó. Áûñòðîå óìåíüøåíèå îòåêà ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü âòîðè÷íîìó ñìåùåíèþ îòëîìêîâ. ×åðåç 10—12 äíåé ïðîèçâîäÿò êîíòðîëüíóþ ðåíòãåíîãðàôèþ. Ïðè õîðîøåì ñòîÿíèè îòëîìêîâ è öåëîñòè ãèïñîâîé ïîâÿçêè áîëüíîìó ðàçðåøàþò õîäèòü íà êîñòûëÿõ. çàêàí÷èâàåòñÿ ëå÷åíèå íàçíà÷åíèåì ËÔÊ, ìàññàæà, ìåõàíîòåðàïèè è ïîñòåïåííîé äîçèðîâàííîé íàãðóçêè íà áîëüíóþ êîíå÷íîñòü.

Öåëü ýòàïà ðåàáèëèòàöèè

Öåëü ýòàïà ðåàáèëèòàöèè — ìàêñèìàëüíî ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå óòðà÷åííûõ äâèãàòåëüíûõ ôóíêöèé, èñõîäÿ èç ñëîæèâøåéñÿ ïîñëå òðàâìû àíàòîìè÷åñêîé ñèòóàöèè. Ýòî îãðîìíàÿ, òÿæ¸ëàÿ ðàáîòà, òðåáóþùàÿ îò ïàöèåíòà òåðïåíèÿ è óïîðñòâà, à îò âðà÷à, êóðèðóþùåãî ïðîöåññ, ñïåöèàëüíûõ çíàíèé, íàâûêîâ, íàëè÷èÿ â àðñåíàëå íåîáõîäèìîãî ðåàáèëèòàöèîííîãî îáîðóäîâàíèÿ, òðåíàæåðîâ, ïðèñïîñîáëåíèé.

Êàê ïðàâèëî, ÷åëîâåê ïîñëå òðàâìû íå â ñîñòîÿíèè ñàìîñòîÿòåëüíî âûïîëíÿòü óïðàæíåíèÿ: íåò äîñòàòî÷íîé ïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ, áîëüíî, àòðîôèðîâàíû è íå ðàáîòàþò ìûøöû è ò.ä.  çàâèñèìîñòè îò îáùåãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà áîëüíîãî ñòðîèòñÿ èíäèâèäóàëüíàÿ ïðîãðàììà çàíÿòèé ËÔÊ. Ïîýòîìó, ñ êàæäûì áîëüíûì íåîáõîäèìî ïàöèåíòîì ó íàñ ðàáîòàåò ïåðñîíàëüíûé èíñòðóêòîð. Åãî çàäà÷à — ïîìîùü áîëüíîìó ïðè âûïîëíåíèè èìïåðàòèâíî — êîððåãèðóþùèõ óïðàæíåíèé, èç êîòîðûõ è ñêëàäûâàåòñÿ åãî ïåðñîíàëüíàÿ ïðîãðàììà ðåàáèëèòàöèè

3. Çàäà÷è è ìåòîäèêà ËÔÊ ïðè ïåðåëîìàõ ãîëåíè ñîîòâåòñòâåííî ïåðèîäó ËÔÊ

Ïåðâûé ïåðèîä

Çàäà÷è 1-ãî ïåðèîäà

1.Óëó÷øèòü ôóíêöèþ âåãåòàòèâíûõ ñèñòåì (êðîâîîáðàùåíèÿ, äûõàíèÿ, ïèùåâàðåíèÿ è äð.).

2.Àêòèâèçèðîâàòü îáìåííûå ïðîöåññû.

3.Óëó÷øèòü òðîôèêó èììîáèëèçîâàííîé êîíå÷íîñòè çà ñ÷åò èíòåíñèôèêàöèè ëîêàëüíîãî êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ.

4.Ñòèìóëèðîâàòü ïðîöåññû ðåãåíåðàöèè â ìåñòå ïåðåëîìà.

5.Ïðåäóïðåäèòü àòðîôèþ ìûøö è òóãîïîäâèæíîñòü ñóñòàâîâ èììîáèëèçîâàííîé êîíå÷íîñòè.

6.Ðàçâèòü íåîáõîäèìûå æèçíåííûå íàâûêè.

7.Ïîâûñèòü ïñèõîýìîöèîíàëüíûé òîíóñ áîëüíîãî

8. Ñïåöèàëüíûå çàäà÷è ËÔÊ: óëó÷øèòü òðîôèêó â îáëàñòè òðàâìû, óñêîðèòü êîíñîëèäàöèþ ïåðåëîìà, ñïîñîáñòâîâàòü ïðîôèëàêòèêå àòðîôèè ìûøö, òóãîïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ, âûðàáîòêå íåîáõîäèìûõ âðåìåííûõ êîìïåíñàöèé.

Ïåðâûé ïåðèîä âîññòàíîâëåíèÿ ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè äëèòåëüíîñòüþ 2 íåäåëè ñîîòâåòñòâóþò âòîðîé ñòàäèè ðåãåíåðàöèè êîñòíîé òêàíè — îáðàçîâàíèþ ïåðâè÷íîé êîñòíîé ìîçîëè.  ýòîò ìîìåíò ïðîèñõîäèò ðîñò ìîëîäûõ êëåòîê ïîâðåæäåííîé òêàíè. (28)

Äëÿ ðåøåíèÿ çàäà÷ íà ïåðâîì ýòàïå ðåêîìåíäîâàíû äûõàòåëüíûå (ñòàòè÷åñêîãî è äèíàìè÷åñêîãî õàðàêòåðà) è îáùåòîíèçèðóþùèå ýëåìåíòàðíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ ïëå÷åâîãî ïîÿñà, âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé, òóëîâèùà.

Ïðè îáåçäâèæåííîñòè áîëüíîãî íàçíà÷àþò ìûñëåííî âîîáðàæàåìûå (ôàíòîìíûå), èäåîìîòîðíûå óïðàæíåíèÿ èëè óïðàæíåíèÿ «â ïîñûëêå èìïóëüñîâ ê ñîêðàùåíèþ» âûïîëíÿþò ìûñëåííî, ïðèìåíÿþò ïðè òðàâìàõ â ïåðèîä èììîáèëèçàöèè, ïåðèôåðè÷åñêèõ ïàðàëè÷àõ, ïàðåçàõ. Ðåôëåêòîðíûå óïðàæíåíèÿ çàêëþ÷àþòñÿ â âîçäåéñòâèè íà ìûøöû, îòäàëåííûå îò òðåíèðóåìûõ. Íàïðèìåð, äëÿ óêðåïëåíèÿ ìûøö òàçîâîãî ïîÿñà è áåäðà ïðèìåíÿþò óïðàæíåíèÿ, óêðåïëÿþùèå ìûøöû ïëå÷åâîãî ïîÿñà. Ïàññèâíûìè íàçûâàþò óïðàæíåíèÿ, âûïîëíÿåìûå ñ ïîìîùüþ èíñòðóêòîðà, áåç âîëåâîãî óñèëèÿ áîëüíîãî, ïðè îòñóòñòâèè àêòèâíîãî ñîêðàùåíèÿ ìûøöû. Ïàññèâíûå óïðàæíåíèÿ ïðèìåíÿþò, êîãäà áîëüíîé íå ìîæåò âûïîëíèòü àêòèâíîå äâèæåíèå, äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ òóãîïîäâèæíîñòè â ñóñòàâàõ, äëÿ âîññîçäàíèÿ ïðàâèëüíîãî äâèãàòåëüíîãî àêòà (ïðè ïàðåçàõ èëè ïàðàëè÷àõ êîíå÷íîñòåé). Óïðàæíåíèÿ íà ðàññëàáëåíèå ñíèæàþò òîíóñ ìûøö, ñîçäàþò óñëîâèÿ îòäûõà. Áîëüíûõ îáó÷àþò «âîëåâîìó» ðàññëàáëåíèþ ìûøö ñ èñïîëüçîâàíèåì ìàõîâûõ äâèæåíèé, âñòðÿõèâàíèé. Ðàññëàáëåíèå ÷åðåäóþò ñ äèíàìè÷åñêèìè è ñòàòèñòè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè.

Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ è ïàñòåëüíîì ðåæèìå óïðàæíåíèÿ ïîäáèðàþò ñ ó÷åòîì ñòåïåíè çàæèâëåíèÿ ðàíû.  ïåðâûå äíè ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, ñî÷èòàÿ è ñ ïðîñòåéøèìè äâèæåíèÿìè ãîëîâû, ðóê, è íåèììîáèëèçèðîâàíîé íîãè. Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ãîëåíè ïðè ëå÷åíèè âûòÿæåíèåì â I ïåðèîäå ïðèìåíÿþò óïðàæíåíèÿ äëÿ ïàëüöåâ ñòîïû. Î÷åíü îñòîðîæíî ñëåäóåò âêëþ÷àòü óïðàæíåíèÿ äëÿ êîëåííîãî ñóñòàâà. Ýòî ìîæíî îñóùåñòâèòü çà ñ÷åò äâèæåíèé áåäðà ïðè ïîäíèìàíèè è îïóñêàíèè òàçà. Ó áîëüíûõ ïîñëå ìåòàëëî-îñòåîñèíòåçà ðàíî ðàçðåøàþò õîäüáó ñ êîñòûëÿìè ñ ïðèñòóïàíèåì íà áîëüíóþ íîãó è ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàþò íàãðóçêó íà íåå (îñåâóþ íàãðóçêó) íî ñòðîãî äîçèðóþò ñòåïåíü îïîðû.

Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ îïîðîñïîñîáíîñòè íåïîâðåæäåííîé íîãè áîëüíîìó ðåêîìåíäîâàëè àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ âî âñåõ ñóñòàâàõ (ñãèáàíèå, ðàçãèáàíèå, îòâåäåíèå, ïðèâåäåíèå è ò.ä.), èçîìåòðè÷åñêèå íàïðÿæåíèÿ ìûøö áåäðà è ãîëåíè (â òå÷åíèè 5 — 7 ñåêóíä). Ðàííåå è ÷àñòîå èçìåíåíèå ïîëîæåíèå òåëà â ïîñòåëè, ïîäòÿãèâàíèå çà áàëêàíñêóþ ðàìó, äâèæåíèÿ ãîëîâîé (íàêëîíû, ïîâîðîòû) ïðåäóïðåæäàþò ðàçâèòèå îðòîñòàòè÷åñêîãî êîëëàïñà Äëÿ ãîëåíîñòîïíîãî è òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâîâ èñïîëüçóþò àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ, ïîääåðæèâàÿ ðóêàìè áåäðî.

Ïðè ëå÷åíèè â àïïàðàòàõ Èëèçàðîâà è äðóãèõ â ïåðâûå äíè ïðèìåíÿþò èçîìåòðè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ â îáëàñòè îïåðèðîâàííîãî ñåãìåíòà è óïðàæíåíèÿ äëÿ âñåõ íåèììîáèëèçèðàâàííûõ ñóñòàâîâ. Èñïîëüçóþò âíà÷àëå îáëåã÷åííûå, óïðàæíåíèÿ íà ñêîëüçÿùèõ ïëîñêîñòÿõ.

Îïàñíîñòü ñìåùåíèÿ ìåíüøå ïðè ñîåäèíåíèè îòëîìêîâ ìåòàëëè÷åñêèìè êîíñòðóêöèÿìè, êîñòíûìè øòèôòàìè, ïëàñòèíàìè; ïîýòîìó ìîæíî â áîëåå ðàííèå ñðîêè âêëþ÷àòü àêòèâíûå ñîêðàùåíèÿ ìûøö è äâèæåíèÿ â ñìåæíûõ ñóñòàâàõ.

Ìàññàæ ïðè äèàôèçàðíûõ ïåðåëîìàõ ó áîëüíûõ ñ ãèïñîâîé ïîâÿçêîé íàçíà÷àþò ñî 2-é íåäåëè. Íà÷èíàþò ñî çäîðîâîé êîíå÷íîñòè, à çàòåì âîçäåéñòâóþò íà ñåãìåíòû ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, ñâîáîäíûå îò èììîáèëèçàöèè, íà÷èíàÿ âîçäåéñòâèå âûøå ìåñòà òðàâìû. Ó áîëüíûõ, íàõîäÿùèõñÿ íà ñêåëåòíîì âûòÿæåíèè, ìàññàæ çäîðîâîé êîíå÷íîñòè è âíåî÷àãîâûé íà ïîâðåæäåííîé íà÷èíàþò ñî 2-3-ãî äíÿ. Ïðèìåíÿþò âñå ïðèåìû ìàññàæà è îñîáåííî — ñïîñîáñòâóþùèå ðàññëàáëåíèþ ìûøö íà ïîðàæåííîé ñòîðîíå.

Читайте также:  Великим переломом сталин назвал

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ: ãíîéíûå ïðîöåññû, òðîìáîôëåáèò.

II ïåðèîä (ïîñòèììîáèëèçàöèîííûé).

II ïåðèîä íà÷èíàåòñÿ ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñîâîé ïîâÿçêè èëè âûòÿæåíèÿ. Ó áîëüíûõ îáðàçîâàëàñü ïðèâû÷íàÿ êîñòíàÿ ìîçîëü, íî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñíèæåíà ñèëà ìûøö, îãðàíè÷åíà àìïëèòóäà äâèæåíèÿ â ñóñòàâàõ.

Çàäà÷è âòîðîãî ïåðèîäà:

Óëó÷øèòü êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèå ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè.

Óñêîðåíèå ñðîêîâ ðåãåíåðàöèè êîñòíîé ìîçîëè.

Ñòèìóëÿöèÿ îáìåííî-òðîôè÷åñêèõ ïðîöåññîâ.

Îáó÷åíèå õîäüáå íà êîñòûëÿõ.

Ïîâûøàòü îïîðîñïîñîáíîñòü òðàâìèðîâàííîé êîíå÷íîñòè.

Óêðåïèòü ìûøå÷íî-ñâÿçî÷íûé àïïàðàò.

Ïðèìåíåíèå ËÔÊ ñîãëàñíî ïåðèîäîâ

 ýòîì ïåðèîäå ËÔÊ íàïðàâëåíà íà äàëüíåéøóþ íîðìàëèçàöèþ òðîôèêè â îáëàñòè òðàâìû äëÿ îêîí÷àòåëüíîãî ôîðìèðîâàíèÿ êîñòíîé ìîçîëè, ëèêâèäàöèè àòðîôèè ìûøö è äîñòèæåíèÿ íîðìàëüíîãî îáúåìà äâèæåíèé â ñóñòàâàõ, ëèêâèäàöèè âðåìåííûõ êîìïåíñàöèé, âîññòàíîâëåíèÿ îñàíêè.

Ïðè ïðèìåíåíèè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî ïåðâè÷íàÿ êîñòíàÿ ìîçîëü åùå íåäîñòàòî÷íî ïðî÷íà.  ýòîì ïåðèîäå óâåëè÷èâàþò äîçèðîâêó îáùåóêðåïëÿþùèõ óïðàæíåíèé, ïðèìåíÿþò ðàçíîîáðàçíûå ÈÏ; ïîäãîòàâëèâàþò ê âñòàâàíèþ (äëÿ íàõîäèâøèõñÿ íà ïîñòåëüíîì ðåæèìå), òðåíèðóþò âåñòèáóëÿðíûé àïïàðàò, îáó÷àþò ïåðåäâèæåíèþ íà: êîñòûëÿõ, òðåíèðóþò ñïîðòèâíóþ ôóíêöèþ çäîðîâîé íîãè (ïðè òðàâìå íîãè), âîññòàíàâëèâàþò íîðìàëüíóþ îñàíêó.

Äëÿ ïîðàæåííîé êîíå÷íîñòè ïðèìåíÿþò àêòèâíûå ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ â îáëåã÷åííûõ, ÈÏ, êîòîðûå ÷åðåäóþò ñ óïðàæíåíèÿìè íà ðàññëàáëåíèå äëÿ ìûøö ñ ïîâûøåííûì òîíóñîì. Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ñèëû ìûøö èñïîëüçóþò óïðàæíåíèÿ ñ ñîïðîòèâëåíèåì, ïðåäìåòàìè, ó ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêè.

Ìàññàæ íàçíà÷àþò ïðè ñëàáîñòè ìûøö, èõ ãèïåðòîíóñå è ïðîâîäÿò ïî îòñàñûâàþùåé ìåòîäèêå, íà÷èíàÿ âûøå ìåñòà òðàâìû. Ïðèåìû ìàññàæà ÷åðåäóþò ñ ýëåìåíòàðíûìè ãèìíàñòè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè.

III ïåðèîä (âîññòàíîâèòåëüíûé).

Äëèòåëüíîñòü ÷åòâåðòîé íåäåëè ñîîòâåòñòâóåò òðåòüåé ñòàäèè ïðîöåññà ðåãåíåðàöèè — ôîðìèðîâàíèþ êîñòíîé ìîçîëè.

Çàäà÷è: òðåòüåãî ïåðèîäà: Ïðèâåäåíèå â íîðìó âñåõ ôóíêöèé îðãàíèçìà. Ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå âñåõ äâèãàòåëüíûõ.  III ïåðèîäå ËÔÊ íàïðàâëåíà íà âîññòàíîâëåíèå ïîëíîé àìïëèòóäû äâèæåíèÿ â ñóñòàâàõ, äàëüíåéøåå óêðåïëåíèå ìûøö. Îáùåðàçâèâàþùèå ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ ïðèìåíÿþò ñ áîëüøåé íàãðóçêîé, äîïîëíÿþò èõ õîäüáîé, ïëàâàíèåì, ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè â âîäå, ìåõàíîòåðàïèåé.

Óïðàæíåíèÿ III ïåðèîäà

Îíè íàïðàâëåíû íà âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîé àìïëèòóäû äâèæåíèé â ñóñòàâàõ, óêðåïëåíèå ñèëû ìûøö, óñòðàíåíèå êîíòðàêòóð, ïðåäóïðåæäåíèå óïëîùåíèÿ ñâîäîâ ñòîïû. â âîäå, ìàññàæ, ôèçèîáàëüíåîòåðàïèþ. Óïðàæíåíèÿ íàïðàâëåííûå áûòîâóþ è ïðîôåññèîíàëüíóþ ðåàáèëèòàöèþ.  äàííîì ýòàïå íàçíà÷àþòñÿ òàêèå óïðàæíåíèÿ êàê áåã è õîäüáà ñ ïðåïÿòñòâèÿìè, ñîñêîêè, òàíöåâàëüíûå øàãè. Ïðè ýòîì íóæíî ôèêñèðîâàòü ñóñòàâ ïðè ïîìîùè ýëàñòè÷íîãî áèíòà.

Ðåêîìåíäóþòñÿ óïðàæíåíèÿ òðåáóþùèå ñëîæíûõ è òî÷íûõ íà êîîðäèíàöèþ äâèæåíèé. Ñïîðòèâíûå óïðàæíåíèÿ, òàíöåâàëüíûå ïðèåìû ðàçìèíêè èç áàëåòà. Ëå÷åáíûå ãèìíàñòèêè â áàññåéíå.

4.Êîìïëåêñ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû äëÿ âñåõ ñóñòàâîâ íèæíåé êîíå÷íîñòè

ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå, ñòîïà áîëüíîé íîãè íà íàáèâíîì ìÿ÷å. Ïåðåêàòûâàíèå ìÿ÷à ê òóëîâèùó è â ÈÏ. Òåìï ìåäëåííûé (5-6 ðàç). ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå, âçÿâøèñü ðóêàìè çà êðàÿ êðîâàòè. «Âåëîñèïåä». Òåìï ñðåäíèé äîáûñòðîãî (30-40 ðàç).

ÈÏ -ëåæà íà ñïèíå, ðóêè çà ãîëîâîé «Íîæíèöû» ñêðåñòíûå äâèæåíèÿ ïðÿìûìè íîãàìè.

ÈÏ -îïîðà íà ÿãîäèöû, ðóêè ïðÿìûå ïåðåä ñîáîé, íîãè ïîä óãëîì 45 ãðàäóñîâ âûòÿíóòû âïåðåä. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ñòîïîé è êèñòÿìè ðóê â ëåâî 8ðàç è â ïðàâî 8 ðàç. Òåìï áûñòðûé.

ÈÏ — ñòîÿ ëèöîì ê ñïèíêå êðîâàòè ñ îïîðîé ðóêàìè: à) ïîïåðåìåííîå ïîäíèìàíèå íîã âïåðåä, ñãèáàÿ èõ â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ. Òåìï ìåäëåííûé (8-10 ðàç); á) ïîëóïðèñåäàíèå. Òåìï ìåäëåííûé (8-10 ðàç); â. ÈÏ — ñòîÿ, áîëüíàÿ íîãà íà øàã âïåðåä. Ñãèáàíèå áîëüíîé íîãè â êîëåíå è íàêëîí òóëîâèùà âïåðåä äî ïîëîæåíèÿ «âûïàä». Òåìï ìåäëåííûé (10-25 ðàç). ÈÏ — ñòîÿ ëèöîì ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå. Ëàçàíèå ïî ñòåíêå íà íîñêàõ ñ äîïîëíèòåëüíûìè ïðóæèíÿùèìè ïðèñåäàíèÿìè íà íîñêå áîëüíîé íîãè. Òåìï ìåäëåííûé (2-3 ðàçà). ÈÏ — âèñ ñïèíîé ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå: à) ïîïåðåìåííîå è îäíîâðåìåííîå ïîäíèìàíèå íîã, ñîãíóòûõ â êîëåííûõ ñóñòàâàõ; á) ïîïåðåìåííîå è îäíîâðåìåííîå ïîäíèìàíèå ïðÿìûõ íîã. Òåìï ìåäëåííûé (6-8 ðàç). Âñå óïðàæíåíèÿ ïðîâîäÿòñÿ áåç ÷ðåçìåðíîãî íàïðÿæåíèÿ â ñïîêîéíîì ðàçìåðåííîì ðèòìå. Êàæäîå óïðàæíåíèå ïîâòîðÿåòñÿ 7-8 ðàç. Äûõàíèå ìîæåò áûòü ïðîèçâîëüíûì.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Áîëüøàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ. / Ïîä ðåä. Á.Â. Ïåòðîâñêîãî — Ì.: «Ñîâ. Ýíöèêëîïåäèÿ», 1980 -ò. 13.

2. Â.À. Åïèôàíîâà «Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà. Ñïðàâî÷íèê». — Ì.: «Ìåäèöèíà», 1988.

3. Âûäðèí Â.Ì., Çûêîâ Á.Ê., Ëîòîíåíêî À.Â. Ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà ñòóäåíòîâ âóçîâ. — Ì.: 1996.

4. ĸìèí Ä.Ô. Âðà÷åáíûé êîíòðîëü ïðè çàíÿòèÿõ ÔÊ. — ÑÏá.: 1999.

5. Êîö ß.Ì., Ñïîðòèâíàÿ ôèçèîëîãèÿ. — Ì.: Ôèçêóëüòóðà è ñïîðò, 1986.

6. È.Ë. Êðóïêî. Ðóêîâîäñòâî ïî òðàâìàòîëîãèè è îðòîïåäèè — Ëåíèíãðàä: «Ìåäèöèíà», 1976.

7. Ã.Ñ. Þìàøåâ. Òðàâìàòîëîãèÿ è îðòîïåäèÿ. — Ì.: «Ìåäèöèíà», 1977.

8. À.Í. Áàêóëåâ, Ô.Ô. Ïåòðîâ «Ïîïóëÿðíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ». — ÑÏá.: 1998.

9. Ïåòðîâñêèé Á.Â. «Ïîïóëÿðíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ». — Òàøêåíò, 1993.

10. Ýíöèêëîïåäèÿ çäîðîâüÿ. / Ïîä ðåä. Â.È. Áåëîâà. — Ì.: 1993.

11. Í.Ì. Àìîñîâ, ß.À. Áåíäåò. Çäîðîâüå ÷åëîâåêà — Ì.: 1984.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник