Лфк при переломах верхних и нижних конечностей
При переломах верхних конечностей в период иммобилизации уже в ранних стадиях возникают нарушения координационных взаимоотношений мышц-антагонистов и другие рефлекторные изменения, в частности мышечный гипертонус, являющийся первой стадией развития контрактур. В связи с этим, начиная с первых дней этого периода, больные должны выполнять идеомоторные движения в суставах поврежденной конечности. А изометрические напряжения мышц способствуют профилактике мышечных атрофий, восстановлению мышечного чувства и других показателей функции нервно-мышечного аппарата. Изометрические напряжения делятся на ритмические (выполнение напряжения в ритме 30-50 раз в мин) и длительные (напряжение мышц удерживается в течение 3 и более с).
Ритмические напряжения мышц начинаются со 2-3-го дня после травмы. Длительные изометрические напряжения мышц начинаются с 3—4-го дня после травмы. Одновременно с изометрическими напряжениями мышц необходимо для повышения тонуса применять дыхательные, общеразвивающие упражнения, которые чередуются со специальными (активные движения пальцами кисти, движения в свободных от иммобилизации суставах); все движения целесообразно выполнять содружественно со здоровой рукой.
№ п/п | Содержание | ……… «•— Дозировка |
И.п. — стоя. Поднять здоровую руку вверх—вдох; опустить—выдох. Мысленное выполнение | 6—8 раз | |
Сгибания и разгибания пальцев кисти больной и здоровой конечности | 8—10 раз | |
Изометрическое напряжение мышц плеча поочередно здоровой и больной конечностью | 6—8 раз | |
Повороты головы в сторону | 8-10 раз | |
Изометрическое напряжение мышц предплечья, чередовать здоровую с больной конечностью | 8—10 раз | |
Поднять здоровую конечность через сторону вверх, опустить. Мысленно — больную руку | 8-10 раз | |
Круговые движения головой | 3-4 раза в каждую сторону | |
Сгибание и разгибание в суставах, свободных от иммобилизации | 8-10 раз | |
Поднять здоровую руку вверх — посмотреть на пальцы — вдох; согнуть в локтевом суставе, кисть в кулак — выдох | 8-10 раз | |
Приседание, здоровая рука на поясе | 6-8 раз [ | |
И | Здоровую руку на грудь. Диафрагмальное дыхание | 4-6 раз I |
Примечание. Больные должны заниматься лечебной гимнастикой 2—3 раза в день.
II период, постиммобилизационный, начинается с момента снятия гипсовой повязки или отводящей шины. Основной задачей лечения на данном этапе является восстановление функции поврежденной конечности (нормализация трофики, увеличение амплитуды движений в суставах, укрепление мышц).
Часть занятия | Продолжи тельность | Содержание |
Вводная | 8—10 мин | Дыхательные упражнения: чередование напряжения (статического) мышц верхних конечностей с их последующим расслаблением |
Основная | 20—25 мин | Общеукрепляющие упражнения в сочетании со специальными для верхних конечностей. Активные, пассивные и с самопомощью упражнения больной конечностью. Сгибание и разгибание для суставов с ограничением движений. Чередуются с движениями здоровой конечностью | |
Заключи тельная | 3—5 мин | Дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц верхних конечностей | |
Примечание. Комплекс физических упражнений должен выполняться 2—3 раза в течение дня.
Длительность этого периода зависит от образования прочной консолидации перелома. В первые дни после прекращения иммобилизации больной выполняет упражнения в исходном положении сидя на стуле, поврежденная конечность находится на скользящей поверхности.
В сочетании с общеразвивающими упражнениями применяются и специальные активные движения пальцами кисти (сгибание и разгибание, сведение и разведение), движения в лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение, приведение, круговые движения), скольжение по поверхности стола всей конечностью, сгибание и разгибание в локтевом суставе, супинация и пронация предплечья. В исходном положении стоя с небольшим наклоном вперед поврежденной конечностью можно выполнять маховые движения, ротационные движения, отведение и приведение плеча, сгибание и разгибание плеча и в локтевом суставе.
В дальнейшем в занятия включают изометрическое напряжение мышц плечевого пояса, плеча, предплечья и туловища. При этом статические упражнения чередуют с динамическими, с упражнениями на расслабление, координацию, дыхательными упражнениями.
Упражнения выполняются с поддержкой здоровой конечностью и без поддержки; применяются разведение рук и другие упражнения, связанные с одновременными движениями обеих рук и необходимые для увеличения амплитуды движения в плечевом суставе.
Для занятий лечебной гимнастикой в этом периоде могут быть использованы упражнения с гимнастическими предметами (палка, булава, мяч, гантели).
Если больной может активно поднять руку до горизонтального уровня, можно переходить к выполнению упражнений третьего периода.
III период — восстановительный. На данном этапе у больных возможны остаточные явления в виде ограничения амплитуды движений в суставах, снижения силы и выносливости мышц поврежденной конечности, препятствующие восстановлению трудоспособности. Поэтому в первую очередь необходимо решить задачи по устранению этих последствий травмы. Продолжительность третьего периода, заключительного, зависит от восстановления трудоспособности пострадавшего.
В комплекс ЛФК включаются маховые упражнения, которые сочетаются с упражнениями, направленными на восстановление координации движений, функции локтевого и плечевого суставов, на укрепление мышц. Для закрепления достигнутых результатов лечения (в частности, амплитуды движений в локтевом суставе) конечность укладывают в положение максимально достигнутой коррекции (лечение положением длительностью 10—20 мин). Показана лечебная гимнастика в теплой воде. В занятия также включают упражнения с отягощением и в сопротивлении, в более поздние сроки восстановительного периода применяется механотерапия. Большое внимание уделяется упражнениям, не обходимым для профессиональной реабилитации больного.
Часть занятия | Продолжи тельность | Содержание |
Вводная | 8—10 мин | Длительные упражнения. Изометрическое напряжение мышц здоровой и поврежденной конечности (чередовать ритмические и длительные напряжения) |
Основная | 20—25 мин | Общеукрепляющие упражнения в сочетании со специальными, чередовать поврежденную руку со здоровой рукой. Упражнения с отягощением, с сопротивлением. Сгибание, разгибание, отведение, приведение в лучезапястном, локтевом суставах на скользящей поверхности. Применение механотерапии |
Заключи тельная | 3—5 мин | Дыхательные упражнения, упражнения на расслабление |
Примечание. В основной части занятий особое внимание необходимо уделить не только нормализации амплитуды движений, но и укреплению мышц всей верхней конечности. Для этого эффективно использование следующего упражнения: поднять руку до горизонтального уровня и удерживать ее в этом положении до усталости мышц.
Показаны трудовые операции, увеличивающие амплитуды движений в плечевом суставе. Для лиц различного возраста возможны трудовые операции бытового характера (мытье окон, шитье на швейной машинке с ручным приводом, глажение белья и т. д.). Рекомендуются работы, требующие активного вовлечения плечевого сустава в трудовой процесс (работа в слесарной мастерской, работа на ткацком станке).
Источник
Îáùèå ïðîÿâëåíèÿ òðàâìàòè÷åñêîé áîëåçíè. Òèïû òðàâìàòè÷åñêèõ ïîâðåæäåíèé îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, èõ ñèìïòîìû. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ, ìåòîäû èõ ëå÷åíèÿ è âîçìîæíûå îñëîæíåíèÿ. Îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû ïðè òðàâìàõ è âûâèõàõ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ËÔÊ ïðè òðàâìàõ âåðõíèõ è íèæíèõ êîíå÷íîñòåé
Òðàâìîé — íàçûâàåòñÿ âíåçàïíîå âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì ÷åëîâåêà ôàêòîðîâ âíåøíåé ñðåäû (ìåõàíè÷åñêèõ, ôèçè÷åñêèõ, õèìè÷åñêèõ è äð.), ïðèâîäÿùèõ ê íàðóøåíèþ àíàòîìè÷åñêîé öåëîñòíîñòè òêàíåé è ôóíêöèîíàëüíûì íàðóøåíèÿì â íèõ.
Ðàçëè÷àþò ñëåäóþùèå âèäû òðàâìàòèçìà: ïðîèçâîäñòâåííûé, áûòîâîé, óëè÷íûé, òðàíñïîðòíûé, ñïîðòèâíûé è âîåííûé.
Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ òðàâìû îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ ìåõàíè÷åñêîé ñèëû: ïåðåëîìû êîñòåé, ðàñòÿæåíèÿ è ðàçðûâû ìûøö èëè ñâÿçîê, âûâèõè.
Ïðè íåçíà÷èòåëüíîì âîçäåéñòâèè ïîâðåæäàþùåãî ôàêòîðà ïðåîáëàäàþò ìåñòíûå ñèìïòîìû òðàâìû: ïîêðàñíåíèå, îòåê, áîëü, íàðóøåíèå ôóíêöèè. Ïðè îáøèðíûõ ïîâðåæäåíèÿõ, íàðÿäó ñ ìåñòíûìè ñèìïòîìàìè, âîçíèêàþò íàðóøåíèÿ äåÿòåëüíîñòè öåíòðàëüíîé íåðâíîé, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è äûõàòåëüíîé ñèñòåì, æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, îðãàíîâ âûäåëåíèÿ è æåëåç âíóòðåííåé ñåêðåöèè.
Ñîâîêóïíîñòü îáùèõ è ìåñòíûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ñäâèãîâ, íàñòóïàþùèõ â îðãàíèçìå ïîñëå òðàâìû, íàçûâàåòñÿ òðàâìàòè÷åñêîé áîëåçíüþ.
Îáùèìè ïðîÿâëåíèÿìè òðàâìàòè÷åñêîé áîëåçíè ÿâëÿþòñÿ: îáìîðîê, êîëëàïñ, òðàâìàòè÷åñêèé øîê.
Îáìîðîê — êðàòêîâðåìåííàÿ ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, îáóñëîâëåííàÿ íåäîñòàòî÷íûì êðîâîîáðàùåíèåì â ãîëîâíîì ìîçãó (â ðåçóëüòàòå ðåôëåêòîðíîãî ñïàçìà åãî ñîñóäîâ). Ïðè îáìîðîêå íàáëþäàþòñÿ ãîëîâîêðóæåíèå, òîøíîòà, çâîí â óøàõ, ïîõîëîäåíèå êîíå÷íîñòåé, ðåçêîå ïîáëåäíåíèå êîæíûõ ïîêðîâîâ, ñíèæåíèå ÀÄ.
Êîëëàïñ — ôîðìà îñòðîé ñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè (ñâÿçàííàÿ ñ êðîâîïîòåðåé, áîëüþ, íàðêîçîì, èíòîêñèêàöèåé.) Õàðàêòåðèçóåòñÿ îñëàáëåíèåì ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè â ðåçóëüòàòå ñíèæåíèÿ ñîñóäèñòîãî òîíóñà èëè ìàññû öèðêóëèðóþùåé êðîâè, ÷òî ïðèâîäèò ê óìåíüøåíèþ âåíîçíîãî ïðèòîêà êðîâè ê ñåðäöó, ñíèæåíèþ ÀÄ è ãèïîêñèè ìîçãà. Ñèìïòîìû êîëëàïñà: îáùàÿ ñëàáîñòü, ãîëîâîêðóæåíèå, õîëîäíûé ïîò; ñîçíàíèå ñîõðàíåíî èëè çàòóìàíåíî.
Òðàâìàòè÷åñêèé øîê- òÿæåëûé ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ, âîçíèêàþùèé â îðãàíèçìå êàê îòâåòíàÿ ðåàêöèÿ íà òÿæåëóþ òðàâìó. Ïðîÿâëÿåòñÿ íàðàñòàþùèì óãíåòåíèåì æèçíåííî âàæíûõ ôóíêöèé- èç-çà íàðóøåíèÿ íåðâíîé è ãîðìîíàëüíîé ðåãóëÿöèè, äåÿòåëüíîñòè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, äûõàòåëüíîé, âûäåëèòåëüíîé è äð. ñèñòåì îðãàíèçìà.
Ê òðàâìàòè÷åñêèì ïîâðåæäåíèÿì ÎÄÀ, ïðè êîòîðûõ ïðèìåíÿåòñÿ ËÔÊ, îòíîñÿòñÿ ïåðåëîìû êîñòåé, ïîâðåæäåíèÿ òêàíåé ( ìûøö, ñâÿçîê, ñóõîæèëèé), óøèáû ñóñòàâîâ, âûâèõè.
Ïåðåëîì — ýòî ïîëíîå íàðóøåíèå àíàòîìè÷åñêîé öåëîñòíîñòè êîñòè, âûçâàííîå íàñèëèåì ( ìåõàíè÷åñêèì âîçäåéñòâèåì ) ïðåâûøàþùèì ïðåäåëû åå ïðî÷íîñòè è ñîïðîâîæäàþùååñÿ ïîâðåæäåíèåì îêðóæàþùèõ òêàíåé è íàðóøåíèåì ôóíêöèè ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà òåëà.
Ñèìïòîìû ïåðåëîìà:
— áîëü
íàðóøåíèå ôóíêöèé
äåôîðìàöèÿ è óêîðî÷åíèÿ êîíå÷íîñòè
íåíîðìàëüíàÿ ïîäâèæíîñòü
êðåïèòàöèÿ ( òðåíèå îäíîãî îòëîìêà î äðóãîé)
èíîãäà áûâàåò øîê
 çàâèñèìîñòè îò ïðîèñõîæäåíèÿ ïåðåëîìû êîñòåé äåëÿòñÿ íà:
Âðîæäåííûå, âîçíèêàþùèå âî âíóòðèóòðîáíîì ïåðèîäå, âñëåäñòâèå íåïîëíîöåííîñòè êîñòíîãî ñêåëåòà ïëîäà.
Ïðèîáðåòåííûå, êîòîðûå â ñâîþ î÷åðåäü äåëÿòñÿ íà: òðàâìàòè÷åñêèå, âîçíèêàþùèå ïîä âëèÿíèåì ìåõàíè÷åñêèõ ôàêòîðîâ. Ïàòîëîãè÷åñêèå, ÿâëÿþùèåñÿ ñëåäñòâèåì ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â êîñòÿõ (îïóõîëè, îñòåîìèåëèò, òóáåðêóëåç).
Ðàçëè÷àþò îòêðûòûå ïåðåëîìû, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ïîâðåæäåíèåì êîæíûõ ïîêðîâîâ ( åñëè åñòü íàðóæíàÿ ðàíà), è çàêðûòûå, êîãäà öåëîñòíîñòü êîæè ñîõðàíåíà ( åñëè íåò íàðóæíîé ðàíû). Îòêðûòûå ïåðåëîìû áîëåå òÿæåëûå, ò. ê. êðîâü èçëèâàåòñÿ íàðóæó, è èìåþòñÿ îòêðûòûå âîðîòà äëÿ èíôåêöèè.
 çàâèñèìîñòè îò ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìû òðóá÷àòûõ êîñòåé äåëÿò íà ýïèôèçàðíûå( âíóòðèñóñòàâíûå)
ìåòàôèçàðíûå ( îêîëîñóñòàâíûå)
äèàôèçàðíûå ( âñå ïðîòÿæåíèå êîñòè).
Îíè äåëÿòñÿ íà âåðõíþþ, ñðåäíþþ è íèæíþþ òðåòü.
Âíóòðèñóñòàâíûå ïåðåëîìû íàèáîëåå òÿæåëûå, îíè äåëÿòñÿ íà:
ïåðåëîìû ñ ñîõðàíåíèåì êîíãðóåíòíîñòè ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé;
ïåðåëîìû ñ íàðóøåíèåì êîíãðóåíòíîñòè ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé;
îñêîëü÷àòûå ïåðåëîìû, îïàñíûå óòðàòîé ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâå;
ïåðåëîìû-âûâèõè.
 çàâèñèìîñòè îò ìåõàíèçìà ïðîèñõîæäåíèÿ ïåðåëîìû äåëÿòñÿ
ïåðåëîìû îò ñäàâëåíèÿ
ïåðåëîìû îò ñãèáàíèÿ
ïåðåëîìû îò ñêðó÷èâàíèÿ
îòðûâíûå ïåðåëîìû
Ïî íàïðàâëåíèþ ëèíèé èçëîìà ( ïî îòíîøåíèþ ê îñè êîñòè) ðàçëè÷àþò
ïîïåðå÷íûå
ïðîäîëüíûå
êîñûå
âèíòîîáðàçíûå (ñïèðàëüíûå)
Åñëè êîñòü ïîâðåæäåíà ñ îáðàçîâàíèåì îñêîëêîâ, òî âîçíèêàþò îñêîëü÷àòûå ïåðåëîìû.
Ïðè îáðàçîâàíèè áîëüøîãî êîëè÷åñòâà ìåëêèõ îñêîëêîâ êîñòåé ïåðåëîìû íàçûâàþòñÿ ðàçäðîáëåííûìè.
Ïîä âëèÿíèåì âíåøíåé ñèëû è ïîñëåäóþùåé òÿãè ìûøö áîëüøèíñòâî ïåðåëîìîâ ñîïðîâîæäàþòñÿ ñìåùåíèåì îòëîìêîâ.
Ó äåòåé ïåðåëîìû êîñòåé ïðîèñõîäÿò ïî òèïó çåëåíîé âåòêè, ò.å. îòëîìêè êîñòåé óäåðæèâàþòñÿ óöåëåâøåé íàäêîñòíèöåé êàê â ÷åõëå.
Ïåðåëîìû îäíîãî ñåãìåíòà èëè îäíîé îáëàñòè íàçûâàþòñÿ èçîëèðîâàííûìè.
Òðàâìû íåñêîëüêèõ ëîêàëèçàöèé îðãàíîâ îïîðû è äâèæåíèÿ( ïåðåëîì áåäðà è ãîëåíè, ïëå÷à è áåäðà è ò.ä.) íàçûâàþòñÿ ìíîæåñòâåííûìè.
Òðàâìû íåñêîëüêèõ ðàçëè÷íûõ ñèñòåì è îðãàíîâ ( ïåðåëîì áåäðà ñ ðàçðûâîì ñåëåçåíêè) íàçûâàþòñÿ ñî÷åòàííûìè.
Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ:
îáåçáîëèâàíèå (ñ ïîìîùüþ øïðèö òþáèêà)
îñòàíîâêà êðîâîòå÷åíèÿ (ñ ïîìîùüþ æãóòà è ïîäðó÷íûõ ñðåäñòâ)
èììîáèëèçàöèÿ (ñ ïîìîùüþ øèíû)
ïðè îñòàíîâêå äûõàíèÿ — èñêóññòâåííîå äûõàíèå
ïðè îñòàíîâêå ñåðäöà — çàêðûòûé ìàññàæ ñåðäöà
íàïðàâëåíèå â ñòàöèîíàð
Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ âêëþ÷àåò âîññòàíîâëåíèå àíàòîìè÷åñêîé öåëîñòíîñòè ñëîìàííîé êîñòè è ôóíêöèé ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà. Ðåøåíèå ýòèõ çàäà÷ äîñòèãàåòñÿ çà ñ÷åò:
ðàííåãî è òî÷íîãî ñîïîñòàâëåíèÿ îòëîìêîâ (ðåïîçèöèÿ)
ïðî÷íàÿ ôèêñàöèÿ ðåïîíèðîâàííûõ îòëîìêîâ — äî ïîëíîãî èõ ñðàñòàíèÿ
ñâîåâðåìåííîå ôóíêöèîíàëüíîå ëå÷åíèå
Ìåòîäû ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ:
Êîíñåðâàòèâíûé ìåòîä â íåì âûäåëÿþò 2 ýòàïà — ôèêñàöèþ è âûòÿæåíèå. Ñðåäñòâàìè ôèêñàöèè ìîãóò áûòü ãèïñîâûå ïîâÿçêè, ëàíãåòû, êîðñåòû è äð. àïïàðàòû. Äëÿ äîñòèæåíèÿ íåïîäâèæíîñòè è ïîêîÿ ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà ôèêñèðóåò 2-3 áëèçëåæàùèõ ñóñòàâà.
Ñêåëåòíîå âûòÿæåíèå èñïîëüçóþò ïðè ëå÷åíèè ïåðåëîìîâ ñî ñìåùåíèåì, êîñûõ, âèíòîîáðàçíûõ è îñêîëü÷àòûõ ïåðåëîìîâ äëèííûõ òðóá÷àòûõ êîñòåé, íåêîòîðûõ ïåðåëîìîâ êîñòåé òàçà, âåðõíèõ øåéíûõ ïîçâîíêîâ, êîñòåé â îáëàñòè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà è ïÿòî÷íîé êîñòè.  íàñòîÿùåå âðåìÿ íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåíî âûòÿæåíèå ñ ïîìîùüþ ñïèöû Êèðøíåðà, ðàñòÿãèâàåìîé â ñïåöèàëüíîé ñêîáå. Ê ñêîáå ñ ïîìîùüþ øíóðà ïðèêðåïëÿþò ãðóç. Ïîñëå ñíÿòèÿ ñêåëåòíîãî âûòÿæåíèÿ ÷åðåç 20-50 äíåé íàêëàäûâàþò ãèïñîâóþ ïîâÿçêó.
Îïåðàòèâíûé ìåòîä:
À) ìåòàëëîîñòåîñèíòåç- ñîåäèíåíèå îòëîìêîâ êîñòåé ñ ïîìîùüþ ìåòàëëè÷åñêèõ êîíñòðóêöèé (ñïèö, ãâîçäåé, ïðîâîëîêè è ò.ä.)
Á) íàëîæåíèå êîìïðåññèîííî-äèñòðàêöèîííûõ àïïàðàòîâ Èëèçàðîâà, Âîëêîâà (ïåðåêðåùèâàþùèåñÿ ñïèöû ïðîâîäÿòñÿ ÷åðåç êîñòü, ñîåäèíÿþòñÿ êîëüöàìè, à êîëüöà øòàíãàìè.)
Ïðåèìóùåñòâîì îïåðàòèâíîãî ìåòîäà ëå÷åíèÿ ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ïîñëå ôèêñàöèè îòëîìêîâ ìîæíî ïðîèçâîäèòü äâèæåíèÿ âî âñåõ ñóñòàâàõ ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà òåëà, ÷òî íåâîçìîæíî äåëàòü ïðè ãèïñîâîé ïîâÿçêå ( áîëüíîé ñ ïåðâûõ äíåé ìîæåò ñåáÿ îáñëóæèâàòü).
Âîññòàíîâèòåëüíûé ìåòîä — ËÔÊ, ìàññàæ, òðóäîòåðàïèÿ, ìåõàíîòåðàïèÿ, ôèçèîòåðàïèÿ, èãëîóêàëûâàíèå è ìàíóàëüíàÿ òåðàïèÿ.
Îñëîæíåíèÿ ïðè ëå÷åíèè ïåðåëîìîâ:
çàñòîéíàÿ ïíåâìîíèÿ
êîíòðàêòóðà — îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâàõ
àíêèëîç — ïîëíîå îòñóòñòâèå ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâå
ãèïîòðîôèÿ ìûøö — óìåíüøåíèå ìûøöû â îáúåìå
àòðîôèÿ ìûøö
Ïåðèîäû ËÔÊ ïðè òðàâìàõ:
èììîáèëèçàöèîííûé èëè ïåðèîä âûíóæäåííîãî ïîëîæåíèÿ
ïîñòèììîáèëèçàöèîííûé
âîññòàíîâèòåëüíûé
Ïåðâûé ïåðèîä ñîîòâåòñòâóåò êîñòíîìó ñðàùåíèþ îòëîìêîâ, êîòîðîå íàñòóïàåò â ñðåäíåì ÷åðåç 30-90 äíåé ïîñëå òðàâìû.
Ëà íàçíà÷àþò ñ ïåðâûõ äíåé ïîñòóïëåíèÿ áîëüíîãî â ñòàöèîíàð.
Çàäà÷è ËÔÊ:
-íîðìàëèçàöèÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî;
-óëó÷øåíèå îáìåíà âåùåñòâ, äåÿòåëüíîñòè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è äûõàòåëüíîé ñèñòåì, îðãàíîâ âûäåëåíèÿ;
-ïðîôèëàêòèêà îñëîæíåíèé (çàñòîéíîé ïíåâìîíèè, ìåòåîðèçìà è äð.).
-óñêîðåíèå ðàññàñûâàíèÿ êðîâîèçëèÿíèÿ è îòåêà;
-óñêîðåíèå îáðàçîâàíèÿ êîñòíîé ìîçîëè (ïðè ïåðåëîìàõ);
-óëó÷øåíèå ïðîöåññà ðåãåíåðàöèè ïîâðåæäåííûõ òêàíåé;
-ïðåäóïðåæäåíèå àòðîôèè ìûøö, âîçíèêíîâåíèÿ êîíòðàêòóð è òóãîïîäâèæíîñòè â ñóñòàâàõ.
Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ËÔÊ: îáùåå òÿæåëîå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî, ñòîéêèé áîëåâîé ñèíäðîì, íàëè÷èå èíîðîäíûõ òåë â òêàíÿõ.
Ñðåäñòâà ËÔÊ:
-ÎÐÓ (äëÿ íåòðàâìèðîâàííûõ ÷àñòåé òåëà);
-äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ: äëÿ ëåæà÷èõ áîëüíûõ — â ñîîòíîøåíèè 1:1; äëÿ õîäÿ÷èõ — 1:2(3);
àêòèâíûå ÔÓ äëÿ ñóñòàâîâ ñâîáîäíûõ îò èììîáèëèçàöèè;
óïð. äëÿ ìûøö æèâîòà â èçîìåòðè÷åñêîì ðåæèìå è ìûøö òåõ ó÷àñòêîâ òåëà, ãäå ìîãóò îáðàçîâàòüñÿ ïðîëåæíè;
ëå÷åíèå ïîëîæåíèåì;
èäåîìîòîðíûå óïð.;
èçîìåòðè÷åñêîå íàïðÿæåíèå ìûøö ïîä èììîáèëèçàöèåé.
Âòîðîé ïåðèîä (ïîñòèììîáèëèçàöèîííûé) íà÷èíàåòñÿ ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñîâîé ïîâÿçêè èëè âûòÿæåíèÿ. Ó áîëüíûõ îáðàçîâàëàñü ïåðâè÷íàÿ êîñòíàÿ ìîçîëü, íî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñíèæåíà ñèëà ìûøö, îãðàíè÷åíà àìïëèòóäà äâèæåíèé â ñóñòàâàõ èììîáèëèçèðîâàííîé êîíå÷íîñòè.
Çàäà÷è ËÔÊ:
óêðåïëåíèå êîñòíîé ìîçîëè
ïðè îïåðàòèâíîì âìåøàòåëüñòâå — îáåñïå÷åíèå ïîäâèæíîñòè ðóáöà, íå ñïàÿííîãî ñ ïîäëåæàùèìè òêàíÿìè;
çàâåðøåíèå ïðîöåññîâ ðåãåíåðàöèè ïîâðåæäåííûõ òêàíåé è âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèé â îáëàñòè ïîâðåæäåíèÿ;
äàëüíåéøàÿ ïðîôèëàêòèêà àòðîôèè ìûøö è êîíòðàêòóð ñóñòàâîâ;
óêðåïëåíèå ìûøö ïëå÷åâîãî ïîÿñà, òóëîâèùà è êîíå÷íîñòåé.
Ñðåäñòâà ËÔÊ:
ÎÐÓ
Äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ
Ïàññèâíûå, à çàòåì àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ ñóñòàâîâ ïîðàæåííîé ÷àñòè òåëà
Êîððèãèðóþùèå óïðàæíåíèÿ
Óïð. â ðàâíîâåñèè
Ñòàòè÷åñêèå óïð.
Óïð. â ðàññëàáëåíèè ìûøö
Óïð. ñ ïðåäìåòàìè.
Óïðàæíåíèÿ âíà÷àëå ëó÷øå âûïîëíÿòü èç îáëåã÷åííûõ èñõîäíûõ ïîëîæåíèé (ëåæà, ñèäÿ).
Àêòèâíûå äâèæåíèÿ, íàïðàâëåííûå íà âîññòàíîâëåíèå ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâàõ, ÷åðåäóþò ñ óïðàæíåíèÿìè, ñïîñîáñòâóþùèìè êàê óêðåïëåíèþ, òàê è ðàññëàáëåíèþ ìûøö.
Òðåòèé ïåðèîä (âîññòàíîâèòåëüíûé) — ó áîëüíûõ âîçìîæíû îñòàòî÷íûå ÿâëåíèÿ â âèäå íåäîñòàòî÷íîñòè èëè îãðàíè÷åíèÿ àìïëèòóäû äâèæåíèé â ñóñòàâàõ, ñíèæåíèÿ ñèëû è âûíîñëèâîñòè ìûøö ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè.
Îí ïðîõîäèò â ðåàáèëèòàöèîííîì öåíòðå, èëè â ñàíàòîðèè, èëè â ïîëèêëèíèêå ïî ìåñòó æèòåëüñòâà (÷àñòè÷íî — â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ).
Çàäà÷è ËÔÊ:
îêîí÷àòåëüíîå (åñëè âîçìîæíî) âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèé;
àäàïòàöèÿ îðãàíèçìà ê áûòîâûì è ïðîèçâîäñòâåííûì íàãðóçêàì;
ôîðìèðîâàíèå êîìïåíñàöèé, íîâûõ äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ.
Ñðåäñòâà ËÔÊ:
ñïîðòèâíî-ïðèêëàäíûå óïðàæíåíèÿ
òðåíèðîâêà íà òðåíàæåðàõ
åñòåñòâåííûå ôàêòîðû ïðèðîäû
Îáùàÿ ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà óâåëè÷èâàåòñÿ çà ñ÷åò ïðîäîëæèòåëüíîñòè è ïëîòíîñòè ïðîöåäóðû, êîëè÷åñòâà óïð. è èõ ïîâòîðÿåìîñòè, ðàçëè÷íûõ èñõîäíûõ ïîëîæåíèé. ÎÐÓ äîïîëíÿþòñÿ äîçèðîâàííîé õîäüáîé, ëå÷åáíûì ïëàâàíèåì, ïðèêëàäíûìè óïð., ìåõàíîòåðàïèåé. Øèðîêî èñïîëüçóþò â ýòîò ïåðèîä è òðóäîòåðàïèþ.
Îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè ËÔÊ ïðè òðàâìàõ ÎÄÀ.
Ïðîñòåéøèå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ ïîçâîëÿþò íå òîëüêî äàòü îáúåêòèâíûå çàêëþ÷åíèÿ ïðè äèàãíîñòèêå ïîâðåæäåíèé ÎÄÀ, íî è îöåíèòü ðîëü ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ïðè ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ.
Óãëîâûå èçìåðåíèÿ àìïëèòóäû äâèæåíèÿ â ñóñòàâàõ ïðîâîäÿò ïðè ïîìîùè óãëîìåðîâ.
Ëèíåéíûå èçìåðåíèÿ ïðîâîäÿò ñàíòèìåòðîâîé ëåíòîé, îïðåäåëÿþò äëèíó, êàê ïîâðåæäåííîé, òàê è çäîðîâîé êîíå÷íîñòè. Ïðè ñðàâíåíèè ýòèõ äàííûõ ïîëó÷àþò ïðåäñòàâëåíèå î ñòåïåíè àíàòîìè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ íàðóøåíèé.
Îáúåìíûå èçìåðåíèÿ èçìåðÿþò îêðóæíîñòü áîëüíîé è çäîðîâîé êîíå÷íîñòè â ñèììåòðè÷íûõ ìåñòàõ.(äëÿ îïðåäåëåíèÿ ãèïîòðîôèè ìûøö).
Ìûøå÷íóþ ñèëó ìîæíî îïðåäåëèòü ñ ïîìîùüþ äèíàìîìåòðèè è äèíàìîãðàôèè.
Î òîíóñå ìûøö ñóäÿò ïî ðåçèñòåíòíîñòè (óïðóãîñòè) ìåòîäîì ïàëüïàöèè.
Î âûíîñëèâîñòè íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà ñóäÿò ïî äëèòåëüíîñòè óäåðæàíèÿ ìûøå÷íîãî íàïðÿæåíèÿ èëè âûïîëíåíèþ êàêîé ëèáî äèíàìè÷åñêîé ðàáîòû ñ îïðåäåëåííûì ìûøå÷íûì óñèëèåì.  òå÷åíèå îïðåäåëåííîãî âðåìåíè ñîâåðøàþò ìàêñèìàëüíîå ÷èñëî äâèæåíèé ñåãìåíòîì êîíå÷íîñòè, à çàòåì ïîêàçàòåëè ñðàâíèâàþò ñ äàííûìè èññëåäîâàíèÿ çäîðîâîé êîíå÷íîñòè.
Ïåðåëîìû äèàôèçà ïðåäïëå÷üÿ ñîñòàâëÿþò 25,6% âñåõ ïåðåëîìîâ êîñòåé âåðõíåé êîíå÷íîñòè. Ðàçëè÷àþò èçîëèðîâàííûå ïåðåëîìû ëó÷åâîé èëè ëîêòåâîé êîñòè è ïåðåëîìû îáåèõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ.
Ëå÷åíèå äèàôèçàðíûõ ïåðåëîìîâ çàêëþ÷àåòñÿ â ðåïîçèöèè îòëîìêîâ (îñîáåííî ïðè èõ ñìåøåíèè),èììîáèëèçàöèè ãèïñîâîé ïîâÿçêîé — îò îñíîâàíèÿ ïàëüöåâ äî âåðõíåé òðåòè ïëå÷à (ðóêà ñîãíóòà â ëîêòåâîì ñóñòàâå ïîä óãëîì 90°)è óêëàäûâàíèè ðóêè íà øèðîêóþ ìàðëåâóþ êîñûíêó. Äëèòåëüíîñòü èììîáèëèçàöèè îïðåäåëÿåòñÿ õàðàêòåðîì ïåðåëîìà è åãî ëîêàëèçàöèåé: ïðè ïåðåëîìå ëîêòåâîé èëè ëó÷åâîé êîñòè- äî 1 ìåñÿöà; ïðè ïåðåëîìàõ îáåèõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ — 7-9 íåäåëü.
Äèàôèçàðíûå ïåðåëîìû ïëå÷åâîé êîñòè âñòðå÷àþòñÿ äîâîëüíî ÷àñòî. Ìåõàíèçì ïåðåëîìà ìîæåò áûòü ïðÿìûì (íåïîñðåäñòâåííûé óäàð) è íåïðÿìûì (ïàäåíèå íà ëîêîòü, ìåòàíèå ãðàíàòû è ò.ä.). ÷àùå íàáëþäàþòñÿ ïåðåëîìû â ñðåäíåé òðåòè, ãäå ïîïåðå÷íèê êîñòè íàèáîëåå óçîê. Ëå÷åíèå ïðîâîäèòñÿ êàê îïåðàòèâíûì, òàê è êîíñåðâàòèâíûì ìåòîäîì, îäíàêî îñíîâíûì ìåòîäîì ëå÷åíèÿ áîëüíûõ ñ ïåðåëîìàìè äèàôèçà ïëå÷åâîé êîñòè ÿâëÿåòñÿ êîíñåðâàòèâíûé. Èììîáèëèçàöèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷àùå âñåãî ãèïñîâîé ïîâÿçêîé ñ ôèêñàöèåé âñåõ ñóñòàâîâ ðóêè (ïëå÷åâîãî, ëîêòåâîãî è ëó÷åçàïÿñòíîãî); çàòåì êîíå÷íîñòü óêëàäûâàþò íà îòâîäÿùóþ øèíó — â ñðåäíåì íà 3-6 íåäåëü. Ïðè ìíîãîîñêîëü÷àòûõ ïåðåëîìàõ êîñòåé ïëå÷à èñïîëüçóþò àïïàðàò Èëèçàðîâà.
Ïåðåëîìû êîñòåé êèñòè ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ïåðåëîìû êîñòåé çàïÿñòüÿ, ïÿñòüÿ è ôàëàíã ïàëüöåâ. òðàâìà ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïåðåëîì
Òðàâìû êîñòåé êèñòè ïðîèñõîäÿò îáû÷íî â ðåçóëüòàòå ïðÿìîãî óäàðà èëè ñäàâëåíèÿ.
Ïåðåëîìû êëþ÷èöû ïðîèñõîäÿò ïðè ïàäåíèè íà áîê èëè íà ñîãíóòóþ ðóêó, à òàêæå íåïîñðåäñòâåííîì óäàðå ïî êëþ÷èöå.
Ïðè êîíñåðâàòèâíîì ìåòîäå ëå÷åíèÿ â ïîäìûøå÷íóþ âïàäèíó êëàäóò ïëîòíóþ ïîäóøå÷êó îâàëüíîé ôîðìû, ôèêñèðóÿ åå ê òóëîâèùó ÷åðåç çäîðîâîå ïëå÷î êðàõìàëüíûìè èëè ãèïñîâûìè áèíòàìè. Êîíå÷íîñòü, ñîãíóòàÿ â ëîêòåâîì ñóñòàâå ïîä óãëîì 35-45°, óêëàäûâàåòñÿ íà êîñûíêó, êîíöû êîòîðîé ñîåäèíÿþòñÿ çà øååé. Èììîáèëèçàöèÿ ïðîäîëæàåòñÿ â ñðåäíåì 3 íåäåëè.
Ïðè îïåðàòèâíîì ìåòîäå ëå÷åíèÿ îòëîìêè ñêðåïëÿþò ñïèöåé, ãâîçäåì, øóðóïîì, ëàâñàíîâîé èëè êàïðîíîâîé ëåíòîé.
Âûâèõè êëþ÷èöû.  ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ íàáëþäàþòñÿ âûâèõè àêðîìèàëüíîãî êîíöà êëþ÷èöû, êîòîðûå âîçíèêàþò ïðè âîçäåéñòâèè ñèëû íà ïëå÷î, ðåçêî îòâåäåííîå êíèçó è âíóòðü.  íàñòîÿùåå âðåìÿ îñíîâíûì ìåòîäîì ëå÷åíèÿ âûâèõîâ êëþ÷èöû ÿâëÿåòñÿ îïåðàòèâíûé. Ïîñëå îïåðàöèè ôèêñàöèÿ ïðîèçâîäèòñÿ ãèïñîâîé ïîâÿçêîé ñðîêîì íà 2-4 íåäåëè èëè îòâîäÿùåé øèíîé äëÿ âåðõíåé êîíå÷íîñòè ñ äàâÿùåé ïîâÿçêîé íà àêðîìèàëüíûé êîíåö êëþ÷èöû.
Òðàâìû ëîêòåâîãî ñóñòàâà.
Òðàâìàòè÷åñêèå ïîâðåæäåíèÿ ëîêòåâîãî ñóñòàâà äåëÿòñÿ íà óøèáû, ïåðåëîìû è âûâèõè. Ïðè òðàâìàõ ëîêòåâîãî ñóñòàâà íàêëàäûâàþò çàäíþþ ãèïñîâóþ ëîíãåòó îò îñíîâàíèÿ ïàëüöåâ äî âåðõíåé òðåòè ïëå÷åâîé êîñòè (ðóêà ñîãíóòà â ëîêòåâîì ñóñòàâå ïîä óãëîì 90*).
Äèàôèçàðíûå ïåðåëîìû áåäðà — òÿæåëîå ïîâðåæäåíèå. Ðàçëè÷àþò ïåðåëîì áåäðà â âåðõíåé, ñðåäíåé è íèæíåé òðåòè. Ëå÷åíèå ïðîâîäèòñÿ êîíñåðâàòèâíûì (ñêåëåòíîå âûòÿæåíèå çà áóãðèñòîñòü áîëüøåáåðöîâîé êîñòè) èëè îïåðàòèâíûì (ñêðåïëåíèå ìåòàëëè÷åñêèì ãâîçäåì, ïëàñòèíîé èëè àïïàðàòîì Èëèçàðîâà) ìåòîäàìè.
Òðàâìû êîëåííîãî ñóñòàâà âåñüìà ìíîãîîáðàçíû: ïîâðåæäåíèÿ ñâÿçî÷íî-ñóõîæèëüíîãî àïïàðàòà è êàïñóëû ñóñòàâà (ðàñòÿæåíèÿ, ðàçðûâû áîêîâûõ ñâÿçîê, êðåñòîîáðàçíûõ ñâÿçîê), ïåðåëîì íàäêîëåííèêà, ïîâðåæäåíèÿ ìåíèñêîâ, ïåðåëîìû ñóñòàâíûõ êîíöîâ áåäðà èëè áîëüøåáåðöîâîé êîñòè. Ýòè òðàâìû âîçíèêàþò âñëåäñòâèå ïðÿìîãî ïîâðåæäåíèÿ êîëåííîãî ñóñòàâà — óäàð â îáëàñòü ñóñòàâà èëè íåïðÿìîãî — ïðèçåìëåíèå ñ âûñîòû íà ïðÿìûå íîãè è íàñèëüñòâåííîå ïðåâûøåíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ ãðàíèö îáû÷íûõ äâèæåíèé. Ïðè ëþáîì ïîâðåæäåíèè êîëåííîãî ñóñòàâà îòìå÷àþòñÿ êðîâîèçëèÿíèå â ñóñòàâ, ñãëàæåííûå êîíòóðû ñóñòàâà (îòåê è ïðèïóõëîñòü).
Ïåðåëîìû êîñòåé ñòîïû. Ê òðàâìàòè÷åñêèì ïîâðåæäåíèÿì êîñòåé ñòîïû îòíîñÿò ïåðåëîìû êîñòåé ïðåäïëþñíû, ïëþñíû è ôàëàíã ïàëüöåâ.
Ïåðåëîìû êîñòåé ïðåäïëþñíû (ïÿòî÷íîé è òàðàííîé) îáû÷íî âîçíèêàþò ïðè ïàäåíèè ñ âûñîòû íà ïÿòêè; ïåðåëîìû ïëþñíåâûõ êîñòåé è ôàëàíã ïàëüöåâ — ïðè ïàäåíèè ãðóçà íà ñòîïó. Ïåðåëîìû ôèêñèðóþò ãèïñîâîé ïîâÿçêîé ñî ñòðåìåíåì íà 4-8 íåäåëü.
Ïîâðåæäåíèÿ ñóõîæèëüíî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà ÷àùå âñåãî áûâàþò â âèäå ðàñòÿæåíèÿ èëè ðàçðûâà íàðóæíîé ñâÿçêè (ïðè÷èíà — ïîäâåðòûâàíèå ñòîïû) è òðàâìû àõèëëîâà ñóõîæèëèÿ (ïðè âûïîëíåíèè ïðûæêîâ èëè ïîäñêîêîâ íà íîñêàõ èç-çà ðåçêîãî ðàñòÿæåíèÿ ñóõîæèëèÿ). Ïðè ëå÷åíèè íàêëàäûâàþò ãèïñîâóþ ïîâÿçêó «ñàïîæîê» îò ïàëüöåâ äî âåðõíåé òðåòè ãîëåíè ñ ìåòàëëè÷åñêèì ñòðåìåíåì.
1. Ðàçìåùåíî íà www.allbest.ru
Источник